Икона троицы: Икона Троица Ветхозаветная

Разное

Икона Троица Ветхозаветная

Скачать файл


Реставрация:

Реставрирована А.В.Кириковым в мастерской музея в 1970 г.
Красочный слой потерт, золото фона и нимбов сильно утрачено. Гвоздевые отверстия от крепления утраченного басменного оклада. На левом поле контрольный участок с двумя слоями записей и почерневшей олифой.


Размер:

145 х 116 см


Автор:

Нет данных


Материал:

Дерево, темпера


Персоналии:

Ангелы


Уточняющая датировка:

15 — 16 вв. , конец 15 в. — начало 16 в.


Век:

15


Страна:

Россия


Место хранения:

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва


Иконография, категория:

Троица


Тип изображения:

Сюжетная композиция

Иконографическая справка



Икона принадлежит к числу изображений Святой Троицы в виде трех Ангелов за трапезой. Согласно традиционным православным толкованиям, в образе трех ангелов Аврааму было дано откровение о единосущном и триипостасном Боге («Авраам же физическими очами зрел ангелов и беседовал со Спасителем, но очами духовными видел он Троицу пресвятую и единосущную» — св. Григорий Палама). Подобные толкования были положены в основу символической иконографии Св. Троицы в виде «Гостеприимства Авраама», которая складывается в византийском и русском искусстве конца XIV — начала XV века и находит наиболее полное и совершенное выражение в иконе преподобного Андрея Рублева, исполненной для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в 1425-1427 годах. Икона Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев. Особое значение этот образец получает в культуре XVI века — так, Стоглавый собор 1551 года утвердил: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы…». Подобно многим другим иконам XVI века, икона из Углича повторяет, в общих чертах, иконографию прославленного рублевского прототипа. Вместе с тем, круговое построение композиции, которое в рублевской иконе символизировало непостижимое единство божественных ипостасей, здесь выражено не так отчетливо. Верхняя зона, отведенная под изображение палат Авраама, Мамрийского дуба и горы Мориа, на иконе из Углича увеличена, а изображение ангельской трапезы в нижней части иконы несколько вытянуто по горизонтали.
На данной иконе позем и гора различаются по цвету, в этом они повторяют рублевский образец.
Эта икона отличается от рублевской формой завершения дома Авраамова и отсутствием велума.
На ней отсутствует изображение пещеры в горе. Такая деталь, как семичастная крона дуба, возможно, напоминающая о семи вселенских церквах Нового Завета, не имеет близких аналогий.
Судя по сохранившимся произведениям, горизонтальное построение композиции было характерно для некоторых византийских икон конца XIV — начала XV веков. Нельзя исключать, что подобный вариант иконографии, наряду с «Троицей» Рублева, мог послужить образцом для иконы из Углича. В пользу этого предположения свидетельствует не только постановление Стоглава, но и общая ориентация на византийское искусство ХIV-ХV веков, характерная для культуры грозненского времени. Вместе с тем, плотные, эмалевидные цвета, общий темный тон живописи, преувеличенная детализация и дробность рисунка — исключают датировку «Троицы» временем ранее середины XVI века.

Стилистическая справка



В стиле иконы, прежде всего — в ее колорите, присутствуют признаки тверской художественной традиции 15 века. Мастер особенно внимателен к холодной зоне спектра: доминируют голубые, лиловые и зеленые цвета. В каждом локальном тоне при последующей моделировке проступает холодный компонент. «Троица» отличается сглаженностью контрастов темного и светлого и более последовательным сближением каждого тона с голубыми и синими: все краски увидены как бы сквозь голубой фильтр. Пропорции фигур, несколько «неклассические» , сближают данную икону с более ранними и более поздними тверскими иконами: с «Троицей» серии таблеток сер. 15 века из ризницы Троице — Сергиева монастыря, «Голубым Успением» конца 15 века или с «Троицей» начала 16 века из церкви Белой Троицы.
Три Ангела сидят у стола и благословляют приготовленную трапезу. Фигуры несколько необычных пропорций: в своей верхней части Они выглядят более вытянутыми, чем в нижней. Нимб среднего Ангела отделен от фона графьей, прочерчивающей также перекрестье.
Церковь, из которой происходит икона, была главным храмом Троицкой Дивногорской пустыни, основанной в 1674 году ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.

Происхождение



Троицкая церковь села Дивная Гора Угличского района Ярославской обл.

Фрагменты


Ангел (Троица Ветхозаветная)

Библиография


Иконы Твери, Новгорода, Пскова 15 — 16 вв.


Царство и Царствие.

Икона «Троица» Андрея Рублева впервые с 1917 года оказалась в стенах Троицкого собора — Газета.

Ru

Икона «Троица» Андрея Рублева впервые с 1917 года оказалась в стенах Троицкого собора — Газета.Ru | Новости

Икона «Троица» Андрея Рублева впервые с 1917 года оказалась в стенах Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в подмосковном Сергиевом Посаде. Об этом пишет Telegram-канал «Вперед. Сергиев Посад».

«Сегодня ночью икону, привезенную с жесткими мерами предосторожности, встретили депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава округа Михаил Токарев, братия обители.
«Троицу» разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь, так, чтобы все желающие приложиться к раке, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, смогли поклониться и иконе», — говорится в сообщении.

Канонический образ можно будет увидеть в Троице-Сергиевой лавре 17 и 18 июля, отмечает канал.

«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух сохранившихся работ, которые, как считают ученые, достоверно принадлежат ему. Является одной из самых прославленных русских икон.

До революции 1917 года «Троица» находилась в Троицком соборе, однако позже она была вывезена из монастыря сначала на реставрацию, а потом на хранение в Третьяковскую галерею.

Как сообщает ТАСС, по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского 17-18 июля в Троице-Сергиевой лавре пройдут церковные торжества. Праздничные богослужения возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Дмитрий Самойлов

Праздники прошли

О том, как вернуться к повседневной жизни

Мария Дегтерева

Новая жизнь с Нового года

О праздничных обещаниях

Марина Ярдаева

Здоровой экономике дети не нужны

О том, почему работа после уроков – плохая идея

Георгий Бовт

Из больной головы – в здоровую

О том, как биотехнологии изменят общество и станет ли от этого лучше

Алена Солнцева

Очки за решетку

О готовящихся изменениях для заключенных

Найдена ошибка?

Закрыть

Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.

Продолжить чтение

Господь наш Иисус Христос

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу

Андрей Рублев Икона Святой Троицы.

В церкви много различных изображений Святой Троицы. Но икона, определяющая саму суть Троицы, неизменно та, что изображает Троицу в образе трех ангелов. Прототипом для этой иконы послужило таинственное явление Святой Троицы в образе трех путников Аврааму и Сарре под дубом Мамврийским. Церковь специально выбрала именно эту икону, потому что она наиболее полно выражает догмат о Святой Троице: три ангела изображены в равном достоинстве, символизируя триединство и равенство всех трех Лиц.

Троица.
Андрей Рублев (1370-1430).
Москва.

Наиболее глубокое понимание этого догмата мы находим в иконе Троицы, написанной прп. Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона является шедевром древнерусской иконописи, и неудивительно, что Церковь утвердила ее образцом для изображения Троицы.

На иконе Андрея Рублева Лица Святой Троицы изображены в том порядке, в котором они исповедуются в Символе Веры. Первый ангел есть первое лицо Троицы — Бога Отца; второй, средний ангел — это Бог-Сын; третий ангел – Бог Дух Святой. Все три ангела благословляют чашу, в которой лежит принесенный в жертву телец, приготовленный для еды. Принесение в жертву тельца означает смерть Спасителя на кресте, а приготовление его в пищу символизирует таинство Евхаристии. Все три ангела держат в руках посохи как символ их божественной силы.

Первый ангел, показанный слева, облачен в голубое нижнее белье, изображающее его божественную небесную природу, и светло-фиолетовое верхнее одеяние, свидетельствующее о непостижимой природе и царственном достоинстве этого ангела. За ним и над его головой возвышается дом, обитель Авраама, и жертвенник перед домом. Этот образ обители имеет символическое значение: дом означает Божий генеральный план творения, а то, что дом возвышается над первым ангелом, показывает, что он является главой (или Отцом) этого творения. Та же отеческая властность видна во всем его облике. Его голова не склонена, и он смотрит на двух других ангелов. Вся его манера поведения — выражение лица, положение рук, то, как он сидит, — все говорит о его отцовском достоинстве. Два других ангела наклонили головы и с большим вниманием обратили взоры к первому ангелу, как бы беседуя с ним о спасении человечества.

Второй ангел помещен в центре иконы. Это положение определяется положением, которое занимает вторая Личность в Самой Троице. Над его головой простираются ветви дуба. Одеяния второго ангела соответствуют тем, в которых обычно изображается Спаситель. Нижнее белье темно-малинового цвета, символизирующее воплощение, а синяя верхняя одежда означает божественность и небесную природу этого ангела. Второй ангел наклоняется к первому ангелу, как будто в беседе. Дерево позади него служит напоминанием о дереве жизни, стоявшем в Эдеме, и о кресте.

Ангел справа — третье Лицо Троицы — Святой Дух. Его светло-голубая нижняя одежда и дымчато-зеленая верхняя одежда олицетворяют небо и землю и означают живительную силу Святого Духа, оживляющую все сущее. Духом Святым всякая душа живет и возвышается в чистоте — поет Церковь. Это возвышение в чистоте изображено на иконе горой над третьим ангелом.

Таким образом, икона Андрея Рублева, будучи непревзойденным произведением иконописи, есть прежде всего богословие в красках, наставляющее нас во всем, что касается откровения Триединого Бога и трех Лиц Святой Троицы.

Из книги «Размышления об иконописи» монаха Григория Круга.

Увидеть Святую Троицу по-новому с этой старой иконой| Национальный католический реестр

«Гостеприимство Авраама» — это прообраз Троицы, но не представление самой Троицы.

Вы, наверное, видели, как многие художники изображают Троицу: при крещении Иисуса в Иордане есть Сын Божий в воде, Бог Отец в облаках и третье Лицо Троицы, Святой Дух. , парящий, как голубь, над головой Иисуса. Или иногда вы видите их на облаках в небе: Сын и Отец сидят рядом на троне, а Святой Дух изображен в виде голубя между их головами, обрамленного нимбом.

Тринитарный образ, наиболее часто встречающийся в Восточной церкви, отличается от него. В восточном православии наиболее знакомым изображением является русская икона Андрея Рублева (1408-1425) под названием «Троица Ветхозаветная». В нем три крылатых существа сидят вместе за столом.

Я помню, как впервые столкнулся со значком. Священник объяснил, что три крылатых существа, подобные ангелам, представляли Троицу, и каждая из божественных Лиц была равна другим.

Но с тех пор я узнал, что в Восточной церкви есть другое, совсем другое толкование. Икону часто называют «Гостеприимством Авраама», и она представляет трех ангелов (Трех посетителей), явившихся Аврааму в Мамре в Бытие 18:1-15:

. «Явился Господь Аврааму у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер свой в разгар дня. Он поднял глаза и увидел трех мужчин, стоящих рядом с ним. Увидев их, он побежал от входа в шатер им навстречу и поклонился до земли. Он сказал: «Господин мой, если я найду милость у тебя, не проходи мимо раба твоего. Пусть принесут немного воды, вымойте ноги и отдохните под деревом. Позвольте мне принести немного хлеба, чтобы вы могли подкрепиться, а после этого вы можете пройти дальше — раз уж вы пришли к рабу вашему». Они сказали: «Сделай, как ты сказал». И Авраам Авраам побежал к стаду и взял теленка нежного и хорошего, дал его слуге, который поспешил приготовить его. Затем он взял творог и молоко и теленка, которого он приготовил, и поставил перед ними; и он стоял с ними под деревом, пока они ели.

«Они сказали ему: «Где твоя жена Сарра?» Он сказал: «Там, в шатре». и у Сары, жены твоей, будет сын.» И Сарра слушала у входа в шатер позади него. Авраам и Сарра были стары, в преклонном возрасте; она перестала быть у Сарры по-женски. И Сарра рассмеялась про себя, говоря: «Когда я состарилась и муж мой состарился, будет ли мне приятно?» Господь сказал Аврааму: «Почему Сарра рассмеялась , и сказать: Действительно ли я буду рожать, теперь, когда я стар? Есть ли что-нибудь слишком чудесное для Господа? В назначенное время я вернусь к вам, в свое время, и у Сарры будет сын. Но Сарра отрицала, говоря: «Я не смеялась»; ибо боялась. Он сказал: «О да, вы смеялись».

«Гостеприимство Авраама» — это прообраз Троицы, но не представление самой Троицы.

Вообще-то Русская Православная Церковь прямо запрещает любое представление Бога Отца в виде человека. Издавна существовала традиция не показывать Отца, и в 1667 году Великий Московский Синод обратился к этому канонически:

«В высшей степени нелепо и неприлично изображать на иконах Господа Саваофа (то есть Бога Отца) с седой бородой и Единородного Сына на лоне Его с голубем между ними, потому что никто видел Отца по Божеству Своему, и Отец не имеет плоти, и Сын не родился во плоти от Отца прежде веков. И хотя пророк Давид говорит: «От чрева прежде утренней звезды я родил Тебя» (Пс. 108:3), это рождение было не плотским, но неизреченным и непостижимым.

«Ибо Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Отца не видел никто, кроме Сына» (ср. Ин. 6:46). А пророк Исаия говорит в своей 40-й главе: «Кому уподобили вы Господа? И по какому подобию вы сделали Его? Не сделал ли резчик по дереву кумира, или золотых дел мастера, выплавив золото, позолотили и сделали изображение?» (40:18–19). ), «Поскольку мы являемся семенем Божиим, мы не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, изваянному искусством человеческого воображения». подобие невидимого, бестелесного, неописуемого и неописуемого Бога?»

«Поэтому крайним безумием и нечестием является придавать форму Божеству (Православная вера, 4:16). Подобным же образом запрещает это и св. Григорий Двоеслов. По этой причине мы должны иметь представление только о Саваофе, который есть Божество, и о рождении прежде веков Единородного Сына от Отца, но никогда, никоим образом, не изображать эти в иконах, ибо это, действительно, невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts