Храм на б ордынке всех скорбящих радость: The temple on Ordynka «Joy of All Who Sorrow». Icon of the Mother of God «Joy of All Who Sorrow»: meaning
Содержание
Новости
Новости
Дорогие братья и сестры!
Подать записки о здравии и о упокоении можно на сайте храма: http://ordynka.com/index.php/trebs
Вы можете также присылать ваши имена для поминовений на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Свои пожертвования можно сделать, перечислив средства:
Местная религиозная организация Православный приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Р/с 40703810638250001612 в ОАО «Сбербанк России» г. Москва
К/счет 30101810400000000225
БИК 044525225
ИНН/КПП 7706083570/770601001
В назначении платежа просим Вас указать «Пожертвование на уставную деятельность».
Храни вас Бог!
вкл. .
в дни Рождественского Поста в нашем храме будет совершено Таинство Елеосвящения (Соборование)
ДЕКАБРЬ
8 декабря (четверг) в 12:00 ч.
11 декабря (воскресенье) в 12:30 ч.
28 декабря (среда) в 11:00 ч.
28 декабря (среда) в 18:00 ч.
ЯНВАРЬ
3 января (вторник) в 11:00 ч.
количество людей для участия ограничено необходимо заранее записаться на соборование за свечным ящиком
Братья и сёстры!
с 1 декабря в нашем храме богослужения вновь будут совершаться ежедневно утром и вечером. Таинство исповеди совершается в нашем храме ежедневно перед каждым богослужением
ИСПОВЕДЬ
- индивидуальная исповедь в нашем храме совершается будние дни:
перед началом Литургии в 7:30 и перед началом вечерней службы в 17:30 - суббота: перед началом Литургии в 8:30 и во время Всенощного бдения с 17:30
- подробно пообщаться с дежурным священником Вы можете всегда в течение дня
- в воскресные и праздничные дни: перед ранней и поздней Литургиями совершается общая исповедь
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Ближайшая экскурсия в нашем музее и обзорная экскурсия по храму состоятся:
18 декабря (воскресенье) в 12:00 — экскурсия в музее
25 декабря (воскресенье) в 12:00 — экскурсия по храму
Вы услышите интересный рассказ об истории храма, хранящихся в нем святынях и судьбах людей, чья жизнь была связана с этим святым местом Замоскворечья. Увидите уникальные экспонаты — свидетели истории нашего храма и всей Русской Церкви.
Сбор на лавочках у входа в храм.
По вопросам отдельных экскурсий для групп обращаться: Владимир: +7-903-574-26-05
Музей
Гость программы Ирины Кленской «Вечерние встречи» на «Радио Москвы» — заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального Хора — А. А. А. Пузаков
https://radiomoskvy.ru/audios/6139
вкл. .
19 ноября 2022 года в нашем храме была торжественно отмечен малый престольный праздник — память преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина (Любомудрова), пресвитера московского.
5 и 6 ноября в нашем храме торжественно отметили престольный праздник – день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
В субботу 5 ноября духовенством храма во главе с новым настоятелем – протоиереем Николаем Лищенюком было совершено Всенощное бдение. Храм был наполнен молящимися москвичами и гостями, традиционно стекающимися в этот день к чудотворной иконе.
В субботу 26 ноября в нашем храме будет совершена Литургия для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
Мы все понимаем, что в силу объективных причин, таким детям сложно выстоять (высидеть) обычную службу, они нуждаются в повышенном внимании и создании дополнительных условий.
Все это требует понимания и терпения со стороны окружающих. Мы надеемся на вас и приглашаем всех вместе помолиться в этот день.
Начало богослужения в 9.00 ч.
вкл. .
3 ноября 2022 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен новый настоятель нашего храма — протоиерей Николай Васильевич Лищенюк.
Дорогие братья и сестры! Божественную Литургию в день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в нашем храме возглавит, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Луховицкий Евфимий.
5 ноября (суббота)
16:00 – Молебное пение перед чудотворным образом Богородицы (все духовенство храма)
18:00 – Всенощное бдение (все духовенство храма)
6 ноября (воскресенье)
7:00 – ранняя Литургия (оо. Филарет и Даниил)
10:00 – поздняя Литургия (епископ Луховицкий ЕВФИМИЙ и духовенство храма)
18:00 – Акафист у чудотворного образа Богородицы (о. Роман)
вкл. .
Расписание
Расписание на декабрь:
Дата и время
|
Служба
|
Служащий
священник
|
Дежурный священник
| ||||||||||||||
1 декабря
четверг
|
мученик Платон
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Димитрий
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Димитрий
| |||||||||||||||
2 декабря
пятница
|
святитель Филарет Московский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Роман
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Димитрий
| |||||||||||||||
3 декабря
суббота
|
преподобный Григорий Декаполит
| ||||||||||||||||
09:00
|
Литургия
|
о. Александр
|
о. Александр
| ||||||||||||||
18:00
|
Всенощное бдение
|
Все духовенство
| |||||||||||||||
4 декабря
воскресенье
|
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
| ||||||||||||||||
07:00
|
Ранняя Литургия
|
о. Александр
о. Даниил
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
10:00
|
Поздняя Литургия
|
о. Николай
о. Роман
| |||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба с акафистом Богородице
|
о. Димитрий
| |||||||||||||||
5 декабря
понедельник
|
благоверные Михаил и Ярополк
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Роман
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Роман
| |||||||||||||||
6 декабря
вторник
|
благоверный князь Александр Невский
и святитель Митрофаний Воронежский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Александр
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерня служба
|
о. Александр
| |||||||||||||||
7 декабря
среда
|
великомученица Екатерина
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Филарет
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба с акафистом Богородице
|
о. Филарет
| |||||||||||||||
8 декабря
четверг
|
священномученик Климент Римский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Димитрий
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
12:00
|
Соборование
|
о. Димитрий
о. Роман
| |||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Димитрий
| |||||||||||||||
9 декабря
пятница
|
святитель Иннокентий Иркутский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Николай
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Александр
| |||||||||||||||
10 декабря
суббота
|
икона Богородицы «Знамение»
| ||||||||||||||||
09:00
|
Литургия
|
о. Филарет
|
о. Александр
| ||||||||||||||
18:00
|
Всенощное бдение
|
Все духовенство
| |||||||||||||||
11 декабря
воскресенье
|
Неделя 26-я по Пятидесятнице
| ||||||||||||||||
07:00
|
Ранняя Литургия
|
о. Александр
о. Даниил
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
10:00
|
Поздняя Литургия
|
о. Николай
о. Димитрий
о. Роман
|
| ||||||||||||||
12:30
|
Соборование
|
о. Филарет
о. Димитрий
о. Роман
|
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба с акафистом Богородице
|
о. Филарет
|
| ||||||||||||||
12 декабря
понедельник
| |||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Роман
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Роман
| |||||||||||||||
13 декабря
вторник
|
апостол Андрей Первозванный
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Филарет
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Филарет
| |||||||||||||||
14 декабря
среда
|
пророк Наум
праведный Филарет Милостивый
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Александр
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба с акафистом Богородице
|
о. Александр
| |||||||||||||||
15 декабря
четверг
|
пророк Аввакум
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Димитрий
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Димитрий
| |||||||||||||||
16 декабря
пятница
|
преподобный Савва Сторожевский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Роман
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Александр
| |||||||||||||||
17 декабря
суббота
|
великомученица Варвара
| ||||||||||||||||
09:00
|
Литургия
|
о. Филарет
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Всенощное бдение
|
Все духовенство
| |||||||||||||||
18 декабря
воскресенье
|
Неделя 27-я по Пятидесятнице
преподобный Савва Освященный
| ||||||||||||||||
07:00
|
Ранняя Литургия
|
о. Филарет
о. Даниил
| |||||||||||||||
10:00
|
Поздняя Литургия
|
о. Николай
о. Димитрий
о. Роман
|
о. Александр
| ||||||||||||||
18:00
|
Всенощное бдение
|
о. Николай
о. Филарет
о. Александр
|
| ||||||||||||||
19 декабря
понедельник
|
СВЯТИТЕЛЬ И ЧУДОТВОРЕЦ НИКОЛАЙ
| ||||||||||||||||
07:00
|
Ранняя Литургия
|
о. Филарет
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
10:00
|
Поздняя Литургия
|
о. Николай
о. Роман
о. Александр
| |||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба с акафистом свт. Николаю
|
о. Даниил
| |||||||||||||||
20 декабря
вторник
|
святитель Амвросий Медиоланский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Даниил
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Филарет
| |||||||||||||||
21 декабря
среда
|
преподобный Кирилл Челмогорский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Роман
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба с акафистом Богородице
|
о. Роман
| |||||||||||||||
22 декабря
четверг
|
праведная Анна
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Димитрий
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Александр
| |||||||||||||||
23 декабря
пятница
|
святитель Иоасаф Белгородский
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Александр
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Роман
| |||||||||||||||
24 декабря
суббота
|
преподобный Даниил столпник
| ||||||||||||||||
09:00
|
Литургия
|
о. Александр
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Всенощное бдение
|
Все духовенство
| |||||||||||||||
25 декабря
воскресенье
|
святитель Спиридон Тримифунтский
| ||||||||||||||||
07:00
|
Ранняя
Литургия
|
о. Филарет
о. Даниил
|
о. Роман
| ||||||||||||||
10:00
|
Поздняя Литургия
|
о. Николай
о. Димитрий
о. Александр
| |||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба с акафистом Богородице
|
о. Роман
| |||||||||||||||
26 декабря
понедельник
|
мученик Евгений,
преподобный Аркадий, преподобный Арсений
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Филарет
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя служба
|
о. Филарет
| |||||||||||||||
27 декабря
вторник
| |||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Димитрий
|
о. Димитрий
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Димитрий
| |||||||||||||||
28 декабря
среда
|
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Александр
|
о. Роман
| ||||||||||||||
11:00
|
Соборование
|
о. Димитрий
о. Роман
| |||||||||||||||
18:00
|
Соборование
|
о. Димитрий
о. Роман
о. Александр
| |||||||||||||||
29 декабря
четверг
|
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Роман
|
о. Роман
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Роман
|
| ||||||||||||||
30 декабря
пятница
|
пророка Даниила
| ||||||||||||||||
08:00
|
Литургия
|
о. Даниил
|
о. Филарет
| ||||||||||||||
18:00
|
Вечерняя
служба
|
о. Филарет
|
| ||||||||||||||
31 декабря
суббота
|
праведного Симеона Верхотурского
| ||||||||||||||||
09:00
|
Литургия
|
о. Филарет
|
о. Александр
| ||||||||||||||
18:00
|
Всенощное бдение
|
Все духовенство
|
|
Водосвятный молебен у чудотворной иконы Богородицы совершается ежедневно в будние дни после Литургии
Панихида: — после молебна
Водосвятный молебен мч. Логину сотнику: четверг в 11:30 ч.
Водосвятный молебен о болящих и страждущих: суббота в 15:30 ч.
ИСПОВЕДЬ
индивидуальная исповедь в нашем храме совершается:
будние дни: перед началом Литургии в 7:30 и перед началом вечерней службы в 17:30
суббота: перед началом Литургии с 8:30 и во время Всенощного бдения с 17:30
подробно пообщаться с дежурным священником Вы можете всегда в течение дня
в воскресные и праздничные дни: перед ранней и поздней Литургиями совершается общая исповедь
Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость». Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: значение
Известная в столице улица — Большая Ордынка — по праву называется местом золотых куполов. Среди верующих особо почитаем храм Всех Скорбящих Радости. Это намоленное место впервые упоминается в летописных источниках 1571 года. В то время храм был известен под другим названием, как и церковь Варлаама Хутынского. По предположениям историков, он был построен в 1523 году при митрополите Варлааме, во имя его небесного заступника и покровителя. В 1625 году духовенство провело освящение престола во имя Преображения Господня. Сейчас это главный престол Скорбящей церкви.
Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» в 1683-85 годах построен в камне. Через несколько лет в его стенах произошло чудо: один из прихожан получил полное исцеление от образа Божией Матери. Как гласят предания, сестра патриарха Иоакима перенесла тяжелые страдания от болезненного ранения в бок. Она взывала в молитве о помощи. Однажды Евфимия услышала таинственный голос, указывающий ей отслужить водопойный молебен у иконы Царицы Небесной в Спасо-Преображенском храме. Женщина поняла, что услышала призыв самого Всесоюзного. Она выполнила все указания и исцелилась. С тех пор икона славится своей чудотворностью, и по сей день образ почитается всеми православными верующими страны.
Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» в 1922 году при изъятии церковных ценностей был разрушен. Были экспроприированы все украшения и утварь (более 65 кг серебра и золота). В 1933 году его закрыли, большевики сняли колокола, но внутреннее убранство осталось практически нетронутым.
В годы Великой Отечественной войны храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» был хранилищем Третьяковской галереи. В 1948 году он был вновь открыт для богослужений.
Архитектура
Церковь «Всех Скорбящих Радость» представляет особый интерес благодаря своим архитектурным решениям. Его колокольня имеет редкую форму. Здание построено в виде цилиндрической ротонды с полукруглыми арочными окнами и двухколонными ионическими портиками. Внутри находятся 12 колонн, служащих опорой для небольшого барабана с куполом в виде полусферы и сферическим навершием. Характерной чертой оформления интерьера является размещение подсвечников. Они наверху, министры поднимаются по переносной деревянной лестнице, чтобы поставить свечу.
Изображения
Икона «Всех скорбящих Радость» — удивительное явление в истории иконописи. Существует множество документальных свидетельств чудесных деяний этого образа. Список таких документов, пожалуй, самый длинный в истории православия.
Иконы и списки «Всех скорбящих Радость»: Значение в православной вере
«Всех скорбящих Радость» — первая строка одной из их стихир. Даже название этого образа послужило тому, что оно стало так широко различаться в нашей стране. Кроме первой иконы, находящейся в московском храме, насчитывается около двух десятков поместных и чудотворных списков.
Душе русского человека очень близок и понятен смысл, скрытый в названии иконы. В образах «Всех скорбящих Радость» смысл раскрывается так: это безоглядное упование верующего на Пречистую Богородицу, спешащую всюду облегчить горе, утешить, избавить людей от печали. и страждущих, даровать больным исцеление и нагие одеяния…
Иконопись
Икона изображает Богородицу в полный рост, с младенцем на руке или без него. Сияние мандарина окружено сиянием. Это нимб особой овальной формы, вытянутый в вертикальном направлении. Богородица окружена ангелами, в облаках изображены Новозаветная Троица и Господь Саваоф.
Этот принцип иконописи сложился в России в XVII веке под влиянием западноевропейских традиций. Иконографическое изображение не могло составить единую завершенную композицию и представлено в церквях во множестве вариантов. Наиболее известны два вида иконописи — с младенцем на руках, как в храме на Ордынке, и без него.
Особенность иконы в том, что вместе с Богородицей на ней изображены люди, терзаемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие добрые дела от имени Всеспасителя.
Икона «Всех скорбящих Радость» с копейками
Образ прославился в Петербурге в 1888 году, когда молния ударила в часовню, где она находилась. Икона осталась цела, к ней были прилеплены только медные копейки. Впоследствии на этом месте был построен храм. Знаменитая икона «Всех скорбящих Радость» с копейками находится в ней и по сей день.
Как молиться Царице Небесной
К чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость» молитву следует возносить с чистым сердцем и помыслами. Все нуждающиеся, больные люди, матери, ожидающие детей с войны, целые семьи, где случилась беда, могут обратиться к заступнице за помощью.
Молитва Пресвятой Богородице
«Царице Премы, Надежде Моей, Богородице, Заступнице, Сильной и Странной Покровительнице, Скорбящей Радости, обидевшейся Свидетельнице, Види беду мою, види бедствие мое: помоги мне слабый раб Божий (имя.) Разреши мою обиду по воле моей. Только Тебя, Богородица, помощи прошу! Аминь». », молитву можно произносить своими словами, главное – искренность и истинная вера прихожанина.
Росписи с иконы Царицы Небесной
Когда в 1711 году царь Петр Великий вместе с родственниками переселился в Петербург, сестра его положила в новом дворцовом храме список с иконой Вседержавной . Позже во имя Божией Матери в Северной столице был перестроен целый храм, который был во времена правления Елизаветы Первой.
Как и когда посетить храм
Храм находится в Москве, улица Б. Ордынка, дом 20. Доехать до места можно на метро, до станций «Третьяковская», «Новокузнецкая». Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» доступен ежедневно, с 7.30 до 20.00.
Вместо комплекта
Один из старейших и известнейших храмов столицы всегда готов принять прихожан. Доступ к чудотворной иконе открыт всегда, но может потребоваться отстоять небольшую очередь.
Национальный траур в еврейской традиции
Национальный траур в еврейской традиции
Известие о смерти близкого человека полностью меняет нас и наше восприятие мира. Молодой человек, вернувшийся к учебе после того, как его вызвали домой после смерти отца, сказал: «Все здания стояли на своих знакомых местах, но это было совершенно другое место… потому что мир изменился».
Наша скорбь и скорбь необычайно сильны. Даже когда мы «разделяем» потерю любимого человека с другими членами семьи, наше горе и скорбь преображают нас в одиночестве. Что же тогда значит говорить о «национальной скорби»? Есть ли какое-либо бедствие, от которого страдает нация, которое настолько меняет ее фундаментальную природу, что становится действительно аналогичным экзистенциальному кризису, который смерть приносит индивидууму?
Конечно, народы были призваны к войне и понесли тяжелые потери. Они пережили стихийные бедствия и душераздирающие политические потрясения. Они хоронят своих мертвецов. Они оплакивают своих умерших. Они чествуют их на публичных показах. Но можно ли сказать, что эта потеря коренным образом изменила национальный характер этих наций?
Может ли быть среди семьи народов другой народ, кроме Израиля, который претерпел такую преображающую утрату и воскрес, преображенный огнем скорби, но какой из народов пережил не один, а два таких ужаса? Какой народ, кроме Израиля, знает такую боль?
Как мы горевали и оплакивали после того, как наш Первый Храм, Бейт ха-Микдаш , был разрушен вавилонянами! Давид пел: « Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть моя правая рука забудет свое искусство. Да прилипнет язык мой к нёбу моему, если не вспомню тебя… » Затем Кир Персии победил вавилонян. Наш национальный характер был искуплен, когда он позволил нам вернуться в Иерусалим, чтобы заново отстроить Бейт-Амикдаш .
В 70 г. н.э. Второй Храм был разрушен солдатами Римской империи под предводительством генерала Тита. С тех пор мы скитаемся сквозь века, отброшенные от земли, обещанной нам Богом. Мы, некогда гордый и благородный народ, превратились в нацию скитальцев, нищих и рабов; народ, которым когда-то восхищались и почитали, стал объектом презрения.
Как низко пали избранники Господа!
Цель траура тшувах , искупление. Но как мы можем оплакивать такое национальное бедствие, которое может привести к тшувах ? Разрушение Второго Храма, Чурбан , изменило ход еврейской истории и судьбы; его последствия затронули все аспекты нашего национального и религиозного характера.
Искупительные качества скорби требуют нашего внимания к прошлому, которое навсегда ушло; будущее, в котором должны жить наши надежды; и Бог, в котором все возможно. Все эти три качества влияют на нашу реакцию на Чурбан. Авелют и цаар – траур – это ответ прошлому; зихронот, циюним и семалим – памятники и воспоминания – устремленность в будущее; тшува и самоанализ сосредоточены на наших отношениях с Богом.
Исайя учит нас оплакивать и скорбеть о разрушении Иерусалима и Храма: «Радуйтесь с Иерусалимом и веселитесь с ним все, любящие его; Радуйтесь с нею, все скорбящие о ней». Талмуд учит, что «тот, кто скорбит об Иерусалиме, достоин видеть его радость, и тот, кто не скорбит об Иерусалиме, не видит его радости».
Зикарон – Если я забуду Тебя, о Иерусалим…
Первая форма зикарон начинается 17-го тамуза, когда Три недели траура вступают в наш литургический год и наше воспоминание о разрушении Обитель Бога на земле начинается и достигает кульминации в душераздирающих тонах скорбных причитаний Тиша Б’Ав. Боль и горе, которые мы испытываем в этот период, ограничения, которые мы практикуем, пробуждают лишь проблеск воспоминаний об исторической трагедии, которая формирует фон для наших обычаев скорби.
Вторая форма обязательства zikaron имеет два аспекта. Первый требует активное воспоминание о разрушении: оставление места дома неокрашенным; оставление части еды; упоминание Иерусалима в тфиллах и биркат амазон — прямые, конкретные демонстрации уменьшения нашей радости и «нормальности». Отсюда и известный свадебный обычай разбивать стакан под хупой .
Наши действия говорят о том, что мы никогда не забудем ужасную трагедию; что настоящая трагедия остается для нас такой же реальной, какой она была для бедных душ, чьи глаза были свидетелями ее ужаса.
Мы также помним Иерусалим своим исполнением мицвот, как они были приняты и исполнены в самом Микдаше . По этой причине реб Йоханан бен Закай издал закон, согласно которому лулав следует принимать в течение семи дней (во дни Храма его принимали только в течение семи дней) в качестве зехер л’Микдаш .
Помимо обязанности выполнять мицвот таким же образом, как они выполнялись в микдаш (чтобы всегда сделать реальным и немедленным микдаш опыт) есть также предписание выполнять только эти мицвот , которые были совершены в Эрец Исраэль во дни Храма. Иеремия восклицает: «Поставь себе отметки ( цзиюним ), сделай себе направляющие столбы ( тамрурим )» — знаки и столбы, которые будут напоминать нам о путях, оставленных нами на земле Израиля. И которые, таким образом, обозначают путь обратно . Путь возвращения. Ибо, отделив терумот и маасерот даже в нашей собственной земле, мы помним, как жить в земле .
Шазаль установил три типа воспоминаний, чтобы помочь нам справиться с вечным состоянием траура, которое навязывает нам Чурбан . Первые предназначены для пробуждения воспоминаний об Иерусалиме во всех жизненных событиях — от мирских, таких как еда, до религиозных обязательств, таких как молитвы, и даже до самых радостных моментов нашей жизни, таких как брак. Урок ясен — мы никогда не будем прежними; мы никогда не должен быть таким же, как .
Иерусалим все еще так силен, что если бы даже наша память об Иерусалиме уменьшилась, мы уменьшились бы как нация, как народ.
Наше прошлое — важная составляющая того, кто мы есть. По иронии судьбы, мы не можем трансформироваться, не оставаясь в какой-то очень глубокой форме неизменными. Поэтому, хотя мы больше не могли приносить жертвы в Храме, мы возносим молитвы как воспоминание , так и как жертву. Мы усваиваем реальность Храма, чтобы наш характер и наши действия как нации продолжали представлять реальность Храма, сохраняя его живое, динамичное присутствие в нашей жизни, чтобы, когда оно будет восстановлено, мы могли вернуться к нему и восстановить священные ритуалы Храма , как если бы они никогда не прерывались.
Но даже конкретных, физических действий недостаточно. В конце концов, наша потеря была не только физической; это было духовно. С чурбан мы стали нацией без кохеиним на службе у нас, левитов на песнях наших. Мы больше не могли удовлетворять требованиям трех паломничеств или приносить жертвы Богу. Наш Синедрион больше не заседает в авторитетном суде над людьми, определяя, что правильно и что неправильно согласно Торе.
Потеря нашей духовной жизненной силы не может быть излечена простыми физическими действиями.
Тшува – Духовное искупление
Есть дни, которые соблюдаются всем Израилем как посты, потому что в них произошли трагические события, цель которых – взволновать сердца и открыть путь к покаянию, а также напомнить нам о наших собственные злые дела и дела наших отцов, которые были подобны нашим, в результате которых эти трагические бедствия пришли на них и на нас. Поскольку мы помним об этом, мы должны каяться и делать добро.
Здесь Рамбам разъясняет, что наши ритуалы, обряды, запреты и ограничения являются важными средствами продвижения к тшува . Эти действия должны побудить сердце и ум к исследованию и анализу, почему на нас обрушились эти национальные бедствия, — ведь они не могут быть столкновениями с безличными силами истории, — и, следовательно, как мы можем быть ими преобразованы. В конце концов, если мы всего лишь жертва — или бенефициар — случайных событий, их изучение ничего не даст и не потеряет. Оно вообще не может иметь смысла, кроме как в самом непосредственном и поверхностном смысле. Но процесс скорби предназначен для того, чтобы вызвать тшува . И тшувах требует смысла. Потеря, которую оплакивают, не может быть случайностью. Оно не может быть случайным. Наша потеря сама по себе должна быть значимой.
Чурбан , как всякая трагедия, взывает о тшувах . Это требует от нас самоанализа и самоанализа, которые могут привести к трансформации. Так же, как Рамбам утверждает, что «кто не скорбит так, как предписано раввинами, жесток» (потому что только через скорбь тшува можно реализовать) так же он заявляет, что приписывать Чурбан простой случайности также жестоко, потому что никогда нельзя достичь реального уровня понимания таким образом, который мог бы привести к тшувах .
Случайные события не имеют значения. Случайность не может иметь никакого значения. Падение дерева в лесу бессмысленно без Бога, тем более падение листа? Без Бога смерть бессмысленна. Следовательно, и жизнь должна быть бессмысленной.
В таком ужасном мире тшувах было бы не только невозможно, но и не нужно.
Слава богу, такое мировоззрение не является еврейским мировоззрением! Сам Бог побуждает Свой народ помнить, что, когда «будет, когда придут на тебя все эти вещи, благословения и проклятия, которые Я изложил тебе… и ты обратишься к Господу, Богу твоему, и будешь повиноваться Его голосу».
Я поставил перед вами жизнь и смерть…
Еврейское мировоззрение не является нигилистическим. Не бывает бессмысленных событий, потому что Бог всегда присутствует. Возможны смысл и вера. Мы согрешили и восстали. Мы наказаны. Но возможен возврат.
Тшува возможно.
Бог
С тшува и преобразованием в качестве наших целей, как мы, народ Израиля, идем вперед в тени Чурбан ? Воспоминания только усиливают нашу боль и помогают нам осознать нашу ужасную потерю. Так где же наше утешение? Где оно всегда было и всегда должно быть, в Боге.
Наше первое и самое глубокое утешение заключается в том, что Бог есть . Далее, мы находим смысл в понимании того, что, как и мы, Бог тоже скорбит. Он тоже чувствует себя лишенным Своей славы и тоже признает, что Чурбан означает препятствие для полного служения и умаление Его величия на земле.
Когда мы пошли в ссылку, Он тоже ушел в ссылку – шехинта бегалюта . Коль маком шгалу шехина имаен . Везде, куда были сосланы евреи, Бог с ними.
Израиль никогда не бывает одинок. Израиль никогда не бывает без Бога. Бог с готовностью признает необходимость Своих страданий вместе со Своими детьми. Более того, Бог скорбно оплакивает каждый день, трижды в день, разрушение и изгнание, которое Он навел на Своих детей,
Я слышу божественный голос, воркующий, как голубь, и говорящий: Горе детям, за грехи которых Я разрушил Мой дом и сжег Мой храм и изгнал их среди народов мира!… Не в этот момент только он восклицает так, но трижды в день восклицает он так!
Талмуд завершает этот отрывок, размышляя о боли и муках Бога, следующим проницательным и поучительным утверждением об основном отрывке Кадиша:
И более того, всякий раз, когда израильтяне входят в синагоги и школы и отвечают: «Да будет благословенно Его великое имя!» Святой, благословен Он, качает головой и говорит: Счастлив Царь, которого так восхваляют в этом Доме! Горе отцу, которому пришлось изгнать своих детей, и горе детям, которых пришлось изгнать со стола своего отца.
Бог впускает в Свое горе и утрату! Он открыто провозглашает, что Он находится со Своими детьми в их бедах, испытывает недостаток и отсутствие их общества, будучи изгнанным со Своего стола. Поэтому с Чурбан Ему нужно как можно больше быть уверенным, что «благословенно его великое имя». Этот отрывок более чем какой-либо другой обосновывает мысль о том, что Кадиш является проводником, через который скорбящий еврей (как индивидуальный, так и коллективный) слышит ту весть о том, что он не одинок и, не будучи один, может найти смысл и, обретя смысл, достигает тшувах .
Человек не одинок.
По словам Р. Хаима Воложинского, конечной причиной молитвы человека является молитва об устранении боли и агонии, причиняемых наверху, когда человек страдает внизу. Тшува имеет глубокое значение, потому что исцеляет не только нас, но и Бога. По этой причине Бог называет каждую победу и спасение, достигнутые Израилем, когда призывает Его, «Моим спасением».