Иконы софия премудрость божия: Икона «София – Премудрость Божия»

Разное

Икона София Премудрость Божия

Скачать файл


Размер:

32,7 x 27,5 см


Автор:

Нет данных


Материал:

Дерево, левкас, темпера


Персоналии:

Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча, ангелы


Уточняющая датировка:

16 в.


Век:

16


Страна:

Россия


Место хранения:

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Иконография, категория:

Сложные композиции


Тип изображения:

Многофигурное

Иконографическая справка



Символический образ Софии Премудрости Божией имеет в своей основе ветхозаветный текст книги Притчей Соломоновых: «»Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: «Иже безумен, да уклонится ко мне». И требующим ума рече: «Приидите, ядите мой хлеб и пиите вино, еже растворих вам»» (9: 1-5). Византийские богословы трактовали этот текст как ветхозаветный прообраз земной Церкви и ее главного таинства — Евхаристии. Божественной силой и Божественной Премудростью апостол Павел называет Христа (1 Кор. 1: 30). В Софии Премудрости Божией отцы церкви видели второе Лицо Святой Троицы, Ипостасную Премудрость, Сына Божия, построившего Себе Храм плоти Своей от Пречистой Богородицы. Поэтому Богородицу величают «Домом Божественной Премудрости», «истинным Храмом Христа».
Глубоко символичное по смыслу соединение образа Богоматери с идеями Божественного домостроительства Премудрости и созданием на земле христианской Церкви нашло отражение в посвящении Софии кафедральных соборов новокрещенной Руси — в Киеве и Новгороде (XI в.). Позднее для каждого из них была создана икона храмового праздника, отразившая особенности как богословского толкования темы Софии, так и культурно-художественного развития этих древнерусских центров. Поэтому иконография образа имеет два варианта: новгородский и киевский.
Данная икона восходит к храмовой иконе Софийского собора в Новгороде. В центре — круглая мандорла — символ божественной славы, на фоне которой на высоком престоле восседает огневидный Ангел, одетый в царские одежды, с жезлом и свитком в руках. Образ восходит к пророчеству Исайи об ангеле Великого Совета (Пс. 9: 6) и пламенному ангелу в Откровении (10: 1). Это и грозный Ангел, и Судия, Вседержитель Церкви и Вселенной. В Нем следует видеть вознесенное и прославленное естество Бога Слова, Царя Царствующих и Господа Господствующих, сидящего на небесах — «земля же ему подножие» (под ногами изображен круглый камень). Это Селение Господа, дом Премудрости, Царство Божие, основанное на семи столбах (они видны под престолом), в соответствии с библейским смыслом числа 7, означающим полноту, законченность и совершенство.
Поскольку глава Церкви — Христос, Он и представлен наверху над символическим образом Храма как его Глава. Верхнюю часть иконы занимает свиток неба, на котором установлен Престол Уготованный, окруженный поклоняющимися ангелами. На престоле Евангелие — Слово Божие, которым все сотворено, и оно означает предвечное пребывание Сына на небесах с Богом Отцом.
Слева от Софии — Богоматерь, представленная в позе деисусной композиции, она поддерживает руками на лоне своем диск с изображением Спаса Эммануила. Это — емкий образ сошедшего на землю и таинственно воплощенного Логоса. Богоматерь, послужившая орудием воплощения Сына Божия, открывшего путь спасения человечества, представлена здесь как его Заступница и Ходатаица перед Богом. Справа Иоанн Предтеча, ближайший провозвестник и проповедник Царства Божия. Путь достижения Царства Божиего указывают слова, написанные на свитке: «Се агнец Божий вземляй грехи мира».
Таким образом, изображения на иконе последовательно раскрывают историю Божественного домостроительства и представляет предвечное пребывание Христа как Сына Божия на небесах с Богом Отцом, воплощение Его от Девы Марии, ходатайство о роде человеческом и вечное Его Царство на небе.
В XVI в. храмовый праздник новгородского Софийского собора был установлен в день Успения Богоматери. Этим подчеркивалась непосредственная связь с ним символического замысла храмовой иконы: празднование храму Софии означало празднование Богородице — истинному Храму Сына Божия на земле. Начальные стихи 9-й главы книги Притчей Соломоновых в качестве паремийного (ветхозаветного) чтения были неотъемлемой частью богослужения на все Богородичные праздники, поскольку мысль о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери. По Успении же Дева Мария, вселясь в нетленное Царство Божия, как Царица предстала одесную Царя своего небесного — Христа.
Широкое распространение небольших пядничных икон, восходящих к храмовому образу новгородского Софийского собора, было связано с обычаем благословения ими русских царей, бояр, именитых людей. Такие иконы продавались на память паломникам и разносились из Новгорода по всей России.

Происхождение



Нет данных

Библиография


«Пречистому образу Твоему поклоняемся. ..» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея

Премудрость Божия (Новгородская) + Православный Церковный календарь










Православный Церковный календарь 2022





Праздники и посты
в 2022 году.
Новый стиль
Старый стиль











День празднования: 15 августа

Иконы








Молитвы


Тропарь ради иконы Софии, Премудрости Божией

глас 1

Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Ин тропарь ради иконы Софии, Премудрости Божией

глас 4

Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/ смотрения плотскаго таинства!/ Софие Преименитая,/ девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/ смиренный мудрости истино,/ покоище Святаго Духа,/ пречестный храме непостижимыя славы Его,/ огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/ в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/ Невидимый явися,/ и неприкосновенный из Тебе изыде,/ и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/ и человеки от клятвы древния свобождая,/ возводя паки, отнюдуже испадохом./ Молимтися, Владычице,/ отягченныя ны во гресех лютых помиловати/ и спасти душе наша,/ и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова,/ призри на ны, грешныя люди Твоя,/ и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани,/ идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.

Кондак ради иконы Софии, Премудрости Божией

глас 4

Притецем, православнии людие,/ к премудрости Божий/ и видим чудотворную икону Пречистыя Богоматере,/ Юже именуем по явлению Софию, Премудрость Божию,/ зане храм бысть одушевлен Единороднаго Сына и Слова Божия. / Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем/ и сердца наша веселит, приходящих с верою/ и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону,/ помышляюще в сердцах наших,/ яко воистинну Премудрости Божий есть селение/ и таинства Его смотрение,/ на упование бо верным/ воображение огнезрачное Ей зрим/ и покланяемся, яко истинному и пренепорочному Ея девству/ в рождестве и по рождестве паки;/ от Неяже изыде Огнь Божественный,/ попаляя тленныя страсти/ и просвещая души наша и чисты сотворяя,/ Имже и веки сотвори Отец,/ Той же и Мудрость, Слово и Сила наречется,/ сияние славы и Образ Отчи Ипостаси./ И паки убо молим/ и, припадающе, лобызаем пречестную икону Премудрости Божия Матере/ и велегласно вопием:/ о Милосердая Владычице,/ спаси рабы Своя от насилия диаволя,/ от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани,/ яко Ты еси всех благих Подательница и Покровительница/ притекающим к Тебе с верою и просящим велия милости.

Молитва пред иконой Софии, Премудрости Божией

Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

© ПРАВОСЛАВИЕ. RU

София – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

Кто такая Премудрость? Что ж, если вы немного разбираетесь в иконках, это кажется простым вопросом. Премудрость или София на иконах является изображением Иисуса. Просто и кратко, не правда ли? Ха! Тебе должно повезти. Если бы это было так просто, мне бы не пришлось все это писать.

На самом деле вопрос о том, кто такая Мудрость, хотя и прост на первый взгляд, на самом деле очень сложен. И знание того, что София — то есть Премудрость — на иконах является изображением Иисуса, является лишь самой верхушкой айсберга. А об остальной части айсберга я и собираюсь сегодня поговорить. Так что приготовьтесь, я провожу вас в странное путешествие. Я постараюсь сделать его немного короче, чем у Толстого 9.0003 Война и мир . Может быть, лучше всего начать — ну — начать с самого начала:

В начале был Логос, и Логос был с Богом, и Бог/бог был Логосом.

Вы, вероятно, узнаете, что это начало Евангелия под названием «от Иоанна». Мы не знаем, кто это написал, но это так. Я использовал исходный греческий термин Логос , который обычно переводится на английский язык как «Слово», и я немного двусмысленно выразился в конце предложения с моим «Бог/бог». Вы поймете, почему я использую Логос в мгновенье. Я использую «Бог/бог», потому что греческий язык сам по себе немного двусмыслен. В английском мы используем прописные и строчные буквы, что создает различие, которого нет в греческом оригинале. Итак, если мы представим это так, мы лучше поймем, что говорит оригинал:

I N НАЧАЛО БЫЛО ЛОГОСА И ЛОГОСА БЫЛ С БОГОМ, И БОГ БЫЛ ЛОГОСОМ. Так является ли Логос «Богом», или Логос более «бог» в прилагательном смысле, или, как говорят некоторые, «Слово было божественным»? Ответ заключается в том, что эта двусмысленность присуща тексту, и мы снова и снова находим эту двусмысленность в Новом Завете и вообще в раннехристианских писаниях. Но если мы продвинемся немного дальше в первой главе «Иоанна», мы получим очень хороший ключ к тому, кто этот Логос это:

Все вещи были созданы им….

Таким образом, кем бы ни был этот Логос, «Иоанн» думал, что он создал все, что существует, или, если следовать греческому чуть более буквально: «Все вещи были созданы через [dia] его…». Это объясняет, почему на многих древнерусских иконах Сотворения мира сотворение совершается фигурой, которая явно является Иисусом, а не Богом Отцом. Иисус показан как создатель мира и всего в нем. Откуда же взялось это понятие? Частично из Ветхого Завета, а частично из раннехристианских спекуляций.

Мы уже видели, что базовым иконографическим знанием является то, что Мудрость есть Иисус. И мы видим, что в «Иоанне» Иисус как Логос или «Слово» является непосредственным творцом всего сущего. Итак, следующим шагом во всем этом является осознание того, что Логос , «Слово Божье», также является фигурой Мудрости, найденной в Ветхом Завете, с иконографической точки зрения. Например, в Притчах 8:22-27, в которых Премудрость говорит:

« Господь обладал мною в начале пути Своего, прежде дел Своих древних. Я был создан от века, от начала, или когда-либо существовала земля. Когда не было глубин, я был рожден; когда не было источников, полных воды. Прежде чем были поставлены горы, прежде холмов Я был рожден, когда Он еще не создал ни земли, ни полей, ни самой высокой части праха мира. Когда Он уготовлял небеса, я был там; когда Он направлял циркуль на поверхность бездны:

Это изображает существование Мудрости с Богом до Творения. Как говорит «Иоанн», « В начале был Логос, и Логос был у Бога… ». Логотип s или Слово есть Мудрость, а на иконах Мудрость есть Иисус. Как сказано в Псалме 33:6,

Словом Господа сотворены небеса; и все воинство их — духом уст Его.

В этом месте должно быть очевидно, что «Слово Господа», используемое здесь, стало пониматься как «личность», эманация, которая исходит от Бога, как изреченное слово исходит из уст. Опять же, говоря иконографически, это Слово есть Логос , а Логос есть Мудрость.

Эта концепция эманации Мудрости вовсе не была новой. Вы можете вспомнить, что в греческой мифологии Афина, Богиня Мудрости (Η θεά της σοφίας – «Богиня Софии /Мудрости»), родилась из лба Зевса.

Вот беда, с исторической точки зрения, возникает, когда начинают пытаться определить и объяснять все это, когда пытаются убрать размытость понятия и сделать его очень ясным — потому что как богословское понятие оно не было ясным. вообще.

Мы немного приблизимся к пониманию этого, если посмотрим на начало книги Нового Завета под названием Евреям :

Бог, Который в разные времена и разными способами говорил в прошлом отцам через пророков , В последние дни сии говорил нам через Сына Своего, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил; Который, будучи сиянием славы Своей и выражением лица Своего и поддерживая все словом силы Своей, когда Он Сам очистил грехи наши, воссел одесную Величия на высоте: настолько лучше ангелов, что по наследству он получил более превосходное имя, чем они. Ибо кому из ангелов он когда-нибудь сказал: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И опять Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном? И еще, когда вводит первородного в мир, говорит: И да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

Из этого мы видим, что автор Послания к Евреям, как и автор «Иоанна», верил, что существует образ, посредством/через которого Бог «сотворил миры», и этот образ также считался «Сыном Божьим». ». Здесь мы попадаем в коварные воды, потому что в ветхозаветном употреблении термин «Сын Божий» может означать несколько вещей; это могло означать божественно помазанного царя; это может означать ангела. Но для автора Послания к Евреям это означало фигуру, которая является «образом» Бога.

Проще говоря, в то время в некоторых сегментах иудаизма было распространено представление о Боге как о «скрытой» фигуре, которая не имеет прямого отношения к миру. Чтобы иметь дело с миром, он сделал это через эманация , видимый посредник, которого он использовал для создания мира. Филон Александрийский назвал этого видимого посредника Логосом — «Словом» Бога. Итак, у нас есть важный ключ, который позволяет нам понять, что имел в виду «Иоанн», говоря о Логосе , через которого Бог сотворил мир. Теперь Филон сказал бы, как и «Иоанн», что Логос был также «Богом» в некотором смысле, но скорее во вторичном, чем в первичном смысле. На самом деле Филон, пытаясь объяснить этот вопрос, дошел до того, что назвал этот Логос deuteros theos , «второй бог»:

Ни одна смертная вещь не могла быть создана по подобию верховного Отца вселенной, но только по образцу Второго Бога, который есть Слово Всевышнего. Существование….   ( Филон, Вопросы и ответы по Бытие 2:62 )

Таким образом, для ранних христиан, таких как «Иоанн» и автор Послания к Евреям, Иисус — Мудрость — Слово — Логос — был в некотором смысле Богом; не сокрытый Бог, а видимая эманация Сокрытого Бога. Для тех ранних христиан, которые верили, что Иисус был божественной и предсуществующей фигурой (не все верили), Иисус был этим «вторым Богом», хотя они и не выражали это таким образом. Но эта вторая божественная фигура не обязательно подразумевала политеизм, потому что он был проявлением «сокрытого» Бога, который действовал как видимый посредник с сотворенным миром и с человечеством. Это привело к массе проблем, когда в 300-х годах христианство было принято в качестве римской «государственной» религии и стали предприниматься попытки точно определить то, что раньше было весьма «нечеткой» связью между «скрытым» Богом и его видимое излучение. Это потому, что доникейское христианство различалось во взглядах на Иисуса и его отношение к Богу.

Для многих ранних доникейских христиан Иисус был Богом, но во второстепенном или второстепенном смысле. Очевидно, рассуждали они, учитывая, что он был «Сыном» «сокровенного» Бога, «сокровенный» Бог существовал до него, как Отец существует до сына. Если кто-то читает, например, Евангелие под названием «от Марка», то может прийти к полностью усыновленному взгляду на Иисуса. Под этим подразумевается, что Иисус был просто человеком — не существовавшим ранее, — которого Бог усыновил как своего Сына во время его крещения. В крещении Иисуса Марком слышен голос Божий:  

И раздался голос с неба, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Если, однако, читать такие повествования, как Евангелие «от Иоанна» и Послание к Евреям, то возникает так называемое «высокое» представление об Иисусе, в котором Он в некотором смысле является Богом, но не совсем то же, что «скрытый», невидимый Бог. Он эманация, которая является видимым образом этого невидимого Бога. В доникейские времена можно было обойтись без явно субординационистского взгляда на Иисуса как на «того же самого», что и Бог, потому что он является видимой эманацией Бога. В «Иоанне» Иисус произносит длинную речь (Иоанна 5:17–47), в которой описывает Себя как вполне подчиненного воле Отца и видимого проявления невидимого Бога:

И Сам Отец, пославший Меня, засвидетельствовал обо Мне. Вы никогда не слышали его голоса и не видели его облика.

Это продолжение в диалоге с Филиппом в «Иоанне» 14:

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего: и отныне знаете Его и видели Его. Филипп говорит Ему: Господи, покажи нам Отца, и довольно с нас. Иисус говорит ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя, но Отец, живущий во Мне, творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; или же верьте Мне ради самих дел. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, что творю Я, и он сотворит; и дела большие, чем эти, он совершит; потому что я иду к Отцу моему. И если чего попросите во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

Это выражение полностью субординационистского взгляда, согласно которому Иисус как «Сын» является видимым проявлением и инструментом среди человечества «Отца». Помимо адопционистов, этот «нечеткий» взгляд на отношения между Богом и его божественной эманацией, Иисусом, был довольно распространен в раннем христианстве. Но с символическими определениями 4-го века все изменилось.

«Официальная» и «ортодоксальная» точка зрения постепенно превратилась в то, что Иисус вместе с Богом и «Святым Духом» образовывал своего рода Троицу (слово, не встречающееся в Новом Завете), в которой каждая «личность» была Богом и равным другим лицам, но как-то не совсем таким же, как другие лица. Именно такой взгляд мы находим в русской православной иконографии. Но, как мы видели, дело в его исторической целостности гораздо сложнее.

Я упоминаю об этом не для того, чтобы отстаивать одну доктринальную точку зрения перед другой, потому что мои интересы не доктринальные, а исторические и иконографические. Но знание того, что субординационизм был распространенным взглядом ранних христиан, позволяет нам лучше понять, как тринитаристский взгляд на Никейский символ веры и более поздние «ортодоксальные» определения Бога довольно быстро породили множество «еретиков» там, где до этого Взгляды были лишь частью вариаций, которые можно было найти в «более расплывчатом» христианстве ранних христиан.

По этому вопросу можно сказать гораздо больше, например, как раннехристианское учение вписывало Иисуса в явления «Ангела Господня» Ветхого Завета и почему ветхозаветная фигура Иисуса Навина (Иисус Навин — это то же имя как Иисус, на самом деле восточное православие называет Иисуса Навина «Иисусом, сыном Навины»), изображен с точно такими же чертами, которые даны самому Иисусу в иконографии. Но это темы для другого разговора, потому что обсуждение различных взглядов на Бога в раннем христианстве быстро утомляет.

Для дальнейшего чтения по этому вопросу я рекомендую книгу Маргарет Баркер:   Великий ангел; Исследование Второго Бога Израиля .

Конечно, минимальное, что нужно знать для русской и греческой иконографии, это то, что Иисус, Слово или Логос, Премудрость и Ангел Великого Совета — все одно и то же в восточном православном учении, хотя иконографически изображения могут различаться. . Опять же, пока есть эта публикация, я едва затронул все, что можно сказать по этой теме. Но давайте закончим беглым взглядом на икону с изображением Софии, Премудрости Божией:

(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

Сосредоточьтесь на том, что выглядит как краснолицый крылатый ангел, сидящий на троне в центре изображения.

Этот ангел — «София, Премудрость Божия». Это представление Иисуса как Святой Мудрости. Если вы посмотрите чуть выше Софии, вы увидите условную фигуру Иисуса. Но то, что мы видим на этой иконе, — это не два лица, а скорее Иисус в его условном ипосте и Иисус в его ипостаси Святой Премудрости, или, как называет Его это название иконы, «София, Премудрость и Слово Божие». Вы также заметите, что этот тип иконы с приближающейся с одной стороны Марией и Иоанном Предтечей («Иоанн Предтеча» в восточном православии) является вариантом типа «Деисус».

Есть и более подробные иконы Софии, на самом деле можно написать книгу только по иконам Софии. Но этого должно хватить на сегодня.

Икона Софии Премудрости Божией – Малловский монастырь

Недавно я побывал в некоторых древнерусских центрах иконописи: Москве, Ростове, Ярославле и Владимире. Поскольку коммунизм разрушил многие церкви и монастыри в этих местах, существовала реальная опасность утраты самих икон. Чтобы защитить их, многие из них были изъяты из церквей, объявлены национальным достоянием и в конечном итоге сохранены в местных музеях. В этих музеях и галереях теперь собраны целые иконостасы, огромные фрески, древние чудотворные иконы, известные и любимые всем народом, иконы Андрея Рублева, Дионисия или Феофана Грека. Я подумал, что, возможно, мне следует написать несколько строк об одном или двух из них, чтобы взять вас с собой, пока я продолжаю путешествовать.

Первое, что привлекло мое внимание, это очень редкая икона из Ярославля, изображающая Софию (Премудрость Премудрости). Все мы что-то слышали о софиологии (это одно из тех слов, которые мы все знаем, но никто не может объяснить), но очень немногие из нас действительно видели икону Софии. Видимо, как я узнал из объяснительной записки в музее, есть несколько типов икон, посвященных Софии, так же как есть несколько типов, посвященных Богородице или Христу. Это икона XVII века из церкви Ильи Пророка в Ярославле, которая в настоящее время хранится в музее Ярославского Кремля. Именно эта композиция известна как новгородский тип софианских икон. Его первая версия датируется пятнадцатым веком и находится в церкви Софии в Новгороде.

Помимо богатой визуальной символики, икона также включает избранные тексты из Священного Писания, относящиеся к ее теме. Цитаты из Первого послания апостола Павла к Коринфянам дополняются текстами из ветхозаветных текстов, таких как Премудрость Соломона или Книга пророка Исайи. Интересно, и что мне особенно нравится, наряду с библейскими отсылками иконописец включил и тексты церковных служб.

Мне это нравится, потому что оно подчеркивает две центральные православные идеи. Во-первых, он показывает единство мысли и веры этих священных текстов независимо от контекста, в котором они были написаны. Во-вторых, это показывает, что открывающее действие Святого Духа не ограничено определенным веком или временем, но продолжается через века. Несмотря на нашу греховность, Святой Дух продолжает являть Христа нашему миру.

В центре композиции — изображение Софии, Премудрости Божией, в виде коронованного Ангела с огненным ликом и крыльями. София окружена аурой Божественной Славы и восседает на троне, поддерживаемом семью колоннами. Под ногами Софии камень, как символ подчинения всего Творения Слову Божию. Правая рука изображена в акте благословения, а левая держит скипетр.

По бокам от Софии в типичном деисусном составе стоят Богородица и Иоанн Креститель. Богородица держит текст «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой…», а текст святого Иоанна гласит: «Сей есть Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира…». И Богоматерь, и святой Иоанн Креститель изображены с крыльями и в венцах.

За ними следуют св. Иоанн Богослов («Бога не видел никто, кроме Сына Его Единородного…») и св. Иоанн Златоуст. Объединение этих двух святых подчеркивает одну и ту же идею продолжающегося Откровения. Евангелист и составитель Божественной литургии изображены одинаково, без различия славы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts