Икона людмилы чешской: Купить икону Людмила Чешская Княгиня, Святая мученица. Икона на холсте.

Разное

Икона святой Людмилы Чешской | Иконописная мастерская Радонежъ

Рукописная икона святой Людмилы Чешской. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак.Гравированный нимб с росписью.

Иконописец: Осипов Александр.
2014 год. г. Сергиев Посад.

  • Фотография иконы святой Людмилы Чешской
  • Иконография святой Людмилы Чешской
  • Житие святой Людмилы Чешской
  • В чем помогает образ святой Людмилы Чешской
  • Значение иконы святой Людмилы Чешской
  • Купить икону святой Людмилы Чешской
  • Какую икону купить в подарок
  • Рассчитать стоимость иконы

Иконография святой Людмилы Чешской

Икона святой мученицы Людмилы Чешской, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святой.
Согласно традиции, на иконах Анастасия Римская изображается в образе мученицы: в красном мафории, белом плате и крестом в правой руке.

На золотом фоне иконы изображена поясная фигура святой мученицы Людмилы Чешской. Взгляд святой устремлен на зрителя. Людмила одета в красный мафорий поверх синей туники. Голову венчает корона. Красный цвет мафория святой символизирует мученический подвиг, кровь пролитую за Христа. Синяя туника под мафорием и голубой чепец под белым платом – небесную чистоту святой мученицы. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте алого, темно синего и белого цвета. В левой руке святая Людмила держит крест, как напоминание о крестных страданиях Спасителя. Открытая правая ладонь обращена к молящимся, символизируя праведность и открытость чистой души.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святой мученицы Людмилы.

Икона святой Людмилы Чешской выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Житие святой мученицы Людмилы Чешской

29 сентября по новому календарю, церковью празднуется память святой мученицы Людмилы Чешской. Она названа покровительницей бабушек, с любовью воспитывающих своих внуков в вере и благочестии. Мученица Людмила Чешская сыграла огромную роль в духовном воспитании русин на Карпатской Руси, поскольку первые христиане времен Кирилла и Мефодия и их учеников, наши предки русины приняли веру в Иисуса Христа и многие из них уже знали житие святой Людмилы Чешской. Святая мученица княгиня Людмила Чешская была выдана замуж за Борживоя чешского князя, и оба супруга приняли крещение Святителя Мефодия, христианского проповедника. Став христианами, они стали проявлять заботу о просвещении в истинную веру своих поданных. Строили храмы, приглашали священников. Однако князь Борживой умер рано, в возрасте всего 36 лет. Став вдовой, Святая Людмила начала вести строгую праведную жизнь, заботилась о церкви, и о правлении ее сына Вратислава. Вратислав был женат на Драгомире язычнице, которая родила ему сына Вячеслава. После ранней смерти Вратислава, на престол вступил восемнадцатилетний Вячеслав. Драгомира решила воспользоваться его малоопытностью и юностью и начала внедрять в страну языческие обычаи и нравы. Со временем, Святая Людмила отошла в монастырь, но Драгомира возненавидела свою свекровь и, в конечном счете, погубила ее. Прибывши в город Течин, святая Людмила встретила свою мученическую смерть от двух бояр, посланных Драгомирой. Она приняла мученическую кончину во время молитвы. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в городе Течине у городской стены. Князь Вячеслав позже перенес тело Святой Людмилы в Прагу и положил его в церковь Святого Георгия. Но что важно для русинов Карпатской Руси, одна из жен князя Владимира Киевского, чехиня, в отличие от еще одной по имени Чешка, возможно была с русинского рода и выйдя замуж за Владимира, она прибыла в Киев со своим двором и среди придворных был священник Моисей Угрин, его брат Георгий и меньший их брат Ефрем. Эти трое Угриных были настолько влиятельны, что по мнению многих исследователей, могли влиять на Владимира в вопросе выбора им Византийской православной веры. Главное, что Владимир, видя грамотных, умных, преданных православных христиан братьев, поручил им воспитание своих любимых сыновей. Вот где оказалась влиятельной святая мученица Людмила. Братья Угрины воспитывали юных братьев Бориса и Глеба на житие Святой Людмилы Чешской. Борис был настолько воодушевлен житием святой Людмилы, что однажды сказал, что и он готов также умереть за веру, как Людмила Чешская. Когда Ярополк Окаянный обманом принял киевский престол, и после смерти Владимира решил убить всех братьев-претендентов на киевский престол, то братья Борис и Глеб смиренно, чтобы не было братоубийственной войны, согласились оставить за Ярополком княжий престол. Сами они все же приняли мученическую смерть от брата. Карпатские русины особо чтят память мученицы Людмилы. В ночь на 16 сентября по старому календарю, 29 по новому, в 921 году на 61-м году жизни, Людмила была убита придворными Драгомиры. Святая Людмила Чешская считается одной из покровительниц Чешской земли, однако в наше время, ее имя редко вспоминается в Чехии, но осталось любимым на Карпатской Руси.

В чем помогает икона святой Людмилы Чешской

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона святой Людмилы Чешской помогает наладить молитвенную связь со святой заступницей. Имея перед собой зрительный образ святой Людмилы, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.
Людмила Чешская почитается в христианском мире как святая, мученица.

Святой Людмиле молятся:

— Об укреплении веры
— О помощи в устроение земных дел
— Об исцелении телесных и духовных немощей.

Значение иконы святой мученицы Людмилы

Значение иконы святой мученицы Людмилы заключается в несокрушимой силе духа, представленной в образе святой. Она олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ Людмилы Чешской, история её жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святой Людмилы! Откройте ей свое сердце в искренней молитве и она услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святая мученица Людмила услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону святой Людмилы

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святой мученицы Людмилы Чешской. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святая угодница Божия, Людмила Чешская, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:

ЛЮДМИЛА

Мц. Людмила Чешская. Икона. XXI в. (Владимирский скит Валаамского мон-ря)

Мц. Людмила Чешская. Икона. XXI в. (Владимирский скит Валаамского мон-ря)

(Ок. 860-921), мц. (пам. 16 сент.; пам. зап. 16 и 21 окт.), кнг. Чешская. Житие Л., не сохранившееся до наст. времени, написано в сер. 70-х гг. X в., когда было создано Пражское еп-ство, нуждавшееся в своих святых покровителях. К такому заключению пришли исследователи, изучавшие материалы, посвященные Л. Лит. образцом для этого Жития послужило Житие Эммерама (Имрама), баварского святого из Регенсбурга. Извлечениями из этого несохранившегося Жития стали краткое Житие Л., начинающееся словами «Fuit in provinciae Boemorum», и Житие Л. в составе древнерус. Пролога. Более широко этот источник был использован в сочинении 90-х гг. X в.- «Кристиановой легенде», где текст источника подвергся стилистической переработке.

Сведения о Л. содержатся также в Житиях ее внука, св. Вацлава (Вячеслава): в Житии, начинающемся со слов «Crescente fide», написанном в кон. X в. мантуанским еп. Гумпольдом, и в «Легенде Никольского» — компиляции XI в. в числе источников которой, как полагают исследователи, был более полный текст «Crescente…». Важные сведения содержит и слав. Житие св. Вацлава, сохранившееся в древнерусских списках.

Мч. Людмила Чешская. Роспись в часовне ц. вмч. Георгия в Праге. XIV в.

Мч. Людмила Чешская. Роспись в часовне ц. вмч. Георгия в Праге. XIV в.

В легенде «Fuit…» указано, что Л. умерла на 61-м году жизни, следов., она родилась ок. 860 г. В источниках сведения о ее происхождении расходятся. В «Кристиановой легенде» говорится, что она была дочерью Славибора, князя племени «пшован» (на территории совр. Чехии, в районе г. Мельник), в проложном Житии Л.- дочерью сербского князя, правителя лужицких сербов. По мнению исследователей, она вступила в брак с Борживоем, князем племени чехов, в сер. 70-х гг. IX в. Борживой был крещен равноап. Мефодием при дворе Святополка Великоморавского, по-видимому, в нач. 80-х гг. IX в. Вместе с ним или вскоре по его возвращении в Чехию крестилась и Л. Источники сохранили мало сведений о жизни Л. в годы правления Борживоя (ум. до 890), а затем сыновей его и Л.- Спитигнева и Вратислава I. Отмечаются лишь ее благотворительность, на которую уходили доходы от выделенного ей имущества, и ее покровительство священникам, из к-рых особенно близким к Л. был пресвитер Павел.

Сведения о Л. появляются в источниках, лишь когда говорится о воспитании сына Вратислава Вацлава (впосл. был прославлен в лике святых). В тексте слав. Жития св. Вацлава («Востоковской легенде») сообщается о том, что Л. отдала внука «учити книгам словенским», т. е. славянской грамоте. Известие это уникально и позволяет объяснить последующие события, отраженные в ряде агиографических источников.

Убиение мц. Людмилы Чешской. Миниатюра из Далимиловой хроники. Нач. 1310 г.

Убиение мц. Людмилы Чешской. Миниатюра из Далимиловой хроники. Нач. 1310 г.

Как рассказывается в «Кристиановой легенде», после смерти кн. Вратислава собравшаяся в Праге чеш. знать передала его сыновей, Вацлава и Болеслава, на воспитание Л. Это вызвало резкое недовольство вдовы покойного князя Драгомиры и близких к ней представителей знати. Драгомира опасалась, что Л. воспользуется своим положением, чтобы захватить власть. Кроме того, в текстах Житий Вацлава говорится, что она была недовольна тем воспитанием, которое получил под надзором Л. Вацлав. Наиболее полно опасения Драгомиры переданы в тексте «Легенды Никольского»: «…ему не подобает князю быти, отвращен есть от клирик и от свекрови моея, и есть яко и мних» (Сказания… С. 77). Как сообщают Жития Л. и «Кристианова легенда», Л. (очевидно, после имевших место столкновений) удалилась вместе с близкими к ней священниками во главе с Павлом в г. Тетин на земле «пшован» (вероятно, ее владения).

Описанию последующих событий в Житиях Вацлава и «Кристиановой легенде» предшествует рассказ о видении Вацлава, в к-ром он увидел разоренный и разрушенный дом свящ. Павла, и святой воспринял этот сон как предвестие будущих несчастий, грозящих Л. и священникам.

О дальнейших событиях сказано кратко в Житиях св. Вацлава и более подробно — в кратких Житиях Л. и «Кристиановой легенде». Драгомира послала в Тетин отряд воинов во главе с ее приближенными Туной и Гомоном, чтобы убить Л. Предвидя то, что произойдет, Л. велела свящ. Павлу совершить службу, затем исповедалась и причастилась. 15 сент. 921 г. воины Драгомиры ворвались во двор дома Л. Во всех 3 текстах говорится, что Л. просила усечь ее мечом, но убийцы задушили ее. В «Легенде Кристиана» и «Fuit…» речь идет об удушении княгини веревкой, но в проложном Житии Л. утверждается, что она была задушена своим платком или повязкой (по другим сведениям — шарфом). Впоследствии часть головного убора хранилась в храме вмч. Георгия вместе с мощами святых. Священники, близкие к Л., бежали, их имущество было разграблено. Как отмечено в проложном Житии Л., она была похоронена у городской стены; на месте ее погребения неоднократно видели горящие свечи, а слепой прозрел, прикоснувшись к месту захоронения. В «Кристиановой легенде» также отмечено, что от мощей Л. исходило благоухание. Драгомира, к-рой стало известно о чудесах, приказала поставить над могилой Л. храм арх. Михаила, чтобы чудеса приписывались действию находящихся в храме мощей святых.

Реликварий мц. Людмилы Чешской. Ок. 1330-40-е гг. XIV в. (ризница собора св. Вита, Прага)

Реликварий мц. Людмилы Чешской. Ок. 1330-40-е гг. XIV в. (ризница собора св. Вита, Прага)

Если об убийстве Л., хотя и кратко, сказано в Житиях св. Вацлава, то о перенесении по повелению святого останков Л. в Прагу упоминается лишь в проложном Житии Л. и более подробно — в «Кристиановой легнеде». Здесь сообщается, что посланные князем люди во главе со свящ. Павлом 19 окт. 925 г. вскрыли могилу, убедились в нетленности останков, а 21 окт. их доставили в Прагу. Здесь 10 нояб. мощи были торжественно захоронены в храме вмч. Георгия, освященном духовенством из Регенсбурга. При перенесении в храм останков произошло еще одно чудо — распрямился сгорбленный человек.

На развитие почитания Л. сыграло роль то, что в сер. 70-х гг. X в. храм вмч. Георгия был передан жен. бенедиктинскому мон-рю, где 1-й аббатисой стала сестра чеш. кн. Болеслава II. Память Л. отмечалась в день ее смерти (16 окт.) и в день перенесения ее мощей. Изучение наиболее ранних месяцесловов показало, что первоначально 2-й праздник считался более важным.

Мч. Людмила Чешская. Икона. 1360-1364 гг. Мастер Теодорих (капелла Св. Креста в замке Карлштейн, Чехия)

Мч. Людмила Чешская. Икона. 1360-1364 гг. Мастер Теодорих (капелла Св. Креста в замке Карлштейн, Чехия)

В «Кристиановой легенде» в начале повествования Л. и ее внук Вацлав обозначены как главные чешские святые. Однако культ Л. как общечешский утвердился не сразу. Под 1100 г. в Хронике Космы Пражского говорится, что Пражский еп. Герман выражал сомнения в святости Л. и даже приказал бросить в огонь часть хранившегося в мон-ре ее головного убора, но ткань чудесным образом не сгорела, и он отказался от своих сомнений. Во время пожара в Праге в 1142 г. епископы не засвидетельствовали чудес, связанных с гробницей Л.

Во 2-й пол. XII в. распространялся и утверждался культ Л. Уже в самом раннем из бревиариев, написанных в монастыре вмч. Георгия, в сер. XII в. помещены тексты служб, читаемые в день мученической кончины и в день перенесения мощей Л. В 1158 и 1165 гг. Пражский еп. Даниил вложил частицы мощей Л. в алтари нескольких основанных им храмов. В кон. XII в. в рукопись блж. Августина «De civitate Dei» было помещено изображение Л. рядом с изображениями других святых Чехии. В XIII в. в ряде чешских городов появились храмы, посвященные Л. В нач. XIV в. было установлено, что дни ее кончины и перенесения мощей должны отмечаться на всей территории Пражского еп-ства.

Особенно Л. почитали во время правления Карла IV (1346-1378). Для XV в. характерен некоторый упадок почитания Л. Но уже во 2-й пол. XVI в. главными центрами почитания Л. в Чехии помимо Праги стали города Тетин, Мельник, Стара-Болеслав (ныне Брандис-над-Лабем-Стара-Болеслав, Чехия). В это время появились и новые статуи Л., а также фрески с изображениями сюжетов из ее жизни.

В 1981 г. гробница Л. была вскрыта. Обследование ее останков подтвердило свидетельства письменных источников о возрасте святой.

В Др. Руси о Л. стало известно благодаря краткому Житию, вошедшему под 16 сент. в состав пространной редакции древнерус. Пролога во 2-й пол. XII в. Исследователи полагают, что Житие попало на Русь раньше, вероятно в XI в., благодаря контактам древнерус. книжников с Сазавским монастырем.

Ист.: Fontes rerum Bohemicarum. Praha, 1873. T. 1. S. 144-145, 153-154, 184-185; 1874. T. 2. S. 235-237; Сказания о начале Чешского гос-ва в древнерус. письменности / Предисл., коммент. и пер.: А. И. Рогов. М., 1970. С. 36-37, 76-77, 107-108; Cosmae Pragensis Chronica Boemorum // MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 2. P. 171; Kristiánova legendа / Ed. J. Ludvíkovsky. Praha, 1978. S. 40-43.

Лит.: Stejskal F. Sv. Ludmila, její doba a úcta. Praha, 1918; Borkovský I. Svatojiřská bazilika a klášter na Pražském hradĕ. Praha, 1975. S. 66-67; profantová N. Knĕžna Ludmila: Vládkynĕ a svĕtice, zakladatelka rodu. Praha, 1996; Třeštík D. Počátky Přemyslovců. Praha, 1997; Nomine Ludmila: Sborník práci k poctĕ sv. Ludmily. Mĕlník, 2006.

Б. Н. Флоря

Иконография

В XII-XIII вв. в христ. произведениях искусства Чехии аутентичные национальные сюжеты не встречаются (Ювалова. 1998. С. 13). Создание первых известных изображений Л. приходится на XIV в.- эпоху расцвета чеш. готики (1350-1420) в правление кор. Карла IV (1346-1378). После коронации в Риме Карла IV (1355) Прага — столица Свящ. Римской империи — становится одним из крупнейших в Европе художественных центров.

Центральная часть композиции «Страшный Суд» на юж. фасаде собора св. Вита в Праге. 70-е гг. XIV в.

Центральная часть композиции «Страшный Суд» на юж. фасаде собора св. Вита в Праге. 70-е гг. XIV в.

В 1348-1365 гг. в 50 км от Праги был построен замок Карлштейн, где император собрал сокровища и реликвии своей короны. В капелле Св. Креста в Карлштейне находится самое раннее изображение Л. (сер.- 2-я треть XIV в.) — икона работы мастера Теодориха (Теодорика), ведущего представителя чеш. готической художественной школы. Святая представлена в зрелом возрасте, с нимбом; изображена по пояс, ее руки молитвенно сложены перед грудью: этот жест прочитывается и как знак смирения. На Л. средневек. европ. одежда, типичная для высшего княжеского сословия. На голове платок и гебинде — плотная повязка, охватывающая затылок и подбородок; белый цвет головного убора указывает на высокое положение в обществе; нижнее платье с узкими рукавами и накидка — синего цвета. Мастер привнес в изображение святой связанный с Житием иконографический элемент, к-рый стал впосл. устойчивым: он изобразил стягивающий шею Л. шарф, к-рым она была задушена; концы шарфа выходят за пределы ковчега на поля иконы.

Надгробие мц. Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге

Надгробие мц. Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге

Мастер Теодорих — автор росписи (до 1365) в пространстве винтового лестничного всхода, ведущего в капеллу Св. Креста: на сводах — ангелы с муз. инструментами, плат св. Вероники; на стене справа — цикл из 28 эпизодов, повествующий о св. Вацлаве, слева — 9 сцен из Жития Л. В верхней части лестницы — композиция, объединяющая изображения многочисленных князей и княгинь из рода Пржемысловичей; все представлены коленопреклоненными, с богослужебными книгами в руках.

Св. Мефодий Солунский причащает мц. Людмилу. Роспись юж. стены часовни Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге. 1-я пол. XIX в.

Св. Мефодий Солунский причащает мц. Людмилу. Роспись юж. стены часовни Людмилы Чешской в ц. вмч. Георгия в Праге. 1-я пол. XIX в.

На южном фасаде собора св. Вита в Пражском Граде, украшенном мозаикой с композицией «Страшный Суд» (70-е гг. XIV в.), Л. представлена в центральном прясле вместе с др. святыми покровителями Чешской земли — Прокопием, Витом, Сигизмундом, Вацлавом, Адальбертом — в коленнопреклоненном молении Христу в мандорле, к-рую несут ангелы; ниже — образы Карла IV и его жены Елизаветы Померанской. На Л. соответствующие средневек. традиции головной убор, верхнее платье синего цвета, нижнее — зеленое.

В ц. вмч. Георгия в Праге, построенной сыном Л. кн. Вратиславом I и ставшей усыпальницей рода Пржемысловичей, святая покоится в отдельной часовне. Скульптурное надгробие с изображением Л. было создано по заказу Карла IV во 2-й пол. XIV в. немецко-чешским архитектором и скульптором П. Парлером (1332/33-1399): Л. изображена в рост со сложенными на груди руками, в длинной, закрывающей все тело накидке, с шарфом на шее и в традиционном головном уборе (в наст. время оригинал надгробия, перемещенный в Национальную галерею в Праге, заменила копия). К позднеготическому периоду относится фресковое ростовое изображение святой на внутренней стороне арки при входе в часовню. О том, что художник ориентировался на икону мастера Теодориха свидетельствуют огромные глаза, достаточно крупный нос и наличие такой детали иконографии, как шарф; монументальный облик святой передает общее спокойствие. При этом Парлер создал извод, наделенный самостоятельными иконографическими чертами. Так, в правой руке святая держит пальмовую ветвь — известный с раннехрист. времени символ победы над смертью, а левой рукой придерживает за корешок закрытый кодекс. На юж. стене часовни помещены сцены Жития Л., написанные в 1-й пол. XIX в. худож. Й. Геллихом: причащение Л. (по католич. обряду) св. Мефодием Солунским; убийство Л. в замке Тетин; положение тела Л. в гроб у стены ее вдовьего замка Тетин; перенесение мощей Л. из Тетина в Пражский Град.

В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) под 16 сент. Л. предписывается изображать, как равноапостольных имп. Елену или кнг. Ольгу (Большаков. Иконописный подлинник. С. 30). Так, в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова говорится: «Святыя мученицы Людмилы, бабы святаго Вечеслава княза Чешскаго; на главе венец царский и плат, аки у Елены царицы, и ризы таковы ж» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 153). В русской традиции изображение Л. вошло в программу росписи Крестовоздвиженского собора в г. Тутаеве, выполненной артелью Гурия Никитина (не позднее 1675). Образ святой в рост помещен на вост. грани сев.-зап. столба; Л. облачена в княжеские узорчатые одежды, на голове — белый плат, в правой руке держит крест.

Лит.: Friedl A. Magister Theodoricus. Prag, 1956. S. 24; Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета: 1350-1420 гг. М., 1998; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-х — 1680-х гг. М., 2015. С. 172, 347.

Мон. Иулиания (Никитина), Е. Н. Васина

Святая Людмила, принявшая мученическую смерть 1100 лет назад, ранний и непреходящий символ чешской национальной гордости

В течение года по всей стране проходило множество выставок и мероприятий, посвященных жизни и наследию княгини Людмилы, как ее также называют страна. Крупнейшие события произойдут в предстоящие выходные в городке Тетин в центральной Богемии, где Людмила встретила свою смерть — задушенную убийцами, подосланными ее невесткой.

Люди, паломники и любители истории, во главе с папским легатом, будут вспоминать ее там, а событие освещает Чешское радио, главный информационный партнер проекта «Святая Людмила – 1100 лет». Перед праздником я поговорил с директором проекта Мирославой Яничатовой и начал с очень простого вопроса: кто такая Людмила?

Мирослава Яничатова|Фото: Яна Мысливечкова, Чешское радио

«Святая Людмила была первой чешской и первой славянской святой. Она была первой чешской принцессой, бабушкой, гувернанткой и воспитателем святого Вацлава. Она первая исторически задокументированная чешка и первая известная нам женщина-политик.

«Она также первая женщина, чей возраст нам известен. В ее дни большинство людей даже не знали, сколько им лет. Но мы знаем, когда умерла святая Людмила, и по преданиям можем проследить, когда она, вероятно, родилась. Ей было около 60 лет, когда она умерла».

Мало что известно о молодости Людмилы, кроме того, что она была дочерью сербского князя, вероятно, родилась в Мельнике, в центральной Чехии, вышла замуж за Борживоя в подростковом возрасте и имела от него шестеро детей.

Где-то в конце 9 века они обратились в христианство. Некоторые более поздние церковные источники – агиографии и рассказы о чудесах, связанных со смертью Людмилы – утверждают, что ее крестил вместе с Борживой не кто иной, как святой Мефодий, византийский миссионер, известный вместе со своим братом Кириллом как «Апостолы славян».

Я спросил проект Мирославы Яничатовой, что она помнит, когда узнала о первой чешской святой в школе, и что Людмила стала значить для нее лично с тех пор, как пять лет назад она стала директором проекта «Святая Людмила – 1100 лет».

Церковь Святой Людмилы, Тетин|Фото: Хайнек Моравец, Wikimedia Commons, CC BY 3.0

«В школе я очень мало слышал о святой Людмиле. Если вообще упоминалась, то только как бабушка святого Вацлава. Я и представить себе не мог, как много она вдохновит меня сделать, на самом деле укрепит меня на моем жизненном пути».

«Но уже в 19 веке, когда концепция чешского национального возрождения стала более актуальной, стали искать мосты для наведения национальной гордости. Во имя св. Людмилы возникло множество благотворительных организаций, которые заботились, например, о престарелых. Она стала предметом чешской национальной гордости.

«Лично я считаю, что в обществе отсутствуют такие исторические образцы для подражания – женщины, на которых мы можем смотреть в поисках вдохновения. И я до сих пор нахожу это в Людмиле. Ее история окутана мифами, но она, должно быть, была мудрой и сильной женщиной с большой внутренней силой».

Святая Людмила была доброй, милосердной и ревностно набожной женщиной. Ее история, включая легенды о том, что она мудрила 1000 лет назад, заказанная ее «языческой» невесткой, также является одной из возможных христианизации самой Богемии.

Kirche St Ludmila In Prag Tschechische Republik Wahrzeichen Ikone Stock Vector Art and mehr Bilder von Architektur

Vector

  • Bilder
  • Fotos
  • Графика
  • 40044
  • Видео

Кирхе дер Хайлиген Людмила в Праге, Чехия. Wahrzeichen im linearen Stil

Beschreibung

Kirche der Heiligen Ludmila в Праге, Чехия. Wahrzeichen im linearen Stil

Essentials Kollektion

9,00 € für dieses Bild

Günstige und flexible Optionen für jedes Budget



Umfasst unsere Standardlizenz.

Erweiterte Lizenz hinzufügen.

Bildnachweis:sv-time

Maximale Größe:Vektorgrafik (EPS) – Auf jede Größe skalierbar

Stock-Illustration-ID:1153433589

Hochgeladen am:

Kategorien:Grafiken | Architektur

Sucbegriffe

  • Architektur Grafiken,
  • Design Grafiken,
  • Europa — Kontinate Grafiken,
  • Flagge Grafiken,
  • Freisteller — Nearler Hintergrund Hintergrund, grafgen,
  • , Nearler hintergrund, Grafiken,
  • — нейтрал. 0044
  • Illustration Grafiken,
  • Im Freien Grafiken,
  • Kirche Grafiken,
  • Kleinstadt Grafiken,
  • Niemand Grafiken,
  • Prag Grafiken,
  • Reise Grafiken,
  • Russland Grafiken,
  • Stadt Grafiken,
  • Stadtansicht Grafiken ,
  • Stadtviertel Grafiken,
  • Symbol Grafiken,
  • Alle anzeigen

Kategorien

  • Verkehrsmittel
  • Flaggen und Karten
  • Sport
  • Silhouetten
  • Symbole

Häufig gestellte Fragen


Was ist eine lizenzfreie Lizenz?
Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle Architektur-Bilder und Filme.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts