Икона коренная в курске: Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Разное

Cинодальный собор Знамения Божией Матери

Курско-Коренная икона Божией Матери

Курско-Коренная икона «Знамение» Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.

8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска охотилась близ реки Тускора, в 27 верстах от Курска. Один из охотников, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую на корне дерева ликом вниз. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где она лежала, забил многоводный источник чистой воды. На месте явления иконы была устроена часовня.

Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести икону в Рыльск. Весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом, сам же князь, по неверию или сомнению, не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние, он получил исцеление и снова стал видеть. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день икона была обретена.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из города, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса. Для служения молебнов был назначен священник. В 1383 году татары, напавшие на Курскую область, взяли священника в плен, а часовню хотели сжечь. Но пока в часовне оставалась икона, им это не удавалось. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда — в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам, разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли.

Через некоторое время послы московского царя выкупили пленного священника, увезенного в Крым. Он вернулся на место, где стояла часовня, и после долгих поисков с постом и молитвой нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса». Икону поместили во вновь построенной часовне.

Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву. Благочестивый царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском. Он много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, проровествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы была выстроена другая церковь во имя «Живоносного Источника». Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря, построенном жителями города в благодарность за спасение от поляков. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни святой образ переносился из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст. Так было до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Чудесное исцеление отрока Прохора (преподобного Серафима Саровского) 

Перед Курско-Коренной иконой молился и получил исцеление отрок Прохор Мошнин, будущий старец преподобный Серафим Саровский. Родители его, люди богоугодной жизни, добродетельные и трудолюбивые, занимались строительством в Курске каменных зданий и храмов. Незадолго до своей кончины в 1762 году Исидор Мошнин приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года – Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор), строительство которого было завершено матерью Прохора.

Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет. После смерти мужа Агафья Мошнина, продолжавшая постройку собора, однажды взяла туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны, сын которой, 9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. С тех пор молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.

Это был последний крестный ход перед его запрещением во время царствования императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.

Покровительница русского воинства

Чудотворная икона «Знамение», покровительница русского воинства, а также и ее списки, не раз сопровождали русское воинство во многих походах и вдохновляли на защиту Отечества.

В 1676 году икона «Знамение» Божией Матери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи повелели взять икону в «большой полк», т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. «Большой полк» дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли.

В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богородицу, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Ею обносили Гвардейские полки, и сам фельдмаршал князь М. И. Кутузов молился перед чудотворным образом о даровании победы.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. произошел в ходе Курской битвы. Командный штаб Центрального фронта Курской битвы находился у границ монастыря, и маршалы Жуков и Рокоссовский, находившиеся здесь, были под надежным покровом Богородицы.

Покушение на святыню 8 марта 1898 года 

Революционные настроения, охватившие Россию в конце XIX — начале XX вв., отразились и на Курской обители. 8 марта (по старому стилю) 1898 года на хранящийся в монастыре чудотворный образ было совершено покушение. 3 марта ряд видных эсеров, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу Курской иконы, решили ее уничтожить.

С 7 на 8 марта 1898 года в 1.50 ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Вся братья Курского Знаменского монастыря была вдруг разбужена каким-то страшным ударом, причем во всех кельях дрожали окна, а келейник преосвященного Ювеналия, епископа Курского, был сброшен с постели.

Северная массивная дверь, окованная железом, находившаяся близ иконы, была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Массивный подсвечник на 150 свечей – погнут и исковеркан. Сень, изукрашенная орнаментами и священными медальонами, где помещался чудотворный образ Божией Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ведущие к иконе ступеньки также пострадали: нижняя каменная весом в 5-7 пудов сильно повредила ограждающую возвышение чугунную решетку, находившуюся у подножия чудотворной иконы, сорвав ее, а верхняя деревянная весом около пуда пролетела через весь храм и ударившись о противоположную, расположенную от сени в 17 шагах стену, отскочила от нее, повредив при этом стенную живопись и висевшую на стене большую картину изображающую благословение патриархом Иаковом своих сыновей, упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном. Аналой, стоявший около решетки, разбит; ящик, который находился на аналое и в котором хранились св. крест, евангелие и облачения для совершения молебнов, сброшен на пол, и из него выпали на пол св. крест и евангелие. От сильного сотрясения воздуха, висевший перед св. иконой, серебряный позолоченный семисвечник в 7 лампад, весом в 16 фунт. 37 золотн., сорвался с медного прута и упал на пол.

Сила сотрясения воздуха была настолько велика, что даже в алтаре, почти наглухо закрытом и отдаленном от средней части храма, было побито 5 стекол. Штукатурка во многих местах храма, ближайших к месту крушения, отпала, а в некоторых дала трещины. Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков, с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью.

Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божьей Матери и поклониться ее чудотворному образу. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием.

Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском монастыре учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), вольнонаемный писец Василий Каменев (22 года) и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин (21 год). Задержанные вскоре начали давать показания, из которых следовало, что взрыв был произведен по предложению А. Уфимцева, полагавшего тем самым поколебать веру в чтимую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию.

26 декабря 1901 года Николай II повелел выслать обвиняемых в отдаленные области Российской империи под надзор полиции.

И вот уже в наше время, в 1949 году, когда правитель дел Синодальной канцелярии, протопресвитер Георгий Граббе (епископ Григорий), был во Франкфурте с Чудотворным Образом, к нему подошел старик и, отозвав в сторону, сказал, что был сообщником в покушении на взрыв иконы. «Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке». После этого старик со слезами поклонился чудотворной иконе и вышел из храма.

Похищение чудотворной иконы в 1918 году 

В 1918 году в Курске произошло горестное, но вместе с тем и весьма знаменательное событие: 11 апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста среди бела дня чудотворная икона и ее икона-список, обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах, были похищены из Знаменского собора.

В монастыре и во многих храмах ежедневно возносились усердные моления ко Пресвятой Богородице о возвращении Ее чудотворного образа, и молитвы верующих были услышаны. Образа были обнаружены лишь через месяц. Недалеко от монастыря находился старый колодец, выкопанный по преданию самим преподобным Феодосием Печерским, а потому и называвшийся у народа Феодосиевским.

Колодец пребывал в забвении, был давно не чищен, и водой из него мало кто пользовался. В день памяти преподобного Феодосия Печерского, 3 мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара, где она напрасно пыталась найти что-либо съестное. Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти какую-нибудь еду, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянные иконы Знамения Божией Матери без риз.

Обрадованный епископ Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения иконы. Одновременно он отправил на извозчике иеромонаха Гермогена за Московские ворота, привезти иконописца Григория Адриановича Шуклина, недавно писавшего копию чудотворной иконы без ризы, чтобы он показал, какая из двух найденных икон чудотворная и какая – список.

Последние дни пребывания святого образа в начале 1920-х годов в России 

После чудесного обретения чудотворной иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления. Но торжество добровольцев было непродолжительным. Уже в середине октября командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен добровольцами и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и желающего духовенства.

Епископ Феофан с наместником монастыря, архимандритом Иеронимом (впоследствии архиеп. Детройтским), и с пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с иноками Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезти в город Обоянь, в 60-ти верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с иконой в Белгород.

1 марта 1920 года, на пароходе «Святой Николай», Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники. 2 апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Печ.

Чудотворная икона «Знамение» пребывала на всех заседаниях 1 Зарубежного собора с участием клира и мирян в Сремских Карловцах в 1921 году, а равно и на всех архиерейских соборах в том же городе. Присутствовала Курская чудотворная икона и на Втором Всезарубежном Соборе с участием клира и мирян в тех же Сремских Карловцах в августе 1938 года. Собор этот был, несомненно, самым крупным событием в истории Зарубежной Церкви. В нем принимали участие 13 архиереев во главе с митрополитом Анастасием, 26 представителей духовенства и 58 представителей от мирян. Делегаты съехались со всего Зарубежья, в частности с Дальнего Востока, из Северной и Южной Америки и со всей Европы.

В 1939 и 1940 годах состоялись торжественные крестные ходы с чудотворной иконой из Белграда в сербский монастырь в Хопове, где в то время приютились монахини Лесненского монастыря – попытка возродить бывшие прежде крестные ходы из Курска в Коренную Пустынь.

Во время второй мировой войны Божия Матерь через Свою чудотворную икону явила много дивных знамений и чудес, чему имеется множество свидетелей. Белград переживал сильные бомбардировки. Целые кварталы были разрушены. Множество людей погибло под развалинами. И вот было замечено, что не только все три русских храма в Белграде, но и те дома, куда была приглашаема для молебнов св. икона, от бомб не пострадали или пострадали незначительно. В одном свидетельском показании указывается, что вся их улица была целиком разрушена, и уцелели только те два дома, в которых побывала икона. Другой свидетель повествует, что буквально у самого их дома, где недавно побывала икона, упали три огромных бомбы и… ни одна не взорвалась.

В русской Троицкой церкви, где имела постоянное пребывание чудотворная икона, ежедневно совершались богослужения, на которых очень часто присутствовал митрополит Анастасий, по праздникам всегда сам участвуя в богослужении. Неоднократно во время богослужений совершались налеты, но богослужение шло своим чередом, и только очень немногие богомольцы покидали храм, ища спасения в бомбоубежище. Митрополит никогда не оставлял храма в это время.

В Западной Европе вместе с русскими изгнанниками 

Советские войска заняли Прибалтику, Польшу, Румынию и Болгарию. Советская армия вошла в Югославию. Митрополит Анастасий, как глава Русской Зарубежной Церкви, не мог и не желал попасть в плен к безбожникам и со множеством преданной ему паствы отбыл в Германию. С Синодом отбыла и его охранительница – Курская чудотворная икона Божьей Матери. Она покинула Белград 8 сентября 1944 года, пробыв в Югославии без малого четверть века.

Первым этапом в ее шествии на Запад был город Вена. Там она пробыла вместе с Синодом несколько месяцев. Вена в это время очень часто подвергалась воздушным бомбардировкам. И вот, милостью Царицы Небесной, и в этом неправославном городе начали твориться те же чудеса, что и в Белграде: те квартиры, куда приглашали икону, и те люди, которые ее приглашали, оставались целыми и невредимыми, хотя подчас находились в центре бомбардировок.

Через некоторое время Синод и митрополит Анастасий переехали в город Мюнхен. Произведя некоторую реорганизацию Синода и наладив его работу, митрополит Анастасий немедленно по получении швейцарской визы, вместе с чудотворной иконой, отбыл в Женеву, дабы установить связь со всеми частями Русской Зарубежной Церкви, так как из Германии почтовая связь с заграницей еще не существовала. Прибытие митрополита Анастасия в Женеву было исключительно важным событием в жизни Русской Зарубежной Церкви.

Чудотворная икона, по прибытии в Женеву, была передана митрополитом на временное хранение монашескому братству преп. Иова Почаевского, которое сняло на окраине Женевы небольшой двухэтажный дом, где устроило домовую церковь и некое подобие монастыря, с ежедневными службами. Братство в это время готовилось к отбытию в США.

Тем временем чудотворная икона, пребывая в Мюнхене, во Владимировской домовой синодальной церкви, стала истинным «приятелищем сирых, странников предстательницей, благой утешительницей всех, прибегающих к ней с усердием и верою». Много чудес свершилось в это время от чудотворного образа Божией Матери.

Начался массовый отъезд за океан, и перед чудотворной иконой ежедневно служились напутственные молебны. С чувством разлуки с самым дорогим и светлым, прощались люди с любимой иконой, увозя с собой, как ее благословение, ее маленькие, освященные на ней, копии.

Прибытие иконы Божьей Матери Курской «Знамение» в Америку 

Узнав о предполагаемом переселении Синода и Курской чудотворной иконы в США, князь и княгиня Белосельские-Белозерские любезно согласились предоставить в распоряжение Синода свое загородное имение около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка. В этом имении, с благословения митрополита Анастасия, решено было устроить ставропигиальное синодальное иноческое подворье, которое, по прибытии Синода в США, могло бы стать временной резиденцией Синода.

Строителем и настоятелем этого подворья был назначен архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим, родом из Курска, автор книги о Курской иконе «Знамение» – «Одигитрия Русского Зарубежья». По его предложению новому подворью присвоено было наименование «Новая Коренная Пустынь», в память о разрушенной большевиками старой Коренной Пустыни, где была обретена Чудотворная икона.

23 января 1951 года Курская чудотворная икона «Знамение» Божией Матери прибыла в США. Святую икону сопровождал архимандрит Аверкий, впоследствии архиепископ Сиракузско-Троицкий, более десяти лет подвизавшийся при чудотворной иконе. В 1959 году, по милости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Архиерейский Синод благоустроился на 93-й улице, в одном из лучших районов города Нью-Йорка. На заседании Синода было постановлено именовать Синодальный собор, как это было в Курске, Знаменским, в честь чудотворной иконы.

Иконография

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки. На Ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме этого, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Доска, на которой изображена Богоматерь, представляла собою небольшой квадрат в длину и ширину по 3 Ѕ вершка, вставленный в такой же формы деревянный оклад. На последнем по велению царя Феодора Иоанновича были помещены изображения: сверху иконы – Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам ее – пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца. Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы держащим в правой руке свиток с изречением: «премудрость созда себе домъ». За ним в нисходящем порядке изображены пророки: Даниил, в левой руке которого свиток с изречением: «азъ видехъ гору каменную», Иеремия со свитком в левой руке, на котором написано: «се дние грядутъ, глаголетъ Господь…», и пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение – «ревнуя поревновахъ о Господе». На левой стороне иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид со свитком в левой руке и изречением на нем: «воскресни, Господи, въ покой Твой», пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписью: «азъ видехъ купину огненную»; пророк Исаия со свитком в правой руке и изречением – «се Дева во чреве прiиметъ»; судья Гедеон со свитком в левой руке, на котором написано: «сниде яко дождь на руно». Ряд пророческих ликов на иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с надписью на свитке в обеих его руках – «Богъ отъ юга прiидетъ».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказу были украшены серебро-позолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Федоровна украсила святую икону богатой ризой с жемчугом, драгоценными камнями и собственноручно расшитой золотом пеленой красного атласа, на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105» (1597 г. ) 

Свободные от изображений поля оклада были покрыты бархатом, с вышитыми на нем золотыми цветами и небольших разводов травами. Богатство украшений на иконе увеличивалось разноцветными камнями, придающими ей большую художественную красоту и редкое благолепие.

Powered by Orthodox Web SolutionsHome | Back | Print | Top  

Официальный сайт Администрации Курской области

Памятный знак представляет собой бетонную арку, которая удерживает бронзовое изображение иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Автором памятного знака является наш земляк, В.М. Клыков. Торжественное открытие памятного знака состоялось 21 сентября 1995 года в день 700-летия обретения иконы Божией Матери Знамения Курская Коренная.

8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1295 года, в день Рождества Пресвятыя Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 в. от Курска. Один из этих охотников, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды.

Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от Иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в г. Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве и… ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятыя Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления ее, 8 сентября, установлено ежегодное празднование ей.
Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона Ея оставалась на месте явления ея, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголюб, объяснил им, что причина этого чуда — в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».
Жители Рыльска, узнав об этом чуде, снова захотели перенести икону к себе, но она снова оказалась на своем месте, и с тех пор, оставалась там почти двести лет, источая многочисленные чудотворения. Город Курск был восстановлен в 1597 году при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в оклад с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего св. Икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятыя Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии Крымских татар на юг России, икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Самозванец Димирий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября (25 сентября по новому стилю). В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в г. Курске до Коренной пустыни — 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.
В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.
Имелось много списков со св. Курской Коренной, которые также прославились чудотворениями.
В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники, при помощи адской машины, хотели взорвать чудотворную икону, но Господь Иисус Христос еще больше прославил Свою Пречистую Матерь, ибо, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.
12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место.
Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Феофана Курского и Обоянского и нескольких братии Знаменского монастыря, святая икона покинула пределы России, оказавшись в братской Сербии. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии генерала Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии.
 Время от времени икона совершает путешествия по местам рассеяния русских беженцев в городах и весях всего мира. В1951 г. митрополит Синод Русской Православной церкви Заграницей из Мюнхена переехал в Америку. Там чудотворная икона нашла место в Новой Коренной Пустыни в Магопаке близ Нью-Йорка. С 1957 года она пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Курская Коренная икона прибыла в Святой Франциск

Это видео снято в 2009 году, когда Курская Коренная икона впервые вернулась в российский город Курск с тех пор, как в 1919 году православный епископ вывез ее контрабандой для защиты от коммунистов. Посмотрите на десятки тысяч русских христиан, которые пришли приветствовать его возвращение! Мы […]

Род Дреер

1 апреля 2014 г.
16:55

Это видео выше 2009 года., когда икона «Курская Корня» вернулась в российский город Курск впервые после того, как православный епископ вывез ее контрабандой в 1919 году, чтобы защитить от коммунистов. Посмотрите на десятки тысяч русских христиан, которые пришли приветствовать его возвращение!

Нам невероятно повезло, что на следующей неделе мы сможем приветствовать эту древнюю реликвию в нашем маленьком приходе православной миссии недалеко от Сент-Фрэнсисвилля. Вот пресс-релиз:

ИЗВЕСТНАЯ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА ПОСЕЩАЕТ СВЯТ. ФРАНЦИСВИЛЬ, 9 АПРЕЛЯ

В среду, 9 апреля, жители Южной Луизианы получат редкую возможность увидеть одну из самых ценных и исторических религиозных реликвий России. Икона «Курская Коренная», средневековое православное произведение, будет находиться в Иоанно-Богословской Православной Миссии близ Святого Франциска только один вечер. В 18:00 православные священники совершат молебен (акафист) перед иконой, после чего верующим будет разрешено помолиться перед ней.

На Курской Коренной иконе изображены Мария, Матерь Иисуса, и Ее Сын. Этот стиль иконы называется «Богоматерь Знамения», потому что он учит верующих тому, что Иисус, божественный Сын Божий, был рожден от человеческой матери. Со времен ранней церкви иконы занимали центральное место в православном богослужении, но православные не поклоняются иконам. Скорее, они видят в иконах «окна» в небо, которые улавливают и раскрывают верным истины христианской веры.

Икона «Курская Корень» была обнаружена охотником в 1259 году под корнем дерева близ русского города Курска, разоренного исламским нашествием. На протяжении многих лет Курская Коренная икона была свидетельницей многих бурных событий русской истории, в том числе попыток ее уничтожения неверными. Икону почитали и цари, и князья, и крестьяне. С ним связан ряд чудесных исцелений и происшествий, в том числе исцеление в 19 веке отчаянно больного ребенка, который вырос и стал преподобным Серафимом Саровским, одним из величайших святых Русской Православной Церкви.

В 1919 году, после большевистской революции, русский православный епископ контрабандой вывез Курскую Коренную икону из коммунистической России для ее защиты. В конце концов он прибыл в Соединенные Штаты, где с 1957 года хранится Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) в церковном соборе Нью-Йорка.

Курская Коренная икона будет находиться в Луизиане только один вечер, в Свято-Францисвилльской миссии, давая всем местным христианам и другим людям возможность увидеть и помолиться в присутствии одной из самых святых и древнейших икон 1000-летнего христианства. Год истории в России.

«Приглашаем всех прийти и познакомиться с богатым наследием Православной Церкви, — сказал отец Мэтью Харрингтон, пастор миссии св. Иоанна Богослова.

Для получения дополнительной информации и направления к миссии св. Иоанна посетите веб-сайт миссии: saintjohnmission.org или свяжитесь со священником миссии отцом Матфеем по адресу [email protected] или по телефону (225) 635-6787. Миссия расположена в поселке Стархилл, в пяти милях к югу от Сент-Фрэнсисвилля, по адресу 4603 Old Highway 61.

Имейте в виду, что сбой GPS приведет неосторожных пользователей к адресу, расположенному значительно севернее города Сент-Фрэнсисвилл. Паломникам, прибывающим по шоссе 61 с юга города, следует повернуть налево на улицу Пауэлл-Стейшн-роуд, прямо напротив шоссе 966, и сразу же повернуть направо на старое шоссе 61.

Если вы живете в этом районе, надеюсь, вы приедете . Приглашаются католики, протестанты, все христиане и даже неверующие, но желающие увидеть икону с таким мощным историческим и культурным значением. Если вы никогда не были на православном молебне, сейчас самое время прийти и посмотреть.

Реклама

Чудотворная Курская Коренная икона посетила Епархиальный собор на праздник Благовещения – Среднезападная епархия

ЧИКАГО, Иллинойс [DOM Communications] – В четверг, 25 марта, в епархиальном соборе торжественно отпразднован великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Кафедральный собор, Свято-Троицкий собор. Помимо соблюдения этого святого дня, собравшиеся на богослужение имели также благословение приложиться к Чудотворной Курской Коренной иконе Божией Матери.  

Вечернюю литургию возглавил Высокопреосвященнейший Архиепископ Павел в сослужении настоятеля собора иерея Александра Коранды и протодиакона Фомы Кейта. Следуя Евангелию, архиепископ Павел произнес проповедь, поучая смысл праздника; «Этот праздник, — сказал он, — поистине чудесный день празднования нашей веры и, в частности, дает нам понять, что нам, как людям, дана свободная воля». Далее архиепископ объяснил важность свободы воли и ту роль, которую каждый из нас играет в добровольном подчинении своей воли воле Божией, чтобы соединиться со Христом во исполнение нашей клятвы крещения. «Бог открылся ей, и она сказала: «Аминь!» Она согласилась по своей воле».  

На протяжении всей службы верующие приходили поклониться святой Курст-Коренной иконе. Икона датируется 13   веком. Он находится под защитой Русской Православной Церкви Заграницей и находится в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк. В настоящее время икона посещает приходы Среднего Запада для укрепления христиан во время Великого поста.  

После увольнения отец Александр отслужил молебен перед иконой, молясь о заступничестве Божией Матери и благословляя предстоящие восстановительные работы в святом и историческом соборе. К концу службы, под звон колоколов, о. Александр ходил с иконой вокруг собора и верующие пели: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» о. Затем Александр выразил благодарность за благословение присутствия иконы и отметил важность присутствия иконы на празднике.  

«Бог так добр к нам здесь, в Свято-Троицком [соборе], — сказал он. «Он дарит нам этот благословенный Праздник в это время духовного труда. Но Он также послал Свою Святую Матерь через эту Святую Икону, чтобы ободрить нас и благословить нашу работу по восстановлению, чтобы сохранить этот святой храм. Богородица не чужая в этом храме. Именно это место она выбрала местом, где она работает и работала. С тех пор, как Тихвинская икона была под защитой здесь, до различных других чудотворных икон, которые были здесь, Богородица продолжает слышать наши молитвы и служить нам».  

Свято-Троицкий собор построен святителями Иоанном Кочуровым и святителем Тихоном Московским. Вскоре начнутся столь необходимые реставрационные работы по ремонту и покраске треснувшей лепнины собора и дома приходского священника, а также по восстановлению фирменной металлической работы Луи Салливана.  

Приход приветствует пожертвования на масштабные реставрационные работы. Страница GoFundMe для таких пожертвований была создана и доступна здесь. Обновления будут доступны на веб-сайте собора на протяжении всего процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts