Икона пресвятой богородицы донская: Икона Божьей Матери Донская

Разное

Содержание

Икона Божьей Матери Донская

Празднование

1 сентября

История

Дон­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла на­пи­са­на Фе­о­фа­ном Гре­ком. В день Ку­ли­ков­ской бит­вы (8 сен­тяб­ря 1380 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы) ико­на на­хо­ди­лась сре­ди рус­ско­го вой­ска, по­да­вая ему по­мощь, а по­сле по­бе­ды бы­ла пе­ре­да­на дон­ски­ми ка­за­ка­ми в дар ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му (1363–1389), ко­то­рый пе­ре­нес ее в Моск­ву. Ико­на на­хо­ди­лась сна­ча­ла в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля, а за­тем в Бла­го­ве­щен­ском (ныне ико­на в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее). В па­мять по­бе­ды на бе­ре­гах До­на она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Дон­ской.

В 1591 го­ду крым­ский ца­ре­вич Ну­ра­дин и его брат Му­рат-Ги­рей с мно­го­чис­лен­ным вой­ском вторг­лись в Рос­сию, и, под­сту­пив к Москве, рас­по­ло­жи­лись на Во­ро­бье­вых го­рах. Для ограж­де­ния от вра­гов во­круг Моск­вы был со­вер­шен крест­ный ход с Дон­ской ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В день бит­вы она на­хо­ди­лась в по­ход­ной церк­ви сре­ди во­ин­ских ря­дов и об­ра­ти­ла та­тар в бег­ство. В бла­го­дар­ность Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за Ее ми­лость, яв­лен­ную через Дон­скую ико­ну, в 1592 го­ду на том ме­сте, где она сто­я­ла сре­ди во­и­нов, был ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на чу­до­твор­ная ико­на и уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­не­ство 19 ав­гу­ста. По уста­но­вив­шей­ся тра­ди­ции в ма­лом со­бо­ре в честь Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри раз в 4 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си со­вер­ша­ет чин ва­ре­ния свя­то­го ми­ра.

* * *

В на­сто­я­щий день в оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой Дон­скою и на­хо­дя­щей­ся близ цар­ству­ю­ще­го го­ро­да Моск­вы, со­вер­ша­ет­ся празд­ник Пре­чи­стой Де­ве Бо­го­ро­ди­це в честь по­чи­та­е­мой чу­до­твор­ной ико­ны Ее.

Об этой иконе по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.

Ко­гда бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич меж­ду ре­ка­ми До­ном и Непряд­вою сра­жал­ся с нече­сти­вым та­тар­ским ха­ном Ма­ма­ем, то там в рус­ских вой­сках бы­ла и сия пре­чест­ная и чу­до­твор­ная ико­на. Она бы­ла при­не­се­на дон­ским вой­ском ве­ли­ко­му кня­зю в дар и в по­мощь про­тив вра­гов. По мо­лит­вам Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри бла­го­дат­ною Ее си­лою, ис­хо­дя­щею от чу­до­твор­ной ико­ны, та­та­ры бы­ли по­беж­де­ны. Тор­же­ствен­но празд­нуя вме­сте с вой­ском сво­им по­бе­ду, ве­ли­кий князь воз­вра­тил­ся в пре­столь­ный го­род свой Моск­ву и при­нес с со­бою чест­ную ико­ну, на­зван­ною Дон­скою по слу­чаю быв­шей за До­ном по­бе­ды над та­та­ра­ми.

Об оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой от Дон­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Дон­скою, су­ще­ству­ет та­кой рас­сказ. В цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча Крым­ская ор­да сде­ла­ла вне­зап­ный на­бег на вла­де­ния Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, и та­тар­ский хан Му­рат Ги­рей под­сту­пил к са­мо­му пре­столь­но­му го­ро­ду Москве. То­гда бла­го­вер­ный царь вы­шел с сво­им вой­ском про­тив та­тар и рас­по­ло­жил­ся ста­ном на том са­мом ме­сте, где на­хо­дит­ся те­перь оби­тель. Сю­да же в свой во­ин­ский стан он взял и ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­не­сен­ную с До­на. При по­мо­щи Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри он одер­жал по­бе­ду над та­тар­ски­ми вой­ска­ми и про­гнал их. Воз­да­вая Бо­го­ма­те­ри бла­го­да­ре­ние за по­бе­ду, он по­ве­лел на этом ме­сте по­стро­ить ка­мен­ный храм и по­ста­вить в нем упо­мя­ну­тую ико­ну. С то­го вре­ме­ни оби­тель и ста­ла на­зы­вать­ся Дон­скою. В этот день из ве­ли­ко­го со­бор­но­го хра­ма го­ро­да Моск­вы в оби­тель при­хо­дит всё свя­щен­ное со­сло­вие с чест­ны­ми кре­ста­ми и ико­на­ми и со­вер­ша­ет тор­же­ствен­ное празд­не­ство в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Развернуть

Случайный тест

Донская икона Божией Матери | Защитница России

Донская икона Божией Матери

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин.

В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.

К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сиротина.

Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.

После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

В память победы икона стала называться «Донская».Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день славной Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов.

Князь Донской вначале принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе Кремля. Когда же построили Благовещенский собор, он перенес Донскую икону Божией Матери в него, так как на задней стороне этого образа было написано Благовещение Богоматери.

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.

На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены».

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне.

До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную.

С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее.

Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

икон Божией Матери —

августа

Икона Божией Матери «Предсказательница»

Икона Божией Матери «Предсказательница»1 находится в католиконе Константиновского монастыря на Афоне и прославилась следующим образом. 1 августа 1020 года, накануне монастырского праздника (Перенесение мощей Первомученика Стефана из…

Подробнее

Валаамская икона Божией Матери

Одним из величайших сокровищ, находящихся во владении Ново-Валаамского монастыря в Хейнявеси, Финляндия, является чудотворная икона Божией Матери Валаамская. Написанная на липовом дереве икона размером 132 х 79,5 см изображает Богородицу в полный рост, стоящую на облаке с опущенным взором,…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери Толгская

Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года ростовскому святителю Прохору (Трифону в схиме). Путешествуя по своей епархии, святитель посетил окрестности Белого озера, а оттуда отправился по берегам рек Шексны и Волги в Ярославль. Он остановился с…

Подробнее

Икона Божией Матери Константинопольская

На Константинопольской иконе Божией Матери младенец Христос обнажен по пояс и носится в правой руке Матери. Ее левая рука лежит на Его коленях.

Подробнее

Икона Божией Матери «Семистрельная»

На иконе Божией Матери «Семистрельная» изображено сердце Богородицы, пронзенное семью стрелами. Долгое время икона находилась у входа в колокольню храма во имя апостола Иоанна Богослова (под Вологдой). Так как он был лицом вниз, они…

Подробнее

Икона Божией Матери «Страстные»

Икона Божией Матери «Страсти» Свое название икона получила потому, что по обе стороны от Божией Матери изображены два ангела с орудиями страданий Господних: Крестом, копьем и губкой. Была некая благочестивая женщина Катерина, которая начала страдать…

Подробнее

Икона Божией Матери Минская

Минская икона Пресвятой Богородицы была привезена святым князем Владимиром из Корсуни в Крыму и положена в Киевском Десятинном соборе, где находилась более 500 лет. Освящение этой церкви в 9 г.День 96 отмечается 12 мая. В 1500 году, во время…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери Нарвская

Нарвская икона Божией Матери прославилась в 1558 году, когда русское войско напало на город Нарву. В одном из домов, где когда-то жили русские купцы, пьяные немцы схватили оставленную икону Божией Матери. Посмеявшись над святыней, они бросили ее…

Подробнее

Икона Божией Матери «Проповедница»

Икона Божией Матери «Беседа» названа так потому, что на ней изображена беседа Божией Матери и святителя Николая Мирликийского с пономарем Георгием. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году, когда Пресвятая Богородица…

Подробнее

Икона Божией Матери «Просветительница умов»

Эта необычная икона происходит из русского города Рыбинска Ярославской губернии. Богородица и Младенец завернуты в нечто вроде священнической фелони, а по бокам изображены Ангелы с зажженными свечами. Под ногами Богородицы и на голове…

Подробнее

Икона Божией Матери преподобного Феодора

Предание приписывает этой знаменитой иконе очень древнее происхождение. Считается одной из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Неизвестно, кем и когда икона была привезена на Русь, но в начале XII века она хранилась в старой деревянной часовне близ города Китежа…

Подробнее

Икона Божией Матери Киево-Печерская

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. Богородица поручила ее четырем византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону святым Антонию и Феодосию Печерским. Архитекторы прибыли на…

Подробнее

Свенская икона Божией Матери

Свенская икона Божией Матери имеет два дня памяти: 3 мая, праздник святого Феодосия Печерского, и 17 августа, праздник святого Алипия Печерского. Свенская икона Божией Матери написана святителем Алипием Печерским († 17 августа 1114 г.). На нем изображена Богородица…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери Арматской

Арматская икона Божией Матери находилась в Константинополе в Арматском монастыре. Место, где располагался монастырь, называлось «Армейским» или «Арматским» и получило свое название от военного магистра Арматия, племянника тирана Василиска, и…

Подробнее

Икона Божией Матери «Наставница»

Икона Божией Матери «Одигитрия». Согласно Преданию, эту икону в монастыре Мела близ Трапезунда написал евангелист Лука.

Подробнее

Покров иконы Божией Матери «Донская» от нападения татар

Донская икона Божией Матери написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась с русским войском, оказывая ему помощь, но после победы была передана донскими казаками как а…

Подробнее

Икона Божией Матери Грузинская

В 1622 году персидский шах Аббас I после опустошительного нашествия на православную Грузию забрал часть Ризы Господней и некоторые особо чтимые иконы. Через три года, когда русский приказчик Стефан Лазарев был в Персии по торговым делам, один человек из свиты шаха предложил…

Подробнее
Тропарь и кондак

Икона Божией Матери Прусиотисса

Высоко на покрытых елями горных пиках юго-западной Эвритании, втиснутый между вертикальными сероватыми скалами в диком величии, стоит Святой Монастырь Пруссос. Это исторический ставропигиальный монастырь с великолепными трехэтажными корпусами. Там среди них вырублена пещера, внутри…

Подробнее

«Святой Петр Московский» Икона Божией Матери

Икона Пресвятой Богородицы «Святой Петр» названа так потому, что написана святителем Петром, митрополитом Московским (+ 21 декабря 1326 г.), когда он был игуменом Рацкого монастыря близ Волыни. Во время посещения Рацкого монастыря святителем Максимом, митрополитом Киевским…

Подробнее

Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» обретена в пещерном монастыре в 1521 году и перенесена в город Псков благочестивыми христианами Василием и Феодором. Икона особенно прославилась избавлением Пскова и Псково-Печерского монастыря от…

Подробнее
Тропарь и кондак

День памяти Владимирской иконы Божией Матери и избавления Москвы от нашествия Тамерлана

Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Спаситель ел вместе с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Богородица, увидев этот образ, воскликнула: «Отныне все роды будут ублажать Меня. В…

Подробнее
Тропарь и кондак

Иконы Божией Матери

Современная икона Богородицы

Кроме Христа, основы всей иконографии, нет более изображенного предмета, чем Мария, Богородица (греч. «Богородица», буквально «Богородица»). Носитель»). Это не должно удивлять: ни одно человеческое существо не похоже на Иисуса Христа больше, чем Его Мать. Мы, безусловно, можем смотреть на нее как на пример того, что значит быть «подобным Христу».

Предание Православной Церкви утверждает, что первым иконописцем был евангелист Лука, и что первая икона, написанная им по божественному вдохновению, была Богоматерью, держащей Младенца Христа. Как и икона Христа Пантократора, иконы Сына Божия с Матерью являются сильным свидетельством реальности воплощения Бога в человеческом облике.

Мария изображена в чадре, типичной для еврейских женщин того периода, что, без сомнения, является историческим фактом, но который также раскрывает нам ее смирение и благочестие. Вуаль красная, цвет божественности, а одежда под вуалью зеленая или синяя, цвета человечества. Это прямо противоположно обычному изображению Христа: Который человечность носит Свою вечную, божественную природу. Как пишет евангелист Лука, ангел Гавриил сказал Марии: «Дух Святой сойдет на тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя» (Луки 1:35) И так это показано в завесе Марии.

Также на ее покрывале три звезды, символизирующие ее вечную девственность: до, во время и навсегда после беременности Марии она оставалась чистой девственницей. Многое можно было бы сказать по этому вопросу, и многое можно было бы выдвинуть в поддержку этого учения, но это не тема этого поста или этого сайта. Достаточно сказать, что приснодевство Марии является догмой Православной Церкви, которая даже провозглашается в ее произведениях.

На этой и многих других иконах Мария смотрит прямо на нас, но рукой указывает нам на Младенца, которого держит. Тот Младенец отождествляется для нас с Иисусом Христом (сокращенно IC XC), Который еще в младенчестве показан со свитком, воплощающим всю мудрость истинного Бога. Его ореол содержит три греческие буквы, означающие «Я ЕСМЬ», что свидетельствует о Его божественности, и даже в младенчестве Его правая рука благословляет.

Эта икона, несомненно, Марии. Он показывает нам ее смирение, ее благочестие, ее нежность и горе, которое она перенесла. Правильно вдохновленная и написанная икона Богородицы может по-настоящему открыть нам Ее любовь и приблизить нас к Ней. Но когда нас тянет к ней, куда она нас ведет? Слово у ее правого плеча — «Одигитрия», что означает «проводник», и ее рука явно ведет нас к ее Сыну. Он показан как истинно божественный, истинно мудрый и поистине источник всех благословений. Над Ее головой буквы «MP OY», аббревиатура от греческого: «Mater Theos» — Богородица. Тем не менее, даже этот величественный титул говорит нам больше о природе ее Сына, Иисуса, чем о самой Марии, и поэтому снова возвращает нас ко Христу. Вот что мы знаем о Марии и за что любим Ее: через Нее мы получаем Ее Сына, Спасителя человечества, Бога во плоти, Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts