Храм христа спасителя внутри: Храм Христа Спасителя в Москве: адрес, станция метро, как проехать, где находится — Фотографии — История строительства Храма Христа Спасителя

Разное

Содержание

Следы бассейна и неизвестная смотровая: 8 секретов храма Христа Спасителя — Места

Главный и самый большой собор России – храм Христа Спасителя – в 2020 году отметит свое 20-летие. Это храм с непростой судьбой, который трижды закладывали и дважды строили. Храм-памятник в честь победы России над Наполеоном был задуман еще императором Александром I, и лишь в 1883 году, уже при Александре III, состоялось его освящение. Храму было суждено простоять менее полувека, быть разрушенным и вновь возродиться в 2000 году. Звонарь и экскурсовод собора Константин Мишуровский открыл РИАМО восемь секретов храма Христа Спасителя.

Детище четырех императоров

Когда император Александр I в день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, объявил об окончании Отечественной войны, то пообещал воздвигнуть в столице храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». После окончания войны объявили конкурс, на который представили свои работы самые известные зодчие того времени – Воронихин, Стасов, Мельников, Бове, Жилярди и многие другие. Но победил проект безвестного в то время художника-архитектора Карла Витберга. Император решил строить храм в четырех километрах от Кремля – на Воробьевых горах, на берегу Москвы-реки.

Тожественная церемония закладки первого камня и освящения места будущего храма состоялась в первый юбилей войны с Наполеоном – в 1817 году. Однако за несколько лет, рассказывает экскурсовод, не удалось даже толком приступить к строительству храма. Строители столкнулись с большими сложностями, связанными с подвижностью почв на Воробьевых горах.

Взошедший на престол в 1825 году император Николай I приказал приостановить все работы на Воробьевых горах и утвердил новый проект храма, предложенный архитектором Константином Тоном. Он же лично выбрал новое место для сооружения храма – недалеко от Кремля. Так, в 1839 году состоялась вторая закладка храма. Церковь возводилась очень долго: строительство было завершено лишь в 1860 году, а роспись – к 1880 году, уже при императоре Александре II. Кстати, завершал грандиозный проект уже не архитектор Тон, а его сподвижник – Александр Резанов. Освятили храм лишь в 1883 году – уже при императоре Александре III, внуке основателя храма.

Имена четырех российских императоров, строивших главный храм нашей страны, можно найти на двух «храмозданных надписях» – традиционных плитах, расположенных на стенах внутри храма и повествующих о его истории.

Кулуары «Останкино»: «половые инфекции» у Малышевой и ненастоящая Москва у Урганта>>

Следы бассейна и Дворца Советов

Не все знают, что на территории храма остались следы советской эпохи – огромного бассейна «Москва», который 30 лет назад был на этом месте, и Дворца Советов, амбициозного архитектурного проекта советской власти, который так и не был осуществлен.

Кажущийся естественным склон вокруг храма Христа Спасителя – то, что осталось от котлована московского Дворца Советов. Он должен был стать самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма. По замыслу архитектора Бориса Иофана, дворец должен был вознестись на высоту 415 метров, что в четыре раза выше нынешнего здания ХХС.

Фундамент дворца успели закончить к 1939 году, однако из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. Получается, что монолитная гигантская плита, положенная в основание будущего дворца Советов, до сих пор находится в основании нынешнего храма как напоминание о вандализме советской эпохи, отмечает экскурсовод.

А неприметное круглое здание в парке возле храма – это насосная станция, построенная для обслуживания бассейна «Москва». Она принадлежит «Мосводоканалу», напоминая о непростой истории этого места. Открытый бассейн «Москва», построенный на месте разрушенного храма в 60-е годы, проработал до 90-х годов XX века.

Родина‑мать и мальчик на голове: где увидеть малоизвестные памятники в Москве>>

Первый памятник святому Владимиру

В 2016 году в Москве на Боровицкой площади торжественно открыли памятник князю Владимиру. Считается, что это первый и единственный памятник крестителю Руси в столице. Однако это не совсем так.

Первая скульптура равноапостольного князя Владимира появилась в Москве в XIX веке – на северном фасаде храма Христа Спасителя, над левой аркой. Это был надвратный горельеф, который можно увидеть сейчас на воссозданном храме. Рядом с Владимиром – святая благоверная княгиня Ольга.

По проекту, фасад храма украшают 48 горельефов, которые изображают события из русской, евангельской и древней библейской истории, а также просветителей и хранителей христианской веры, святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения Отечественной войны 1812 года. Главную арку северного фасада храма украшают фигуры святых апостолов Петра и Павла, а позади каждого из них изображены по два апостола-евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А на арке правых малых врат можно увидеть горельефы с изображениями святого равноапостольного царя Константина и его матери – царицы Елены.

Горельефы первого храма Христа Спасителя были выполнены из мрамора, тогда как сегодня храм украшают горельефы бронзовые. На экскурсии отмечают, что в первоначальном проекте архитектора Константина Тона горельефы также были бронзовые. А мраморными они стали практически случайно – по решению императора Николая I, которому понравились несколько скульптур из белого камня, сделанные ради эксперимента. По прошествии времени белокаменные скульптуры в московском климате начали бы разрушаться. Поэтому при воссоздании храма было принято решение отлить горельефы из долговечной бронзы – как это и было задумано автором проекта.

Между тем, несколько старинных горельефов первого храма Христа Спасителя до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

Юбилей Малого театра: экскурсии со световым шоу и артисты на подиуме>>

Максимально близко к оригиналу

Современный храм Христа Спасителя – это целый церковный комплекс, в котором находятся верхний и нижний храмы, музеи, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Разместить такое количество помещений позволила как раз стилобатная часть, возведенная на месте существовавшего котлована так и не построенного Дворца Советов.

Все, что мы сейчас видим в храме Христа Спасителя, вплоть до внутренней отделки, было воссоздано максимально близко к оригиналу, насколько это было возможно, уточняет экскурсовод. При этом храм Христа Спасителя – «живой» кафедральный собор, а не музей. Разумеется, за 20 лет здесь появились новые предметы. Например, скамейки в галерее Памяти и Славы. В храме XIX века их не было, однако они «вписались» в интерьер очень деликатно.

Есть и художественный «документ», подтверждающий сходство в росписи старого и нового храмов. Это акварель художника Федора Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», сделанная в 1883 году. Если встать на ту же точку, с которой храм открывался художнику XIX века, диву даешься, насколько точно воссоздана роспись и все убранство храма. Эта картина, а также черно-белые фотографии тех лет помогли современным художникам воссоздать уникальные росписи.

Соборная мечеть глазами москвичей: цвет тиффани, смотровая площадка и экскурсии для иностранцев>>

Необычный купол и алтарь

В отличие от большинства церквей, в храме Христа Спасителя нет паникадила, то есть большой люстры в середине купола. Это дает возможность увидеть храм во всем его великолепии. На самом деле, поясняет экскурсовод, паникадило в храме есть, только размещена многотонная конструкция в галерее на втором уровне – там, где располагается хор.

Купол первого храма Христа Спасителя в XIX веке был расписан группой художников под руководством профессора живописи Алексея Маркова. На тот момент художник по состоянию здоровья уже не мог забираться на леса к куполу храма и поручил эту работу своему ученику – тогда еще малоизвестному молодому художнику Ивану Крамскому и его товарищам. Нынешняя же роспись была в точности воспроизведена профессором живописи Евгением Максимовым.

Роспись купола – что в XIX веке, что в наше время, – это настоящий художественный подвиг, отмечает экскурсовод. Сделать так, чтобы изображение на 27-метровой полусфере было гармоничным и красивым, – это настоящее искусство. На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа (одно из библейских имен Бога – ред.), а также Сына Божьего в образе младенца и Духа Святого – в образе голубя.

В храме можно увидеть и необычный алтарь, представляющий из себя восьмигранную 26-метровую часовню. Своим обликом девятиглавый алтарь-часовня напоминает храм Василия Блаженного, а храмовое пространство вокруг него – Красную площадь, где в старину проходили большие богослужения.

Экспериментальный «Сокол» — как сегодня живет поселок художников в Москве>>

Неизвестные святыни храма

В кафедральном соборе хранится несколько святынь. Главная из них – частица ризы Господней. Ранее она хранилась в Успенском соборе Московского Кремля с XVII века как главная святыня Руси. Государю Михаилу Федоровичу Романову эту святыню подарил персидский шах Аббас, а персы вывезли святыню с территории современной Грузии.

Другие святыни храма – частицы ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь Креста Господня, которые также были переданы из музеев Московского Кремля. Главные святыни хранятся в алтаре, но раз в месяц их выносят в середину храма для поклонения верующих.

Экскурсоводы с сожалением признают, что люди готовы выстаивать километровые очереди, чтобы приложиться к святыням, которые на время привозят из других стран, а о святынях, хранящихся постоянно в Храме Христа Спасителя, часто не знают.

В ковчеге храма хранятся частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, святого Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, святого князя Владимира, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, благоверной княгини Евфросинии Московской, а также святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова).

В храме также находятся чтимый образ Владимирской Божией Матери и Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери.

Несколько лет назад в дар храму была передана семейная реликвия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – икона Святителя Николая.

Не спорт, а борьба за будущее породы: как живет столичный ипподром>>

Единичные подлинники первого храма

В период воссоздания храма ожидали, что иконы и утварь, попавшие в частные руки в советское время, вернутся обратно. Однако этого не случилось. Из частных рук была передана лишь одна икона – образ «Спаса Нерукотворного» кисти известного русского живописца Евграфа Сорокина. Сейчас ее можно увидеть в нижней Преображенской церкви.

Нижний храм, который располагается прямо под верхним, заслуживает отдельного внимания. Нижний храм имеет три алтаря: главный освящен в честь Преображения Господня, два малых придела – в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Левый придел, посвященный Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, – это самая маленькая церковь в составе храма Христа Спасителя.

В нижнем храме ежедневно совершаются богослужения, тогда как в верхнем служат только по праздникам и воскресным дням.

Также на нижнем уровне, в галерее стилобатной части, вне церковных стен, размещаются музеи. В музее истории храма Христа Спасителя можно увидеть еще несколько подлинников времен первого храма. Это фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая располагалась в алтарной части. Фрагменты уникальной фрески уцелели лишь потому, что были сняты незадолго до разрушения храма.

Здесь же висит и небольшой колокол из первого храма. Его нашли в одной московской церкви и передали в музей.

Тула без пряников и самоваров: маршрут по городу, который понравится москвичам>>

Лучший вид на Кремль и главный колокол Москвы

Не все знают о смотровых площадках храма Христа Спасителя, с которых открывается замечательная панорама Москвы, причем на все четыре стороны. В прежнем храме смотровых не было – здесь, на 40-метровой высоте, были мостки, по которым перемещались звонари.

Сейчас москвичи и гости столицы могут по-новому взглянуть на старый город – он отлично виден с северной стороны, во всех деталях можно рассмотреть здание ГМИИ имени Пушкина, пересчитать все сталинские высотки, полюбоваться на Москву-реку. Отсюда же открывается лучший вид на Московский Кремль и на то самое место, откуда начиналась Москва во времена князя Юрия Долгорукого – это левый берег Москвы-реки, где начинается Большой Каменный мост.

Со смотровой можно полюбоваться на купол самого храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

Кстати, раньше главным колоколом Москвы служил Большой Успенский колокол Московского Кремля на колокольне Ивана Великого. Однако теперь, когда на территории Кремля расположены музеи и службы идут нечасто, роль «главного» перешла к колоколу храма Христа Спасителя. Услышать его можно по большим церковным праздникам и во время визитов патриарха.

расписание, фото, адрес и т. д.

на официальном сайте Культура.РФ

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован — указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением — территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы — уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV–XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте — в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А. И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов — защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.

Достопримечательности Москвы

Кремль

Московский Кремль – это официальная резиденция президента России и самая древняя часть Москвы, историко-культурный и общественно-политический ее центр. Самые первые укрепления на территории Кремля – Боровицком холме – были построены еще в 1156 году, а первые поселения на этом месте относятся еще ко II тысячелетию до н.э., к бронзовому веку.

Красная площадь

Красная площадь является главной площадью не только Москвы, но и всей России. Именно здесь проводятся мероприятия всероссийского значения, именно эта площадь является визитной карточкой страны наряду с Кремлем. Также как и Московский Кремль, Красная площадь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется законом.

Арбат

Арбат – едва ли не самая знаменитая улица Москвы. Тысячи раз упомянутый в многочисленных исторических документах, мемуарах и литературных произведениях Арбат, расположен между улицами Пречистенка и Новый Арбат и берет свое начало у площади Арбатские ворота, заканчиваясь у Смоленской площади.

Александровский сад

Расположенный на северо-западе от Кремля Александровский сад был основан в двадцатых годах XIX века в рамках восстановления Москвы после пожара 1812 года. Проект парка разработал архитектор Осип Бове на месте скрытой под землю реки Неглинки.

ГУМ

Огромный торговый центр, выходящий фасадом на главную площадь страны – Красную площадь – получил свое название в виде аббревиатуры от названия «Главный универсальный магазин». Изначальное имя здания было «Верхние торговые ряды».

Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)

ВВЦ является одним из 50 крупнейших выставочных центров мира и занимает площадь 237,5 гектаров с павильонами общей площадью 134 тысячи квадратных метров. Выставочный комплекс был открыт в 1939 году под названием «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ).

Метрополитен

Метрополитен Москвы на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 километра был открыт 15 мая 1935 года и носил имя Л.М.Кагановича. С 1955 года Московский метрополитен носил имя имя В. И. Ленина.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя – Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя – располагается на левом берегу Москвы-реки недалеко от Кремля и был воздвигнут в память о погибших и отстоявших Родину в войне 1812 года.

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковка – Государственная Третьяковская галерея – была основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, имеющим на то время одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Именно коллекция купца и стала основой одного из самых крупных и известных художественных музеев мира.

Поклонная гора

Поклонной горой издревле назывался пологий холм на западе от центра Москвы, расположенный между реками Филька и Сетунь. Первые упоминания Поклонной горы встречаются в летописях за 1368 – 1370 годы.

Центральный музей Великой Отечественной войны

Идея создания мемориального комплекса о Великой Отечественной Войне впервые возникла еще до победы – в 1942 году был объявлен конкурс Союза архитекторов СССР на лучший проект мемориала.

ЦПКиО им.Горького

Центральный парк культуры и отдыха был основан в 1928 году на территории почти 120 гектаров по проекту авангардиста К. С. Мельникова. В 1932 году ЦПКиО было дано имя советского писателя Максима Горького. Знаменитый вход в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького был построен в в 1955 году по проекту архитектора Ю. В. Щуко.

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал был построен в 1900 г. по проекту архитектора А. Красовского.

Музей Московской железной дороги

Музей Московской железной дороги — это музей-павильон, расположенный около Павелецкого вокзала. Музей был создан в память о 23 января 1924 г., дне прибытия в Москву траурного поезда с телом В. И. Ленина. По сей день паровоз У127 и багажный вагон 1691 являются главными экспонатами музея.

Московский международный дом музыки

Возведенное в 2002 году здание ММДМ стало главным элементом большого архитектурного ансамбля, расположившегося на Космодамианской набережной Москвы-реки, откуда открывается прекрасный вид на древний Новоспасский монастырь.

Московский театр драмы и комедии на Таганке

В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер — артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего — Театр на Таганке, в обиходе — просто Таганка.

Московский государственный музей С.А. Есенина

Дом № 24 в Большом Строченовском переулке — ранее официальный адрес Сергея Есенина в Москве, где поэт жил и был прописан с 1911 по 1918 годы. В 1995 году в квартире поэта основали музей в честь его столетнего юбилея. Музей С.А. Есенина стал государственным уже в 1996 году. В основу создания музея легла музейная экспозиция, которая была создана в 1995 г. группой профессионалов-энтузиастов в честь столетнего юбилея поэта, кроме того у музея есть дополнительное здание по адресу пер. Чернышевского д.4, стр.2, где осуществлялись собрания Суриковского литературно-музыкального кружка, с которым сотрудничал сам Есенин. В этом доме также жил отец поэта, Александр Никитич, работавший старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н.В. Крылова.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь расположен на Крутицком холме. Монастырь основан в 1490 году великим князем Иваном III и назван именем Спаса Нового, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору.

Донской монастырь

Донской монастырь основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

Часовня в память о погибших моряках и путешественниках

Часовня в память о погибших моряках и путешественниках установлена в тихом московском дворике на средства знаменитого путешественника Федора Конюхова.

Крутицкое подворье

Крутицкое подворье — это исторический памятник, построенный в XIII веке, изначально как монастырь, в дальнейшем, какое-то время “крутицы” были филиалом Государственного исторического музея.

Покровский собор

Покровский собор — старообрядческая церковь. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля Древлеправославной Церкви.

Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе

Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Замоскворечье.

Храм Спаса Преображения на Болвановке

Храм Спаса Преображения на Болвановке — православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви, федеральный памятник архитектуры.

Кинотеатр “Иллюзион”

«Иллюзион» — это кинотеатр Госфильмофонда РФ, расположенный в высотном здании на Котельнической набережной.

Дом музей А.Н. Островского

Музей был открыт в 1984 г. в доме, где родился драматург А. Н. Островский.

Малый театр на Ордынке

Филиал малого театра на Большой Ордынке, в настоящее время находится под руководством народного артиста СССР Ю. М. Соломина.

Храм Софии премудрости Божией в Средних Садовниках

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках — это православный храм Московской епархии, расположен он на острове Балчуг напротив Московского Кремля.

Московский государственный театр эстрады

Московский государственный театр эстрады — это московский театр, расположенный в знаменитом доме, бывшем клубе Дома правительства.

Свято-Данилов монастырь

Данилов монастырь, также известный как Свято-Данилов монастырь, или Даниловский— это мужской монастырь Русской Православной Церкви, на правом берегу Москвы-реки.

Храм Христа Спасителя — основные факты, история, фото.

Храм Христа Спасителя — когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве — по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя — спроектировали в 1817 году. Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем — устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй — был воздвигнут в 1883 году, выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя — 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади — 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

См. также: Самые большие православные храмы

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас — 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше — 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг — колоннады, пантеоны (в том числе — монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти — из-за ненадежности почвы, а отчасти — из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они — исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) — дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн — кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне — почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя — за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя — расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя — «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».


Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

СУДЬБА ПЕРВОГО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Неосуществленный проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

В прошлом году я побывала в Москве и увидела восстановленный храм Христа Спасителя. Хотелось бы узнать об одноименном храме, который собирались построить на Воробьевых горах.

Е. Агафонова (г. Вятка).

В 1812 году, сразу же после того, как последний неприятельский солдат покинул границы России, император Александр I издал манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя.

Был объявлен конкурс. Множество проектов поступило на суд Александра I, в том числе из Италии и Германии. Но только один из них буквально поразил императора своим величием, размахом и «религиозной поэзией». Это был проект совсем еще молодого и никому не известного художника Александра Витберга (1787-1855). Император велел вызвать архитектора к себе. Он долго беседовал с Витбергом и, рассматривая проект, молвил задумчиво: «Вы камнями говорите». «Проект был гениален, страшен, безумен — оттого-то Александр его и выбрал», — писал А. И. Герцен. Этот проект полностью отвечал мистически сумрачной и вместе с тем романтической натуре императора. В тот же день проект был утвержден, а сам Витберг назначен руководителем всех работ. 25 октября 1817 года в присутствии императора состоялась закладка храма.

Храм должен был парить над Москвой-рекой, возвышаясь на Воробьевых горах, которые император называл «короною Москвы». От самой Москвы-реки начиналась колоссальная, в несколько маршей, мраморная лестница, ведущая к нижнему храму. Нижний храм предполагалось высечь в горе. Открытая, обращенная к реке сторона опоясывалась циклопических размеров колоннадой. Внутри своды и стены поддерживались гранитными столбами. В этом храме, освещаемом только верхним светом от второго храма, должны были покоиться останки всех героев войны 1812 года, а на стенах собирались высечь имена всех павших — от полководцев до рядовых. Торжественные внутренние лестницы соединяли нижний храм со вторым, средним храмом, представлявшим собой в плане огромный равноконечный греческий крест. Колоннада среднего храма украшалась исполинскими статуями ветхозаветных пророков.

Над средним храмом, венчая все сооружение, возвышался третий храм, в виде ротонды, ярко освещаемый множеством окон по его фасаду и барабану купола. Он посвящался Воскресению Христа. Из верхнего храма свет поступал в средний храм, а от него уже в нижний. Все здание оканчивалось пятью главами: большой, в виде огромного купола, и четырьмя малыми, в которых предполагалось разместить 48 колоколов, подобранных так, чтобы они составили четыре аккорда. По своим размерам и размаху храм должен был затмить все существующие в мире сооружения, включая собор Святого Петра в Риме.

Но безумной мечте Александра и Витберга не суждено было сбыться. Начались подготовительные работы, длившиеся несколько лет. И с первого же дня молодого и неопытного архитектора окружила толпа плутов, людей, по точной характеристике А. И. Герцена, «принимающих Россию — за аферу, службу — за выгодную сделку, место — за счастливый случай нажиться». Если принять еще во внимание воровство, густо сдобренное завистью и оскорбленным честолюбием неудачливых, но увешанных регалиями соперников, то будущее Витберга можно было легко предсказать.

Так и произошло. Запутав архитектора в бесконечных махинациях, в судебных плутнях и уловках, его в конце концов обвинили в воровстве. За этим последовали отрешение от службы, продажа всего имущества и имения с торгов и напоследок — роспуск грязного слуха о переводе им огромных сумм в Америку. К этому времени умирает и император Александр I. Новый же император Николай I внял всем обвинениям и постановил сослать Александра Витберга в Вятку, где он и проживал со своей многочисленной семьей в страшной нищете и моральном унижении до 1839 года.

Все же император Николай I, преклоняясь перед памятью брата и уважая данный им обет, приказал составить новый проект храма, «который бы не представлял уже особенно важных затруднений к осуществлению его». Победил проект К. А. Тона, который и был утвержден императором в 1832 году. Строительство храма Христа Спасителя на левом берегу Москвы-реки близ Кремля началось в 1839 году при императоре Николае I, а завершилось в 1880 году уже при Александре II.

О первом храме Христа Спасителя в Москве см. также «Наука и жизнь» № 1, 1989 г. и № 2, 1998 г.

Храм Христа Спасителя (г.

Москва) — Официальный сайт — Санаторий имени Горького Минздрава России

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м².

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
— т. н. «верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;
— т. н. «нижний храм» — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.
— Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

В Храме Христа Спасителя готовятся к Рождественскому богослужению, которое проведет патриарх Кирилл

Миллионы православных христиан готовятся встретить Рождество. Сегодня Сочельник, завершается 40-дневный пост, праздник уже близко. Храмы особым образом украшены, у Рождественской ели ставят вертеп: он символизирует пещеру, где в яслях лежал новорожденный Иисус. 

Службы шли весь день, но собственно Рождественское богослужение начнется поздно вечером. В Храме Христа Спасителя его возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

До начала главной Рождественской службы еще несколько часов, а Храм Христа Спасителя уже заполнен прихожанами. Есть возможность показать его торжественное убранство: внутри он украшен еловыми ветвями — их зелень символизирует вечную жизнь, а белые цветы по соседству — символ чистоты действий и помыслов. Во всех уголках России украшены сегодня и крупные кафедральные соборы, и крохотные сельские приходы. И сотни тысяч прихожан в рождественский сочельник уже успели помолиться о главном.

— Все люди желают своим близким здоровья, счастья, ну и, наверное, самое заветное, что для себя хочешь, кто-то хочет детям счастья пожелать, кто-то хочет работу хорошую найти.

— У меня родители празднуют сейчас Рождество в Испании, я решил тоже прийти, за них поставить свечки, потому что они не могут физически.

— У меня всегда это ассоциируется с елкой, с подарками, с ожиданием какого-то чуда необыкновенного, чего-то неземного, действительно ждешь чудес!

Вместе с нами светлый праздник отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви. В эту ночь большая семья верующих соберется в 30 тысячах храмов Русской православной церкви по всему миру.

Рождество — семейная традиция сотен миллионов верующих. В Храм Христа Спасителя идут целыми династиями. Кто-то пешком, кто-то летел через всю страну, чтобы принять участие в праздничной службе в главном православном храме России, кто-то прилетел из-за рубежа, чтобы не разрывать нить семейных традиций.

— Для нас это семейный праздник. Когда бабушка была с нами, была жива, она собирала нас в этот день вместе, мы всегда ходили в церковь и всегда ждали этого дня, как что-то такое родное, семейное.

— У нас сложная ситуация: я католическое рождество отмечаю, она — православное. А раз мы вместе полвека живем, то мы и то, и другое отмечаем.

— У нас есть традиция в Рождество именно: когда идет Рождество, мы садимся за стол и загадываем желания.

6 января в Храме Христа Спасителя прошла утренняя служба, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви направил всем верующим послание, в котором поздравил их с наступающим Рождеством. Подчеркнул, что рождение Спасителя принесло людям мир, который устоит перед любыми потрясениями.

Ну а главное праздничное богослужение патриарх начнет за час до полуночи. По традиции, предстоятель и священники облачатся в золотые и белые одежды. А центр храма украсит икона с библейским сюжетом появления на свет Спасителя. Венчать службу будет колокольный звон, он возвестит о светлом празднике.

«Вечернее богослужение, как раз на нем поются особые песнопения, которые звучат один раз в год всего, и люди обычно ждут эти песнопения, которые создают радостную атмосферу и радостное состояние духа», — рассказывает ключарь Храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев.

Ожидается, что службу в Храме Христа Спасителя посетит глава правительства. Президент же обычно встречает светлый праздник Рождества в небольшом храме вдалеке от Москвы. В столице же для верующих продлили работу общественного транспорта — до 2-3 часов ночи.

Во время праздников усилена и безопасность — власти попросили москвичей и гостей столицы отнестись к этому с пониманием.

Ну а чтобы дорога к храму не стала испытанием, синоптики советуют потеплее одеваться. Они прогнозируют в Москве в рождественскую ночь морозы до минус 17 градусов! И даже такое необычное явление как «ледяные иглы», которые, впрочем, для человека совсем не опасны. Это мельчайшие ледяные кристаллы, которые на морозном воздухе превратятся в искрящееся покрывало.

В 23:00 начнется главное Рождественское богослужение, которое возглавит патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Прямую трансляцию смотрите в прямом эфире и на сайте Первого канала 1tv.ru.

Храм Христа Спасителя

Наверное, это единственный храм в России, который не называют церковью или собором. Неофициально, как и формально, он всегда назывался храмом – Храмом Христа Спасителя. Это главный храм не только Москвы, но и всей России. Это главный храм Русской православной церкви.

Храм Христа Спасителя был посвящен Господу нашему Иисусу Христу, спасшему Россию от войск Наполеона в 1812 году. Александр I издал манифест о строительстве храма I в тот же день, когда переправились остальные солдаты французской армии Неман и покинул территорию России.

Манифест, изданный 25 декабря 1812 г., гласил: «Спасение России от врагов столь многочисленных, злых и свирепых, с разгромом их всего за шесть месяцев, есть ясное знамение благости Господа нашего к России. В благодарность Спасшему Россию от неминуемой гибели мы намерены построить в Москве Храм Христа Спасителя».

Храм Христа Спасителя в Москве

Вид на Спасский собор и Московский университет с колокольни Ивана Великого

Храм начали строить в 1816 году, но первоначальный проект А. Витберг предусматривал возведение гигантского храмового комплекса на Воробьевых горах. Однако очень быстро земля на склоне холма стала проседать под фундамент, к тому же строительство требовало весьма непомерных затрат, поэтому проект был полностью отвергнут.

Николай I выбрал новое место для строительства храма в 1832 году. Архитектором храма был Константин Тон (он же построил Большой Кремлевский дворец). Строительство было завершено спустя 50 лет, в 1883 году.

Проект Тона предусматривал строительство более «скромного» храма, но все же он стал одним из самых высоких храмов Русской Православной Церкви. Он достиг высоты 112 метров. Алтарь храма был выполнен в виде отдельной часовни, а стены и потолки были расписаны самыми выдающимися художниками того времени. Главное помещение собора окружено залами, стены которых увешаны 177 мраморными панно с начертанными на них именами офицеров, павших в войне с Наполеоном, а также описаниями событий войны 1812 года и заграничного похода русской армии. армия.

Галереи Храма Христа Спасителя на мраморных плитах написаны имена погибших в войне 1812 года

Алтарь в Храме Христа Спасителя выполнен в виде часовни

В 1931 году большевики решили взорвать этот храм, а вместо него построить огромное здание Дворца съездов, которое должно быть в 5 раз больше, чем Храм Христа Спасителя.Предусмотрено установить на крыше дворца гигантскую статую Ленина. Однако планам так и не суждено было сбыться. Сначала почти 1,5 года не могли расчистить строительную площадку, затем не удалось предотвратить заполнение котлована водой, и, наконец, из-за войны строительство было приостановлено. После победы у разоренной страны просто не хватило ресурсов на подобные проекты. При Хрущеве от Дворца съездов отказались совсем, а котлован решили засыпать до краев, если он еще будет засыпаться.Так на этом месте появился открытый бассейн «Москва».

В 1994 году было принято решение о восстановлении церкви. Им удалось воссоздать точную копию храма по чертежам и фотографиям. Уже в 2000 году собор был освящен, а 7 января состоялись первые колядки. После разрушения собора Елоховский собор был сделан главным храмом Русской Православной Церкви, но сразу после его освящения Храму Христа Спасителя был возвращен его прежний статус.

Часовня Собора Великой иконы Божией Матери и Спаса

Вид с верхней галереи Храма Христа Спасителя на остров Балчуг

Сегодня вокруг Храма Христа Спасителя обустраивается красивая зона отдыха, где можно отдохнуть или прогуляться. Через реку перекинут пешеходный мост, с которого открывается великолепный вид на Кремль. Также в непосредственной близости от собора расположен Музей Пушкина, один из самых известных музеев зарубежного искусства в России. Если вы посещаете собор в первой половине дня, вы можете обратиться к администратору и записаться на экскурсию на колоннаду собора. Вы можете сделать это, только если присоединитесь к какой-то экскурсии. Вы не можете посетить колоннаду самостоятельно.

Храм Христа Спасителя

Взгляд в прошлое

Храм Христа Спасителя в Москве первоначально был построен между 1839 и 1883 годами по заказу царя Александра I в честь погибших в Отечественной войне 1812 года.Его дизайн был основан на соборе Святой Софии в Константинополе, современном Стамбуле.

После большевистской революции 1917 года собор пал жертвой государственной антирелигиозной кампании , был снесен в 1931 году . Планы Сталина использовать участок для строительства самого высокого небоскреба в мире провалились из-за отсутствия финансирования и немецкого вторжения во время Второй мировой войны, но со временем земля нашла новое применение. В 1958 году здесь открылся самый большой бассейн в мире , подогреваемый так, что им можно было пользоваться круглый год.

В 1994 году, после распада Советского Союза, бассейн был закрыт, а через год началось строительство, чтобы вернуть церкви былую славу. В 2000 году был освящен новый Храм Христа Спасителя.

Изучение собора

За внушительным фасадом из белого камня и мрамора и под пятью золотыми куполами в византийском стиле , огромный интерьер столь же впечатляющий, как и внешний вид. Полированные гранитные и каменные полы ярких цветов лежат под великолепно украшенными фресками и алтарями .

В соответствии с его первоначальным посвящением, икон, образов и скульптур , которыми наполнен храм, отдают дань уважения тем, кто отдал свою жизнь за Родину во время Отечественной войны 1812 года.

Одно из самых интересных занятий при посещении собора — подъем на купола, которые имеют несколько внешних террас, с которых открывается красивых панорамных видов на Москву .

Стоит посетить

Храм Христа Спасителя в Москве — второй по высоте православный храм в мире и одно из самых важных мест поклонения в городе, наряду с прекрасным собором Василия Блаженного.Его стоит посетить, особенно чтобы насладиться панорамными видами, которые он предлагает.

Находясь в непосредственной близости от Пушкинского музея , вы можете максимально использовать свое время в районе города и посетить оба в один и тот же день!

Храм Христа Спасителя — Путеводитель по России

Мрамором собора отделаны станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд». А еще есть легенда, что скамейки из собора находятся у станции метро «Новокузнецкая».Часть плит с именами героев войны была разбита и использована для покрытия дорожек в московских парках, часть – для отделки зданий.

В 1994 году начались работы по реконструкции. Они проводились на пожертвования тысяч граждан России, а также российских и зарубежных компаний. Службы в соборе проходят с 2000 года.

Современный комплекс Храма Христа Спасителя включает в себя верхний и нижний храмы.

Верхний храм — это сам Храм Христа Спасителя.В нем три престола: главный посвящен рождению Иисуса, южный — святому Николаю и северный — святому князю Александру Невскому.

Нижний храм — Спасо-Преображенская церковь, возведенная в память о Алексеевском женском монастыре, находившемся на этом месте. В нем тоже три престола: главный посвящен Преображению, а меньшие – святителям Алексию и Богородице Тихвинским.

В стилобатной части собора расположены музей, Синодальный зал, зал Высшего Церковного Совета, трапезные и служебные помещения.

Нижний пассаж собора — памятник Наполеоновской войне 1812 года. Слева от западного входа в собор размещены тексты Высочайшего манифеста о переходе французской армией пределов России и Воззвания к русскому народу на ополчении. . Рядом с ними мраморные плиты с описанием 71 сражения, происходившего на территории России в 1812 году, с указанием названия сражения, даты, войск, участвовавших в нем, имен убитых и раненых офицеров и общего числа убитый. Ряд мемориальных плит завершается на восточной стене собора Манифестом об изгнании Наполеона из России 25 декабря 1812 года.

два музея  на первом этаже собора. В музее Храма Христа Спасителя представлена ​​история собора, его возведения, сноса и реконструкции.

В экспозиции Патриаршего музея церковного искусства представлены иконы XIV-XX веков.

Вы также можете посетить смотровые площадки  и насладиться чарующим видом Москвы  с высоты 40 метров.

К святыням собора относятся часть бесшовной ризы Иисуса, часть ризы Богородицы, мощи святого апостола Андрея Первозванного и другие.

Патриарший мост  рядом с Храмом Христа Спасителя. Это красивый пешеходный мост, открытый в 2004 году. Он расположен напротив собора и соединяет два берега Москвы-реки.

 

Обратите внимание на дресс-код православных церквей:  женщины должны покрывать голову и плечи и избегать вызывающей одежды; мужчины должны носить брюки полной длины.

Адрес:  ул. Волхонка, 15

Часы работы:
Собор открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. Он может быть закрыт накануне больших православных праздников.
Музеи работают ежедневно с 10:00 до 18:00. Они закрыты в последний понедельник каждого месяца.

Вход:
Вход в Храм Христа Спасителя бесплатный.
Вход в музеи и фотосъемка бесплатные.

Как добраться до Храма Христа Спасителя: на общественном транспорте до метро Кропоткинская, выход на улицу Волхонка. Собор находится рядом с выходом из метро.

Сайт:   http://www.xxc.ru

Храм Воскресения Иисуса Христа (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге, Россия

Храм Воскресения Христова известен петербуржцам как Спас-на-Крови или даже просто Храм-на-Крови, так как отмечает место, где Александр II был смертельно ранен при покушении 1 марта. , 1881.Спроектированная Альфредом Парландом в стиле русских церквей 16 и 17 века, церковь Воскресения Христова представляет собой резкий (некоторые сказали бы резкий) контраст с окружающей архитектурой барокко, классицизма и модернизма.

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Иисуса Христа)

Александр II скончался от ран, полученных при нападении террористической группировки «Народная воля». Немедленно его наследник Александр III заявил о своем намерении возвести на этом месте церковь в память об отце, причем построить эту церковь в «традиционно-русском» стиле — в отличие от того, что он считал загрязняющим западным влиянием Петербурга. .

В конце концов, после того как Александр отклонил проекты нескольких зодчих, архимандрит Игнатий поручил работу Парланду, но проект выполнил сам. Окончательная композиция церкви во многом заимствована из собора Василия Блаженного в Москве и Владимирского собора в Киеве. Строительство началось в 1883 году, и вскоре после этого Игнатий умер, оставив Парланда завершить работу.

Изысканный фасад храма Спаса-на-Крови

Никаких крещений, отпеваний, венчаний и других традиционных церковных служб в Храме-на-Крови не совершалось, так как это не входило в планы Александра III.Однако еженедельные панихиды (по Александру II) и чтения проповедей привлекали большое количество молящихся.

После революции храм, несмотря на то, что в 1923 году он стал официальным собором, был разграблен. Он был закрыт в 1932 году и фактически превратился в мусорную свалку. Ходили слухи, что церковь снесут. На стенах храма до сих пор можно увидеть повреждения времен Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

После Великой Отечественной войны церковь использовалась как склад Малого оперного театра.Ценная святыня была почти полностью уничтожена. Остались четыре яшмовые колонны с мозаичными вставками и часть балюстрады.

20 июля 1970 года храм был передан в состав музея Исаакиевского собора, а внеочередная реставрация храма на 80% была осуществлена ​​за счет доходов Исаакиевского собора. Десятилетия ухудшения, а затем восстановления завершились драматическим открытием церкви в августе 1997 года, когда тысячи нетерпеливых посетителей наводнили церковь.

Проект оценивался в 3,6 миллиона рублей, но в итоге он стоил 4,6 миллиона рублей, в основном за счет экстравагантной коллекции мозаики. Более 7500 квадратных метров мозаики связывают убийство Александра II с распятием.

Одним из наиболее впечатляющих элементов храма является экстравагантная усыпальница, построенная на месте смертельного ранения Александра II, которая занимает особое место в интерьере храма. Он был построен по проекту Парланда и завершен в июле 1907 года.Основанием храма служат четыре колонны из серо-фиолетовой яшмы. Возвышающиеся над святыней небольшие прямоугольные колонны соединяют резной каменный навес и украшенные мозаичными иконами изображения покровителя рода Романовых. Колонны поддерживаются фризом и карнизом, а также резным каменным фронтоном с вазами из яшмы по углам.

В церкви имеется выдающаяся и разнообразная коллекция мозаичных икон. Несколько икон выполнены в традициях академической живописи, стиля модерн и византийской иконописи.Большая икона святого Александра Невского создана по проекту Нестерова. Иконы главного иконостаса «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» написаны по эскизам Васнецова. Мозаичное панно «Пантократор» («Вседержитель») с изображением Христа, благословляющего правой рукой и держащего Евангелия в левой, на площадке центрального купола расписано по проекту Н. Харламова. Парланд и Андрей Рябушкин завершили мозаичные орнаменты иконы в раме.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2
Метро: Невский проспект/Гостиный двор
Ежедневно

с 30:00 до 18:00. Последний вход в 17:30. Вечерние открытия собора только летом (1 мая — 30 сентября): с 18:00 до 22:30.
Закрыто: Среда Среда
Телефон: +7 (812) 314-2168
Сайт: http://eng. catheed.ru/spasa_na_krovi/
Прием : Взрослый: 250,00 руб. Дети: 50,00 руб. Аудиогид (на русском, английском, немецком, французском, итальянском или испанском языках): 100 руб.00. Вечерние открытия собора только летом: 400,00 руб.
Фото и видео: бесплатно/включено
Примечание о доступности: Церковь доступна для инвалидных колясок: на входе и выходе есть пандусы. Тяжелые двери — обратитесь за помощью к администратору или сотрудникам службы безопасности.

ОТЕЛИ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

ОБЩЕЖИТИЯ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Храм Христа Спасителя

История Храма Христа Спасителя состоит из трех этапов: строительство, снос и реконструкция. В 1812 году, после поражения наполеоновских захватчиков в Отечественной войне, царь Александр I повелел построить в Москве храм во имя Христа Спасителя в знак благодарности Богу за спасение России от врагов. В первоначальных планах предполагалось построить церковь на Воробьевых горах, но из-за зыбкости грунта на первоначальном месте Николай I в 1827 году определил новое место возле Кремля. Строительство церкви было завершено при Александре II, и собор был освящен. в 1883 году, при Александре III.Некоторые из самых выдающихся художников и архитекторов России девятнадцатого века работали над воплощением проекта в жизнь.

Политбюро Иосифа Сталина решило разрушить собор и заменить его огромным Дворцом Советов, увенчанным статуей Владимира Ленина, которая затмит американскую Статую Свободы. В декабре 1931 г. храм Христа Спасителя был заложен взрывчаткой и снесен; однако планы строительства Дворца Советов так и не были реализованы.Фундамент превратился в огромный зеленый бассейн. Разрушение храма Христа Спасителя последовало в духе революционного иконоборчества конца 1910-х — начала 1920-х годов, когда большевики свергли символы старой России. Но снос собора был также частью беспрецедентного изменения ландшафта Москвы, которое включало разрушение других церквей и строительство Московского метрополитена под руководством первого секретаря Московского комитета партии Лазаря Кагановича.

Процесс восстановления разрушенного собора начался в 1990 году с обращения Священного Синода Русской Православной Церкви к правительству России с просьбой дать разрешение на восстановление храма на прежнем месте. Этот проект под руководством Патриарха Алексия II и мэра Москвы Юрия Лужкова был завершен в 1996 году, а в 2000 году был освящен Храм Христа Спасителя.

См. также: алексей ii, патриарх; каганович лазарь мойсеевич; лужов юрий михайлович; русская православная церковь

библиография

Болен, Целестин.«Собор, разрушенный Сталиным, снова возрождается». Нью-Йорк Таймс. 13 сентября 1998 г.: E11.

Николай Гансон

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — собор в Москве, Россия.

Здание, как и человек, может быть уникальным и иметь свою судьбу . Жизнь одних зданий необычайно успешна и счастлива, у некоторых размеренная и мирная жизнь, а жизнь других зданий можно охарактеризовать иначе, как драматичную.Жизнь Храма Христа Спасителя в Москве поразительна, стремительна – и поистине трагична.

Идея строительства собора возникла во время наполеоновского нашествия , известного в России как Отечественная война 1812 года, и была связана с победой России в этой войне, не только определившей ее будущее, но и сыгравшей большую роль в мировой история.

Храм Христа Спасителя воздвигнут как памятник государственного значения в знак благодарности народа Христу Иисусу за спасение России.

Огромный и чрезвычайно дорогой собор был освящен в конце концов в 1883 году , и его огромные медные купола возвышались над горизонтом Москвы.

Здесь было более 1000 квадратных метров каррарского мрамора, множество картин лучших русских живописцев.

Он был выбран для разрушения советским лидером Иосифом Сталиным, а в 1931 году взорван на куски, чтобы освободить место для предполагаемого Дворца Советов, одного из самых влиятельных памятников архитектуры, который так и не был построен.

Дворец Советов имел бы высоту более 400 метров (1312 футов) с огромной статуей Ленина на вершине.

Только фундамент был заложен, когда Вторая мировая война положила конец такому амбициозному проекту.

Заброшенный участок Дворца пустовал почти два десятилетия, но в 50-х годах Советы превратили его в крупнейший в мире открытый бассейн под названием «Бассейн «Москва» ». Он существовал с 1958 по 1995 год и был открыт круглый год.

В 1990 году Русская Православная Церковь получила разрешение советского правительства на восстановление Храма Христа Спасителя.

Деньги пожертвовали более миллиона москвичей, поэтому в 1995 году бассейн «Москва» был разрушен, а новый собор начали строить.

Собор был восстановлен после распада СССР символическим ходом стоимостью 360 миллионов долларов.

Проект реконструкции осуществлялся совместно Правительством Москвы и Патриархией Русской Православной Церкви .И мэр, и патриарх стремились продемонстрировать людям свою способность символически повлиять на отмену многолетнего советского влияния на город и церковь соответственно.

Новый собор во многом следовал первоначальным планам.

архитектор был Алексей Денисов , но его заменил Зураб Церетели , который сменил мраморные рельефы на бронзовые.

Совершенный Храм Христа Спасителя освящен в День Преображения Господня 19 августа 2000 года.

Выполненный из белого мрамора и гранита со сверкающими золотыми куполами собор вновь стал самым впечатляющим церковным сооружением Москвы и считается символом возрождения и надежды, а также самым высоким православным храмом в мире общей высотой 103 метров  (338 футов).

Вокруг огромного здания расположены сцены религиозного или исторического значения. Особый интерес представляют статуи различных святых покровителей России и батальные сцены войны 1812 года (для которой церковь была впервые заказана).

Внутреннее убранство захватывает дух, собор украшен искусными фресками, которые простираются по всей поверхности стен.

Из проектной документации видно, что главный иконостас являлся организующим принципом внутреннего пространства собора. Благодаря серьезным научным изысканиям удалось с максимальной достоверностью восстановить главный иконостас.

В 2000 году в соборе прошла канонизация Романовых, когда последний царь Николай II и его семья были прославлены в лике святых.

Храм Христа Спасителя настолько велик, что может вместить до 10000 прихожан . Собор заполняется до отказа во время религиозных праздников, таких как Пасха или Рождество.

Храм Христа Спасителя г.Москва

Воскресший Храм Христа Спасителя, одно из самых величественных и противоречивых зданий России, имеет короткую, но бурную историю.Первоначально он был введен в эксплуатацию после поражения Наполеона, но работы по его строительству начались только в 1839 году. Автор проекта великий петербургский архитектор Константин Тон, который также отвечал за Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Кремля и чьи церковные проекты были пионерами В стиле византийского возрождения собор для максимального эффекта возведен на набережной всего в нескольких минутах ходьбы от Кремля. К сожалению, это повлекло за собой разрушение средневекового Алексеевского монастыря, что придает интригующую иронию судьбе самого собора.

Огромный и чрезвычайно дорогой собор был освящен в 1883 году, и его огромные медные купола возвышались над горизонтом Москвы. Однако на строительство и украшение собора ушло почти столько же времени, сколько он останется стоять в своем первоначальном воплощении. По довольно очевидным причинам он был выбран советским правительством для разрушения, а в 1931 году взорван на куски, чтобы освободить место для предполагаемого Дворца Советов, одного из самых влиятельных архитектурных памятников, которые так и не были построены.Утвержденный Сталиным проект должен был иметь высоту более 400 метров, с огромной статуей Ленина на вершине, и, хотя он так и не был построен, тем не менее, проект был прародителем «Семи сестер», великолепных сталинских небоскребов, возвышающихся над центральной частью города. Москва. Только фундамент был заложен, когда Вторая мировая война внезапно положила конец такому амбициозному проекту, и преемник Сталина Никита Хрущев не решался на такие грандиозные проявления высокомерия. Проект был заброшен, а участок превратился в открытый бассейн, самый большой в мире, в котором круглый год поддерживалась температура 27°C.Результатом стал густой покров тумана, который окутывал множество ужасных смертей (и убийств) среди пловцов.

Символическое значение этого места было вновь подтверждено после распада Советского Союза, когда амбициозный мэр Москвы Юрий Лужков объединил усилия с Православной церковью, чтобы возродить собор в рамках проекта реконструкции стоимостью 360 миллионов долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts