Синод в российской империи: Святейший Синод в истории российской государственности

Разное

СВЯТЕЙШИЙ СИНОД — Древо

Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

Не путать со Священным Синодом — совещательным органом при патриархе

Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

История

В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».

Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.

Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.

Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.

При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров.

При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский, – и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли». Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра I восточные Константинопольский и Антиохийский Патриархи в особой грамоте от 23 сентября 1723 года признали каноническое достоинство Синода.

Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.

Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).

Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты.

С 1727 года прежние наименования (вице-президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).

Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потёмкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.

В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из Православной Энциклопедии

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение — за № 273 — «О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету». Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: «14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия» [1].

Первенствующие члены

  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736)
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754)
  • Сильвестр (Кулябка) (1754 — 1757)
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
  • Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900)
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912)
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917)

Обер-прокуроры

Список обер-прокуроров Синода см. в статье обер-прокурор.

Использованные материалы

  • Фирсов С. Л. История Санкт-Петербургской епархии:
    • http://www.mitropolia-spb.ru/about/history/
  • Синод Святейший Правительствующий // портал Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc2_1704
  • Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода// Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1
    • http://www.sedmitza.ru/index.html?did=6849
  • Смолич И. История Русской Церкви, гл. II: «Церковь и Государство»:
    • http://kds.eparhia.ru/bibliot/istorserkvi/smolih/glava2/4/
  • Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192:
    • http://www. btrudy.ru/resources/BT34/186_Tarasov.pdf


[1]  Прибавления к Церковным ведомостям, 1918, № 7/8, с. 323, цит. по Тарасов К. К. К 80-летию восстановления Патриаршества// Богословские труды, 1998, вып. № 34, сс. 186-192: http://www.btrudy.ru/resources/BT34/186_Tarasov.pdf

Роль Святейшего Синода в истории российской государственности обсудят в Президентской библиотеке

12 ноября 2021 года Президентская библиотека совместно с Санкт-Петербургской Духовной Академией проводит Вторую научную конференцию «Святейший Синод в истории российской государственности». Конференция откроется в 10:00 в Президентской библиотеке, которая располагается в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге, на Сенатской площади, 3.

В 2021 году отмечается 300 лет со дня создания Святейшего Правительствующего Синода, сыгравшего значительную роль в истории Российского государства. Синод оказывал влияние на социальную, политическую, духовную, научно-образовательную и просветительскую сферы жизни России.

На конференции «Святейший Синод в истории российской государственности» предлагаются для обсуждения следующие темы:

§  История Святейшего Синода и его структурных подразделений в Санкт-Петербурге с 1721 по 1918 год;

§  Петербургская Синодальная библиотека и архив;

§  Образовательная деятельность Святейшего Синода;

§  Издательская деятельность типографии Святейшего Синода;

§  Вклад церковных учреждений в развитие науки;

§  Деятельность Императорского православного палестинского общества;

§  Православные церковные братства и общества;

§  Обер-прокуроры и члены Святейшего Синода;

§  Святейший Правительствующий Синод в системе государственных учреждений России.

Подробно с историей Святейшего Правительствующего Синода можно ознакомиться в коллекции «Святейший Синод в истории российской государственности». В ней собраны уникальные материалы, рассказывающие о взаимодействии церковной иерархии и светской власти на протяжении почти 200-летнего периода в истории нашего Отечества. История Святейшего Синода также нашла отражение в одноимённом фильме, созданном Президентской библиотекой.

Электронная регистрация участников открыта на портале Президентской библиотеки: https://www.prlib.ru/conference. Заявку для участия в конференции также можно направить на электронную почту [email protected] не позднее 12 октября 2021 года. Заявки на участие в качестве слушателей принимаются до 10 ноября 2021 года. Возможно дистанционное участие в режиме видеосвязи.

По итогам мероприятия будет издан сборник научных трудов, материалы которого включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Контактная информация: Егор Андреевич Багрин, тел. (812) 305-16-21 (доб. 186), e-mail [email protected]; Станислав Леонидович Алексеев, тел. (812) 334-25-18, e-mail [email protected].

Аккредитация для представителей СМИ – до 12:00 11 ноября 2021 года.

Заявки на аккредитацию просим направлять по прилагаемой форме с пометкой «Аккредитация СМИ» на электронные адреса: media@prlib. ru, [email protected] Татьяне Печниковой, тел.: (812) 305-16-21 (доб. 534), +7 921 998 06 78.

В письме необходимо указать ФИО, дату и место рождения, паспортные данные (серию, номер, место регистрации), перечень проносимой аппаратуры, контактные телефоны, наименование СМИ.

Обращаем внимание представителей СМИ, что направлять заявки на аккредитацию и прибывать на мероприятие необходимо заблаговременно.

Вход в Президентскую библиотеку осуществляется только по предварительной регистрации и при наличии паспорта, маски и перчаток: представителей СМИ – через подъезд № 2; участников и гостей мероприятия – через подъезд № 1.

Во избежание распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) использование средств индивидуальной защиты в период нахождения в учреждении обязательно!

1. Роль Святейшего Синода в истории российской государственности обсудят в Президентской библиотеке.

2. Форма аккредитации.

Священный Правительственный Синод | синод, Москва, Россия

В Российской Империи: Церковь и образование

…государству через Священный Правительствующий Синод, министерство по церковным делам под руководством мирянина обер-прокурора. Церковь — в 1722 г. владелица около 1 млн. крестьянских семей — была национализирована и в экономическом отношении: доходы с ее земель перешли к государству. Таким образом…

Подробнее

Русская Православная Церковь

  • В Русской Православной Церкви

    …и заменил его Священным управляющим синодом, который был создан по образцу контролируемых государством синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и находился под жестким контролем государства. Обер-прокурор синода, мирянин, получивший министерский чин в первой половине XIX…

    Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1} ,»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage «:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:269790}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:269790,»title»:»Священный управляющий синод»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/Holy-Governing -Синод»,»описание»:»Российская империя: Церковь и образование: … государству через Святейший Правительствующий Синод, министерство церковных дел под руководством мирянина обер-прокурора. Церковь — в 1722 г. помещик около 1 миллионов крестьянских семей — был национализирован и в экономическом смысле: доход с его земель переходил в собственность государства. Таким образом…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Священный Правительствующий Синод»,»metaDescription»: «Другие статьи, где обсуждается Святейший Правительственный Синод: Российская империя: Церковь и образование: … государству через Святейший Правительствующий Синод, министерство церковных дел под руководством мирянина обер-прокурора. Церковь — в 1722 г. помещик о. 1 млн крестьянских семей — было национализировано и в экономическом смысле: доход с его земель переходил в собственность государства. Таким образом…»,»идентификаторHtml»:»синод, Москва, Россия»,»identifierText»:»синод, Москва, Россия»,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Священно-Правительствующий Синод»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»THING» ,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Holy-Governing-Synod»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/269790/»},»topicLink»:{«title»:»Священный управляющий синод»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/Holy-Governing-Synod»},»tocPanel»:{ «title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«contributors»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate «:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»Священный Правительствующий Синод «,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Holy-Governing-Synod»},»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks» :[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Священный Правительствующий Синод»,»wordcount»:0,»url»:»https: //www.britannica.com/topic/Священный Правительствующий Синод»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, где обсуждается Священный Правительствующий Синод: Российская империя: Церковь и образование: …государству через Священный Правительствующий Синод, министерство церковных дел под руководством мирянина обер-прокурора. Церковь — в 1722 г. владелица около 1 млн. крестьянских семей — была национализирована и в экономическом отношении: доходы с ее земель перешли к государству. Таким образом…»},»initialLoad»:true}

Священный Синод | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 11 июня 2018

Российский Священный Синод был учрежден Петром I Великим (25 января 1721 г.) для управления Русской Православной Церковью вместо патриархата. Он состоял из коллегии епископов и монахов под руководством мирянина-прокуратора. Его полное название — Святейший Руководящий Синод. Оно возникло после того, как Лейбниц предложил Петру завершить реорганизацию государства созданием церковной коллегии. Петр задумал создать церковный орган, который не смог бы помешать его реформам; однако сам он отказался стать частью общей структуры Русской Церкви. Он хотел быть ее покровителем, а не духовным главой. Однако однажды, когда русские архиереи попросили его восстановить патриаршество, он ударил себя в грудь и ответил: «Вот ваш патриарх».

Отношения между церковью и государством были подробно изложены в организации Священного Синода. Иерархия не могла вмешиваться в государственные дела, но царь не мог обращаться с епископами, как Иван Грозный (1533–1584). Оппозиция российского епископата петровской реформе искала поддержки у патриарха Адриана, но этот нерешительный церковник страдал слабым здоровьем и оказывал лишь молчаливое сопротивление. Адриан умер в 1700 г., а Московская Патриархия, начавшаяся в 1589 г., прекратил свое существование в 1721 году. Петр Великий предотвратил назначение патриарха Московского, назначив Стефана, епископа Рязанского, хранителем и администратором патриаршего престола (октябрь 1721 года). Стефан вначале был на стороне царя, но позже, особенно после казни царевича Алексея, стал противником перемен. Петр нашел более охотного соратника в лице Феофана Прокоповича, идеи которого были воплощены в церковном Уставе 1721 года. Стефан, бывший послушник-иезуит и сторонник католиков, оказал последнее серьезное сопротивление Святейшему Синоду, но в конце концов капитулировал и сотрудничал с ним. назначенный ее член.

Статут был больше политической хартией, чем церковной; он предусматривал реорганизацию церковного управления и намечал образовательную программу. Стефан выступил против епископской хиротонии Прокоповича и обвинил его в кальвинизме. Прокопович в трактате «Право на волю государя», обрисовывал современные западные представления об абсолютной власти правителя в сочетании с византийскими теократическими представлениями. Его Церковное постановление применялось к религии и государству и подчиняло Церковь законам и постановлениям государства.

Члены Священного Синода набирались как из «белого» (светского), так и из «черного» (монашеского) духовенства. Учредив Синод, Петр положил конец «государству в государстве», упразднив патриаршество, которое стало соперничать с царем. Первоначально должно было быть 12 членов, все назначались царем. Указ 1763 г. определил, что должно быть не менее шести церковных членов. По согласованию с царем Прокопович разработал духовные уставы и в 1721 году торжественно открыл Святейший Синод, где, несмотря на номинальное председательство Стефана, сам управлял и реформировал Русскую Церковь. Члены духовной коллегии должны были клясться, что признают «верховным судьей этой коллегии нашего милостивейшего государя всея Руси». Указом от 11 марта 1722 г. Святейший Синод был отдан в ведение обер-прокурора-мирянина, которому было 9 лет.0032 де-факто глава церковного управления. В царствование Петра Великого Синод сохранил большей частью свой церковный характер. Однако после его смерти этот характер постепенно утрачивался, и Синод превратился в огромную политическую бюрократию. При таких правителях, как Шаховский, Чебышев и Галицин, Русская Церковь подвергалась жестокому обращению и унижению. В 1881 г. Константин Победоносцев был призван в правительство Синода; он был человеком большой культуры, желавшим объединить все религии, исповедуемые в России, в единую Православную Церковь. Статут 1721 г. наделял Святейший Синод «полноценными» правами и полномочиями патриарха в вопросах религии, но в церковном управлении он становился бюрократическим ведомством. Юрисдикция Святейшего Синода распространялась не только на всевозможные церковные вопросы, но и на некоторые чисто светские. Все процессы за ересь и все супружеские дела были переданы в Синод.

Патриархи Антиохии и Иерусалима признали Святейший Синод в 1723 году, но либеральное русское духовенство выступило с нападками как на Синод, так и на антиканоническую конституцию Церкви и потребовало восстановления патриаршества. Затем правительство предложило созвать великий национальный синод для восстановления церковных свобод и придания ей новой конституции, но эта цель была сорвана трениями между «белым» и «черным» духовенством и вспыхнувшей революцией. Священный Синод просуществовал до 1917, когда патриаршество было восстановлено (5 ноября), с Тихоном в качестве первого патриарха. 23 января 1918 был обнародован закон об отделении государства от церкви. (см. православные церкви).

Библиография: а. м. ammann, Storia della Chiesa Russa (Турин, 1948 г.), нем. тр. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte (Вена, 1950). т. д. Барсов, Святейский Синод В его прошлом (Святейший Синод и его история) (Санкт-Петербург, 1896). ф. Дворник, Славяне в европейской истории и цивилизации (Нью-Брансуик, Нью-Джерси, 1962) 556–. м. я. Флоринский, Россия, История и интерпретация (Нью-Йорк, 1960). Дж. ledit, «Russie», Dictionnaire de theologie catholique , изд. а. вакант и др. (Париж 1903–50) 14: 324–333. а. palmieri, La Chiesa Russa (Флоренция, 1908 г.). Дж. serech, «Стефан Яворский и конфликт идеологий в эпоху Петра I», Slavonic and East European Review 30 (1951) 40–62. п. с. Верховской, Учреждение духовной коллегии и духовный регламент (Учреждение Духовной коллегии и Духовный устав) (Варшава 1916 г.).

[мл. papin]

Новая католическая энциклопедия ПАПИН, ж. официально учредил Духовную коллегию для управления и реформирования Русской православной церкви. Этот новый руководящий орган был переименован в Святейший Правительственный Синод на своем первом заседании в феврале и заменил прежнюю должность Патриарха, которая была бездействующей после смерти последнего действующего президента Адриана в 1700 году. Создание Синода по образцу после государственных синодов лютеранской церкви, была составной частью более широкой петровской программы реформы светской административно-военной машины России, программы, направленной на повышение эффективности, искоренение злоупотреблений и, прежде всего, усиление контроля Государя над доход.

На Синод было возложено управление всеми церковными делами. Руководящий устав, называемый Церковным уставом, был написан архиепископом Феофаном Прокоповичем с поправками Петра. По уставу Синод должен был состоять из двенадцати клириков, назначаемых царем, хотя на практике их всегда было меньше. Несмотря на полномочия, предоставленные статутом, церковная власть была фактически сокращена в 1722 году, когда Петр учредил должность обер-прокурора для надзора за Синодом. Обер-прокурор должен был быть мирянином, главной обязанностью которого было быть государевым «глазом», «следить за исполнением Синодом своего долга». Теоретически Синод должен был быть равен своему светскому коллеге, Сенату, но в действительности церковное управление имело очень небольшую автономию и было твердо подчинено царю. Коллегиальная администрация гарантировала Государю более жесткий контроль над церковью, чем позволяла патриаршая администрация, и снимала вызов царской власти, который представлял патриарх.

Несмотря на официальное признание Синода в 1723 году четырьмя восточными патриархами, русское духовенство возмущалось упразднением Русского патриаршества, засильем в Синоде подобранного Петром иностранного духовенства и вмешательством в церковные дела сверхпрокурора. Тем не менее попытки восстановить патриаршество после смерти Петра в 1725 г. не увенчались успехом. Вместо этого должность обер-прокурора (отсутствовавшая с 1726 г.) была восстановлена ​​в 1741 г., получив исключительный доступ к царю в 1803 г. С 1824 г. обер-прокурор осуществлял действенную власть над всеми сторонами церковного управления и занимал министерский чин. Самый известный действующий президент Константин Петрович Победоносцев (1880–1919 гг.)05), за время своей прокуратуры смог иметь далеко идущее влияние.

После избрания I Императорской Думы в 1905 году депутаты стали высказывать озабоченность подчинением Синода прокурору и царю, но только после отречения Николая II можно было предпринять шаги по восстановлению автономии церкви. В июле 1917 года Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и предложило Синоду назначить выборы в собор для решения судьбы церковного управления. 19 ноября17 сентября собор из 564 делегатов восстановил патриаршество и избрал митрополита Московского Тихона Патриархом всея Руси, положив тем самым конец петровской системе синодального управления.

См. также: православие; Петр I; победоносцев константин

Кракрафт Джеймс. (1971). Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

Фриз, Грегори. (1983). Приходское духовенство в XIX веке. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Хьюз, Линдси. (1998). Россия в эпоху Петра Великого. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

Дебра А. Коултер

Энциклопедия российской истории КОУЛТЕР, ДЕБРА А.

оксфорд

просмотров обновлено 11 июня 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы