Икона преображения господня: иконы, фрески, мозаики, миниатюры / Православие.Ru
Содержание
Иконография Преображения Господня – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 8 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.
Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.
История возникновения иконы Преображения
Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.
Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.
Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.
Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru. wikipedia. org
Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.
Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.
Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.
В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.
Хлудовская Псалтырь, миниатюра «Преображение»
Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.
Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.
Символика иконы Преображения
Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.
Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в
На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.
На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.
Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.
Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.
Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).
- Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей
- Преображение Господне. Икона.
Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля. - Преображение Господне. Икона.
XVI в. Владимирская область. - Преображение Господне. Фреска.
Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века. - Преображение Господне. Византийская икона XII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург - Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
Россия. Карелия. XVII в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск - Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
Псков. XVI в.
Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - . Преображение Господне. Фреска.
Мирожский монастырь. Псков. XII в. - Преображение Господне. Икона.
Греция. XVI в.
Местонахождение — Канада. Монреаль. Частная коллекция - Преображение Господне. Икона.
Россия. XVI в. Находится в частной коллекции - Преображение Господне. Икона.
Россия. Великий Новгород; XVI в. - Преображение Господне. Псковская икона.
XVI век - Преображение Господне. Мозаика.
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в. - Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
Первая половина XVI в.
5 Ключей к Пониманию Святыни
Икона Преображения Господня: 5 Ключей к Пониманию Святыни
+7-916-690-8935
19 августа православная церковь отмечает один из самых великих праздников – Преображение Господне. Описанное в Евангелиях событие представляет собой явление божественного начала Иисуса Христа трем апостолам во время молитвы на горе Фавор. Икона Преображения Господня – это высоко почитаемый образ, композиция которого скрывает много символов. В этой статье мы расскажем вам о 5 ключах к пониманию значения этой священной иконы.
Икона Преображения Господня: 5 ключей к ее пониманию
1. Мандорла
Мандорла в иконографии – это круг или овал, внутри которого изображается Христос. Мандорла похожа на большой сияющий нимб, который представляет собой важный религиозный символ. На иконе Преображения Спаситель заключен в круг, что означает присутствие Бога, являющегося во всей своей славе. Иногда мандорла состоит из множества кругов. Это символизирует вечное движение и объединение земного и небесного миров.
2. Пророки
Во время Преображения Христа на горе появились два ветхозаветных пророка – Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал смерти и был призван ангелом с небес. Пророк Моисей же умер земной смертью, а его тело оспаривали архангел Михаил и дьявол. Изображающая этих пророков икона Преображения Господня имеет тайный смысл: Иисус Христос властвует и над жизнью, и над смертью.
3. Скалы и деревья
Согласно церковному преданию, в месте Преображения находились пологие склоны, но на христианской иконе изображаются крутые скалы. Горы здесь – это символ веры и духовного пути, который совершает каждый праведный человек. Что касается деревьев, то это отсылка к Крестному Дереву, на котором распяли Иисуса Христа.
4. Цветовая палитра
Вы, наверное, знаете, что каждый цвет на православных иконах имеет свое значение и не используется просто так. Например, икона Преображения Господня часто показывает Иисуса в белых одеждах. Этот цвет символизирует вечное блаженство и чистоту души. На лицах и одежде апостолов также видны белые отблески как распространение небесного света на человечество. Среди других важных цветов, использующихся при написании иконы Преображения, можно выделить коричневый. Он указывает на тленность земного мира. Интересно, что на иконе он также преображается, сливаясь с золотым (символом присутствия Господа) и охристым.
5. Фаворский свет
Фаворский свет – это несотворенный свет, божественное начало Христа. Благодаря лучам этого света ученики Иисуса смогли увидеть Его славу.
Надеемся, что теперь икона Преображения Господня не кажется вам такой сложной для понимания. Оставайтесь с нами, чтобы узнать и другие интересные интерпретации религиозных икон.
↑
Икона «Преображение»
Икона «Преображение» изображает событие, когда Христос принял Божественный образ перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на горе, которая по христианскому преданию идентифицируется как гора Фавор. Это событие встречается в трех из четырех Евангелий: Св. Матфея 17: 1–9, Св. Марка 9: 2–8 и Св. Луки 9: 28–36. Эта икона имеет множество деталей, которые помогают нам понять более глубокий, скрытый смысл события Преображения.
1. Центральная фигура — Иисус Христос
В центре иконы изображен образ Господа Иисуса Христа. На большинстве икон преображения правая рука Христа поднята вверх в знак благословения, а Его левая рука держит свиток, что означает, что Он есть Слово Божие во плоти.
Совершенный круг света вокруг Христа представляет Его божественную славу и преображающий свет. На нимбе вокруг головы Христа написана буква «О», что означает «Я есмь». Это относится к имени Бога, открытому Моисею в Исходе 3:14, показывая, что Иисус Христос есть божественный Сын Божий.
2. Пророк Илия и Моисей
На двух горных вершинах слева и справа от Христа стоят пророк Илия и Моисей. В Евангелиях упоминается только одна гора, но на иконе изображены отдельные вершины, чтобы напомнить нам, что и Моисей, и Илия встречались с Богом на горе Синай и горе Хорив во время своей земной жизни. Теперь, во время этого события, у них есть еще одна встреча с воплощением Бога на горе Фавор.
В то время как Илия представляет пророков, Моисей изображен держащим каменные скрижали, содержащие Десять Заповедей, которые представляют собой Закон. Таким образом, Моисей и Илия, склонившиеся перед Христом, означают, что Иисус Христос есть исполнение Закона и Пророков, полное откровение Бога.
Моисей и Элайджа также представляют мертвых и живых. Илия представляет живых, когда его подхватила огненная колесница, а Моисей с другой стороны вкусил смерть.
3. Три апостола
Апостолы Петр, Иаков и Иоанн изображены под Христом, показывая свою реакцию на преображение Христа. Они напуганы и находятся в упавшей позе, как записано в Евангелии от Матфея.
Джеймс упал, закрыв глаза руками, а Джон в центре упал ниц, а Петр поднял правую руку, выражая желание построить три будки. Одежды апостолов в беспорядке, чтобы представить воздействие на них из-за подавляющего вида.
Фото Александра Айнетдинова под лицензией CC BY-SA 2.0
Почему мы празднуем праздник Преображения
Событие Преображения предвещает славу Господа Иисуса Христа как Бога Сына и Его Вознесение в небеса. Праздник Преображения знаменует это событие и празднует откровение вечной славы Второго Лица Троицы, которая обычно была сокрыта во время земной жизни Христа.
Есть две главные вещи, о которых Праздник напоминает верующим.
Один: Это напоминает нам о предвкушении небесной славы, где мы увидим Бога лицом к лицу. Благодаря благодати мы уже разделяем божественное обетование вечной жизни. Но однажды мы изменимся, как Христос, от славы к славе, и станем такими, какими Бог задумал нас видеть.
На самом деле, этот процесс освящающего преображения (святости) уже начался в нас с того времени, как мы получили Святого Духа, и мы продолжаем с каждым днем все более и более меняться в природу Господа Иисуса Христа через Работа Духа в нас. Это то, что мы называем обожением.
Святой Павел говорит нам об этой будущей славе в Римлянам 8:18–21.
«Я считаю, что наши нынешние страдания не стоят сравнения с той славой, которая откроется в нас. Творение с нетерпением ждет, когда же явятся сыны Божьи. Ибо творение подверглось разочарованию не по своему выбору, а по воле Подчинившего его, в надежде, что само творение будет освобождено от рабства тлению и приведено в славную свободу детей Божиих. ».
Два: Путь к славе лежит через долину страданий. Событие Преображения говорит нам, что Христос будет прославлен только после того, как встанет на крестный путь. Это подчеркивается в молитве Господа Иисуса в Св. Иоанна 17:4-5.
«Я принес вам славу на земле, завершив дело, которое вы мне поручили. И ныне, Отче, прославь меня пред Тобою славою, которую Я имел у Тебя прежде начала мира».
Мы, христиане, помним, что прославимся с Ним, только если сначала пострадаем с Ним. Другими словами, без креста нет славы.
Вот почему Отцы Церкви передали нам многие традиции, связанные с молитвой, покаянием и постом, как времена Великого поста. Это напоминает нам, что для того, чтобы подняться на духовные высоты, нам всегда нужно будет возвыситься от нашего обычного образа жизни, чтобы проводить время в молитве, чтобы общаться с Богом.
Отмечая праздник Преображения, давайте продолжать молиться о том, чтобы наша жизнь изменилась, чтобы отражать славу Божию! .
Получайте наши последние новости, бесплатные ресурсы и обновления на свой почтовый ящик
Войти
Зарегистрироваться
Подпишите меня на рассылку новостей!
У вас уже есть учетная запись?
Толкование иконы Преображения Господня
Событием Преображения Господня было Богоявление, (явление Святой Троицы) и поэтому мы можем видеть сходство в этой иконе с Богоявлением (крещение Иисуса в Иордании). В этом случае Сын открывается в личности Иисуса; Дух в ярком, осеняющем облаке; и Отец в голосе из облака. За Иисусом стоит Мандорла или нимб, трехцветная синяя форма, которая представляет божественную славу и величие Бога за пределами того, что можно увидеть физически. Геометрическая фигура внутри Мандорлы представляет собой Святой Дух, который приходит в облаке, спускающемся на сцену. Пока он еще говорил, вдруг их осенило светлое облако Мф 17:5.
В случае Преображения Христова трем апостолам Петру, Иакову и Иоанну позволено испытать славу Божию ровно столько, сколько они могут вынести. И он преобразился перед ними, и его лицо сияло, как солнце, и его одежды стали ослепительно белыми. Мф 17:1-9. Мы видим, что они были ошеломлены даже таким переживанием Божьей славы, когда они были «сбиты с ног». Петр слева стоит на коленях, понимая, что он действительно находится в присутствии Бога. Незадолго до этого события он исповедовал свою веру в то, что Иисус есть Мессия, поэтому его глаза и сердце открыты для того, что он видит. Он сказал им: «Но за кого вы почитаете Меня?» Симон Петр ответил: «Ты Мессия, Сын Бога живого». Мф 16:15-16. Петр показывает рукой и говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, я сделаю здесь три жилища: одно для тебя, одно для Моисея и одно для Илии». Мф 17:4.
Джеймс справа упал навзничь, закрыв глаза руками. Этот опыт сжег себя в нем. Для нас он олицетворяет надежду, так как в ближайшем будущем, благодаря увиденному, у него будет мужество веры стать первым из 12 апостолов, принявшим мученическую смерть.
Иоанн в центре лежит прямо под преображенным Христом. Вскоре Он будет стоять прямо под Ним, когда Он висит на кресте. Это славное откровение света Воскресения укрепит Иоанна в грядущем.
Христос благословляет всех правой рукой и держит свиток в левой. Его благословение напоминает нам о Его неизменной любви ко всем нам, а свиток — это «Благая весть» Евангелия. Христос есть «Живое Слово Божие».
Илия и Моисей стоят на вершине горных вершин по обе стороны от Христа. Эти два святых человека представляют Закон и Пророков. Моисей слева от Христа держит книгу закона, которую он получил от Бога. Знаменательно, что пророк Илия находится одесную Христа там же, где Иоанн Креститель стоит на иконе Богоявления, таким образом снова связываясь с первым великим Богоявлением в жизни Христа. Как и все пророки, и Илия, и Иоанн в конечном счете указывают нам на Христа.
Другие важные моменты: Оба этих человека пережили видения Бога в горах: Моисей на горе Синай и Илия на горе Кармил, и здесь они снова стоят на горе, разделяя этот опыт с Петром, Иаковом и Иоанном. Илия, поскольку он был вознесен на небо огненной колесницей, представляет живых, а Моисей, поскольку он умер до того, как познал землю обетованную, представляет тех, кто умер. Все живые и мертвые спасены через Христа.
Это событие произошло в критический момент в служении нашего Господа, как раз когда Он отправлялся в Свой путь в Иерусалим, где Ему предстояло испытать унижение, страдания и смерть на Кресте.