Иисус за столом картина: Картина Тайная вечеря. Леонардо да Винчи, купить в интернет-магазине Арт-Холст
Содержание
Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи
Если говорить о памятниках искусства и культуры, имеющих мировое значение, нельзя не упомянуть картины Леонардо да Винчи. И, несомненно, одной из наиболее известных является его работа «Тайная вечеря». Кто-то утверждает, что на её написание мастера вдохновила Божья искра, а кто-то твердит, что ради такого мастерства он продал душу дьяволу. Но одно неоспоримо – то умение и тщательность, с которой художник воссоздал все нюансы сцены из Евангелия, до сих пор остаются недостижимой мечтой для большинства живописцев.
Итак, какие же секреты скрывает это изображение? Читайте – и узнаете!
Сцена последнего ужина Христа со своими учениками
История создания картины
Леонардо да Винчи получил заказ на написание «Тайной вечери» от своего покровителя – герцога Милана Людовико Сфорца. Это случилось в 1495 г., а причиной послужила смерть жены правителя, скромной и набожной Беатриче д’Эсте. При её жизни известный ловелас Сфорца пренебрегал общением с женой ради развлечений с друзьями, но всё же по-своему любил её. В летописях отмечено, что после смерти своей дамы он объявил пятнадцатидневный траур, молясь в своих покоях и не покидая их ни на минуту. А после того, как этот срок истёк, он заказал придворному художнику (которым в то время как раз и являлся Леонардо) картину в память об усопшей.
Размещается фреска в доминиканском храме Санта-Мария-делле-Грацие. Её написание продлилось целых три года (тогда как обычно на исполнение такой картины требовалось около трёх месяцев) и было завершено лишь в 1498 г. Причиной для этого послужили и необыкновенно масштабные размеры работы (460×880 см), и новаторская техника, использованная мастером.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан
Леонардо да Винчи писал не по влажной штукатурке, а по сухой, чтобы иметь возможность видеть цвета и детали. Кроме того, он использовал не только масляные краски, но и темперу – смесь пигмента и яичного белка – что также стало поводом быстрого ухудшения состояния произведения. Разрушаться картина начала уже через двадцать лет после того, как художник сделал последний мазок. Сейчас для того, чтобы сохранить её для потомков, осуществляется целый комплекс специальных мероприятий. Если этого не делать, фреска полностью исчезнет уже через 60 лет.
Замысел мастера
Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря изображает один из самых известных и трогательных эпизодов в Евангелии. Согласно богословским выкладкам, именно она открыла путь Господа к кресту, как к последнему сражению со злом и смертью. В этот момент любовь Христа к человечеству проявилась явно и зримо – Он пожертвовал божественным светом, чтобы уйти в смерть и тьму. Разделив хлеб с учениками, Господь тем самым приобщился к каждому из нас, оставил Своё завещание. Но в то же время кто-то может и отвергнуть эту возможность – ведь Бог не только любовь, но и свобода, и это демонстрирует нам поступок Иуды.
Чтобы достойно передать в красках эту глубокую и многозначительную сцену, Леонардо совершил значительную подготовительную работу. Как указано в записках современников, он ходил по улицам Милана в поисках натурщиков. Мастер смешил их, огорчал и удивлял, наблюдал за тем, как люди ссорятся и мирятся, признаются в любви и расстаются – чтобы после отразить это в своём произведении. Именно поэтому все участники Тайной вечери на фреске наделена индивидуальностью, своим выражением, позой и настроением.
Первые эскизы Тайной вечери. Находятся в Венецианской Академии
Кроме того, живописец отказался от традиционных иконописных канонов в пользу реалистичного и натурального изображения. По тем временам писать Иисуса и апостолов без привычных венцов, нимбов и мандорл (золотого сияния вокруг всей фигуры) было довольно смелым замыслом, который даже критиковали некоторые священники. Но после завершения работы все единогласно признали – лучше передать божественную трапезу не удавалось ещё никому.
Секреты картины Тайная вечеря Леонардо да Винчи
Известно, что да Винчи был не только знаменитым художником, но и изобретателем, инженером, анатомом, учёным, а кое-кто даже приписывает ему связь с разнообразными мистическими обществами, которых в Европе XV столетия было довольно много. Поэтому, благодаря мастерству их создателя, произведения Леонардо да Винчи также несут некий налёт таинственности и загадочности. И именно вокруг «Тайной вечери» таких предубеждений и мистификаций существует чрезвычайно много. Итак, какие же секреты зашифровал творец?
По утверждениям историков, изучающих творческое наследие эпохи Возрождения, сложнее всего далось мастеру написание Иисуса и Иуды Искариота. Господь должен был предстать перед зрителями как воплощение доброты, любви и благочестия, тогда как Иуда – стать его противоположностью, тёмным антагонистом. Неудивительно, что да Винчи никак не мог отыскать подходящих натурщиков. Но однажды во время богослужения он увидел в церковном хоре молодого певчего – его юное лицо было столь одухотворённым и безукоризненным, что живописец сразу же понял, что именно этот человек может стать прообразом Христа. Но даже после того, как его фигура была написана, художник долго корректировал и исправлял его, пытаясь добиться совершенства.
Прообраз Иуды и Иисуса, Леонардо рисовал с одного натурщика, не зная об этом
Осталось изобразить лишь Искариота – и вновь Леонардо не смог найти нужного человека. Он отправлялся в самые грязные и запущенные районы Милана, часами бродил по низкопробным тавернам и портам, пытаясь найти того, чье лицо послужило бы подходящей моделью. И вот, наконец, ему улыбнулась удача – в придорожной канаве он увидел пьяного человека. Художник приказал отвести его в церковь и, даже не позволив очнуться от опьянения, начал запечатлевать образ. После окончания работы пьяница сказал, что уже видел её однажды, и даже участвовал – только в тот раз с него писали Христа… По мнению современников, это доказывало, как тонка грань между благополучной жизнью и падением – и как легко её преступить!
Также интересно, настоятель церкви, в которой располагалась фреска, часто отвлекал Леонардо да Винчи, указывая, что тот должен усерднее работать, а не стоять часами перед изображением – и уж тем более не бродить по городу в поисках натурщиков! Наконец это так надоело живописцу, что однажды он пообещал аббату, что нарисует Иуду с его лицом, если он немедленно не прекратит командовать и указывать!
Ученик или Мария Магдалина?
До сих пор ведутся дискуссии, кого Леонардо да Винчи изобразил на картине по левую руку от Спасителя. По мнению некоторых искусствоведов, нежное, изящное лицо этого персонажа просто не может принадлежать мужчине, а значит, художник ввёл в сюжет Марию Магдалину – одну из женщин, последовавших за Пастырем. Кое-кто заходит ещё дальше, предполагая, что она была законной женой Иисуса Христа. Подтверждение этому находят в расположении фигур на фреске – склонившись друг к другу, они образуют стилизованную букву «М», означающую «Matrimonio» — брак. Другие исследователи не соглашаются с этим, уверяя, что абрисы тел можно соединить всего лишь в литеру «V» — инициалы да Винчи.
Иисус и Мария Магдалина на фреске Тайная вечеря
Но существуют и другие подтверждения тому, что Магдалина была женой Христа. Так, в Евангелии можно увидеть упоминания о том, как она омывала Его ноги миром и вытирала их волосами (Ин. 12:3), а это могла делать лишь женщина, состоящая с мужчиной в законном браке. Кроме того, некоторые апокрифы утверждают, что на момент распятия Господа на Голгофе Мария была беременной, а рождённая ею дочь Сара стала прародительницей французской королевской династии Меровингов.
Размещение фигур и предметов
Тайная вечеря Леонардо да Винчи отличается не только реалистичностью и живостью человеческих фигур – мастер тщательно проработал и окружающее их пространство, и столовые приборы, и даже пейзаж. Каждая черта произведения содержит в себе закодированное послание.
Например, учёные выяснили, что порядок, в котором на фреске располагаются фигуры апостолов, вовсе неслучаен – он соответствует последовательности зодиакального круга. Так, если придерживаться этой закономерности, то можно увидеть, что Иисус Христос был козерогом – символом движения вперёд, к новым вершинам и достижениям, духовного развития. Этот знак отождествляется с Сатурном – божеством времени, судьбы и гармонии.
А вот загадочная фигура рядом со Спасителем, о которой уже говорилось выше, расположена под знаком Девы. Это ещё одно доказательство в пользу того, что мастер показал на картине именно Марию Магдалину.
Икона из янтаря «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Интересно изучать и расположение предметов на столе. В частности, возле руки Иуды можно увидеть перевёрнутую солонку (что уже в те времена считалось приметой, предвещающей беду), а кроме того, его тарелка пуста. Это знак того, что он не смог воспринять благодать, дарованную пришествием Господа, отвергнул Его дар.
Поводом для диспутов служит даже рыба, поданная трапезующим. Искусствоведы долго спорили, что именно изобразил Леонардо. Одни говорят, что это сельдь – её итальянское название, «aringa», созвучно с «arringare» — учение, проповедь, наставление. А вот по версии других, это угорь – на диалекте Восточной Италии его называют «anguilla», что для итальянцев звучит похоже на «тот, кто отвергает религию».
За время своего существования фреска не раз оказывалась под угрозой уничтожения. Так, во время II Мировой войны артиллерийский снаряд, влетевший в окно церкви, изуродовал и частично разрушил все стены – за исключением той, где было написано произведение!
Знаменитая картина всё ещё существует – и открывает перед нами всё новые и новые тайны, разгадка которых только предстоит. А тем временем вы можете любоваться на многочисленные копии и репродукции, выполненные из самых разных материалов. Например, Тайная вечеря из янтаря, высыпанная из самоцветной крошки и инкрустированная крупными камнями, просто поражает – в ней сочетаются мастерское исполнение и загадочность оригинала!
Леонардо Да Винчи Тайная вечеря картина-фреска
TopKartin » Шедевры мирового искусства
Шедевры мирового искусства
Содержание
- Что можно увидеть на фреске да Винчи “Тайная вечеря”?
- Невероятные цвета
- Идеальные пропорции
- Секреты “Тайной вечери”
- На столе у апостолов
- История написания
- Искусство под угрозой
Многим известен этот сюжет, многие видели это изображение – но не все знают, что это за картина на самом деле. А ведь творение да Винчи “Тайная вечеря” – это фреска, а не просто картина. Эта роспись находится в монастыре
Санта-Мария-делле-Грацие, что в Милане. Размеры её достигают 460 х 880 см, написана она была в 1495-1497 годах. Но всё это – сухие факты, а что же ещё можно сказать об этой картине?
Что можно увидеть на фреске да Винчи “Тайная вечеря”?
Сюжет картины раскрывает известную по Библии историю из последних дней земной жизни Иисуса. Именно тогда он собрал своих последователей, апостолов, и сказал, что ему известно: один за этим столом – предатель.
Различные специалисты и поныне спорят о том, какой же именно момент запечатлён на картине. Либо это причастие, либо – те минуты, когда Иисус говорит о том, что знает о предателе. В пользу второй версии говорит то, что все персонажи выражают различные, зачастую очень яркие эмоции.
Разумеется, мастера Леонардо да Винчи глубоко тронул этот библейский сюжет, и он тщательно работал над каждой крохотной деталькой, особенно это касается образов Иисуса и Иуды. Их автор изобразил особенно кропотливо. Ведь именно через их образы он передал противостояние двух извечных сил, добра и зла.
Да Винчи хотел изобразить апостолов и Христа живыми людьми с человеческими эмоциями. Поэтому ни у кого из них нет нимба. А, чтобы написать их лица максимально естественными, художник отправлялся в прогулки по городу, общался с его жителями, следил за тем, как меняются их лица.
Создание и сюжет фрески окутаны множеством легенд и занимательных историй.
Невероятные цвета
В те времена художники не могли просто так взять любые краски и написать ими фреску – в работу брались лишь те пигменты, которые были способны держаться на штукатурке. Чаще всего, оттенки были достаточно сдержанными. Но, взявшись за свою работу, да Винчи хотел добиться яркости красок. И, работая над повышением яркости цветовых оттенков, мастер подошёл к значимому до сих пор открытию – закону дополнительных цветов. И в наши времена ему учат художников! Леонардо не был тем, кто изобразил цветовой круг (его автор – Мишель-Эжен Шеврёль), но его рассуждения напрямую описывают эти законы колористики. Эта работа привела к тому, что фреска, окрашенная экспериментальными методами, оказалась не самой прочной и быстро стала разрушаться, но действительно была яркой и цветистой для тех времён.
Идеальные пропорции
Разумеется, работа Леонардо да Винчи подчинялась описанным им законам золотого сечения, потому получилась весьма пропорциональной.
Более того, за соблюдением перспективы и реалистичной глубины фрески автор следил с помощью необычной техники: вбивал в стену гвоздь с прикреплённой к нему нитью, а на ней делал отметки, означающие различную глубину на изображении.
Однако интересно ещё и то, что мастер рассчитал расположение фигур и предметов в композиции согласно правилам музыкальной гармонии. Ведь да Винчи был глубоко увлечён музыкой и видел в ней высшую божественную гармонию – и это нашло отклик в его творчестве. Фреска стала музыкой, облачённой в визуальную форму.
Секреты “Тайной вечери”
В своей книге “Код да Винчи” об этой картине много размышлял писатель Дэн Браун. Так, стала известной его теория о том, что рядом с Христом за столом сидит не апостол Иоанн, а женщина – его супруга, Мария Магдалина. Эта версия нашла достаточно много поддержки, хотя доподлинно не доказана.
Другие же исследователи также полагают, что это женщина. Но не Магдалина, а современница да Винчи – Чечилия Галлерани, в которую Леонардо был влюблён.
Есть и версия о том, что рассажены по местам герои картины не так просто, а… по знакам Зодиака. Ведь Иисус был Козерогом, а Мария Магдалина – Девой. Однако христианство не одобряет гороскопов, потому это лишь предположение.
С образами Иисуса Христа и Иуды также связана интересная история. Самого Иисуса да Винчи писал, как считается, с молодого певца из церковного хора. Юноша показался мастеру очень похожим на образ Христа, и тот пригласил его позировать для фрески.
Через несколько лет, когда фреска уже была практически закончена, художник всё ещё искал подходящую натуру для образа Иуды. Никто не подходил, как казалось ему. И вот, в грязном и бедном уголке города, да Винчи заприметил нищего, сидевшего у канавы. В нём автор увидел идеальный прообраз Иуды, подходящий под его мысленное описание. Но какое же потрясение ожидало его, когда он узнал, что это – тот самый певчий из хора!
На столе у апостолов
Не менее интересен и вопрос о том, что окружает Христа и апостолов в этот судьбоносный вечер. В более ранних изображениях последней трапезы Сына Божьего пища была достаточно простой и скромной – каким был и сам Иисус. Однако да Винчи изображает целый пир – и делает это не случайно.
Например, рыба на этом столе присутствует не просто так. Ведь рыба – один из важных символом христианства и самого Христа. К тому же некоторые апостолы были рыбаками.
Существует и теория о том, что важно название рыбы. И это – либо сельдь, либо угорь. А всё потому, что итальянское название угря созвучно слову “наставление”, а сельдь на этом языке называется словом, похожим на слово “безбожник”. Совершенно противоположные смыслы!
Есть версия, что изображённые на столе достаточно шикарные для того времени кушанья (например, апельсин в те времена мог себе позволить не каждый!) было завуалированной насмешкой над церковью. Да Винчи верил в Бога, но церковные порядки не всегда его устраивали – вот и нарисовал на стенах храма, чьи монахи могли питаться лишь очень скромно, настоящий пир. Тем более, стол и посуда, присутствующие на картине, очень напоминают те, какие были в монастыре на самом деле в те времена.
Также на столе присутствует перевёрнутая солонка – а ведь просыпать соль издревле считалось дурной приметой!
История написания
Написать эту фреску великому мастеру заказал герцог по имени Людовико Сфорца. Этот человек вёл достаточно аморальный образ жизни, хоть у него и была красивая и добрая жена по имени Беатриче. Но, когда она умерла, герцог почувствовал укол совести и повелел украсить одну из стен храма фреской, о которой мечтала покойная. Так Леонардо да Винчи получил заказ, результат которого стал известным ещё при его жизни и сегодня, спустя века, всё ещё поражает как искусствоведов, так и обычных людей, ценящих искусство. А что касается герцога – с сомнительными развлечениями он с тех пор распрощался.
Искусство под угрозой
Несмотря на то, что “Тайная вечеря” была признана шедевральной ещё при жизни автора, её судьбу нельзя назвать спокойной. Она пострадала и от потопа, затопившего монастырь, и от рук нерадивых служителей церкви, проделавших в стене с фреской дверь, которая проходилась прямо по ногам апостолов. Какое-то время в помещении трапезной и вовсе располагалась конюшня, так что шедевром любовались, в основном, лошади, а сам он покрывался навозом и прочими загрязнениями. Зато во время Второй Мировой войны практически весь монастырь Санта-Мария-делле-Грацие был разрушен снарядами – а вот стена с “Тайной вечерей” чудесным образом уцелела.
И сейчас, чтобы сохранить фреску, постоянно ведутся работы. Если этого не делать, она разрушится в ближайшие 60 лет.
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Тайная вечеря | История, техника, местонахождение и факты
Тайная вечеря , итальянский Cenacolo , одно из самых известных произведений искусства в мире, написанное Леонардо да Винчи, вероятно, между 1495 и 1498 годами для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. . На нем изображена драматическая сцена, описанная в нескольких тесно связанных моментах Евангелий, в том числе в Евангелии от Матфея 26: 21–28, где Иисус объявляет, что один из апостолов предаст его, а затем учреждает Евхаристию. Согласно убеждению Леонардо, что поза, жесты и выражение лица должны отражать «представления ума», каждый из 12 учеников реагирует так, как Леонардо считал подходящим для личности этого человека. В результате получилось сложное исследование разнообразных человеческих эмоций, представленное в обманчиво простой композиции.
Субъект
Тема Тайной вечери была популярным выбором для трапезных стен монастырей и женских монастырей в Италии 15-го века, когда монахини и монахини могли принимать пищу в присутствии последней трапезы Иисуса. Версия Леонардо кажется аккуратно расставленной, с Иисусом в центре обширного стола и апостолами слева и справа от него. Он носит традиционные красно-синие одежды и носит бороду, но Леонардо не наделил его обычным ореолом. Некоторые ученые предположили, что эту роль выполняет свет из окна позади него или что подразумеваемые линии фронтона над окном создают иллюзию ореола. Другие ученые утверждали, что отсутствующий атрибут может также указывать на то, что Иисус все еще остается человеком, который, как таковой, претерпит боль и страдания Страстей.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.
Сцена — это не застывший момент, а скорее представление последовательных моментов. Иисус объявил о своем предстоящем предательстве, и апостолы отреагировали. Филипп, стоящий в группе слева от Иисуса, указывает на себя и как бы говорит: «Не я ли, Господи?» Иисус как бы отвечает: «Опустивший со Мною руку свою в чашу предаст Меня» (Матфея 26:23). Одновременно Иисус и Иуда, который сидит с группой справа от Иисуса, тянутся к одному и тому же блюду на столе между ними, действие, которое отмечает Иуду как предателя. Иисус также указывает на бокал вина и кусок хлеба, предлагая установление обряда Святого Причастия.
Безмятежное хладнокровие Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Их различные позы поднимаются, опускаются, вытягиваются и переплетаются, оставаясь организованными в группы по три человека. Иаков Старший, сидящий слева от Христа, сердито вскидывает руки, а неверующий Фома, согнувшись позади Иакова, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это Божий план?» Его жест предвосхищает его более позднее воссоединение с воскресшим Христом, момент, который часто изображался в искусстве, когда Фома касался пальцами ран Христа от распятия, чтобы развеять его сомнения. Петр, которого можно узнать по ножу в руке, которым он позже отрежет ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса, подходит к кроткому Иоанну, который сидит справа от Иисуса и, кажется, падает в обморок. Иуда, сжимая кошелек, в котором лежит его награда за опознание Иисуса, отшатывается от Петра, по-видимому, встревоженный быстрыми действиями другого Апостола. Остальные Апостолы, кажется, шепчутся, скорбят и спорят между собой.
Трапеза проходит в почти строгом помещении, так что зритель сосредотачивается на действии, происходящем на переднем плане. Стены с обеих сторон украшены темными гобеленами, а на задней стене преобладают три окна, из которых открывается вид на холмистый пейзаж, напоминающий сельскую местность Милана. Леонардо представлял пространство, используя линейную перспективу, технику, вновь открытую в эпоху Возрождения, которая использует параллельные линии, которые сходятся в одной точке схода, чтобы создать иллюзию глубины на плоской поверхности. Точку схода он поместил у правого виска Иисуса, тем самым привлекая внимание зрителя к главному предмету. Хотя линейная перспектива кажется систематизированным методом создания иллюзии пространства, она усложняется тем, что опирается на одну точку обзора. Любое положение просмотра, кроме точки обзора, показывает слегка искаженное нарисованное пространство. Позже ученые обнаружили, что точка обзора Тайная вечеря находится на высоте около 15 футов (4,57 метра) над землей. Леонардо, вероятно, выбрал эту относительно большую высоту, потому что нижний край картины находится на высоте 8 футов (2,44 метра) над землей, и использование выгоды с пола означало бы, что зрители могли бы видеть только нижнюю часть стола, а не происходящее действие. выше. Следовательно, нарисованное пространство «Тайная вечеря» всегда кажется несовместимым с пространством трапезной. Это один из многих визуальных парадоксов, которые ученые наблюдали в картине. Они также отметили, что стол слишком велик, чтобы поместиться в изображенной комнате, но недостаточно велик, чтобы усадить 13 человек, по крайней мере, не по трем сторонам, где они размещены. Сцена, кажущаяся такой простой и организованной, представляет собой загадочное решение проблемы создания иллюзии трехмерного пространства на плоской поверхности.
История
Настенная роспись была заказана Людовико Сфорца, герцогом Миланским и покровителем Леонардо во время его первого длительного пребывания в этом городе. Гербы Сфорца изображены с инициалами семьи на трех люнетах над фреской. Леонардо, вероятно, начал работать над картиной в 1495 году и, в соответствии со своей манерой, работал медленно с длительными паузами между сеансами, пока не закончил в 1498 году. Из-за пресловутого перфекционизма Леонардо настоящая фресковая живопись не была идеальной, поскольку процесс требовал быстро наносите краску на свежую штукатурку каждый день до того, как штукатурка высохнет и свяжет пигмент со стеной. Вместо этого Леонардо попробовал экспериментальную технику с использованием темперной или масляной краски на двух слоях сухой подготовительной земли. Однако его скомпрометированный процесс означал, что пигменты не были постоянно прикреплены к стене, и картина начала отслаиваться в течение нескольких лет. Он продолжал портиться, страдая от пара и дыма монастырской кухни, копоти от трапезных свечей и сырости помещения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
В последующие века картина получила дополнительные повреждения. В 1652 году в северной стене была прорезана дверь, в результате чего ноги Иисуса были удалены, а краска и штукатурка ослабли. Затем последовало несколько реставраций с грубой ретушью и нанесением лака, клея, растворителей и тому подобного. Картина подверглась дополнительной непочтительности, когда вторгшиеся войска Наполеона использовали трапезную в качестве конюшни. После наводнения в начале 19 в.20-го века рост плесени еще больше повредил картину. Во время Второй мировой войны картина потерпела величайшую катастрофу, когда бомба союзников разрушила крышу и одну стену трапезной. Картина уцелела, но несколько месяцев подвергалась воздействию стихии, прежде чем пространство было восстановлено.
После столетий жестокого обращения, Тайная вечеря подверглась обширной и спорной 20-летней реставрации, которая была завершена в 1999 году. Реставраторы работали небольшими участками, удаляя предыдущие ретуши, слои грязи и слои лака, добавляя бежевую акварель части, которые не удалось восстановить. Когда отреставрированная картина была обнаружена, многие критики утверждали, что реставраторы убрали так много картины, что от оригинальной работы Леонардо осталось очень мало. Другие, однако, хвалили восстановление таких деталей, как выражения лиц апостолов и еда на столе.
Наследие
Картина, несмотря на усилия по реставрации, остается хрупкой, поэтому, чтобы замедлить ее изнашивание, посетителям отводится 15 минут на просмотр мурала небольшими группами. Хотя некоторые из знаменитых художественных качеств Леонардо — яркий цвет, мягкое моделирование и продуманная мимика — были утеряны, зрители все еще могут наблюдать его мастерство в изображении последовательного повествования, его взвешенный подход к созданию иллюзии пространства и его интерес к изображению. человеческая психология в выражениях, жестах и позах. С «Тайная вечеря » завершена, когда она была объявлена шедевром, фреска получила похвалу таких художников, как Рембрандт ван Рейн и Питер Пауль Рубенс, и таких писателей, как Иоганн Вольфганг фон Гёте и Мэри Уоллстонкрафт Шелли. Он также вдохновил на создание бесчисленных репродукций, интерпретаций, теорий заговора и художественных произведений. Деликатное состояние «Тайная вечеря» не уменьшило привлекательности картины; вместо этого он стал частью наследия произведения искусства.
Алисия Желязко
10 тайн Тайной вечери Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
В 1495 году Леонардо да Винчи начал то, что впоследствии стало одним из самых влиятельных произведений искусства в истории — Тайная вечеря
Тайная вечеря — это визуальная интерпретация Леонардо события, описанного во всех четырех Евангелиях (книги христианского Нового Завета). Накануне вечером
Христа предал один из его учеников, он собрал их вместе, чтобы поесть, сказать им, что знает, что грядет, и умыть им ноги (жест, символизирующий, что все равны
пред очами Господа). Когда они вместе ели и пили, Христос дал ученикам четкие указания, как есть и пить в будущем, в память о Нем.
Это было первое празднование Евхаристии, ритуал, который все еще совершается.
В частности, Тайная вечеря изображает следующие несколько секунд в этой истории после того, как Христос сбросил бомбу, что один ученик предаст его до восхода солнца, и все
двенадцать отреагировали на новость с разной степенью ужаса, гнева и шока.
Леонардо никогда не работал над такой большой картиной и не имел опыта работы с фресками. Картина выполнена с использованием экспериментальных пигментов непосредственно на
сухая штукатурка стены и в отличие от фресок, где пигменты смешиваются с влажной штукатуркой, она плохо выдержала испытание временем. Еще до его завершения возникли проблемы с
краска отслаивалась от стены, и Леонардо пришлось ее чинить. С годами он разрушался, подвергался вандализму, бомбили и восстанавливали. Сегодня мы, вероятно, смотрим очень мало из оригинала.
В последнее время большой интерес к картине был сосредоточен на деталях, скрытых внутри картины, но, обращая внимание на эти «скрытые» детали, большинство людей упускают из виду невероятное.
чувство перспективы, которое демонстрирует работа. Резкий наклон стен на картине, который ведет к, казалось бы, далекой задней стене комнаты и окнам, из которых видны холмы.
и небо дальше. Тип дня, показанный через эти окна, усиливает ощущение безмятежности, царящее в центре произведения, вокруг фигуры Христа.
Макет Тайной вечери
Предоставлено LeonardoDaVinci.net |
Леонардо сбалансировал перспективную конструкцию Тайной вечери так, чтобы ее точка схода находилась сразу за правым храмом Христа, указывая на физическое расположение центра, или
sensus communis его мозга. Потянув за веревку в радиальном направлении от этой точки, он отметил края стола, линии пола и ортогональные края шести колонн потолка. От
правый и/или левый край линии горизонта, он провел диагональные линии до углов кофра, определяя точки для горизонтальных линий 12 рядов кофра.
Леонардо был известен своей любовью к симметрии. В его Тайная вечеря компоновка в основном горизонтальная. Большой стол виден на переднем плане изображения со всеми фигурами за ним. Картина
в значительной степени симметричен с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса. На приведенной выше диаграмме показано, как перспектива Last Super была разработана с помощью ряда меток в ключевых точках, подчеркивающих
архитектурные аспекты композиции и расположения фигур.
10 фактов о шедевре, которые вы могли не знать
1. Кто есть кто в «Тайной вечере»
2. Тайна «Тайной вечери»
Тайная вечеря — очень популярная религиозная сцена, написанная многими известными художниками. В отличие от художников до и после него, Леонардо да Винчи решил не ставить ореолы на Иисуса Христа. Многие искусствоведы считают, что
Леонардо да Винчи верил в природу, а не в Бога. Для Леонардо природа — это Бог, поэтому он относился к каждому персонажу фрески как к простому человеку.
3. «Тайная вечеря» — неудачный эксперимент.
В отличие от традиционных фресок, которые мастера эпохи Возрождения рисовали на влажных оштукатуренных стенах, да Винчи экспериментировал с краской темпура на сухой, запечатанной оштукатуренной стене в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия.
Однако эксперимент оказался неудачным, потому что краска не ложилась должным образом и начала отслаиваться только через несколько десятилетий после завершения работы.
4. Рассыпанная соль символична.
Предположений о символизме в произведениях искусства множество. Например, многие ученые обсуждали значение пролитого сосуда для соли возле локтя Иуды. Рассыпанная соль может символизировать неудачу, потерю, религию,
или Иисус как соль земли.
5. Угорь или сельдь?
Ученые также отметили выбор еды да Винчи. Они спорят, является ли рыба на столе сельдью или угрем, поскольку каждая из них имеет свое символическое значение. По-итальянски угорь называется «аринга». Аналогичное слово,
«арринга» означает внушать. На северном итальянском диалекте сельдь называется «ренга», что также означает человека, отрицающего религию. Это согласуется с библейским предсказанием Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знал его.
6. Да Винчи использовал молоток и гвоздь, чтобы достичь одноточечной перспективы.
Что делает шедевр таким поразительным, так это перспектива, с которой он написан, которая, кажется, приглашает зрителя вступить прямо в драматическую сцену. Чтобы добиться этой иллюзии, да Винчи забил гвоздь в стену, а затем
привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли ему направить руку при создании углов картины.
7. Существующая фреска не на 100% работа да Винчи.
В конце 20-го века реставратор Панин Брамбилла Барсилон и его команда полагались на микроскопические фотографии, образцы керна, инфракрасную рефлектоскопию и сонар, чтобы удалить добавленные слои краски и максимально точно восстановить оригинал.
насколько это возможно. Критики утверждают, что лишь часть картин, которые существуют сегодня, являются работой Леонардо да Винчи.
8. Существуют три ранние копии оригинала.
Трое учеников да Винчи, в том числе Джампьетрино, сделали копии его картины в начале 16 века. Джампьетрино сделал полноразмерную копию, которая сейчас находится в лондонской Королевской академии художеств. Эта картина маслом на холсте была основной
ресурс для последней реставрации работы. Вторая копия Андреа Солари находится в музее Леонардо да Винчи в Бельгии, а третья копия Чезаре да Сесто находится в церкви Святого Амвросия в Швейцарии.
Копия Тайной вечери — Джампьетрино |