Местоимения 1 лица 2 и 3: Местоимения 1 лица единственного и множественного числа
Содержание
Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа
Автор: Шарамко Анастасия Александровна
Русский язык 4 класс
Тема: «Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа»
Цели урока:
Предметные УУД:
ü научить распознавать личные местоимения единственного и множественного числа в речи, в тексте;
ü начать отработку раздельного написания местоимений с предлогами;
ü совершенствовать орфографические навыки.
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
ü умение работать с текстом;
ü умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
ü владеть разными видами контроля и оценки;
ü вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из самооценки учителя или других учащихся;
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
ü осуществлять рефлексию способов и условий действия;
ü уметь выбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
ü уметь отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;
ü уметь презентовать свои достижения – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Встаньте ровно, потянитесь к солнышку!
Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного настроения!
2. Сели, открыли тетради, записали число. У вас на парте лежат карты учёта, где вы будете оценивать свою работу. Если сделали всё сами, то ставите +, если нет то –
Прочитайте пословицу, которая будет девизом к нашему уроку: «Сделано наспех – сделано на смех» СЛАЙД 1
2 СЛАЙД(пустой) — Для нашей минутки чистописания мы составим цепочку: прямая наклонная палочка с петлёй вверху и внизу и буквы, обозначающие гласные звуки в местоимениях 1-го лица (Я элемент Ы)
А сейчас ГРУППОВАЯ работа у доски: вставьте пропущенные слова в предложения (ТЕКСТ НА ДОСКЕ, они у доски вписывают):
… буду рисовать домик. А … что будешь рисовать? Завтра … идём в театр. Кого … ждёте? Почему … опаздывают?
— Что вставили? (я, ты, мы, вы, они). Что можете сказать о данных словах? (местоимения 1, 2 и 3 лица, единственного и множественного числа). Отметили себя в карте учета
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (правописание личных местоимений 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа).
Что вы знаете о местоимении? (
Местоимение |
Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? |
Указывают на предмет, не называя его |
Бывают 1, 2, 3-го лица |
Изменяются по родам в 3-м лице единственного числа. |
Бывают единственного и множественного числа |
Изменяются по падежам |
С предлогами пишутся отдельно |
Сейчас поупражняемся в правописании личных местоимений 1,2,3 лица.
СЛАЙД 3 -Найдите местоимения в словах:
семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый, волчонок, кони.
Назовите их.
-Разделите эти местоимения на группы. (3 группы: я,мы – 1 лицо; ты, вы – 2 лицо; 3 лицо)
— Запишите местоимения в тетрадь Отметили себя в карте учета(самост №1)
4 СЛАЙД(пустой)
Словарная работа. (3 слова, в которых есть местоимения)
Работа в парах.
У вас на партах лежат карточки. Вам нужно составить и записать словосочетания в соответствии с вопросами, изменяя местоимения. Решите кто из вас будет работать с единственным числом, а кто с мн. числом
1 ученик.
Был (кто?) я
Спросил (у кого) … у меня
Подошел (к кому?)……. . ко мне
Спрятался (за кого?)……за меня
Ходил (с кем?)……… со мной
Говорил (о ком?) …. .обо мне
2 ученик.
Были (кто?) вы
Спросил (у кого?)……… у вас
Подошел (к кому?)……. . к вам
Спрятался (за кого?)……за вас
Ходил (с кем?)……… с вами
Говорил (о ком?) ….о вас
Какой можно сделать вывод? (предлоги с местоимениями пишутся отдельно)
Отметили себя в карте учета
ФИЗМИНУТКА
Работа по учебнику стр. №
Отметили себя в карте учета
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Запишите предложения. Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж.
Все началось с ветки. Женя сломил ее (она- 3-е л., ед. ч.,что? В. п.) с дерева просто так.
Не успел он (3-е л., ед.ч., кто? И. п.) отойти, как его (он — 3-е л., ед. ч., кого? Р. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., кто? И. п.) Женю на первый раз простить.
А как вы относитесь к тому как поступил Женя? (осуждаем его, природу нельзя губить)
А правильно ли поступили ребята? (да, надо дать возможность исправиться человеку и осознать свои поступки) Отметили себя в карте учета
НА ДОСКЕ записаны слова. Выйти к доске подчеркнуть лишнее слово и докажите правильность выбора.
Я, яма, ты, он
Тебя, тебе, табун, тобой
К тебе, ко мне, к нам, к дому
Окно, око, оно, Ока
Отметили себя в карте учета
Рефлексия
Какое задание для вас было самым трудным? Интересным? (Слайд 5 )
А вот ещё интересное задание:
• Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к-, чтобы получились самые крупные овощи? (ТЫкВЫ)
• (Слайд 6 Упражнение «Хитрые вопросы»
Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».
Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
Давайте выберем те качества и учебные навыки, которые нам помогли сегодня на уроке? (Слайд 7 )
-А какие мешали нашей работе.
· Сообразительность
· Смекалка
· Лень (убираем)
· Внимание
· Шум (убираем)
· Усидчивость
-Ребята, эти качества мы с вами будем брать и на следующих уроках!
. Домашнее задание по выбору.(СЛАЙД) 8
Учебник стр. №
На повторение (прилагательное) р/т стр. №
Подведём итоги в листах учета если 6-5 плюсов – «5», если 4-3 –«4».
(СЛАЙД 9)— С каким настроением вы закончили урок? Поставьте магнитики на соответствующую лесенку.
Спасибо за урок!
Личные местоимения в русском языке
- 1-ое лицо личных местоимений
- 2-ое лицо личных местоимений
- Местоимение ВЫ
- 3-е лицо личных местоимений
- Склонение личных местоимений
- Правописание с предлогами
Личные местоимения — это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы кто? что? Например:
стол стоит – он (стол) стоит,
монета упала – она (монета) упала.
В примере он и она являются личными местоимениями. Обратите внимание, что личными местоимениями можно заменять имена существительные.
К личным местоимениям относятся:
я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).
1-ое лицо личных местоимений
К первому лицу относятся местоимения я и мы. Местоимение я — единственное число, а мы — множественное число.
Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе:
я говорю, я умный, я поеду.
Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё:
мы говорим, мы умные, мы поедем.
2-ое лицо личных местоимений
Ко второму лицу относятся местоимения ты и вы . Местоимение ты — единственное число, а вы — множественное число.
Личные местоимения 2-ого лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника:
ты хочешь, ты добрый, ты поедешь.
Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника:
вы хотите, вы умные, вы поедете.
Местоимение ВЫ
Местоимение вы часто употребляется вместо местоимения ты для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно, иногда вы является формой единственного числа.
Если местоимение Вы используется в единственном числе, для вежливого обращения, то оно пишется с большой буквы и употребляется:
- С глаголами в форме множественного числа:
Иван Сергеевич, Вы не так поняли.
- С краткими прилагательными в форме множественного числа:
Юлия Александровна, Вы сегодня так прекрасны!
- С полными прилагательными в форме единственного числа. Род прилагательного в этом случае будет зависеть от рода лица, к которому обращаются:
Виктор Иванович, Вы сегодня такой весёлый!
Анна Дмитриевна, Вы такая красивая!
При обращении к нескольким лицам или к неопределённому количеству местоимение вы пишется с маленькой буквы:
Уважаемые коллеги, вы должны пройти в зал.
3-е лицо личных местоимений
К третьему лицу относятся местоимения он, она, оно и они. Местоимения он, она, оно — единственное число, а они — множественное число.
Местоимения 3-его лица единственного числа изменяются по родам:
он — мужской род,
она — женский род,
оно — средний род.
Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма — они.
Личные местоимения 3-его лица единственного числа указывают на того или на то, кто не участвует в обсуждении (указание, о ком или о чём говорят):
он говорил, она добрая, оно яркое.
Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:
они шумят, они быстрые, они поедут.
Склонение личных местоимений
Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):
Падежи | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Им. | Род. | Дат. | Вин. | Тв. | Пр. | |
1-е лицо ед.ч. | Я | Меня | Мне | Меня | Мной | Обо мне |
1-е лицо мн.ч. | Мы | Нас | Нам | Нас | Нами | О нас |
2-е лицо ед.ч. | Ты | Тебя | Тебе | Тебя | Тобой | О тебе |
2-е лицо мн.ч. | Вы | Вас | Вам | Вас | Вами | О вас |
3-е лицо ед.ч. м.р. | Он | Его | Ему | Его | Им | О нём |
3-е лицо ед.ч. ж.р. | Она | Её | Ей | Её | Ей (Ею) | О ней |
3-е лицо ед. ч. ср.р. | Оно | Его | Ему | Его | Им | О нём |
3-е лицо мн.ч. | Они | Их | Им | Их | Ими | О них |
Использование встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их не допустимо и является грубой ошибкой.
Правописание с предлогами
Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:
ко мне, у вас, к нам.
Приставок у местоимений не бывает.
Если в дательном, творительном или предложном падеже перед местоимением я (мне, мной) стоят предлоги:
об, в, к, с, перед, над, под;
то к этим предлогам на конце добавляется буква О:
обо мне, во мне, ко мне, со мной, передо мной, надо мной, подо мной.
После предлогов в начале местоимений 3-его лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими) добавляется буква Н:
с ним, к ней, у него, для неё, за ними.
От первого, второго и третьего лица
Возможно, вы знаете, что значит писать от первого лица, но вы не так уверены в использовании точки зрения от второго или третьего лица. Сегодня мы сосредоточимся на каждой из этих трех точек зрения.
С грамматической точки зрения первое лицо, второе лицо и третье лицо относятся к личным местоимениям, открывающимся в новом окне. У каждого «человека» своя точка зрения, «точка зрения», и три точки зрения имеют формы единственного и множественного числа, а также три падежные формы.
Первое лицо
В открывающемся в новом окне субъектном падеже форма единственного числа первого лица — «я», а форма множественного числа — «мы». «Я» и «мы» находятся в субъективном падеже, потому что любое из них может использоваться в качестве подлежащего в предложении. Вы постоянно используете эти два местоимения, когда говорите о себе и когда говорите о себе с другими. Вот предложение, содержащее и то, и другое:
Я (первое лицо единственного числа) с нетерпением жду своего ежемесячного собрания книжного клуба. Мы (первое лицо множественного числа) сейчас читаем Никогда не набивайте собаку от Алана Алды.
Точка зрения от первого лица используется в основном для автобиографических произведений, таких как личные эссе или мемуары. Академики и журналисты обычно избегают писать от первого лица, потому что считается, что это делает письмо более объективным; однако использование случайных «я» или «мы» может быть уместным в официальных документах и статьях, если это позволяет стиль публикации. Джозеф М. Уильямс, автор книги «Стиль: десять уроков ясности и благодати», соглашается: «…удаление «я» или «мы» не делает науку объективной; из-за этого сообщения об этом только кажутся таковыми. Мы знаем, что за этими безличными предложениями стоят исследователи из плоти и крови, которые делают, думают и пишут» (1).
Помимо «я» и «мы», другие местоимения первого лица единственного числа включают «мне» (объективный падеж), «мой» и «моё» (притяжательный падеж). Местоимения первого лица во множественном числе бывают «нас» (объективный падеж), «наш» и «наш» (притяжательный падеж). Это много форм и падежей, поэтому следующий пример предложения, в котором используется первое лицо — с формами единственного и множественного числа и всеми тремя падежами, — надеюсь, поможет определить различные употребления:
Я попросил Сэма помогите мне с моей почтой с Новым годом, и мы каким-то образом закончили проект рано в последнюю неделю декабря, несмотря на наши плотные графики. Я очень горжусь нами и в итоге назвал проект нашим, а не своим.
Для дальнейшего разъяснения относительно восьми только что использованных местоимений первого лица, вот таблица:
Первое лицо (единственное, множественное число) | Субъективный случай | Футляр для объектива | Притяжательный кейс |
я, мы | я, мы | мой/мой, наш/наш |
(2)
Следующий: Второй человек
Второй человек
Вы используете точку зрения второго лица, чтобы обратиться к читателю, как я только что сделал. Второй человек использует местоимения «ты», «твой» и «твой». Мы используем эти три местоимения, когда обращаемся к одному или нескольким лицам. Второе лицо часто подходит для сообщений электронной почты, презентаций, деловой и технической документации (3).
Вот два примера с видом от второго лица.
Это предложение от второго лица в единственном числе:
Бабушка,
Прежде чем отправиться в Лондон, не забудьте оставить ключи под ковриком. Я буду по тебе скучать. С уважением, Анна
Это предложение от второго лица во множественном числе:
Класс, вы должны быть на своих местах, когда придет директор. Том и Джерри, я тоже обращаюсь к вам. Кстати, эти комиксы твои? (С региональной точки зрения, на юге Америки вы можете услышать, как учитель говорит: «Класс, вам всем нужно занять свои места…» «Y’all» — это сокращение от «вы все».)
Для дополнительного пояснения, вот еще одна таблица:
Второе лицо (единственное и множественное число) | Субъективный случай | Футляр для объектива | Притяжательный кейс |
ты | ты | твой/ваш |
(4)
А теперь о виде от третьего лица.
Третье лицо
Третье лицо является наиболее распространенной точкой зрения, используемой в художественной литературе, и традиционной формой академического письма. Авторы романов и составители статей используют «он», «она» или «оно», когда говорят о человеке, месте, вещи или идее. Следующие цитаты включают субъективные падежи от третьего лица единственного числа и взяты из первых строк трех романов:
«Должно быть, кто-то оклеветал Йозефа К., ибо в одно утро, не совершив ничего по-настоящему плохого, его арестовали» (5). «Он» стоит в единственном числе третьего лица мужского рода субъектного падежа.
«Жила-была женщина, которая обнаружила, что превратилась не в того человека» (6). «Она» стоит в женском субъектном падеже от третьего лица единственного числа.
«Это были лучшие времена, это были худшие времена…» (7). «Оно» стоит в третьем лице среднего субъективного падежа единственного числа.
В дополнение к единственному и множественному падежам вы, возможно, уже заметили, что третье лицо имеет род и средний род.
Третье лицо (единственное число) | Субъективный случай | Футляр для объектива | Притяжательный кейс |
он (мужской род) она (женский род) ит (средний) | он (мужской род) ее (женский род) ит (средний) | его/его (мужской род) ее/ее (женский род) его/его (средний род) |
(8)
Здесь будет довольно много местоимений, но я попытаюсь включить все двенадцать местоимений единственного числа от третьего лица всего в три предложения:
Он встретил ее на конференции, где она была основным докладчиком, и это было странно ему что на ее ноутбуке была наклейка с перьевой ручкой, потому что это было его любимая ручка. У него было с собой его , и он задавался вопросом о ее . «У ноутбука его место на столе или на коленях, — подумал он, — а в кармане возле сердца и в руке перьевая ручка имеет его ».
В конце было немного неловко, но вот оно, я имею в виду их, все местоимения.
А теперь, перед последней таблицей с 3-м лицом множественного числа с тремя падежами, вот небольшой пример с его четырьмя местоимениями (Не пишите такие предложения, их невозможно понять!):
Они дали им свои перчатки, потому что у их были дырки.
Третье лицо (множественное число) | Субъективный случай | Футляр для объектива | Притяжательный кейс |
они | их | их/их |
(9)
Напоминание об использовании: договоритесь лично
Когда вы пишете от первого лица (я, мы), не путайте читателя, переключаясь на «второе лицо» (вы) третье лицо (он, она, оно, они и др. ). Точно так же, используя второе или третье лицо, не переключайтесь на другую точку зрения (10). Например, вот предложение, которое сбивает человека с толку:
Я записался на мастер-класс по написанию художественной литературы для зимнего квартала, и вам нужно написать три рассказа, каждый с разных точек зрения.
Местоимения, используемые в этом предложении, не согласуются друг с другом; писатель переключился с первого лица (я) на второе лицо (вы). Вот правильное употребление:
Я записалась на писательскую мастерскую на зимний квартал, и мне нужно написать три рассказа, каждый с разных точек зрения.
Сводка
Итак, помните, если просто сказать, что первое лицо с точки зрения автора и использует такие местоимения, как «я»: Я видел U2 в Rose Bowl. Второе лицо обращено к читателю и использует такие местоимения, как «вы»: Вы видели U2 в Rose Bowl. Третье лицо рассказывается с точки зрения стороннего рассказчика и использует такие местоимения, как «он», «она» и «оно»: Она видела U2 в Rose Bowl.
Джефф Поуп
Этот сценарий был написан открывает в новом окнеДжефф Поуп, который преподает английский язык в Городском университете Сиэтла. Его можно найти на сайте www.geoffpope.com. Статья была отредактирована и прочитана в подкасте Миньон Фогарти, автором бестселлера New York Times.
Ссылки
1. Уильямс, Дж. М. Стиль: десять уроков ясности и благодати. Addison-Wesley Educational Publishers, Inc., 2003, с. 66.
2, 4, 8-9. Хорошо, CE. Учебник по грамматике для вас и меня… ой, я! Херндан, Вирджиния: Capital Books, Inc., 2002, с. 119.
3. Нордквист, Р. «Точка зрения второго лица». 2010. Руководство About.com. https://grammar.about.com/od/rs/g/secondpersonterm.htm (по состоянию на 23 декабря 2010 г.).
5-7. Американское книжное обозрение. «100 лучших первых строк романов». Без даты. https://americanbookreview.org/100BestLines.asp (по состоянию на 23 декабря 2010 г.).
10. Онлайн-лаборатория письма Purdue. «Четкое использование местоимений». 17 апреля 2010 г. https://owl.english.purdue.edu/owl/resource/595/1 (по состоянию на 23 декабря 2010 г.).
МЕСТОИМЕНИЯ
МЕСТОИМЕНИЕ
ЕДИНСТВЕННЫЙ | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО | |||||
Личные местоимения имеют следующие |
|
4. |