Иероним эгинский старец: Старец Иероним, молчальник Эгинский — Петр Боцис

Разное

Старец эгинский Иероним. Из бесед старца с духовными чадами / Православие.Ru



Иероним Эгинский

/p>

Причиной всех бед, которые приходят к нам, является наш
эгоизм и гордыня. Тот, кто гневается и не борется с этой
страстью, оскорбляет Бога, ибо Бог есть Любовь и Он не
может обитать в человеке, одержимом гневом. Смех,
анекдоты, бессмысленные шутки также изгоняют Благодать
Божию и благоприятствуют победе над нами лукавого. Господь
ради нас Себя в жертву принес и, несмотря на то, что мы
грешны, Он отверз нам Рай. Неужели же мы не можем принести
маленькую жертву и воздержаться от того, что неполезно
нашей природе?

После исповеди закрывается рана греховная, остается только
знак ее, дабы, глядя на нее, мы помнили, печалились и
молились. Во время же Второго Пришествия исчезнут и эти
знаки от раны греха. Говори Господу: Боже мой, не бери
душу мою до тех пор, пока не побываю в Иерусалиме!
Приезжают сюда (в Грецию) французы, немцы (т.е. не
православные) и говорят мне: «Я поеду поклониться
Святому Гробу Христа нашего». А мы, чтобы не побывали
на Святой земле, — возможно ли это?! Многие приезжают на
Эгину посмотреть на колонны храма богини Афины, а мы не
едем поклониться тем местам, где Христос родился!

Размышляйте о конце жизни. Помышляйте о суетности и
краткости сей жизни. Столько лет вы прожили, а пролетели
они как одна минута. Чаще причащайтесь. Некто спросил
меня: «Как часто мне причащаться?» Я ответил:
«Почему ты меня не спрашиваешь, когда тебе есть? Ведь
когда ты голоден, тогда ешь. Следовательно, когда душа
твоя жаждет, приобщайся (но возьми благословение у
духовного отца). Хорошо бы каждые две недели, но если не
приходят слезы покаяния, — лучше не приобщайтесь».

Добро творите. Прежде чем пойти к Причастию — боритесь.
Делайте все возможное, например, подавайте милостыню. Ведь
если вы только один день в неделю работаете, то платят ли
вам за всю неделю? Но когда даете милостыню, не исследуйте
лицо, которому даете ее: хорош он или плох. Милостыня —
великое дело, она уничтожает множество грехов. Помните,
вовсе не значит, что спасутся те, которые ушли в
монастырь. Спасутся те, кто правильно борется. Но нет
ничего выше девства.

Не носите крест просто как украшение. Пусть будет на
кресте вашем изображен распятый на нем Господь наш Иисус
Христос, либо пусть будет начертано на нем IСXС NIKA (т.е.
Иисус Христос — Победа). Потому что ведь и других тоже
распинали…

Не говорите много, воздерживайтесь от греха
многоглаголания. Любите молчание. Если вы привыкнете к
молчанию, то не захотите разговаривать. Такова красота
молчания!
Будьте радостны! Радость и печаль сменяют друг друга —
принимайте их, но не должно быть места безнадежности.
Христианин не должен быть робким, трусливым. Ежедневно
наблюдайте за тем, как вы день провели. Будущее ваше
возложите на Промысл Божий. Бог поможет! Все совершается
по Его Святой Воле и ради нашего спасения. Помыслы ваши
свяжите любовию к Богу. Имейте Бога всегда пред собою и
Ему говорите ваши печали и нужды.

Молитва как идет? Я по несколько дней подряд не ложусь в
кровать. И когда начинаю молиться — услаждаюсь, и нет
желания ее закончить. Не произносите слов молитвы быстро,
дабы враг не крал ваши мысли, но произносите медленно,
чтобы вы смогли их почувствовать. В молитве проявите
упорство. Читайте все те молитвы, которые даны Церковью:
Шестопсалмие, Повечерие, Каноны… Кроме того,
говорите с Христом своими словами. Просто и от сердца,
так, как если бы вы видели Его перед собою: «Отче
мой, я согрешил, плохо, бездуховно провел день, в суете
мирской. Осуждал, много разговаривал, смеялся, много ел,
не молился, столько у меня немощей и грехов. Прости мне,
Господи». Так говорите, и пожалеет вас Христос, и
даст вам слезы. Должны прийти слезы, так как слезы молитвы
дадут вам силы и радость, избавят от печалей. Здание,
построенное из одних лишь сухих камней, непригодно; чтобы
построить дом, нужна известь и вода. Также и молитва без
слез — это не молитва.

Читайте «Аскетические слова св. Исаака Сирина»
по одной странице в день. Там вы увидите себя, как в
зеркале. Исаака Сирина поймешь тогда, когда десять раз его
прочтешь. Еще надобно очень любить Псалтирь и ежедневно
прочитывать хотя бы два псалма. Когда приступают к тебе
скорби или искушения, начните читать Псалтирь со вниманием
и любовию, и почувствуете изменения внутри себя. Важно,
чтобы не проходило ни одного дня без чтения Символа Веры.
Читайте его либо в последовании, либо отдельно. Если не
успеваете помолиться дома, можно читать молитвы в пути.
Бог всюду есть. Бог есть Дух! Когда вы голодны, разве
только за трапезой едите? Разве не едите в пути, или во
время работы? Лишь бы ум был в словах молитвы. Есть или
нет желания молиться — молитву не прекращай. Попытайтесь
вечером пролить на молитве хотя бы одну слезу. Слезы
приходят, когда сердце чисто и ум не занят посторонними
помыслами.

Некий благодатный иерей с вечера начинал молиться и до
утра все еще не насыщался молитвою. В храме во время пения
«Твое от Твоих…» много и долго плакал,
почти в течение часа. Когда мы его спросили отчего так, он
отвечал: «Как мне продолжать, когда я вижу столько
ангелов вокруг жертвенника, а в Святом Потире Господа
нашего сияющего».
У дома есть окна, двери, и мы их закрываем, чтобы
обезопасить себя. Так же должно поступать с чувствами
нашими, дабы сохранить здоровье души. Не сердитесь. Если
над вами насмехаются, иронизируют — терпите. Вам
предлагают перец, а вы давайте сахар. Услаждайте
сладостью, т.е. добрым словом. Любите умиление.
Припоминайте то, что заставило вас плакать. Имейте
смирение. Когда идет дождь, то вода не стоит вверху, на
вершинах гор, а стекает вниз, на равнины. Смиренные имеют
благодать и благоговение и приносят добрые плоды. Не
печальтесь. Не думайте об огорчениях, не утруждайте ими ум
свой. Только говорите: «Христе мой, прошу Тебя, не
оставь меня». Что бы с вами ни случилось, повторяйте
лишь эти слова, и обретете мир и покой душе своей. А грех
есть смерть души и вред тела.

Наслаждайтесь духовной жизнью, ибо нет ничего лучшего, чем
такая жизнь. Тяжела брань, но сладки венцы. Сурова зима,
но сладок рай. У духовных открыты сердца, они полны любви,
радости. Ту духовную радость, которую мы переживаем,
дьявол не чувствует, поэтому он нам завидует, убивает,
сети свои расстилает, в которые мы, увы, падаем. Мы должны
бороться, ибо без борьбы не приобретем добродетелей.
Знайте: то, что легко приобретается, легко потерять. Если
же с трудом приобретаете, то нелегко теряется. Но и
искушения пользу приносят. Не бойтесь. Христос наш 40 дней
боролся в пустыне, после этого приступили к Нему ангелы и
служили Ему. Очень нежен наш Христос: часто ради нашей же
пользы позволяет быть огорчениям, да и то ненадолго, и это
для того, чтобы мы почувствовали, что Он нас оставил; но
вскоре, поскольку мы огорчаемся, горюем, а Он нас так
любит, что обнимает нас Своею милостью и нежностью.
Никогда ничего не бойтесь, только любите Христа. Будьте
готовы пострадать. Полюбите трудности: чуточку еды,
немного сна и т.д. Многое мне пришлось испытать. И голоден
был, и под деревом спал. Слава Богу за все, не скорбел я о
сем… Знайте, если есть у вас страх Божий, то вы
изучили богословие. Если же нет страха Божия, то вы
обучились только искусству прожить.

Делайте все, что возможно, для детей своих, ибо в будущей
жизни дадите Христу ответ. Он спросит, спаслись ли ваши
дети. Или вы только сможете показать Ему свои колени,
израненные от долгих коленопреклоненных молитв?
Сильно возлюбите Христа. Любите и людей, но со вниманием,
дабы эта любовь не умалила вашу любовь к Богу. Не желайте,
чтобы вас хвалили и любили. Я бы очень хотел быть
червяком, чтобы все на меня наступали, чтобы никто не
обращал на меня внимания, чтобы никто меня не любил, —
лишь бы я любил Бога, лишь бы мне Его видеть, лишь бы Он
меня любил, внимал, лишь бы Он меня не оставил…
Прекрасна духовная жизнь. Соломон просил мудрости у Бога,
однако он пал. Так не завидуйте даже мудрости, но просите
у Христа веры и любви к Нему. Дух не любит ни многого
общения, ни дружб. Избегайте этого.
Никому не рассказывайте ни тайны свои, ни чем занимаетесь.
Если спрашивают, скажите два-три слова, и на том кончайте.

Чем более порываете отношения с миром, тем более
освобождаете ум свой, очищаете его, и лучше тогда молитва
идет.

Упрямство есть недостаток, но часто оно бывает полезным,
иначе трудности жизни сломают человека. Постарайтесь
стяжать доброе упрямство и силу воли. Не ожидайте от жизни
одних лишь радостей. Очень часто жизнь усеяна шипами, а не
цветами. Если не работаете — зарплату не получаете, так и
в духовной жизни: без старания и молитв Дары Духа Святого
не даются.

Внимайте уму своему, не обременяйте его печалями и
бесцельными проблемами. Когда вода чиста, то видно, что
находится на ее глубине. Так и ум. Старайтесь расти
духовно, ум ничем иным не удовлетворяется, кроме духовной
пищи, — она дает уму радость и силу. Знайте, что все
зависит от решимости и ревности. День, который прошел без
того, что вы почувствовали Христа в сердце своем, а также
без молитвы, — считайте погибшим.
Куда бы вы ни пошли, везде есть Свет и тьма. От вас
зависит, что изберете, чему последуете. Что вредно — не
обращайте на то внимания, а что приносит пользу духовную —
тому следуйте. Наслаждайтесь духовной жизнью, ибо нет
ничего слаще ее.

Что чувствуете, когда приобщаетесь? Обычно сначала бывает
страх, ужас, сокрушение… Затем чувствуете такую
радость, что весь день не хочется ни с кем из людей
говорить!
Церковь — лечебница. Для чего идут в больницу? Чтобы
исцелиться. Спросите себя: «Зачем я сюда
пришел?» И просите Христа, Божию Матерь и всех святых
об исцелении. Если оставите окно открытым, то свет войдет.
Если же все закроете, то откуда прийти свету? Так и в
духовной жизни: откройте сердце свое Христу, просите Его,
и Он придет и поможет.

Спрашивают, восстановится ли Россия, вернется ли она к
прежнему? Нет. И знаете почему? Потому что новое поколение
молодежи России выросло и получило образование при
большевиках. Прежних русских нет. Они не живут жизнью,
которою жили их матери. Изменился род их. Трудно вернуться
России к прежнему состоянию. Но если будут внимание и
молитва, все будет хорошо. С нами Бог!

Читать онлайн «Иероним Эгинский», Татьяна Смирнова – ЛитРес

Петр Боцис

Старец Иероним, молчальник Эгинский

Пролог

Жизнь всякого человека сокровенна, особенно сокровенна жизнь святого. Поэтому я не решился бы писать о старце Иерониме, известном исихасте Эгины, если бы не просьбы многих братьев, знавших о моей духовной дружбе с ним. Чувство своего бессилия и мысль, что я не смогу не только передать, но и даже немного приблизиться к духовным глубинам этого старца, удерживали меня. Ведь он духовно возвысился над нами и был подобен птице, которая, рассекая небесную высь, заглянула за облака и увидела такое, что мы, земные, не можем себе и представить.

Попытка писать о таком небесном человеке подобна попытке маленького червячка описать величие полета орла, парящего на недосягаемой высоте небес. И я, наверно, никогда бы не решился на это, если бы не монахиня Евпраксия, которая более сорока лет была его верной и преданной ученицей. Она и уговорила меня заняться составлением жизнеописания старца.

Испросив помощи Божией и молитв старца, я начал эту работу с осознанием своей немощи и с надеждой, что молитвы старца покроют и восполнят все недосказанное мною. Любезный читатель из этого малого да постигнет истинное величие старца

Счастливцы, знавшие его близко, утверждают, что образ жизни старца Иеронима во многом отличался от привычного нашего представления о святом. Один известный писатель-богослов метко сказал, что только те, кто хорошо знают святых и Ангелов, могут говорить о старце Иерониме.

Он жил среди нас в простоте и чистоте душевной, был добродушен, как малое дитя, имел зрелость мысли мудреца, рачение и любовь святого. Был преданным последователем поучений аввы Исаака Сирина и в то же время сторонником житийного уклада. Страждущие обретали в нем истинного отца. Духовно мертвые души воскресали от его горячей любви и поры. Вся его жизнь была полна любовью к братьям-христианам и к православию. Его спокойное лицо светилось святостью в непрестанной молитве.

Старец Иероним знал сокровенные мысли, и переживания любой души и открывал тайны, сокрытые в ее глубинах. Он был мудрым наставником, и слова его были плодами его подвижнической жизни.

Представляя эту книгу на суд читателя, я уверяю вас, что в ней нет ничего, кроме простых рассказов самого старца и того, что нам поведали монахиня Евпраксия и другие его духовные чада. Письма и документы взяты из архива, хранящегося у монахини Евпраксии.

Петр Боцис, Афины. Май 1991 г.

Свидетельство святости

В Афинах, как-то вечером в помещении одного религиозного общества собралось пять человек, среди которых был и дьякон, ученик Богословской школы. Говорили о вере, обсуждали разные богословские вопросы. Неожиданно дьякон, прервав разговор и обращаясь ко всем, сказал:

– Я часто думал, как живут святые. Почему я не встречался с кем-нибудь из них, и как найти-то такого в наше время?

– И все же,– ответил кто-то,– и сейчас есть святые.

И я даже знаю одного.

– Ты знаешь святого? Где он? Если ты говоришь правду, то я готов пойти и па край света, только бы увидеть его.

– Тебе не придется так далеко ехать. Потрудись добраться до Эгины и там его увидишь.

– Где он живет? Как его зовут?

– Когда сойдешь с катера на Эгине, спроси, где живет о. Иероним. Там его все знают, и скажут, как его найти.

Вскоре собеседники разошлись. Через несколько дней они вновь встретились, и тот, кто посоветовал дьякону посетить о. Иеронима, спросил:

– Как дела, отче, ездил ли ты на Эгину?

– Да,– ответил дьякон, и на его лице появилась радостная улыбка.

– И как? Убедился?

– Брат, я так благодарен тебе, ты посоветовал мне поехать и увидеть святого. Когда я встретил его, то почувствовал такую радость, будто встретил Самого Христа.

Какой же это человек! Я получил такое утешение, такой прилив душевных сил – мое сердце трепетало от радости. Рядом с ним я почувствовал себя малым ребенком.

Все мои знания померкли рядом с его простым и благодатным словом. Это действительно святой. Брат, не знаю, как и отблагодарить тебя. Большей радости ты и не мог мне доставить. Да воздаст тебе Господь.

Таким было свидетельство одного из тех, кто удостоился встречи с о. Иеронимом, эгинским старцем. Все, кто знал его, так или иначе рассказывали о нем с одинаковой радостью, с одинаковой любовью и почтением. Его простота, смирение и святость жизни запоминались всем, кто его посещал, и он становился им отцом, братом, другом, а главное, мудрым наставником. Потому-то народ Божий, чувствуя святость, и спешил к нему за Божественными наставлениями. Люди получали утешение в скорбях и неудачах, поддержку в житейских испытаниях. И он с великой любовью, терпением и великодушием принимал всех и отдавал каждому частичку своей любви: одному утешение, другому крепость, а иному указывал и путь к покаянию.

Все вмещались в его маленькой и бедной келье, поскольку любовь его к людям была необъятна. И каждый уходил из этой духовной лечебницы радостным, умиротворенным и исцеленным.

Кто же этот почтенный старец, согревший стольких людей? Откуда прилетела к нам эта пустынная пташка, которая, поселившись рядом с нами, напоила греховную землю своими слезами и превратила ее в духовный оазис, где любой путник находил прохладу и утешение?

Проследим же земной путь этого ангела во плоти, который своей святой жизнью воодушевил многих на Эгине, в Греции и во всем православном мире и показал, что в наше время можно достичь святости, если всецело предаться Богу.

Большой материк

Отец Иероним, в миру Василий Апостолидис, родился в 1893 году в Малой Азии, на этом «большом материке», как его метко назвал Контоглу, в городке Гельвери в Капиадокии, откуда происходили величайшие святые нашей Церкви: святитель Василий Великий, святитель Амфилохий Иконийский и другие.

В Гельвери ко времени рождения отца Иеронима проживало около четырех тысяч человек. Он считался одним из важнейших торговых центров области и подчинялся Иконийской митрополии.

В древние времена на месте Гельвери находились кельи и монастыри, устроенные, словно орлиные гнезда, на скалах и у их подножий. Там, в пещерах, и жили подвижники. Само название городка подтверждает эти сведения. Гельвери – искаженный вариант названия Келивара, смешанного греко-турецкого слова, и означает: «место со множеством келий». Подтверждается это тем, что в Гельвери существовало множество церквей. По свидетельству очевидцев, в прошлом столетии их было более двухсот.

Со временем число равноангельных подвижников в этих монастырях стало уменьшаться. И позже, из-за страха гонений и преследований иноверных завоевателей, монастыри и скиты один за другим оставлялись. В кельях стали селиться миряне, и, в конечном счете, монашеское поселение превратилось в деревню.

Святые, где бы они ни находились, подвизаются не только для себя, они силой своих молитв и подвигов преображают все окружающее, освящая его. И как есть иконы, которые чудотворят, поскольку написаны святыми,

так и вся та местность, где жили святые, освящается, а ее жители живут под их молитвенным покровом.

Из рассказов и воспоминаний старца Иеронима мы приведем лишь некоторые, те, что помогут немного понять духовную атмосферу, царившую в Гельвери, в то время, когда там жил старец.

Предания Востока

Гельвери считался христианским центром района. В каждом доме была особая комната для молитвы. В стене с восточной стороны находилась ниша, где располагались иконы, кадило, служебные книги и жития святых, крещенская вода и другие святыни. В ней можно было помолиться одному и всем вместе. Были установлены часы общей молитвы: утро, полдень, послеобеденное время, когда звонил колокол в церкви – вечерня, и вечером – повечерие. Многие просыпались в полночь, чтобы прочитать полунощницу, поскольку в этот час, как они говорили, «отверзаются врата небесные». И, конечно, до и после трапезы всегда читались молитвы. Нужно отметить и то, что прежде всякого дела их уста шептали: «Господи, Иисусе Христе». Их усердие к молитве было таким, что многие говорили, что им помогают монахи, ранее жившие здесь.

Соблюдение воскресных и праздничных дней было свято и нерушимо. Не только магазины и мастерские закрывались, но и женщины в домах прекращали всякую работу. Так же свято чтились посты, которые соблюдали с большой строгостью. Даже маленьких детей, только отнятых от груди, приучали к посту.

Многие гельвериоты, особенно женщины, часто вместе ходили в часовню молиться по ночам, рано утром или вечером, преимущественно во время Великого Поста.

Кто-то один вставал на колени посреди церкви и рассказывал всем о Рождестве, распятии Христа или что-либо другое, что знал, а затем все вместе со слезами молились.

Слезам придавалось особое значение. Гельвериоты старались не вставать с молитвы, не проронив хотя бы капельку слез, ведь, как они говорили, слезы имеют великую силу, поскольку «угашают огонь геенский».

Предание Православной Церкви соблюдалось в Гельвери со всей тщательностью. Многие оставляли мир и становились монахами. Чаще это случалось с женщинами. Решившие посвятить свою жизнь Богу уходили в монастыри или, одевшись в монашеское, жили в деревне, занимались исключительно чтением духовных книг, молитвой и доброделанием.

Почти все гельвериоты мечтали посетить Святую Землю. Каждый год осенью собирались небольшие группы и, подготовив все необходимое для путешествия, отправлялись вместе в путь. Это путешествие обычно длилось около шести месяцев. И когда паломники возвращались в Гельвери, у входа в деревню их встречали жители, в так называемом монастырском ущелье. Там славословили Господа и затем все вместе возвращались домой.

Среди двухсот церквей деревни гельвериоты особо благоговейно относились к церквям святых бессребреников Космы и Дамиана и святого Григория Богослова. В праздник святых бессребреников Космы и Дамиана, 1(14) ноября, в Гельвери совершалось большое торжество, в нем участвовали все жители деревни. Святые Косма и Дамиан, безмездные врачи, были их покровителями. Даже турки, жившие в Гельвери, верили в чудотворную силу святых. Есть много случаев, свидетельствующих о той вере, какую имели турки к святым бессребреникам и святому Григорию Богослову. Приведем два из них.

 

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, один гельвериот-турок принимал участие в сражении, длившемся два дня. Сражение было тяжелым, и жизнь его находилась в опасности. В эти страшные минуты он и обратился к святым бессребреникам, которые, как он знал, были великими чудотворцами. Турок просил их спасти его и обещал им дать все, что бы они ни попросили. Во сне ему явились святые и сказали: «Мы тебя спасем, но ты, вернувшись в Гельвери, принеси в нашу церковь сосуд с маслом». И, действительно, когда турок спасся, то рассказал все своей жене и попросил ее отнести обещанный дар в церковь.

Другой турок рассказывал, что еще до обмена населением1 одна девочка упала с крыши и совсем не пострадала. В момент падения ее держал за руку святой Григорий и спас ее. После обмена населением с того же дома упала дочь одного турка-иммигранта и разбилась.

По словам турка, святой Григорий переселился в Македонию, поэтому не мог спасти его девочку.

Гельвери был не только центром духовной жизни, но сохранял язык и национальное самосознание. Трудным и тернистым путем шел греческий народ в Малой Азии,

Его главнейшими задачами были: национальное выживание, преданность Церкви, молитвы и живая вера в святых чудотворцев, которые помогали сохранить душевное спокойствие и надежду на лучшее будущее.

Гельверские подвижники

Большое влияние на духовное становление отца Иеронима оказали некоторые подвижники, которые до конца прошлого столетия помогали духовному возрождению жителей Гельвери. Среди них были:

Мисаил

Мисаил был одним из тех подвижников, о которых можно прочитать лишь в житиях святых. Строгий и вместе с тем кроткий, он был похож на пророка, в котором отобразилось все многовековое предание. Он сочетал в себе и строгого пророка и подвижника, проводившего все дни и ночи в молитве. Мисаил стал духовным наставником всех жителей деревни. Как говорил старец Иероним: «Мисаил был вторым аввой Исааком (Сириным), настолько он преуспел в молитве».

У Мисаила была жена, но они долгое время жили как брат и сестра. Он работал для семьи и кормил ее. Днем он трудился один в поместье, чтобы его не видели молящимся. Ночи проводил в часовне, и если возвращался домой, то опять оставался один. Когда Мисаил молился, его сердце сильно разогревалось, и он забывал себя. Он мог оставаться с простертыми руками в коленопреклоненной молитве на протяжении двух дней.

Мисаил всего себя посвятил «умиленной» молитве. Эта «умиленная» молитва, как ее называли в Гельери, есть не что иное, как умная молитва. Он становился на колени перед иконой или под открытым небом и возносился душой к Богу. Молясь, Мисаил вспоминал свои грехи и проливал обильные слезы, ради которых надеялся получить отпущение грехов. Он часто поднимался в горы и пребывал там в молитве до вечера. Во время молитвы, в борении, он проливал столько пота, что, по словам старца Иеронима, «если выжать его рубашку, то можно было бы набрать около литра воды».

В Церкви, во время Литургии, Мисаил никогда не заходил в храм, а стоял в преддверии или за какой-нибудь колонной, опускал голову на грудь и молился. Когда же иерей произносил отпуст, он бесшумно уходил и отправлялся в какую-нибудь часовню, чтобы там продолжить свою молитву.

Многие видевшие, как он уходит из храма, удивлялись и спрашивали, куда же он направляется. В одно из воскресений, как только Мисаил вышел из церкви, за ним тайно последовало несколько женщин, чтобы посмотреть, куда же он пойдет. А он свернул на тропинку и через некоторое время оказался у часовни. Немного спустя подошли туда и женщины. Мисаил, не заметив их, стал молиться вслух со слезами, воздыханиями и всхлипываниями. Он произносил разные молитвы, известные и самим сочиненные, все, что помогало привести в сокрушение его сердце. Так прошло несколько часов в духовном воодушевлении и сердечном сокрушении. Пока Мисаил молился вслух со слезами, женщины вслушивались в это божественное моление.

Мисаил, закончив молиться, вышел из часовни и, увидев женщин, сильно расстроился, и даже рассердился. Он ушел, не сказав им ни слова. Женщины, умиленные тем, что им удалось увидеть, возревновали о Господе и стали говорить друг другу:

– Разве только Мисаила слышит Бог? Почему же и нам не попробовать так же молиться?

И они попробовали. Однако без наставника не так легко было учиться умной молитве. Женщины стали упрашивать Мисаила научить их этой молитве. Он же только объяснил им, что нужно делать, даже не показал, как, и совсем не захотел молиться вместе с ними. Тогда женщины начали просить Господа, чтобы Он вразумил Мисаила не оставлять их.

И ответ не замедлил прийти и, конечно, чудесным образом. Неожиданно к Мисаилу подошел один монах и сказал:

– Мисаил, возьми тех женщин, которые пошли за тобой в часовню, и всех, кого еще хочешь, и вечером приходите в подходящий и вместительный дом. Только не зови равнодушных людей. Там я научу вас умной молитве.

Мисаил послушался, хотя и избегал людей и не хотел с кем-либо молиться. Он позвал женщин, старца Иеронима, бывшего тогда еще маленьким мальчиком, и некоторых других. К вечеру все собрались в назначенном месте. Монах начал молиться со слезами и всхлипываниями. Он произносил разные молитвы и умилительные слова, исходившие из сердца с верой и устремлением, которые свидетельствовали о его горячей любви к Богу.

Так он провел всю ночь, и все опять повторилось в другой и третий раз. К концу третьей ночи, как только он закончил молитву и посоветовал Мисаилу продолжать учить христиан, то пропал из виду. Видимо, это был Ангел Божий или святой. С того времени Мисаил начал обучать желающих «умиленной» молитве, и по вечерам все собирались в разных домах и молились.

У Мисаила была дочь. Истинное чадо своего отца, она унаследовала от него все его добродетели, особое призвание к духовной жизни и была усердна к умной молитве. Мало-помалу она стала собирать разных женщин, учить и наставлять их, и они вместе упражнялись в «умиленной» молитве. Так возникло две группы. Мисаил с мужчинами молился в одной комнате, а его дочь с женщинами – в другой.

Когда девушке исполнилось 18–20 лет, она сильно заболела. Все жители деревни, а особенно женщины, беспокоились. Если с ней что-нибудь случится, они лишатся своего единственного утешения. Все стали молиться, просили Бога днем и ночью, чтобы Он ее исцелил. Ведь для них она была тем человеком, который наставлял их, соединял с Богом. Однако девушке становилось все хуже.

Отчаявшись, они обратились к Мисаилу и просили его помолиться о дочери, зная силу его молитвы и дерзновение, какое он имел к Богу.

– Просим тебя, – говорили они, – помолись Богу о ее выздоровлении. Мы не просим тебя молиться о ней как о дочери, но помолись ради нас. Если мы лишимся ее, потеряем эту единственную нашу помощь и опору, то впадем в отчаяние.

Мисаил сначала не хотел и слушать их, дабы никто не подумал, что он сильно привязан к своей дочери. Его ум был устремлен только к Богу, и в своем сердце он одинаково любил всех людей. Но к настойчивым просьбам женщин все же склонилось его сердце. Итак, по обычаю, в четверг утром, он поднялся на гору, чтобы молиться там до рассвета.

Преклонив колена, Мисаил простер к небу руки и начал молиться. Охваченный Божественной любовью, он пребывал в молитве от «стражи утренней до ночи». Он помолился и о своей дочери не потому, что переживал за нее как отец, но поскольку ему сказали, что она является утверждением и утешением христиан.

Неожиданно он, погруженный в молитву, оторвавшийся от всего земного и вознесшийся душой к небесам, услышал внутри себя тихий Божественный голос:

– Можешь поручиться за свою дочь?

– Нет, Господи, не могу. Я – грешный и знаю непостоянство людей. Сегодня моя дочь творит Твою волю.

Но завтра что? Как мне поручиться? Да будет воля Твоя. Божие посещение его успокоило, и он с еще большим усердием продолжил молитву. К вечеру к нему пришел сосед и известил его о том, что дочь его умерла и ему следует поспешить к ее погребению.

Мисаил принял весть со спокойствием и некоторым облегчением. Он имел твердую веру в Бога и в воскресение мертвых и не позволил себе плакать о временной разлуке с дочерью. Его радость о ее спасении, что чудесным образом открыл ему Господь, превосходила и саму печаль о ее смерти. И, сотворив благодарственную молитву Богу, он отправился в деревню.

Таким был Мисаил. Отец Иероним, очень любивший его, время от времени нам рассказывал о нем. «Таких людей теперь не найдешь,– говорил старец,– он был вторым аввой Исааком».

Мисаил был немногословен, кроток, любил молчание и имел глубокое чувство своей греховности. Он никому не позволял превозносить себя. И если кто решался похвалить его, то Мисаил мог уже больше с ним никогда не заговорить.

Отец Иоанн

В одной из церквей села служил батюшка по имени Иоанн. Он был главой семьи и ежедневно работал в поле, а по воскресным и праздничным дням служил в церкви. Был он очень смиренный, простой и даже неряшливый. Если встретишь его на дороге, то и не заметишь. Если же узнаешь его близко, то откроется человек с редкими духовными добродетелями. Особенно выделял его дар молитвы.

Дань Иерониму, греческому старцу, известному далеко за пределами Греции

Иероним Эгинский (1883 – 1966) – один из самых любимых старцев нашего времени. Его многочисленные духовные чада по всей Греции сохранили теплые воспоминания о своих встречах со старцем и объединили их, чтобы создать его жизнь. Старец Иероним известен и за пределами Греции, почитается как образец доброты, смирения, искусства хранить мир и любви Христовой.

Он жил в век великих потрясений и бед. Он часто говорил о пришествии антихриста со своими учениками. И все же своей жизнью он показал пример достойного прохождения всех испытаний. Из всех невзгод он выходил сильнее и богаче духом, чем прежде.

Родившийся в Каппадокии во времена Османской империи, он вырос в христианской общине, столкнувшейся с сильным давлением со стороны своего окружения. Василий (его имя до монашества) принял сан диакона и служил в Константинополе. Своей святостью, подвижнической жизнью и величественным голосом он вдохновлял многих своих пасомых. Но и он нажил себе врагов, устрашенный своим усердием и непоколебимостью в вере. Перед Василием встал горький вопрос: следует ли ему продолжать служить литургию перед лицом оппозиции и рискнуть усугубить разногласия среди верующих? Вскоре ему было видение Самого Господа, убедившее его в недостойности служить литургию. Он оставил активное служение и ушел подвизаться отшельником в небольшой монастырь.

Крах Османской империи в начале 1920-х годов вынудил многих православных греков переселиться в Грецию в результате массового обмена населением. Один из этих новых беженцев, Иероним поселился на Эгине и вскоре стал известен своей заботой о больных и служением среди множества больных туберкулезом.

В конце концов, он основал госпиталь на Эгине, где проповедовал среди пациентов и нашел много учеников. Он также построил храмы и основал скит Благовещения Богородицы. Он практиковал милостыню и давал духовные наставления своим многочисленным ученикам.

Также в 1920-х годах он был вовлечен в ожесточенные споры по поводу перехода Греческой церкви на новый календарь. Для него это решение было опасным признаком секуляризации Церкви. Как он заявил в 1940 году, «Греческая церковь, изменив праздничный календарь, заболела, и это изменение стало началом и причиной многих злых дел». Фракции внутри церкви начали появляться. И все же Иероним превыше всего ценил церковное единство и не присоединялся к какой-либо отколовшейся группе. При этом следовали учению святителя Иоанна Златоуста: «даже если бы Церковь и ошибалась, не так важна была бы точность в соблюдении времен, как обида, причиняемая разделением и расколом».

Остаток своей жизни он прожил монахом и отшельником. Многие верующие избрали его своим духовным отцом. У тех, кто встречал его впервые, часто оставалось впечатление, что они встретили святого. Просто и спокойно он открывал им самые сокровенные стороны их внутреннего мира и самые тщательно оберегаемые мысли. Он излучал Божью благодать, и его слова были уроками мира, любви и мудрости.

«Найди в ближнем хотя бы одну хорошую черту, качество, которого нет у тебя, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай ее. На остальное не обращайте слишком много внимания», — советовал он.0003

Замужней женщине, подумывающей о разводе, он сказал: «Представь себе образ человека, который несет много вещей и отягощен. Не побежала бы ты взять у него что-нибудь, чтобы облегчить его ношу? Сделай это, моя сестра, и пусть твоя любовь возьмет на себя часть веса. Успокойся, не сердись и говори с добром ». Для себя он установил следующее правило: «Люби всех, но никого не люби. То есть не связывай свой ум ничем, кроме Христа».

Со дня кончины в 19 г.66, старец Иероним не был канонизирован ни Русской, ни Элладской Церквами. Тем не менее для многих христиан он остается учителем смирения, мира и любви к другим.

Пять эпизодов из жизни старца Иеронима Эгинского

Да будет воля твоя

До того, как он стал Старцем Иеронимом Эгинским , все знали его как отца Василия. Однажды он повредил руку в результате несчастного случая. Он пошел к врачу, и тот посоветовал ему немедленно обратиться в больницу. В больнице ему диагностировали тяжелое состояние. Врачи сказали, что ему нужна ампутация, иначе болезнь распространится по его телу. Они даже назначили дату операции. В своем безграничном терпении и покорности воле Божией отец Василий принял известие спокойно.

«Пусть отрубят мне руку, если на то будет Его воля. Он знает лучше. Да исполнится Его воля. Лучше быть на небесах с одной рукой, чем в аду с двумя.» Тем не менее, он также непрестанно молился Богородице и Святым Бессребреникам, прося их ходатайствовать о сохранении его руки, если того пожелает Бог, или дать ему мужество и уверенность, чтобы приступить к ампутации, если это необходимо.

Он получил ответ на свою молитву. Накануне операции его посетил брат из афонского монастыря. Он предложил ему альтернативное лечение с помощью лекарств, если он откажется от ампутации и согласится принимать лекарства. Отец Василий выписался из больницы. Через три месяца он выздоровел.

Богохульник

Старейшина Иеронимус пробирался вдоль реки, когда услышал шокирующую ругательство. Пришло от электрика. Это был его обычный способ самовыражения. Отец Иероним позвал его и сказал:

«Прости меня, брат. Я знаю, что ты говоришь это не нарочно, а в глубине души ты хороший человек. Но, пожалуйста, сделай мне одолжение. Я встану перед тобой». сколько нужно, а ты ругаешься на меня долго и упорно, пока не устанешь так, что нет сил продолжать в другой раз. Есть ли нам смысл хулить Бога? Он дал нам наши глаза, уши — все Он не заслуживает слышать от нас оскорбления!»

«Вы правы, отец», согласился электрик. «Мне очень жаль, и я приношу свои извинения.»

Берегите себя, ради нас

К 1966 году здоровье старшего Джерома ухудшилось, но он продолжал принимать посетителей и отказывался от госпитализации. Чтобы убедить отца Иеронима передумать, к нему пришел врач, встал на колени и сказал:

«Отец, ты нужен всем на Эгине. Пожалуйста, иди в больницу, чтобы тебе стало лучше. Не отказывайся. Сделай это для нас, если не хочешь сделать это для себя. Отец Иероним был тронут этими словами и отправился в больницу Александры в Афинах. Когда он был в боли, он молился: «Господи, позволь мне остаться еще немного пока ты не подумаешь, что я полностью твой». 0036

Сила доброты

Это был праздник Святого Николая. Божественная литургия закончилась, и отец Иероним направлялся в центр, чтобы поздравить родных. Проходя мимо продовольственного магазина, он встретил его владельца, у которого был сын по имени Николас. Он остановился и сказал:

«Добрый день, долгих лет жизни, пусть Святой Николай поможет вам и вашему сыну».

Но хозяин не ответил на приветствие.

Вместо этого он сердито ответил:

«Уходи, отец! Я не хочу с тобой разговаривать.»

Его недружелюбный прием огорчил старца. Но мысль о том, что он, возможно, огорчил мужчину, беспокоила его еще больше. Хотя он не был виноват, он все же чувствовал потребность успокоить человека и подбодрить его. Поэтому он подошел к человеку и начал все сначала. Для кроткого и смиренного старца самым главным было спасти заблудшую овцу. И снова он оставил это в руках Господа. Он молился всю ночь, а утром пошел к человеку той же дорогой, что и раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts