Москва 3 рим главная: Москва — третий Рим: откуда пошло выражение?

Разное

Почему Москва — третий Рим?

Есть такая крылатая фраза: Москва — третий Рим. Её слышал когда-нибудь каждый, но о том, откуда взялась эта странная поговорка, мало кто задумывается. Между тем, история этого выражения довольно интересна. Как известно, друзья Спутника — сплошь пытливые умы, желающие постоянно узнавать что-то новенькое! Есть у нас! Особенно актуально в свете того, что Спутник запускается в Москве! 

Древний Рим все считали непобедимым государством, вечной империей. Но в 313 году официально признали христианство и пошло-поехало. По сути, в стране стало два «императора» — светский и духовный. Многим казалось, что Римская Империя — это земной вариант Царства небесного. Что всю дорогу преследует христианство? Правильно, расколы. Сначала раскололась церковь — на сторонников христианства и католиков. А потом — и империя, разделившаяся по религиозному принципу на Западную и Восточную. 

В 410 году Западная Римская империя с трудом отбивалась от варваров и их предводителя — знаменитого Алариха. Осада этими ребятами Рима принесла плоды — горожане практически согласились на все условия захватчиков. Условия были варварские (а чего еще можно было ждать от варваров?). Аларих требовал всё римское золото, всё имущество и всех рабов. Взамен обещал пожаловать римлянам жизнь. Многие исследователи уверены, что жители Вечного города были готовы сдаться, но варвары несколько опередили события и захватили Рим силой — разграбили и практически до основания разрушили. Но падение Рима — это полбеды. Основная беда в том, что пострадала непоколебимая до этого репутация и слава Рима, как вечного города. 

В 455 году пришли вандалы и снова захватили Рим. И снова сделали это с легкостью неимоверной. Вандалов, кстати, было бы разумнее назвать садистами. Такого ужаса римляне не испытывали никогда в своей истории. Пожалуй, вторжение 455 года — самый кровавый эпизод истории Священной Римской Империи. 

До падения Империи оставался 21 год. А говорили, что не очко губит. .. Эти годы страна провела в какой-то непонятной и необычной для нее агонии. От былого величия и богатства не осталось следа, защитить своих граждан и собственные границы государство больше не было способно. Филиал Царства небесного на земле превратился в ад. 

Итак, Западная Римская Империя пала. А куда же делась Восточная? Никуда! Восточная пока осталась. Восточная Римская Империя — это Византия. На неё не покушались ни варвары, ни вандалы. Всем был интересен Рим — богатый и влиятельный. Дикарям не было дела до того, кто, с кем, когда и почему поделился. Им была нужна столица — они взяли ее. 

Византия стала преемницей Западной Римской Империи — Великого Рима. Мировым центром христианства стал город Константинополь. Эта, как сказали бы сейчас, сверхдержава, просуществовала предсказуемо недолго — всего около десяти веков. Критическим моментом оказался захват византийской столицы султаном Мехмедоом II — лидером османов. Это случилось в 1453 году. 

«Два Рима пали, а четвёртому не быть» — пишет в письме князю Василию III старец Филофей из псковского Елеазарова монастыря. Считается, что именно он впервые использовал эту фразу. На самом деле, эта формулировка — очень русская. В XV-XVI веках она будет основной политического пути России. Иван Грозный как раз стал именоваться царём, а Русская православная церковь взошла на степень патриаршества. Правящие элиты (назовем их так) много говорили о великом значении России, о том, что она — новая Византия, а значит, и новый Рим. Другой крупной христианской империи в мире не было. Пытались провозгласить себя «третьими Римами» еще Сербия и Болгария. Но они были слишком маленькими. Миру просто пришлось смириться с тем, что Москва — третий Рим, после, собственно, самого Рима и Константинополя. 

Именно тогда Русь стали называть Святой. Русский народ поверил в собственную непобедимую духовную силу. Руси предстояло беречь православие как таковое — от любых его врагов. С тех пор Москва — третий Рим. Говорят, четвертому — не быть. Кажется, это зависит от нас. 

Спутник уверен, что по красоте и размаху современная Москва затмит и Константинополь, и даже сам Рим. Сомневаетесь? Обязательно записывайтесь на наши замечательные и необычные экскурсии по Москве. Их готовят и проводят для вас самые обычные москвичи. Они хотят показать то, что нравится им самим, то, в чем они разбираются по-настоящему. Это делает спутниковые экскурсии по Москве удивительными. Присоединяйтесь! Мы точно знаем, что посмотреть в Москве!

Москва — третий Рим | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

«…Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим — весь мир». Ведь на христианской церкви уже совершилось блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как возжелал я». Согласно же великому Богослову: «Жена, облаченная в солнце, и луна под ногами ее, и младенец на руках у нее, и тотчас вышел змей из бездны, имеющий семь голов и семь венцов на головах своих, и хотел младенца этой жены поглотить. И даны были жене крылья великого орла, чтобы бежала в пустыню, и тогда змей из своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке ее утопить». Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога. А звезды, как я и прежде сказал, не помогут ни в чем, не прибавят и не убавят. Ибо говорит верховный апостол Петр в соборном Послании: «Один день пред Господом, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день, — не задержит Господь награды, которую обещал, и долго терпит, никогда не желая погубить, желая всех привести к покаянию». Видишь ли, боголюбец, что в руках его дыхание всех сущих, ибо говорит: «Еще однажды потрясу не только землей, но и небом». И так как и апостолы еще не были готовы, то сверх силы не велел вникать: Богословесный же наперсник в своем «Откровении» говорит: «В последние времена спасаясь, спаси свою душу, да не умрем второю смертью, в геенне огненной», но обратимся ко всемогущему во спасении Господу с мольбами искренними и усердными слезами восплачемся перед ним, чтобы смилостивился, отвратил ярость свою от нас, и помиловал нас, и сподобил нас услышать сладкий, блаженный и вожделенный его глас: «Приидите, благословенные, наследуйте уготованное вам царство Отца моего прежде создания мира».

Живи же, спасаясь и здравствуя, во Христе«.

КОНТЕКСТ. В 1472 г. Иван III вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Софией Палеолог. Став супругом Софьи, Иван Московский стал претендовать на роль преемника славных византийских императоров. Византийские царские облачения, символы и пышные ритуалы распространились при московском дворе. В дальнейшем при Василии III идеология московского самодержавия оформилась в идею «Москва — третий Рим».

Вторым Римом считали на Руси византийскую столицу Константинополь. Псковский монах Филофей называл Москву преемницей Византии. В своих посланиях Филофей видел Московскую Русь покровительницей всех православных народов, тем более что по флорентийской унии 1439 г. византийский император и часть византийского духовенства признали верховенство папы Римского в церковных делах. На Руси Флорентийскую унию не признали сразу. Именно с 1439 г. русская православная церковь сама на своих соборах выбирала митрополитов. Фактически русская митрополия стала автокефальна, т.е. независима от Константинополя. Однако «де-юре» она входила в Константинопольскую патриархию. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками. Империя пала.

В православии, считал Филофей, заключена сила Московской Руси. Старец писал, что первый Рим пал, погубленный ересями; второй Рим — Константинополь (олицетворявший Византию) пал от унии с католической церковью; «третий стоит, а четвертому не быти».

Сочиненное в начале XVI в. «Сказание о князьях владимирских» возводило родословие Рюриковичей к римскому императору Августу. Власть великого князя Московского мыслилась как власть от Бога. Не случайно принимая иноземцев в Кремле в 1488 г. Иван III с гордостью заявил: «Мы Божиею милостию государи, от первых своих прародителей».

Полный тест посланий Филофея (вступление, оригинал, параллельно, перевод) на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105

Послания старца Филофея отправлялись из Спасо-Елиазаровского монастыря.

Москва, Третий Рим и использование обиды: очерк мифокритики | Непочтительность и священное: критические исследования по истории религий

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНепочтительность и священное: критические исследования в истории религийReligious StudiesBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНепочтительность и священное: критические исследования в истории религийReligious StudiesBooksJournals
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Стренски, Иван,

«Москва, Третий Рим и использование Ressentiment: очерк мифокритики»

,

Хью Урбан и Грег Джонсон (ред. )

3

и священное: критические исследования истории религий

(

Нью-Йорк,

2018;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 ноября 2018 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780190911966.003.0003,

, по состоянию на 17 ноября 2022 г.

3

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНепочтительность и священное: критические исследования в истории религийReligious StudiesBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicНепочтительность и священное: критические исследования в истории религийReligious StudiesBooksJournals
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Исторический анализ мифа о Москве, Третьем Риме, показывает, что он был идеологической опорой московских имперских самодержавных притязаний с XV века. Как Третий Рим, только Москва наследует универсальную власть имперской Византии (Второго Рима) над всеми христианами. В частности, он утверждает верховенство автократии над верховенством закона. Миф упорно сохраняется в массовом сознании россиян. Там он кажется непроницаемым для исторической проверки. Но хотя этот миф выдержал стандартную рациональную историческую критику, я прихожу к выводу, что он остается уязвимым для замены антиавтократическим контрмифом, утверждающим роль Византии в становлении верховенства права.

Ключевые слова:
миф, политика, империя, коллективная идентичность, Россия

Предмет

Религиоведение

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Хочет ли Путин сделать Москву «Третьим Римом»?

Российские спортсмены выделялись своим нейтральным цветом во время зимних Олимпийских и Паралимпийских игр этого года из-за дисквалификации на основании обвинений в употреблении допинга.

Однако в Ванкувере в 2010 году и в Сочи в 2014 году на хоккейных футболках российских олимпийцев был изображен двуглавый орел, как раз там, где на майках Канады был изображен кленовый лист.

Этот двуглавый орел не является современным изобретением. Это «Византия».

Орел был, если мы отправимся на 1800 лет назад во времени, имперским символом Византийской империи. Оно до сих пор лежит в основе православного христианства — греческого, русского, украинского, румынского — во всем мире.

Значение этой Византийской империи не упускает из виду Россия. Однако это было подавлено в рамках западного исторического образования.

Он был скрыт, потому что смотрит на восток, а здесь, на запад, мы не видим.

Что такое Византия?

Короче говоря, Византия была Римом.

Более конкретно, Византия была тем Римом, который существовал после того, как Константин I (306-337 гг. н.э.) повернул римский мир от его «языческих» корней к христианству, и после того, как город Рим перестал быть столицей Римской империи в 330 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ.

Падение Константинополя в 1453 году турками-османами под предводительством Мехмеда II изображено здесь на диораме в Стамбульском военном музее (Аскери Мюзе), Турция. (Шаттерсток)

Византия была древнегреческим городом, который был перестроен с самого основания и стал имперской столицей при Константине I. Эта империя простиралась от Атлантического океана через все Средиземное море, включая то, что мы сегодня считаем Северной Африкой, Ближний Восток, Турция, восточная и западная Европа, простирающаяся до Черного моря.

Константинополь, ныне Стамбул, был бьющимся сердцем Рима — Византии — с 330 по 1453 год нашей эры.

Москва как третий Рим

Так почему же российские спортсмены хотят носить византийских орлов на гребнях своей формы?

Проще говоря: Москва хочет быть третьим Римом.

Александр Овечкин в футболке сборной России на Зимних Олимпийских играх в Ванкувере. Двуглавый орел является важным символом для России, хотя его значение неправильно понимается на Западе. (AP Photo/Chris O’Meara)

Когда Константинополь был завоеван через 11 веков как римская столица турками-османами под предводительством Мехмеда II в 1453 году, Россия стала центральной частью византийского союза.

Русский царь — производное от латинского цезаря, или имперского правителя — принял или предполагал роль имперского главы Римской империи.

После большевистской революции и создания коммунистической, светской Объединенной Советской Социалистической Республики в 1922 году это имперское наследие было в значительной степени утрачено.

Возвращение наследия

В новейшей истории историки восстанавливают эту византийскую историю и ее русское наследие. При Владимире Путине история России во многом была византийской.

Путин связывает Россию с Византией способами, которые очевидны для стран с православным наследием, но не обязательно понятны остальному миру.

Византийские дела. Это имеет значение, если мы хотим ассоциировать сегодняшнюю Россию с имперской Россией в период ее расцвета.

Если вы узнаете двуглавого орла Византии, российская униформа последнего десятилетия имеет большой смысл. Если нет, важно спросить, почему этот символ не имеет такого большого резонанса, как серп и молот или кленовый лист.

Россия возвращает наследие Византии. Рима. Древности. Православного христианства. Это не угроза. Но именно поэтому Византия имеет значение.

Подавление в западной истории

Как педагог, член Педагогического колледжа Онтарио и заместитель декана аспирантуры и исследований в Королевском университете, я считаю, что эта история имеет значение.

Много лет назад, когда я начал свою академическую карьеру в Университете Нью-Брансуика во Фредериктоне, я изо всех сил пытался найти способ сделать преподавание социальных наук значимым для будущих учителей, которые составляли подавляющее большинство студентов, с которыми я работал.

Я разработал грубую схему, чтобы они оказались на месте учеников, которых они будут учить, — то есть учеников начальной школы, которых мы просим узнать о средневековье и классических цивилизациях.

Гора Афон, где сохранились 20 монастырей и учебных домов, основанных в византийский период. (Теодор Христу), Автор предоставил

Я не оспариваю эти предметы, широко распространенные в учебных программах по всей Канаде. Однако причина их включения в различные учебные документы неясна. Почему каждый ученик в Онтарио, кажется, создает средневековый герб в 4-м классе, мне непонятно, и не только потому, что это свидетельствует о западноевропейском уклоне в учебной программе.

Я попросил каждого кандидата в учителя принять участие в исследовательском проекте по изучению истории Византии. Почему? Поставить каждого будущего учителя на то место, на которое его просят поставить своих учеников.

Ложь в наших учебниках истории

Неожиданно, когда я проводила этот проект, я узнала, что наши учебники лгут.

Во всех публикациях по истории образования, философии образования и образовательных «основ» (термин, включающий социологию), которые я смог найти, Византия не упоминалась.

Общий исторический нарратив включал: Китай (но только иногда), Грецию, Рим, «темные» или «средневековые» века, Ренессанс, Просвещение и современность.

Историки периодизируют. Они искусственно создают пространства и контексты, которые позволяют им оглянуться назад и поговорить о вещах, которые остаются неизменными, и вещах, которые со временем меняются. Династии и конфедерации возникают, меняются, рушатся и развиваются.

И мы подавляем византийскую историю.

В учебниках, на которые я ссылаюсь, говорится, что Рим был завоеван в 476 году нашей эры. Это неправда. В этот день был завоеван город Рим, но он уже давно перестал быть имперской столицей.

В лучшем случае Рим был важен для памяти, для сознания и для западной части Рима, в значительной степени говорящей на латыни (в отличие от восточных частей Империи, «эллинизированных» со времен Александра Македонского , что означает, что они были в основном греческими в лингвистическом и культурном плане).

Византия жива и здорова

Опять же — подавляем Византию, потому что она смотрит на восток, а мы нет.

Византия прислушивается к России, которую изображают коррумпированной в спортивной и политической сферах.

Он указывает на Грецию, которая находится в невыгодном экономическом положении и борется под ярмом экономической экономии и беспокойства по поводу своей бухгалтерии.

Иверский монастырь, построенный между 980-983 гг. н.э., библиотечные фонды которого содержат более 20 000 книг и 2 000 рукописей византийской эпохи. (Теодор Христу), Автор предоставил

Это намек на бывший советский блок и на Балканы, которые все еще пытаются найти свою идентичность.

Он прислушивается к «ориентализму», который четко определил Эдвард Саид, — покровительственному изображению восточных земель западноевропейцами, чьи системы отсчета были одновременно имперскими и колониальными. Саид говорил конкретно о Ближнем Востоке, но, опять же, этот регион мира был жизненно важной частью римского и византийского миров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts