Храм на рождественском бульваре: Зима в Москве. Рождественский бульвар. Сретенский монастырь.

Разное

Александр Можаев о новострое на Рождественском бульваре: соборе Сретенского монастыря и ТЦ «Центральный рынок»

Москва изнутри

От рынка к храму: Александр Можаев о новострое на Рождественском бульваре

Фотографии:

Ольга Алексеенко

Текст:

Александр Можаев

4 апреля 2017 12:54

Москвовед Александр Можаев написал колонку о том, как метафора из 1990-х про «путь от рынка к храму» оказалась претворена в жизнь на многострадальном Рождественском бульваре. В 2017 году там появились и рынок, и храм.

Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» — площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.

Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что Кобейн умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.

Я впервые оказался здесь в начале 80-х — тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря — тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться — станешь таким же». Ну я и стал.

Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть — с ним жить можно.

Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.

Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни — это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса — рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.

Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.

Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, — помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара рассталась. — Прим. ред.) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.

Главная беда Рождественского — ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо — памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.

О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически — этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ — щедрое изобилие балясин, у храма — бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.

Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки Тихона, взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.

Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля.

Как объясняли мне знающие люди, в православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, — нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК и так же нелепо сравнивать его смелую градостроительную политику с политикой Рождественского монастыря, в котором на входе висит объявление о недопустимости не только фотографирования, но и зарисовок на территории. Предположим, что архитектурный контраст соседних обителей сможет поведать народам будущего о сложных путях церковной истории России начала третьего тысячелетия.

А пока на бульваре празднуется торжество православия и центрально-рыночного бизнеса — прямо за углом, в Печатниковом переулке, сносят доходный дом Клары Кирхгоф. Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф — сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь — на скрижалях столичного краеведения.

Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, — не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва — везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.

расскажите друзьям

теги

ТрубнаяЦветной бульварРождественский бульвар

люди

Наоми КэмпбеллСавва КулишАлександр МожаевМарлен Хуциев

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА: atlanta_s — LiveJournal

Месяц назад, прогуливаясь по Сретенке, я свернула на Рождественский бульвар.
Совершенно неожиданно пред мной предстал красивейший собор.

Тотчас я стала вспоминать: вроде бы его тут не было, не видела никогда, не помню.
Потом, сопоставив некоторые разрозненные воспоминания, поняла, что именно его я видела осенью, когда спускалась по Петровскому бульвару к Трубной. Фотоаппарата в тот день с собой не оказалось, к сожалению.

И вот наконец я до него дошла.

Для того, чтобы возвести на этом месте новый храм были стерты с лица земли исторические постройки XIX века, четыре из которых имели статус «ценных градоформирующих объектов». В добавок к этому пострадал ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века.
Сохранился Сретенский храм монастыря.

Но войдем в Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Именно так звучит полное название храма.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Для удобства тех, кому тяжело подниматься по лестницам, храм оборудован лифтом.

На минус первом этаже расположена церковная лавка.

Первый этаж — нижний храм, посвященный святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам.

К сожалению нижний храм оказался закрыт и я лишь смогла увидеть потолок.

Верхний храм поражает своим размером, великолепием, светом и легкостью.

Множественные арки и окна придают облику храма ажурность.

В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – изображение святых.

Поражает своей красотой и гранитный пол.

Над алтарем расположена огромная фреска — изображение Тайной Вечери. Оно не совсем традиционно. Помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном.

Иконостас в византийском стиле сделан невысоким, всего 4 метра.

Слева от алтаря расположена кафедра. В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры встречаются очень редко.

Западная стена храма.

Не возможно не обратить внимание на люстру.

Очень красиво смотрятся лампады из зеленого стекла.

Люстры — моя слабость. Особенно когда они такие красивые.

В храме предусмотрены места, где можно присесть и отдохнуть.

Специально для храма было написано 47 икон, большая часть которых – в русско-византийских традициях.

Основным отделочным материалом был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили белокаменные соборы на Руси, в первую очередь во Владимире и Суздале.

Потолок украшен мозаикой.

Несколько фотографий внутреннего убранства храма.

Стены лестниц расписаны библейскими сюжетами.

Спускаясь вниз вновь любуюсь необычной для храма люстрой.

Люстра внизу напоминает люстру верхнего храма.

Не менее красиво, по крайней мере снаружи, здание духовной семинарии.

Собственно, наша прогулка и знакомство с новых (относительно новым) храмом закончилась.

Даже если вы человек не верующий, сходите в храм.
Он того стоит.

Плакат: петербург — отдыхающий — Москва, Россия, 23 сентября 2020 г. Рождественский бульвар Сретенский монастырь Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Российской Плакат | WallsHeaven

Плакат: петербург — отдыхающий — Москва, Россия, 23 сентября 2020 г. Рождественский бульвар Сретенский монастырь Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Российской Плакат | СтеныНебеса | Елена Беляева

Тележка

0

    org/» typeof=»BreadcrumbList»>

  1. Уоллсхэвен
  2. Плакаты
  3. Древний

Фотообои

Печать на холсте

Плакат


Наклейка

Материал

Постер премиальный

Введите размеры

Ширина

Высота

Размеры в сантиметрах

Дополнительный эффект:

по умолчанию (без эффекта)

Черно-белый

Сепия

Зеркальный эффект:

по умолчанию (без эффекта)

Горизонтальный

Вертикальный

Сводный заказ

USD $CAD $AUD $GBP £EUR €

Водяной знак не будет наноситься на постер.

Максимальная ширина печати 53 дюйма. Отпечатки большего размера, чем это значение, будут разделены и напечатаны на нескольких рулонах обоев. Если у вас есть какие-либо пожелания по позициям разделения вашего изображения, пожалуйста, сообщите нам при размещении заказа.
Обои Фрески имеют перекрытие

Высококачественная печать

Петербург

Плакат

город

Плакат

Европа

Плакат

отпускник

Плакат

достопримечательности

Плакат

стиль

Плакат

тур туризм

Плакат

Древний

Плакат

архитектура

плакат

привлекательный

Плакат

корпус

Плакат

заглавная

Плакат

собор

Плакат

христианство

Плакат

Бесплатная экспресс-доставка

Доставка всех наших товаров бесплатна, где бы вы ни находились.

Эко-чернила на водной основе

Наши принты не имеют запаха, экологичны и безопасны для детей благодаря ярким цветам из натуральных красителей.

Простая установка

Установить фотообои WallsHeaven так же просто, как сделать бумажный самолетик.

Поддержка художников

Выбрав наши фотографии, вы поддержите художников со всего мира.

Мы поддержали 2500+ исполнителей на WallsHeaven!

Мы напечатали более 410 625 м2 фотообоев!

Нам доверяют более 4000+ клиентов .

Мы отправили фотообои в более чем 33+ стран !

    • Мой список желаний
    • Дизайн интерьера
    • Загрузить фото
    • Фотообои
    • Печать на холсте
    • Наклейки

У кого из нас в детстве не было над кроватью плаката любимой звезды? Постеры – один из самых популярных способов декорирования пространства. Дизайнеры Wallsheaven создали уникальную графику, которая порадует каждого покупателя. Фотографическое качество и цвет остаются неизменными на протяжении многих лет, независимо от размера заказанного вами плаката.


Идеально подходит для любого интерьера! Наши плакаты долговечны и устойчивы к царапинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts