Иероним стридонский блаженный: преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
Содержание
преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
День памяти: 15(28) июня
О первых годах жизни блаженного Иероннима Стридонского известно немного. Время покрыло забвением и точную дату его рождения, и даже его мирское имя (впрочем, есть основания думать, что он звался Евсевием). Место рождения Иеронима — Стридон (небольшой городок, располагавшийся в близ границ двух областей: Далмации и Паннонии). Родители Иеронима были христианами. Существует версия, что по своему социальному статусу они принадлежали к числу обеспеченных отпущенников.
Первоначальное образование Иероним получил под руководством учителя, дома. Затем, по воле родителей, он отправился в Рим, где продолжил своё обучение. Среди прочих образовательных дисциплин изучал философию и красноречие. За время проживания в Риме испытывал много соблазнов, которые далеко не всегда преодолевал. При всём при этом он сумел сохранить тот огонёк веры, который, ещё в детстве, зажгли в его сердце мать и отец. По воскресным дням, например, он любил посещать гробницы христианских мучеников, впечатление от которых так сильно трогало его душу, что ему, по его личному признанию, представлялось, будто он сам, живой, сходит в могилу.
Находясь в Риме, Иероним решил изменить свою жизнь. Предположительно, в этот период он принял крещение. По удалении из вечного города, во время путешествия по Галлии, он всерьёз задумался о монашестве. Возвратившись в 372 году в родной Стридон, Иероним уже не застал своих родителей в живых. Необходимость попечения о сестре и младшем брате, а также о родительском наследстве заставила его отложить свои планы на отшельничество. Какое-то время он жил в Аквилее, общаясь с товарищами по «полумонашескому» кружку. Затем предпринял путешествие на Восток, имея в виду посетить Иерусалим, Сирию и Египет. Однако, достигнув Антиохии, он тяжело заболел.
После выздоровления, поселился в сирийской Фиваиде; как считается, в местном монастыре. Там он прожил, в подвигах и молитве, около пяти лет. В это же время изучал Священное Писание, еврейский язык. В Антиохии примкнул к общине епископа Павлина и был рукоположен во священника. Спустя непродолжительное время перебрался в Константинополь, где имел общение с двумя великими святителями: Григорием Назианзиным и Григорием Нисским. Оставив Константинополь в 381 году, направился в Рим. В это время там состоялся Собор, организованный по случаю мелетианского раскола. В Риме блаженный отец удостоился должности секретаря при папе Дамасе.
Не все принимали высоко духовную жизнь отца Иеронима: для многих он служил обличением. Против святого стали интриговать. Посыпались наветы. Ко всем прочим обвинениям добавилось обвинение в симпатии к Оригену.
Со смертью папы Дамаса, последовавшей в 384 году, давление на отца Иеронима только усилилось: новый папа, Сириций, его недолюбливал. Тогда блаженный, взяв с собой брата Павлиниана, оставил Рим и отправился на Святую Землю. Почтив святые места, предпринял паломничество в Египет. Здесь ему посчастливилось слушать Дидима Слепца, беседовать с нитрийскими пустынниками.
В 386 году Иероним возглавил монашескую обитель в Вифлееме. Помимо управления монастырем и аскетических упражнений он занимался литературным творчеством.
Вклад блаженного Иеронима в церковную письменность трудно переоценить. После него осталось обширное литературное наследие. Одной из его важнейших заслуг считается перевод Книг Священного Писания на латынь. 30 сентября 420 года святой отошел ко Господу.
Тропарь блж. Иерониму Стридонскому
Велика имеет тя предстателя, Богомудре, / православных собрание, / якоже убо преподобных еси собеседник / и Божественныя премудрости сопричастник, / тако, пречудне Иерониме, / Христу Богу молися // даровати нам велию милость.
Кондак преподобному Иерониму Стридонскому, глас 8
В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песньми восхвалим Иеронима достохвальнаго,/ верных наставника и заступника, любовию тому зовуще:/ радуйся, отче Богомудре.
Блаженный Иероним Стридонский / Патриархия.ru
Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светские науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.
Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.
Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский языки. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас I (366-384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь. Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматикоские, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.
Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание — набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
*На русском языке издано:
1. Творения. В 17-ти частях. Изд. 2-е. Киев, 1893-1903 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемых при Киев. ДА. Кн. 3-6, 8, 11, 13-18, 21, 23).
2. Творения. Т. 1-4. Киев, 1863-1868. Т. 1-3: Письма к разным лицам. Т. 4: Жизнь святого Павла пустынннка. Жизнь св. Илариона пустынника. Жизнь Малха монаха. Устав св. Пахомия. Письма святого Пахомия о святой Феодоре. Книга Дидима о Святом Духе. Спор православного с последователем Люцифера. Книга против Гельвидия. Две книги против Иовинизпа. Книга против Вигилянция. Книга против Иоанна Иерусалимского.
3. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого († 371: память 21 октября) / Пер. с латин. И. Помяловского. СПб., 1893. (Палестинский Патерик. Изд. Православ. Палестинского О-ва. Вып. 4. СПб., 1893). То же. Изд. 2-е. СПб., 1899.
4. О положении и названиях еврейских местностей (ок. 388 года) / Пер. И. Помяловского. СПб., 1894. (Православ. Палестинский Сборник. Т. 13. Вып. I.
5. Сказание о добродетелях блаженной Павлы // Христианское чтение. 1847. IV. С. 186 слл.
6. Письма епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана пресвитера / Пер. М. И. Богословского // Там же. 1832. XLVIII. С. 171 слл.
7. Письма Лете, о воспитании малолетней дочери // Там же. 1834. IV. С. 250 слл.
8. Письма Непоциану, об обязанностях клириков // Там же. 1836. II. С. 252 слл.
9. Письма Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем // Там же. 1837. IV. С. 303 слл.
10. Письма Гавденцию о воспитании малолетней Пакатулы // Там же. 1838. II. С. 306 слл.
11. К Алгазии // Там же. 1846. IV. С. 209 слл.*
Иконописный подлинник | |
Сицилия. XVI.Избранные святые (фрагмент). Итало-греческая школа. Икона. Сицилия. XVI в. Из собрания Н.П. Лихачёва. ГЭ. Санкт-Петербург. | |
Греция (?). XV.Бичевание Христа, Св. Иероним. Двухсторонняя икона. Греция (?). XV в. 16 х 12. Византийский музей. Афины. | |
Москва.2005. Св. Иероним. (выпускница Иконописной школы). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. Алатырь. Чувашия. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Святой Иероним (Иероним) Стридонский
Тропарь и кондак
Святой Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридон, расположенном на границе Далмации и Паннонии. Его полное имя Евсевий Иероним Софроний. Родители отправили его в Рим, где он изучал светские науки. В начале жизни в столице юноша увлекся мирскими суетами и впал в искушение. В конце своего пребывания в Риме Иероним решил изменить свою жизнь и жить в добре и чистоте. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он побывал в Галлии (Франция). Тогда святой Иероним решил всецело посвятить себя Богу и стал монахом.
Около 372 года святой Иероним вернулся в родной город, но его родители уже ушли из жизни. На него легла ответственность за воспитание младших сестер и брата Паулиниана. Эти заботы вынудили его хотя бы на время отказаться от намерения уйти в монастырь.
Приняв меры по уходу за своими братьями и сестрами, он отправился на Восток с несколькими своими друзьями. В 374 году он решил поселиться в пустыне Халкида к юго-востоку от Антиохии. Там он пробыл около 5 лет, совмещая работу над Священным Писанием со строгими подвигами. Кроме того, святой Иероним владел древнееврейским и халдейским языками. В этот период он начал свою переписку с многочисленными лицами по самым разным вопросам. Сохранилось около 120 писем, которые считаются подлинно написанными святым Иеронимом.
В начале 360-х годов возник спор между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Спор дошел и до монастыря, где подвизался святой Иероним. В результате споры заставили его покинуть монастырь и отправиться в Антиохию. Здесь епископ Паулинос рукоположил его в священники. После этого святой Иероним посетил Константинополь и беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским. В 381 году он отправился в Рим. В Риме он продолжил учебу. Святой папа Дамас I (366-384), который также много времени уделял изучению Священного Писания, сделал Иеронима своим секретарем.
Но из-за того, что святой поносил нравы современного ему христианского общества, целая партия злобствующих на святого выступила с клеветой на него. После трехлетнего пребывания в Риме святой Иероним счел необходимым навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями святой Иероним посетил Святую Землю, а также иноков Нитрийской пустыни. В 386 году он поселился в пещере в Вифлееме, недалеко от пещеры, где родился Христос, и там начал жизнь сурового подвижничества.
Это был период расцвета его творческой деятельности. Занимаясь учениями своего времени, святой Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сборники догматико-полемических сочинений, нравственно-аскетических сочинений, комментариев к Священному Писанию, исторических сочинений. Но самой важной его работой был новый перевод книг Ветхого и Нового Заветов на латинский язык. Этот латинский перевод называется «Вульгата» и стал широко использоваться во всей Западной церкви.
Святой Иероним пережил падение своего любимого города Рима, который был разграблен готами в 410 году. В 411 году святого постигло новое испытание, Вифлеем был захвачен дикими арабами-бедуинами. Только по милости Божией община престарелого подвижника была спасена от полного уничтожения. Он закончил свою жизнь в пещере в Вифлееме. Считается, что преставился святой Иероним в 420 году. Его мощи были перенесены из Вифлеема в Рим в 642 году, но их нынешнее местонахождение неизвестно. Его рука хранится в церкви недалеко от площади Фарнезе в Риме.
Джером | Encyclopedia.com
ИЕРОМ (ок. 347–420), собственно Евсевий Иероним; отец церкви и библеист. Родившийся в Стридоне в Далмации в зажиточной христианской семье, Иероним получил образование в Риме у Элия Доната, самого выдающегося грамматика четвертого века. Вместе с Донатом он изучал основных латинских авторов, из которых Цицерон и Вергилий оказали на него неизгладимое влияние. Его риторическая подготовка включала зачатки философии, которая его мало интересовала, за исключением диалектики. Риторика и диалектика стали орудиями его полемики. Находясь в Риме, он наслаждался теми юношескими опрометчивостями, которые позже горько сетовал на безнравственность. Тем не менее Иероним крестился, возможно, в 366 году.
На двадцатом году жизни Иероним продолжил учебу в Трире, где им навсегда овладел идеал монашества. В 374 году он совершил паломничество в Антиохию в Сирии, где выучил греческий язык и начал серьезно изучать Библию на протяжении всей своей жизни. Выздоровление от тяжелой болезни укрепило его решимость стать отшельником в близлежащей пустыне Халкида. Занимаясь аскезой, он выучил иврит, чтобы читать Ветхий Завет, не прибегая к Септуагинте. Заподозренный в религиозной инакомыслии, он вернулся в Антиохию в 378 г.
Посвященный в священники в Антиохии, Иероним познакомился с толкованием Библии Аполлинарием Лаодикийским. Около 381 года Иероним отправился в Константинополь, где познакомился с богословами Григорием Назианзином и Григорием Нисским и начал свои переводы библейских трудов Оригена. Ориген был одновременно благословением Иеронима и его проклятием. От Оригена Иероним в значительной степени заимствовал свой собственный подход к библейской экзегезе, но позже его часто подозревали в том, что он разделяет еретические взгляды Оригена.
В 382 году Иероним вернулся в Рим и вскоре стал секретарем папы Дамаса, который поручил ему пересмотреть старолатинские версии Нового Завета. Иероним уехал из Рима на Восток в 389 году, вскоре к нему присоединились Паула и Евстохия, две религиозные римлянки. Вместе они основали два монастыря в Вифлееме. После этого Иероним вел подвижническую жизнь монаха и продолжал изучение Библии. За эти годы из-под его пера вылилась река латинских переводов Библии с греческого и древнееврейского, переводы сочинений Оригена на Библию и его собственные комментарии, полемические труды и письма людям всего римского мира. Хотя Иероним подружился с Августином Гиппонским и историком Павлом Орозием, он презирал Амвросия Медиоланского и преследовал Иоанна Златоуста. Он умер в 420 году. Упрямый монах, Иероним был воинственным, мстительным и сварливым. Тем не менее как библеист он был самым образованным из отцов церкви.
Объемные труды Джерома можно разделить на четыре большие группы: переводы и исследования Библии, полемика, исторические труды и письма. Безусловно, самая важная категория связана с Священными Писаниями, его выдающимся достижением является латинский перевод Библии. Известная как Вульгата, она стала официальной версией Библии в латинской церкви. Что касается Нового Завета, Иероним исправил старые латинские версии Евангелий в свете более ранних греческих рукописей. Его работа над Ветхим Заветом шла более сложным путем. Он начал с Септуагинты, но чем лучше он знакомился с ивритом, тем больше решимости основывать свои переводы на еврейском тексте. Результатом стала гораздо более точная версия Ветхого Завета, чем что-либо до сих пор доступное на латыни.
Перевод был лишь частью библейских интересов Джерома. Стремясь определить и понять текст, он написал шестьдесят три тома комментариев и около ста проповедей, главным образом посвященных объяснению Библии религиозной общине в Вифлееме. Некоторые комментарии Иеронима представляют собой не более чем латинские переводы греческих оригиналов Оригена. В области экзегетики и гомилетики Иероним находился под влиянием прежде всего Аполлинария, Оригена и раввинистической мысли, включая работы Акивы бен Иосифа, одного из основателей раввинистического иудаизма. От Аполлинария Иероним узнал ценность исторических комментариев и конкретного толкования Библии. Еврейская экзегеза также подчеркивала буквальный смысл Ветхого Завета. Кроме того, его учителя иврита познакомили Иеронима с еврейскими устными традициями, источником, неизвестным большинству его современников-христиан. Иероним все больше уважал еврейский текст Ветхого Завета, по его словам, veritas Hebraica , что в итоге заставило его усомниться в точности Септуагинты. Ориген повлиял на Иеронима, чтобы он вышел за рамки буквального и исторического толкования Священного Писания, чтобы открыть его аллегорическое и символическое значение. Хотя Иероним часто критиковал подход Оригена, он тоже чувствовал, что под буквальным текстом скрывается уровень более глубокого духовного значения.
Интеллектуально эклектичный Иероним использовал все три подхода к толкованию Библии. Его обычный метод изложения состоял из буквального объяснения каждого стиха, включая цитаты различных прочтений и интерпретаций, за которыми часто следовала аллегорическая интерпретация. Для Ветхого Завета он переводил отрывки с иврита и из Септуагинты, прежде чем комментировать их по очереди. Его трактовка еврейского текста была в целом исторической и включала обсуждение еврейских слов, имен и грамматики. Несмотря на свое высокое уважение к раввинистической экзегетике, Иероним никогда не предпочитал ее ортодоксальной христианской интерпретации. Септуагинта также часто подвергалась духовной экзегезе. Здесь Иероним особенно сильно полагался на Оригена, которого он защищал как ученого и одаренного библеиста. Тем не менее, он часто нападал на Оригена и стойко отвергал его теологию и догмы. Влияние Оригена можно увидеть далее в склонности Иеронима давать свою собственную оригинальную духовную интерпретацию Септуагинты.
Вторая основная категория сочинений Джерома — полемика. Его ранние исследования в Риме также внесли свой вклад в эту область. Обучение риторике и диалектике подготовило его к полемике, а его мастерство стиля латинской прозы дало ему ясные, иногда элегантные средства выражения. Более того, молодой студент часто посещал суды и с удовольствием слушал яростные словесные перепалки именитых юристов. В дополнение к своим искусным латинским фразам Иероним прибегал к едким и даже постыдным оскорблениям, а его противники обычно клеймились дураками, шарлатанами, еретиками или всеми тремя одновременно. Он был особенно искусным в пренебрежительном отношении к литературному стилю своих противников, что было тем более эффективным, что он из всех отцов церкви писал на латыни, которая была почти классически чистой. Эти инструменты были ценны, потому что Иероним не был впечатляющим как богослов и философ. Его вклад был как ученого, а не как оригинального мыслителя.
Джером использовал свои полемические произведения либо для борьбы с текущими ересями, либо для защиты себя от обвинений в ереси. Его опровержения часто дают наилучшую информацию о характере взглядов его оппонентов. Иероним неуклонно отстаивал дело ортодоксии. Он вступил в полемику в 378–379 годах со своим Altercatio Luciferiani et Octoberi (Спор люциферианца и ортодокса), в котором он подверг критике взгляды сардинского епископа Люцифера. Используя ортодоксального верующего как рупор для своих собственных взглядов, Иероним выступал за то, чтобы арианские епископы сохраняли свои церковные должности после отречения, и защищал законность арианского крещения. Главными среди религиозных взглядов Иеронима являются его непоколебимая вера в христианскую церковь и ее апостольский авторитет, а также его неприятие ереси как разрушительной для христианского единства. Он никогда не отступал от этих убеждений.
В 383 г. Иероним выступил против взглядов римского мирянина Гельвидия, отрицавшего девственность Марии после рождения Иисуса и утверждавшего, что брак и безбрачие равны по достоинству. В энергичном памфлете Adversus Helvidium Иероним использовал экзегетические и научные аргументы, наряду со своими обычными словесными оскорблениями, чтобы защитить вечную девственность Марии и превознести ценность безбрачия в христианской жизни. Победа Иеронима над Гельвидием помогла установить ортодоксальные взгляды латинской церкви на мариологию и безбрачие. Далее в Adversus Iovinianum (Против Иовиниана), написанный в 393 году, Иероним собрал все свои навыки в толковании, диалектике, риторике, сатире и богохульствах, чтобы снова защитить доктрины девственности Марии, непорочного зачатия Иисуса, превосходства безбрачия над браком. и пропаганда аскетизма. В 404 году Иероним написал Contra Vigilantium (Против Вигилантиуса), ответ на полемику Вигилантиуса, священника из Аквитании. В этом споре Иероним защищал почитание мощей мучеников и святых и вознесение им молитв, а всенощные бдения у их усыпальниц одобрял как акты благочестия. Он также снова отстаивал аскетический образ жизни, включая безбрачие, монашество и пост, и одобрял раздачу милостыни в монастыри в Иерусалиме, как призывал Павел.
В двух полемических произведениях Иероним защищался от обвинения в том, что он разделяет ересь Оригена, сначала в 397 г. с его Contra Ioannem Hierosolymitanum (Против Иоанна Иерусалимского) и снова в 401 г., когда его старый друг Руфин из Аквилеи открыто обвинил его в последователь Оригена. По сути, Руфин подверг критике весь подход Иеронима к Библии. Ответ Джерома, Apologia adversus Rufinum (Апология против Руфина), был ужасной контратакой, жестокой, сатирической, непристойной и ученой. Иероним успешно защитил дело своей жизни, в том числе использование и переводы комментариев Оригена, свое доверие еврейскому оригиналу Ветхого Завета и свое уважение к Септуагинте. Не отрицая своего долга перед ученостью Оригена, Иероним упорно отрицал, что разделяет богословие Оригена.
Последняя полемическая работа Иеронима, Dialogus adversus Pelagianos (Диалог против пелагианина), написанная в 415 г., подвергла критике принципы пелагианской ереси, которая прежде всего касалась концепций греха и благодати. Пелагианской позиции, что люди могут жить без греха, Иероним возражал, что люди постоянно нуждаются в божественной помощи. Далее он настаивал на том, что человечество дано греху, несмотря на то, что оно обладает свободной волей. Иероним также защищал концепцию Августина о первородном грехе и признавал необходимость крещения младенцев. Dialogus демонстрирует отличительные черты, общие для остальных полемических работ Джерома: личные оскорбления, библейские исследования и ортодоксальность.
Последние две категории произведений Джерома имеют скорее историческое, чем религиозное значение. Иероним либо перевел, либо написал несколько исторических трактатов, ценных для его изучения Библии. Первым, опубликованным в 382 г., был его перевод « Chronikoi kanones » («Хронологические каноны») Евсевия Кесарийского, летописного труда, сочетающего библейскую и ближневосточную хронологию с греко-римской хронологией. Иероним дополнил его содержание и продолжил его освещение до своего времени, закончив битвой при Адрианополе в 378 г. Хроника стала исторической основой его экзегетических исследований. В более широком плане Хроника Иеронима стала стандартным авторитетом в Западной Европе по хронологии древнего мира.
В 392–393 годах Иероним опубликовал De viris illustribus (Об известных людях), исторический каталог христианской литературы, в котором он рассмотрел жизни и сочинения 135 авторов, преимущественно христианских с небольшим количеством еврейских авторов, начиная с апостола. Петра и заканчивая собой. Хотя в начале он в значительной степени полагался на Евсевия и хотя вставлял авторов, которых никогда не читал, в более поздней части он предоставил много информации, полученной из его собственного чтения. Работа была продолжена другими в пятнадцатом веке.
С религиозной точки зрения трилогия библейских исследований является наиболее значимой исторической работой Джерома. Между 389 и 391 годами Иероним создал свой Ономастикон (еврейские имена), заимствованный у Оригена. Ономастикон — этимологический словарь имен собственных в Библии, составленный в алфавитном порядке. Затем последовал его Liber locorum (Книга мест), перевод Onomastikon Евсевия со скудными дополнениями, взятыми из его собственных знаний о Палестине. Liber locorum представляет собой алфавитный список географических названий и описаний географических особенностей мест, упомянутых в Библии. Последним был его Liber hebraicarum quaestionum (Вопросы на иврите), обсуждение различных проблем в тексте Книги Бытия , сильно зависящее от раввинистической экзегезы. Трактовка по существу лингвистическая, историческая и географическая. Завершают историческую работу Иеронима агиографии Павла, Малха и Илариона.
154 письма Джерома также освещают религиозный климат того времени. В своей переписке Иероним обсуждал выдающихся церковных лидеров, высмеивал христианское духовенство, обсуждал острые религиозные вопросы того времени и предоставил много информации о себе и своем интеллектуальном развитии. Все его письменные работы повлияли на последующее течение латинской церкви. Его величайший вклад можно описать просто: когда последующие поколения читали Вульгату, они читали перевод Иеронима и пожинали лучшие плоды его превосходной учености.
Книга Дж. Н. Д. Келли « Джером: его жизнь, сочинения и противоречия » (Лондон, 1975) — это, пожалуй, лучшая трактовка карьеры Джерома. Он прочно основан на источниках, и его подход неизменно здравый. Книга Филипа Руссо « аскетов, авторитет и церковь в эпоху Иеронима и Кассиана » (Оксфорд, 1978) представляет собой гораздо более широкое исследование религиозного и интеллектуального климата того времени. Превосходное исследование полемики Джерома можно найти в книге Илоны Опельт Hieronymus’ Streitschriften 9.