Религиозные организации это: Статья 8. Религиозная организация \ КонсультантПлюс
Содержание
Статья 8. Религиозная организация \ КонсультантПлюс
Статья 8. Религиозная организация
1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Религиозные организации вправе входить в структуру централизованной религиозной организации, выходить из нее или могут быть исключены из структуры централизованной религиозной организации, если такое право религиозных организаций, а также основания и порядок их вхождения в структуру централизованной религиозной организации, выхода и (или) исключения из нее определены уставом централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят, и соответствуют ее внутренним установлениям.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
Устав централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутренними установлениями может предусматривать запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
5. Официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименованиях централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, и (или) религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, на основании письменного согласия указанной централизованной организации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 11. 06.2021 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Религиозной организацией признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющая цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или организация, а также духовная образовательная организация.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.
(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 495-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Юрлица, в наименованиях которых содержатся сведения о вероисповедании, должны привести свои наименования в соответствие с требованиями п. 8 ст. 8 до 01.01.2022.
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 8 ст. 8 см. Постановление КС РФ от 03.11.2020 N 45-П.
8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Сведения о вероисповедании могут также содержаться в наименованиях юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Иные юридические лица, за исключением юридических лиц, зарегистрированных в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, не вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании. Юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании на основании письменного согласия централизованной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех рабочих дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 261-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 261-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
(п. 10 введен Федеральным законом от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
Религиозная организация | это… Что такое Религиозная организация?
Религио́зное объедине́ние:
Содержание
|
В Российской Федерации
По законодательству РФ, религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
- вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.[1]
В соответствии с Конституцией РФ[2], «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
«2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.»[3]
Законодательство СССР (до принятия 1 октября 1990 Закона СССР О свободе совести и религиозных организациях) понимало под религиозным объединением «местное объединение верующих граждан, достигших 18 лет, являющихся приверженцами одного и того же культа, вероучения, направления или толка»; религиозное объединение — «добровольная самоуправляющаяся организация, независимая в материальном отношении от религиозного центра (духовного управления) и служителей культа». [4] Таким образом, законодательство СССР, юридически признавая местные объединения верущих граждан (мирян) прихода, оставляло религиозно-церковные центры и их управленческие структуры в правовом вакууме[источник не указан 817 дней] (без прав юридического лица).
См. также
- Список религиозных сооружений и организаций Омска
- Религия
- Новое религиозное движение
- Деноминация
- Ересь
- Инославие
- Конфессия
- Культ
- Церковь
Примечания
- ↑ пункт 1, статьи 6 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях
- ↑ Статья 14 Конституции РФ
- ↑ Ст. 8 Федерального закона О свободе совести и о религиозных объединениях
- ↑ Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983, стр. 347
Ссылки
- Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» на сайте «Консультант плюс».
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Российская Федерация и СССР). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Типы религиозных организаций
Все религиозные организации включают общины верующих. Однако эти сообщества бывают разных форм. Самыми основными из них на сегодняшний день являются религиозных движения, конфессии, секты, и культов .
Религиозные движения и конфессии
Форма общественного движения, религиозные движения включают группы людей, которые объединяются для распространения новой религии или переосмысления старой. Религиозные движения велики и обычно «открыты» в своем членстве, особенно в начале движения. Примеры религиозных движений включают раннехристианское движение, лютеранское движение, положившее начало протестантской Реформации, реформатское еврейское движение и, совсем недавно, исламское фундаменталистское движение.
Задачи многих религиозных движений исчезают, когда их лидеры теряют влияние, сменяются или умирают. Однако движение, которое выживет, может стать церковью или деноминацией . Другими словами, движение может стать формальной организацией приверженцев с установленными символами, ритуалами и методами управления.
Тысячелетние движения периодически выходят на сцену, особенно на рубеже столетий и тысячелетий. Популярные среди некоторых маргинальных христианских сект и культов милленаристы предвидят крупномасштабные катастрофы, стихийные бедствия и социальные изменения — возможно, во исполнение библейских пророчеств. Они также могут рассчитывать на коллективное спасение определенной группы верующих — обычно самих себя.
Деноминации являются крупными и признанными религиозными организациями, которые имеют иерархию религиозных лидеров, действующих в рамках официальной бюрократической структуры. Члены большинства деноминаций рождаются и растут внутри тела. Примеры христианских конфессий включают Римско-католическую церковь, Объединенную методистскую церковь и Антиохийскую православную церковь.
Секты и культы
Секты — это меньшие по размеру, менее организованные религиозные объединения преданных своему делу членов. Обычно они возникают в знак протеста против более крупной деноминации, как англиканцы первоначально сделали против римской церкви в 1500-х годах. У них может быть мало лидеров или их отсутствие, а также небольшая формальная структура. Убежденные, что у них есть «правда», а не у других (особенно у конфессии, против которой они протестуют), секты активно ищут новообращенных. Люди чаще вступают в секты, чем рождаются в них.
По мере роста секты они могут смягчиться и превратиться в институциональную религиозную организацию, а не в группу протеста. Если секта выживет в течение длительного периода времени, она, вероятно, станет деноминацией. В отличие от сект, деноминации обычно признают друг друга законными церквями (хотя доктринально ошибочны) и мирно сосуществуют.
Поначалу культов могут напоминать секты, но между ними существуют важные отличия. Культы, самые преходящие и неформальные из всех религиозных групп, предоставляют убежище людям, отвергающим нормы и ценности общества в целом. Культисты могут жить раздельно или вместе в коммунах. Кроме того, культы обычно сосредотачиваются вокруг харизматичного лидера, который фокусируется на объединении людей с одинаковым складом ума. Возможность злоупотреблений и других проблем в такой среде привела к тому, что американское общество уделяло много негативного внимания культам, хотя не все культы обязательно носят оскорбительный характер.
Религиозные организации и правительство | Энциклопедия Первой поправки
Президент Буш подписывает распоряжения о продвижении своей «религиозной инициативы» на встрече религиозных и благотворительных лидеров в 2002 году в Филадельфии. Надеясь более активно вовлечь церкви и религиозные организации в усилия правительства по борьбе с социальными недугами, Буш подписал исполнительные указы, направленные на то, чтобы дать этим группам преимущество в борьбе за федеральные деньги. (AP Photo/Pablo Martinez Monsivais, использовано с разрешения Associated Press)
Правительство США уже давно помогает церквям, религиозным соседским группам и религиозным благотворительным организациям в достижении их общественных целей. Однако недавнее расширение государственного финансирования религиозных социальных программ вызвало обеспокоенность по поводу конституционности такой помощи.
Правительство имеет опыт партнерства с религиозными организациями
Хотя большинство ученых согласны с тем, что пункт о создании Первой поправки запрещает правительству поддерживать какую-либо конкретную веру, они расходятся во мнениях относительно того, угрожают ли усилия правительства заручиться поддержкой религиозных организаций социального обслуживания здоровое разделение церкви и государства, которое защищает статья об учреждении.
Правительство и религиозные организации были партнерами со времен Колониальной Америки. Конгресс, написавший Первую поправку, также выделил в Северо-Западном постановлении государственные земли для церквей. Президенты Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон финансировали христианские миссии для индейских племен. Государственные программы для недавно эмансипированных афроамериканцев направляли большую часть их денег через религиозные школы и социальные агентства. Местные и государственные органы власти поддерживали больницы, медицинские клиники, детские дома и дома престарелых, управляемые религиозными группами. Как правительство штата, так и федеральное правительство уже давно предоставляют налоговые льготы религиозным учреждениям.
Правительство укрепило партнерство с религиозными организациями
К 1990-м годам представление о том, что религиозные организации являются более эффективными поставщиками услуг и ближе к своим бенефициарам, чем правительственные бюрократии, побудило Конгресс принять положения о «благотворительном выборе». Постановления правительства ранее требовали от религиозных групп создавать полностью светские филиалы или изменять свой религиозный характер до получения финансирования. «Благотворительный выбор» снял эти ограничения.
Во время президентской кампании 2000 года оба кандидата от основных партий призывали к тщательно продуманному партнерству между правительством и религиозными группами. Вступив в должность, президент Джордж Буш представил религиозную инициативу, которая значительно расширила возможности федерального финансирования. Несмотря на первоначальную двухпартийную поддержку, инициатива застопорилась в Конгрессе.
Затем Буш издал ряд указов, требующих равного отношения к религиозным организациям, стремящимся получить федеральные средства, разрешая им использовать религиозные убеждения при выборе сотрудников и методов, но не при выборе клиентов, и запрещая религиозное поклонение в субсидируемых социальных программах. Финансирование доступно через гранты, контракты и индивидуальные ваучеры. К 2004 г. более 10% всех федеральных грантов направлялись религиозным организациям.
Критики говорят, что религиозные инициативы нарушают Первую поправку
Религиозные инициативы вызывают ряд конституционных и политических вопросов.
Критики утверждают, что эти инициативы нарушают пункт об учреждении, делегируя государственные функции религиозным организациям и финансирующим учреждениям, чья светская и религиозная деятельность неразделимы. Они опасаются, что религиозные свободы получателей будут поставлены под угрозу религиозной идеологической обработкой. Они также утверждают, что исключения из трудового законодательства стирают границу между частной и государственной дискриминацией.
Защитники утверждают, что правительство может поддерживать религиозные инициативы без одобрения
Защитники утверждают, что правительство должно поддерживать религиозные социальные программы, если оно делает это недискриминационным образом, без какого-либо одобрения или принуждения. Они признают, что искупительная сила религии имеет решающее значение для эффективности таких организаций, но они уверены, что эти организации проводят различие между допустимыми социальными услугами и недопустимым прозелитизмом.
Адвокаты также уверены, что требование правительства о том, чтобы инициативы включали светские альтернативы, защищает бенефициаров от неправомерного религиозного давления. И они защищают найм на религиозной основе как решающий фактор успеха таких программ.
Джонни Джонсон (слева) и Джин Кушман (справа), исполнительный директор Епископальной общественной службы Мэриленда, рассказывают о визите президента Буша в программу «Иерихон» — религиозную инициативу, которая помогает мужчинам устроиться на работу после выхода из тюрьмы. Хотя большинство ученых согласны с тем, что пункт об учреждении Первой поправки запрещает правительству отдавать предпочтение какой-либо конкретной вере, они расходятся во мнениях относительно того, угрожают ли попытки правительства заручиться поддержкой религиозных организаций социального обслуживания здоровому разделению церкви и государства. (AP Photo/Rob Carr, использовано с разрешения Associated Press)
Суд поддержал религиозные программы
Верховный суд никогда не отменял финансируемые государством религиозные социальные программы.
Он поддержал федеральный грант на строительство католической больницы в деле Брэдфилд против Робертса (1899 г. ), федеральный грант религиозной программе консультирования для подростков в деле Боуэн против Кендрика (1988 г.) и, совсем недавно , серия программ косвенной помощи. Нынешний суд удовлетворен, если государственная помощь является нейтральной, то есть нерелигиозные и религиозные организации в равной степени имеют право конкурировать за финансирование, и бенефициарам предоставляется реальный выбор, куда обратиться за помощью.
Опираясь на тест Lemon с изменениями по делу Agostini v. Felton (1997 г.), Суд считает достаточной светской целью борьбу с социальными и экономическими проблемами. Суд требует гарантий для предотвращения отвлечения государственных средств на религиозные цели. Однако он предполагает, что религиозные организации будут соблюдать правительственные ограничения, и поэтому требуется небольшой надзор.
Религиозные инициативы продолжают вызывать споры
Между тем споры в этой области продолжают всплывать на поверхность.