Язычники и христиане: Язычество и христианство — Православный портал «Азбука веры»

Разное

Христианство и язычество – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Попытки ввести перед Крещением обязательные беседы об основах Православной Веры вызвали у многих людей раздраженное недоумение. Впрочем, как я слышал от одного добросовестного священника, попытки наставлять в вере родителей или крестных новопросвещаемого младенца вызывали раздражение и раньше — «Ну чо батя чудит-то? У нас на столах еда стынет, пусть покрестит и мы поедем».

Люди совершенно не понимают, что такое Крещение — и не стремятся понять; впрочем, укорять их за это трудно, Основ Православной Культуры им никто не преподавал — что выросло на заброшенном пустыре, то и выросло. А выросло то, что вырастает всегда — язычество. Крещение воспринимается отчасти как магический акт (чтоб ребеночек не болел), отчасти как инициация, вводящая новорожденного в национальную общность, «русский — значит православный».

Беда в том, что язычество всеядно — и оно отлично усваивает те или иные обрядовые элементы церковности, оставаясь язычеством. Где-то у Лескова есть рассказ о том, как простодушные местные жители, получив икону св. Николая стали мазать ее жертвенной кровью, чтобы оказать почтение «белому богу».

Но что такое язычество и чем оно отличается от Христианства? Можно было бы сказать, что Христиане признают единого Бога, у язычников — богов много. Но это не совсем так — язычники могут признавать (и многие признают) Бога-творца. Язычество отличается скорее отношением к Богу. Эти отношения носят частичный, в то время как у Христианина — тотальный характер. Поясним это подробнее.

В язычестве божество решает некоторые мои проблемы, я оказываю божеству некоторое почитание; быть религиозным в этом отношении — значит добавить к другим элементам своей жизни (работе, семье, хобби) еще один — религию. Это как отношения со скорой помощью, которая не нужна мне большую часть времени, но с которой я хочу быть уверен, что она будет готова явиться по вызову, когда она понадобится. Или отношения с кем-то во власти — у меня есть заветный телефон, я могу им воспользоваться, но я понимаю, что лучше не надоедать.

Отношения христианина с Богом носят всеохватный, тотальный характер. Поверить в Бога — не значит добавить к своей жизни еще один элемент. Это значит перестроить ее на совершенно другом основании. Все — семья, работа, хобби — должно находиться в послушании Богу. Это не проапгрейженная жизнь — это жизнь полностью новая. Жизнь, в которой христианин полностью предает себя Богу, а не вызывает Его для решения каких-то своих проблем.

Язычество открыто — оно носит, как сейчас говорят, инклюзивный характер. Для язычника нет никакой проблемы в том, чтобы почитать различных богов, прибегать к самым разным духовным практикам — помолиться в церкви, потом в мечети, потом заняться шаманизмом. Как пел Ляпис Трубецкой, «Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Мохаммеда, я верю в Кришну, я верю в Гаруду». Если Вы не отдаете свою жизнь полностью, а просто вступаете в отношения «я — тебе, ты — мне», то число партнеров неограниченно, и ограничивать их также странно, как ограничивать число продавцов, у которых Вы приобретаете товары и услуги.

Античные мистерии могли чем-то напоминать ранее Христианство, но что сразу бросалось в глаза, так это то, что Вы могли быть посвящены в мистерии различных божеств — чем больше, тем лучше — в то время как Церковь требовала отказаться от почитания кого-либо, кроме Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Христианство носит эксклюзивный характер — оно похоже не на сделку, а на брак. Этот образ часто встречается в Новом Завете, вместе с другими образами — подданства или военной службы. Двойного гражданства Христианство не признает — чтобы быть христианином, надо безоговорочно отказаться от любых нехристианских верований и духовных практик. Никаких гаданий, никаких вызываний духов, никакой «диагностики кармы».

Еще один аспект язычества — его посюсторонность. Еще блаженный Августин отмечал, что язычники ищут у своих богов чисто посюсторонних вещей — хороших урожаев, выгодной торговли, имперского величия Рима — в то время как Христиане ищут другого. Вечного спасения.

Христиане могут молиться о вполне «посюсторонних» вещах — более того, нам это прямо заповедано. Но мы видим их в совершенно ином контексте — в контексте вечной жизни, которую мы должны обрести, одолев все трудности нашего земного пути. Нам уготовано нечто гораздо более радостное, чем все земные радости, мы должны избежать чего-то гораздо более ужасного, чем все земные беды. Вечность — это самое важное, что может быть, и, в окончательном смысле, наш дом — не здесь. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14).

Языческое отношение к божеству манипулятивно — «что мне сделать, чтобы добиться осуществления моих целей». К кому обратиться? Как именно? Как заручиться поддержкой высших сил в моих планах? Как мне решить мои проблемы? Короче говоря, как мне осуществить мою волю?

Отношение христианина прямо противоположно — как мне понять и осуществить волю Божию? Спаситель заповедует нам молиться «да будет воля Твоя» — а не наша.

Чтобы стать Христианином, надо покаяться — переменить сами основания, на которых человек строит свою жизнь. Покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю. Поставить Его в центр своей жизни. Поверить в реальность вечного спасения и всем сердцем устремится к нему. Полностью переменить курс своей жизни. Мы не можем сделать это сами — это делает с нами Святой Дух. Но мы должны покориться и довериться Богу — и принять решение быть Христианами, а не язычниками.

Кто такие язычники? Что такое язычество?

Вопрос

Ответ

С позиции христианства, язычниками обычно называют тех, кто участвует в религиозных церемониях, действиях или практиках, которые не являются однозначно христианскими. Точно так же иудеи и мусульмане используют термин «язычники» для описания тех, кто находится за пределами их религий. Третьи определяют «язычество» как любую религию вне буддизма, индуизма, ислама, иудаизма и христианства; тогда как некоторые утверждают, что язычник – это тот, кто вообще не исповедует какую-либо религию.

Язычество может обозначать многобожие, или поклонение более чем одному богу, как, например, в древнем Риме. Язычником также считается тот, кто по большей части не исповедует религии и предается мирским удовольствиям и материальным ценностям; тот, кто наслаждается чувственными удовольствиями; гедонист. Другим, более современным термином является «неоязычество», которое относится к некоторым современным формам язычества, как, например, викка, друидизм и пр.

Эти современные «языческие» практики на самом деле похожи на свои древние аналоги в том, что они в значительной степени полагаются на гедонизм – чувственное удовлетворение и потворство своим желаниям, а также стремление к счастью и удовольствию, исключая все остальное. В древние времена сексуальные церемонии были основной частью языческих религий. Эти извращенные религии упоминаются в таких местах Ветхого Завета, как Второзаконие 23:17, Амоса 2:7-8 и Исаии 57:7-8.

Будучи многочисленными и многообразными в своих обычаях и верованиях, язычники придерживаются некоторых схожих убеждений. Например:

• Физический мир – это хорошее место, где каждый может получить удовольствие.

• Каждый считается частью матери-земли.

• Божество раскрывается в каждом аспекте мира.

• Любое существо, человек и животное, происходит от божества. Таким образом, все мы – боги и богини.

• В большинстве языческих религий нет гуру или мессий.

• Доктрина заменена собственной ответственностью.

• Солнечные и лунные циклы играют важную роль в языческом поклонении.

Любая форма язычества является ложным учением. Павел касается этого извращения истины в своем письме к верующим в Риме (Римлянам 1:22-27). Люди, которых он описывает, были мирскими и материалистическими, поклоняясь сотворенным вещам, а не Творцу. Они поклонялись деревьям, животным и камням, вплоть до злоупотребления своим телом в девиантных сексуальных практиках. Затем апостол объясняет, почему они так поступают, и каков конечный результат: «А поскольку они посчитали ненужным познавать Бога, то Бог оставил их на произвол их испорченных умов, допустив делать то, чего делать не должно» (Римлянам 1:28; тут и далее – Новый Русский Перевод).

Несмотря на распространенные предположения, большинство последователей языческих религий утверждают, что не верят в сатану. Однако нет сомнений в том, что именно он является их главным источником влияния и контроля. Они обожествляют его в своих мирских и чувственных практиках. Павел ясно говорит, как сатана действует среди людей, живущих без Бога, используя свою силу, знаки, обман и ложь: «Приход беззаконника – это дело сатаны. Он будет действовать, являя разнообразные силы, ложные знамения и чудеса и совершая всякие злостные обманы, которым с легкостью поддадутся люди, погибающие из-за того, что не захотели полюбить истину и получить через нее спасение. Потому и посылает Бог таким людям сильное заблуждение, чтобы они поверили лжи, для того, чтобы были осуждены те, кто не поверил истине и одобрил неправду» (2 Фессалоникийцам 2:9-12).

Существование и деятельность сатаны убедительно подтверждается языческими практиками. Это было очевидно не только во времена ранней церкви, но и в современном постмодернистском мире. Для верных христиан, которые знают Господа, языческое поклонение – это то, чем оно кажется – сила и обман князя этого мира, сатаны (1 Иоанна 5:19), который «бродит вокруг, как рычащий лев, в поисках жертвы» (1 Петра 5:8). Таким образом, язычества следует избегать.

English



Вернуться на стартовую страницу

Кто такие язычники? Что такое язычество?



Поделиться этой страницей:



Язычники и христиане

Перейти к содержимому

Резюме

Начиная со второго века нашей эры и до обращения первого христианского императора Константина, книга Робина Лейна Фокса « Язычники и христиане в Средиземноморье » дает увлекательную новую перспективу. в необыкновенную эпоху.

Переход от язычества к христианству в древнем Средиземноморье был процессом, с последствиями которого мы живем до сих пор. Как произошло это монументальное преобразование? Как христианство сравнивалось и соперничало с языческими богами в Римской империи? В этой научной работе отмеченного наградами историка Робина Лейна Фокса христиане и язычники помещаются рядом друг с другом в контексте общественной жизни и противопоставляются их религиозному опыту, видениям, культам и оракулам.

В преддверии времен первого христианского императора Константина книга призвана расширить и подтвердить ценность современных свидетельств, некоторые из которых были обнаружены совсем недавно.

‘Эта блестящая книга является совершенно неожиданным и центральным вкладом в ее предмет. Более того, он легко читается и перечитывается, даже захватывает»
  Питер Леви, Зритель

«Важный и познавательный»
   Файнэншл Таймс

‘Большое и гуманное исследование… На моей полке оно будет с гордостью покоиться между Эдвардом Гиббоном и Питером Брауном’
   Телеграф

«С одной стороны, авторитетный анализ и реконструкция, по-видимому, далекого и чуждого общества, а с другой — подробное изучение единственного наиболее значительного процесса в нашей истории»
   The Times

Робин Лейн Фокс (род. в 1946 г.) является членом Нового колледжа в Оксфорде и читает университет по древней истории. Другие его книги включают Классический мир , Александр Великий , Язычники и христиане и Несанкционированная версия . Он был историческим советником Оливера Стоуна по созданию фильма Стоуна « Александр », за который он отказался от всех своих гонораров при условии, что он сможет принять участие в кавалерийской атаке против слонов, которую Стоун устроил в марокканской пустыне.

Подробнее

  • Выходные данные: Penguin
  • ISBN: 9780141022956
  • Length: 800 pages
  • Dimensions: 198mm x 33mm x 129mm
  • Weight: 543g

All Editions

  • Paperback 2006
  • Ebook 2006

Share

  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • LinkedIn
  • Email
  • WhatsApp

About the author

About the author

More from this Author

Homer and His IliadRobin Lane FoxThe Invention of MedicineRobin Lane FoxAugustineRobin Lane FoxThoughtful GardeningRobin Lane FoxTravelling HeroesRobin Lane FoxAlexander the GreatRobin Лейн ФоксНесанкционированная версияРобин Лейн ФоксКлассический мирРобин Лейн Фокс

Язычники и христиане в городе

«Книга Смита — захватывающая, ясная и лишенная профессионального жаргона научная книга из всех когда-либо написанных».
— Список книг (ЗВЕЗДНЫЙ обзор)

«Увлекательно. . . . Смит утверждает, что большая часть того, что мы понимаем как марш секуляризма, является чем-то вроде иллюзии, и что за кулисами того, что на самом деле происходит в современной культурной войне, является возвращением языческой религиозной концепции, которая была наполовину похоронена (хотя так и не была полностью погребена). так) с возникновением христианства».
— Росс Даутхат в The New York Times

«В проявлении силы политической/институциональной истории и морального/политического богословия Смит сочетает культурные войны между язычеством и иудео-христианством в имперском Риме с современными культурными войнами в США. Неизбежная религиозность/теология политеистического язычества тогда и сейчас борется с трансцендентной религией за символическое, культурное и политическое господство. Один из немногих писателей-правоведов, разобравшихся в кажущейся бессвязной и противоречивой судебной практике отношений между церковью и государством в современной Америке, Смит контекстуализирует и подтверждает свои аргументы. . . . Настоятельно рекомендуется.»
— Choice

«Элегантная интерпретация предложения Т. С. Элиота о том, что состязание между христианством и «современным язычеством» решит будущее Запада».
— Publishers Weekly

« Язычники и христиане в городе » Стивена Д. Смита — удивительно обширная и глубоко продуманная книга. Его ясный стиль вовлекает читателя в мир древних вопросов и современных дебатов, часто удивительные связи которых Смит помогает нам увидеть в новом и наводящем на размышления свете. Как секуляристы, так и верующие могут многому научиться из его тщательного, взвешенного и щедрого рассказа».
— Энтони Кронман
Йельская юридическая школа

«Написанный с характерной для Смита ясностью и остротой, Язычники и христиане в городе исследует широкий спектр истории, права, политической теории и религии, чтобы исследовать некоторые из самых глубин прошлого и актуальные вопросы человечества — и предупреждает, как наши ответы на эти вопросы повлияют на наше будущее».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts