Иконы пресвятой богородицы с толкованием: Иконы Пресвятой Богородицы с толкованием духовного смысла

Разное

Книга `Иконы Пресвятой Богородицы с толкованием их в Челябинске: 500-товаров: бесплатная доставка [перейти]

Партнерская программаПомощь

Челябинск

Каталог

Каталог Товаров

Одежда и обувь

Одежда и обувь

Стройматериалы

Стройматериалы

Текстиль и кожа

Текстиль и кожа

Здоровье и красота

Здоровье и красота

Детские товары

Детские товары

Продукты и напитки

Продукты и напитки

Электротехника

Электротехника

Дом и сад

Дом и сад

Вода, газ и тепло

Вода, газ и тепло

Промышленность

Промышленность

Торговля и склад

Торговля и склад

Все категории

ВходИзбранное

Книга `Иконы Пресвятой Богородицы с толкованием их

сост. Бухарев И. «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения» Издательство:

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

Книга Ответ мухаммеданам на их возражения против христианского догмата о пресвятой троице

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Witch Таро. Колода Уэйта. Ведьмовское толкование карт и их глубинный смысл

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Таро. Современное руководство. Интуитивное чтение карт, главные расклады и их толкование

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Уоллес М. «Witch Таро. Колода Уэйта. Ведьмовское толкование карт и их глубинный смысл»

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

52 000

Семейная икона с четырьмя святыми, Богородицей и Архангелами, резьба Тип: икона, Материал: дерево

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

Мари Уоллес «Witch Таро. Колода Уэйта. Ведьмовское толкование карт и их глубинный смысл»

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

Мари Уоллес «Witch Таро Колода Уэйта Ведьмовское толкование карт и их глубинный смысл»

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

Книга «Коран» перевод смысла аятов и их краткое толкование Абу Адель. изд.Hikma

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

12 300

Варвара и Елизавета храмовая икона фигурный киот 60*80 арт ИХ-351 Тип: икона, Производитель:

ПОДРОБНЕЕЕще цены и похожие товары

Книга Десять уравнений, которые правят миром. И как их можете использовать вы

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Вампиры и их монструозные друзья

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Пасынки цивилизации и их просветители

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга О чем говорит боль. Как подсознание создает болезни и оно их исцеляет

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Без дна. Зависимости и как их победить

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Астрология денег. Финансы в вашей карте и как их привлечь

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Часы. Истории культовых марок и их знаменитых владельцев

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Белорусские песни, с подробными объяснениями их творчества и языка, очерками на…

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их су…

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга ВАЗ 2103, 2106 и их модификации. Руководство по ремонту (+ Каталог запчастей. Цве…

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Общее понятие о хронографах и описание некоторых списков их, хранящихся в библиот…

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на дереве: 125 х 160

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Хедлайнеры русского рока: истории групп и их легендарных альбомов

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Славяне, их взаимные отношения, связи. Том 3

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Александр Македонский и Юлий Цезарь, их жизнь военная деятельность: Биографисек…

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

Книга Кругом одни психопаты. Кто они такие и как не поддаваться на их манипуляциям

В МАГАЗИНЕще цены и похожие товары

2 страница из 18

Книга «Иконы Пресвятой Богородицы с толкованием их духовного смысла» из жанра Иконы, святыни

Регистрация | Забыли пароль? | Правила





















Разделы




  • Художественная литература
  • Российский боевик
  • Триллер
  • Современный криминальный детектив
  • Российская историко-приключенческая проза
  • Исторический любовный роман
  • Фантастика
  • Кинороманы

  • Детские сказки, мифы и басни
  • Басни
  • Детские сказки
  • Русские народные сказки
  • Сказки в стихах

  • Тайны и таинственные явления
  • Тайны
  • Гадания
  • Толкование снов
  • Парапсихология

  • Бизнес
  • Электронная коммерция
  • Нормативные акты
  • Менеджмент
  • Реклама и PR
  • Финансы
  • Экономика
  • Предпринимательство, торговля

  • Компьютерная литература
  • Интернет
  • Основы компьютерной грамотности
  • Windows и Office
  • Web-дизайн. Web-мастеринг.
  • Web-сервисы

  • Автотранспорт
  • Мотоциклы и мопеды
  • Автобусы, троллейбусы
  • Иностранные автомобили
  • Правила дорожного движения

  • Карты и атласы автодорог
  • Белоруссия
  • Россия
  • Украина
  • Страны Балтии
  • Другие страны

  • Группа в ВК



Главная » Иконы, святыни » Иконы Пресвятой Богородицы с толкованием их духовного смысла

 
 

Иконы Пресвятой Богородицы с толкованием их духовного смысла

Автор: Ильинская Е.
Жанр: Иконы, святыни
Издательство: Иконописная мастерская Екатерины Ильинской
Год: 2012 Количество страниц: 376
Формат:
 PDF (18.80 МБ)
Дата загрузки: 21 августа 20142015-09-20

Скачать с нашего сайта

Скачать в два клика

Поделись
с друзьями!
 

Аннотация

Эта книга является первым изданием, в котором раскрыт сокровенный смысл изображения древних икон Богоматери. Здесь собрано более 70 известных и почитаемых образов Пресвятой Богородицы, рассказана их история.

Комментарии

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикаци.

 

 

2011–2022


Иконопись Божией Матери


Распечатать

#Theotokos_AOMC_2020

  Иконография Божией Матери

1- Богословие иконы Божией Матери:  

Значение имени «Богородица» заключает в себе всю тайну спасения человечества, как выразился великий иконопочитатель, святитель Иоанн Дамаскин.

Это имя точно указывает на самое важное событие в истории человечества: на то, что божественная природа соединилась с человеческой природой. Следовательно, это спасение человечества от коррупции и греха.

Верно, что термин «Богородица» был утвержден на Третьем Вселенском Соборе, состоявшемся в Эфесе в 431 году н.э., но его духовный смысл лежит в основе христианской веры. Не говорим ли мы в первой части Символа веры Первого Вселенского Собора 325 г. н. э., что «Сын Божий воплотился от Духа Святого и Девы Марии»?

Точно так же мы не должны упускать из виду то, что сказала Елисавета Деве Марии, когда Мария явилась к ней сразу после Евангелия: «Итак, где эта Матерь Господа моего приходит ко Мне Mήτηρ τοῦ Κυρίου» (Луки 1:43) ?

Александр Александрийский (313-326 гг. н.э.) использовал эту терминологию до Третьего Собора, а св. Григорий Назианзин (+ 380 г. н.э.) сказал: «Всякий, кто не говорит, что Мария есть Матерь Божия БОГОРОДИЦА θεοτόκος, проклят.

Слово θεοτόκος является сочетанием θεός т. е. Бог и Τόκος (рожденный) от глагола τίκτω и означает рождение, т.е. Бог, нераздельный в Своей божественной и человеческой природе, а не Χριστοτόκος: Матерь Христа, как утверждал Несторий, когда впал в ересь.

Господь Иисус Христос родился несотворенным, что означает, что Он не был рожден от отца-человека и не был сотворен человеческой рукой, но Он есть совершенный Бог, рожденный от Бога-Отца вне времени и воплотившийся он также стал совершенным Человеческим Существом, рожденным от Девы Марии во времени. Он соединил в своем воплощении человеческую природу с божественной природой.

 

2- Богородица в Библии:

Между первой и последней книгами Библии, т.е. Книгой Бытия и Книгой Откровения, мы узнаем о Деве Марии, женщине великое потомство, Матерь Иисуса Христа, тот самый Иисус, который сокрушил голову змея. Мы также встречаем жену, одетую в солнце, с луной под ногами и с венцом из двенадцати звезд на голове ее (Откровение 1:12).

 

3- Богородица и Святость:

Так же, как Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом, Мария является плодом святости в Ветхом Завете и дверью в Новый Завет. Она не только Новая Ева, но и прообраз святости для тех, кто подражает ее словам в ответ на зов Божий, когда она сказала ангелу: «Се, раба Господня, да будет по словам твоим». ».

Ответ Марии — это набросок обожения (обожения). Бог взывает, и люди говорят: Аминь.

Нет другого источника святости, кроме Бога. Поэтому Мария произнесла такую ​​молитву, прославляя Господа: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Луки 1:46).

 

4- Что говорит Божия Матерь в иконе:

Бог единственный Спаситель. Нет другого Спасителя, который мог бы приблизиться. Подходя к иконе Божией Матери, мы прислушиваемся к словам Иоанна Богослова: Взгляните на Слово, которое было в начале. Без Него ничего не было сделано из того, что было сделано. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Иоанна 1:3-5).

Воистину, это Бог, которого носит на руках Дева Мария: Он Всемогущий Господь, сотворивший через нее великие дела, Бог, Который пожелал родиться из чрева чистой женщины.

Мария продолжает с любимым учеником и заявляет: «Слово стало плотью и обитало с нами» (Иоанна 1:14). Она рассказывает нам о том, к чему прикасались ее руки, чтобы мы могли иметь общение с ним, и радость Неба была полной.

 

5- Богородица и Таинство Воплощения

Вот и вся тайна. Как Творец может стать человеком? Каждая икона Божией Матери есть ответ, и эти иконы ведут нас к последовательному процессу веры, который начинается с того момента, как Мария входит в храм и посвящает себя Богу с детства, и продолжается до того момента, когда она рождает свою единственную сын. В него входят и Благовещение, и песни ангельские, и слова пророков в Ветхом Завете, особенно слова пророка Исайи, который говорит в своем великом знамении: «Се, Дева зачинает, рождает Сына, и нарек ему имя Эммануил, то есть Бог с нами» (7:14)

Мы завершаем процесс пророчеством Симеона, также провозглашающим: «Вот, наши глаза видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет, чтобы нести откровение язычникам,

и славу победоносный и торжествующий народ». Мы не только присоединяемся к Анне-пророчице в ожидании искупления и спасения от Господа, но и признаем, что это искупление совершилось.

Несмотря на продолжительное молчание Марии, мы видим

Ее, приглашающую всех нас громким голосом повторяющую то, что Она сказала слугам на свадьбе Каны Галилейской: «Что Он скажет вам, то сделайте» (Ин. 2:5). ).

Блажен тот, кто слушает это слово, применяет его на практике и растет им, пока не будет обожествлен. Она великая свидетельница, более почетная, чем Херувимы, которая стоит перед нами, неся на руках Того, Кого не может удержать вся вселенная.

Это чудесное рождение стало выражением ее чистой жизни, ее терпения, ее борьбы, ее смирения и ее чистоты. Как бы Бог ни хотел воплотиться, Он хотел, чтобы Дева приняла это воплощение в своей полной воле, потому что Он не навязывает Себя и не устраняет человеческую волю и свободу. Что касается Марии, то она добровольно приняла на себя роль Богородицы.

Если присмотреться к иконе Божией Матери, мы заворожимся, преисполнимся удивления и радости.

Мария, как человеческое существо, представляет человечеству воплощенного Бога.

Она просит зрителя на ее иконе приобщиться к этому принятию Бога и воплотить Его в жизнь. Может ли быть более высокий призыв? Готовы ли мы к этой великой славе?

В связи с этим святитель Николай Кавасила выразился следующим образом: «Воплощение есть не только дело Святой Троицы, но и плод воли и веры Богородицы».

Таким образом, принятие этого воплощения в нашей жизни требует слушания слова Божия, смирения и самоопустошения.

Святой также продолжает: «Когда Бог взглянул на Марию, он мог воплотиться только от нее».

Если мы спросим, ​​как это было сделано, литургия приходит, чтобы дать нам ответ, и говорит: «Сын родился без отца, этот Бог рожден от Отца без матери».

  

6- Углубляясь и воздавая честь Богородице:

Неправ тот, кто довольствуется внешними чертами в иконе Божией Матери, не переходя к настоящей божественной и совершенной красоте, к Святому Святых.

Эту красоту невозможно воспринять, если мы останемся стоять снаружи, глядя своими земляными глазами без души.

Вот и возникает вопрос: Что сказать тому, кто держится подальше от этого рая, цепляясь за библейские рассуждения, наполненные лишенными души буквами?

Или как ответить тому, кто был увлечен ересью, притворяясь истинным знанием, будучи слепым, ведущим слепых, а потом оба упадут в яму?

Тот, кто потерял мать в этой жизни, понимает тяжесть ее отсутствия, тем более, когда делаешь себя сиротой, хвастаясь пониманием Библии, в то время как другой человек полностью теряется в разнице между поклонением и честью?

Праведное прославление возможно только в молитве, умилении и посте. Тогда можно нам вместе с Елисаветой воскликнуть, говоря: «Благословенна ты среди женщин, и благословен плод чрева твоего! Но для чего мне дано, чтобы мать Господа моего пришла ко мне? (Луки 1:42-43)

Невозможно найти ответ вне божественного плана и безграничной любви Бога к человечеству.

Бог берет на себя инициативу; кто принимает, что Он воплотился, тот принимает и того, от кого Он воплотился. Есть прекрасная гармония между почитанием Богородицы и поклонением Господу; он формирует тайну, которую человеческий разум не может понять.

«Что мы предлагаем Тебе, Христе, Боже? Небеса приводят к вам ангелов, и земля предлагает вам свои блага, а мы предлагаем вам Деву-Мать».

Этот гимн поют верующие накануне праздника Рождества Христова; оно выражает честь и величие, которые испытывают все верные Церкви, осознавшие значение слов Марии: «Все роды назовут Меня блаженной».

Эта честь приходит в форме последней просьбы Иисуса на Кресте: «Сей есть Твоя Матерь (Иоанн 19:27), представляющая Свою Матерь каждому возлюбленному ученику.

Таким образом, икона становится богословским присутствием, сопровождающим присутствие Господа в нашей жизни и освещающим все события спасения, от первого творения до нового творения. Это показывает, что Мэри не какая-то другая женщина. Она представляет каждого человека во Вселенной. Через нее мир призван наполниться Святым Духом и, следовательно, родить Спасителя.

Именно это имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Ибо всякий, исполняющий волю Моего Небесного Отца, есть Мне брат, и сестра, и мать». (Матфея 12:50)

А кто в этом мире обитал Божественной волей больше, чем Богородица?

Величие Марии в том, что Она всегда слушала слово Божие и хранила его в своем сердце, пока не соединилась с ним. Это выражается словом «ипакой», означающим «слушание», в полном послушании слову Божию.

Отсюда поговорка: «Будь Мариан, чтобы спастись». Здесь нет ошибки, потому что истинный смысл этой фразы в том, что каждому человеку дана благодать родить Христа в своей жизни и в жизни других.

Рождающий Христа сам становится Христом.

 

7- Богородица зовет нас:

Икона Божией Матери приглашает нас задуматься о соединении Божественной природы с человеческой природой. Мы видим это воплощенным в Иисусе Христе. Она ведет нас ко Христу.

Дева ведет за собой верующих. Она опередила нас, родив Спасителя и в своем Успении. Господь воскресил ее, и так она прошла смерть, которую победил ее сын, по воскресении его на третий день. Мы призываем ее заступничество из поколения в поколение.

 «Одесную Твою стоит царица в золоте из Офира» (Псалтирь 44:9).0002 В православных храмах икона Божией Матери находится с правой (северной) стороны от иконы Господней. Она держит Господа Иисуса на руках. Священник или диакон выходит из алтаря во время утрени, чтобы возгласить перед Прекрасными вратами с большим благоговением и сокрушением: «Почитаем и величаем в песне Богородицу и Матерь света».

Затем он выходит с кадильницей, чтобы воскурить каждого человека, присутствующего в церкви, как проект святости. Затем хор начинает пение того, что известно в литургии Православной Церкви как девятая песнь. Это литургическое устройство проистекает из веры Церкви в заступничество Марии и ее положение в Церкви.

 

9- Общая и общая характеристика икон Божией Матери:

Богородица представлена ​​в иконе через греческие буквы МП ΘY, обозначающие Mήτηρ Θεού, т.е. Бог. Ее также можно назвать Θεομήτωρ.

 

Красота:

В иконе не земная, а божественная красота, далекая от стандартов человеческой миловидности. Именно красота света и божественной благодати изливается на святого, тем более благодатная Богородица.

 

— Цвета иконы Божией Матери:

Мы часто видим Богородицу в винно-красном цвете снаружи и синем внутри. Винно-красный цвет символизирует божественную славу, а синий символизирует творение, в то время как Господь Иисус носит противоположное, как воплощенный Бог, облекшийся в человеческую природу. Эти цвета выражают домостроительство спасения, которое Бог уготовил человечеству, и Божий призыв к нам достичь обожения. Это то, что Церковь понимала с самого начала, и святые отцы очень ясно это показали. Например, мы читаем, что сказал святой Дидим Слепой: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом».

Цель божественного воплощения — стать богами по милости.

Раз взирая на икону Господа и Богородицы, мы понимаем, к чему мы призваны, и тогда мы поем с апостолом Павлом: «Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Галатам 3:27) .

-Одежда:

Богородица носит длинное покрывало, называемое Мафорион, которое покрывает Ее голову и плечи. Она тоже вышита золотом, чтобы мы помнили псалом: «Золото одежд своих ткала» (Пс. 13:45).

 

— Звезды:

Три звезды указывают на девственность Марии до, во время и после родов.

В истории древнего изобразительного искусства эти звезды использовались для королей и правителей, чтобы символизировать трансцендентность, божественное происхождение, силу и суверенитет.

Но все эти атрибуты приобрели новый смысл с Марией. Хотя и стала Матерью Божией, Мария осталась образцом смирения, самоотречения, кротости и служения, и в этом как раз ее святость.

 

-Нимб:

Глава Богородицы всегда окружена нимбом, используемым всеми святыми для обозначения святости. Каждый человек призван к этой святости, как и она. Действительно, она «самая святая из всех святых». Вот почему мы называем ее Παναγια Панагия».

 

— Лицо:

Мы всегда замечаем, что рот маленький и закрытый, потому что говорит Бог. царство и глаза блуждают в молитве и созерцают слово Божие.

 

10- Четыре главных иконообраза Первообраза Божией Матери:

— Преславная Богородица Кириотисса

— Покровская Богородица (Богоматерь Знамения, Оранжевая, известная как Платитера «Пространнейшая, чем небеса»)

— Богородица Одигитрия

— Милосердная Дева Елеуса

Мы дадим более позднее объяснение каждой иконе с точки зрения ее истории и значения.

На иконах лик Иисуса далек от обычного известного ребенка , чтобы указать на его божественность. Трезвое лицо Иисуса отражает божественную славу и величие, являясь «образом невидимого Бога». (Колоссянам 1:15)

«И бесспорно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал в Духе, показал Ангелам, проповедан среди язычников, принят верою в мире, вознесся во славе». (1 Тимофею 3:16)

Он есть Воплощенное Слово, Которое приносит спасение всему человечеству и называется «Эммануил», что означает, что Бог с нами. Он одет во взрослую одежду своего времени под названием Химатион.

Цвет огненной одежды, инкрустированной чистым золотом, указывает на то, что Он есть Незаходящее Солнце. Это то самое одеяние, которое мы видим на иконе Вознесения.

Православная Церковь подчеркивает необходимость изображения Богоматери с Господом Иисусом на своих иконах, чтобы утверждать, что Он есть Спаситель, и роль Марии вытекает из важности этого Спасителя, Которого она держит на руках.

Однако иконы Божией Матери, где Она одна без Господа Иисуса, мы находим в следующих случаях: 

1- Иконы, изображающие события из жизни Божией Матери в детстве или с родителями:

— Икона Святой Анны с дочерью Марией.

— Икона Марии между Иоакимом и Анной.

— Икона Рождества Богородицы.

— Икона Введения Божией Матери во Храм.

2- Икона заступничества, которая состоит из Господа Иисуса Христа в центре и Божией Матери справа от него, и Святого Иоанна Крестителя слева от него, оба поднимают руки, молятся и ходатайствуют.

3 — Определенные спасительные события, в которых почитается Дева Мария, потому что она Богородица:

Икона Благовещения.

— Икона жен-мироносиц.

— Икона Вознесения Господня.

— В некоторых иконах Пятидесятницы.

4- Игуменья Афонской Иконы Божией Матери

Предстательством Пресвятой Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Icons : University of Dayton, Ohio


— Марсия Винье

Введение0003 Богословие иконов
ИСТОРИЯ
Техника
Символизм
Виды Мариан ИКОНСКИЕ ИКОНА
Потеряние изображений
Библиография

Введение

ИКОН из Грека Слова для изображения является особенным типом церкви. искусство, необходимое для восточно-христианской духовности. Двухмерные произведения искусства, выросшие из культуры Византийской империи, изображают только религиозные темы — Троицу, ангелов, священные события или преображенное человечество Иисуса, Богородицы (Богородицы) и святых. Их можно найти в церквях, у придорожных святынь и в домах; они используются для литургии или частного поклонения.

Как богослужебное искусство иконы являются не только украшением, но и наглядным пособием для богослужения и частью литургии. В отличие от личных произведений искусства, которые стремятся выразить точку зрения отдельного художника, икона выражает историческую церковь, ее традиции и Писание. Они создаются и используются в атмосфере молитвы, приводя народ Божий к встрече с Его присутствием. Художника заботит не столько внешнее сходство с предметом, сколько уловление сущности и духа изображаемого человека или события. Строгие правила сюжета и техники обеспечивают вневременное и универсальное качество иконы, выражающей тайну божественного. Поскольку для иконы важна подлинность, есть несколько классических форм, которые повторяются, и все же нельзя утверждать, что иконы — это только копии. Они стремятся выразить единственное откровение Бога, предлагая зрителю приспособиться к Божьему проявлению красоты, а не к ее человеческой интерпретации. Процесс развития заключается не в том, чтобы быть другим, а в том, чтобы стать лучше.

Top


Богословие икон

Богословие, изучение Бога в словах, и иконография, изучение Бога в образах, являются двумя основными выражениями одной веры, или, можно сказать, что икона есть видимое евангелие. Восточные христиане не подчеркивают «слово» так сильно, как это делают западные христиане, но воспринимают Бога как КРАСОТУ, раскрывающую божественный порядок. Поэтому, создавая иконы, художник пытается показать эту красоту и славу Божию по отношению к человеческой личности, и человеческую жизнь, погруженную в преображенного Его присутствием Бога.

Богословие иконы основано на Воплощении, откровении Образа Божия в человеческом образе Иисуса Христа. Эта первая икона была сделана без рук человеческих и явлена ​​в храме тела Христова. Подражая божественному художнику, иконописец не только участвует в священном творении, но и богословски утверждает реальность человечности Иисуса.

Икона Божия также существует в каждом из нас, ибо и мы созданы по образу Божию. Это дает человеку возможность общаться с Богом, преображаться его присутствием и уподобляться Богу, участвуя в своем божественном характере. Являясь молитвенным мостом между Богом и человеком, икона дает зрителю возможность приобщиться к божественному.

Иконы святых не только создают атмосферу для молитвы, но и, созерцая святость лица, изображенного на иконе, можно ощутить присутствие Бога, которое «заразительно». Человек начинает осознавать молитву и поклонение в присутствии ангелов и святых. Иконы служат для того, чтобы подчеркнуть красоту храма, а также для того, чтобы сначала научить нас вере, а затем напомнить нам об этом учении. Приводя нас в контакт со святыми людьми, мы с энтузиазмом подражаем им, помогая нам преобразовываться и освящаться. В конечном счете икона есть средство поклонения Богу и почитания его святых.

Крашеное дерево или стена не имеют ценности сами по себе, если верующий не находится в отношениях с Богом. Икона является не просто символом или напоминанием о святом человеке, но имеет характер богоявления, являющего присутствие Божие через преображенного субъекта иконы, являющегося искупленным и приобщающимся к свету Божию. Эти люди явили образ Божий в своей жизни выдающимся образом. Теперь они приглашают зрителя в общение с собой и через них с Богом. Вводя нас в живую встречу с изображаемым человеком, икона становится дверью в сакральное время и пространство.

Иконописец по определению христианин, ибо он пытается изобразить догматы своей веры. Поскольку художник воспроизводит не то, что он видит, а то, что он понимает о сущности жизни, он должен быть человеком, преображенным молитвой, чтобы воспринять вселенную, преображенную Христом. Бога просят вдохновить художника и направить его руку. Поскольку истинным художником является Бог, иконы не подписываются иконописцем.

Верх


История

Согласно легенде, первую икону создал сам Иисус. Царь Эдессы Агбар, прокаженный, услышал об исцеляющей силе Иисуса и послал гонца, чтобы вернуть Иисуса, чтобы тот исцелил его. Вместе с письмом, в котором он отклонил приглашение из-за своей неотложной миссии, Иисус прислал МАНДИЛИОН, ткань, на которой чудесным образом было воспроизведено изображение его лица.

Вторая икона приписывается святому Луке, который изобразил Богоматерь с сыном на руках. Показательно, что эта первая икона святого была сделана по модели, а не по воображению художника, так что это подлинный образ святых лиц. Есть даже иконы этого события, на которых Мария и Иисус позируют Луке, когда он рисует.

Икона получила наибольшее развитие и утвердилась в Константинополе, но есть свидетельства икон второго века. Из-за иконоборческой борьбы большинство икон до девятого века было уничтожено, и теперь самые ранние из них относятся к пятому веку. Иконы сочетали в себе греческие, римские и ближневосточные влияния, быстро превращаясь в абстрактную стилизованную форму искусства.

Сочетание богословских, политических и культурных элементов способствовало разногласиям в восьмом веке по поводу почитания икон. Император Лев III издал в 730 году указ об уничтожении икон, что привело к полному расцвету иконоборческого движения. Иконоборцы, которые хотели уничтожить иконы, обвиняя их в том, что они идолы, на самом деле были докетистами, отрицавшими реальность воплощения. Среди известных защитников иконопочитания были Герман, Патриарх Константинопольский, и святитель Иоанн Дамаскин. На западе папа Григорий II созвал в Риме синод, который осудил Льва, а папа Григорий IV учредил праздник Всех Святых, чтобы подчеркнуть важность почитания святых, явивших образ Божий. Защищая иконы, Церковь защищала самое основание христианской веры.

В 787 году Седьмой Вселенский собор, второй собор, состоявшийся в Никее, провел важное различие между поклонением, которое мы воздаем Богу, и почитанием, которое мы воздаем святым и священным предметам. Наконец, через императрицу Феодору в 843 году было восстановлено публичное почитание икон. В память об этом событии Православная Церковь ежегодно в первое воскресенье Великого поста празднует праздник Православия.

Потребовалось время, чтобы оправиться от иконоборческих преследований, поэтому развитие икон в девятом веке было устойчивым, но медленным. С X века, когда Русь стала христианской, она стала центром традиционной иконописи. Византийские художники приезжали в Россию, чтобы поделиться сокровищами икон, но там быстро сложились свои самобытные школы, в том числе псковские, новгородские, московские и тверские. Андрей Рублев (1360/70-1430), учившийся у византийского мастера Феофана Грека, является величайшим из русских художников.

Три периода наибольшего развития иконографии:

1) Юстинианская эпоха шестого века;

2) Первое византийское Возрождение в десятом-двенадцатом веках при династиях Македонии и Комнинов, при которых зародилась иконопись на Руси; и

3) Второй византийский ренессанс четырнадцатого века при династии Палеологов, который является золотым веком икон. Сегодня гора Афон с греческими, русскими, румынскими, сербскими и болгарскими монастырями является местом, где можно познакомиться с разнообразием иконописных школ.

Верх


Техника

В раннехристианские века для икон использовались самые разные материалы: мрамор, слоновая кость, гобелен, мозаика, золото, серебро, эмаль, терракота. Однако чаще всего иконы пишутся на деревянной доске, которую готовят слоем левкаса, покрывают холстом, затем наносят ряд слоев клея и меловой пудры и, наконец, полируют. Контур рисунка обводят стилусом или, в России, зарисовывают красной краской. Сначала красят фон, часто сусальным золотом или нейтральным цветом. Серебристый или красный тоже не редкость. Фигура написана темперой преимущественно землистых цветов в несколько тонких слоев. По завершении он запечатывается. Иконы древности почти никогда не высыхали, собирая пыль и дым от горящих свечей и ладана, которые затуманивали образ и добавляли ему загадочности.

Обратная перспектива, метод структурирования фигур в соответствии с (невидимыми) геометрическими очертаниями, выстраивает линии перспективы по направлению к зрителю, чтобы вовлечь его/ее в общение с людьми на иконе. Божественное выражается через круглые структуры, а земная область — через прямоугольники. Обычно в основе конструкции лежит крест, а фигуры расположены симметрично, так что фокусом является Христос или Богородица.

Иконки игнорируют время и пространство. Скорее значение предмета определяет его размер и положение в общем плане, с возможностью одновременного изображения сцен, исторически происходивших в разное время и в разных местах. Например, в иконе Рождества главная сцена рождения находится в центре. Вокруг него небольшие сцены, связанные с событиями ранней жизни Иисуса. Важность фигуры будет определять ее размер на иконе, так что можно вполне буквально говорить о духовных гигантах.

Отсутствие движения или тени создает эффект освобождения от всего, что может отвлечь от общения с божественным. Никогда нет источника естественного света, ибо Бог есть свет преображенного мира. Чтобы создать эффект божественного света, исходящего изнутри человека, лицо окрашивают в темный цвет, а затем слой за слоем светлеют. Акценты в одежде делаются белым или золотым, а не темными оттенками цвета.

Существует три основных школы стилей иконок:

1) Из Константинополя с чертами аскетизма и царственного величия. Русское искусство принадлежит к этой категории.

2) Из Македонии, которая имеет более округлую форму.

3) С Крита, в которых использовались приглушенные цвета и предметы с удлиненными чертами лица.

Верх


Символизм

Иконы имеют своего рода стенографию в символах, которые напоминают зрителю об основных убеждениях. Имя, напечатанное на иконе, не только означает присутствие изображаемого, но и является печатью святости и благословения. Поза иконы обычно изображает субъекта, смотрящего в глаза зрителю с серьезным, деловым выражением, так как стремились изобразить духовные, а не человеческие качества святых. С другой стороны, если человек стоит в профиль, это указывает на того, кто не открыт божественному или еще не достиг святости. Когда рука поднимается в благословении, при этом два последних пальца касаются большого пальца, это напоминает о божественной и человеческой природе Христа. Когда в благословении показано, как безымянный палец касается большого пальца, на ум приходит Троица.

Цвет, как выражение радужного света, очень символичен в иконографии. ЗОЛОТО, цвет полуденного солнца, являет божественный свет, пронизывающий весь преображенный мир и являющийся цветом самого Христа. Чаще всего он используется в качестве фона для значка, создавая пространство, выходящее за пределы этого мира. БЕЛЫЙ олицетворяет свет, вечность, тех, кто пронизан божественным светом, и чистоту. Это цвет Отца, потому что он никогда не воплощался, но всегда был невидим. СИНИЙ — это цвет веры, трансцендентности, смирения, тайны божественной жизни. Синий и белый — это цвета Девы Марии, которая оторвана от этого мира и сосредоточена на божественном. КРАСНЫЙ означает молодость, красоту, богатство, здоровье, любовь и войну. Это цвет Святого Духа, жертвы и альтруизма. С другой стороны он может выражать ненависть, гордость или ад. ФИОЛЕТОВЫЙ одновременно царственный и жреческий. ЗЕЛЕНЫЙ, полученный из растений, символизирует духовное возрождение, мир и спокойствие, и часто используется для пророков и Иоанна Богослова, возвещающих Святой Дух. Чистый ЖЕЛТЫЙ обозначает правду, а бледно-желтый — гордость, прелюбодеяние и предательство. КОРИЧНЕВЫЙ — это тон земли, преображенной земли, или, как в случае с монашескими облачениями, показывает миру медленную смерть, подобно гниющим листьям. ЧЕРНЫЙ — это отрицание всего света, поэтому он предполагает хаос, тревогу и смерть, но, напротив, обещает грядущий свет и новое творение. Проклятые окрашены в черный цвет, а иногда и в демонов.

Категории святых различаются по одежде, предметам в руках и возрасту. Евангелисты носят туники и демонстрируют свои книги. Епископы, одетые в литургические облачения, держат книгу или свиток. Монахи облачены в рясу и стоят прямо и дисциплинированно, как колонны. Солдаты могут находиться в положении, демонстрирующем движение, в военной форме и с оружием. Епископы и монахи изображены в преклонном возрасте; солдаты, врачи и женщины молоды. На индивидуальность отдельных святых мужского пола указывает цвет, длина и стиль волос и бороды. Женщины обычно неразличимы, кроме имени, написанного на иконе.

Духовная мудрость и сила Духа угадываются в большом лбу, а общий стройный вид выдает постливость и аскетизм. Цифры абстрактны и неестественны, чтобы напомнить нам, что сами по себе мы не приближаемся к Богу, но что он берет на себя инициативу, чтобы привлечь нас к себе. Свет в иконе кажется нереальным, потому что он исходит изнутри святого человека, открывая преображение человека.

Верх


Виды Марианских Икон

Наиболее распространенные типы икон Марии:

ОДИГИТРИЯ означает «Указатель Пути» или «Путеводитель Церкви». Этот стиль связан со словами Марии на свадьбе в Кане: «Делай все, что Он скажет тебе». Мать указывает на своего ребенка, как бы говоря: смотри на Него, а не на меня. Мария носит покрывало с тремя звездами на лбу и на каждом плече, что означает, что она Вечно-Дева, и ведет себя величественно. Христос изображен как маленький, но зрелый человек, который смотрит прямо на нас и благословляет нас. Это икона, изображающая догмат о Богородице, родившей Бога. Греческие буквы — это аббревиатура, относящаяся к Богородице и Иисусу Христу. По преданию, первую Одигитрию написал святой Лука.

ЭЛЕУСА (нежное прикосновение) — разновидность Одигитрии. Мария наклоняет голову к Иисусу, но смотрит на нас, на мир, которому она представляет своего Сына. Лица матери и ребенка соприкасаются. Иисус сосредотачивает Своё внимание на Своей матери, обнимая её одной рукой, иногда держа в другой руке свиток. Эта икона демонстрирует реальность физического материнства Марии и, таким образом, ее способность вызывать нежность Своего Сына.

Вариантом «Девы Нежности» выше является Галактотрофуса или «Святая Молочница», показанная справа.

БЛАХЕРНИТИССА, «Богоматерь Знамения», названа в честь древней важной святыни Марии в Константинополе. Богородица обращена вовне с воздетыми в молитвенном положении руками, образ, развившийся из пьеты, молящаяся фигура с воздетыми к небу руками. Эта молитвенная позиция также известна как Оранте.

На ее груди младенец Христос, заключенный в круг, который по-разному интерпретируется как ее чрево, или вышитый медальон, который императрица носила бы как знак власти императора. Это икона Воплощения, и она связана с пророчеством Исаии 7:14: «Дева будет беременна и родит сына, и назовет его Еммануил».

Разновидностью этого типа является PLATYTERA, «больше небес», изображающая Богородицу в позе оранта с поднятыми в молитве руками. Эта икона используется за главным алтарем в православной церкви.

                                 

КИРИОТИССА – восседающая на престоле Богородица. Мария сидит со святым младенцем на коленях, выглядя торжественно и величественно. Часто архангелы изображаются либо в виде телохранителей, либо в позах почитания.

НИКОПЕЯ изображает Марию стоящей или сидящей, суровой и царственной, обеими руками держащей перед собой Младенца. Изображение ниже, вариант Platytera, служило талисманом вооруженных сил Византийской империи. Иногда вместо этого использовался стиль Galactotrophousa [молокодателя], чтобы представить эту тему «того, кто приносит победу».

GENESIUS изображает событие рождения Христа. Мария изображена лежащей таким образом, чтобы подчеркнуть, что она не страдала от боли при родах. Ее Дитя лежит в яслях рядом с ней. Вокруг этого главного фокуса расположены небольшие сцены ранней жизни Иисуса.

Сцена РАСПЯТИЯ показывает божественного Христа на кресте, с Марией, спокойно и хладнокровно стоящей справа от него, одна рука слегка поднята к Сыну. Иногда другая рука спрятана под вуалью и в печали поднесена к лицу. Оставаясь достойной, она грустна, но не безнадежна.

ВОЗНЕСЕНИЕ показывает Марию в центре апостолов, отделенную нимбом, и двух ангелов в белом позади нее. Она смотрит прямо вперед в молитвенной позе, в то время как апостолы смотрят вверх на возносящегося Христа или на Марию.

Сцена ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ иногда изображает Марию с апостолами, когда на них сходит Святой Дух.

КОИМЕСИС (или Кемесида) – икона Успения или засыпания Марии. На нем она изображена лежащей на кушетке, покрытой тем же красным материалом, что и при Рождестве, в окружении апостолов. Сразу за ней стоит Христос, держащий маленького ребенка, одетого в белое, символизирующего душу Марии.

Другие иконы, связанные с Марией, — это те, которые изображают Ее четыре великих праздника: Ее Рождество 8 сентября, Ее Введение во храм в младенчестве 21 ноября, Благовещение 25 марта и Успение 15 августа. Она также изображена на иконах двух праздников, которые она разделяет с Иисусом: Его Рождества 25 декабря и Его Введения во храм, известного в Православной Церкви как Сретение, которое празднуется 2 февраля. торжественно возводятся на престол и почитаются. Годовщины чудес, связанных с иконами, также отмечаются в литургии. ИКОНЫ КАЛЕНДАРЯ — это календари, изображающие святого на каждый день года.

ИКОНОСТАС, иконостас, отделяющий алтарь от нефа, является одной из важнейших частей восточно-христианского храма. В Византии он имел два ряда икон. Поскольку в своей классической форме она пришла в шестнадцатом веке в России, она состоит из пяти рядов икон, которые суммируют историю человечества и спасения.

Легенда к схеме иконостаса

1) Христос. 2) Дева Мария. 3) Святой Иоанн Креститель. 4) Гели. 5) Святые. 6) Серия застолий. 7) Апостолы. 8) Пророки. А) Благовещение. Е) евангелисты. В) Христос Иисус. М) Дева Мария. В центре первого ряда находится икона Троицы в окружении двенадцати патриархов, земных предков Христа. Ряд 2 изображает Богоматерь Знамения, раскрывающую воплощение, с двенадцатью пророками, возвестившими о его приходе. Ряд 3 — это иконы праздников, прославляющие таинство, о котором свидетельствуют вышеприведенные ряды. В четвертом ряду находится Деисус, икона славного Христа в центре с Марией справа от Него, указывающей на Него, и Иоанном Крестителем слева от Него. За каждым стоит череда ангелов и святых, их руки подняты в жесте молитвы, чтобы заступиться за всех людей. Ряд 5 называется локальным. В центре — святая или царская дверь, центральная дверь в святилище храма, с иконами Иисуса и Богородицы. Сбоку – иконы святого или события, которому посвящена церковь. Этот нижний ряд является объектом почитания посредством поцелуев, прикосновений, свечей или благовоний. Иконостас дает ощущение истории и связывает литургию на земле с вечной литургией на небе. Чувствуешь себя соединенным с Общиной Святых.

ТРИПТИХ – это своего рода миниатюрный иконостас для дома, дающий такой же эффект, как открывание святых врат для раскрытия священных тайн.

Top


Почитание образов

В то время, когда население в целом было неграмотным, те, кто не умел читать Писание, могли медитировать над картиной, чтобы выучить катехизис. Изображения святых напомнили прихожанам, как конкретные герои применяли учение Иисуса различными способами, и, надеюсь, вдохновят их на то же самое. Священный образ больше, чем уроки истории или догмы, приводит людей к личному контакту со святым. Нужды поручаются заступничеству Божией Матери и святых, чтобы они могли присоединиться к ним в молитве. Когда тот или иной образ связан с ответами на молитвы, вера людей растет, и все больше и больше присоединяются к сообществу тех, кто молился раньше, может быть, на протяжении поколений или даже столетий.

Как воплощенные личности, мы нуждаемся в осязаемых знаках, чтобы соединить нас с божественным. Сама по себе икона волшебным образом не отвечает на молитвы. Это таинство, которое направляет божественную энергию в этот мир пространства и времени. Как тени апостолов могли быть знаками особого присутствия и творить чудеса, так и от иконы святого может излучаться чудотворная сила. Часто иконы связаны с особым благословением или событием, возможно, связаны с видением или приписываются чудесному происхождению. Существует множество историй о святых, которые чудесным образом позировали для иконы, и есть ряд АХЕЙРОПОИЕТОВ, икон, сделанных не руками человека, например, та, что была послана царю Агбару. Иконы призваны защищать от болезней, предотвращать бедствия и спасать города от врага. В большинстве городов Византии и Руси была чудотворная икона, которая была покровительницей города.

В знак почтения к иконам как к святыням их целовали, трогали, украшали цветами, фатой или свечами. Во время литургии священник и диакон читают молитвы перед иконостасом и кадят иконы. Есть особые благословения для священного образа, которые делают его иконой. В православной церкви возводится в святилище на сорок дней; при благословении его помазывают святым маслом, используемым для освящения священных сосудов или церкви.

В домах восточных христиан иконам отводятся почетные места. Они станут фокусом семьи, превращающей дом в домашнюю церковь, напоминая его обитателям о том, что священная литургия продолжается в повседневной жизни. Это не просто украшение, а святыня, которую почитают прикосновением, горящими свечами и благовониями.

Top


Библиография

Баумер, Ремигиус и Шеффчик, Лео. Группа Мариенлексикон III. Санкт-Оттильен: EOS Verlag, 1991. 281–285.

Бейнерт, Вольфганг и Петри, Генрих. Handbuch дер Marienkunde. Регенсбург: Verlag Friedrich Pustet, 1984. 849-853.

Бренске, Гельмут. Иконы: Окна в вечность. Кирхдорф, Германия: Berghaus Verlag, 1990.

Евдокимов, Пол. Искусство иконы: богословие красоты. Редондо-Бич, Калифорния: Oakwood Publications, 19.90.

Фортунатто, Мариамна. «Почитание Божией Матери и Ее иконы в Православной Церкви». Священники и люди Том 2, № 4. 1988. 140-145.

Галаварис, Георгий, Иконы из Художественного центра Эльвехьем. Мэдисон, Висконсин: Центр искусств Эльвехджем, 1973.

Икона в жизни церкви. Лейден, Нидерланды: Э.Дж. Брилл, 1981.

Магуайр, Генри. Иконы их тел: святые и их изображения в Византии. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 19.96.

Музж, Мария Джованна, Преображение, Введение в созерцание икон. Бостон: St. Paul Books & Media, 1987.

Новая католическая энциклопедия, Vol. VII. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1967. 324–326.

О’Кэрролл, Майкл. Богородица. Уилмингтон, Делавэр: Michael Glazier, Inc., 1982. 176–177.

Кено, Мишель. Икона Окно в Царство. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1991.

Сендлер, Эгон. Икона: Образ Невидимого. Редондо-Бич, Калифорния: Верлаг, 19 лет.90.

Стюарт, Джон. Иконы. Лондон: Фабер и Фабер, 1975.

Темпл, Ричард. Иконы: поиск внутреннего смысла. Лондон: Галерея Темпл, 1982.

Уэр, Каллистос. «Духовность иконы». Исследование духовности, Чеслин Джонс, изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1986. 195 и далее.

Фото Источники изображений

Борнхейм, Бернхард фон. Иконен. Мюнхен, Германия: Battenberg Verlag, 1985.

Бренске, Гельмут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts