Василий великий отец церкви: святитель Василий Великий

Разное

святитель Василий Великий

Дни памяти: 1(14) января , 30 января (12 февраля) (Собор Вселенских учителей и святителей)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2

Святитель Василий Великий / Патриархия.ru

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», — так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский († 394; память 23 ноября).

Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет.

Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей — пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва — диакониса (память 10 января).

Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии — Григории Чудотворце (память 17 ноября).

Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины — центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь.

Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.

Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник — Филокалия (Добротолюбие).

В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337-361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. «Но видя, — как повествует Григорий Богослов, — что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей.

С приходом к власти императора Валента (364-378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена — «предстояла великая борьба». Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды — утром и вечером.

В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. «Все это, — ответил Василий, — для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? — Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

Правитель был изумлен таким ответом. «Может быть, — продолжал святитель, — ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

«В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении».

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие.

В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии — гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский († 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

Иконописный подлинник


Новгород. XV.

Святители Афанасий, Кирилл Александрийские, Игнатий Богоносец. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.


Византия. X.

Избранные святые (фрагмент). Икона. Византия. X в. 34,5 х 25,2. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет.


Византия. XII.

Распятие с избранными святыми на полях. (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.


Cербия. 1209.

Свт. Василий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 г.


Константинополь. Ок. 1316-1321.

Свт. Василий. Фреска. Константинополь (Хора). Около 1316-1321 г.


Русь. XVII.

Минея — Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Русь. XVII.

Свт. Василий Великий с житием. Икона. Русь. Начало XVII в. 119 х 82. Из Покровской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко — художественный музей. Архангельская обл.


Венеция (?). 1683.

Свт. Василий Великий. Эммануил Тзане Мпуниалис, иерей 1683. Икона. Венеция (?). 1683 г. Собрание Музея икон. Венеция.


Москва. 2002.

Вседержитель с апостолами и святителями на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Святой Василий Великий | Биография, факты и наследие

Св. Василий Великий

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
329
Кайсери
Турция
Умер:
1 января 379 (50 лет)
Известные работы:
«Обращение к юношам»
«Против Евномия»
«Канонические послания»
«Гексаэмерон»
Литургия святого Василия
«Длинные правила»
«О Святом Духе»
«Короткие правила»
Известные члены семьи:
брат Святой Григорий Нисский
Предметы изучения:
аскетизм
каноническое право
ранняя церковь
монашество

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Св. Василий Великий , лат. Basilius , (род. 329 г. н.э., Кесария Мазака, Каппадокия — умер 1 января 379 г., Кесария; Западный праздник 2 января; восточный праздник 1 января), отец ранней церкви, защищавший православную веру от арианской ереси. Будучи епископом Кесарии, он написал несколько работ по монашеству, богословию и каноническому праву. Он был объявлен святым вскоре после его смерти.

Молодость и церковная карьера

Василий родился в знатной семье из Кесарии, столицы Каппадокии, которая была провинцией Малой Азии, имевшей особое значение в 4 веке из-за своего положения на военном пути между Константинополем и Антиохией. Семья была христианской со времен гонений на христиан, закончившихся в начале 4 века. Один из дядей Василия был епископом, как и два его брата (Григорий и Петр Севастийские). Однако он получил литературное образование, которое позволило бы ему пойти по стопам отца в качестве юриста и оратора. Он учился в Кесарии и Константинополе и, наконец, ( с. 351–356), в Афинах, где он подружился со св. Григорием Назианзином. По возвращении домой он начал светскую деятельность, но влияние его благочестивой сестры Макрины, ставшей впоследствии монахиней и игуменией, подтвердило его прежнюю склонность к подвижнической жизни. Вместе с группой друзей он основал монашеское поселение в родовом поместье Аннеси в Понте.

В 357 г. он совершил обширную поездку по монастырям Египта, а в 360 г. помогал каппадокийским епископам на синоде в Константинополе. Он был огорчен тем, что Ариминским собором в прошлом году было принято всеобщее признание Арианского символа веры, и особенно тем фактом, что его поддержал его собственный епископ Дианий Кесарийский. Незадолго до смерти Диания (362 г.) Василий примирился с ним, а затем был рукоположен во пресвитера (священника) в помощь преемнику Диания, новообращенному Евсевию. Способности и престиж Василия, а также неприязнь Евсевия к аскетизму привели к напряженности между ними, и Василий удалился в Аннеси.

В 365 году он был отозван обратно в Кесарию, когда церкви угрожал арианский император Валент. Его богословская и церковная политика в дальнейшем была направлена ​​на объединение против арианства бывших полуариан и сторонников Никеи по формуле «три лица ( ипостаси ) в одной субстанции ( усия )», сохраняя при этом как единство, так и необходимые различия в богословской концепции Божества. После смерти Евсевия в 370 г. его преемником стал Василий, хотя ему противостояли некоторые другие епископы провинции.

Антиарианская деятельность

Будучи епископом Кесарии, Василий был митрополитом (церковным примасом провинции) Каппадокии, и его собственная епархия охватывала большие владения восточной Каппадокии, где ему помогали несколько «сельских епископов» ( chorepiscopi ). Он также основал благотворительные учреждения для помощи бедным, больным и путешественникам. Когда Валент прошел через Кесарию в 371 году, Василий бросил вызов его требованию подчинения. Но в 372 году Валент разделил провинцию, и Василий посчитал это личным нападением, поскольку таким образом Анфим Тианский стал митрополитом для городов западной Каппадокии. Василий в ответ поставил своих сторонников в некоторых приграничных городах — в Петербурге. Григорий Назианзин в Сасиме и его родной брат святой Григорий в Нисе. Эта тактика была успешной лишь частично, но Василий избежал атак, которые Валент предпринял против ортодоксальных епископов в других местах. Тем временем Василий пытался заручиться всеобщей поддержкой бывшего полуарианина Св. Мелетия как епископа Антиохии (одного из пяти основных патриархатов ранней церкви) против Павлина, лидера строгого никейского меньшинства, поскольку он опасался, что крайние Никейцы в этот момент впадали в савеллианство, ересь, преувеличивающую единство Бога. Однако при жизни Василия этому помешало признание Павлина епископами Александрии и, несмотря на ряд переговоров, после 375 г. папой Дамасом I9.0003

Здоровье Василия было слабым, возможно, из-за тягот его подвижнической жизни. Он умер вскоре после того, как смерть Валента в битве при Адрианополе открыла путь к победе дела Василия. Энергичный, твердый и уверенный в своем собственном положении, в свое время он, кажется, вызывал скорее восхищение, чем любовь даже у своих близких. Но его широко оплакивали, и вскоре он был причислен к лику святых.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Работы и наследие

Многочисленные и влиятельные труды Василия основаны на его практических заботах как монаха, пастора и лидера церкви. Длинные правила и Краткие правила (для монастырей) и другие аскетические писания отражают опыт, который начался в Аннези и продолжился при его наблюдении за монастырями Каппадокии: они должны были оказать сильное влияние на монашескую жизнь восточного христианства. Примечательной чертой является сильное предпочтение Василием монашеской жизни, в которой можно практиковать братскую любовь, в отличие от жизни отшельника. Сохранившиеся проповеди Василия касаются главным образом этических и социальных проблем. Один из самых известных, Обращение к юношам , защищает изучение языческой литературы христианами (сам Василий широко критически использовал греческую философскую мысль). В Hexaëmeron («Шесть дней»), девяти великопостных проповедях в дни Сотворения мира, Василий говорит о разнообразной красоте мира, отражающей великолепие Бога. Против Евномия защищает божество Сына от крайнего арианского мыслителя, а О Святом Духе излагает божественность Святого Духа, подразумеваемую церковной традицией, хотя ранее формально не определявшуюся. Василия наиболее характерно раскрывается в его письмах, которых сохранилось более 300. Многие занимаются повседневной деятельностью; другие, по сути, представляют собой короткие трактаты по теологии или этике. несколько из его Канонические послания , решения по дисциплинарным вопросам, стали частью канонического права Восточной Православной Церкви. Степень фактического вклада Василия в великолепную серию евхаристических молитв, известную как Литургия св. Василия , неясна. Но, по крайней мере, центральная молитва освящения (разделение хлеба и вина) отражает его дух и, вероятно, использовалась в Кесарии при его жизни.

Эдвард Р. Харди

Св. Василий Великий, Отцы Церкви, Электронная библиотека Базелиосской церкви

Св. Василий Великий, Отцы Церкви, Электронная библиотека Базелиосской церкви

  • Дом
  • Молитвы ▼
  • Духовный ▼
  • Общие ▼
  • электронная книга
  • СМИ ▼
  • Часовня ▼
  • Сообщество ▼
  • О ▼

Вдохновляющий
Стихи
Общий интерес
Мысль на день

Джейкоб П. Варгезе, Шарджа

Святитель Василий Кесарийский, также называемый святителем Василием Великим (329–379), был одним из
великанов древнего христианства.

Родился в Кесарии Каппадокийской.
Турции, в богатую христианскую семью Василия Старшего, известного
ритор и Емелия. Семья старца Василия была старинной христианской семьей.
богатство и известность, с замечательной религиозной историей. Это был большой
домохозяйство, состоящее из десяти детей, родителей и бабушки Василия,
Макрина Старшая.

Его родители были известны своим благочестием, а его материнская
дедушка был христианским мучеником, казненным в годы до
Обращение Константина. Четверо братьев и сестер Бэзила известны по именам, и
считаются святыми в различных христианских традициях. Его старшая сестра
Макрина Младшая была известной монахиней. Его старший брат Петр служил
епископом Севастийским в Армении и написал несколько известных богословских
трактаты. Его брат Навкратий был отшельником и вдохновил многих
Богословский труд Василия. Возможно, самый влиятельный из братьев и сестер Василия.
был его младший брат Григорий. Григорий Нисский был назначен Василием
быть епископом Нисским, и он написал ряд сочинений, защищающих
Никейское богословие и описание жизни раннехристианских монахов. С
его давний друг Григорий Назианзин и его брат Григорий Нисский,
он составляет трио, известное как «Три каппадокийских отца», далеко
превосходя двух других в практической гениальности и реальных достижениях.

Св. Василий Великий был одним из самых влиятельных греческих отцов
Церковь в «золотой век отцов» (4-5 вв.).

Несколько лет он вел монашеский образ жизни. Он энергично боролся
арианской ереси. Он стал архиепископом Кесарии в 370 году.
Восточная церковь сегодня все еще следует установленным им монашеским правилам.
Его способность уравновешивать свои богословские убеждения политическими взглядами.
связи сделали Василия сильным сторонником никейской позиции. Он занимает
после Афанасия как защитника восточной церкви от ересей
четвертого века.

Многое из того, что известно о жизни св. Василия
взятые из его собственных писем и проповедей, которые дают яркую картину его
многогранный характер и деятельность. Его правило для монахов задало тон
религиозная жизнь на Востоке и его трактат о Святом Духе положили начало
основу для прояснения полной божественности Святого Духа, которая была
определено Константинопольским собором в 381 году нашей эры. Его монашеское правило формирует
и по сей день является основой практически всей религиозной жизни на Востоке.
Церкви и литургия, названная в его честь, является одной из основных литургий.
восточно-православной традиции.

У него была сильная практическая симпатия к
бедных и угнетенных и был беспощаден к чудовищным
богатый. Одним из его величайших дел было предоставление в Кесарии
имение, включавшее жилые дома, церковь, больницу для больных,
приют для путешественников, штат врачей, медсестер и ремесленников, весь
в таком масштабе, что его можно назвать новым городом, называемым Баслиад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts