Сайт игнатия брянчанинова: Православная Гимназия святителя Игнатия Брянчанинова — Частное общеобразовательное учреждение «Православная Гимназия во имя святителя Игнатия Брянчанинова»
Содержание
святитель Игнатий (Брянчанинов)
День памяти: 30 апреля (13 мая)
Детство, юношество, молодость
Святитель Игнатий Брянчанинов родился в селе Покровском Вологодской губернии, 5 февраля 1807 года. Он происходил из старинного дворянского рода Брянчаниновых, восходившего к Михаилу Бренко, боярину, соратнику и оруженосцу великого князя Димитрия Донского. В крещении будущему святителю Игнатию было дано имя Димитрий.
Отец Димитрия, Александр Семенович, человек верующий, был когда-то близок ко двору, а с течением времени, к моменту появления на свет будущего святителя Игнатия сделался небогатым помещиком. Мать Димитрия, Софья Афанасьевна, была образованной женщиной с добрым нравом. Замуж она вышла достаточно рано и с тех пор старалась уделять свои силы заботе о семье.
С детства Димитрий воспитывался в благочестивых традициях, получал хорошее, соответствующее возрасту образование. Своими дарованиями он выделялся среди других своих братьев и сестёр. Помимо прочего Димитрий проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению, игре на скрипке. Вероятно, он мог бы построить хорошую карьеру, но его привлекало другое: уже с юности в нём зародилось желание связать свою жизнь с монашеским подвигом. Димитрий много молился, часто бывал в храме. Однако когда он поведал о своём желании отцу, тот не выразил сочувствия, да и не отнёсся к этому желанию серьёзно.
Когда Димитрию исполнилось пятнадцать лет, отец отвёз его в Петербург, чтоб устроить в Главное инженерное училище. Будучи патриотом, героем войны 1812 года, Александр Семенович желал видеть сына военным инженером. И сын не перечил отцу. Димитрий настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех прочих конкурсантов. Его сразу же определили во второй класс. Шёл 1822 год.
Учился он прилежно и на протяжении обучения не раз восхищал товарищей и преподавателей своею подготовкой. Успехи Димитрия сделали его известным даже и великому князю Николаю Павловичу, генерал-инспектору Инженерных войск. В декабре 1824 года Димитрия произвели в чин инженера-прапорщика.
За годы обучения он был вхож в аристократические дома. Сказывалось его происхождение, родственные связи, хорошая образованность и воспитанность. Кроме того он был замечательным декламатором. К примеру, он познакомился с И. А. Крыловым, В. А. Жуковским, А. С Пушкиным, К. Н. Батюшковым, М. И. Глинкой. Несмотря на лежащие перед Димитрием возможности хорошей карьеры, сам он не прельщался такой перспективой.
В этот период Димитрий настойчиво искал для себя ответы на насущные вопросы о жизни. Но ни физика, ни философия таких ответов дать не могла. Он стал обращаться к творениям святых отцов Церкви, сблизился с монахами Валаамского подворья, иноками Александро-Невской Лавры. Его сердце стремилось туда, где и внешняя слава, и материальное благополучие почитается за ничто. В Лавре он познакомился со старцем Леонидом и при его поддержке утвердился в мысли уйти в монастырь. Отец, узнав о том, какие перемены происходят с сознанием его сына, вознегодовав, обратился к руководству училища, и за Димитрием установили надзор.
Закончив, в 1826 году, инженерное училище, он, к изумлению многих, подал прошение об отставке. Это прошение было отвергнуто.
Весной Димитрий заболел туберкулезом. Император прислал к нему врачей, которые вынесли неутешительный вердикт: при таком состоянии здоровья монашество ему противопоказано. Между тем Димитрий всё же поправился. Вместо отставки ему была предложена возможность перевода в любой из гвардейских полков, расположенных в южных частях России, отличавшихся благоприятными климатическими условиями, но он твёрдо стоял на своём. В результате, Димитрия направили в инженерное подразделение крепости Динабург на берегу западной Двины.
На пути к монашеству. Начало монашеского пути
В ноябре 1827 года он, вопреки желанию родителей, вышел в отставку по состоянию здоровья, а вскоре поступил в Александро-Свирскую обитель. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей. Его духовным руководителем в этот период был старец Лев.
В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора.
В 1830 году Димитрий, с помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь.
В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена.
Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения.
Ввиду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря.
Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы.
С 1838 года архимандрит Игнатий был назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии.
Архипастырское служение
В октябре 1857 года состоялась хиротония отца Игнатия во епископа, а в январе 1858 года он прибыл в Ставрополь, чтобы взять в управление Кавказскую и Черноморскую епархию. Когда он приехал на Кавказ, епархия находилась в страшном запустении. Здесь святитель Игнатий столкнулся с многочисленными трудностями, начиная от недостаточности финансирования и заканчивая враждебностью раскольников, коих в то время было немало.
За время его руководства в епархии установился должный порядок богослужения, наладилось просвещение. Многие известные люди помогали епископу в его деятельности, но встречались и те, кто относился к нему недружелюбно. В 1861 году он подал прошение об уходе на покой. В августе 1861 года он был уволен с назначением пенсии.
В октябре того же года святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, помимо способствования хозяйственной и богослужебной деятельности обители, он предавался уединению, работал над своими сочинениями, принимал посетителей, нуждавшихся в его архипастырском попечении.
16 апреля 1867 года святитель совершил последнюю в своей земной жизни Божественную Литургию. 30 апреля 1867 года он тихо отошёл к Богу. После смерти в кармане его подрясника обнаружили несколько копеек. Вот и всё материальное богатство.
Творческое наследие
Святитель Игнатий оставил в назидание верующим множество произведений разной направленности. Среди его опубликованных сочинений встречаются проповеди и серьёзные трактаты. Кроме того до нас дошли многие из его посланий частным лицам (см.: Избранные письма). Он писал и об аскетической жизни (см.: Аскетические опыты, 1 часть; Аскетические опыты, 2 часть), и о различных вопросах Православной Догматики (см.: Слово о человеке; Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов; Слово об ангелах), и против ересей и расколов, и на прочие, злободневные темы.
Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.
Иной тропарь, глас 8
Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.
Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.
Молитва
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) — Древо
Свт. Игнатий (Брянчанинов) |
Игнатий (Брянчанинов) (1807 — 1867), епископКавказский и Черноморский, святитель. Известный русский подвижник и духовный писатель XIX века
Память 30 апреля, в Соборах Брянских, Валаамских, Вологодских, Костромских, Ростово-Ярославских и Санкт-Петербургских святых
В миру Брянчанинов Дмитрий Александрович, родился 5 февраля [1] 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, и принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Бренко Михаил, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле.
Отец будущего Святителя Александр Семенович Брянчанинов в своей семье сохранял добрые старинные обычаи. Он был верным сыном Православной Церкви и усердным прихожанином выстроенного им в селе Покровском храма. Мать епископа Игнатия была образованная интеллигентная женщина. Выйдя весьма рано замуж, она всецело посвятила свою жизнь семье.
Учеба
Все дети Брянчаниновых получили прекрасное домашнее воспитание и образование. Учителя и наставники Димитрия удивлялись его блестящим и разносторонним способностям, обнаружившимся уже в самом раннем возрасте. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец отвез его в далекий Санкт-Петербург, и отдал в Военно-инженерное училище. Намеченная родителями будущность совершенно не соответствовала настроениям Димитрия; он уже тогда заявил отцу, что хочет «поступить в монахи», но отец отмахнулся от этого неожиданного и неприятного для него желания сына, как от неуместной шутки.
Прекрасная подготовка и исключительные способности молодого Брянчанинова сказались уже во время вступительных экзаменов в Училище: он был принят первым по конкурсу (из 130 экзаменовавшихся на 30 вакансий) и сразу же определен во второй класс. Имя талантливого юноши сделалось известным в царском дворце. Во все время пребывания в училище будущий Святитель продолжал поражать своих наставников блестящими успехами в науках и первым по списку окончил полный курс наук в 1826 году.
В Училище Брянчанинов стал главой кружка почитателей «святости и чести». Редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей Училища, соучеников. Он стал известен во всем Петербурге. С особым отеческим вниманием и любовью относился к нему император Николай I; принимая самое активное участие в жизни будущего Святителя, он неоднократно беседовал с юношей в присутствии Императрицы и детей.
Происхождение, воспитание и родственные связи открыли перед ним двери самых аристократических домов столицы. В годы учения Димитрий Брянчанинов был желанным гостем во многих великосветских домах; он считался одним из лучших чтецов-декламаторов в доме президента Академии художеств А.Н.Оленина (его литературные вечера посещали, в числе других, А. С.Пушкин, И.А.Крылов, К.Н.Батюшков, Н.И.Гнедич). Уже в это время обнаружились незаурядные поэтические дарования святителя Игнатия, которые впоследствии нашли свое выражение в его аскетических произведениях и сообщили многим из них особый лирический колорит. Литературная форма многих его произведений свидетельствует о том, что их автор учился русской словесности в эпоху Карамзина и Жуковского и впоследствии выражал свои мысли прекрасным литературным русским языком.
В 1826 году Димитрий закончил Военное инженерное училище. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он подает прошение об отставке, желая принять монашество. Прошение не было удовлетворено, и Дмитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и вскоре был освобожден от мирских трудов.
Монашество
По выздоровлении он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем перешел со своим старцем, иеромонахом Леонидом (Львом) в Оптину пустынь.
28 июня 1831 года пострижен в монашество епископом Вологодским Стефаном (Романовским) в Воскресенском соборе города Вологды, с наречением имени в честь священномученика Игнатия Богоносца.
4 июля того же года рукоположен в иеродиакона, а 25 июля — в иеромонаха.
Вскоре был назначен настоятелем-строителем Пельшемского Лопотова монастыря.
28 января 1833 году возведен в сан игумена. Вскоре он становится известен благодаря своим административным успехам.
Будучи назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря, без вступления в должность он был вызван в Санкт-Петербург, где ему по Высочайшему распоряжению поручили стать архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом [2].
Сергиева пустынь
Ко времени назначения настоятелем архимандрита Игнатия Троице-Сергиева пустынь, расположенная на берегу Финского залива близ Петербурга, пришла в сильное запустение. Храм и кельи пришли в крайнюю ветхость. Немногочисленная братия (15 человек) не отличалась строгостью поведения. Двадцатисемилетнему архимандриту пришлось перестраивать все заново. Обитель обстраивалась и благоукрашалась. Богослужение, совершавшееся здесь, сделалось образцовым. Монастырские напевы были предметом особых попечении архимандрита Игнатия; он заботился о сохранении старинных церковных мелодий и их гармонизации. Известный церковный композитор о. Петр Турчанинов, проживавший с 1836 по 1841 год в Стрельне, рядом с Троице-Сергиевой пустынью, проводил, по просьбе о. Игнатия, занятия с монастырским хором и написал для него несколько лучших своих произведений. М.И.Глинка, с увлечением изучавший в последние годы своей жизни древние церковные мелодии, также написал для этого хора несколько песнопений.
В период пребывания в пустыни он лично общался и вел переписку со многими деятелями русской духовной и светской культуры. Архимандрит Игнатий переписывался и со своими духовными детьми (ныне известно около 800 таких писем Святителя)
На Кавказской кафедре
Был избран епископом Кавказским и Черноморским. Настоял на возведении архимандрита Игнатия в сан епископа на Кавказскую кафедру митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников), принимавший в нем дружественное и искреннее участие, основанное на единении духовном [3].
Хиротония состоялась 27 октября 1857 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Путь на Кавказ пролегал через Москву, Курск и Харьков (железнодорожное сообщение было тогда только между Петербургом и Москвой, дальше надо было ехать на лошадях).
В кафедральный город Ставрополь епископ Игнатий прибыл 4 января 1858 года. Гражданский губернатор П. А. Брянчанинов (родной брат святителя) вместе с градоначальником, духовенством и народом торжественно встречал нового архипастыря при въезде в город. Первыми словами, произнесенными владыкой на ставропольской земле были: «мир граду сему».
Свт. Игнатий (Брянчанинов) |
Владыка Игнатий был третьим по порядку епископом Кавказским и Черноморским. Внешние условия религиозной жизни в этой недавно учрежденной огромной епархии чрезвычайно отличались от всего того, с чем ему приходилось иметь дело до назначения на Кавказ. Продолжалась Кавказская война. Многонациональный и разноверный состав местного населения был причиной возникновения множества таких вопросов церковно-административного характера, подобные которым даже в мыслях не представлялись архиереям, управлявшим благоустроенными епархиями в центре государства.
Важнейшую свою задачу Святитель видел в апостольском служении пастве, в умирении мира на огнедышащем Кавказе, в укреплении и расширении здесь Святого Православия. Он ревностно заботился и об устроении богослужения, о нормальных взаимоотношениях духовенства и мирян, об улучшении быта духовенства, повышении его образовательного уровня. Вскоре епархиальные дела были приведены в благополучное состояние.
При свт. Игнатии основанная в 1846 году Ставропольская духовная семинария пережила период бурного расцвета, ибо владыка вкладывал в строительство духовной школы все свои силы. Он лично наблюдал за духовным ростом воспитанников, перевел семинарию в новое просторное здание.
Свт. Игнатий совершал объезды епархии, пределами которой были берега Черного, Азовского и Каспийского морей, снежные вершины главного Кавказского хребта и дальние сухие калмыцкие степи. Шла Кавказская война, и епископ в дороге постоянно имел при себе дароносицу для, может быть, последнего Причастия.
Преосвященный Игнатий придавал большое значение строительству в епархии храмов Божиих. Его заботами в 1859 году основанная первым епископом Кавказским Иеремией Иоанно-Мариинская община была преобразована в монастырь. В этой же обители в 1861 году преосвященный Игнатий заложил новый Покровский храм. Владыка вместе с губернским архитектором Воскресенским сам составил проект храма в селе Ново-Григорьевском, ставшего украшением Епархии. В 1860 году владыка Игнатий выдал храмоздательную грамоту на строительство в Моздоке нового храма в честь находящейся в этом городе и глубоко почитаемой на Кавказе чудотворной Иверской иконы Божией Матери. По благословению Святителя за два года (1859-1860) была сооружена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.
Недолго — менее четырех лет — управлял епископ Игнатий Кавказской епархией, но это время промыслительно совпало со многими важными событиями в жизни Кавказа. В августе 1859 года был пленен имам Шамиль. В 1860 году Кавказская линия была разделена на Кубанскую и Терскую области. В 1861 году началось заселение закубанского края.
Несмотря на военные действия, реальную опасность попасть в заложники или быть убитым, святитель посетил многие приходы от Тамани до Кизляра, привел в порядок органы епархиального управления, добился повышения окладов духовенству епархии, ввел торжественное богослужение, устроил прекрасный архиерейский хор, построил архиерейский дом. Кроме того, он неустанно проповедовал. Строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних.
Увольнение на покой
Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение об увольнении на покой.
Определением Св. Синода от 9 августа 1861 года за № 1752 пребывание ему назначено «в Николаевском Бабаевском монастыре Костромской епархии, который предоставлен был преосвященному Игнатию в главное управление с тем, чтобы настоятель и братия монастыря состояли к нему в таких же отношениях как бы к епархиальному преосвященному, с пользованием лучшими келиями, отоплением, освещением, прислугою и экипажем, но без штатного по монастырю содержания» [4].
В октябре он прибыл в Николо-Бабаевский монастырь вместе с несколькими преданными учениками. Здесь он вел уединенную молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми
16 апреля 1867 года в первый день Пасхи, он отслужил свою последнюю Литургию.
Скончался 30 апреля 1867 года. На его отпевании присутствовало около пяти тысяч человек, печаль которых была «растворена какою-то непостижимой отрадою».
Память и почитание
Оценки жизни и трудов свт. Игнатия
Еп. Никодим (Казанцев) (1803 — 1874):
Я знаю о. Игнатия: монах без лести и лицемерия [5].
Игум. Никон (Воробьев) (+ 1963):
Сегодня день рождения любимого нами Игнатия (Брянчанинова). Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (Говорова) (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова).
Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня: постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это — путь всех древних отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени, развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую, ибо писались они не по произволу, а по особому внушению [6].
Святитель Игнатий (Брянчанинов) |
Свт. Игнатия хорошо знал и ценил первенствующий член Святейшего Синода митрополит Московский Филарет (Дроздов). Знакомства с архимандритом Игнатием, его советов и наставлений искали многие выдающиеся люди России. Среди них Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.А.Плещеев, князь Голицын, князь А.М.Горчаков, княгиня Орлова-Чесменская, герой Крымской войны флотоводец адмирал Нахимов. Восхищенный образом жизни и деятельности святителя Игнатия, известный русский писатель Н.С.Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры-бессребреники».
Все покоряло современников в Святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою многочисленную паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия. Многосторонняя опытность, особый дар смотреть на все духовно, глубокая проницательность, постоянное и точное самонаблюдение сделали его весьма искусным в лечении духовных и душевных недугов. Вот к чьей молитвенной помощи надо прибегать современным больным, а не к экстрасенсам и колдунам, шарлатанам и «знахарям».
Чуткий ко всякой фальши святитель Игнатий с горечью замечал, что объектом изображения светского искусства является, прежде всего, зло. Он с резкой критикой относился к литературным произведениям, в которых воспевались так называемые «лишние люди», «герои», творящие зло от скуки, подобные Печорину Лермонтова и Онегину Пушкина. Считая, что такая литература наносит серьезный вред неискушенным душам читающей молодежи, Святитель написал в 1847 году для массового издания священную повесть о ветхозаветном библейском герое — праведном Иосифе, образе чистоты и целомудрия [7]. В предисловии к повести он писал: «Желаем, чтоб многие из последователей Печорина обратились в последователей Иосифа».
Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.
Прославление
Епископ Игнатий был канонизован 6-9 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре. Его святые мощи были положены в Свято-Введенском Толгском монастыре в Ярославле, а частица их была принесена в Ставрополь патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита предстоятеля Русской Православной Церкви на Кавказ в августе 1994 года.
Первый храм во имя святителя Игнатия был возведен в 1995 году в Донецке на Украине, второй — в 2013 году в городе Грязовце в Вологодской области.
Тропарь, глас 8
Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дый,/ архиере́ев Богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́,/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га,/ Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,/ дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.
Сочинения
Сочинения свт. Игнатия, изданные еще при жизни, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания.
Публикации
- Аскетические опыты, том. I
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=2
- Аскетические опыты, том. II
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=184
- Аскетическая проповедь
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=488
- Письма к мирянам
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=608
- О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви
- http://pravbeseda. ru/library/index.php?page=book&id=464
- Будущее России в руках Божественного Промысла
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=854
- О чудесах и знамениях
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=5
- Понятие о ереси и расколе
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496
- Слово о человеке
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=301
- Христианский пастырь и христианин-художник
- http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=607
Аудиокниги
- Труды Игнатия Брянчанинова на сайте Предание.ру
- http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/svjatite…ov/
Литература
- Патерик новоканонизированных святых. Альфа и Омега: Журнал. Москва. 1998 . № 1(15)-2(16). с. 201-246, 195-223..
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_3741
- Жизнеописание с сайта Православие.Ru
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life6594.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4628.htm
- Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, сс. 226, 462, 470
- Текст тропаря — Православный календарь. Вторник, 13 мая, 2014 / 30 апреля, 2014 (по ст.ст.) // Сайт Троицкого прихода в Балтиморе
- http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/index.php?yea…o=2
[1] В некоторых жизнеописаниях ошибочно — 6 февраля. В метрической книге Покровской церкви за 1807 год значится: «Февраля 5-го дня родился, 6-го молитвословлен и 9 крещен села Покровского у господина поручика Александра Семенова от жены его Софьи Афанасьевны сын Димитрий. ..» (цит. по Ищите всюду духа, а не буквы…, прим. на с. 30). Сам свт. Игнатий писал в одном из писем: «5 февраля день моего рождения…» (Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: Переписка с мирянами.-М.: Паломник, 2011, с. 580).
[2] Последовательность событий по данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=718
[3] Ищите всюду духа, а не буквы…, сс. 226, 462
[4] Ищите всюду духа, а не буквы…, примечание 149 на стр. 470
[5] О движениях в Российской иерархии // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 120. Л. 8 (отзыв о назначении еп. Игнатия на Ставропольскую кафедру)
[6] Иг. Никон Воробьев. «Нам оставлено покаяние». Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005, стр. 43.
[7] См. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=186
Свято-Троицких изданий | The Field
Format
Paperback, 374 pages
Published
Dec 1, 2016
ISBN
9780884653769
Status
Active
Dimensions
9 in x 6 in
Edition
1
Формат
EPUB, 374 страницы
Опубликовано
1 декабря 2016 г.
ISBN
9780884654513
Статус
2 Активен
Формат
Kindle, 374 страниц
Опубликовано
декабря 1, 2016
ISBN
9780884654537
Статус
Active
BICS
Christian Life & Practice, Orthodox & Orient, Active
BICS
Christian Life & Practice, Orthodox & Orient, Active
. Bisacs
РЕЛИГИЯ / Христианская жизнь / Вдохновение, РЕЛИГИЯ / Христианская жизнь / Духовный рост, РЕЛИГИЯ / Христианство / Православие
Выходные данные
Типография преподобного Иова Почаевского
Издательство
Свято-Троицкие издания
Язык
Английский
— О книге —
слезы.
Поле — это место возделывания и сражения. В этом томе христианский святой и учитель девятнадцатого века Игнатий (Брянчанинов) наставляет своих читателей возделывать поле своего сердца с целью получения урожая добродетелей, как богоугодных, так и полезных всему человечеству. Опираясь на свое военное прошлое, святой Игнатий признает, что это совершенствование требует дисциплины и осознания врагов, которые мешают нашим усилиям вести святую жизнь. В его словах духовная мудрость сочетается с размышлениями о природе, которые намекают на радость, ожидающую тех, кто примет призыв святого.
Поле глубоко опирается на учения подвижнических отцов Церкви, от пустынников Скита в Египте до русских современников святителя Игнатия, Оптинских старцев. Он показывает, как их голос един, направляя нас на христианский путь. Ни миряне, ни монахи не смогут читать эти слова без вызова и вдохновения более полно следовать за Христом в возделывании Поля своей жизни.
— Биография автора —
СВЯТОЙ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) — один из ведущих духовных писателей России XIX века. Он стал монахом в 1831 году и епископом Кавказа и Черного моря в 1857 году. Он посвятил большую часть своей жизни написанию духовных трудов, самый известный из которых известен в английском переводе как Арена , который постоянно печатается. уже почти полвека. Он скончался в 1867 году и был канонизирован в 1988 году. The Field – первый английский перевод первого тома его Собрания сочинений.
— Содержание —
Введение
Часть I
1. Эмулирование нашего Господа Иисуса Христа
2. На чтение Евангелий
3. На чтение Святых отцов
4.
5. О евангельских заповедях
6. О евангельских заповедях блаженства
7. Истина и дух
8. 0003
9. Рассеянный срок службы и внимательная жизнь
Часть II
Отражение: Море жизни
10. О разговоре принца этого мира
11. Фарисе
12. Христианин и его Страсти
13. На привычках
14. Совесть
15. Восемь главных страстей с их подразделениями и ответвлениями
Часть III
Отражение: мысли на берегах моря
16. О достоинствах, которые действуют против восьми главных греховных страстей
17. О любите своего соседа
18. О любящем Боге
19. На поста
20. О молитве
21. О вере
Часть IV
Размышление: Роса
22. О покаянии
23. О смирении: Разговор старца с учеником
24. Об истинном и ложном смирении 9 О 90 023 90.0003
26. О чистоте
27. Краткое правило бдительности для тех, кто живет в мире
Часть V
Отражение: дерево перед окном моей камеры зимой Голос из вечности: мысли на могиле
30. Мысли о смерти
31. Доказательство воскресения тела, полученное по действию Иисусовой молитвы
Часть VI
Размышление: Зимний сад
32. Крест мой и Крест Христов
33. Чаша Христова
34. О монашестве. Разговор двух православных, мирянина и монаха
35. 9000
36. На слезах
37. Слава Богу!
38. Молящийся ум ищет единения с сердцем
39. Видение Христа
Приложение 1 – Краткая биография святителя Игнатия (Брянчанинова)
Приложение 2 – Плач мой
Примечания
Тематический указатель
Священный указатель
Святитель Игнатий Брянчанинов о чтении Евангелия
Источник: Каталог Добрых Дел
Святитель Игнатий) | 17 февраля 2021
При чтении Евангелия не ищите удовольствия, возвышения или блестящих мыслей. Стремитесь увидеть непогрешимо святую Истину.
Читая Евангелие, старайся исполнять его заповеди и жить им, а не довольствоваться одним бесплодным чтением. Это книга жизни, поэтому читайте ее своей жизнью.
Не думайте, что Четвероевангелие, самая священная из книг, начинается с Евангелия от Матфея и заканчивается Евангелием от Иоанна ни с того ни с сего. Матфей учит больше исполнять волю Божию, и его наставления особенно подходят тем, кто начинает свой путь к Нему. Иоанн развивает союз между Богом и человеком, обновленный заповедями. Его концепция доступна тем, кто уже далеко ушел на пути к познанию Бога.
Открывая Святое Евангелие, помните, что вы готовитесь к чтению книги, которая решит вашу вечную судьбу. Именно по этой книге мы будем судимы и, в зависимости от того, каковы были наши земные жизни по отношению к ней, мы наследуем либо вечное блаженство, либо вечные муки (см.: Ин. 12:48).
Бог открыл Свою волю такой ничтожной пылинке, как человек! Книга, возвещающая эту великую и всесвятую волю, в ваших руках. Вам решать, принять или отвергнуть волю вашего Творца и Спасителя. Ваша вечная жизнь и вечная смерть в ваших руках: судите сами, насколько вам нужно быть осторожным и предусмотрительным. Не шути со своей вечной судьбой!
В сокрушении молитесь Господу, чтобы Он открыл ваши глаза и вы увидели чудеса, сокрытые в Его законе (см.: Псалом 118).: 18), то есть Евангелие. Ваши глаза откроются, чтобы увидеть чудесное исцеление души от греха, совершенное словом Божьим. Исцеление телесных недугов было лишь знаком исцеления души, видимой плотским людям и их разуму, ослепленному чувственностью (см.: Луки 5:24).
Читайте Евангелие с величайшим благоговением и вниманием. Не пренебрегайте ни одной из его деталей; ничего в нем не считай маловажным. Каждое его зерно излучает луч жизни. Пренебрежение жизнью есть смерть.
Читая о прокажённых, обессиленных, слепых, хромых и остервенелых, исцелённых Господом, помысли о душе своей, пленённой бесами и несущей многоразличные язвы греха, как подобную больным. Научись из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если будешь усердно молиться Ему о своем исцелении.
Приобретите расположение души, которое сделает вас способным к исцелению. Те, кто исповедуют свою греховность и решат отступить от нее, могут ее получить (см.: Ин. 9: 39–41). Гордому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, Спаситель и бесполезен, и не нужен (см.: Мф. 9:13).
Способность видеть грехи и падшее состояние всего рода человеческого – особый дар Божий. Получите этот дар молитвой, и Евангелие Небесного Врача станет для вас яснее.
Постарайтесь, чтобы Евангелие впиталось в ваш разум и сердце, чтобы, образно говоря, вся жизнь вашего ума была погружена в него. Тогда ваша деятельность легко станет евангельской. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением и изучением Евангелия.
Раз уж вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.