И каин: АВЕЛЬ И КАИН • Большая российская энциклопедия
Содержание
Каин и Авель — Всемирная историческая энциклопедия
Каин и Авель были первыми детьми Адама и Евы, рожденными после их изгнания из Райского сада (Книга Бытия). В Библии сказано, что когда оба брата решили совершить подношения Богу, жертва Авеля была принята, а жертва Каина – отвергнута. Из ревности и зависти Каин убил своего брата и стал первым убийцей в истории человечества.
Каин убивает Авеля
Peter Paul Rubens (Public Domain)
Жертвоприношения Каина и Авеля
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. (Книга Бытия 4:1-5)
Древний шумерский текст описывает конфликт между кочевниками и первыми оседлыми земледельцами. Возможно, он и был отражен в истории о Каине и Авеле
Читать первые главы книги Бытия довольно сложно, так как описанные там истории были частично заимствованы из древних преданий, передававшихся из уст в уста, а также и из более поздних источников, многократно менявшихся с течением времени. Современные ученые, изучающие Библию, пытаются разобраться в преданиях и источниках и поместить их в нужный исторический контекст. Однако нам — современным людям — гораздо интереснее понять, что же из описанного происходило на самом деле, и рассмотреть все детали с логической точки зрения. Раньше люди об этом не задумывались, им просто нравились интересные истории, а факты могли испортить все впечатление.
Конфликт произошел, когда братья решили принести Богу в жертву плоды своих трудов, но Бог принял только одну жертву – Авеля. Откуда вообще два первых человека на Земле узнали, что Богу необходимо приносить жертвы? Закон Моисеев, подробно описывающий жертвоприношения, тогда ещё не существовал. Также непонятно, по какой причине Бог отверг жертву Каина. В тексте об этом вообще ничего не сказано. Однако один древний шумерский текст описывает конфликт между кочевниками и первыми оседлыми земледельцами. Возможно, он и был иносказательно отражен в этой истории.
Первый убийца
Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу (Богу): наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Книга Бытия 4:5-15)
«Разве я сторож брату моему?» — вопрос, конечно риторический, и ответ на него однозначно – ДА. Это своеобразная метафора современной концепции, согласно которой люди должны заботиться друг о друге. Что же касается «знамения» (в других источниках «метки») Каина, в тексте опять же ничего не сказано. Некоторые приверженцы традиционных Христианских взглядов прослеживают связь между «меткой Каина» и «числом зверя» 666 из Книги Откровения 13:18.
Жертвоприношения Каина и Авеля
Nick Thompson (CC BY-NC-SA)
Каин в земле Нод
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Книга Бытия 4: 16-18)
Исследователей всегда ставил в тупик тот факт, что Каин нашел себе жену в земле Нод. Откуда вообще взялась эта женщина? Ведь согласно Писания на тот момент в мире существовало лишь 3 человека: Адам, Ева и сам Каин. И вот здесь нам нужно понять, чего пытались добиться авторы своим повествованием. Нам сейчас сложно разобраться со всеми тонкостями, но перед авторами явно стояли совсем другие задачи. Иными словами, они смотрели на эту историю гораздо шире.
«Плодитесь и размножайтесь» (Книга Бытия 9:1) – такова была первая заповедь, данная Богом людям после их сотворения. Но как? На земле существовала лишь одна женщина – Ева. Если подойти к тексту буквально, то получается, чтобы эту заповедь исполнить, одному из сыновей пришлось бы совершить инцест с собственной матерью. Но авторы Библии не могли этого допустить. В первой семье на земле не могло быть инцеста. Тогда они ввели в повествование (другими словами просто придумали) некую женщину из земли Нод, чтобы решить данную проблему.
Семья Каина
Peter Oliver (Copyright)
То же самое и с причиной, по которой Бог отверг жертвоприношение Каина – её нет. Для сюжета она не важна. Главное, что Каин, убивая брата, проливает на землю кровь, что становится причиной для распространения зла и испорченности по всему миру, за что позднее Господь нашлет на землю Великий потоп.
В Книге Бытия 4:17-26 описываются потомки Каина. Люди начинают создавать блага цивилизации: строятся города, развиваются ремесла, люди занимаются искусством (музыкой), осваивают металлургию (ковку оружия и чеканку монет). Жестокость Каина передается по наследству следующим поколениям. Далее в главе 5 Книги Бытия нам описывают потомков Адама, более благородную и праведную ветвь, берущую начало от третьего сына Адама — Сифа. Тем самым нас плавно подводят к появлению Ноя, который стал первым праведником (по линии Адама) в глазах Бога.
Каин и Авель в Иудейской и Христианской традициях.
В Новом Завете жертва Иисуса Христа сравнивается с жертвой Авеля
Комментируя Тору (Книгу Моисееву), раввины пытались донести мысль о недопустимости соперничества между братьями и сестрами (в Книге Бытия есть несколько подобных примеров). Они видели это так: Авель, будучи пастухом, проводил много времени в уединении и размышлениях о Боге. Они также утверждают, что Авель был более смиренным перед Господом, а Каину этого качества как раз и не хватало. Каин напрямую связан с темой изгнания с земли Израильской в качестве наказания за грехи, чему уделяется особое внимание в Книгах Пророков.
В Евангелии от Матфея Иисус Христос осуждает книжников и фарисеев и предрекает страдания своим пророкам.
Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником (Евангелие от Матфея 23:35)
Считается, что к тому времени, как были написаны Евангелия (I в. н.э.), все пророки Израиля умерли мученической смертью. В Послании к Евреям в Новом Завете жертва Христа сравнивается с жертвой Авеля. В тексте сказано, что Иисус и Авель разделяли единую концепцию веры в Бога, которой не хватало Каину. (Послание к Евреям 12:24)
Каин и Авель в Исламе
В Коране история Каина и Авеля использовалась, чтобы предостеречь людей от убийства и его последствий.
«(Пророк), Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам» Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих». (Сура 5:27-31)
Исламское изображение Каина и Авеля
Unknown Artist (Public Domain)
Более поздние Исламские источники утверждали, что сам Дьявол подбил Каина на убийство. По другим данным, Каин и Авель дрались за право взять в жены одну из дочерей Адама и Евы.
В искусстве и литературе
Каина и Авеля изображали на своих полотнах Тициан, Питер Пауль Рубенс и Уильям Блейк. В «Гамлете» Уильяма Шекспира (ок. 1600г.) борющиеся за власть Клавдий и Гамлет также олицетворяют собой Каина и Авеля. Роман Джона Стейнбека «К востоку от рая» (1952) стал бестселлером. Действие книги разворачивается в период между Гражданской войной в США (1861–1865) и Первой мировой войной (1914–1918) и затрагивает два поколения братьев, во втором случае – близнецов: Арона и Калеба, Авеля и Каина соответственно.
Исследователи продолжают использовать историю Каина и Авеля в попытках определить истоки насилия в религии. Она особенно удобно ложится в модель соперничества между братьями и сестрами, которая получила название «Священная вражда». Ведь если только один сын (Каин или Авель, Исаак или Измаил, Исав или Иаков, или символически Иисус как «сын Божий») может быть благословлен и признан, то как их потомки могут жить в согласии?
КАИН И АВЕЛЬ | Энциклопедия Кругосвет
КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).
Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема.
Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.
Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.
Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.
В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Каин и Авель — Энциклопедия всемирной истории
Каин и Авель — первые два сына Адама и Евы после того, как они были изгнаны из Эдемского сада в библейской книге Бытия. Согласно библейской истории, Каин убил Авеля, потому что Бог принял жертву Авеля, но отверг жертву Каина. Этим актом ревности Каин стал первым убийцей.
Каин, убивающий Авеля
Питер Пауль Рубенс (общественное достояние)
Жертвы Каина и Авеля
Адам занялся любовью со своей женой Евой, и она забеременела и родила Каина. Она сказала: «С помощью Господа я родила мужчину». Позже она родила ему брата Авеля. Авель пас скот, а Каин возделывал землю. С течением времени Каин принес некоторые плоды земли в жертву Господу. И Авель также принес приношение — тучные части от первенцев своего стада. Господь призрел на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. (Бытие 4:1-5)
Древний шумерский текст описывает конфликт между кочевниками и первыми оседлыми земледельцами и, возможно, повлиял на историю Каина и Авеля.
Чтение первых глав Бытия может быть проблематичным, потому что истории были взяты как из древних устных преданий, так и из более поздних, отредактированных на протяжении веков материалов. Современные библеисты продолжают пытаться разобраться в традициях и источниках и попытаться определить их местонахождение в их историческом контексте. Однако нас, современных людей, гораздо больше интересует попытка определить, что же произошло на самом деле, и попытаться логически осмыслить детали. Древние этого не делали; они умели ценить историю как историю, не позволяя фактам мешать.
Удалить рекламу
Реклама
Проблема началась, когда братья решили принести жертву Богу из каждого своего продукта, но Бог принял только Авеля. Откуда первые два человека на земле знали, что нужно приносить жертвы Богу? Закон Моисея, подробно описывающий жертвоприношения, еще не был введен. И еще более проблематично, почему Бог отверг жертву Каина? В тексте не указана причина. Однако древний шумерский текст описывает конфликт между кочевниками и первыми оседлыми земледельцами и, возможно, повлиял на историю.
Первое убийство
Каин очень разгневался, и лицо его поникло. Тогда Господь сказал Каину: «Почему ты гневаешься? Почему твое лицо опущено? Если вы будете поступать правильно, вас не примут? Но если вы не делаете того, что правильно, грех притаился у вашей двери; оно желает иметь вас, но вы должны управлять им. Каин сказал своему брату Авелю: «Пойдем в поле». Пока они были в поле, Каин напал на своего брата Авеля и убил его. Тогда Господь сказал Каину: «Где Авель, брат твой?» — Не знаю, — ответил он. «Разве я сторож брату моему?» Господь сказал: «Что ты сделал? Послушай! Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. Теперь ты под проклятием и изгнан от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей. возделывай землю, она не будет больше приносить тебе своего урожая. Ты будешь беспокойным скитальцем на земле». Каин сказал Господу: «Наказание мое больше, чем я могу вынести. Сегодня Ты изгоняешь меня из земли, и я буду скрыт от лица Твоего; я буду беспокойным скитальцем на земле, и всякий, кто найдет меня, убьет мне.» Но Господь сказал ему: «Нет, кто убьет Каина, тот семикратно отмстится». Тогда Господь сделал Каину знамение, чтобы никто, встретив его, не убил его. (Бытие 4:5-15)
«Разве я сторож брату моему?» — риторический вопрос, на который очевидный ответ — да. Это современная метафора концепции, согласно которой люди всегда должны заботиться друг о друге. Что касается «начертания на Каине», в тексте нет подсказки. Некоторые традиционные христианские взгляды связывают его с 666, «числом зверя» в Книге Откровения (13:18).
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Жертвоприношения Каина и Авеля
Ник Томпсон (CC BY-NC-SA)
Каин в стране Нод
Итак, Каин вышел из-под присутствия Господа и поселился в земле Нод, к востоку от Эдема. Каин занялся любовью со своей женой, и она забеременела и родила Еноха. Каин тогда строил город и назвал его в честь своего сына Еноха. (Бытие 4:16-18)
То, что всегда сбивало с толку комментаторов в этом отрывке, это когда Каин женился на женщине из земли Нод. Откуда взялась эта женщина? В этот момент повествования на земле есть только три человека — Адам, Ева и Каин. Именно тогда нам нужно понять, чего хотели достичь авторы этого текста. Детали проблематичны для нас, но сценаристам нужно было решить более серьезные проблемы. Другими словами, они рассматривают более широкую картину.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
«Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 9:1) — первая заповедь для людей после их сотворения Богом. Но как этого добиться? На земле есть только одна женщина, Ева. В буквальном смысле, чтобы выполнить заповедь, один из сыновей Евы должен был совершить инцест с их матерью. Сценаристы никогда бы этого не допустили; инцеста в первой семье нет. Следовательно, они буквально создали женщину из Нода и вставили ее в повествование, чтобы решить проблему.
Семья Каина
Питер Оливер (авторское право)
Это то же самое объяснение, почему Бог отверг жертву Каина. Неважно, почему; по повествовательно-сюжетной структуре убийство Каином своего брата проливает первую кровь на землю и подготавливает почву для внедрения зла и развращения на землю, чтобы Бог послал потоп.
Удалить рекламу
Реклама
Бытие 4:17-26 описывает потомков Каина. Это когда люди развивают искусство цивилизации в эволюции городов, музыки и металлургии (чеканка монет и оружия). Насилие Каина наследуется в следующем поколении. Затем в Бытии 5 приводится список потомков от Адама, выделяя более благородную линию, через рождение их третьего сына, Сифа. Он завершился введением Ноя, которого считали праведным в глазах Бога (из рода Адама).
Каин и Авель в еврейской и христианской традиции
В Новом Завете жертва Иисуса сравнивается с жертвой Авеля.
В своих комментариях к Торе (книгам Моисея) раввины учили против соперничества между братьями и сестрами всех людей (об этом есть несколько рассказов в Бытие). В их интерпретации Авель, как пастух, имел лучшее занятие поскольку это давало время и изоляцию для размышлений о Боге. Они также утверждали, что Авель был смирен перед Богом, но Каину не хватало этого смирения. Каин связан с темой изгнания из земли Израиля, наказанием за грех, как подчеркивается в книгах пророков.
В отрывке из Евангелия от Матфея Иисус Христос осудил книжников и фарисеев и предсказал страдания своих последователей:
Удалить рекламу
Реклама
И так придет на тебя вся праведная кровь, пролитая на земле, от крови праведного Авеля до крови Захарии, сына Верекии, которого ты убил между храмом и жертвенником. (23:35).
К тому времени, когда в I веке н. э. были написаны евангелия, утверждалось, что все пророки Израиля были замучены. В Послании к Евреям в Новом Завете жертва Иисуса сравнивается с жертвой Авеля. В тексте утверждалось, что Авель и Иисус разделяли одну и ту же концепцию веры в Бога, которой явно не хватало Каину (Евреям 12:24).
Каин и Авель в исламе
В Коране история Каина и Авеля использовалась для обучения против убийства и его последствий.
[Пророк], расскажи им правду об истории двух сыновей Адама: каждый из них принес жертву, и она была принята от одного, а не от другого. Один сказал: «Я убью тебя», а другой сказал: «Бог принимает жертву только тех, кто помнит о Нем. Если ты поднимешь свою руку, чтобы убить меня, я не подниму свою, чтобы убить тебя. Я боюсь Бога». , Господь всех миров, и я бы предпочел, чтобы ты был обременен моими грехами, как и твоими, и стал обитателем Огня: такова награда злодеев». Но его душа побудила его убить брата: он убил его и стал одним из проигравших. Бог послал ворона, чтобы он расцарапал землю и показал ему, как покрыть труп его брата, и он сказал: «Горе мне! Разве я не мог быть подобен этому ворону и покрыть тело моего брата?» Он стал раскаиваться». (Сура 5:27-31)
Удалить рекламу
Реклама
Исламское изображение Каина и Авеля
Неизвестный художник (общественное достояние)
Более поздние традиции ислама утверждали, что именно Дьявол побудил Каина и научил его убивать. Другая традиция повествует о том, что братья поссорились из-за того, кто женится на дочери Адама и Евы.
Искусство и литература
Каин и Авель изображались в произведениях Тициана, Питера Пауля Рубенса и Уильяма Блейка. У Уильяма Шекспира Гамлет (ок. 1600 г.), Клавдий и Гамлет представляют Каина и Авеля, борющихся за власть. Фильм Джона Стейнбека « к востоку от рая, » (1952) стал блокбастером. Действие романа происходит между Гражданской войной в США (1861-1865) и Первой мировой войной (1914-1918), с двумя поколениями братьев, второе как близнецы, Арон и Калеб, Каин и Авель соответственно.
История Каина и Авеля продолжает использоваться в исследовании истоков религиозного насилия. Это особенно уместно в шаблоне соперничества между братьями и сестрами. Модель известна как «Благословение соперничества». Если только один сын (Каин или Авель, Исаак или Измаил, Исав или Иаков, или, символически, Иисус как «сын Божий») может быть благословлен и наделен законностью, как потомки обоих могут жить вместе в полном согласии?
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Краткое изложение и анализ истории Каина и Авеля – Интересная литература
Литература
История Каина и Авеля является следующей крупной историей в Библии после повествования о сотворении мира и истории Эдемского сада. Короче говоря, Каин убивает своего младшего брата Авеля и изгнан за свое преступление. Но является ли эта история «просто» моральным рассказом, или это может быть попытка объяснить что-то более глубокое в развитии человеческой цивилизации?
Давайте подробнее рассмотрим историю Каина и Авеля. Прежде чем мы перейдем к анализу, вот краткое изложение того, что нам сказано в Книге Бытия.
История Каина и Авеля: краткое изложение
Вся история Каина и его брата Авеля находится в одной главе Книги Бытия: глава 4.
После того, как Бог изгоняет их из Эдемского сада, Адам и Ева «знали» друг друга, т. е. занимались сексом, и Ева зачала ребенка. Этим ребенком был Каин, их первенец. Затем у них рождается второй сын Авель. Нам сказано, что Авель был пастухом или «пастухом овец», а Каин был земледельцем или «земледельцем».
Однажды Каин принес часть выращенного им урожая и представил его Богу в качестве приношения. Авель также принес приношение: «первенцев своего стада» овец. Но в то время как Бог доволен подарком Авеля, он менее чем доволен подарком Каина. Каин злится и унывает, и Бог говорит ему, что если Каин будет стараться поступать хорошо, он будет принят Богом. Таким образом, мы должны предположить, что урожай не имеет значения: это стремление быть хорошим человеком и совершать добрые дела, которые приведут к принятию Богом.
Но этот случай, похоже, подействовал на Каина, потому что однажды, когда он был в поле с Авелем, он «восстал против» своего брата и убил его.
Когда Бог пришел к Каину, он спросил, где его брат. Каин резко ответил: «Разве я сторож брату моему?» Конечно, это не способ говорить с Богом.
В любом случае, это не имело значения, потому что Бог знает все, и он мог слышать голос крови Авеля, взывающего к нему из-под земли, где Каин предположительно похоронил его. Бог проклял Каина за его преступление и сказал ему, что в наказание его урожай погибнет. Он станет беглецом, в бегах, бродягой, нищим. Каин не может вынести такого наказания и опасается, что любой, кто увидит его и узнает, что он сделал, попытается убить его.
Итак, Бог наложил на него метку — так называемую «метку Каина», — которая гарантировала, что если кто-то возьмет в свои руки месть и убьет его, на него обрушится мщение Бога в семь раз хуже.
Каин покинул поле и отправился жить в «землю Нод», которая находилась «к востоку от Эдема» (Бытие 4:16). «Кивок» происходит от еврейского значения «бродить», что символизирует тот факт, что Каин теперь стал странником или кочевником. (Идея «земли Нод», обозначающей царство сна, по-видимому, была основана на игре слов «задремать», что означает заснуть; самое раннее упоминание «земли Нод», означающей «сон», содержится в работы Джонатана Свифта.)
В какой-то момент Каин женился, и его жена зачала сына Еноха. Он построил город и назвал его Енох в честь своего сына. Остальная часть главы 4 Бытия подробно описывает потомков Каина.
История Каина и Авеля: анализ
Есть ясное указание на то, что тот, кто написал историю об убийстве Каином Авеля, не был тем же человеком, который писал описания Сотворения и Падения. Если мы прочитаем первые три главы Книги Бытия, мы узнаем, что Адам, Ева, Каин и Авель — единственные четыре человека в мире на данный момент. Однако Каин говорит Богу, что «всякий, кто найдет меня, убьет меня» (Бытие 4:14). Так кто же тогда эти другие люди, о которых беспокоится Каин? И откуда взялась его жена?
Другими словами, история Каина и Авеля, вероятно, возникла в отдельном источнике от истории Адама и Евы, но была привита позже, так что несоответствия в этих двух историях остались неразрешенными.
Итак, эти два аккаунта должны принадлежать к разным традициям. Но что означает история? Часто это воспринимается как запрет на убийство, но это не ведет нас слишком далеко, кроме довольно очевидных моральных аспектов. Ключ к более глубокому смыслу истории Каина и Авеля, возможно, кроется в двух аспектах повествования: в приношении Богу, которое производит Каин, и которым Бог недоволен; и подсказки, предоставленные этимологией имен двух братьев.
Начнем с инцидента, связанного с приношением «плодов» поля (т. е. урожая Каина) и овец Авеля. Урожай Каина Бог считает неудовлетворительным, в то время как овцы Авеля принимаются с энтузиазмом.
Это было проанализировано как ссылка на то, что Бог предпочитал жертвоприношение животных, но это также может указывать на жалкую жизнь, до которой была доведена определенная группа, когда их урожай не урожаи, и они были вынуждены зарабатывать на жизнь, занимаясь кузнечное дело (см. ниже) для других племен. Словарь Библии даже указывает на источники, которые говорят нам, что некоторым кастам запрещалось держать скот; мы можем видеть, как это привело бы к их обиде на другие касты, которые могли сделать это и в результате извлекли выгоду.
Но ключом к происхождению истории Каина и Авеля может быть также символическое значение двух имен братьев. «Каин» происходит от корня слова, означающего «кузница» или «кузнец», и родственно арабскому kain , что означает то же самое. В Бытии 4:22 мы узнаем, что «Фувал-Каин» был «наставником всех ремесленников по меди и железу», что подтверждает эту этимологию (Фувал был районом в Малой Азии, на территории современной Турции).
Между тем, «Абель», как полагают, происходит от Джубала или Джабала , предка кочевых пастухов.
Если мы соединим эти два имени, мы обнаружим, что Каин представляет земледельца и искусного ремесленника, а Авель представляет пастуха или кочевника. Как указывает Айзек Азимов в своем бесконечно информативном «Путеводителе Азимова по Библии: Ветхий Завет» Айзека Азимова (19 сентября 1973 г.) , авторами этих ранних историй были фермеры и оседлые горожане, которые, несомненно, рассматривали кочевников как угроза их цивилизации: кочевники были потенциальными захватчиками и налетчиками. Каин — не просто земледелец, а представитель квалифицированного класса мастеров по металлу, помните: как таковой он символизирует развитие более передовых технологий в эпоху бронзы (по мере того, как она уступала место железному веку).
Любопытно, что было высказано предположение, что имя Авеля может иметь отдаленное отношение к вавилонскому aplu , означающему «сын». Как и в случае с Великим потопом и другими историями о происхождении из Книги Бытия, история о Каине и Авеле могла возникнуть из более ранних шумерских мифов о столкновениях между старым кочевым образом жизни и новой культурой земледелия, ориентированной на города. смещение (и замена) его. Тот факт, что Каин, представитель этой новой культуры, убивает своего брата, представляющего более слабую кочевую культуру, является своего рода аллегорией этого массового перехода к более развитому земледелию на древнем Ближнем Востоке.
Но если это так, то почему Каину суждено отправиться в землю Нод и стать кочевником? Возможно, это отражает тот факт, что перемещение кочевых народов никоим образом не было остановлено в этот момент, и что баланс сил и влияния мог колебаться между земледельческой и кочевой культурами, взад и вперед, как одно племя или группа.