Икона матери божьей покрова: Икона Покрова Божией Матери. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

Разное

Содержание

Икона Покрова Божией Матери. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь / Монастырский вестник

В пер­вой по­ло­вине X ве­ка в Ца­рь­гра­де жил ве­ли­кий по­движ­ник Ан­дрей Юро­ди­вый, спо­доб­ляв­ший­ся чуд­ных ду­хов­ных ви­де­ний и ве­ли­ких от­кро­ве­ний.

Од­на­жды он при­шел в зна­ме­ни­тый Влахерн­ский храм, где хра­ни­лась ри­за Бо­го­ма­те­ри с Ее омо­фо­ром и ча­стью по­я­са.

Омо­фор — это по­кры­ва­ло, ко­то­рым иудей­ские жен­щи­ны по­кры­ва­ли го­ло­ву и ко­то­рое спус­ка­лось до ног.

Бла­жен­ный Ан­дрей при­шел в храм от­сто­ять все­нощ­ную. Его со­про­вож­дал юный по­чи­та­тель его Епи­фа­ний, быв­ший впо­след­ствии, с име­нем По­ли­евк­та, пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Бла­жен­ный Ан­дрей обык­но­вен­но по­дол­гу оста­вал­ся в церк­вях и по­сле окон­ча­ния служ­бы. На этот же раз все­нощ­ное бде­ние про­дол­жа­лось дол­го. В чет­вер­том ча­су но­чи Епи­фа­ний уви­дал Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, иду­щую от цар­ских врат в ве­ли­кой сла­ве. Ее под­дер­жи­ва­ли Иоанн Кре­сти­тель и апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Окру­жа­ло Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу мно­же­ство свя­тых в бе­лых и си­я­ю­щих одеж­дах, и все они пе­ли ду­хов­ные гим­ны. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца при­бли­зи­лась к ам­во­ну.

Ду­мая, не есть ли это ви­де­ние ис­ку­ше­ние для него, бла­жен­ный Ан­дрей спро­сил Епи­фа­ния:

— Ви­дишь ли Гос­по­жу и Ца­ри­цу ми­ра?

— Ви­жу и ужа­са­юсь, — от­ве­чал Епи­фа­ний. Меж­ду тем Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца пре­кло­ни­ла ко­ле­на и дол­го мо­ли­лась, и сле­зы сте­ка­ли по ла­ни­там Ее. Бо­го­ма­терь про­шла в ал­тарь и дол­го еще там мо­ли­лась за на­род. За­тем Она вы­шла от­ту­да, сня­ла быв­шее на Ней го­лов­ное по­кры­ва­ло и, тор­же­ствен­но дер­жа его в ру­ках, рас­про­стер­ла над все­ми мо­ля­щи­ми­ся, как бы по­кры­вая им их. За всем этим сле­ди­ли св. Ан­дрей и Епи­фа­ний, по­ка ви­де­ние не ис­чез­ло. Ан­дрей пе­ре­дал о нем на­ро­ду, и рас­сказ его про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние.

В Гре­ции празд­ник По­кро­ва не по­лу­чил по­все­мест­но­го рас­про­стра­не­ния. Это мож­но объ­яс­нить сму­та­ми, вол­но­вав­ши­ми в то вре­мя им­пе­ра­тор­ский и пат­ри­ар­ший пре­сто­лы. В гре­че­ских свят­цах празд­ник По­кро­ва да­же не упо­ми­на­ет­ся.

Но рус­ская ду­ша, чту­щая Бо­го­ма­терь, бы­ла уми­ле­на и по­ра­же­на этим со­бы­ти­ем, в ко­то­ром так яр­ко вы­ра­зи­лось мо­лит­вен­ное пред­ста­тель­ство Вла­ды­чи­цы Небес­ной за лю­дей. В од­ном древ­нем сла­вян­ском Про­ло­ге ка­кой-то князь или епи­скоп пи­шет: «Егда слы­шах, по­мыш­лях: ка­ко страш­ное и ми­ло­серд­ное ви­де­ние и па­че на­де­я­ния и за­ступ­ле­ния на­ше­го бысть без празд­не­ства… Вос­хо­тех, да не без празд­ни­ка оста­нет­ся св. По­кров Твой, Пре­б­ла­гая»! Уста­нов­ле­ние празд­ни­ка в Рос­сии до­ка­зы­ва­ет­ся и сло­ва­ми цер­ков­ной пес­ни на празд­ник По­кро­ва, в ко­то­рой ука­зы­ва­ет­ся как на об­сто­я­тель­ства ви­де­ния во Влахерн­ском хра­ме, так и на по­чи­та­ние это­го со­бы­тия рус­ски­ми: «Вла­ды­чи­це, с чест­ны­ми и слав­ны­ми про­ро­ки, с вер­хов­ны­ми апо­сто­лы, и со свя­щен­но-му­че­ни­ки, и со ар­хи­ереи за ны греш­ныя Бо­гу по­мо­ли­ся, Тво­е­го По­кро­ва празд­ник в Рос­сий­стей зем­ли про­слав­ль­шия».

В кон­це XIV ве­ка был в Ца­рь­гра­де рус­ский дьяк Алек­сандр, ко­то­рый ви­дел во Влахерн­ской церк­ви ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, «Юж ви­де свя­тый Ан­дрей на воз­ду­се, за мир мо­ля­щу­ю­ся».

В Рос­сии как празд­ник По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри, так и ико­на По­кро­ва — тро­га­тель­ный сим­вол неустан­но­го пред­ста­тель­ства Вла­ды­чи­цы за род люд­ской — при­шлись осо­бен­но по серд­цу. Празд­ник По­кро­ва, не бу­дучи дву­на­де­ся­тым, че­ству­ет­ся в на­род­ном бы­ту не ме­нее дву­на­де­ся­тых. Есть це­лый уезд­ный го­род Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии — По­кров. В од­ной Москве есть По­кров­ский мо­на­стырь, По­кров­ская об­щи­на се­стер ми­ло­сер­дия, По­кров­ский со­бор, на­зы­ва­е­мый обык­но­вен­но хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го. Со­бор этот за­ло­жен ца­рем Иоан­ном Ва­си­лье­ви­чем Гроз­ным по­сле воз­вра­ще­ния из ка­зан­ско­го по­хо­да в па­мять взя­тия Ка­за­ни, так как в празд­ник По­кро­ва про­изо­шел при­ступ и рус­ские овла­де­ли го­ро­дом.

Ико­на По­кро­ва изо­бра­жа­ет обык­но­вен­но ам­вон Влахерн­ско­го хра­ма, с ко­то­ро­го дья­кон, про­тя­ги­вая ру­ку с ора­рем, про­из­но­сит ек­те­нию. Око­ло ам­во­на мо­ля­щий­ся на­род, а сре­ди него бла­жен­ный Ан­дрей в ру­би­ще ука­зы­ва­ет Епи­фа­нию на сто­я­щую в об­ла­ках Вла­ды­чи­цу, окру­жен­ную свя­ты­ми и ан­ге­ла­ми. Она дер­жит на ши­ро­ко рас­про­стер­тых ру­ках Свой омо­фор. Та­кое изо­бра­же­ние ико­ны По­кро­ва мож­но ви­деть, на­при­мер, на пла­фоне ку­по­ла церк­ви Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та.

Из­дав­на су­ще­ство­ва­ли в Рос­сии хра­мы и це­лые мо­на­сты­ри в честь По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Так, по пре­да­нию, бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский в го­ро­де Бо­го­лю­бо­ве, близ Вла­ди­ми­ра, по­стро­ил храм По­кро­ва. В Нов­го­ро­де в XII ве­ке су­ще­ство­вал Зве­рин­ский мо­на­стырь в честь По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри.

Вот неко­то­рые из чти­мых икон По­кро­ва в Рос­сии:

В Москве: в По­кров­ском со­бо­ре Ва­си­лия Бла­жен­но­го; в церк­ви Вос­кре­се­ния, что в Ба­ра­шах, и в церк­ви По­кро­ва в Крас­ном се­ле.

В Харь­ко­ве, в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви, за ре­кой Ло­па­нью, про­сла­вив­ша­я­ся по­мо­щью жи­те­лям во вре­мя хо­ле­ры.

В Мин­ской гу­бер­нии: в го­ро­де Но­во­груд­ке, в Ни­ко­ла­ев­ском со­бо­ре, и в се­ле Жу­ко­ве.

В Яро­слав­ской гу­бер­нии, в трех вер­стах от Уг­ли­ча, на дру­гом бе­ре­гу Вол­ги, в По­кров­ском Па­и­си­е­вом мо­на­сты­ре.

В Во­ло­год­ской гу­бер­нии, в Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­ком мо­на­сты­ре, на­пи­сан­ная са­мим ос­но­ва­те­лем оби­те­ли преп. Ди­о­ни­си­ем Глу­шиц­ким, жив­шим в на­ча­ле XV ве­ка.

В По­кров­ском Доб­ром мо­на­сты­ре, близ г. Лих­ви­на Ка­луж­ской епар­хии так­же есть чти­мый об­раз По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Еже­год­но в кон­це ав­гу­ста ико­ну тор­же­ствен­но при­но­сят в г. Лих­вин, где она оста­ет­ся око­ло ме­ся­ца и по­се­ща­ет до­ма жи­те­лей, а к празд­ни­ку сво­е­му воз­вра­ща­ет­ся об­рат­но в мо­на­стырь.

Са­мая же из­вест­ная из икон это­го име­ни есть ико­на Пско­во-По­кров­ская, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 1 ок­тяб­ря.

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Икос 1

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая: Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение; радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище. Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище; радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление. Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение; радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими. Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими; радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 2

Видевше Тя святый Андрей со Епифанием в церкви на воздусе за христианы Богу молящуюся, познаша, яко Матерь еси вознесшагося на Небо Христа Бога нашего, и, припадше на землю, радостно покланяхуся всеблагому покрову Твоему, зовуще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменен еси, Богородице Дево, в защищении людей православных, сего ради врази наши не познают, коль сильна есть молитва Божия Матере. Мы же, о Твоем всемощнем заступлении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем: Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных. Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая. Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей; радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков. Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; радуйся, Еяже ради врата Рая всем нам отверзаются. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему всечестному покрову: единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Тем убо всяк возраст верных славословит Тя и Сына Твоего, зовущ: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земли простираеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по коегождо потребе подаеши, благодарне вопиющим: Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо; радуйся, святых храмов и олтарей первейшее украшение. Радуйся, благочестия вернейшее ограждение; радуйся, благосердых градоправителей неусыпающая Споспешнице. Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских; радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным. Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей; радуйся, благословение домов и семейств благочестивых. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице: стоиши бо пред лицем олтаря Господня воздвигши руце Твои, и молишися, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы, и послушает прошения призывающих имя Твое святое, к Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Услыша Господь Бог Иисуса Навина, молящася и повелевающа солнцу стати, дондеже отмстит врагом. Слышит и Твоя ныне моления Господь Иисус, избранная Палато Духа Святаго. Темже и мы, грешнии, на Твой надеющеся покров, Тебе, яко Божией Матери, глаголати дерзаем: Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая; радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая. Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая; радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение. Радуйся, верных пастырей Церкве бодрость и вразумление; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь Наставнице. Радуйся, невозмущаемое успокоение благоговейных старцев; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 5

Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о, Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут. Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся, Огнь Божественный — Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотроковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей. О таковем убо знамении милосердаго Ея заступления услышавше, ужасом и радостию одержими, вси глаголаху: Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая; радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая. Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая; радуйся, столпе облачный от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающий. Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий; радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Дивно Тя от Небес во Влахернстей церкви явльшуюся Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей и преподобных и жен святых сословие восхвалиша. Предтеча с Богословом поклонишася, людие же, сущии в церкви, с веселием вопияху: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуся, рече: «Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу»: Радуйся, Ковчеже Завета, в немже хранится освящение всего рода человеческаго; радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя. Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца; радуйся, оставленных врачами на свои всемощныя руце приемлющая. Радуйся, разслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвизающая; радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая; радуйся, жестокость нераскаяннаго сердца нашего умиляющая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальная приносит Тебе, истенней Божией Матери и Заступнице всех притекающих к Тебе, ведуще, яко несокрушимым покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют, како восхвалити по достоянию великий всечестнаго Покрова Твоего праздник: вся бо о Тебе от них глаголемая не суть довольна к единому исчислению щедрот Твоих. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, с веселием взываем: Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным нам в помощь, покров и защиту, да будущи печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа.

Икос 10

“Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящася к Тебе и призывающа имя Мое на помощь, да не отъидет от лика Моего тощ и неуслышан”. Сию всеблагую молитву слышавше, собори святых благодарно возопиша: Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим. Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение; радуйся, бедствующим в пути, на суше и водах внезапное вспоможение. Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице селящих. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще и теплей Твоей молитве о нас внемлюще, просим Тебе, Дево Богородице, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, в молитве горящую, видящи Тя на воздусе Влахернская церковь, согласно со множеством людей, в ней бывших, возглашаше: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне?” Святый же Андрей со Епифанием тепле моляхуся к Тебе, зовуще: Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице; радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице. Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице; радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных. Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих; радуйся, всежеланное совершение благих супружеств. Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение; радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата и умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твой державный покров, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и покланяемся Тебе, о нас молящейся: веруем бо и надеемся, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая вечная и временная всем с любовию вопиющим Тебе сице: Радуйся, всей вселенной крепкое заступление; радуйся, всех стихий земных и небесных освящение. Радуйся, всех времен года благословение; радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание. Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих; радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников. Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных; радуйся, самих отчаянных от рова погибели исхищающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! К Тебе возвожду душевныя и телесныя очи, к Тебе простираю разслабленныя руце и из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение души моея, покрый мя всемощным омофором Твоим, да избавлюся от всех бед и напастей, и в час кончины моея, о, Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения, да выну покланяяся зову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы
Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.


Чудесным знамением Божественного Покрова над обителью явилось обновление иконы Пресвятой Богородицы. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (июль 1991 год) сестры-монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Когда настоятельница и казначея приехали в Никольскую церковь на Большеохтинском кладбище, их провели в помещение, где хранились старые, требующие реставрации образа, и предложили выбрать любые. Матушка Серафима обратила внимание на стоявшую между стеллажами большую икону с полукруглым завершением и подняла ее. На холсте, натянутом на деревянный подрамник, с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону привезли в монастырь и поместили в алтаре храма Собора Двенадцати Апостолов – по своей форме она подходила к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой.


Об этом чуде настоятельница монастыря игумения Серафима сообщила Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней акафист Покрову Божией Матери, что и совершается ныне каждую пятницу после вечернего богослужения.


Дивный образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой Покров. Вокруг нимба надпись: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», а внизу иконы – строка из акафиста: «Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице». Очи Заступницы наполнены слезами. Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова говорит: «Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она нас больше любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи».


Позже открылось еще одно знаменательное обстоятельство. На обратной стороне холста обнаружили надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1908 г. Лесна». Как известно, Леснинский монастырь, расположенный на территории Польши, находился под духовным окормлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, который так трогательно отзывался об этой обители: «Она – моя питомица была и есть». Инокиня Леснинского монастыря Параскева рассказывала: «При сооружении Иоанновского монастыря делали пристройки жилого корпуса. Приехавший как-то отец Иоанн посетил пристройку и сказал: «Прибавьте, прибавьте для Леснинских монашенок». Никто тогда ничего не понял, но воля отца Иоанна была выполнена, и пристройка была увеличена.


И что же, через несколько лет после кончины отца Иоанна, во время Германской войны, после эвакуации западного края, где находился Леснинский монастырь, часть сестер его в числе 40 человек нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря. Только тогда вспомнили пророческие слова отца Иоанна и поняли, к чему он это сказал».


Долгое время оставалось тайной, когда именно образ Покрова из Лесны был привезен в Петербург и где находился на протяжении многих десятилетий. Но по дивному Промыслу Божию икона, связанная с памятью батюшки Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление.


А вскоре обнаружилось еще одно обстоятельство. Оказалось, что в Никольском храме, где хранилась икона Покрова, долгое время служила алтарницей монахиня Агапита, постриженица Иоанновской обители. Видимо, ее стараниями была сохранена икона Покрова Божией Матери. Так, по милости Божией, несмотря на многие годы разорения и забвения не прерывается духовная связь между прошлым и современным поколением Иоанновских сестер.

Святыня монастырей

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

дата основания:

1900 год

Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 45

Свято-Покровский мужской монастырь с. Доброе

дата основания:

14 год

/
Белевская епархия

Тульская область Суворовский район с. Доброе, д.86

Покровский Шиханский женский монастырь

дата основания:

1890 год

/
Кузнецкая епархия

Пензенская область Никольский район , с. Новая Селя , ул.Центральная 102.

Свято-Покровский мужской монастырь города Корсакова

дата основания:

1999 год

/
Южно-Сахалинская епархия

Сахалинская область,город Корсаков, улица Окружная, 138

Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище

дата основания:

2021 год

/
Владимирская епархия

Владимирская обл., Судогодский район, с. Спас-Купалище, д.4

Икона Покрова Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

Празднование 1 / 14 октября

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой
честный,
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу
молящуюся.

Величание в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы



Икона Покрова Пресвятой Богородицы, празднование 1 / 14 октября

Прошлое — это бесконечная даль, и
чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как
глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но
бывают события, которые объединяют все столетия, все
народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд,
отмеривающее земной человеческий путь, словно бы
перестает существовать.

К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло
очень давно — историки до сих пор спорят, когда
именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что
произошло темной ночью во Влахернском храме
Константинополя, вообще не имеет времени.

Древний Царьград поражал современников своими храмами и
дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными
стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался
бы особенно большим — всего несколько сот жителей,
даже внутри городских стен — нивы, огороды,
виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это
был один из крупнейших городов ойкумены — обитаемого
мира — столица огромной Византийской империи, царь
городов и город царей. Владения Второго Рима простирались
от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских
гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно
воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов
собственные. Жители империи называли себя ромеями
(«римлянами»), и Константинополь был для них
Новым Римом, где жили представители разных народов: греки,
сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная
вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и
закрепленная деяниями Вселенских Соборов.

В VI веке, во времена правления императора Юстиниана,
ходил по улицам Царьграда поэт и пономарь Роман
Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес. Служил он в
первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии
— Премудрости Божией, но не имел дара истового и
красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества
Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили
от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к
образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела
взять свиток («кондакион», по-гречески) и
проглотить его.

И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением,
что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского
Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных
им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти
святого Романа Сладкопевца отмечается православными
христианами 1 октября.

Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил
Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о
его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он
прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И
тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил
Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а
по ночам подолгу молился в царьградских храмах.

В Константинополе было много церквей, а одним из самых
почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива
Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный
драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой
Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил
храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458
году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо:
«был некогда в Константинополе в одной из церквей
образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий
его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо
всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы
подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне
видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и
оставался там до следующей пятницы».

Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и
находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511
году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось
перед ним особое ночное бдение с песнопениями.

Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный
период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в
пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом
и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное
бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива
нарушал благоговейную тишину, все молились:
«Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси
нас!»

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и
верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии
шестьдесят седьмым по счету патриархом
Константинопольским…

И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным
светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от
царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы,
Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с
Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн
Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный
свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех,
молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый
Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу»,
— ответствовал тот.

И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за
христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей
подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над
молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло
собою весь православный мир. «Видишь ли,
брате?..» — «Вижу, святый
отче…»

И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно
виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров
сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1
октября в царствование императора Византии Льва VI
Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было
это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о
грешном роде человеческом.

Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова
Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла
Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали
сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог
риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже —
от агарян, в 866 году — и от набега русских
язычников Аскольда и Дира с дружиной.

Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы
православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось
само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и
ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи
ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен
Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв
Православие, стали украшать свою землю великолепными
храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу
и Предвечного Сына Ее.

И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе,
стало для них великим праздником. Со временем именно наша
страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук
тысячелетней Византийской империи светоч Православия и
понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву
Третьим Римом.

…А теперь перенесемся из знойного, роскошного и
богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю
XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий
князь Андрей Боголюбский (1111—1174) — второй
сын великого князя Юрия Долгорукого.

Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный
на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса
храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он
добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в
своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее
чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от
внутренней розни. «Яко тамо (в Царьграде) сущая
народы в церкви милостиво покры, тако и нас, грешных раб
Твоих, покрой кровом крилу Твоего», — писали
древнерусские книжники.

Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник
Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в
честь него необыкновенный по красоте храм Покрова —
в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек
Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все
последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров
Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град
многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю
горы во Владимире — огромный златоглавый Успенский
собор. Над главными Золотыми воротами города — храм
Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси
храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным
творением зодчих.

Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и
разобщенности своей земли. Свято верил, что покров
Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме
разделения нашего». Пришло время, и развеялась та
тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник
всей Русской земли и мира православного: «Богородица
всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля
дары приносит, яко Царице, Божией Матери», —
читается на службе в праздник Покрова.

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле.
Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди.
Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин
монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде.
Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах
— в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего
Покровский собор (его называют еще храмом Василия
Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов
московского юродивого), заложенный царем Иваном
Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на
Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло
Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский
храм Красного села. Из русских обителей местночтимые
образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом
монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского
водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре
Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ
города Лихвин Калужской епархии.

1 октября в многочисленных Покровских храмах России
служились и служатся праздничные службы. Из века в век
вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею
юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И
верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров
Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения.
Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей
осажден был еретическим войском польского короля Стефана
Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому
иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из
Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город
удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями
огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи
проломов была построена церковь и специально для нее
написан образ — особый извод Покрова, известный как
Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу
Досифею». Владычица пишется здесь вместе с
преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении
благоверных князей киевских и псковских.

Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII
веку. Уже к следующему столетию сложились два основных
извода этой иконы. Московский извод изображает само
чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием;
здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе
новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми
вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы
— считается, что это изображение того чуда, которое
еженедельно свершалось во Влахернском храме.

…В прошлые времена русские крестьяне, собрав
урожай, готовились к свадьбам: «Мать-Покров! Покрой
землю снежком, меня молоду платком». Девушки-невесты
всегда ставили на Покров свечи перед иконой праздника
— которая раньше поставит, та прежде и замуж выйдет.
До Покрова крестьяне хранили пожинальник — последний
сноп с последней сжатой полосы, на Покров же его
торжественно выносили во двор и давали скотине, чтобы
оберечь ее от зимней бескормицы и иных бед.

Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и
особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале
XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы
— он есть в любом храме. Посмотрите на икону
внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках
человеческую историю и в то же время — святыню, как
бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства.
Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят
молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и
народов, и души благочестивых наших предков.

Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, —
именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы
увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он
давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую
знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно
пишется в темно-красных тонах — в цветах
императорского пурпура. В центре на амвоне —
знакомый нам Роман Сладкопевец со свитком в руках, живший
задолго до Андрея юродивого. Но и этот Андрей стоит рядом
— в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику
Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом
Сладкопевцем — византийский император, Вселенский
патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь
небесная: пророки, святители, мученики… Среди них
Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила
всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом
средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в
руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно
покрывает собою весь православный мир.

А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и
все моления, — образ Спасителя.

Тропарь, глас 4

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми
Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе
пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным
Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына
Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и
земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!
Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас,
недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу
Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и
пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с
верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты
умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него
возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к
несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас,
молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и
испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и
бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям
правду и нелицеприятие, наставником разум и
смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом
послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий,
скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам
дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух
чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на
немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь
правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри,
младенцы воспитай и призри на всех нас призрением
милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины
греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению
спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго
пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего;
преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и
братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми
жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и
упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница
всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и
Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и
весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

икон Божией Матери —

января

Икона Божией Матери «Ты Виноградник» (груз. Шен хар венахи)

В праздник святого Василия Великого празднуем икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Ты Виноградник», потому что в этот день Пресвятая Богородица через Свою икону исцелила неверующего человека от неизлечимой болезни. После того, как он был исцелен, он начал верить. Позже икона потекла…

Подробнее

Елецкая икона Божией Матери

Об этой иконе известно только то, что она находилась в городе Ельце Орловской губернии. Кроме того, летопись фиксирует год ее явления — 1060, что совпадает с годом Елецко-Черниговской иконы (5 февраля). Исследователи считают, что Елецкая икона является поздней копией…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери «Миладочник»

Икона Божией Матери «Милодатница» первоначально находилась в Лавре Святого Саввы Освященного близ Иерусалима. Перед смертью святой основатель Лавры предсказал, что Лавру посетит царственный паломник, носящий такое же имя, как и он сам. Святой Савва рассказал братии…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери «Акафист»

Икона Божией Матери «Акафист» находится на иконостасе собора Хиландарского монастыря. Икона «Акафист» известна потому, что во время пожара в соборе в 1837 году перед иконой читался акафист, и она осталась невредимой, на радость…

Подробнее

Икона Божией Матери «Иерейская»

Икона Божией Матери «Священническая» стоит в соборе Хиландарского монастыря у колонны левого клироса. Некий священник-еретик, объявивший себя православным, действовал в Хиландарском монастыре со злой целью, но был наказан. Во время шествия на…

Подробнее

Икона Божией Матери «Радость и Утешение»

Ватопедская икона Божией Матери «Утешение» или «Утешение» находится в старом Ватопедском монастыре на Афоне, в Благовещенской церкви. Он назывался «Ватопед», потому что возле этого монастыря Аркадий, сын императора Феодосия Великого, упал с корабля…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери «Заколотая»

Икона Божией Матери «Пронзаемая» (греч. «Есфагмени», славян. «Закланная») датируется XIV веком и находится в Ватопедском монастыре на Афоне, в часовне, посвященной святому Димитрию Салоники. Икона написана на холсте, и…

Подробнее

Икона Божией Матери «Ксенофонт Одигитрия»

По преданию, сия чудотворная икона много лет находилась в Ватопедском монастыре на Афоне, в кафоликоне перед колонной на левом клиросе. В 1730 году она таинственным образом исчезла не только из церкви, но и из монастыря. Поскольку двери были заперты, монахи…

Подробнее

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» написана так: в комнате икона Божией Матери, а под ней коленопреклоненный юноша молится. Предание об исцелении через эту святую икону некоего юноши от телесной болезни записано в книге…

Подробнее
Тропарь и кондак

Перенесение в Москву иконы Божией Матери «Утоли мою печаль»

Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» прославилась в Москве многими чудесами во второй половине XVIII века, особенно во время чумы 1771 года. Икона была привезена в Москву казаками в 1640 году в княжение царя Михаила (1613-1645), и…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери Суморина-Тотмская

Город Тотьма расположен в Вологодской губернии. Святой Феодосий подвизался поблизости в XVI веке, и место было названо Тотемским, по месту его подвигов. Жители Тотьмы с почтением относились к престарелому старцу и помогали ему своими средствами. Когда…

Подробнее

Икона Божией Матери «Тиносская»

Чтимая икона Благовещения была обнаружена в руинах древнего храма св. Иоанна Предтечи 30 января 1823 года. Незадолго до праздника Благовещения в 1821 году пожилому человеку Михаилу Полизоесу приснился сон. Которому явилась ему Матерь Божия в сиянии…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери Ахтырская

День памяти 2 июля

Ахтырская икона Пресвятой Богородицы явилась 2 июля 1739 года в селе Ахтыр в районе Харькова, к востоку от Киева, Россия.

Отец Василий Данилов, праведник сильной веры, был священником Успенского храма в Ахтыре. Ему захотелось опробовать новую косу, и поэтому он пошел в поле возле церкви. Начав косить высокую траву, отец Василий заметил сияющую лучезарным светом икону Божией Матери. Бросив косу, он упал на колени и стал молиться, после чего отнес икону к себе домой.

Икона пролежала в доме священника три года. Никто не мог ночевать в одной комнате с иконой, потому что необъяснимый страх заставлял их уйти.

Однажды ночью во сне отцу Василию явилась Богородица, упрекая его в том, что он не очистил икону за три года, как нашел ее. Проснувшись, он отряхнул икону, обмыл ее водой и снова заснул. В ту же ночь ему приснился другой сон, в котором он видел себя идущим к реке, чтобы вылить воду, которой он мыл икону. Богородица снова явилась ему и повелела вернуться домой с водой, объяснив, что она исцеляет людей от малярии и лихорадки.

Когда дочь отца Василия заболела малярией, он дал ей попить водички, и она тотчас выздоровела. Таким же образом получали исцеление и другие. Священник решил, что икона не должна оставаться в его доме, и отнес ее в церковь.

Иконописцу Иоанну было поручено восстановить икону. Когда его сын заболел малярией, Иоанн вспомнил, как вода для омовения иконы исцеляла людей от этой болезни. Поэтому он вымыл икону и напоил сына водой. Юноша тотчас исцелился, и после этого было много других чудес.

Чудеса Ахтырской иконы исследованы не менее трех раз. В 1751 году Святейший Синод определил достоверность сведений о чудесах и объявил икону чудотворной.

Императрица Елизавета велела построить в Ахтыре каменный храм для иконы и лично пожертвовала две тысячи рублей. Святой Иосиф Белгородский благословил краеугольный камень. Церковь была освящена в 1768 году.

Царь Николай I повелел в субботу перед Пятидесятницей Ахтырскую икону взять из Покровского собора и с крестным ходом отнести в Ахтырско-Троицкий монастырь. Икона была возвращена в собор на неделе Всех Святых. К сожалению, икона была украдена из Покровского собора 1 апреля 19 года.05. Однако многие копии Ахтырской иконы были сделаны до того, как она была украдена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы