Икона феодоровской божьей матери в костроме: Феодоровская икона Божией Матери в Костроме: история и фото

Разное

Феодоровская икона Божией Матери в Костроме: история и фото

Феодоровская икона Божией Матери – главная святыня и покровительница города Костромы и Костромской области, одна из почитаемых Богородичных икон России. Согласно «Сказанию о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» — произвольно, складывавшемуся на протяжении нескольких веков и дошедшему до нас в ряде списков, — до нашествия Батыя она находилась в г. Городце, откуда ее перенес в Кострому святой Феодор Стратилат, а во время охоты в окрестностях города обнаружил на «соснове древе» костромской князь Василий Ярославич (явление иконы произошло 16 августа, конца 50-х – начало 60-х гг. 13 века.

С Запрудни (места явления) икону перенес­ли в Кострому, в собор святого Феодора Стратилата, отчего ее со временем стали называть «Феодоровской». В 1262 году икона была взята князем Василием Ярославичем на битву с татарами у Святого озера, в которой, по преданию, от иконы стали исходить лучи, слепив­шие татар, благодаря чему костромичи одержали победу. После переноса в начале 15 века Костромского кремля с устья реки Сулы на холм над Вол­гой (ныне Центральный парк культуры и отдыха) икону перенесли в постро­енный здесь деревянный Успенский собор.

В середины 16 века взамен него возвели каменный собор, абсиды которого — что является уникальным случаем — были ориентированы не на восток, как положено, а на север — в сторону Запрудни, где произошло яв­ление (вероятно, так же ориентировались и абсиды деревян­ного Успенского собора).

Всероссийская известность и почитание ико­на приобрела после того, как 14 марта 1613 года ею в соборе Ипатьевского монастыря, был благословлен на царство М. Ф. Романов, после чего Романовы стали почитать икону по­кровительницей своей династии.

В 17-начале 20 вв. были созда­ны многие списки Феодоровской иконы Божией Матери, в ее честь строились храмы. Костромская икона уча­ствовала во всех важнейших событиях религиозной и общественной жизни Костромы: престольных праздниках, крестных ходах, в освяще­нии храмов, зданий, при встречах посещавших город царей и т. д.

С 17 века в честь иконы существует два праздника: 16 августа — день явления и конь и 14 марта — день призвания на царство М. Ф. Романова, обозначившее окончание Смутного времени. С незапамятных времен установился обычай ежегодного крестного хода из города на Запрудню 16 августа. С 1861 года Феодоровскую икону стали ежегодно возить в Галич с заездом в Молвитино (Сусанино), Буй, и ряд других сел и монастырей.

После Октябрьской революции в отличие от большинства всероссийских святынь икона осталась в руках Церкви. На протяжении веков Феодоровская икона Божией Матери неоднократно обновлялась (изве­стны ее обновление в 1636 году, 1677 году и 1745 году). В 1919 г. в Москве костромскую ико­ну реставрировали, освободив ее живопись от слоев поздних записей.

Живописные изображения имеются на иконе с обеих, сторон (что говорит о том, что в древности она являлась вы­носным образом). На лицевой стороне иконы изображена Божия Матерь с Богомладенцем, одетая в темно-коричневый мафорий, украшенный золотой каймой. На оборотной стороне — святой Параскева Пятница, облаченная в ярко-красный плащ с бе­лой каймой, украшенной золотым растительным узором.

В 1922 г. в результате раскола Русской православной церкви Феодоровская икона Божией Матери икона оказалась в руках, обновленцев, которым были переданы властями кафед­ральные соборы. После их закрытия в конце 1929 года икону перенесли в церковь Святого Иоанна Богослова на Кадкиной горе (ул. Горная, 14), ставшей обновленческим кафедральным собором. После ликвидации обновленчества в середине 1940 -х гг. икону пере­несли в тогдашний кафедральный собор Патриаршей церкви Святого Иоанна Златоуста (ул. Лавровская, 5). В 1964 г. кафед­ральным собором стала церковь Воскресения на Дебре (ул. Ниж­няя Дебря, 37), и икону перенесли туда. С августа 1991 г. кафед­ральным собором стал Богоявленско-Анастасиин собор (ул. Симзновского, 26), и Феодоровскую икону торжественно перенесли в него. В 1990 г. возрожден обычай ежегодного крестного хода 29 августа с иконой из Богоявленского кафедрального собора на Запрудню.

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери

Память 14 марта, 16 августа

Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери.

Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь). Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием.

В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти — своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображённой в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского, в крещении Параскевой.

Согласно традиции, в честь Феодоровской иконы Божией Матери немецким принцессам при крещении в Православии давали отчество Феодоровна (императрица Мария Феодоровна; императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна).

К 300-летию правления царствующей династии, широко отмечавшемся в России в 1913 году, была создана «Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых», в верхней части которой изображён Феодоровский образ Божией Матери [1].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь све́тло красу́ется преимени́тый гра́д Кострома́/ и вся́ Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся́ боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ дне́сь бо яви́ся на́м пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прииди́те, вси́ Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источае́т бо на́м неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от все́х наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́ Де́во Богоро́дице Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся́ лю́ди Твоего́ достоя́ния/ от все́х бе́д по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Ин тропарь, глас тот же

Прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотрокови́це,/ обра́дованный дне́сь Богохрани́мый гра́д Кострома́, / я́коже дре́вний Изра́иль к киво́ту Заве́та,/ притека́ет ко изображе́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бо́га на́шего,/ да Твои́м Ма́терним к Нему́ предста́тельством/ при́сно хода́тайствуеши все́м,/ под се́нь кро́ва Твоего́ прибега́ющим,// ми́р и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, вси́ к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в до́м Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к на́м прише́ствие,/ посети́ на́с, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу, ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи,/ и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́,/ от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все́ Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак, глас тот же

Благода́рственная принося́ще Ти́, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о все́х,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся́ де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся́ блага́я и спаси́тельная все́м,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти́:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Использованные материалы

  • «Феодоровская икона Божией Матери», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/icons1/mar14-ikona-feodorovskaya.html
  • Кучмаева И. К., Максимова Л. Б. «Елисавета Феодоровна» // Православная Энциклопедия, т. 18, с. 389-399:
    • http://www.pravenc.ru/text/189843.html
  • Минея-август, ч.ч 2, изд. Московской Патриархии, с. 164-165, 167, 170-171:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2164.html и http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2165.html (тропари)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2167.html (ин кондак)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2170.html и http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2171.html (кондак)


[1]  Ермишина Ксения. История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II // Страница портала Православие. Ru, 14 июля 2016 года, http://www.pravoslavie.ru/95318.html.

Икона Божией Матери Святой Феодор

Предание приписывает этой знаменитой иконе очень древнее происхождение. Считается одной из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Неизвестно, кем и когда икона была привезена на Русь, но в начале XII века она хранилась в старой деревянной часовне близ города Китежа.

Икона получила свое имя от великого князя Ярослава (+ 1246), который в Святом Крещении был наречен Феодором, в честь святого Феодора Стратилата (память 8 февраля). По преданию, его старший брат, святой Георгий (память 4 февраля), нашел икону в деревянной часовне близ Городца. Когда он попытался взять икону из часовни, ее не удалось сдвинуть. Поняв, что Богородица хочет, чтобы ее икона осталась там, князь Георгий построил на этом месте монастырь святого Феодора.

Во время нашествия Батыя в 1238 году Городецкий монастырь и другие русские монастыри были сожжены и оставлены в руинах. Когда городецкие жители бежали из города при приближении хана, они не успели взять с собой икону. Несмотря на то, что предметы из камня и железа были уничтожены, деревянная икона была сохранена и позже явлена.

16 августа 1239 года младший брат святого Александра Невского, князь Василий Костромской, впоследствии великий князь Владимирский, заблудился в лесу, преследуя дикого зверя. Он увидел икону в сосне 1 дерево, но когда Князь попытался снять с дерева икону, она внезапно поднялась в воздух. Пораженный этим чудом, князь Василий вернулся в город и рассказал духовенству и народу о своем видении. Тогда люди пошли в лес и там нашли икону, о которой говорил князь Василий. Все падали на колени и молились Богородице. Тогда священники смогли снять икону и отнести ее в соборный храм. Вскоре к новоявленной иконе стекались люди из Костромской области. Жители рассказывали, что, когда князь охотился в лесу, какой-то воин, одетый в богатую одежду, шел по городу, неся в руках икону. Воин напоминал икону святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), которому был посвящен костромской собор. Поэтому икона стала известна как икона святого Феодора. На месте ее появления, на берегу реки Запрудни, князем был основан монастырь в честь Нерукотворной иконы Христа, память которой празднуется 16 августа, в день явления иконы святого Феодора. Хотя костромской собор сгорел, икона святого Феодора была найдена в пепле через три дня совершенно невредимой.

В 1260 году к Костроме подошли татары, и городу грозило полное разорение. Все надежды жителей и князя возлагались на Богородицу, и они молились, чтобы Она спасла город. Перед сражением князь Василий вспомнил, что, когда великий князь Андрей Боголюбский воевал с камскими болгарами, он взял с собой чудотворную Владимирскую икону и милостивой помощью Божией Матери враг был совершенно разбит. По примеру святого Андрея князь Василий Костромской взял из собора икону святого Феодора и понес ее со своим войском. Когда началось сражение, икону отодвинули за войско, и священники отслужили молебны. Две вражеские армии сошлись, и произошло великое чудо. Ослепительные лучи света, ярче и жарче лучей солнца, сияли от лика Богородицы, ослепляя и обжигая татар, которые в панике бежали в беспорядочном отступлении. Князь Василий в память об этом чуде поставил крест на том месте, где во время битвы стояла икона. Само место, люди и близлежащее озеро назывались «святыми». Впоследствии у озера возникло село, которое тоже называлось «Святое озеро».

Вскоре костромской собор снова загорелся. Когда они бросились спасать чудотворную икону, то увидели ее парящей в воздухе над пламенем. Люди думали, что Богородица хотела, чтобы икона была вывезена из города из-за грехов его жителей. Плача, они умоляли Богородицу не покидать город. Затем икона спустилась и остановилась на земле посреди площади. Вскоре для иконы была построена небольшая деревянная церковь, которую позже заменили каменной.

С восшествием на престол в 1613 году царя Михаила Романова связано также имя Феодоровской иконы. Из Москвы в Кострому были отправлены послы в составе духовенства, бояр и лиц всех чинов. С собой они привезли Владимирскую икону, а также икону Московских чудотворцев. В Костроме делегацию встретило множество священнослужителей с иконой преподобного Феодора, затем все направились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил со своей престарелой матерью, схимонахиней Марфой.

В кафедральном соборе Михаила «умоляли» принять корону. Молодой Михаил отказался принять это тяжелое ярмо, и мать не хотела его отпускать. Она оставалась непреклонной, несмотря на их мольбы. Наконец, бывший глава делегации архиепископ Рязанский Феодорит взял в руки Владимирскую икону, а Авраам Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря, взял икону святых Московских чудотворцев и твердо сказал ей: эти иконы Пресвятой Государыни и Московских чудотворцев с собою в такой дальний путь привезли?Если откажетесь повиноваться нам, то согласитесь ради Богородицы и великих святых, и не прогневляйте Господь Бог». Марфа не выдержала своего противодействия и пала ниц перед иконой святого Феодора, говоря: «Да будет воля Твоя, Государыня! нашей земли!» Майкл умолял мать не сдаваться, но в конце концов она сдалась, и ему пришлось смириться. Его тут же провозгласили царем.

В память об этом событии ежегодное празднование назначено на 14 марта. Список с иконы царь Михаил привез с собой в Москву и поставил в придворном храме Рождества Богородицы, что на Сенях. Он очень почитал икону святого Феодора, поэтому в 1636 году восстановил и украсил ее. В Костромском соборе он одарил великими дарами; он приказал выдать из костромских таможенных сборов семь фунтов воска для горения неусыпной свечи перед иконой. Он повелел костромскому духовенству служить молебны перед иконой, а воеводам участвовать в крестных ходах в нарядах стрельцов и артиллеристов.

4 мая 1636 года, во время освящения восстановленной царем иконы, в толпе стоял молодой человек, именем Моисей, страдавший падучей болезнью, тело которого было опухшим и покрытым струпьями. получил мгновенное исцеление.

В 1834 году генерал-лейтенант Иловайский был в Костроме на поклонении Феодоровской иконе и рассказал о чуде, которое испытал его дед, казачий атаман. Его дед попал в плен к горцам. Когда он томился в плену, ему было открыто во сне, что он будет избавлен благодатью иконы святого Феодора. Ему было приказано бежать без всякого страха, и ему удалось скрыться незамеченным. Некоторое время он скрывался от преследователей в дубе, прошел 600 верст и питался плодами и корнями. В это время он читал тропарь к иконе святого Феодора. Наконец он приехал в родной город Черкасск. Затем он отправился в Кострому на паломничество к иконе святого Феодора, затем вынес список с иконы из храма и принес его пешком в Москву. Там он покрыл икону золотой ризой и вернулся с ней домой.

Икона Святителя Феодора хранится в Костромском Успенском соборе. Ежегодно с ним совершаются крестные ходы: на праздник Пятидесятницы в Ипатьевский монастырь; и 16 августа в Спасо-Запруденской церкви, на месте ее обнаружения. Память иконы совершается дважды в год: в Успенском соборе 14 марта, в память окончания Смутного времени в России, и 16 августа, в день явления иконы.


1 По разным данным, это дерево было либо сосной, либо пихтой, либо елью.

Феодоровская Божия Матерь с Чудесами. Русская икона, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-25706

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ФАИ-25706

Фотограф:

Коллекция:
Изображения изобразительного искусства

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(4284 х 4724 пикселей —
14,3 «х 15,7» —
300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы