Игумен антоний: Игумен Антоний (Гутник) / Монастырский вестник
Содержание
Игумен Антоний (Гутник) / Монастырский вестник
Дата рождения: 12 мая 1977 г.
Дата хиротонии: 2 октября 2005 г.
Дата пострига: 30 июня 2005 г.
День ангела: 20 августа
Биография:
Родился 12 мая 1977 г. в городе Ленинграде.
Таинство Крещения принял 17 июня 1994 г.
2002—2009 гг. — насельник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Исполнял послушания трапезника, повара, чтеца, певчего, келаря, казначея, благочинного.
18 марта 2005 г. пострижен в иночество с именем Андрей в честь святого апостола Андрея Первозванного.
30 июня 2005 г. пострижен в монашество настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игуменом Исидором (Минаевым) с именем Антоний в честь преподобного Антония Оптинского (день тезоименитства 20 августа).
2 октября 2005 г. рукоположен во иеродиакона митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в Казанском кафедральном соборе г. Санкт-Петербурга.
С 2006 г. проходил обучение в Московской духовной семинарии (окончил заочное отделение).
5 ноября 2006 г. рукоположен во иеромонаха архиепископом Тихвинским Константином в академическом храме св. апостола Иоанна Богослова СПбДАиС.
27 июля 2009 г. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
9 сентября 2009 г., согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, назначен секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
С 23 декабря 2012 г. — постоянный член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
В 2012 г. проходил обучение в церковно-историческом отделении Санкт-Петербургской православной духовной академии.
25 декабря 2013 г. Решением Священного Синода отправлен в распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
10 марта 2013 г. зачислен в братию Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря и назначен и. о. благочинного Лодейнопольского благочиния (включая Лодейнопольский и Подпорожский районы).
5 апреля 2013 г. назначен и.о. наместника Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
23 октября 2014 г. года на заседании Священного Синода назначен игуменом (наместником) Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
26 октября 2014 г. года Преосвященнейшим Мстиславом епископом Тихвинским и Лодейнопольским в храме Рождества Христова на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в г. Санкт-Петербурге возведён в сан игумена.
Церковные и общественные награды
2007 г. — набедренник
2010 г. — наперсный крест
2012 г. — знак Московского областного регионального отделения ИППО
2013 г. — медаль имени Василия Николаевича Хитрово (награда ИППО)
2014 г. — возведен в сан игумена Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря
Монастырь
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
дата основания:
1506 год
/
Тихвинская епархия
Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Старая Слобода
Материалы по теме
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
«. ..Не замыкаться в своем мирке, почувствовать, что ты не один». Часть первая
/Интервью
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
«…Не замыкаться в своем мирке, почувствовать, что ты не один». Часть первая
/Интервью
Все материалы
игумен Антоний (Бутин) — Костромская епархия
Главная
Духовенство Костромской епархии
игумен Антоний (Бутин)
Информация:
Дата рождения:
30 марта 1968
Дата диаконской хиротонии:
21 марта 1993
Дата иерейской хиротонии:
15 февраля 1995
Образование:
Награды:
Биография:
с 10.08.2004 г. по 10.02.2005 г. — насельник Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря с. Ножкино Чухломского района Костромской области с несением диаконского служения в обители.
с 10.02.2005 г.- штатный священник Успенской Тетеринской женской пустыни с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области.
с 19.08.2014 г. по 14.11.2014 г. — настоятель Воскресенской церкви с. Воскресенское Нерехтского района Костромской области.
с 03.04.2018 г.- духовник Успенской Тетеринской женской пустыни – женского епархиального монастыря с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области.
с 03.04.2018 г.- настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери с. Ильинское района Костромской области.
с 03.04.2018 г.- настоятель Благовещенской церкви г. Нерехта Нерехтского района Костромской области.
Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь
штатный священник
церковь Смоленской иконы Божией Матери, с. Ильинское
Настоятель
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Нерехта
Настоятель
Новости
Все материалы
Праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Божественная литургия в Свято-Успенской Тетеринской женской пустыни
1 июля в селе Тетеринское отмечают праздник Боголюбской иконы Божией Матери, один из списков которой в середине XVIII столетия явился местным жителям.
01 июля 2020
Великая Пасхальная вечерня в Богоявленском кафедральном соборе Костромы
Вечером 19 апреля в стенах Богоявленского кафедрального собора глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Пасхальную…
19 апреля 2020
Духовенство епархии
Все духовенство
Протоиерей
Иоанн
Чулков
Почетный протодиакон
Сергий
Мальцев
иерей
Владимир
Побережников
диакон
Никита
Казаков
Протоиерей
Виктор
Столповский
Подписка на рассылку
Задать вопрос
Святые Антоний и Феодосий: жизнь, деяния и чудеса
Святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские жили в 11 веке. Их принято считать основателями монашества в Древней Руси, колыбели сегодняшней России, Белоруссии и Украины. Знаменитая Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра ныне величественно возвышается на берегу Днепра благодаря собранию этих людей, их трудолюбию и горячей любви к Богу.
Святые Антоний и Феодосий родились на территории современной Украины. Антоний был родом из Любеча, города примерно в 200 километрах к северу от Киева. Феодосий родился в городе Васильеве (Василькове), в 35 км к юго-западу от Киева, и провел большую часть своего детства и юности в Курске (современная Россия).
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
15 (2) сентября мы празднуем память обоих святых, но бывают и дни, когда поминают каждого из них отдельно. Память св. Антония приходится на 23 (10) июля, а св. Феодосию поминают 16 (3) мая и 27 (14) августа.
Житие преподобного Антония до встречи с преп. Феодосием
Преподобный и богоносный отец наш Антоний, «начальник» всех русских монахов и заложивший начало русского монашества, родился, по некоторым сведениям, около 9 года83 г. , а по другим — в начале XI в.
С юных лет Антония (имя при крещении Антипа) тянуло к духовной жизни. Это призвание привело молодого подвижника на Святую гору Афон, где он принял монашеский постриг. Хотя артикулируются мнения, утверждающие, что Антоний принял постриг в монастыре Эсфигменов, по наиболее достоверной версии его постриг произошел в монастыре Ксилургу, населенном в то время русскими монахами.
Преподобный Антоний начал отшельническую жизнь в пещере недалеко от монастыря. Когда он достиг духовной зрелости, настоятель благословил его вернуться на родину.
Преподобный Антоний Киево-Печерский
Молодая страна, вновь просвещенная светом веры, нуждалась в хорошем примере христианской жизни. «Ангелы — свет монахам и иноческая жизнь — свет всем человекам » (св. Иоанн Лествичник). Поэтому Господь послал Своего верного служителя Антония заложить основание монашеской жизни на Руси.
Вернувшись в Киев, Святитель обнаружил, что вокруг города уже есть монастыри, основанные греками. Однако поселиться он предпочел не в них, а в двухаршинной пещере, выкопанной митрополитом Киевским Иларионом. Эти события произошли в 1051 году.
Житие преподобного Феодосия — ранние годы
Спорным вопросом является и дата рождения преподобного Феодосия, ученика преподобного Антония Печерского: по одной из версий, Феодосий был родился в 1008 году, в то время как другие утверждают, что он родился в 1036 году.
Имя Феодосий («Богоданный» по-гречески) выбрал для него священник, когда, по преданию, родители принесли младенца в церковь для крещения на восьмой день его рождения.
С ранних лет Феодосий стремился к подвигам. Он избегал игр со сверстниками, носил грубую одежду, работал в поле наравне со слугами и каждый день посещал церковь. Юный Феодосий быстро научился читать и удивлял всех своим умом и послушанием.
Его мать очень любила его, но была против духовных устремлений сына. Она часто наказывала его за то, что он «опозорил» свою семью. В 13 лет Феодосий потерял отца и остался на попечении матери.
Стремление мальчика к Богу было настолько сильным, что он несколько раз убегал из дома. Однажды будущий преподобный Феодосий захотел посетить святой град Иерусалим и ушел с группой богомольцев, но мать вернула его, избила и заперла в доме.
Со временем в сердце юноши зародилось желание всецело посвятить свою жизнь Богу и принять монашеский постриг. Когда представилась возможность, 23-летний Феодосий предпринял еще одну попытку побега. На этот раз он отправился в Киев.
Феодосий обошел все монастыри, но нигде его не приветствовали, из-за его нищего вида и нищенской одежды. Кроме того, он был очень молод. Однако таково было сокровенное Провидение Божие: вместе с преподобным Антонием юноше суждено было впоследствии основать святую Киевскую Лавру.
Феодосий узнал о преподобном Антонии и пришел в его пещеру. Молодой человек простерся перед старцем, умоляя остаться с ним.
Святой Антоний сказал : «Дитя, это место грустное и непривлекательное. Сможете ли вы перенести все невзгоды, живя здесь?»
Феодосий ответил: «Отче, Господь привел меня к твоей святости, чтобы ты мог спасти меня. Что ты мне повелишь, я сделаю».
Преподобный Феодосий Печерский
Получение Материнского благословения на монашескую жизнь
Мать преподобного Феодосия четыре года искала сына. Она уже смирилась с его смертью и оплакивала его, когда услышала, что Феодосий в Киеве. Немедленно женщина отправилась туда и, узнав, что сын ее находится в пещере преподобного Антония, поспешила навстречу святому старцу в образе странницы, ищущей духовного назидания.
Энтони вышел из своей пещеры, чтобы поговорить с ней. «Ваш сын здесь. Он жив, не плачь по нему, — сказал Святой.
Женщина хотела видеть Феодосия, но молодой подвижник отказался выйти к ней, несмотря на уговоры самого старца Антония. Тогда женщина стала угрожать святому Антонию, что покончит с собой прямо на том же месте, если не увидит сына. Феодосию ничего не оставалось, как выйти к ней.
«Если хочешь часто видеться со мной, постричься в одном из киевских монастырей. Тогда ты сможешь приходить ко мне сюда и спасешь свою душу. В противном случае, истинно говорю тебе, ты никогда не будешь увидимся снова, » сказал преподобный Феодосий.
Его мать не хотела слышать ни слова. Тогда святой стал усердно молиться, чтобы Бог просветил ее сердце.
Через некоторое время женщина вернулась со словами: » Дитя, я сделаю так, как ты хочешь. Я проведу остаток своих дней в монастыре. Ты научил меня, и я понял, что этот недолговечный мир — ничто».
Радовались Антоний и Феодосий.Старец Антоний вышел из своей келии и духовно наставил женщину.Мать преподобного Феодосия была пострижена в Никольском монастыре, где в покаянии провела остаток своих дней и скончалась мирно.
Икона св. Антония и Феодосия Киево-Печерских, расписанные сестрами Свято-Елисаветинского монастыря
Рост Киево-Печерского монастыря
Когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний отправился на соседнюю гору. Там он выкопал еще одну пещеру и стал подвижнически жить в уединении. Так появились Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерского (Печерского) монастыря.
Настоятелем монастыря был преподобный Варлаам. Феодосий служил священником. Он превосходил других трудолюбием и аскетизмом. Отец Феодосий был крепок физически и помогал снабжать братию водой и дровами. По ночам он молился и тайно молол муку для монастыря. Утром он был в хорошем расположении духа и служил. Все любили этого кроткого и смиренного монаха.
Преподобный Феодосий — игумен Киево-Печерского монастыря
Вскоре, по повелению князя Изяслава, игумен Варлаам оставил Киево-Печерские на службу в Дмитриевском монастыре. Братия попросила Феодосия стать их игуменом, и преподобный Антоний благословил своего ученика на это служение. Началась новая страница в истории русского монашества.
Во времена игуменства Феодосия число монастырской братии сильно увеличилось. Братия жила в нищете и тесноте, но Господь никогда не оставлял чад Своих по молитвам святых их игуменов Феодосия и преподобных Антония. Преподобный утешал братию, говоря: «Не заботьтесь о земном, но ищите Царствия Небесного по слову Господню, ибо Отец Небесный знает ваши нужды, и все будет вам дано».
Бог открыл игумену Феодосию место недалеко от пещеры, где жила братия. В 1062 году здесь были построены церковь во имя Пресвятой Богородицы и монашеские кельи. Здания были окружены стеной. Вскоре туда переехала и монастырская братия. «Сегодня стоит славный Печерский монастырь, основанный преподобным Феодосием», говорит хроника.
Успенский собор Киево-Печерской Лавры
Игумен практиковал посещение монастырских келий ночью, чтобы его духовные чада не ослабевали в усердии к духовным подвигам. Все разговоры после вечернего правила в монастыре запрещались. Своей кротостью, молитвой и любовью Феодосий приводил братию к покаянию и даже возвращал ушедших из монастыря.
Блаженный старец славился чудесами исцеления и ясновидения. Он всегда защищал несправедливо опозоренных. Иногда по его просьбе пересматривались даже судебные решения. Преподобный Феодосий построил на территории монастыря дом, в котором находили приют бедняки, страдающие от болезней. На их содержание шла десятая часть доходов монастыря.
Общежительные правила, принятые в монастырях Руси
Когда число братии достигло ста, Феодосий занялся организацией жизни такой многочисленной общины. Он решил принять устав общины знаменитого монастыря Студиос в Константинополе.
Основные правила жизни в общежительном монастыре включали общее имущество и труд по силам и с благословения монастырских властей. Также было принято, чтобы братия открывала свои мысли игумену.
Эти правила со временем были приняты другими сообществами в России. Это делает Киево-Печерский монастырь первым в духовном отношении, хотя хронологически были более древние монастыри.
Обличение сильных мира сего
В 1069 году старец Антоний подвергся жестоким гонениям со стороны киевских властей. Князь Изяслав содержал святую обитель материально и любил духовные беседы со старцем, но хотел слушать только то, что ему приятно.
Когда князь Киевский Изяслав Ярославич взял в плен своего дальнего родственника князя Всеслава Брячиславича Полоцкого, святой Антоний обличил его в возбуждении междоусобицы. Князь, на свою беду, не внял словам старца.
Вскоре Изяслав был изгнан из Киева после того, как против него был организован мятеж. Вернувшись с помощью поляков обратно, княжеский сын Мстислав жестоко расправился с мятежниками. Будучи оклеветанным и обвиненным в поддержке врагов Изяслава, Антоний впал в немилость и подвергся гонениям.
Великий Князь Изяслав Ярославич
После этого Преподобный уехал в Чернигов. Там он выкопал себе новую пещеру, которая впоследствии послужила основанием Ильинского монастыря.
Изгнание преподобного обострило неприязнь киевского народа к Изяславу. Князь раскаялся и послал своих гонцов за Антонием. Кроткий и смиренный старец вернулся на место своего прежнего служения, на радость и монастырской братии, и горожанам.
В период второго изгнания киевского князя преподобный Феодосий обличил своего младшего брата Святослава, незаконно восставшего против Изяслава и занявшего его престол. Сначала Святослав очень рассердился на игумена, но не смел ни в чем ему навредить, ибо глубоко почитал его как человека праведного и святого.
Кончина св. Антоний и Феодосий
Преподобный Антоний скончался в 1073 году. Он заранее узнал о своей кончине, сказал братии напутствие и повелел им не искать его мощей. Затем он вернулся в свою пещеру, и ее свод рухнул. Мощи святого так и не были обнаружены. В случаях, когда кто-то хотел нарушить завет старцев и начинал их поиски, появлялся огонь, поражавший непослушных болезнью.
Преподобный Феодосий отошел ко Господу через год после своего духовника Антония. Знал он и час своей кончины, заранее простился с братией и благословил избранного ими нового игумена Стефана.
Святитель обратился к скорбящим монахам своей обители со следующими словами: «Обещаю вам, чада и братия мои: хотя и оставлю вас телом, но духом всегда буду с вами. Когда кто-нибудь из вас умрет в нашем монастыре или даже вне монастыря (но с благословения настоятеля), я отвечу за его грехи перед Богом».
По молитвам свв. Антония и Феодосия, монастырь никогда не нуждался. Всегда была еда для братии и все необходимое для богослужений.
Пещеры Киево-Печерской лавры
Канонизация и почитание свв. Антоний и Феодосий
Точно неизвестно, когда преподобный Антоний был официально причислен к лику святых. Однако совершенно очевидно, что он почитался уже в конце XI века, то есть сразу после его блаженной кончины. Весомым аргументом в пользу такого предположения является житие святого, составленное при этом.
Святые мощи основателя Киево-Печерской Лавры теперь сокрыты под ее Ближними пещерами. Это место отмечено иконой святого Антония. Ближние пещеры еще называют Антониевыми, в честь святого. Пещеры Черниговского Троице-Ильинского монастыря также носят его имя.
Мощи преподобного Феодосия были обретены в 1091 году. Причислен к лику святых в 1108 году, через 44 года после кончины.
До нас дошли шесть поучений святителя Феодосия и два его послания к великому князю Изяславу. Житие преподобного Феодосия составлено его учеником, преподобным Нестором Летописцем, и всегда было одним из любимых чтений русского народа.
Иконы обоих святителей упоминаются в Киево-Печерском Патерике (глава 4), изданном еще в XII веке. На древней Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (около 1288 г.) Антоний и Феодосий изображены стоящими у престола Пречистой Владычицы. Это одно из древнейших изображений святых, дошедших до наших дней.
Печерская (Свенская) икона Божией Матери
Значение преподобных Антония и Феодосия Печерских
Промыслом Божиим преподобный Антоний принес в Россию благословение Афонской горы и положил начало монашеской жизни здесь была основана Киево-Печерская Лавра.
Его верный ученик, преподобный Феодосий, «установил совершенную иноческую жизнь в наших землях, переселил братию из пещер в иноческие кельи и ввел правила Студийского монастыря». Этот свод правил со временем распространился по России и породил общежительную жизнь в наших монастырских общинах.
Тропарь святителям Антонию и Феодосию Киево-Печерским:
Почтим радостно-хвалебными песнями звезды премудрости, воссиявшие на церковной тверди, основании русского монашества; радуйтесь, блаженне отцы Антонии и Феодосии, присно молящиеся о чтящих вашу блаженную память.
Кондак святых Антония и Феодосия Киево-Печерских:
Какими словами правильно воспеть славу двух великих отцов, воздающих высокие заслуги монашествующим и просиявших свет премудрости, прославляющих Русскую Церковь? Предстоя Престолу Божию, со дерзновением пред Святой Троицей, моли, блаженнейший Антоний и приснопамятный Феодосий, о приносящих тебе молитвы и почитающих тебя любовными хвалебными песнопениями.
Величание преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских:
Славим вас, преподобные отцы Антоний и Феодосий, и чтим святую память вашу, наставники монашествующих и ангелобеседники!
Прославление Собора святых старцев Оптиной пустыни Русской Православной Церковью Заграницей
23/10 октября
Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, состоявшийся в Нью-Йорке в августе 19 г. 88, решил прославить в лике святых преподобных угодников Божиих Оптинских старцев. Всеобщее празднование прославления Оптинских старцев состоялось 12 мая 1990 года в Никольском кафедральном соборе в Монреале, Канада.
Собор святых старцев Оптиной пустыни состоит из 14 угодников Божиих:
схиархимандрит Моисей, иеросхимонах Лев, схима игумен Антоний, иеросхимонах Макарий, иеросхимонах Амвросий, иеросхимонах Иосиф, иеросхимонах Анатоль, иеросхимонах Иларион, схима -архимандрит Варсонофий, иеросхимонах Нектарий, схиагумен Никон, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Анатолий (Младший), схиархимандрит Исаакий II.
Кстати, вопрос о канонизации старца Амвросия ранее рассматривался на Поместном Соборе 1917-1918 годов, когда в России восстанавливалось патриаршество, но из-за событий послереволюционных лет так и не был проведен.
Предстоящая канонизация в очередной раз привлекает внимание всего мира к истории русского православного старчества, которая напоминает нам времена первых христиан. Деятельность Оптиной пустыни и ее старцев является исключительно реальным опытом и для нашего времени, так как ее отделяет от нас немногим более столетия.
В связи с грядущим прославлением старцев Оптиной пустыни кратко познакомим вас с историей Оптиной пустыни — этого очага духовного возрождения в XIX веке. Упомянем некоторых из его старейшин, а вниманию наших читателей предложим небольшой очерк о том, кем были старейшины.
* * *
Оптина Пустынь расположена на территории, ныне известной как Калужская область, всего в нескольких километрах от районного центра Козельска. О времени основания Эрмитажа письменных сведений не сохранилось. Существуют только определенные традиции. Согласно одной из них, Эрмитаж был основан раскаявшимся разбойником по имени Опта, от которого и получил свое название. Этот бывший разбойник, терзаемый муками совести, поселился в отдаленном, труднодоступном месте среди дремучих сосновых лесов, чтобы в молитве искупить свои грехи. Вскоре, когда другие люди услышали о его уединенной жизни, они потянулись туда в поисках уединения. Так возник небольшой монастырь. Существует и другое предание, согласно которому монастырь был основан князем Владимиром Храбрым. В любом случае Оптина Пустынь — один из древнейших монастырей России.
Письменные следы Оптиной пустыни датируются 1603 годом. К этому времени в ней уже была построена деревянная церковь, вокруг нее было шесть келий, а монастырь возглавлял иеромонах Феодор. Монастырю были пожалованы земли под сады и огороды от царя Михаила Федоровича, а также мельница недалеко от Козельска. Известно, что уже в 1689 году боярами Шепелевыми в монастыре была построена каменная церковь в честь Введения во храм.
Реформы Петра Великого неблагоприятно сказались на Оптиной пустыни. Монастырская мельница и земля отошли государству. Монастырь обеднел и в середине 18 века был вовсе упразднен. Так закончился первый период существования Оптиной пустыни.
В 1795 году Платон, митрополит Московский, путешествовал по своей обширной епархии и посетил Оптину. Место и природа ему очень понравились, и он решил восстановить монастырь. Для этой цели был назначен Авраамий, монах одного из подмосковных монастырей, и он привел с собой двенадцать монахов из своего монастыря. В Оптиной пустыни он нашел только трех престарелых обитателей и начал работу по восстановлению монастыря.
Прежде всего, Авраамий задался целью собрать средства для обедневшего монастыря. Он привез церковную утварь, иконы, облачения и принялся за восстановление скита. Он построил лазарет и пристроенную к нему церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Он построил для монахов колокольню и кельи, разбил большой сад. Но главное, что сделал Авраамий, это навел порядок в духовной жизни монастыря. Феофан, ученик известного афонского подвижника архимандрита Паисия Величковского, пришел к Авраамию и стал примером для братии обители. По примеру своего учителя Феофан вместе с Авраамием основал общежительный монастырь по уставу Афона, который в сравнительно короткое время завоевал уважение окрестных жителей.
В 1817 году скончался игумен Авраамий. Его место занял игумен Даниил, управлявший Оптиной пустынью сравнительно недолго — с 1819 по 1825 год.
Расцвет Оптиной пустыни связан с именем другого настоятеля — Моисея Путилова, руководившего монастырем в течение лет, с 1826 по 1862 год. Его можно считать одной из самых выдающихся личностей в истории Русской Церкви XIX века.
Игумен Моисей родился в набожной семье. Он стремился к монашеству и уже в шестнадцать лет встал на путь подвижничества, получив на это благословение от преподобного Серафима Саровского. Сначала он побывал во многих монастырях, где познакомился еще с другими друзьями и учениками Паисия Величковского. В 1821 году он приехал в Оптину пустынь и по совету епархиального архиерея Филарета (впоследствии известного как митрополит Киевский) остался там, чтобы построить недалеко от пустыни скит. Для этой цели Моисей пригласил своего брата Антония и двух других монахов, и в короткий срок были построены деревянная церковь и три кельи. Они были освящены в 1822 году. Епископ возвел Моисея в сан иеромонаха и поставил игуменом Оптиной пустыни, а его брата оставили в скиту.
Игумен Моисей проявил исключительные способности строителя, организатора и духовного руководителя. Он пригласил Леонида — ученика Величковского — в Оптину, и тот стал первым старцем Эрмитажа.
Братия значительно увеличилась за годы настоятельства Моисея. Если в начале 20-х годов 19 века монахов было всего 40, то к середине 50-х их число возросло до трехсот.
При игумене Моисее был установлен особый стиль монашеских отношений, который сохранялся на протяжении всех последующих лет. Каждый монах, в соответствии со своими способностями, получал от настоятеля то или иное послушание. Определяя суть послушания, игумен не стал вдаваться в подробности, предоставив это инициативе самого преподобного, что создавало и воспитывало в братии определенное чувство свободы и самостоятельности. В случае неудачи брат всегда получал поддержку, совет и утешение от настоятеля вместо упреков, что также способствовало любви и согласию, которыми отличался Эрмитаж.
Особенно велика заслуга игумена Моисея в учреждении старчества. Первый старец Леонид каждый вечер принимал братию, давая им слова наставления и утешения. В 1834 году в Оптину переселился еще один старец, Макарий. Слава двух оптинских старцев простиралась далеко за пределы Эрмитажа. За советом и утешением съезжались люди со всей необъятной земли России, и так слава Оптиной пустыни разносилась по всему православному миру.
В Эрмитаж устремились крестьяне и рабочие, помещики, писатели и мыслители, духовенство и жаждущие монашеской борьбы. Через них все, что делалось в Эрмитаже, и, более всего, жизнь оптинских старцев стало известно в обществе и произвело на него глубокое впечатление.
В мае 1862 года скончался игумен Моисей, настоятель и возродитель Оптиной пустыни. При его преемниках, кроме уже упомянутых старцев, Оптину пустынь украсили старцы Амвросий, Анатолий, Иосиф, Варсонофий и Нектарий, жившие уже в XX веке.
Многие великие люди 19 и начала 20 века посещали Оптину пустынь. Так или иначе, Оптина пустынь нашла отражение в творчестве многих русских писателей, в их биографиях.
Октябрьская революция 1917 года положила конец второму периоду Оптиной пустыни. Строго говоря, Оптина пустынь еще некоторое время оставалась после революции, которую, впрочем, предвидели оптинские старцы; однако беспощадное давление властей быстро привело к его ликвидации. Его старейшины ушли в вечность, а остальные братья были изгнаны. Здания Эрмитажа использовались под детский дом, для содержания малолетних правонарушителей.
В 1988 году Оптина Пустынь была возвращена Московской Патриархии и в настоящее время полным ходом идет ее реставрация. В том же году оптинский старец Амвросий был канонизирован в Троице-Сергиевой Лавре во время торжеств, посвященных тысячелетию Крещения Руси.
Сейчас, с ее возвращением Церкви, начинается третий период истории Оптиной. Умолим Господа, чтобы нашлись новые Авраамиевские и Моисеевские, которые поднимут его из руин, и чтобы новые старцы, в духе Леонида, Анатолия, Амвросия и Нектария, духовно окормили множество паломников, которые, несомненно, снова направляйтесь в только что открытый монастырь.