Иконы шелкография: Икона и шелкография: sazikov — LiveJournal

Разное

Икона и шелкография: sazikov — LiveJournal

В 1990-е годы много чего такого стало появляться в Москве о чем раньше мы и не слыхивали. Одной из таких диковинок оказались греческие иконы, выполненные в технике шелкографии. На тот момент греки в этом деле поднаторели давно и основательно и гнали к нам свою продукцию в огромных количествах. Продавцы, зачастую, выдавали эти иконы за настоящую живопись. Цена у них была такая, что и впрямь иная писанная икона могла дешевле обойтись. Неподготовленный покупатель визуально не мог отличить такую икону от настоящей, соблазнительным казалось и наличие якобы серебряного оклада. На самом деле оклад был изготовлен из тонкого алюминия тисненного по гипсовому рельефу и гальванически покрытого тончайшим слоем серебра неизвестной пробы. Интересна и технология нанесения краски на изображения, создававшая видимый объем на пробелАх.

Шелкография бывает разная. Можно выполнив растровое цветоделение в системе CMYK, напечатать визуально полноцветное изображение в четыре краски или чуть больше, добавив туда один-два дополнительных пантона. Так печатают картинки на футболках и так же делают шелкографические репродукции живописи. Для воспроизведения иконы такая технология не годится, она подразумевает большие размеры, при уменьшении сразу резко бросается в глаза растровое зерно, оно получается гораздо крупнее, чем на офсетной печати, ведь краска в шелкографии продавливается на изображение через сетку.
И вот в конце 2000 года мне предложили наладить производство русских икон в этой технике. Для 2000-го года довольно непросто было найти человека, который хотя бы немного разбирался и в иконописи, и понимал, как компьютер включается и как работают некоторые графические программы. Вот таким человеком я и оказался. О шелкографии на тот момент мне практически ничего не было известно, пришлось разбираться на ходу.

Листы с разборкой на цвета.

Копируя выбранный живописный образец, я, прежде всего, выделял несколько стадий, слоёв, фиксируя каждый из них как отдельное изображение. Сначала эти слои отрисовывались вручную на плёнке, затем в компьютере переводились в вектор и подвергались дальнейшей обработке и сведению.

Эти слои приближены к той последовательности, в которой обычно пишут икону: роскрышь, опись, вохрение, пробела. Затем, каждый слой фиксировался на трафарете и вручную наносился на изображение. Число слоев может достигать тридцати и более.

Слева икона соловецких чудотворцев — изображение состоит из 30 слоев.

Для печати мы выбрали двухкомпонентную краску, которая создает после высыхания некоторый объем на плоскости листа. При нанесении нескольких слоев объем получается довольно ощутимым, как на живописной иконе.

Двухкомпонентные краски для шелкографии.

Каждая такая икона создавалась как авторская работа и затем воспроизводилась ограниченным тиражом. Первое время в качестве основы для печати использовали х/б ткань с настоящим левкасом, позднее из-за большого количества брака пришлось от него отказаться, стали печатать на картоне.

Планшеты для левкашения холстов.

Икона напечатанная на левкасе.

Первое время залевкашенные холсты фольгировали ламинатором.

Фольгированные листы картона — заготовки под иконы.

Сушилка.

Доски тоже первое время были деревянными со шпонками (всё как на настоящих иконах), затем перешли на МДФ, дерево со временем давало усадку и серебряный оклад вздувался. Кстати об окладе. В отличие от греческих икон он был выполнен из настоящего серебряного проката 925 пробы.

Был и вариант с латунным окладом, но он в серию не пошел. Вот такие веселенькие коробочки я разработал, потом пришлось от них отказаться — велика себестоимость.

Сейчас наши иконы так выглядят.

Иконы наши распространялись по всем крупным московским и не только московским церковным лавкам и магазинам, были выставлены во многих храмах. Сейчас количество точек заметно сократилось, но все еще можно их найти.

Венчальные пары в таких деревянных футлярах поставлялись, выложенных изнутри бархатом.

Интересна вообще проблема полиграфической иконы. Староверы такие иконы и за иконы не почитают. Другие православные церкви относятся к этому вопросу мягче. В 30–40-х годах XIX века в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На них воспроизводились наиболее известные чудотворные иконы. Подобные печатные изображения пользовались большим спросом, особенно у простого народа.

Станок для пневматической натяжки сеток.

В селе Мстера Владимирской губернии в 1858 году появилась первая провинциальная литографская мастерская под руководством И.А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 80-х годов XIX века и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.

Здесь происходит проявка сеток.

Здесь трафареты промывают.

С 1870 года на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства привели к появлению в 1890-1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия на производство подобных икон принадлежала фабрике Жако и Бонакера в Москве. Подобная продукция по внешним качествам до зрительного обмана напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов на фабрику приглашались мастера-иконописцы из Палеха и Мстеры. Следуя вкусам времени, налаживается производство «подстаренных» икон. К 1901 году жестяными дешевыми иконами был наполнен иконный рынок страны.

Готовые трафареты.

Печатный станок.

В общем, проблема полиграфической иконы, на мой взгляд, достойна отдельного научного исследования. Сейчас мало кто этим вопросом занимается, прежде всего можно назвать монографию Олега Юрьевича Тарасова «Икона и благочестие» и у Олега Викторовича Стародубцева были материалы на эту тему. Интересная работа могла бы получиться, если рассмотреть подробно историю полиграфической иконы, проанализировать различные техники печати и каноническую сторону вопроса.

Процесс печати.

Иконы шелкография | athonas.com

Показано 1-24 из 276

Цене: от низкой к высокой