Храм воскресения христова и новомучеников: Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской
Содержание
Храм Воскресения Христова Новомучеников и Исповедников Российских. Сретенский монастырь.
Всего 70 фото
Новый соборный храм построен и освящен в Сретенском монастыре — Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской — тех, кто не предал веру, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества. Место и поименование храма выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и в его строениях находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах на территории тюрьмы, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров.
Захотелось же рассказать об этом храме еще и потому что он своим появлением (как мне видится) ознаменовал некоторые коренные изменения в среде РПЦ — ранее московские монастыри были достаточно закрыты публично — запрещались любые фотосъемки в храмах, монастырях в любое время; складывалось впечатление, что церковь относится слишком ревностно к своей территории и чуть ли не считает ее своей исключительной собственностью — государством в государстве со своими порядками вызывавшими справедливые нарекания. На местах настоятели что хотели то и делали — в сети много лет в результате раздавались справедливые упреки к РПЦ о недопустимости запрета фотографирования всего и вся. Но появление Воскресенского собора именно в этом частном смысле знаменовало явное позитивное изменение отношения монастырского руководства к посещению храмов в целом и в том числе и как к достопримечательностям. Человек же стремится к красоте, приходит поначалу «по дороге к Храму», хочет запечатлеть эту самую красоту как для себя, для близких и далеких людей которые часто не могут побывать в здесь лично, а потом смотришь, и станет прихожанином. В общем, оказалось, что запретов на фотосъемку в Сретенском монастыре нет (только без вспышки), а съемка в самом соборе некоторым образом даже поощряется настоятелем поскольку это само привлечение внимания к новому Воскресенскому собору и его духовному предназначению очень важно во всех смыслах.
Уж сколько было сломано копий в средствах массовой информации о необходимости сохранить камерную уютную атмосферу Сретенского монастыря, древнейшие культурные слои, исторические сооружения этого места, не говоря уже о нарушении архитектурной целостности образа Старой Москвы на Рождественском бульваре. Но храм уже стоит, и будем исходить из этого. После того как страсти насчет строительства улеглись, а храм-таки построен, мои друзья там побывали и рассказали о своем чрезвычайно благоприятном впечатлении в том числе и насчет пресловутой фотосъемки, что всегда была для фотографирующих проблемой. Всё это воодушевило. Так что прошлым летом я и отправился сложить наконец свое впечатление о храме и вот что из этого исследования получилось.
О Сретенском монастыре я уже подробно рассказывал вот в этом материале, так что сосредоточимся именно на Воскресенском соборе.
В советское время Сретенский монастырь как уже упоминалось был закрыт, там разместилось общежитие НКВД. Часть построек монастыря была снесена, а на его территории проводились расстрелы. В наше время идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский.
«Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей», — говорит архимандрит Тихон.
02.
Сретенский монастырь. Воскресенский собор со стороны Большой Лубянки.
С 3 октября по 10 декабря 2012 года проходил открытый конкурс проектов храма. К ним предъявлялись следующие требования: вместительность около 2000 человек, возможность проведения богослужений под открытым небом, совершения крестного хода по галерее вокруг храма, наличие большого количества дополнительных помещений и подземной автостоянки. На конкурс было представлено 48 проектов. Победитель был объявлен в начале марта 2013 года, им стал проект ИП «Мастерская Смирнова», второе место занял «Моспроект-2». Согласно эскизному проекту Дмитрия Смирнова и Юрия Купера, новое здание превосходило по высоте ныне существующий храм монастыря примерно на 10 м, а его площадь составляла более 10 тыс. кв.м.
03.
Проект Дмитрия Смирнова и Юрия Купера
Осенью 2013 года планы осуществления проекта вызвали существенную критику со стороны защитников исторического наследия, представителей архитектурного сообщества и части местных жителей. Впоследствии проект был скорректирован в сторону уменьшения высоты храма и изменения ряда деталей нового строительства.
04.
Апсида Воскресенского собора
28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, патриарх Кирилл освятил место строительства храма, а перед началом строительства были проведены археологические работы. 8 сентября 2016 года, в престольный праздник — Сретения Владимирской иконы Божией Матери, были освящены и установлены главный купол и крест нового храма.
05.
Снаружи расположено большое патриаршее крыльцо, которое может выполнять функцию алтаря во время богослужений под открытым небом (площадь перед храмом вмещает до 7000 человек).
25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, патриарх Кирилл совершил великое освящение храма и провёл в нём первую божественную литургию. На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и и другие иерархи Русской зарубежной церкви.
06.
Патриаршее крыльцо. Южный фасад собора.
07.
Северный фасад собора
После освящения храма патриарх Кирилл вместе с духовенством прошли крестным ходом в монастырский собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, и перенесли оттуда в новый храм мощи небесного покровителя монастыря священномученика Илариона (Троицкого). В конце церемонии Владимир Путин преподнёс в дар храму икону Иоанна Крестителя XIX века.
08.
Алтарная часть Воскресенского собора. Источник: kremlin.ru
Архитектура и оформление Воскресенского собора
Облицован храм известняком из Владимирской области, украшенным резьбой в виде орнаментальной вязи. На портале храма установлены бронзовые рельефы патриарха Тихона и архиепископа Иллариона. Основной объём перекрыт монолитным железобетонным куполом площадью 334 кв.м. и диаметром 18,5 м. Храм увенчан пятиглавием.
09.
У входа в храм — небольшая шатровая колокольня с одним колоколом
Золотые купола нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской хорошо видны с разных точек Москвы. Он стал украшением старой части столицы.
10.
11.
Соборные купола
Ранее высказывались мнения, что древний монастырский Владимирский собор неизбежно архитектурно «потеряется» вблизи своего нового грандиозного собрата. Однако как мы видим, этого удалось избежать за счет сноса старого монастырского корпуса, других строений, а монастырская площадь перед новым собором смотрится визуально гармонично свободно и естественно.
12.
13.
«Основным отделочным материалом был выбран белый владимирский известняк, из которого издавна возводили белокаменные соборы на Руси, в первую очередь во Владимире и Суздале. Нам хотелось использовать именно этот камень, чтобы продолжить традиции русского зодчества. Хотя в архитектуре храма есть элементы и русского, и византийского стиля», — говорит архимандрит Тихон.
14.
15.
«Храм поражает своим великолепием, светом, легкостью и объемом: он специально был создан таким светлым и радостным, чтобы показать торжество победы новомучеников над смертью».
16.
Храмовый комплекс имеет пять уровней и оборудован четырьмя лифтами. На верхнем уровне размещается храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. На его стенах — росписи с ликами новомучеников. Нижний храм посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам, в его центре находится большой баптистерий (купель для крещения взрослых и детей). Стенки купели покрыты смальтовой мозаикой. Росписи нижнего храма посвящены теме вхождения в церковь и подвигу святых апостолов.
17.
18.
Помимо храмов в состав комплекса входят галерея для братии, трапезная, аудитории для катехизаторских курсов, помещения для воскресной школы, редакции портала «Православие.Ru», музея Туринской плащаницы, музея новомучеников, конференц-зал, ризничная, котельная и т. п.
19.
Примечательно здание Сретенской духовной семинарии (переоборудованное из средней школы) переданное монастырю в 2010 году. 28 декабря 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение этого здания.
20.
Духовная семинария в Сретенском монастыре
Часть фасада здания семинарии украшена замечательными керамическими рельефными изображениями на евангельские темы.
21.
22.
Спас Нерукотворный
23.
Апостолы Марк и Матфей
24.
Апостолы Иоанн и Лука
25.
Иоанн Креститель
26.
Здание монастырской трапезной
27.
Однако вернемся к Воскресенскому собору.
28.
29.
Над входом в храм шатровая колокольня
30.
Внутренние пространства Воскресенского собора
Верхний храм возведен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний посвящен святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам.
31.
Внутри храм потрясает и вызывает откровенный сдержанный восторг…
32.
«В куполе храма мы видим святых разных стран и эпох, которые вместе с нами предстоят Богу и участвуют в наших молитвах. Среди множества святых – святые Царственные страстотерпцы, а рядом с ними изображен недавно прославленный в лике святых их личный врач страстотерпец Евгений Сергеевич Боткин. На фресках изображены и те новомученики, потомки которых до сих пор живут и помнят о подвиге своих родных».
33.
34.
35.
Иконостас сделан невысоким, в византийском стиле, апсида открыта.
36.
Специально для храма было написано 47 икон, большая часть которых – в русско-византийских традициях. Росписи были выполнены командой из тридцати художников-монументалистов под руководством Михаила Леонтьева и Дарьи Шабалиной.
37.
Святитель Киприан
Обратите внимание на уникальную отделку иконостаса великолепным зеленым ониксом (как мной определено на глаз), который также используется широко в украшении всего храма.
38.
Архангел Михаил
39.
Святой Великомученик Георгий Победоносец
40.
Святитель патриарх Тихон
41.
42.
43.
44.
Архангел Гавриил в центре
В апсиде изображена Тайная вечеря, где присутствуют как апостолы, так и новомученики.
45.
Слева от алтаря расположена кафедра (на фото ниже). В древних храмах именно с кафедры читалось Евангелие и Апостол. Сейчас в русских храмах кафедры практически не встретишь. А вот в византийских, греческих храмах они встречаются достаточно часто.
46.
Паникадило
47.
Светильники паникадила подобны светильникам в константинопольской Святой Софии
48.
Над закомарами с тройными окнами и апсидой изображены четыре грандиозные фрески на евангельские темы.
49.
Фреска «Рождество Христово»
50.
Фреска «Въезд Иисуса в Иерусалим»
Храм посвящен исповедникам и новомученикам Церкви Русской, поэтому на фреске Распятия Христова вместе с Пресвятой Богородицей, святой равноапостольной Марией Магдалиной и другими женами-мироносицами стоят великая княгиня Елисавета Феодоровна, новомученица Татиана Гримблит и преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина). С правой стороны у креста изображены апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин Сотник, праведный Никодим и вместе с ними священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский со своими сыновьями священномучениками Борисом и Николаем, расстрелянными за веру в 1918 году.
51.
Фреска «Распятие Христово»
52.
Фреска «Страшный Суд»
В «парусах» заметны и замечательные изображения четырех евангелистов.
53.
Евангелист Матфей с символом ангела (человека)
54.
Евангелист Марк с символом льва
55.
Евангелист Лука с символом тельца
56.
Евангелист Иоанн с символом орла
57.
58.
Еще две иконы: Святых Царственных Страстотерпцев…
59.
…и Оптинских Старцев.
60.
61.
Великолепный «гранитный пол» с инкрустацией полудрагоценными камнями выложил православный итальянский мастер, а в алтаре подобное покрытие выкладывали уже русские мастера.
62.
Западная сторона храма
63.
64.
В объемах соборных лестниц помещены изображения пророчеств – уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества.
65.
Замечательных фресок очень много, выложить всё просто не реально.
66.
Посетить нижний храм мне не удалось, он был закрыт. Обойдем храм и выйдем к Владимирскому собору.
67.
68.
У меня осталось удивительное гармоничное и радостное впечатление (как никогда раньше) относительно других «ново-построенных» храмов. И дело в общем не только в том, что вложено много денег в строительство и отделку внутренних пространств храма. Надеюсь, что и в самой Церкви грядут такие же новые перемены к лучшему и этот возвышенный Воскресенский собор вполне может стать таким же возвышенным символом этого духовного поступательного процесса в России.
69.
Новый храм в Сретенском монатсыре открыт для посещения каждый день. Богослужения в нем совершаются: в будние дни – вечерняя служба в понедельник и Божественная литургия утром во вторник; по воскресным дням и великим праздникам – всенощное бдение накануне и поздняя Божественная литургия.
70.
Воскресенский собор — вид с Рождественского бульвара
Источники:
Архимандрит Тихон (Шевкунов). О новом храме Сретенского монастыря. Православие.ru.
Как строился новый храм в Сретенском монастыре. Коммерсантъ (20 мая 2017).
Официальный сайт Сретенского монастыря.
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Patriarchia.ru. Проверено 14 января 2019.
Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку. Православие.ру. Проверено 19 мая 2018.
© Vladimir d’Ar, 2019
Tags: на лубянке, новомучеников и исповедников российских, сретенский монастырь, храм воскресения христова, храм новомучеников и исповедников россий
Зачем и почему построен новый собор в Сретенском монастыре
Как в раннехристианские времена — «на крови», на месте казней за веру — появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению — через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-«высказывание» огромного количества людей — около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).
Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.
Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.
Но ведь рядом же почти нет жилых домов.
Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице — в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.
Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком ( хотя и самом населенном — 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.
Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь — Большая Лубянка — это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан — иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.
Как родился образ этого храма?
Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов — их было около 50 — выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.
Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: «Молчи, а то в карцере сгною…»
В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели — к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект — доработка шла практически непрерывно.
Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.
Сколько времени шла стройка?
Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта — около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.
Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?
Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской «Кавида» Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства — русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то «переводить», если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.
Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений… Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.
Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?
Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря — на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.
Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках «Россия. Моя история», дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур…
Вас критикуют за ваши художественные решения?
Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.
В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации. ..
Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий — представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.
Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема — Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом… Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.
В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий — место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.
Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема — Бог и человек. Экскурсоводы расскажут о том, что Бог ждет от человека
Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?
Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.
Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.
В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер…
Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией — компании «Мостотрест», множеству других фирм — от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух — четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.
Прямая речь
Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ:
Для меня этот храм является знаковым не только в историческом, не только в духовном, но и в архитектурном отношении. Именно этот храм обладает тем образом, который возвращает силуэт этой части города. Потому что панорама, возникающая с Цветного, Рождественского, Петровского, Сретенского бульваров, с Трубной площади — прекрасна. Я каждый день езжу мимо и каждый день потрясаюсь, потому что неожиданно время повернулось вспять и возникла та Москва, которая была такой фантастически красивой в глазах этих знаменитых путешественников. В отношении градостроительном это большая удача.
Мне кажется, что храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской открывает новую страницу истории искусства православного зодчества в России и в мире. Сейчас уже и другие православные страны обращаются к нашим мастерам: в Сербии, в Черногории. Я как член Совета по культуре при Святейшем Патриархе должен сказать: мы уже видим, что церковное зодчество у нас не возрождается, а уже возродилось. И пример удивительного создания подлинной художественной и духовной среды в Москве, которое демонстрирует новый храм, — это огромное событие.
Цена
Вопрос «на чьи деньги построено?» звучит сегодня сколь безапелляционно, столь и необходимо. Автору статьи удалось узнать, что основной и самый большой взнос на строительство храма внесла братия и наместник Сретенского монастыря. Основным вкладом в строительство храма стал весь гонорар от продажи книги «Несвятые святые», вышедшей тиражом два с половиной миллиона экземпляров. Конечно же, добавилась и помощь благотворителей. Строительству храма помогли ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования частных лиц. Эксперты говорят, что строительство храма обошлось дешевле, чем возведение намного меньшего православного храма в Париже, меньше, чем реконструкция Морского собора в Кронштадте.
Новый собор в Сретенском монастыре построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.
Посетите Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской во время поездки в Москву
Используя этот сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Российской отзывы
Оцените достопримечательность
Рейтинг путешественников TripAdvisor
7 отзывов
Джо-шопс
tripadvisor.com/ShowUserReviews-g298484-d13168430-r708433759-The_Church_of_the_Resurrection_of_Christ_and_the_New_Martyrs_and_Confessors_of_the_Russian_Church.html»> Соборов в Москве так много, что большинство людей не посещают этот. Хотя посетить стоит. Часть его была открыта совсем недавно.
Соборов в Москве так много, что большинство людей не посещают этот. Хотя посетить стоит. Часть его была открыта совсем недавно.
более »
Узнайте больше на TripAdvisor ›
Спланируйте поездку в Москву
Индивидуальная поездка
Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений
Настройте его
Усовершенствуйте свое путешествие. Найдем
лучших маршрутов и расписанийЗабронировать
Выберите один из лучших отелей и развлечений. Скидка до 50% на
Управление
Все в одном месте. Все на одной странице.
Узнать больше
Просмотреть все ›
©
Объект всемирного наследия
Красная площадь
4.7
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Объект всемирного наследия
Московский Кремль
4.7
Продолжительность: 6 часов
©
Церковь
Собор Василия Блаженного
4,8
Продолжительность: 1 час
Религиозный объект
Храм св. Татианы Московского университета
4,5
Продолжительность: 1 час 30 минут
Посмотреть все ›
©
Художественный музей
Государственная Третьяковская галерея
4. 7
Продолжительность: 3 часа
©
Военный музей
Оружейная палата
4.6
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Музей истории
Музей-заповедник «Царицыно»
4.7
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Художественный музей
IT-галерея
5,0
Продолжительность: 1 час 30 минут
Посмотреть все ›
©
Историческое место
Мавзолей Ленина
3,8
Продолжительность: 30 минут
©
Объект всемирного наследия
Церковь Успения Пресвятой Богородицы В Новодевичьем Монастыре
4. 4
Продолжительность: 1 час
©
Историческое место
Коломенское историко-архитектурный музей-заповедник
4,8
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Историческая прогулочная зона
Поварская улица
5,0
Продолжительность: 1 час 30 минут
Скрытые жемчужины в Москве
©
Парк
Патриарший пруд
4,5
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Церковь
Успенский собор
4.7
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Художественный музей
Картинная галерея стран Европы и Америки XIX-XX веков
4,8
Продолжительность: 1 час 30 минут
Фототур
Фототур
5,0
Продолжительность: 4 часа
Посмотреть все ›
©
Зоопарк
Московский зоопарк
3. 0
Продолжительность: 2 часа 30 минут
©
Музей науки
Музей космонавтики
4.7
Продолжительность: 2 часа 30 минут
©
Аквариум
Москвариум
3,6
Продолжительность: 1 час 30 минут
Музей науки
Музей русской электроэнергетики
5,0
Продолжительность: 30 минут
Ближайшие достопримечательности Москвы
©
Система общественного транспорта
Московский метрополитен
4,5
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Театр
Большой Театр
4,5
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Историческое место
Кремлевские стены и башни
4. 7
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Художественный музей
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
4,5
Продолжительность: 3 часа
Рекомендуемые достопримечательности
©
Исторический тур
Оружейные туры по Москве
5,0
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Художественный музей
Фабрика Проект
4.2
Продолжительность: 1 час 30 минут
©
Религиозный объект
Высоко-Петровский монастырь
4.9
Продолжительность: 30 минут
©
Ночная жизнь
Лучшие экскурсии по Москве
4. 7
Продолжительность: 4 часа
Посмотреть все поездки
Воскресные тропари и кондаки | Православная Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских
Тропарь: Когда иудеи запечатали камень и когда воины стерегли Твое Чистое Тело, Спасе, Ты воскрес в третий день и дать жизнь миру. Потому Силы Небесные воззвали к Тебе, Подательнице жизни: Слава Воскресению Твоему, Христе! Слава Царству Твоему! Слава Провидению Твоему, о единственный Человеколюбец!
Кондак: Восстал Ты, как Бог, из гроба со славою и Собою мир воздвиг, и природа человеческая поет Тебе, как Бог, и смерть исчезла, и Адам пляшет от радости, Господи, и Ева, ныне освободившаяся от своих оков, радуется, восклицая: Ты, Христе, всем воскресение дающий.
Тропарь: Когда Ты, Бессмертная Жизнь, на смерть сошёл, тогда Ты поразил ад молниею Божества Твоего. И когда воскресил Ты мертвых из нижнего мира, все Силы Небесные возопили громко: Христе Боже наш, Животворец, слава Тебе.
Кондак: Восстал еси из гроба, всесильный Спасе, и видя чудо, устрашился ад, и мертвые воскресли, а творение при виде его радуется с Тобою, и Адам ликует, и мир , о мой Спаситель, всегда поет Тебе.
Тропарь: Да возвеселятся небеса и да возвеселится земля, ибо великое действие сотворил Господь мышцею Своею. Он смертью смерть попрал и стал Первородным из мертвых, Он избавил нас от адских глубин и даровал миру Свою великую милость.
Кондак: Ты сегодня из гроба воскрес, Милостивый, и вывел нас из врат смерти. Нынче Адам пляшет от радости и Ева ликует, и с ними пророки и патриархи непрестанно воспевают божественное торжество силы Твоей.
Тропарь: Ученицы же Господни, узнав от Ангела благую весть о Воскресении и сбросив родовое проклятие, с ликованием сказали Апостолам: Смерть погублена, Христе Боже наш. воскрес и дает миру великую милость.
Кондак: Спаситель Мой и Избавитель от гроба, яко Бог, воздвиг земнородных от цепей их, и сокрушил врата ада; и Он воскрес как Господь на третий день.
Тропарь: Будем, верные, славить и поклоняться Слову, совечному Отцу и Духу, ради нашего спасения родившегося от Девы. Ибо благоволил Он и на Крест во плоти взойти, и смерть претерпеть, и воскресить мертвых славным Своим Воскресением.
Кондак: Во ад сошел еси, Спасе мой, и, сокрушив врата его, как Всесильный, воскресил Ты мертвых с Собою, как Творец, и Адама от клятвы избавил, Человеколюбец. Потому все мы Тебе взываем: Спаси нас, Господи.
Тропарь: Ангельские воинства были пред гробом Твоим, стражи стали, как мертвецы, и Мария стояла во гробе, ища Твоего пречистого Тела. Ты разрушил ад, ибо не соблазнился им. Ты пришел и встретил Деву, чтобы дать жизнь. Господи, из мертвых воскресший, слава Тебе.
Кондак: Подняв животворящей рукой всех мертвых из долин тьмы, Христос Бог наш даровал воскресение тесту человеческому. Ибо Он Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего.