Икона святой благоверный князь александр невский описание: Икона Святой благоверный князь Александр Невский

Разное

Святой благоверный князь Александр Невский

Не в силе Бог, а в правде!

XIII век стал для Руси временем суровых испытаний. Русскому народу предстояло выстоять в нелегкой борьбе с иноплеменниками. Это была пора скорби и смирения, но помимо горьких поражений этот трагический период нашей истории принес Руси и славные победы.

И, прежде всего, они были связаны с именем святого благоверного князя Александра Невского. Он был поистине великим человеком: все, кому довелось видеть его воочию — и друзья, и враги — выражали свое восхищение его силой и величием. По словам современников, своей силой он был подобен ветхозаветному герою Самсону, красотой — Иосифу Прекрасному, мудростью — царю Соломону, а кротостью и благочестием — праведному царю Давиду.

Незадолго до Батыева нашествия юный князь Александр был возведен своим отцом Великим князем Киевским Ярославом Всеволодовичем на новгородский княжеский стол. В 1237 году на Русь напали татаро-монгольские войска во главе с ханом Батыем. Опустошив Киев и южные пределы Руси, Батый не дошел до Новгорода и вернулся назад. Господь сохранил владения Своего угодника.

Чуть позже, в 1240 году на опустошенную ордынскими войсками Русь двинулось шведское войско. Приблизившись к Новгороду, командующий неприятельским войском рыцарь Биргер послал к святому Александру послов со словами: “Если можешь, сопротивляйся мне, а то я уже здесь, пленяю твою землю”.

Услышав эти надменные слова, святой князь отправился в соборную церковь и долго со слезами молился. Выйдя из храма, он обратился к своему малочисленному войску: “Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Псалмопевца и его слова: “Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо” (Пс.19,8-9).

Не теряя драгоценного времени, святой князь со своей дружиной двинулся навстречу врагу. Когда они достигли неприятельского лагеря, Господь укрепил веру русских воинов чудесным явлением. Один из воинов по имени Филипп накануне сражения был в дозоре и видел, как по морю плывет ладья, посреди которой стояли святые князья-мученики Борис и Глеб. “Брат Глеб, — сказал святой Борис, — повели грести, чтобы мы могли помочь нашему родственнику князю Александру”.

Промыслительно и то, что битва состоялась 15 июля, в день памяти святого князя Владимира, просветителя Руси. Шведы потерпели страшное поражение. Под покровом ночи уцелевшие шведы бежали восвояси, а святой Александр вернулся в Новгород с победой, прославляя своего Творца. За разгром шведов на реке Неве князь получил прозвище “Невский”.

Но недолго длилась радость победителей. Тем же летом на Русь пошли немцы и завладели Псковом. Святой Александр вновь отправился освобождать русские земли. Вскоре Псков был освобожден, и князь начал преследование захватчиков. Наконец настала решающая битва, вошедшая в историю как “ледовое побоище” на Чудском озере. И вновь Господь даровал славную победу русскому оружию.

Славный князь на протяжении всей своей жизни доблестно защищал западные рубежи нашей Родины и принял участие более чем в 20 битвах.

Однако был враг, с которым мудрый князь предпочитал решать сложные вопросы с помощью дипломатии. Это был ордынский хан. Золотая орда собирала дань с Руси, но не требовала перехода русских в язычество или ислам. Западных завоевателей интересовало не только богатство. Установив свое владычество, они огнем и мечом начинали насаждать католическую веру. Вот почему святой Александр был столь решителен, когда дело касалось духовной свободы Руси и уступчив, когда речь шла о денежных податях. Русь платила “кесарево — кесарю, а Божье — Богу”. Кроме того, открытая война с которым могла принести страшные последствия для Руси, еще не готовой к встрече со столь могущественным врагом.

Святой Александр ездил в орду 4 раза, и уже одно это может свидетельствовать о его храбрости, — ведь многие русские князья были убиты в орде за отказ поклоняться языческим богам и совершать языческие обряды. В орде был отравлен и отец святого Александра, великий князь Ярослав. Но Господь хранил Своего угодника и в бою, и в ханском шатре. Хан сделал Александра Невского великим князем Владимирским, поручив его попечению всю южную Россию и Киев. Приезжая в орду, святой Александр не раз добивался для своего княжества определенных свобод.

Возвращаясь из четвертой поездки, святой князь тяжело заболел и умер, не доехав до своего стольного града — Владимира. Когда весть о его кончине достигла митрополита Кирилла, тот со слезами произнес: “Чада мои милые, закатилось солнце земли Русской”!

Перед своей блаженной кончиной святой князь принял схиму с именем Алексей, но Церковь почитает его как Александра, ведь это имя означает “защитник людей”. Во дни своей жизни святой Александр Невский был воистину великим защитником нашего Отечества, и по своем отшествии он продолжает предстательствовать о земле русской у Престола Божия.

Молитва

Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный, великий княже Александре!

Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, ко святей иконе твоей ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия: Ты в житии своем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси – и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть настави.

Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси – и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи.

Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на Небесех Царствующим, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к Вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам.

Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии

В 2013 г. Церковь торжественно отмечает 750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского. Нет сомнения, что великий князь Александр Невский — самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Святой Руси. Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории — вплоть до времен новейших. Имя святого Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Не удивительно, что в западной историографии военные подвиги князя низводятся до уровня мелких пограничных конфликтов, а политика его рассматривается как «недальновидная». Тенденциозность таких оценок очевидна.

Александр Невский родился приблизительно в 1220 г. в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. Дворец князя — деревянный, как большинство построек на Руси в те времена — стоял неподалеку от Спасо-Преображенского собора — единственного из дошедших до нашего времени белокаменных храмов Северо-Восточной Руси домонгольского периода (его заложил князь Юрий Долгорукий, а построил в 1157 г. св. Андрей Боголюбский). В этом соборе и крестили князя Александра.

В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава.

Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока — татаро-монголы, с запада — латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 г.; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т. е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее — Вотская пятина).

Вот как говорит об этом Повесть о житии Александра Ярославича Невского, написанная во Владимире через несколько лет после смерти князя, в 1280-е гг.: «Король страны Римской из северной земли… собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: „Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою“.

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“.

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил».

Перед решающей битвой было явлено некое чудесное предзнаменование, о котором Повесть рассказывает так: «Был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: „Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру“. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: „Не рассказывай этого никому“. И была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего…»

Описание битвы на Неве содержит ряд ярких эпизодов, которые позднее будут запечатлены в миниатюрах, иллюстрирующих Лицевой летописный свод — Остермановский I (БАН) и Лаптевский (РНБ) тома, созданные во второй половине XVI в.

«Храбрый муж из полка Александра по имени Гаврило Олексич… напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска».

На миниатюрах Лицевого свода представлены следующие эпизоды Невской битвы:

— Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед сражением;

— Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль;

— Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве.

Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 г. стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть

Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 г. разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена:

«Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона».

Миниатюра Лицевого Летописного свода, иллюстрирующая битву на Чудском озере, показывает помощь Небесного воинства князю Александру Невскому.

После смерти отца в 1247 г. князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем — в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся в 1249 г. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.

Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 г. к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».

При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В 1262 г. Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя.

Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год, на обратном пути князь скончался. Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 г. в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».

О всенародной скорби об умершем князе свидетельствует «Повесть о житии Александра Ярославича Невского». А вот слова нашего знаменитого историка С. М. Соловьева: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории…»

Житие рассказывает об этих скорбных событиях так:

«Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы… месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника Своего».

В 1380 г. произошло обретение нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 г. во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.

Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 г. К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру». Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.

О почитании святого Александра Невского как защитника и покровителя русской земли свидетельствует письмо митрополита Московского и всея Руси Макария к царю Иоанну Грозному, написанное до взятия Казани. Первосвятитель, благословляя царя на битву, призывает его вспомнить «храбрость прародителей своих Богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго князя Александра Невского и прочих сродник твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» (Никоновская летопись).

Изображения св.князя Александра Невского появляются в XVI в. после его канонизации. Согласно традиции, его, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах (мантия, куколь).

Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении — новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник). Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».

В монашеском облачении князь представлен также в росписях Благовещенского собора Московского Кремля. Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII в. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением св. Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670—1680 гг. в Строгановских мастерских. На покрове св. Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках — развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотого шитья одежд, нимба и фона.

Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в.

Образы святых и несвятых князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов, например, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, а также Новоспасского монастыря — усыпальницы Романовых. Если в Благовещенском соборе князь Александр изображен в монашеском облачении, то на фресках Архангельского собора в слое живописи XVII в. — согласно традиционной княжеской иконографии — в плаще и шапке.

Как уже указывалось выше, целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом Летописном своде.

В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона св. Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного, ГИМ). Этот храмовой образ происходил из некогда существовавшей на территории Кремля церкви в честь святого Александра Невского. В среднике изображен князь-схимник, окруженный 35 клеймами, повествующими о его жизни и чудесах.

На протяжении XVII в. в Кремлевскую церковь св. Александра Невского совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана).

В небольшом среднике — фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий».

Вокруг средника два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные — посмертным чудесам: первое — о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце — «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г. ). В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме), что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого.

В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ). Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства — власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.

В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ).

Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем», XVII в. (Владимиро-Суздальскиймузей-заповедник). Местное почитание способствовало созданию особого извода изображений собора святых владимирских князей.

Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей по указу Петра I в. Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Монашеская иконография святого использовалась с тех пор лишь в старообрядческой среде.

Для мощей князя в Александро-Невской лавре была установлена гробница из серебра, выполненная по эскизу Г. Х. Грота в 1750—1753 гг. (ныне в Государственном Эрмитаже). Раку святого украшала икона, написанная Иваном Адольским-младшим. В соборе у святых мощей в дни его памяти собирались кавалеры ордена св. Александра Невского. Этот орден был задуман Петром I для награждения военных, но учредила его Екатерина I уже после смерти Петра, и награждали им как военных, так и гражданских лиц.

В XVIII в. появляются новые вариации иконографии св. Александра Невского. Князя нередко изображали с видом Александро-Невской лавры — как на иконе XVIII в. из дворца Монплезир в Петергофе. Фигуру святого помещали, как правило, справа, а основное пространство доски отводилось для изображения зданий лавры.

В XVIII в. появится также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII в., написанной в селе Павлово-на-Оке (НГХМ), представлены сюжеты, иллюстрирующие битву на Неве.

Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы (ГМИР).

В XIX в. есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем. В XIX в. создавались житийные иконы св. Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В иконах-минеях Нового времени св. Александр изображается в княжеских одеждах.

Большинство икон XVIII—XIX вв. изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом — в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.

В ХХ столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника — в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII в.: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, БАН).

Монахиней Иулианией (М. Н. Соколовой) в середине 1970-х гг. была написана в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии икона-таблетка святого Александра Невского, представляющая как великокняжеский, так и схимнический изводы.

Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX в. В частности, одержанные в ходе русско-турецких конфликтов победы, освобождение порабощенных турками народов способствовали почитанию св. Александра Невского в Европе. Соборы в честь Александра Невского были возведены в Париже (1859–1861), Софии (1883–1912), Варшаве (1894–1900), Белграде (1894–1912) и Таллине (1895–1900).

Особое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. По призыву Блаженнейшего митрополита Московского Сергия верующим народом были собраны средства для создания авиационной эскадрильи имени Александра Невского. На одном из истребителей с надписью на борту «Александр Невский» сражался Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин; за годы войны он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника.

Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.

Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала 17 века. ТОДРЛ. Т. 22. М.-Л., 1966.

Древнерусские княжеские жития. М., 2001.

Иконы Владимира и Суздаля. Государственный Владимиро-Суздальскийисторико-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2006.

Иулиания (Соколова), монахиня. Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева лавра,1995.

Квливидзе Н. В. Александр Ярославич Невский. Иконография. Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.

Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995.

Комашко Н.И., Саенкова Е. М. Русские житийные иконы. М., 2007.

Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений. М., 1995.

Назаренко А. В. Александр Ярославич Невский. Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.

Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского. СККДР. Вып. 1. Л, 1889.

Панченко О. В. Из археографических изысканий в области соловецкой книжности. «Канон всем святым, иже в Велицей России в посте просиявшим». Сочинение Сергия Шелонина. ТОДРЛ.

Т. 56. СПб., 2004.

Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965.

Полное собрание русских летописей.

Т. 12–13. Летописный сборник, именуемый

Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000.

Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиен-

ко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV век.

М., 1982.

Соколов М. И. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890.

Юбилейное Послание Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви По случаю 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского и 100-летия I Всезарубежного Собора

Приветствую возлюбленных о Господе братьев-архипастырей, преподобных отцов, и возлюбленных братьев наших и сестер с любовью и чувством ликования о Богородице, сердечно поздравляю всех архипастырей, клириков и мирян как с приближающимся торжеством 800-летия со дня рождения великого князя Александра Невского, так и со столетием I Всезарубежный Собор!

Какие восклицания подобают этому юбилейному году? Конечно, одних возгласов уст наших грешных недостаточно для того, чтобы достойно прославить труды и память великого князя Александра и добрых виноградарей Христова Виноградника в Сербии, предложивших 100 лет назад теплую каноническую пристань Пресвятой Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), архипастырей, пастырей и паству Русской Зарубежной Церкви, и благословил их чтимыми руками Высокопоставленных членов Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви, собравшегося в конце от 19 августа21, для обеспечения их церковной жизни за пределами России и пастырского окормления русских беженцев.

В этот особый год 800-летия со дня рождения святого благоверного Александра, мудрого дипломата и правителя, и столетия I Всезарубежного Собора, состоявшегося с 21 ноября по 2 декабря 1921 г., в Сремских Карловцах – русские православные люди, живущие в Зарубежье, призваны к усиленной молитве, совершению добрых дел во всех отношениях и частному рассмотрению скрижалей истории, чтобы, черпая из нее столь необходимые силы и вдохновение , они могли бы в мужестве и обновлении духа продолжать терпеливо нести свой жизненный крест. Мы отмечаем юбилеи в нашей жизни и чествуем юбиляра; так и мы должны соединиться в одно общее собрание и с великой ревностью утвердиться в Святом Православии, нисколько не посрамив ни памяти Преподобного Князя и приснопамятных предков наших в Зарубежье, ни чести дорогой Матери нашей – Пресвятой Богородицы. Поместная Русская Православная Церковь.

Призвав вспомнить суровую и многотрудную жизнь благоверного Александра, которого летописец восхвалял как «безмерно милостивого», и дарованные через него от Бога блага, соберёмся духом вокруг сего святого подвижника за Православие, в чтобы чтить его святую память, помнить его жизнь, изучать и распространять его наследие. Пусть его имя будет на устах и ​​в сердцах всех, начиная с грядущих летних торжеств (30 августа/12 сентября) и заканчивая его зимним праздником (23 ноября/6 декабря). Дадим обет перед его святой иконой хранить по мере своих скудных сил Веру наших отцов, Церковь и нашу национальность как дары от Бога.

Памятуя множество русских православных людей, оказавшихся на чужбине и обретших там место упокоения, приношу низкий поклон Святейшему Патриарху Порфирию и Сербской Православной Церкви, которую он возглавляет и с которой мы имеют общих отцов и наставников, как выразился приснопамятный митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович; +2020 г.) в своем выступлении на IV Всезарубежном Соборе в 2006 г. Наши Церкви связаны поистине братскими узами, что свидетельствует особыми отношениями между иерархами, духовенством и верующими наших народов. Святейший Патриарх Варнава (Росич; +1937) Сербии часто посещал различные русские сходки, поминальные вечера, эмигрантские торжества, но особое внимание всегда уделял «Обществу попечения о духовных нуждах русских». В своей речи на Патриаршей интронизации он сказал: «Мы, прославляя славу нашей Церкви, нашего Патриархата, должны помнить, что Русская Церковь участвовала сегодня вместе с нами в лице Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, великого богослова. Завещаю вам поминать православный русский народ, страдающий, гонимый антихристом». По поводу возведения Святейшего Патриарха Варнавы на Первосвятительский Престол митрополит Антоний, помимо всех других своих высказываний, также писал: «Его ум и сердце заключают в себе положительные влияния Югославии, России и Греции. Я был хорошо знаком с ним, когда был архиепископом Харьковским; мы жили вместе в одной квартире и регулярно совершали богослужения, чередуя одно за другим». Протоиерей Петр Беловидов, пользовавшийся в Белграде любовью и уважением как русских, так и сербов, однажды после Божественной литургии в одном из русских храмов преподнес Святейшему Патриарху Варнаве белый клобук, сказав: «Прими, Святейший Владыка, этот белый клобук в знак искренней самоотверженности и благородной любви россиян». В ответ Его Святейшество уточнил, что белый клобук — это одеяние русских митрополитов, цвет которого символизирует чистоту, а бриллиантовый крест — это крест страданий Русской Церкви.

С любовью вспоминая исторический путь Русской Зарубежной Церкви и дорогие имена общих с Сербской Православной Церковью святых отцов – Святейших Патриархов Сербских Димитрия и Варнавы, Блаженнейших Митрополитов Антония и Анастасия, Святителей Иоанн (Максимович), Николай (Велимирович) и Мардарий (Ускокович), преподобный Иустин (Попович), схиархимандрит Амвросий (Курганов) и многие другие, смиренно прошу всех усердно молиться о спасении Христовом. любящие и крестоносные братские народы России и Сербии, «которым следует вера» (Евр. 13:7).

Призываю всех наших священнослужителей, прихожан и молящихся отметить это время всевозможными добрыми делами. Пусть каждый внесет свое участие в празднуемые юбилеи, будь то пожертвованием своих трудов, времени или средств приходскому храму, монастырям, Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви или другим церковным учреждениям, поддержке наших престарелых , для обучения наших детей в церковно-приходских школах, или в церковно-общественные организации, которые ведут важную работу с нашей молодежью. Пусть каждый поинтересуется глубоким богатством нашей истории. Пусть все регулярно обращаются с молитвой к великому князю Александру и просят его помощи и заступничества, памятуя при этом об ушедших основателях Русской Зарубежной Церкви, защитивших Православие в самых тяжелых обстоятельствах. Их взоры обращены на нас, их наследие лежит на наших плечах, и поэтому мы обязаны взять на себя этот труд. Все это будет прославлением по способностям каждого великого невского полководца и по усердию нашему достойным вниманием к этим священным юбилеям.

Да поможет нам в этом Пресвятая Богородица, которая «в успении Своем не оставляет нас». Аминь.

Испрашивая святых твоих молитв, с любовью остаюсь твоей в Господе,

+ИЛАРИОН
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей

Успение Пресвятой Богородицы 2021 г. н.э.

ИСТОЧНИК

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Основание Александро-Невской лавры (Александро-Невской лавры) связано с важными событиями в истории России.
В 1240 году великий князь и военачальник Александр Ярославич одержал крупную победу в войне со Швецией на Неве, за что получил титул Невского и был канонизирован Православной Церковью как Святой покровитель России.

16 мая (27 мая н.с.) 1703 года по указу Петра Великого была основана Санкт-Петербург, северная столица России. Город был построен на землях, где на протяжении многих веков жили славянские племена. Река Волхов, Ладожское озеро и Нева были частью водного пути, идущего из Балтийского в Черное море. В начале XVII века эти земли перешли во владение Швеции. Долгое время Россия боролась за возвращение своих земель, и только в царствование Петра I, когда в Северной войне 1700-1721 годов русские войска разгромили хорошо обученную шведскую армию, Россия окончательно утвердилась на берегах Невы, тем самым восстановить выход к Балтийскому морю. Император решил увековечить имя великого полководца и патриота Древней Руси, благоверного князя Александра Невского, и по его указу в 1710 году к юго-востоку от центра города был основан Александро-Невский монастырь. Место для монастыря было выбрано самим Петром I на левом берегу реки Черной (Черной) (ныне река Монастырка) недалеко от ее впадения в Неву, эта местность очень напоминала место знаменитой Невской боевой.

Санкт-Петербург, рассматривавшийся его основателем как административная, политическая, экономическая и культурная столица новой России, Александро-Невский монастырь должен был стать религиозным центром страны.

30 августа 1724 года мощи святого благоверного князя Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург из Владимира и положены в Александро-Невской монастырской церкви (в 1790 году мощи были перенесены в только что построенный и освященный Троицкий собор). С тех пор Русская Православная Церковь отмечает этот день как праздник.

Император Петр I стремился реформировать Церковь, поставить ее на службу государству. Так он основал Александро-Невскую обитель как образцовую, которая должна была функционировать как благотворительное, исправительное, лечебное и просветительское учреждение. Эти проекты не согласовывались с православным представлением о монастыре как об источнике духовного света и образце благочестивой жизни, о религиозном учреждении, где молитва является делом жизни монаха. К счастью, большая часть планов императора относительно Церкви не воплотилась в жизнь.

Александро-Невский монастырь с самого начала стал духовно-просветительским центром Санкт-Петербургской епархии. В 1719 году по указу Петра I при монастыре была организована первая в Северной столице типография. В 1726 году была учреждена Александро-Невская Славяно-греко-латинская духовная семинария, славившаяся высоким уровнем образования.

С момента своего основания Александро-Невский монастырь ставился выше других русских обителей. Он пользовался благосклонностью всех российских императоров и императриц, а наместник назначался по личному указу государя.

В 1797 г. Александро-Невский монастырь был возведен в статус Лавры (лаврами назывались богатые монастыри высшего ранга, пользующиеся особыми привилегиями). В то же время семинария была возведена в ранг академии и стала высшим богословским учебным заведением, параллельным Киевскому, Московскому и Казанскому. Санкт-Петербургская духовная академия всегда считалась одной из лучших в России по подготовке высокообразованных духовных кадров.

Большая часть постоянного духовенства монастыря происходила из разных провинциальных русских монастырей, им пришлось жить и работать там около десяти лет. По истечении этого периода монахи обычно назначались на высокие церковные должности. Некоторые из них посвятили свою жизнь богословию или миссионерской работе.

Согласно древней христианской традиции, место возле мощей великого святого было особо почетным для погребения. По воле Петра I старейшее в городе Лазарево кладбище предназначалось для усыпальницы членов императорской фамилии и придворной знати, видных государственных и церковных деятелей, военачальников, выдающихся ученых и выдающихся деятелей искусства. На их могилах воздвигнуты великолепные надгробия и памятники из мрамора, бронзы и гранита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы