Храм софии премудрости божией на софийской: — Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках

Разное

Собор Святой Софии Премудрости Божией

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует предание о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора 
в бронзе изображены библейские 
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

Церковь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках

Адрес: Софийская наб., 32



Церковь
во имя св. Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
была
построена в 1682 году. Придел во имя Андрея Первозванного был пристроен
в 1722 году, а в 1757 году в трапезной храма был устроен второй придел-
Димитрия Ростовского. К трапезной была пристроена шатровая колокольня,
которую разобрали в связи с перестройкой храма в 1890 году.


Софийская
церковь представляет собой небольшой четверик, увенчанный «огненным»
завершением из трех рядов полукруглых кокошников. Завершает объем
пятиглавие с глухими барабанами и небольшими луковками куполов. Окна
храма украшены наличниками в лучших традициях русского узорочья. С
запада пристроена массивная позднейшая трапезная, выстроенная вместо
прежней. Замечательна алтарная часть здания – массивная тройная апсида
под общей кровлей.

Название местности – Садовники – связано с тем, что
во времена Ивана III по царскому указу здесь была устроена слобода
царских садовников и разбиты сады. Каменный храм был поставлен на месте
стоявшего здесь прежде (впервые храм на этом месте, устроенный выходцами
из Новгорода, упоминается под 1493 годом, но почти 200 лет о нем не было
никаких сведений). По некоторым данным, не только прихожанами, но и
храмоздателями были слободские жители – царские садовники. Великолепный
сад, окружавший церковь, в 1701 году был уничтожен большим пожаром и
более не возобновлялся. Церковь при пожаре не пострадала или пострадала
незначительно.


Живописная
колокольня с надвратным храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших»,
истинное украшение Софийской набережной, была построена в 1862-1868 гг.
по проекту архитектора Н.И.Козловского. Церковь в колокольне была
устроена на средства церковного старосты С.Г.Котова. Необходимость
устроить в колокольне храм была вызвана ежегодными весенними
половодьями, из-за которых богослужения в Софийской церкви приходилось
останавливать.


Одновременно
с постройкой новой грандиозной колокольни планировалось полностью
обновить и перестроить старинный Софийский храм, сделав новый в
популярном в то время византийском стиле. Для начала была разобрана и
перестроена старая трапезная, а шатровая колокольня уничтожена. Новая
трапезная, огромная, несоразмерная небольшому изящному основному объему
храма Софии, была выстроена как раз в византийском стиле. Однако полную
перестройку храма не допустила комиссия, пришедшая к выводу, что на
столь небольшом участке невозможно построить большой храм.

В советское время из обоих храмов были изъяты
ценности, однако до 1931 года храм продолжал оставаться действующим.
Только в 1931 году по решению Президиума Мособлисполкома храм был
закрыт, и в нем разместился клуб завода «Красный факел». В 1940 году
храм был отдан под жилье, перепланирован и разделен внутри на комнаты. В
1941 году он пострадал при бомбежке – бомба пробила свод. Современники и
после войны отмечали плохое состояние храма – здание было облезлым, с
отвалившейся штукатуркой, на месте крестов торчали антенны.


В
1960-х годах провели реставрацию колокольни, а храмом занялись только в
1976 году. Реставрация шла крайне медленно – за 7 лет были восстановлены
главы и наличники. В это время церковь занимала Лаборатория
термомеханической обработки Института стали и сплавов, а в колокольне
находился трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

В 1992 году Софийский храм и колокольня были
переданы Церкви. К 1994 году закончилась реставрация храма в колокольне,
там начались богослужения. Софийский храм был в настолько тяжелом
состоянии, что его восстановление закончилось только к 2004 году. Сейчас
в нем ведутся службы, идет оживленная приходская жизнь. Сайт храма:
http://www.hram-sofia.ru/

Входит в проекты:
огненные храмы

София Премудрость Божия – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

Кто такая Премудрость? Что ж, если вы немного разбираетесь в иконках, это кажется простым вопросом. Премудрость или София на иконах является изображением Иисуса. Просто и кратко, не правда ли? Ха! Тебе должно повезти. Если бы это было так просто, мне бы не пришлось все это писать.

На самом деле вопрос о том, кто такая Мудрость, хотя и прост на первый взгляд, на самом деле очень сложен. И знание того, что София — то есть Премудрость — на иконах является изображением Иисуса, является лишь самой верхушкой айсберга. А об остальной части айсберга я и собираюсь сегодня поговорить. Так что приготовьтесь, я провожу вас в странное путешествие. Я постараюсь сделать его немного короче, чем у Толстого 9.0003 Война и мир . Может быть, лучше всего начать — ну — начать с самого начала:

В начале был Логос, и Логос был с Богом, и Бог/бог был Логосом.

Вы, вероятно, узнаете, что это начало Евангелия под названием «от Иоанна». Мы не знаем, кто это написал, но это так. Я использовал исходный греческий термин Логос , который обычно переводится на английский язык как «Слово», и я немного двусмысленно выразился в конце предложения с моим «Бог/бог». Вы поймете, почему я использую Логос в мгновенье. Я использую «Бог/бог», потому что греческий язык сам по себе немного двусмыслен. В английском мы используем прописные и строчные буквы, что создает различие, которого нет в греческом оригинале. Итак, если мы представим это так, мы лучше поймем, что говорит оригинал:

I N НАЧАЛО БЫЛО ЛОГОСА И ЛОГОСА БЫЛ С БОГОМ, И БОГ БЫЛ ЛОГОСОМ. Так является ли Логос «Богом», или Логос более «бог» в прилагательном смысле, или, как говорят некоторые, «Слово было божественным»? Ответ заключается в том, что эта двусмысленность присуща тексту, и мы снова и снова находим эту двусмысленность в Новом Завете и вообще в раннехристианских писаниях. Но если мы продвинемся немного дальше в первой главе «Иоанна», мы получим очень хороший ключ к тому, кто этот Логос это:

Все вещи были созданы им….

Таким образом, кем бы ни был этот Логос, «Иоанн» думал, что он создал все, что существует, или, если следовать греческому чуть более буквально: «Все вещи были созданы через [dia] его…». Это объясняет, почему на многих древнерусских иконах Сотворения мира сотворение совершается фигурой, которая явно является Иисусом, а не Богом Отцом. Иисус показан как создатель мира и всего в нем. Откуда же взялось это понятие? Частично из Ветхого Завета, а частично из раннехристианских спекуляций.

Мы уже видели, что базовым иконографическим знанием является то, что Мудрость есть Иисус. И мы видим, что в «Иоанне» Иисус как Логос или «Слово» является непосредственным творцом всего сущего. Итак, следующим шагом во всем этом является осознание того, что Логос , «Слово Божье», также является фигурой Мудрости, найденной в Ветхом Завете, с иконографической точки зрения. Например, в Притчах 8:22-27, в которых Премудрость говорит:

« Господь обладал мною в начале пути Своего, прежде дел Своих древних. Я был создан от века, от начала, или когда-либо существовала земля. Когда не было глубин, я был рожден; когда не было источников, полных воды. Прежде чем были поставлены горы, прежде холмов Я был рожден, когда Он еще не создал ни земли, ни полей, ни самой высокой части праха мира. Когда Он уготовлял небеса, я был там; когда Он направлял циркуль на поверхность бездны:

Это изображает существование Мудрости с Богом до Творения. Как говорит «Иоанн», « В начале был Логос, и Логос был у Бога… ». Логотип s или Слово есть Мудрость, а на иконах Мудрость есть Иисус. Как сказано в Псалме 33:6,

Словом Господа сотворены небеса; и все воинство их — духом уст Его.

В этом месте должно быть очевидно, что «Слово Господа», используемое здесь, стало пониматься как «личность», эманация, которая исходит от Бога, как изреченное слово исходит из уст. Опять же, говоря иконографически, это Слово есть Логос , а Логос есть Мудрость.

Эта концепция эманации Мудрости вовсе не была новой. Вы можете вспомнить, что в греческой мифологии Афина, Богиня Мудрости (Η θεά της σοφίας – «Богиня Софии /Мудрости»), родилась из лба Зевса.

Вот беда, с исторической точки зрения, возникает, когда все это начинают определять и объяснять, когда пытаются убрать размытость понятия и сделать его очень ясным, — потому что как богословское понятие оно не было ясным. вообще.

Мы немного приблизимся к пониманию этого, если посмотрим на начало книги Нового Завета под названием Евреям :

Бог, Который в разные времена и разными способами говорил в прошлом отцам через пророков , В последние дни сии говорил нам через Сына Своего, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил; Который, будучи сиянием славы Своей и выражением лица Своего и поддерживая все словом силы Своей, когда Он Сам очистил грехи наши, воссел одесную Величия на высоте: настолько лучше ангелов, что по наследству он получил более превосходное имя, чем они. Ибо кому из ангелов он когда-нибудь сказал: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И опять Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном? И еще, когда вводит первородного в мир, говорит: И да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

Из этого мы видим, что автор Послания к Евреям, как и автор «Иоанна», верил, что существует образ, посредством/через которого Бог «сотворил миры», и этот образ также считался «Сыном Божьим». ». Здесь мы попадаем в коварные воды, потому что в ветхозаветном употреблении термин «Сын Божий» может означать несколько вещей; это могло означать божественно помазанного царя; это может означать ангела. Но для автора Послания к Евреям это означало фигуру, которая является «образом» Бога.

Проще говоря, в то время в некоторых сегментах иудаизма было распространено представление о Боге как о «скрытой» фигуре, которая не имеет прямого отношения к миру. Чтобы иметь дело с миром, он сделал это через эманация , видимый посредник, которого он использовал для создания мира. Филон Александрийский назвал этого видимого посредника Логосом — «Словом» Бога. Итак, у нас есть важный ключ, который позволяет нам понять, что имел в виду «Иоанн», говоря о Логосе , через которого Бог сотворил мир. Теперь Филон сказал бы, как и «Иоанн», что Логос был также «Богом» в некотором смысле, но скорее во вторичном, чем в первичном смысле. На самом деле Филон, пытаясь объяснить этот вопрос, дошел до того, что назвал этот Логос deuteros theos , «второй бог»:

Ни одна смертная вещь не могла быть создана по подобию верховного Отца вселенной, но только по образцу Второго Бога, который есть Слово Всевышнего. Существование….   ( Филон, Вопросы и ответы по Бытие 2:62 )

Таким образом, для ранних христиан, таких как «Иоанн» и автор Послания к Евреям, Иисус — Мудрость — Слово — Логос — был в некотором смысле Богом; не сокрытый Бог, а видимая эманация Сокрытого Бога. Для тех ранних христиан, которые верили, что Иисус был божественной и предсуществующей фигурой (не все верили), Иисус был этим «вторым Богом», хотя они и не выражали это таким образом. Но эта вторая божественная фигура не обязательно подразумевала политеизм, потому что он был проявлением «сокрытого» Бога, который действовал как видимый посредник с сотворенным миром и с человечеством. Это привело к массе проблем, когда в 300-х годах христианство было принято в качестве римской «государственной» религии и стали предприниматься попытки точно определить то, что раньше было весьма «нечеткой» связью между «скрытым» Богом и его видимое излучение. Это потому, что доникейское христианство различалось во взглядах на Иисуса и его отношение к Богу.

Для многих ранних доникейских христиан Иисус был Богом, но во второстепенном или второстепенном смысле. Очевидно, рассуждали они, учитывая, что он был «Сыном» «сокровенного» Бога, «сокровенный» Бог существовал до него, как Отец существует до сына. Если кто-то читает, например, Евангелие под названием «от Марка», то может прийти к полностью усыновленному взгляду на Иисуса. Под этим подразумевается, что Иисус был просто человеком — не существовавшим ранее, — которого Бог усыновил как своего Сына во время его крещения. В крещении Иисуса Марком слышен голос Божий:  

И раздался голос с неба, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Если, однако, читать такие повествования, как Евангелие «от Иоанна» и Послание к Евреям, то возникает так называемое «высокое» представление об Иисусе, в котором Он в некотором смысле является Богом, но не совсем то же, что «скрытый», невидимый Бог. Он эманация, которая является видимым образом этого невидимого Бога. В доникейские времена можно было обойтись без явно субординационистского взгляда на Иисуса как на «того же самого», что и Бог, потому что он является видимой эманацией Бога. В «Иоанне» Иисус произносит длинную речь (Иоанна 5:17–47), в которой описывает Себя как вполне подчиненного воле Отца и видимого проявления невидимого Бога:

И Сам Отец, пославший Меня, засвидетельствовал обо Мне. Вы никогда не слышали его голоса и не видели его облика.

Это продолжение в диалоге с Филиппом в «Иоанне» 14:

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего: и отныне знаете Его и видели Его. Филипп говорит Ему: Господи, покажи нам Отца, и довольно с нас. Иисус говорит ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя, но Отец, живущий во Мне, творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; или же верьте Мне ради самих дел. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, что творю Я, и он сотворит; и дела большие, чем эти, он совершит; потому что я иду к Отцу моему. И если чего попросите во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

Это выражение полностью субординационистского взгляда, согласно которому Иисус как «Сын» является видимым проявлением и инструментом среди человечества «Отца». Помимо адопционистов, этот «нечеткий» взгляд на отношения между Богом и его божественной эманацией, Иисусом, был довольно распространен в раннем христианстве. Но с символическими определениями 4-го века все изменилось.

«Официальная» и «ортодоксальная» точка зрения постепенно превратилась в то, что Иисус вместе с Богом и «Святым Духом» образовывал своего рода Троицу (слово, не встречающееся в Новом Завете), в которой каждая «личность» была Богом и равным другим лицам, но как-то не совсем таким же, как другие лица. Именно такой взгляд мы находим в русской православной иконографии. Но, как мы видели, дело в его исторической целостности гораздо сложнее.

Я упоминаю об этом не для того, чтобы отстаивать одну доктринальную точку зрения перед другой, потому что мои интересы не доктринальные, а исторические и иконографические. Но знание того, что субординационизм был распространенным взглядом ранних христиан, позволяет нам лучше понять, как тринитаристский взгляд на Никейский символ веры и более поздние «ортодоксальные» определения Бога довольно быстро породили множество «еретиков» там, где до этого Взгляды были лишь частью вариаций, которые можно было найти в «более расплывчатом» христианстве ранних христиан.

По этому вопросу можно сказать гораздо больше, например, как раннехристианское учение вписывало Иисуса в явления «Ангела Господня» Ветхого Завета и почему ветхозаветная фигура Иисуса Навина (Иисус Навин — это то же имя как Иисус, на самом деле восточное православие называет Иисуса Навина «Иисусом, сыном Навины»), изображен с точно такими же чертами, которые даны самому Иисусу в иконографии. Но это темы для другого разговора, потому что обсуждение различных взглядов на Бога в раннем христианстве быстро утомляет.

Для дальнейшего чтения по этому вопросу я рекомендую книгу Маргарет Баркер:   Великий ангел; Исследование Второго Бога Израиля .

Конечно, минимальное, что нужно знать для русской и греческой иконографии, это то, что Иисус, Слово или Логос, Премудрость и Ангел Великого Совета — все одно и то же в восточном православном учении, хотя иконографически изображения могут различаться. . Опять же, пока есть эта публикация, я едва затронул все, что можно сказать по этой теме. Но давайте закончим беглым взглядом на икону с изображением Софии, Премудрости Божией:

(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

Сосредоточьтесь на том, что выглядит как краснолицый крылатый ангел, сидящий на троне в центре изображения.

Этот ангел — «София, Премудрость Божия». Это представление Иисуса как Святой Мудрости. Если вы посмотрите чуть выше Софии, вы увидите условную фигуру Иисуса. Но то, что мы видим на этой иконе, — это не два лица, а скорее Иисус в его условном ипосте и Иисус в его ипостаси Святой Премудрости, или, как называет Его это название иконы, «София, Премудрость и Слово Божие». Вы также заметите, что этот тип иконы с приближающейся с одной стороны Марией и Иоанном Предтечей («Иоанн Предтеча» в восточном православии) является вариантом типа «Деисус».

Есть и более подробные иконы Софии, на самом деле можно написать книгу только по иконам Софии. Но этого должно хватить на сегодня.

София (Премудрость) в Библии и других христианских текстах

Перейти к содержанию

София (Премудрость) в Библии и других христианских текстах

Главная » Библия и не только » Блог » София (Премудрость) в Библии и других христианских текстах

Интригующая информация из

Тайное откровение Иоанна

Ширли Полсон, к.м.н.

Фрагмент иконы Премудрости Божией (София) из Георгиевской церкви в Вологде (16 век). Неизвестный фотограф, Wikimedia Commons. Щелкните изображение, чтобы просмотреть увеличенную версию.

Древний текст, Тайное Откровение Иоанна , является одним из тех писаний, которые были найдены в коллекции Наг-Хаммади в 1945 году, и ученые только сейчас пытаются понять глубину и масштаб этого замечательного писания.

Сегодня я хочу затронуть тему Софии. В некотором смысле, я думаю, что книга должна быть названа в ее честь, потому что она играет большую роль, чем Джон или кто-либо еще. Но ее роль также довольно загадочна. Можно даже сказать, трагичный. Или, может быть, исцеление. Посмотрим, что вы думаете.

Кто или что такое София?

Читатели текста второго века (или те, кому он был прочитан) должны были быть знакомы с Софией из ее долгой истории в еврейских писаниях и частых упоминаний о ней среди людей Христа. Чтобы было понятно sophia — это греческое слово, обычно переводимое на английский язык как «мудрость». персонифицированный контекст. «Госпожа Мудрость», как ее иногда называли, на самом деле не является божественным атрибутом Бога или отдельной богиней, даже несмотря на то, что она, кажется, берет на себя функцию Бога или выражает активное участие Бога в мире.

Мудрость так высоко ценится в Тайное Откровение Иоанна, она является частью первоначального порядка божественного творения, созданного с целью прославления невидимого Духа. Это изображение Софии (Мудрости) согласуется с еврейскими писаниями, показывающими, что олицетворенная София присутствовала, когда Бог сотворил мир, и что она способна гарантировать человечеству дальнейшее существование этого порядка.

Но что случилось?! В Secret Revelation of John, она делает самую неразумную вещь, которую только можно себе представить! Она противоречит воле Бесконечного Духа и хочет зачать потомство, не обращая внимания на своего партнера-мужчину. Этот акт противоречит порядку творения, когда мужчина и женщина соглашаются с идеей творения вместе.

Неудивительно, что ее отпрыск — гротескное существо, которое в конце концов приносит хаос и страдания всему человечеству. Может быть, мы можем понять, что зло пришло в мир через умышленное непослушание, высокомерие или невежество, но не от Мудрости?

Отсутствие мудрости со стороны Мудрости/Софии?

Слово, кажется, теряет свое значение, но, тем не менее, София (Мудрость) остается ключевым персонажем в истории Тайное Откровение Иоанна . Кто она такая?

В Новом Завете отношения Софии с Иисусом колеблются. Иногда Иисус появляется так, как если бы он был сыном Софии и последним пророком. В других отрывках София является основным источником откровения и мудрости Иисуса. Фактически, в Евангелии от Матфея Иисус представлен как сама Мудрость.

В Тайном Откровении Иоанна София выражает активное участие Бога в мире; как супруга Бесконечного Духа она подобна невесте или жене; она действует как агент как в созидании, так и в примирении; и она обновляет все; она присутствовала, когда Бог создал порядок мира, поэтому она способна заверить человечество в продолжении существования этого порядка.

Мудрость неразумна? Мудра ли Мудрость? Ученые размышляли над этой загадкой с тех пор, как София была обнаружена в подобных историях в других текстах Наг-Хаммади.

Вот мой вывод в двух словах. И я должен пояснить, что здесь я говорю только о Софии в Тайном Откровении Иоанна . В других текстах история Софии выглядит несколько иначе.

Судя по тому, как представлена ​​София, я думаю, что только София (то, что мудро) может решить величайшую проблему, осаждающую мир. «Откуда взялось зло?» Начиная с места божественного порядка, София иллюстрирует смысл и средства, которыми действует зло, чтобы люди могли найти мудрость противостоять ему. Нетрудно понять эту возможность, если мы рассмотрим пример Иисуса 9.0005

, который, хотя и был в образе Бога, не считал равенство с Богом чем-то, чем можно эксплуатировать, но опустошил себя, приняв образ раба, родившись в человеческом подобии. И, оказавшись в человеческом образе, смирил себя и стал послушным даже до смерти, даже смерти на кресте. (Флп. 2:6-8)

София, спасительница

София, которую часто приравнивали и сравнивали с Иисусом, берет на себя роль спасительницы, подражая человеческому состоянию и показывая выход. Мудрость идеально подготовлена ​​для спасения человечества от его греховных путей именно потому, что она достаточно мудра и опытна, чтобы понять все соблазнительные пути дьявола.

София смиренно кается и показывает нам, как и мы должны отказаться от отождествления себя с низшим творением. Она напоминает нам, что изначально мы являемся «образом и подобием Божьим» — как обещано в Бытие 1. Она знает, потому что присутствовала, когда Бог сотворил мир.

В Тайном Откровении Иоанна мы узнаем о спасительной Софии, которая учит нас активному участию Бога в мире и уверяет человечество в постоянном существовании Божьего порядка.

Новая книга Ширли Полсон «

Освещение тайного откровения Иоанна: поймать свет » была опубликована издательством Cascade Books. Чтобы помочь читателям лучше понять книгу, Ширли обсуждает некоторые из наиболее наводящих на размышления и поразительных вопросов, поднятых в Illuminating… , здесь, в блоге Bible and Beyond.

Ширли Полсон, доктор философии, особенно интересуется связующей, поддерживающей разговор и исцеляющей ролью этих древних, давно забытых внеканонических текстов. Благодаря своему 30-летнему опыту исцеления в качестве практикующего специалиста по Христианской Науке, она находит послания надежды и исцеления в древних текстах.

Поиск по сайту

Поиск:

Последние статьи, обсуждения, публикации и подкасты

  • В чем глубокий смысл Рождества?
  • Норея и София: женщины-помощницы и спасительницы
  • Волхвы и звезда в рождественской истории
  • Базилея: Царство Божие или Империя Божья?
  • «Мысль о Норее» из библиотеки Наг-Хаммади.

Поддержите раннехристианские тексты

Пообещайте свою поддержку

Используйте кнопку выше, чтобы сделать ежемесячное обещание поддержки. Все пожертвования поддерживают веб-сайт, блог и подкаст Early Christian Texts.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts