Икона божией матери феодоровская история: Икона Божией Матери Феодоровская / Православие.Ru
Содержание
Икона Божией Матери Феодоровская / Православие.Ru
Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы
увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные
соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы
очистились, возродились и заткали ткань новой России. И
потому нелепо нам гордиться тем, что мы-де «ничего
не пересмотрели» и «ничему не
научились», и еще нелепее нам опять «идти
побираться под окнами» западной культуры, западной
религиозности, философии и политики и выпрашивать себе
«на бедность» черствые корки европейских
рассудочных выдумок. Россия ждет от нас своего видения,
своей веры, своей мысли и своей государственной формы. И
мы должны готовиться к тому дню, когда рухнет в России
засилье дьявола.
И. А. Ильин
Свой
рассказ о чудотворной иконе Божией Матери
Феодоровской мы не случайно начали со слов
замечательного русского философа Ивана Александровича
Ильина. Судьба этого чудотворного образа тесно
переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была
родовой иконой дома Романовых.
Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена
святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в
часовне близ волжского Городца. В середине XII века на
месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий
монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя
разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали
из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне
пожара.
Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во
время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и
была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять
ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи
узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением
иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых
воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого
великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на
иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к
этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону
смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых
граждан Костромы, а также соборный храм во имя
великомученика Феодора Стратилата, в котором икона
поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону
Богоматери Феодоровской.
На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан
был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас —
Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х
годах кафедрального собора Костромы был обращен не на
восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни,
к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние
времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.
В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир,
в Успенский собор. Затем она стала моленным образом
святого благоверного князя Александра Невского и
находилась при нем во всех походах. После смерти князя в
1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный
образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары
и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар,
князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные
необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню
пожигавшим их полчища, в страхе бежали.
Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской
инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила
Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать
свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки
икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь
на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного
образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и
сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы
избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».
Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго
молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила
его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего!
Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь
немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году,
14 марта, и потому в этот день было установлено
празднование Феодоровской иконе. В Москве – в
Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы
«на сенях», — с того времени хранился
чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в
костромском Успенском соборе. Список этот привезла в
Москву из Костромы сама инокиня Марфа.
Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в
Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в
церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском
Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой
церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в
Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве
помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой,
очень древний и точный, список с Феодоровской — в
храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.
Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание
смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо
почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское
время принимавшим Православие иноверным невестам
наследников русского престола именно в ее честь давалось
обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед
этой иконой поставление на царство первого царя из
династии Романовых, так и сопровождала она до самой
мученической кончины последнего государя и его семью.
Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила
Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен
Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В
доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над
царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской,
без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.
В 1930-х годах костромской Успенский собор — место
постоянного многовекового пребывания иконы — был
разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а
была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем
в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший
кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим
образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991
году главная святыня Костромы была торжественно перенесена
в восстановленный после страшного пожара 1982 года и
возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский
кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.
Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье
дьявола», возобновились и крестные ходы с
Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх
Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне
приобретают государственное общероссийское
значение».
До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала
пределов Костромской земли (за исключением 1940-х годов,
когда ее реставрировал И.Э. Грабарь). В начале третьего
тысячелетия чудотворная, издавна чтимая как нарочитая
покровительница православной семьи и подрастающего
поколения, с благословения предстоятеля Русской
Православной Церкви навестила Москву и Екатеринбург, где
освящала собою крупные православные молодежные форумы.
Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях
сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр,
председатель Отдела по делам молодежи Московского
Патриархата.
За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни
тысяч православных смогли поклониться ей и получить
благодатное утешение. В столицу Урала икона была
доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался
чудесными знамениями. Несмотря на очень плохую погоду,
самолет со святыней на борту — единственный из
десятков других — сумел совершить посадку в
аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся
покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам
убиения и погребения святых царственных страстотерпцев.
Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы
с царской семьей, несомненно, имеет глубокое символическое
значение.
Затем святыню по просьбе епископа Архангельского и
Холмогорского Тихона (уроженца Костромы) привозили на
Север по случаю празднования трехсотдвадцатилетия
Архангельской и Холмогорской епархии. После Божественной
литургии в кафедральном соборе Костромы святыня
торжественно отбыла в Ярославль, где около четырех часов
находилась в Феодоровском кафедральном соборе: ей пришли
поклониться тысячи православных. Для доставки святыни в
Архангельск руководство Северной железной дороги выделило
два специальных вагона. На набережной Северной Двины в
Архангельске состоялся молебен перед святыней.
Знаменательно, что это был первый крестный ход по улицам
Архангельска после 1917 года. В кафедральном
Свято-Ильинском соборе Феодоровская икона находилась два
дня, за это время ей поклонилось более ста тысяч
архангелогородцев. А затем чудотворная была доставлена по
воздуху в Соловецкую обитель. Как сказал по этому случаю
еписком Александр, «нет, наверное, на Русской земле
места, в котором бы в такой степени были сконцентрированы
беззакония революционной стихии. Соловецкая земля —
это живой антиминс, обагренный кровью праведной. Общество
отвергло от себя соловецких узников, а вместе с ними
отвергло и те духовные начала, на которых веками
основывалось Российское государство, начала христианские.
Но время ясно показало, что без истинных духовных
ценностей невозможно построить благополучное общество, это
будет «дом на песке». Поэтому нынешнее
пребывание чудотворной покровительницы Российской державы
на Соловках можно расценивать как акт покаяния,
аналогичный прошлогоднему крестному ходу со святыней в
Екатеринбурге».
В крестных ходах с Феодоровской иконой приняли участие
многие сотни тысяч людей. Воистину это был подлинный акт
великого всенародного покаяния. Россия возрождается
— сначала духовно, затем, будем надеяться,
экономически. Для России, удела Пресвятой Богородицы,
важнее всего вернуться к своим духовным корням и выйти на
собственную дорогу. Об этом и писал великий русский
мыслитель И.А. Ильин.
Тропарь, глас 4
Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице,
обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже
древний Израиль к кивоту завета, притекает ко изображению
лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим
матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши
всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию
милость.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся
Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы
христианския, на преславное торжество Божия Матерее,
пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебного образа,
днесь боя вися нам пресветлое великое солнце, придите, вся
богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику
цельбоносному, источает бо нам неосудныя милости Пресвятая
Богородица и избавляет вся грады и страны христианския
невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая
Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и
архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по
велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево,
христианом похвало.
Молитва первая
О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие,
единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим,
яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по
плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Не презри слез наших, не возгнушаяся воздыханий наших, не
отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но
матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит
нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и
страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему
единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице
Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и
охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи
страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и
напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и
даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни
временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию
страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона
Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада,
губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия
иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев,
на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и
обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время
исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и
избави нас от воздушных мытарств, князей века сего,
сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и
соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки
великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным
Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне
и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О Премилосердая Госпоже Царице Богородице, приими
смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и
Прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко
Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да
дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас
имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас,
несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти:
помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи
плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо
упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко
Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу
нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам
умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по
вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога
нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не
престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с
верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им
скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и
злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия,
от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали.
Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от
всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам бытии Бога
нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави
ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая
Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех
святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в
покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час,
Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и
осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств
горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго
Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшегося от Тебе
Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья.
К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали
моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к
Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины
грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице
и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши
мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей,
избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и
болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду
стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы
человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев
свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу
покой и радость и от грехов очищение. Твоему матернему
заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров,
и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во
всем Помощница. О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе
без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз
недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя
и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения.
Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во
умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице
и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.
Феодоровская Чудотворная икона Божией Матери
Главная
Феодоровская Чудотворная икона Божией Матери
Дни празднования:
14 марта по ст.ст.
16 августа по ст.ст.
- Акафист
- Молитвы
История ОБРЕТЕНИЯ
Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Икона эта известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.
По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь
Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.
В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.
14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.
Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».
В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.
Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впер- вые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни.
С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.
19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль (Центральный парк города Костромы) и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского кафедрального собора. Так началось восстановление уничтоженного в 1934 году соборного ансамбля Костромского кремля.
Сейчас близится к завершению основной объем строительных работ по восстановлению Богоявленского собора и кремлевской колокольни. В дальнейшем планируется приступить к воссозданию Успенского собора, под своды которого, на место своего старинного пребывания, вернется и главная святыня Костромы – чудотворный Феодоровский образ Божией Матери.
Место нахождения
Кафедральный собор
Монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского.
Смотреть на карте
Видео
Все видео
Слово митрополита Ферапонта на Всенощном бдении праздник Феодоровской иконы Божией Матери
Празднование в честь Феодоровского образа Пресвятой Богородицы. Слово митрополита Ферапонта
Новости
Все материалы
Костромской кремль в событиях 1613 года: новая статья митрополита Ферапонта
Глава Костромской митрополии обосновывает участие в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и…
04 мая 2022
На месте явления Феодоровской иконы Божией Матери прошли праздничные торжества
27 марта в Спасо-Запрудненском храме города Костромы, на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери, прошли торжества, посвященные празднику Пресвятой…
29 марта 2022
Молебен в Богоявленском соборе Костромского кремля в праздник Феодоровской иконы Божией Матери
В праздник Феодоровской иконы Божией Матери в Богоявленском соборе Костромского кремля митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил торжественный. ..
27 марта 2022
В Костроме торжественно отметили праздник Феодоровской иконы Божией Матери
Празднование чудотворной иконе 27 марта установлено в память об избрании первого царя из рода Романовых — Михаила Феодоровича — в 1613 году.
27 марта 2022
Подписка на рассылку
Задать вопрос
Феодоровская Русская Православная Икона
Первые упоминания об этой иконе относятся к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата, воина, который в IV веке пострадал и был усечен за веру в Иисуса Христа. . Предание гласит, что святой Феодор Стратилат не раз приносил эту икону людям после разорения, устроенного татарами. По этой причине ее первоначальное название — икона Святой Феодора, или «Феодоровская».
Икона стала называться Феодоровской-Костромской после того, как специально для нее в Костроме был построен Успенский собор с приделом в честь святителя Феодора Стратилата.
Однажды, когда татары подходили к Костроме, навстречу им вышло русское ополчение, неся перед собою святую икону Божией Матери. Когда враги столкнулись друг с другом, между ними промчался таинственный всадник. Его пурпурная мантия развевалась на ветру, а золотой щит сверкал ослепляющим светом. Русские признали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. Охваченные страхом, татары бежали с поля боя. Так была спасена Кострома.
Эта чудотворная икона также связана в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. После долгой смуты был созван Всероссийский Собор для избрания царя, и в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где искал приют Михаил Феодорович, были посланы эмиссары, чтобы просить его принять престол. Послы из Москвы привезли с собой Владимирскую икону Божией Матери, а из Костромы привезли и Феодоровскую. Они предстали перед старицей Марфой, матерью юного Михаила, и просили ее разрешить сыну быть царем. Его матери сначала отказались, сославшись на молодость Михаила, поэтому архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: Почему с нами путешествовали иконы Пресвятой Богородицы? в дальнем путешествии. Если не послушаете нас, то ради Богородицы расположитесь к милосердию, а Господа Бога не прогневайте. Старшая Марфа не могла устоять против таких слов. Она пала на колени перед Феодоровской иконой и сказала: Да будет воля Твоя, Владычица. Я передаю своего сына в твои руки. Наставь его на путь правды, на благо и себе и [нашей] родине! Таким образом, перед этой иконой был избран первый царь дома Романовых.
К 300-летию Дома Романовых в Царском Селе (ныне Пушкино) воздвигнут (1909-1912) «Феодоровский Государев собор», в память явления Феодоровской иконы Божией Матери Бог. Вполне возможно, что образ, находящийся сейчас в храме Воскресения Христова в Лесу, служащем собором в Костроме, является «первоначальным» образом этой святой иконы. Если так, то это одна из тех редких чудотворных и почитаемых древних икон, которые остались в храме, а не в каком-то музее.
По иконографии это икона древневизантийского происхождения, типа «Милосердие», очень похожая на Владимирскую икону Божией Матери. Его главная отличительная черта – босая левая нога Младенца Иисуса Христа, которую Богородица держит в правой руке.
Икона фм www.pravoslavie.ru
Икона Божией Матери Икона Фото и премиум изображения
- ТВОРЧЕСТВО
- ОТ РЕДАКЦИИ
- ВИДЕО
Лучший матч
Новейший
Старейшин
Самый популярный
Любое дата Datelast 24 часа 48 часов 72-часовой 7-дневной 7-дневной 30-дневной. Просмотрите 281 доступных стоковых фотографий и изображений the icon of the mother of god икона или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений.
Искусство, русское искусство, русские иконы, автор неизвестен, название произведения, Богородица Умиление, первая треть XVI века, дерево, темпера см…святое семейство и рождественская звезда — икона Божией Матери икона стоковые иллюстрациимать природа — икона божьей матери икона стоковые иллюстрацииИскусство, Русское искусство, Русские иконы, неизвестный автор, название произведения, Богородица Смоленская, 15 век, темпера на дереве см 58 х 47,2 х 2,8. Искусство, русское искусство, русские иконы, название произведения, Богородица Знамения, XVII век, дерево, темпера 5 х 51,4 х 2,8. Феодоровская Богородица, 1719 г.. Находится в собрании Государственного Исторического музея, Москва. Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Находится в собрании Суздальского историко-художественного музея. Люди в экстерьере часовни преподобного Серафима Вырицкого в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице Ленинградской области. портрет матушки-природы в цветочном венце — икона Божией Матери икона стоковые иллюстрацииУсекновение главы Иоанна Предтечи с Феодоровской Божией Матерью, начало XVII в.. Из частного собрания. Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, 18 в. Найден в коллекции Печерского монастыря, Киев.церковь иконы божьей матери знамения, улица варварка, москва, россия — икона иконы божьей матери стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялти иконы божьей матери радость всех скорбящих — икона божьей матери икона стоковые фотографии, лицензионные фотографии и изображения паланга иверская икона божьей матери церковь — икона божьей матери икона стоковые картинки , лицензионные фото и изображенияпаланга иверская икона божьей матери церковь — икона божьей матери икона стоковые картинки, лицензионные фото и изображения «Богоматерь Казанская». Также называемая Казанской Божьей Матерью, святая икона высочайшего статуса в Русской Православной Церкви …. Пешеход в футболке сборной Аргентины разговаривает по мобильному телефону среди толпы перед собором Казанской иконы. Божия Матерь…церковь казанской иконы Божией Матери — икона Божией Матери икона стоковые фотографии, лицензионные фотографии и изображенияЛюди смотрят на икону Божией Матери 1 марта 2010 года в составе выставки «Святая Русь», которая пройдет в Лувре в…Редкий и важный Императорский серебряно-эмалевой триптих Икона Феодоровской Божией Матери работы братьев Савельевых выставлена на обозрение в рамках…Редкого и важная Императорская серебряно-эмалевая икона Божией Матери «Феодоровская» работы братьев Савельевых выставлена на обозрение в составе… Редкая и важная Императорская серебряно-эмалевая икона Божией Матери «Феодоровская» работы братьев Савельевых выставлен на обозрение как часть…Церкви Владимирская икона Божией Матери у Владимирских ворот Китай-города, 1838-1840 гг. Находится в собрании Государственного музея А.С….Богородицы Грузинской. Русская икона. Новгородская школа. Первая половина 16 века. Национальная галерея, Осло, Норвегия. Россия, Санкт-Петербург, Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, Мадонна Бенуа, Эрмитаж. Собор Владимирской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург, Россия. Белорусские католики исповедуются во время ежегодного Крестный ход иконы Божией Матери в 150 км к северу от Минска в Будславе ранним утром 2 июля 2009 г…..права египетских женщин и,
икона шаблон — икона божьей матери икона стоковые иллюстрацииегипетские права женщин и сила девушки икона шаблон — икона богородицы икона стоковые иллюстрациихристос права женщин и векторные кнопки силы девушки — икона иконы божьей матери стоковые иллюстрациибуда Права женщин и кнопки вектора силы девушки — икона иконы Божией Матери стоковые иллюстрацииПрава женщин и кнопки вектора силы девушки — икона Божией Матери икона стоковые иллюстрацииБогоматерь Всех Скорбящих Радость. Находится в собрании Галереи дельи Уффици, Флоренция. Икона Божией Матери святого Максима. Находится в собрании Государственного музея архитектуры, истории и искусства, г. Владимир. Православная христианка крестится перед иконой Божией Матери во время празднования религиозного праздника «Богородица» в… святую икону Божией Матери икона божьей остробрамской в вильнюсе, литва — икона божьей матери икона стоковые фотографии, лицензионные фото и изображениябелорусские католики идут со свечами во время ежегодного крестного хода иконы божьей матери в 150 км к северу от минска в будславе ранним утром 2 июля ,…Пожилая белоруска-католичка молится во время ежегодного крестного хода иконы Божией Матери в 150 км к северу от Минска в Будславе рано утром 2 июля,…На снимке, сделанном 21 июля 2001 года, Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II благословляет верующих на Красной площади в Москве во время празднования…Католики из Белоруссии и ближнего зарубежья идут со свечами во время ежегодного крестного хода иконы Божией Матери в 150 км к северу от Минска в. ..Католики из Белоруссии и ближнего зарубежья страны ближнего зарубежья держат свечи во время ежегодного крестного хода иконы Божией Матери в 150 км к северу от Минска в селе… Католики из Беларуси и ближнего зарубежья ходят со свечами во время ежегодного крестного хода иконы Божией Матери в 150 км к северу от Минска в с. …Католики из Беларуси и ближнего зарубежья ходят со свечами во время ежегодного крестного хода иконы Божией Матери в 150 км к северу от Минска в…Католики из Белоруссии и ближнего зарубежья исповедуются во время ежегодного иконы Божией Матери Крестный ход в 150 км к северу от Минска в «алтаре и потолочной росписи собора казанской иконы Божией матери, иркутск, россия» — икона иконы Божией Матери стоковые фотографии, фотографии без лицензионных платежей и изображения» росписи на потолке собора казанской иконы божьей матери, иркутск, россия» — икона божьей матери стоковые фотографии, лицензионные фото и изображениябелорусские католики принимают участие в крестном ходе во время религиозного праздника в честь чудотворения икона, известная как Будславская Божья Матерь в.