Икона богородица: Иконы Богоматери, Богородицы — как изображаются

Разное

Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы

Опубликовано

В фонде миниатюры отдела изобразительных материалов ГИМ хранится небольшой (9,5х7,5 …

Читать далее «Миниатюрный портрет Рейтерна Магнуса Карловича (он же Магнус Магнусович, он же Максим Максимович)»

Опубликовано

Pantone объявили цвет наступающего 2023 года – Viva Magenta. Это оттенок …

Читать далее «Цвет 2023 года в коллекции ГИМ»

Опубликовано

Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Бреверн (24. 12.1840 – 12.11.1924) – …

Читать далее «О портретах княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой»

Опубликовано

История войска началась с казачьих поселений, основанных в первой половине …

Читать далее «Амурские казаки в проекте ГИМ «История казачества в России»»

Опубликовано

На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге тульский купец …

Читать далее «Про тульских оружейников, самоварщиков и дверные ручки»

Опубликовано

Уральское войско (до 1775 года — Яицкое казачье войско), существовавшее …

Читать далее «Уральское казачье войско в проекте ГИМ «История казачества в России»»

Опубликовано

В новом онлайн-проекте впервые в таком объёме собраны материалы, посвящённые …

Читать далее «Исторический музей запустил новый онлайн-проект «История казачества в России»»

Опубликовано

Витрины пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот» рассказывают не …

Читать далее «Вечерние накидки для театра: ротонда и кейп»

Опубликовано

В отделе тканей и костюма ГИМ хранится удивительная коллекция шалей, …

Читать далее «Две Надежды: шарф, соединивший Мерлину и Ламанову»

Опубликовано

Мало кто знает о существовании в собрании Исторического музея двух …

Читать далее «Два портрета императора Николая I, гравированные священником Андреем Смирновым»

Опубликовано

В одной из витрин пространства «Театр» на выставке «Кринолин. Жакет. …

Читать далее «36 лет спустя, или кутюрное платье Givenchy»

Опубликовано

История фирмы Фаберже — яркий пример того, как в Санкт-Петербурге …

Читать далее «180 лет фирме Фаберже»

Как икона Богородицы «Взыскание погибших» помогает выдать дочек замуж

Впервые имя «Взыскание погибших» по отношению к Богородице появляется на Руси в XVII в. вместе с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». История, произошедшая в малайзийском Адане в VII в., достойна пересказа. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, завоевав почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла бедолагу, казалось, что все вокруг над ним насмехаются, и он решил восторжествовать над гонителями. Но как? Нашелся советчик, подсказавший: проси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так сильно, что Феофил совершил непоправимое: он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор — хартию. Только не надо считать, будто несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Подписал Феофил хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал его назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый шаг совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм — каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Создателя, Феофил уже не смел обращаться к Богу. И тогда он обратился к Божией Матери, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». «Заступнице усердная, Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, вопль и стенания мои услыши!» Богородица услышала и спасла Феофила. Больше того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Поскольку «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Следующее зафиксированное чудо, связанное с образом «Взыскание погибших», произошло в первой половине XVIII века. В деревне Вязовка Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, занимавшийся скупкой пеньки. Как-то зимой по пути в село Голдаево Обухова застигла вьюга, он сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, Федот выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Чувствуя, что замерзает, крестьянин взмолился к Богородице и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви Болхова. Очнулся Федот в чужом доме. Крестьянин Рыданских постоялых дворов позже поведал, что «сидя в избе и услышав голос: «Возьмите», выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани». Обухов исполнил свой обет, а икона «Взыскание погибших» Борская прославилась еще многими чудесами.

Не имея возможности помочь близкому, молясь, мы вверяем его жизнь Богородице, зная, что Ее любовь и милосердие выше наших

С Московским списком образа, датируемым 1802 годом, связан иной сюжет. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, потом овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, беда шла за бедой, и однажды в полном отчаянии он взмолился Богородице перед образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: и денежная помощь пришла, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Именно после этого случая к иконе и стали обращаться те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. И хотя из-за пожаров Москвы 1812 года до нас не дошли ни имя отчаявшегося отца, ни имена его счастливо выданных замуж дочек, несомненно: история, произошедшая до нашествия французов, в Москве была широко известна. Как и сама икона.

Поэтому не будет натяжкой предположить: стих Лермонтова «Молитва», в котором он просит Богородицу «окружить счастьем» любимую и послать ей «сопутников, полных внимания», навеян именно этим образом. Посвящен стих предположительно юной Варваре Лопухиной, а дальше, внимание! Нас ждет открытие!

Икона Богородицы «Взыскание погибших».

Итак, берем стихотворение Лермонтова «Молитва». То, что двадцатидвухлетний (!) поэт выслал сестре Варвары Марии Лопухиной письмом от 15.02.1838 года, застенчиво сопроводив его словами: «Посылаю вам стихотворение, которое нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает». И дальше — мольба о счастье любимой.

Я, Матерь Божия, ныне

с молитвою

Пред твоим образом

ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью

иль покаянием,

Не за свою молю душу

пустынную,

За душу странника

в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой Заступнице

мира холодного.

Окружи счастием душу

достойную;

Дай ей сопутников,

полных внимания,

Молодость светлую,

старость покойную,

Сердцу незлобному мир

упования.

Оставив на потом осмысление красоты шедевра любовной лирики, обратим внимание на то, как поэт обращается к Богородице: «Теплая Заступница мира холодного». И сравниваем, какие имена Божией Матери звучат в молитвах, посвященных образу Богородицы «Взыскание погибших», — в тех, что были написаны по следам упомянутой выше повести «О покаянии Феофила», и в тех, что были созданы позже. Оказывается, точная фраза «Теплая Заступница мира холодного» не встречается нигде. Хотя среди обилия обращений к Богородице «Заступница» встречается часто. А вот «Теплая Заступница» лишь раз, но именно этот эпитет из всего множества именований Богородицы оказался ближе всего сердцу поэта. Значит, восприятие Богородицы Лермонтовым было личностным. Теперь про холодный мир. То, что Лермонтов воспринимал мир именно так, — не новость, это сквозная тема поэта. Неожиданно то, что заносчивый, мятежный Лермонтов, которого так часто знали злым, Лермонтов, после смерти которого свет беспощадно изрек: «Туда ему и дорога», вверяет дорогое ему существо Теплой Заступнице мира холодного!

Но, может, тут просто литературный дар, умение красиво складывать строчки? Нет, и вы сейчас убедитесь в этом сами. Читаем последнее четверостишие:

Срок ли приблизится часу

прощальному

В утро ли шумное,

в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу

печальному

Лучшего ангела душу

прекрасную.

Вас ничто не смущает в последней строке? Ну, конечно, фраза «пошли… лучшего ангела»! Будто ангелы бывают лучше и хуже! Но разве эта по-детски наивная просьба послать любимой «лучшего ангела» не есть сама искренность?

Думаю, подробный анализ стиха объяснил бы это удивительное сочетание нежности с горячностью мольбы (попробуйте не просто пробежать стихотворение глазами, а прочитать его!), но главное в другом. Разве не чудо, когда одно сердце — своенравное, гордое, эгоистичное, часто недоброе, — обычное человеческое сердце, как у всех нас, забыв о себе, забыв себя, начинает горячо и искренне молиться о счастье и спасении другого — того, кто ему дорог! И что это, как не взыскание погибшего?

Икона Богородицы на престоле между св. Феодора и Георгия

Константинополь, 2-я половина VI — начало VII века
Энкаустика на дереве 68,5 х 49,7 см
Монастырь Святой Екатерины на горе Синай, Египет

середина; за исключением этой трещины и некоторых участков утраты святого Георгия (восстановлена ​​большая часть его волос и заплата на бедре), пастозная поверхность иконы прекрасно сохранилась, лишь с незначительными отслоениями. Первоначально икона была вставлена ​​в деревянную желобчатую раму, вероятно, с надписью, закрывавшую неокрашенные полосы по ее краям.
На этой большой иконе изображена иератическая композиция Богородицы с Младенцем на троне в окружении двух военных святых, Феодора слева и Георгия справа, держащих мученические кресты и одетых в изысканные парадные одежды императорской гвардии. В отличие от этих торжественных неподвижных фигур, два архангела за престолом, написанные свободными, широкими мазками грязно-белых оттенков, изображены в быстром, энергичном движении, поворачивая головы, чтобы взглянуть вверх на руку Бога с ее перевязью. свет, исходящий из сегмента неба наверху. Композиция напоминает гобеленовую икону Богородицы и берлинский диптих. Фигуры плотно вписаны в раму и размещены на лишенном глубины архитектурном фоне.
Любопытное смешение стилей создает в композиции непреодолимое напряжение. Дева выглядит относительно твердой и трехмерной, ее колени слегка повернуты вправо; хотя ее голова строго фронтальна, глаза резко отведены в сторону. Христос убедительно изображен как дитя, воплощенное Слово, и он тоже отводит взгляд от смотрящего. На обоих цвета тщательно модулированы, а кисть живая. Два святых стоят неподвижно в абсолютном фронте, их глаза гипнотически смотрят на смотрящего. Их богато вышитые мантии ниспадают прямыми трубчатыми складками, подразумевающими объем, а под ногами отбрасываются тени; тем не менее, они кажутся невесомыми и нематериальными. Стабильности передней картинной плоскости противоречит движение ангелов, которые полностью трехмерны. Яркая импрессионистическая техника ангелов указывает на силу классицизма, все еще преобладающего в этот период. В то же время разнообразие стилистических модусов отражает разнообразие источников и традиций, которыми располагал художник, избирательно использовавший их для выражения самых разных целей.
Качество и стилистическая сложность иконы позволяют предположить, что она была изготовлена ​​в Константинополе, но дата до сих пор обсуждается. Была предложена дата начала седьмого века, сравнивая ее с мозаикой на пирсе в церкви Святого Димитрия в Салониках и с ранними фресками в Санта-Мария-Антигуа в Риме, помещая ее в эллинистическое возрождение при Ираклии. Также утверждалось, что классицизм стиля помещает икону в классическое возрождение Юстиниана и датирует ее не позднее второй половины шестого века.

Источник

Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство третьего-седьмого веков (MET)

Золото, византийские святые иконы Девы Марии

Сортировка
СортировкаЛучшиеЛучшие продажиПо алфавиту, Z-AЦена, от низшей к высокойЦена, от возрастающей к низшейДата добавления, по убываниюДата добавления, по возрастанию

Мы приглашаем церкви и монастыри, желающие приобрести Святые иконы для своих книжных магазинов, по телефону

связаться с нами для получения оптовых цен .


  • О наших иконах

  • Все иконки

  • Иисус Христос

  • Святая Богородица — Дева Мария

  • Святые

  • Архангелы

  • Зарезервированная золотая коллекция

  • Знаменитые чудотворные иконы

  • Иконография Святой Горы Афон

  • Святые Презентации

Быстрый просмотр

Благовещение Пресвятой Богородицы

450,00 $

Быстрый просмотр

Благовещение Богородицы (Сцена)

от 115,00 $

Этот товар распродан. Пожалуйста, отправьте нам сообщение ниже, чтобы запросить заказ или получить уведомление, когда товар снова появится на складе.

Отбытие Богородицы

от $270.00

Быстрый просмотр

Успение Пресвятой Богородицы

от 270,00 долларов США

Быстрый просмотр

Икона Богородицы в золотой раме

3 300,00 $

Быстрый просмотр

Икона Богородицы Одигитрии в золотой раме

3000,00 $

Быстрый просмотр

Пресвятая Богородица Аксион Эсти

от 75,00 $

Быстрый просмотр

Пресвятая Богородица Горгоэпикоос

от 75,00 $

Быстрый просмотр

Святая Дева Мария Семи Мечей (греч.)

от $115.00

Быстрый просмотр

Пресвятая Дева Мария Семи Мечей (Славянский)

от $115.00

Быстрый просмотр

Богородица

от $75.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts