Икона неопалимая купина фото значение в чем помогает куда вешать: значение образа, в чем помогает, история святыни

Разное

Содержание

Икона «Неопалимая Купина»: значение, в чем помогает

  1. Как возник святой образ «Неопалимая Купина»?
  2. Иконография святыни – как истолковать изображение?
  3. Икона Матери Божьей «Неопалимая Купина»: о чем молятся реликвии?
  4. Икона «Неопалимая Купина» — молитва к Богородице

Икона Божией Матери, известная под названием «Неопалимая Купина», является одной из самых прекрасных, но в то же время и самых загадочных реликвий. Каждая деталь изображения несёт в себе глубокий, скрытый смысл, призывает отринуть материальный мир и обратиться мыслями к духовному. Поэтому, склоняясь в молитве перед этим образом, человек способен отбросить всю мирскую суету, очистить свою душу от соблазнов, раскаяться в грехах и ощутить нисходящую на него благодать. А чтобы постичь замысел иконописца в полной мере, прочитайте нашу статью – она поможет расшифровать все особенности святыни.

Как возник святой образ «Неопалимая Купина»?

По преданию, первая икона Божией Матери «Неопалимая Купина» была написана на скале в Иерусалимской пустоши. Мастер соединил в работе сюжеты из Ветхого и Нового Заветов – ведь, согласно книге «Исход», Господь являлся Моисею на вершине Синай в облике горящего, но не сгорающего куста. Но существовало ли подобное растение на самом деле?

Современные учёные считают, что да. Неопалимая купина (второе название – ясенец) принадлежит к классу рутовых. Столь необыкновенные свойства растения объясняются особым строением его листьев и веток – они покрыты почками, из которых постоянно выделяется летучее масло. В сухую и безветренную погоду это вещество возгорается, как только к кусту подносят огонёк. При этом пламя как бы струится по всей длине побега, не нанося никакого ущерба свежим зелёным листьям.

Хотя растения из данного биологического семейства распространены достаточно широко (они встречаются по всей территории Европы и Азии, от побережья Средиземного моря до Дальнего Востока), на полуострове Синай имеется лишь один экземпляр чудесного кустарника. В 324 г. императрица Елена приказала возвести вокруг него капеллу, алтарь которой находится прямо над корнями купины. Куст же пересадили во двор часовни, где он и растёт до сих пор.

Неопалимая купина́ — куст, в пламени которого, Бог впервые явился пророку Моисею.
Монастырь Святой Екатерины у подножья горы Синай.

А в VI ст. на месте часовни была воздвигнута греческая православная обитель, носящая имя св. Екатерины (также известна как Преображение). Несмотря на множество войн, прокатившихся по этой земле, её не разорили ни сарацины, ни наполеоновские войска. В монастырском храме нет иконостаса – вместо него у алтаря лежит каменная плита, отверстие в которой обозначает место, где когда-то рос чудесный куст. Обычно оно закрыто щитом из серебра. На металле отчеканены сцены Распятия, лики апостолов, образ св. Екатерины, здание Синайского скита и даже изображение самой неопалимой купины.

Постепенно облик реликвий, представляющих Небесную Царицу в ипостаси неопалимой купины, изменялся. Современные православные иконы отличаются более сложной богословской интерпретацией – на них Дева Мария воплощена в образе Невесты Неневестной, невинно зачавшей от Святого Духа. Она осенена божественным светом, сжигающим всю нечистоту, грехи и пороки. Это пламя – символ душевной и телесной непорочности Богородицы, сохраняемой Ею до самого успения.

Иконография святыни – как истолковать изображение?

Как и все иконы Божией Матери, образ «Неопалимая Купина» основан на тексте церковного песнопения. В торжественном гимне Небесная Дева, родившая Спасителя, уподобляется кусту, объятому пламенем, которое не в силах причинить ему вред. Но этим его значение не исчерпывается. Антоний Сурожский говорил, что данная реликвия отличается «подлинно космическим» звучанием, представляет Богородицу как Софию (священную Мудрость) и Вселенскую Церковь. Что же стало основанием для такого утверждения?

Современный образ «Неопалимая Купина» являет зрителю поясное изображение Небесной Царицы, на руках которой восседает Иисус Христос. Такой иконописный канон носит название «Одигитрия» – Путеводительница. Фигуры вписаны в звезду с восемью углами. На груди Девы Марии – стилизованная лестница, камень, миниатюрный дом и собственно несгорающий куст. Эти элементы повторяются и в рисунках по краям иконы, раскрываясь более полно. Вот значение каждого из них:

  • лестница – это прообраз пути, который ведёт от земли (материального мира) до святых Небес, представший в видении св. Иакова;
  • камень, или пылающий уголь – знак земной природы человека, его греховности и подверженности соблазнам;
  • храм – образ Небесного Иерусалима, Господнего дома, а также церкви как земной обители Иисуса;
  • горящий куст воплощает явившееся Моисею знамение.

Подобные вставки есть на каждом списке «Неопалимой Купины». Но порой мастер слегка преображает их, добиваясь большей выразительности и ясности рисунка. Вы можете сами убедиться в этом, если пожелаете купить икону из янтаря. Произведение, выполненное согласно всем православным канонам, состоит из самоцветной крошки и более крупных кусочков окаменевшей смолы. Мягкое сияние драгоценных камней придаёт работе удивительную одухотворённость, красоту и возвышенность.

Важен и цвет изображения. Так, четыре луча звезды, окрашенные в синий (иногда используется также зелёный) тон, должны напомнить о неопалимой купине, а алые ассоциируются с божественным огнём, снизошедшим к человеку. Кроме того, на синем фоне пишут сценки с ангелами, служащими Богородице. Как правило, это архангелы стихий, о которых говорится в Апокалипсисе (количество и распределение фигур зависит от выбора иконописца). Они олицетворяют гром, молнию, ветер, ливень, росу, туман (мглу) и стужу. Узнать проводников божественной воли можно по сопутствующим атрибутам – светильнику, туче, мечу, закупоренному сосуду, факелу. А на алых лучах расположены эмблемы евангелистов – Матфея (ангел), Марка (лев), Луки (телец) и Иоанна (орёл).

В образе «Неопалимая Купина» перед зрителем предстаёт весь мир, земные и Небесные силы, собранные в прекрасной и соразмерной гармонии вокруг Спасителя. Он воплощает изначальный замысел Господа, свободный от хаоса, смерти и грехов. Поэтому, стоит Вам купить икону из янтаря, в доме воцарится мир, спокойствие и благодать. Она охраняет жилище от огня, грозы, воров и любых других угроз, исцеляет недуги и приносит счастье. А день почитания святыни (4 или 17 сентября) также является профессиональным праздником всех спасателей Украины.

Икона Матери Божьей «Неопалимая Купина»: о чем молятся реликвии?

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же

В купине, огнем горящей и несгараемей, показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую и нетленну по Рождестве Пребывшую. Тоя молитвами от пламене страстей избави нас и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное, образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею, в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием: радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Популярные товары

Икона Богородицы . ..

500 грн

Икона Божией Матери «Утоли …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона «Небесное Величие …

500 грн

Икона «Богоматерь …

500 грн

Икона «Собор Пресвятой …

500 грн

Икона «Покров Пресвятой …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Боголюбская икона Божьей …

500 грн

Икона Божией Матери . ..

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона «Покров Пресвятой …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Владимирская икона Божией …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Пресвятой Богородицы …

500 грн

Икона «Покров Пресвятой . ..

500 грн

Почаевская икона Божией …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Игоревская икона Божией …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Казанская икона Божией …

500 грн

Икона «Покров Пресвятой . ..

500 грн

Икона «Божья Матерь на …

500 грн

Богородица Ду́хового …

500 грн

Икона Богородицы «Аз есмь с …

500 грн

Икона «Богоматерь …

500 грн

Тихвинская слёзоточивая …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Волынская икона Божией …

500 грн

Икона Богородицы . ..

500 грн

Почаевская икона Божией …

500 грн

Криворовнянская икона …

500 грн

Икона Божией Матери «Всех …

500 грн

Икона Богородицы «Достойно …

500 грн

Владимирская икона Божией …

500 грн

Казанская икона Божией …

500 грн

Икона Божией Матери …

500 грн

Икона «Неопалимая Купина» — молитва к Богородице

Молитва первая. Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая. О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Молитва третья. О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — « Купина неопалимая«, сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом. Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая. О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

икона Божией Матери, значение и история образа, в чем помогает, куда повесить в доме это изображение Богородицы, о чем молятся и от чего защищает, молитва

Полезные материалы


О мощах великого русского святителя Луки Крымского

Путешественники, бывая в Крыму, зачастую заходят и в Свято-Троицкий женский монастырь . ..

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Почему в каждом доме на Руси была икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
    • Полезные материалы
    • История образа
    • Два типа изображения и их значение
    • Случаи чудесной помощи
    • День празднования
    • В ем помогает верующим молитва у этого образа к Божией Матери
    • Особо почитаемые иконы
    • Молитва Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неопалимая Купина»
    • Похожие статьи

Богоматерь «Неопалимая Купина». Конец XVI века. Соловецкий монастырь

Иконография Богородицы Неопалимая Купина была настолько распространена на Руси, что, пожалуй не один дом не обходился без этой художественно изысканной, полной богословских смыслов, иконы.

Интересный факт

Интересно, что в народном сознании её глубокий символизм как бы не замечался, а после семнадцатого века каноническое понимание Неопалимой Купины было частично утрачено и икона существовала, в основном, «на потребу», ее использовали очень функционально, – молились о защите дома от огня, пожаров и молний.

Образ Неопалимая Купина был популярен именно в русской народной среде, он массово воспроизводился небезызвестной фирмой «Жако», начинавшей свою деятельность с фабричного производства жестяных конфетных коробочек.

Полезные материалы

Со временем они переключились на иконы, и, стали печатать наиболее востребованные образы, посредством хромолитографии, – фабричной накатки краски по металлическому листу. Иконы, производства братьев Жако, неплохо хранились и часто встречаются в домах и в наше время.

История образа

Неопалимая Купина, икона Божией Матери
Датировки: XIX в.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 31 см
Многофигурная композиция с неглубоким ковчегом выполнена в иконной манере, в технике миниатюрного письма. В среднике по центру помещено изображение Богоматери с Младенцем на фоне темно-синего ромба, среди золотых звезд, в круглой мандорле с золотыми лучами. По углам ромба — ангелы Господни. Ромб наложен на другой киноварного цвета, с поворотом на 90 градусов, в углах его символы евангелистов. В сегментах между ромбами 8 ангелов с огнем, ларцами, чашами, фонарем. В левом верхнем углу — видение Моисея на Синайской горе, справа — Исайя, Серафим, Облачный Спас. Слева внизу: видение Иезекиилю справа внизу — видение Иакову. Цвета одежд киноварные, зеленые, вишневые, местами с ассистом. Фон средника золотой. По лузге обводка в три цвета черный, красный, белый.
Инв. № КХМ КП 03292.&copy Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Пропедевтическое истолкование ветхозаветных текстов наделило этот образ Богородицы  глубоким смыслом. В основе его лежит древнее церковное славословии, сравнивающее Пречистую Деву с Неопалимой купиной, – кустом, объятым пламенем, который увидел пророк на святой горе. Церковное предание истолковывает это видение как прообраз Боговоплощения.

По тексту Ветхого Завета (Книга Исход 3, 2–4) Ангел Иеговы (или Иегова) явился пророку Моисею в пустыне при горе Хориве для того, чтобы призвать его к избавлению еврейского народа от египетского пленения и к образованию из него втехозаветной церкви Божией: 

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терноваго куста (в древнем славянском тексте «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины»). И увидел он, что «терновый куст горит огнем, но куст не сгарает», («купина горит огнем, купина же не сгараше»). Дал Моисей говорит, что пойдет взглянуть на чудо, отчего куст не сгорает в пламени? Господь увидел, что он идет смотреть, и, в этот момент взывает к нему из куста, – купины ««и сказал (Господь): Моисей, Моисей! Он сказал: вот я!» ».

Образ Богоявления так сильно отпечатался в сердце пророка, что перед смертью, благословляя двенадцать колен Израилевых, называет Бога «явившимся в купине» (обитающим в купине).

Интересный факт

Святые отцы Церкви: св. Ириней Лионский, св. Кирилл Александрийский и св. Григорий Нисский ещё с начала христианства видели в этом ветхозаветном Богоявлении пророку Моисей прообраз воплотившегося Господа, а значит, и Богородицы.  

 Патрологическое понимание чуда нашло выражение в литургических текстах и гимнографии, что в свою очередь не могло не повлиять на художественную сторону церковной жизни. Один из древних богослужебных догматиков – «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила еси и Дева пребыла еси». Составление догматика приписывается св. Иоанну Дамаскину, его толкование образа Неопалимой Купины как бы подытоживает святоотеческую мысль: 

«Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: “Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой».

Моисей у Неопалимой Купины. XII в., Египет, монастырь св. Екатерины на Синае

Самые ранние изображения этого иконописного типа можно увидеть на страницах «Христианской Топографии», греческой рукописи, принадлежащей перу византийского купца, Косьмы Индикоплевса, датируется шестым веком. Это своеобразный свод знаний христианской ойкумены. Греческий вариант книги находится в Ватикане, она богато и изысканно иллюстрирована. Рукопись была широко известна в домонгольской Руси.

В монастыре Хора, находящимся в наше время на территории Турции находится фреска, изображающаяся момент Богоявления пророку Моисею, она так же имеет значение прообраза, –  в кусте художник изобразил Богородицу в виде Знамения (Оранты), с Младенцем на руках. Фреска датируется четырнадцатым веком, это хорошо известное на тот момент, осмысленное изображение. В знаменитом синайском монастыре св. Екатерины есть фресковое изображение Богородицы, объятой языками пламени, так же в позе Оранты.

Древнейшая русская икона Неопалимой Купины находится в Московском Благовещенском соборе; по преданию, она имеет восточное происхождение, в Москву была привезена в конце четырнадцатого века палестинскими монахами. Считается, что она написана на камне скалы Хорив, где Господь говорил с пророком Моисеем из горящего куста.

Два типа изображения и их значение

Иконописный тип Неопалимая Купина можно условно разделить на два закрепившихся в каноне, извода. Первый связан с историческим ветхозаветным, а второй с богословских пониманием чуда.

Первый извод считается несколько архаичным выражением богословской мысли. Он получил небольшое хождение в России и был распространен очень недолго. Возможно, потому, что такие изображения считались аллегориями, сроди фрескам из римских катакомб, изображающим Христа символично, в виде ангца или рыбы. Известно, что св. патриарх Никон боролся с иконами этого типа.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Например, так называемое «Отечество» или «Всевидящее око» сохранились, в основном, в старообрядческой среде. Образ представляет Купину в виде объятого огнем тернового куста, над которым как бы парит в воздухе, изображенная по пояс Пречистая Дева с Младенцем.

Иногда,  нижняя часть иконы дополняется изображением пророка Моисея, пасущего стадо овечек или снимающего обувь, перед тем как ступить на святое место.

Намного большую известность получил второй иконописный извод Неопалимой Купины. На иконе изображают восьмигранную звезду, как бы обрамляющую Богоматерь с Младенцем. Звезда состоит из двух перекрещивающихся квадратов или ромбов, немного неправильной, вытянутой формы.

Один из них окрашен в красный киноварный цвет и символизирует собой образ божественного пламени, второй может быть зеленого или синего цвета, в напоминание о неиссякаемой вечной свежести Неопалимой Купины, ещё одно его значение – Приснодевство Богородицы. Пересекающиеся геометрические фигуры образуют собой звезду, в центре которого — Пречистая Дева.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

По углам иконной композиции изображены светила небесные, а в красных лучах своеобразной  мандорлы или звезды, окружающей Богородицы – так называемые «тетраморфы», это мистические существа, описанные по своим таинственных видениям, пророком Иезекиилем и Апостолом Евангелистом Иоанном Богословом.

Образы мужа, льва, тельца и орла, — эмблемы четырех апостолов-евангелистов. В зеленых лучах или красных (вариаций много) пишутся Небесные Силы Бесплотные – архангелы с их атрибутами: архистратиг Михаил с жезлом или мечом, Гавриил с ветвью благовестия или лилией, Рафаил с «сосудом алавастровым», Уриил с мечом огненным, Варахиил с гроздью виноградной,  Иегудиил  и Салафиил с кадилами.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Икона Неопалимой Купины имеет несколько вариаций. Иногда, Богородица держит в руке «лествицу», в знак того, что Она возвела человечество от земли к Царствию Небесному, – это ещё один ветхозаветный прообраз Богородицы, написанный по сновидению патриарха Иакова.

По углам иконы могут быть показаны ветхозаветные пророческие видения, связанные с воплощением Христа: в левом верхнем — видение Моисею Купины, в правом верхнем — видение пророка Исайи: Серафим, держащий в щипцах раскаленный уголь, в нижнем левом углу, — видение затворенных врат пророку Иезекиилю, справа – небесной лествицы Иакова. На некоторых изводах присутствует элемент «мира горнего» — гора или камень,  ещё один символ восхождения к Небу.
 

Молитва Неопалимой Купине присутствует во многих молитвословах, любят верующие и храм Неопалимая Купина.

Со временем Неопалимая Купина получает новое значение акафистной иконы, теперь ее сложная аллегорическая композиция призвана прославить Богородицу. Суть её, в идее божественного домостроительства, устройства Церкви земной и Небесной, последовательно идущей через ветхозаветное обетование о Спасителе к реальному земному Боговоплощению. Аналогичное цветовое сочетание ромбов (синее и красное) присутствует на иконе Господа “Спас в силах”.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

 

Интересный факт

Иконография Неопалимой Купины имеет несколько уровней истолкования: от исторического ветхо-заветного до высокого богословского. Она как бы ведёт человека от простого к сложному, ее можно назвать учительной.

Случаи чудесной помощи

С начала появления иконы на Руси, уже с пятнадцатого века, записаны свидетельства о ее чудесной помощи. Самое известное чудо от иконы Неопалимой Купины произошло в семнадцатом веке, с личным стременным, конюхом царя Фёдора Алексеевича, Димитрием Колошиным. Он глубоко почитал Богородицу и всегда кланялся ее иконе, висевшей в сенях Грановитой палаты. Однажды, конюх был оклеветан и попал в царскую немилость.

Он прибег к молитве Богородице, как к главному средству помощи, так как все его земные возможности были исчерпаны, не помогли даже связи с известными царедворцами. Он слезно молился у иконы Царице Небесной, и, по молитве его, царю во явилась Сама Богородица и сказала тому о невиновности Димитрия.

Было назначено расследование, доказавшее невиновность царского стременного. В благодарность  своей Заступнице Димитрий Колошин построил единственный в Москве храм иконы Неопалимая Купина.

День празднования

Празднование иконы установлено в день памяти св. пророка Моисея 17 сентября.

В ем помогает верующим молитва у этого образа к Божией Матери

Неопалимая Купина, икона Божией Матери, Избранные святые
Датировки: XVIII в. XVIII – XIX век.
Материал: Дерево, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 30 см
В центральной части иконы Богоматерь с Младенцем изображены на фоне восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них  красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину другой  зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. По углам красного четырёхугольника символы евангелистов. Неопалимая Купина окружена ангелами. Основной сюжет обрамлен изображениями святых.
КП 0236. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Перед иконой Богородицы Неопалимая Купина традиционно молятся о сохранении от пожара и удара молнией. Богородицу просят об Её заступничестве, участии в жизни, наставлении, защите наших душ от огня геены, о сохранении веры и Церкви. Так же Пречистую молят об исцелении души и тела.

В доме образ Божией Матери «Неопалимая Купина» можно разместить в святом уголке, вместе с остальными иконами.

Особо почитаемые иконы

В настоящее время осталось не так много храмов, в которых имеются древние образы Неопалимой Купины. Красивейшая икона семнадцатого века ведет свое бытование в Оружейной Палате.

Самый древний, дошедший до нас образ, хранится в уже упомянутом Благовещенском Соборе Кремля. Чтимому списку иконы можно поклониться в одноименном храме, который находится на московском Патриаршьем подворье в Очаково-Матвеевском районе Москвы.

Адрес храма: г. Москва, Мичуринский пр-т (Олимпийская деревня), напротив вл. 15.

Неопалимая Купина — своего рода хранительницей дома или храма. Когда хозяева уезжали в путешествие, это икону часто оставляли, как бы поручая ей защиту дома от пожара. В молитве к иконе читаем 

«..В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное  Твое́  заступле́ние  и держа́вное вспоможе́ние..».

Как Боговоплощение не опалило огнем Пречистую Деву, так и ее святой образ сбережет дом от огня. На Синае традиционно поют службу иконе во время сильной грозы, а на Руси икону обносили вокруг жилища, во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня. Есть предание о том, что образ специально оставляли в доме, веруя, что его благодать Божья погасит пламя. 

Автор: Ксения Филина

Молитва Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Неопалимая Купина»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́вши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Горящий куст | Доктор Кен Бейкер

Эта икона представляет собой византийскую мозаику в монастыре Святой Екатерины на Синае.

Название Иконы «Неопалимая Купина» происходит от таинственной встречи Моисея на горе Хорив (или Синай). Как описано в книге Исход, когда Моисей пас стадо своего тестя, он увидел куст, горящий огнем, «, но не сгоревший ». Подойдя ближе, Бог воззвал к Моисею из среды пламени, велев ему снять сандалии «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:1-6). Затем Бог призвал Моисея вывести израильтян из Египта.

Мозаика концентрируется на моменте, когда Моисей начинает снимать сандалии. Теперь одна нога не обута, а другую он поднимает на камень и начинает работать со шнуровкой, но глаза его куда-то. Его глаза смотрят в сторону таинственного голоса, обозначенного стилизованной рукой Монти Пайтона. Это момент повеления и направления, «призыв свыше», на который Моисей отвечает актом послушания и смирения.

Как таковая, она характеризует длительные отношения между Богом и Моисеем, из которых это только первая сцена. Бог зовет, и Моисей отвечает, но не без значительных усилий, страха и сомнений. Даже в этой Сцене 1 Моисей приводит несколько причин, по которым ему не следует следовать Божьему призыву. Это очень человеческое повествование, очень правдоподобное!

А нежелание Моисея подчиниться чуть позже вторит упорному отказу Фараона « Отпусти мой народ. . Кажется, ему тоже было трудно признать говорящий голос Бога, даже когда чума следовала за чумой как знаки Божьей силы и цели.

Но разница между ними и есть вся история этой чудесной иконы . Фараон « ожесточил свое сердце. ” Он решил, по своей собственной воле, гордо сопротивляться Богу.

И Моисей решил уступить.

А кто, читая этот блог, не желает подчиниться говорящему голосу Бога? Единственная проблема заключается в том, чтобы узнать этот голос. Что, если он исходит от другого человека? Как мы слушаем друг друга? Готовы ли мы слушать, воспринимать Бога, узнавать образ Божий в другом?

Я читал православное размышление об этом жизненно важном вопросе подчинения, который, безусловно, бросает мне вызов в каком-то потаенном уголке непоколебимого сердца! В беседе, на которую я ссылаюсь, греко-православный митрополит Сурожский Антоний (Блум) говорил о роли священника как «духовника» и о мягкости, необходимой в обращении с другим человеком. Он сослался на эту икону, чтобы подчеркнуть суть.

Меня глубоко тронули слова епископа, тем более что они исходят из христианской традиции, настолько непохожей на мою, что почти требуют перевода. Но незнакомый язык не мог скрыть моего собственного беспокойства, и я содрогаюсь от пренебрежительного и небрежного отношения, которое я часто отношусь к своим человеческим отношениям. Он пишет:

«Для духовного ребенка легко и ожидаемо иметь смирение. Но каким смирением должен обладать священник или духовник, чтобы не вторгаться в это священное царство, не обращаться с душой человека так, как Бог повелел Моисею обращаться с землей, окружающей Неопалимую Купину ! Каждый человек — потенциально или реально — и есть тот самый Буш. Все, что его окружает, есть священная земля, на которую духовник может ступить, только разувшись, никогда не ступая иначе, как мытарь, который стоял в глубине храма, заглядывая внутрь и зная, что это царство Живой Бог, что это святое место, и он не имеет права войти, если Сам Бог не повелевает ему, или как Сам Бог предлагает ему действовать или какие слова сказать».

Он продолжает: «Это очень важно, потому что послушание не означает слепое выполнение того, что говорит кто-то, кто имеет над нами либо материально-физическую, либо эмоционально-духовную власть. …Послушание есть прежде всего дар слышания — не только умом, или ухом, но всем существом своим, открытым сердцем; благоговейное созерцание духовной тайны другого человека».

Духовник, как и простой и обыкновенный, заурядный священник, должен быть в состоянии видеть в человеке красоту образа Божия, которого не отнять. (Это состояние часто требует усилий, вдумчивости и благоговения к приходящему к нему человеку.) Даже если человек омрачен грехом, священник должен видеть в нем икону, которая пострадала либо от условий жизни, от человеческой небрежности. , или богохульство. Он должен видеть в нем икону и благоговеть перед тем, что осталось от этой иконы; и только ради этого, ради божественной красоты в этом человеке, он должен трудиться над удалением всего, что уродует этот образ Божий.

Когда… Бог смотрит на человека, Он не видит добродетелей, которых ему может не хватать, или успехов, которых он не достиг, — Он видит непоколебимую, сияющую красоту Своего собственного Образа.

Таким образом, если духовник не способен увидеть в человеке эту вечную красоту, увидеть начало процесса исполнения своего призвания стать Богочеловеком по образу Христа, то он не способен вести его , ибо люди не строятся. Им помогают в их росте только в соответствии с мерой их собственного призвания.

На данном этапе слово « повиновение » требует небольшого пояснения. Обычно мы говорим о послушании как о подчинении, подвластности, а часто и как о каком-то порабощении духовнику или священнику, которого мы называем своим духовником или старцем, — не только себе во вред, но и ему.

Послушание состоит, как я уже сказал, в слушании всеми силами души. Однако это обязывает в равной мере и духовника, и «слушателя», потому что и духовник должен слушать всем своим опытом, всем своим существованием и всей своей молитвой. Я даже пойду дальше, чтобы сказать, что он должен прислушиваться со всей силой действующего в нем Святого Духа к тому, что Святой Дух совершает в человеке, вверенном его заботе. Он должен уметь искать в себе пути Святого Духа, благоговеть перед тем, что делает Бог, а не воспитывать его по своему образу или тому, как, по его мнению, он должен развиваться, делая его жертвой своего духовное руководство.

… Одна из задач духовника состоит в том, чтобы воспитать человека в духовной свободе, в царственной свободе чад Божиих. Он не должен всю жизнь держать его в младенческом состоянии, бегая к своему духовнику по всякому пустяку, но взрослеть и учиться слышать то, что Дух Святой безмолвно говорит ему в его сердце.

Смирение по-русски означает состояние умиротворения, когда человек примирился с волей Божией; то есть он отдался ей безмерно, полно и радостно, и говорит: «Господи, сотвори со мною, что Ты изволишь!» В результате он также примирился со всеми обстоятельствами своей жизни — все для него есть дар Божий, будь то хорошее или ужасное. Бог призвал нас быть Его посланниками на земле, и Он посылает нас в места тьмы, чтобы мы были светом; в места безнадежности, чтобы принести надежду; в места, где радость умерла, чтобы быть радостью; и так далее. Наше место не обязательно там, где спокойно — в храме, на Литургии, где мы ограждены взаимным присутствием верующих, — но в тех местах, где мы стоим одни, как присутствие Христово во тьме изуродованного мира. .

С другой стороны, если мы подумаем о латинских корнях слова смирение, мы увидим, что оно происходит от слова  перегной , что указывает на плодородную землю. Об этом пишет святитель Феофан. Просто подумайте о том, что такое земля. Он лежит там в тишине, открытый, беззащитный, уязвимый перед ликом неба. С неба он получает палящий зной, солнечные лучи, дождь и росу. Он также получает то, что мы называем удобрением, то есть навозом, — все, что мы в него бросаем. И что происходит? Оно приносит плоды. И чем больше оно несет в себе того, что мы эмоционально называем унижением и оскорблением, тем больше плодов оно приносит.

Таким образом, смирение означает полное открытие Богу, без какой-либо защиты от Него, действия Святого Духа или положительного образа Христа и Его учения. Это значит быть уязвимыми перед благодатью, как в своей греховности мы иногда уязвимы для вреда от рук человеческих, от острого слова, жестокого дела или насмешки. Это значит отдать себя, чтобы мы сами желали, чтобы Бог поступал с нами так, как Он хочет. Это значит принять все, открыться; а затем дать Святому Духу возможность завоевать нас.

Мне кажется, что если бы духовник научился смирению в этом смысле — видеть в человеке вечную красоту; если бы он знал свое место, которое есть не что иное (и это место такое святое, такое чудесное), как место друга жениха, назначенного охранять собрание невесты, а не его собственная невеста — с Женихом. Тогда духовник сможет действительно быть попутчиком своему духовному чаду, идти с ним шаг за шагом, защищать его, поддерживать и никогда  не вторгаться в царство Святого Духа.

Тогда роль духовника становится частью той духовности и того созревания в святость, к которой каждый из нас призван и в достижении которой каждый духовник должен помогать своим духовным чадам».

Нравится:

Нравится Загрузка…

Где искать горящий куст

перейти к содержанию

Патрисия Кастен | Компас | 26 февраля 2016 г.

Как, по-вашему, мог бы выглядеть куст, который Моисей увидел на Хориве?

Мы все хорошо знакомы с историей из первого воскресного чтения Книги Исход: Моисей и горящий куст. Моисей пас стада своего тестя Иофора, когда Бог проговорил к нему из пылающего куста, который не превратился в пепел.

Вы когда-нибудь задумывались, как может выглядеть горящий куст? Разные художники по-разному изображали куст, в том числе и на этой странице. Обычно его изображают в виде небольшого куста. На иврите куст называется seneh , что, по-видимому, относится к «ежевике» или «терновому кусту», что, по мнению некоторых ученых, может быть игрой названия «Синай».

Покойный еврейский библеист Нахум Сарна описал горящий куст как «колючее пустынное растение Rubus Santus , которое растет около ярда высотой около вади и во влажной почве, с цветами, напоминающими маленькие розы, и плодами, похожими на малину. который чернеет, когда созреет».

Итак, все согласны с тем, что это кустарник, похожий на куст. Хотя это явно не тот куст, что описан в Писании, интересно отметить, что действительно есть куст, который самопроизвольно воспламеняется, но не горит. Растение ботанически известно как Dictamnus albus и его также называют газовым растением, диттани, фраксинеллой или «неопалимой купиной». Согласно «Британской энциклопедии», этот многолетний представитель семейства рутовых произрастает в Евразии, имеет белые или розовые цветы и листья, «которые выделяют сильный ароматический пар, который можно зажечь». Пар поднимается над кустом и может воспламениться, особенно от молнии.

Возвращаясь к растению, идентифицированному как горящий куст Моисея — Rubus Santus — есть согласие, что куст был расположен на горе Синай или, по крайней мере, рядом с ней. Именно сюда, на Синай, позже вернулся Моисей со всеми освобожденными евреями, чтобы получить Десять Заповедей.

Чтобы узнать больше о горящем кусте Моисея, нам нужно знать, где находится гора Синай. Многие ученые, в том числе святой Иероним в четвертом веке, считали, что гора Хорив и гора Синай — это одно и то же. (Вот почему мы слышим, что первое чтение в третье воскресенье Великого поста относится к «Хориву, горе Божьей». ) Другие считают, что «гора Синай» в Библии относится ко всему Синайскому хребту, который не находится в Израиле, но на Синайском полуострове в Египте.

У подножия горы Синай, или Хорив, сегодня находится греческий православный монастырь, который существует с четвертого века, когда Святая Елена посетила эти места. В шестом веке византийский император Юстиниан приказал построить здесь церковь. В церкви Юстиниана есть артефакты, свидетельствующие о том, что она была возведена на месте еще более древней церкви, почтившей Преображение.

(Существует также предание, согласно которому гора Синай/Хорив была горой Преображения. Однако сегодня гора Фавор в Израиле чаще всего считается местом чтения Евангелия на прошлой неделе.)

Монастырская церковь, до сих пор называемая Базилика Преображения Господня, содержит одни из древнейших православных икон. В монастыре также есть замечательная библиотека, которая, как говорят, может соперничать с библиотекой Ватикана по количеству и качеству древних христианских документов. Здесь же хранятся мощи святой святой мученицы Екатерины Александрийской. В 2002 году весь регион вокруг горы Синай и монастыря Святой Екатерины площадью около 200 квадратных миль был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

За алтарем в главной церкви находится часовня поменьше, которая называется Часовня Неопалимой Купины. Там можно увидеть куст рядом с этой часовней, который, как полагают, является настоящим кустом, который Моисей видел горящим. Он живой и растет, около шести футов в высоту и с длинными колючими ветвями. Это Rubus Santus , как и описал Сарна.

В иудейской традиции горящий куст рассматривается как символ как святости Бога (напоминает огонь, который позднее появился в виде молнии на Синае, когда Моисей получил Десять заповедей), так и заботы Бога о Своем народе.

Как заметил Сарна об этом священном огне Синая и кусте: «Большинство комментаторов видят в огне — самоподдерживающемся элементе, не требующем никакой субстанции для своего существования или сохранения и совершенно не подверженном влиянию окружающей среды — символическом представлении. трансцендентного, устрашающего и неприступного Божественного Присутствия».

Неопалимая купина Моисея также рассматривается многими комментаторами как символ евреев, которые были спасены Богом от поглощения египетским рабством.

Среди восточных католиков, а также приверженцев православных традиций горящий куст также считается прообразом Девы Марии. Деннис Сарделла, доцент Музея русской иконы (Клинтон, Массачусетс), отмечает, что очень древняя икона Марии как «Богородицы ( Богородица ) Неопалимой Купины», широко почитаемая в России, могла иметь свое происхождение. в монастыре Святой Екатерины.

Православная Церковь в Америке отмечает на своем сайте (oca.org), что она «всегда рассматривала Неопалимую Купину на Хориве как прообраз Пресвятой Богородицы, рождающей Спасителя Христа, оставаясь при этом Девой. … Одно из самых ранних изображений Божией Матери в образе Неопалимой купины показывает, как Она держит своего божественного Сына посреди горящего куста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts