Храм софийский в москве: — Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
Церковь Софии Премудрости Божией у Пушечного двора
Пушечная улица получила свое название в 1922 году в память о находившемся здесь в XV–XIX веках Московском Пушечном дворе – большом литейном заводе, центре пушечно-литейного производства. Самое значительное произведение русских оружейных дел мастеров – сорокатонная Царь-пушка – была отлита в 1586 году по приказу царя Федора Ивановича знаменитым мастером Андреем Чоховым именно здесь – на Московском Пушечном дворе. Москвовед Ю.А. Федосюк в книге «Москва в кольце Садовых» делает одно очень важное уточнение: «Пушечную улицу можно назвать младшей сестрой Кузнецкого моста – она проходит параллельно, но уступает ему во всем: и длиной, и значением, и популярностью. Между тем именно Пушечный двор, стоявший здесь, породил Кузнецкую слободу с кузнецким мостом, а не наоборот. Появление на этом месте Софийского храма связано с переселением в Москву новгородцев в конце XV века. В 1471 году состоялся поход великого князя Ивана III на Новгород Великий, в результате которого последний был подчинен великокняжеской власти. А спустя семь лет Новгородская республика прекратила свое существование, а новгородский вечевой колокол – символ независимости Новгорода – увезли в Москву. Включение Новгорода в состав единого Русского государства было приоритетной задачей Ивана III. В конце XV века великий князь переселил несколько тысяч новгородцев в другие города, в том числе в Москву – в район нынешней Лубянки. Неудивительно, что новгородцы построили в столице церковь во имя Софии Премудрости Божией, которую считали своей покровительницей и утешительницей. В переводе с древнегреческого София означает «мудрость». Первый храм во имя Софии Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином Великим. На месте, по которому сейчас проходит Пушечная улица, первая деревянная церковь Софии Премудрости Божией известна с 1480 года. Она была обыденной – то есть построенной за один день в благодарность за победу, а также за предотвращение или прекращение какого-либо действия – и имела придел Никиты Новгородского. После очередного пожара было принято решение построить новую каменную церковь. В 1691 году на средства Моисея Овцына – стольника царицы Прасковьи Федоровны – был выстроен придел Николая Чудотворца. До перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург значительная часть прихожан Софийской церкви составляли работники Пушечного двора и жители соседней Кузнецкой слободы. О жизни кузнецов и литейных дел мастеров рассказывают москвоведы Г.П. Латышева и М.Г. Рабинович в книге «Москва и Московский край в прошлом»: «Кузнецы обслуживали первый московский арсенал – «Пушечную избу», позднее известную под названием «Пушечный двор». Жили литейщики и кузнецы, служившие на государевом Пушечном дворе тут же неподалеку. Кроме крупного государственного производства здесь было и мелкое, домашнее. Работа кузнеца была тесно связана с огнем. А в деревянном по преимуществу городе, каким была в XV–XVII веках Москва, это горячее производство создавало постоянную опасность пожара. Вот поэтому-то кузнецкие слободы, как и гончарная, располагались в большинстве своем у воды, на берегах речек, на окраине города. Во второй половине XVIII века церковь Софии Премудрости Божией перестраивалась. Появились новая декорация фасадов и купольное покрытие, были построены северный придел во имя Николая Чудотворца и двухъярусная колокольня с западной стороны, соединенная с храмом переходом. После разрушительного пожара 1812 года и разорения Софийской церкви французами, здание обновили. Облик храма приобрел ампирные черты. В 1816 году нижний ярус колокольни украсили тосканскими портиками. Верхний восьмигранный ярус был дополнен цилиндрической надстройкой с куполом и шпилем и получил колонное обрамление. Чертеж колокольни подписал знаменитый московский архитектор О.И. Бове. Софийский храм капитально перестроили с использованием старых стен основного четверика и северного придела. В 1842 году проходила реконструкция храма Софии с учетом изменения конфигурации церковного двора при перепланировке местности. В ходе реконструкции были построены трапезная и южный – во имя Казанской иконы Божией Матери – придел, который оказался как будто срезанным линией улицы и получил неправильную форму. С западной стороны на месте перехода и старой паперти была сооружена обширная трапезная, а апсиды объединены в одну прямоугольную пристройку. В 1890-е годы изменили декор фасадов и обновили купольное покрытие. В 1901 году церковь Софии у Пушечного двора снова обновлялась. В 1913 году прямоугольный угол трапезной сделали закругленным, так как прямой угол мешал проезду экипажей во двор церкви. Таким образом, в начале XX века здание представляло собой сложный конгломерат различных по абрису и форме помещений. В 1912 философ и священник Павел Флоренский обнаружил в Софийском храме и издал редкий список служб Софии Премудрости Божией середины XIX века. Исследовавший этот список ученый архивист А.И. Никольский писал: «Из анализа службы Святой Софии, которая, вероятно, написана была в Новгороде, видно, что сочинитель не составил себе ясного и отчетливого понятия о Софии Святой: то он разумеет под Премудростью Божиею воплотившееся Слово, Иисуса Христа, то – Божию Матерь, а в тропаре «Велия и неизреченная Премудрости Божия Сила» под Премудростию Божиею разумеется и Иисус Христос, и Божия Матерь». В конце 1920-х годов Софийская церковь была закрыта. В 1934 году по распоряжению находившегося по соседству Объединенного Государственного Политического Управления при СНК СССР разобрали верх колокольни храма и колоннаду. В 1960-е годы в Софийской церкви помещалась фабрика экспериментальной спортивной одежды «Динамо». Интерьеры здания были значительно искажены и приспособлены под фабричное помещение. В 1981 году здание церкви, расположенное в непосредственной близости от Лубянской площади, было передано в ведение КГБ и использовалось для производственных мастерских и складских помещений. Алтарную часть храма приспособили под проходную. В 1980-х годах старые здания вокруг церкви были снесены, а спустя три года на их месте по проекту архитекторов Б.В. Палуя и Г.В. Макаревича возвели многоэтажное здание нового корпуса КГБ. За годы бесчисленных перестроек вокруг Лубянской площади исчезли почти все церкви: Гребневской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот, Введения во храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке и др. Удивительно, как уцелел храм Софии Премудрости Божией под самыми окнами работников КГБ. В 1991 году вышло распоряжение президента Российской Федерации «О возвращении Русской Православной Церкви строений и религиозной литературы». В 2000 году РПЦ и ФСБ совместными усилиями (такое случилось, наверное, впервые в истории) восстановили храм Софии у Пушечного двора и возвратили его верующим. Ю.С. Горбунов – генерал-лейтенант юстиции и прекрасный краевед – в исследовании, посвященном Софийской церкви, пишет: «Во время восстановительных работ все бралось на учет: кусочки старой половой плитки, вскрытые первоначальные окрасы стен. Большим потрясением для всех стал случайно вскрытый фрагмент росписи на своде в центральной части храма. Несмотря на многочисленные перестройки XVIII–XIX веков Софийская церковь во многом сохранила свой изначальный облик. Храм представляет собой сложный исторический ансамбль, состоящий из перестроенного четверика XVII века, двух приделов, колокольни и трапезной XIX века. Это типичная одноглавая посадская церковь. Стройная, взмывающая ввысь колокольня выделяется на фоне несколько тяжеловесного основного объема храма со скругленной апсидой. Но в единстве архитектурного ансамбля разновременных частей церкви не стоит сомневаться.
| Ближайшие экскурсииПереулками от Мясницкой до Покровки Продолжительность: 2 часа Гид: Татьяна Воронцова Дата: 03 ДЕК в 12:00 По Плющихе на Мухину гору Продолжительность: 2 часа Гид: Виктор Сутормин Дата: 03 ДЕК в 14:00 Купеческая Таганка Продолжительность: 2 часа Гид: Екатерина Барыбина Дата: 04 ДЕК в 14:00 |
Последние новостиВсе новости | |||
Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала зрителям «Москвы 24» о съемках известных фильмов Программа «Тайны кино» телеканала «Москва 24» с участием нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой 24 Октябрь 2022 | Наш экскурсовод Денис Дроздов ответил на вопросы читателей книги «Большая Полянка» Денис Дроздов встретился с читателями в легендарном магазине «Молодая гвардия» на Большой Полянке 19 Сентябрь 2022 | Денис Дроздов встретится с читателями в Центральном детском магазине на Лубянке Денис Дроздов представит в легендарном магазине свою книгу и прочитает лекцию о Москве 12 Сентябрь 2022 | Журналисты включили путеводитель по Полянке в рейтинг лучших книги жанра non-fiction Книга Дениса Дроздова «Большая Полянка» вошла в список 25 лучших книг 2021 года по версии «Независимой газеты» 10 Январь 2022 |
Последние статьи в блоге о Москве
Все статьи
Мавзолей Владимира Ленина Мавзолей Ленина воспринимается уже как естественная часть архитектурно-исторического ансамбля Красной площади 30 Июнь 2022 | Дом Ремизовых в Малом Толмачевском переулке Первые владельцы усадьбы – купцы Медынцевы. 30 Май 2022 | Особняк Якунчиковой в Пречистенском переулке Особняк Марии Федоровны Якунчиковой (Пречистенский пер., 10) был возведен в 1900 году по проекту архитектора Вильяма Валькота 30 Апрель 2022 | Москва в кино. «Офицеры» Москвы в фильме «Офицеры» не слишком много. Но парочка любопытных историй тут возникает, например, история самых известных киношных московских львов 15 Апрель 2022 |
Последние фото- и видеоотчетыВсе фото- и видеоотчеты | |||
Фоторепортаж с экскурсии «От Чертольских Ворот до Арбатских» 24 Октябрь 2022 | Фотографии с экскурсии «Лефортово» 31 Май 2022 | Фотоотчет о детской экскурсии «Загадки башен Кремля» 29 Апрель 2022 | Фоторепортаж с экскурсии «Проходными дворами Грачёвки» 21 Апрель 2022 |
|
Софийский собор в Вологде | Туризм в Вологодской области
Cофийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов. Софийский Собор построен по образу и подобию Успенского Собора Московского Кремля. Собор располагается в центральной части города, на высоком берегу реки Вологды, в непосредственной близости от Вологодского кремля и выполняет важную градостроительную функцию, замыкая пространство одной из древнейших площадей города — Кремлёвской.
Историческая справка:
Софийский собор представляет собой целостный ансамбль, в котором архитектура, монументальная живопись (1686-1688) и иконостасный комплекс (1724-1737) являют собой органичный синтез искусств. В 1686 – 1688 годах Софийский собор был расписан талантливым ярославским художником Дмитрием Плехановым «с тридцатью товарищами». Стены собора во времена опричнины видели страшных чёрных всадников с собачьими головами, привязанными к луке седла, «польских и литовских людей», захвативших Вологду в сентябре 1612 года и бесчинствовавших на улицах города. Здесь молились будущий святитель Игнатий Брянчанинов, приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II, патриарх Московский и всея Руси Алексий II и многие другие известные вологжанам и всей России люди. Время сделало этот храм символом города и свидетелем его истории.
Интересные факты
Храм помешал планам Ивана Грозного сделать Вологду своей резиденцией и столицей опричной Руси. Государь вел постоянную борьбу с боярами. Желая обезопасить себя от возможной измены, он оставляет Москву. Его новая цель − столица на Севере, стоящая в центре торговых путей и свободная от влияния бояр. В 1565 году царь велит «рвы копать и сваи уготовлять, и место чистить, где быть градским стенам каменного здания». Именно в это время в Вологде разворачивается каменное строительство. Под личным наблюдением Ивана Грозного в 1570 году возведен Софийский Собор, повторяющий очертаниями Успенский собор в Москве. По легенде, во время осмотра Иваном Грозным строящегося Софийского собора сверху на царя упал какой-то тяжелый предмет (вероятно, кусок обожженного кирпича – плинфы). Испугавшись дурного предзнаменования, Грозный велел ломать храм, но, уступая просьбам вологжан, отменил приказ и уехал из города.
Часы работы
Понедельник, Вторник — выходной
Среда —10:00–17:00
Четверг — 10:00–17:00
Пятница — 10:00–17:00
Суббота — 10:00–17:00
Воскресенье — 10:00–17:00
Храм Софии Премудрости Божией на Пушечном дворе описание и фото — Россия — Москва: Москва
Статьи Путешествия » Путешествия » Храм Софии Премудрости Божией на Пушечном дворе описание и фото — Россия — Москва: Москва
Храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора описание и фото — Россия — Москва: Москва
Храм Софии Премудрости Божией у Пушечного двора описание и фото — Россия — Москва: Москва. Фото и описаниеВ 90-х годах здание бывшего Софийского храма было передано Федеральной службе безопасности, сотрудники которой решили создать свою общину и восстановить храм. Освящение этого храма состоялось уже в начале 21 века, после церемонии глава службы Николай Патрушев передал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II символический ключ от храма Софии Премудрости Бог. В Москве этот храм находится на улице Пушечной в районе Лубянки… Улица Пушечная — одна из старейших улиц в историческом центре Москвы, хотя в прежние века она была известна под разными названиями, а в XIX веке она даже называлась Софийкой по стоявшей здесь церкви. В настоящее время храм имеет статус памятника архитектуры. Первые упоминания о Софийской церкви относятся к концу 15 века. В том же веке на месте современной Лубянской площади был основан Царский пушечный двор, где отливали колокола и пушки. Следующая его реконструкция прошла в 18 веке (тогда были восстановлены фасады и перестроен купол). В 19 веке был проведен ряд других преобразований: появилась колокольня, перестроены трапезная и приделы. С приходом Советской власти жизнь прихода изменилась, но богослужения в храме продолжались вплоть до его закрытия в 1932 году. Были вывезены атрибуты храма, в частности, наполовину разобрана колокольня. В таком виде здание было передано фабрике спортивной одежды «Динамо». Помимо главного престола, в нынешнем храме есть два придела, освященных в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая. Среди святынь храма – образы святой Матроны, почитаемой в Москве, и Федора Ушакова, адмирала Российского флота, причисленного к лику местночтимых святых в 2001 году. Рекомендуем также ознакомиться с описанием и фото Дома Кардуччи — Италия: Болонья Тема: Церковь Софии Премудрости Божией на Пушечном дворе описание и фото — Россия — Москва: Москва . Автор: Келли Костин |
Православная Церковь, часть вторая
Назад | |
Православная Церковь: | |
Часть вторая: Москва | |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Вид на Московский Кремль. Женитьба Ивана III на Зое (переименованной в России Софье) Палеологе, |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Вид на соборы Кремля.![]() достиг Москвы в 1472 году, когда Иван послал послов в Италию для сбора информации о художниках и ремесленниках и убедить лучших из них отправиться в путешествие в Россию на работу. Ивану III нужен был мощно-символический облик Москвы, центр нового и растущего Российского государства. В очередной раз находим тема России, заимствующая влияния другой культуры, сливая их с местными чертами, и создать что-то «уникально» русское. Московский Кремль — национальный российский символ — был спроектирован главным образом итальянские мастера. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Успенский собор (1475-1479) занимает центральное место в ансамбле кремлевских соборов. архитектором был Аристотель Фиораванти из Болоньи. Ему дали задание построить церковь, которая напоминала бы и превзошла собор Успение во Владимире (ср. ![]() Москвы как духовного и политического центра России. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Успенский собор с церковью Двенадцать апостолов на заднем плане. Как церковь во Владимире, этот собор пятиглавого типа. Крепкие барабаны и высокие белые стены Успенский собор напоминает новгородские храмы, но его симметричность более типична. итальянский. Обратите внимание, что высота верхних окон от земли равна ширина двух бухт (см. Гамильтон 191-194). Фото Уильяма П. Тишлера, 1996 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Проем Успенского собора Фото Уильяма П. ![]() |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Проем Успенского собора |
| Проем Успенского собора. В деталях над дверью обратите внимание на крошечные медальоны с портретами Иисуса Христа, Марии, и младенец Иисус. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Благовещенский собор, (1484-1489). Это было |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Интерьер Благовещенского собора. Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Интерьер Благовещенского собора. Эта фреска демонстрирует доминирующий стиль в иконографии, известный как «Спас Нерукотворный». Согласно византийской легенде, первая икона такого типа появилась, когда Иисус прижал кусок льняной ткани прямо к его лицу. ![]() «священное иконописное искусство не может быть произвольным творением художников» (Успенский и Лосский 72). Фото Уильяма П. Тишлера, 1999 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Михайло-Архангельский собор (1505-1509). Иван III снова пригласил итальянского строителя Алевизио Нови («новый», чтобы отличить его от другого Алевизио, ранее работавшего в России). Хотя зодчий изучал православные формы, гребешково-раковинный дизайн в верхней церкви заметно итальянский язык 15 века. российские строители позже разработали этот дизайн для собственного использования. Этот собор использовался как усыпальница великих князей и царей до Петра Великого перенес столицу России в Санкт-Петербург. ![]() |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Церковь Двенадцати Апостолов и Патриаршая Дворец (1656 г.). Как более поздняя церковь, она заимствует у своих старших кузенов: барабаны Успения, арочные фронтоны Благовещения и месса Архангела Михаила. Не случайно эта церковь напоминает более ранние модели, так как был построен при патриархе Никоне, такой же патриарх, ответственный за церковные реформы, приведшие к расколу. Никон хотел вернуть достоинство церкви, строго придерживаясь традиции и отходя от современной церковной архитектуры. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Башня Ивана Великого (конец 16 века) Фото Уильяма П. ![]() |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Церковь Вознесения Господня, Коломенское, (1532 г.). Коломенское было царской резиденцией на окраине Москвы. Эта церковь была построена Василием III в благодарность за рождение его сын Иван (позже известный как Иван Грозный). шестнадцатый век увидели развитие этих так называемых вотивных церквей: монументальных церквей построенные членами правящей семьи в качестве благодарственных приношений. По своей структуре, Вознесенская церковь является шатровой и не имела прецедента в России. архитектура, совсем не похожая на квадратные постройки в стиле собора Успения. Фото Уильяма П. Тишлера, 1996 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Фрагмент Вознесенской церкви, г.![]() Коломенское, (1532) |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Конструкция шатровой крыши встречается в другой знакомой церкви: Церковь Фото Уильяма П. Тишлера, 1996 г. |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Один из девяти внутренних куполов собора Василия Блаженного. Собор |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Вход в часовню собора Василия Блаженного |
Нажмите на изображение для полноэкранного просмотра | Фрагмент потолка в галерее Василия Блаженного.![]() |