Илларион оптинский: преподобный Иларион Оптинский (Пономарёв)

Разное

преподобный Иларион Оптинский (Пономарёв)

День памяти: 18 сентября (1) октября

В ми­ру Ро­ди­он Ни­ки­тич По­но­ма­рев, ро­дил­ся в пас­халь­ную ночь с 8 на 9 ап­ре­ля 1805 го­да в се­мье Ни­ки­ты Фили­мо­но­ви­ча и Ев­фи­мии Ни­ки­фо­ров­ны По­но­ма­ре­вых. Его отец был че­ло­век бла­го­че­сти­вый и за­ни­мал­ся порт­нов­ским ре­меслом. Впо­след­ствии вслед за сы­ном и он при­нял мо­на­ше­ство в Оп­ти­ной пу­сты­ни с име­нем Ни­фонт, тру­дил­ся на скит­ской па­се­ке и скон­чал­ся в 1849 го­ду.

Все дет­ство и юность его про­шли в ро­ди­тель­ском до­ме в Но­во­хопер­ском уез­де Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. Ро­ди­он в дет­стве был ти­хо­го, крот­ко­го нра­ва. Бу­дучи при этом еще и нелов­ким, он ред­ко иг­рал со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми, лю­бил си­деть до­ма и по­мо­гал от­цу в его ре­мес­ле.

Мать Ро­ди­о­на пред­ре­ка­ла от­ро­ку с се­ми­лет­не­го воз­рас­та мо­на­ше­ство. Он еще с дет­ства чув­ство­вал в се­бе стрем­ле­ние стать мо­на­хом и ду­мал, что порт­нов­ское ре­мес­ло ему при­го­дит­ся в мо­на­ше­ской жиз­ни.

В 1829 го­ду, бу­дучи 24 лет от ро­ду, Ро­ди­он пе­ре­ехал с се­мей­ством сво­им в го­род Са­ра­тов, где про­вел де­вять лет жиз­ни. Бу­дучи рев­ни­те­лем бла­го­че­стия, он неот­ступ­но сле­до­вал уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви и оте­че­ски на­зи­дал за нрав­ствен­но­стью и неуклон­ным ис­пол­не­ни­ем хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей ра­бо­чи­ми сво­ей ар­те­ли. Ро­ди­он Ни­ки­тич обу­чил сво­их ра­бо­чих цер­ков­но­му пе­нию и чте­нию, празд­но­сло­вие и непри­стой­ные шут­ки во вре­мя ра­бо­ты вся­че­ски вос­пре­ща­лись. Сам Ро­ди­он был чрез­вы­чай­но мя­гок, кро­ток и ми­ро­лю­бив.

В Са­ра­то­ве под по­кро­ви­тель­ством прео­свя­щен­но­го Иа­ко­ва Ро­ди­он Ни­ки­тич му­же­ствен­но бо­рол­ся с рас­коль­ни­ка­ми раз­лич­ных тол­ков за чи­сто­ту пра­во­сла­вия.

По­сте­пен­но, с ду­хов­ной зре­ло­стью, при­хо­дит и окон­ча­тель­ная ре­ши­мость оста­вить все и по­сле­до­вать Хри­сту. Еще не зная, ка­кую вы­брать оби­тель, Ро­ди­он часть 1837-го и весь 1838 го­ды про­во­дит в по­езд­ках по за­ме­ча­тель­ней­шим мо­на­сты­рям Рос­сии. По­се­тив мно­гие оби­те­ли, он успо­ко­ил­ся ду­хом лишь в Ко­зель­ской Оп­ти­ной Пу­сты­ни, об­ре­тя то, что ис­кал на про­тя­же­нии по­чти двух лет, – стар­че­ское окорм­ле­ние и ду­хо­нос­ных му­жей, спо­соб­ных с Бо­жи­ей по­мо­щью и его со­де­лать до­стой­ным на­след­ни­ком Небес­но­го Цар­ствия. 13 мар­та 1839 го­да Ро­ди­он по­сту­па­ет по­слуш­ни­ком в скит во имя св. Иоан­на Пред­те­чи при Оп­ти­ной Пустыни.

В то вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ли бла­жен­ные стар­цы Лео­нид и Ма­ка­рий. Ро­ди­о­на по­се­ли­ли на жи­тель­ство по со­сед­ству с кел­ли­ей быв­ше­го ва­ла­ам­ско­го игу­ме­на от­ца Вар­ла­а­ма, ока­зав­ше­го бла­го­де­тель­ное вли­я­ние на бу­ду­ще­го стар­ца. Ис­по­ве­до­ва­лись бра­тья у пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, вме­сте с тем Ро­ди­он еже­днев­но хо­дил на от­кро­ве­ние по­мыс­лов в мо­на­стырь к стар­цу Лео­ни­ду. По­сле на­зна­че­ния 1 де­каб­ря 1839 го­да пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия ски­то­на­чаль­ни­ком Ро­ди­он был из­бран им в ке­лей­ни­ки и в этом по­слу­ша­нии про­был в те­че­ние два­дца­ти лет, то есть до дня бла­жен­ной кон­чи­ны стар­ца Ма­ка­рия в 1860 го­ду.

13 ав­гу­ста 1849 го­да Ро­ди­он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и стал ино­ком Ила­ри­о­ном. 10 фев­ра­ля 1853 го­да от­ца Ила­ри­о­на ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­ди­а­ко­на, а 21 ап­ре­ля 1857 г. – во иерея.

Взяв на се­бя спа­си­тель­ный крест по­слуш­ни­че­ства, воз­рас­тая во внут­рен­нем де­ла­нии, пре­по­доб­ный Ила­ри­он все­мер­но по­нуж­дал се­бя к несе­нию и те­лес­ных тру­дов. Пре­по­доб­ный Ила­ри­он по нуж­дам скит­ской бра­тии и хо­зяй­ства был ого­род­ни­ком, са­дов­ни­ком, ва­рил квас, пек хле­бы, за­ни­мал­ся на па­се­ке ухо­дом за пче­ла­ми.

В по­след­ние дни сво­ей жиз­ни ста­рец Ма­ка­рий бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на про­дол­жать стар­че­скую де­я­тель­ность, вру­чив его ду­хов­но­му ру­ко­вод­ству мно­гих из сво­их ду­хов­ных де­тей, чем под­черк­нул пре­успе­я­ние пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на во внут­рен­нем де­ла­нии. При­няв от сво­е­го стар­ца это по­слу­ша­ние, пре­по­доб­ный ста­рец Ила­ри­он нес его до по­след­не­го дня жиз­ни.

С 8 ап­ре­ля 1863 го­да на стар­ца Ила­ри­о­на бы­ло воз­ло­же­но но­вое по­слу­ша­ние: он был на­зна­чен на­чаль­ни­ком ски­та и об­щим ду­хов­ни­ком мо­на­сты­ря. Ис­тин­ным пас­ты­рем доб­рым был пре­по­доб­ный ста­рец Ила­ри­он: во вся­кое вре­мя, да­же в по­след­ние дни тя­же­лой сво­ей пред­смерт­ной бо­лез­ни, за­бо­тил­ся он о сво­их ча­дах и был все­гда го­тов прий­ти на по­мощь их ду­хов­ным и жи­тей­ским нуж­дам. При за­ня­ти­ях с брат­ством оби­те­ли у стар­ца не бы­ло от­ка­за ни­ко­му и из по­сто­рон­них по­се­ти­те­лей. Го­ря лю­бо­вью к свя­той ве­ре пра­во­слав­ной, ста­рец каж­до­го при­ез­жав­ше­го в оби­тель невер­но­го или рас­коль­ни­ка вра­зум­лял и об­ра­щал к ма­те­ри на­шей Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Вер­ность и лю­бовь к Ми­ло­серд­но­му Спа­си­те­лю на­ше­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, са­мо­от­вер­жен­ное сле­до­ва­ние по пу­ти еван­гель­ских за­по­ве­дей Его сде­ла­ли серд­це сми­рен­но­го стар­ца вме­сти­ли­щем мно­гих да­ров Ду­ха Свя­то­го, ко­то­рые в изоби­лии из­ли­ва­лись на при­бе­гав­ших к его по­мо­щи. На­ря­ду с бла­го­дат­ным да­ром ду­хов­но­го рас­суж­де­ния пре­по­доб­ный Ила­ри­он имел дар про­зор­ли­во­сти, был му­жем учи­тель­ным, ве­ду­щим ис­тин­но по­движ­ни­че­скую жизнь. Од­на­ко не толь­ко по­чи­та­ние и лю­бовь вы­па­да­ли на его до­лю, но ино­гда и ху­лу и кле­ве­ту при­хо­ди­лось тер­петь пре­по­доб­но­му. Но все это он пе­ре­но­сил с ве­ли­ким сми­ре­ни­ем и снис­хож­де­ни­ем ко всем немо­щам люд­ским.

В 1870 го­ду здо­ро­вье стар­ца ухуд­ши­лось, но несмот­ря на это он по­се­щал все бо­го­слу­же­ния.

4 мар­та 1872 го­да, в суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста, ста­рец слу­жил по­след­нюю ли­тур­гию. В вос­кре­се­нье 5 мар­та ста­рец слег окон­ча­тель­но, а 9 мар­та был по­стри­жен в схи­му с со­хра­не­ни­ем име­ни Ила­ри­он.

За че­ты­ре неде­ли пре­по­доб­ный пред­ска­зал день сво­ей кон­чи­ны. На­ко­нец 18 сен­тяб­ря/1 ок­тяб­ря 1873 го­да, при­ча­стив­шись Свя­тых Та­ин, ста­рец мир­но по­чил о Гос­по­де в по­ло­вине ше­сто­го утра в пол­ном со­зна­нии и па­мя­ти. Ви­дев­шие пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на на смерт­ном од­ре зре­ли пе­ред со­бой при­мер уди­ви­тель­но­го сми­ре­ния, кро­то­сти и тер­пе­ния.

Краткое житие старца Илариона

Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Прп. Лев

Письма, написанные им одним или совместно со старцем Макарием

Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию

Вопросы ученика и ответы старца

Симфония к письмам старца Льва

Прп. Макарий

Симфония к письмам старца Макария

Прп. Антоний

Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Письма к брату, Саровскому игумену Исайе

Прп. Иларион

Письма преподобного Илариона, старца Оптинского

Прп. Амвросий

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

• Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского
• Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой
• Письма преподобного Амвросия Оптинского Глафире Ждановой
• Воспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах

Прп. Анатолий (Зерцалов)

Письма преподобного Анатолия, старца Оптинского

Прп. Иосиф

Письма преподобного Иосифа, старца Оптинского

Симфония к письмам старца Иосифа

Прп. Никон, исповедник

Письма преподобного Никона Оптинского, исповедника

Мы долж­ны жить на зем­ле так, как ко­ле­со вер­тит­ся – чуть толь­ко од­ной точ­кой ка­са­ет­ся зем­ли, а ос­таль­ны­ми неп­ре­мен­но стре­мит­ся вверх, а мы как за­ля­жем на зем­лю, так и встать не мо­жем.

преп. Амвросий

Жизнь есть бла­же­н­ство, и не толь­ко от­то­го, что мы ве­рим в бла­жен­ную веч­ность, но и здесь, на зем­ле, жизнь мо­жет быть бла­жен­ною, ес­ли жить со Хрис­том, ис­пол­няя Его свя­тые за­по­ве­ди. Ес­ли че­ло­век не бу­дет при­вя­зан к зем­ным бла­гам, но бу­дет во всем по­ла­гать­ся на во­лю Бо­жию, жить для Хрис­та и во Хрис­те, то жизнь еще и здесь, на зем­ле, сде­ла­ет­ся бла­же­н­ством.

преп. Варсонофий

На жиз­нен­ном пу­ти не­из­беж­но встре­ча­ют­ся скор­би и ис­ку­ше­ния. К ним нуж­но быть го­то­вым. На­ша не­мощь че­ло­ве­чес­кая не хо­чет их, час­то за­бы­ва­ет о не­из­беж­нос­ти их и же­ла­ет лишь зем­но­го счастья.

преп. Никон

Антоний (Путилов) Оптинский, прп.

Святитель Антоний (Путилов) родился 9 марта 1795 года в городе Романове Ярославской губернии и был крещен с именем Александр. Его братьев и сестер звали Тимофей, Иона, Василий, Кирилл и Анисия. Иоанн Путилов нарек всех своих детей именем святого, поминаемого на восьмой день после их рождения, поэтому будущий святой Антоний был назван в честь святого священномученика Александра, епископа Римского (память 16 марта). Дети получали домашнее образование, так как их родители боялись, что они будут каким-то образом испорчены, если их отправят в школу.

С ранних лет Александр был тихим и скромным, пренебрегая шумными играми других детей. Неудивительно, что он еще в детстве склонялся к монашеству, ведь его прадед Иоиль был иеродиаконом Серпуховского монастыря, а его двоюродная сестра Максимилла была монахиней Благовещенского женского монастыря в Москве.

Когда Александру было десять лет, его братья Тимофей и Иона поступили в Саровский монастырь. Ему писали и присылали духовные книги, которые он любил читать. Когда ему было всего тринадцать, он написал им, выражая желание стать монахом, как они.

В детстве юный Александр пережил множество испытаний и болезней, и десять раз ему грозила опасность потерять жизнь. Однажды он чуть не утонул, в другой раз упал и проломил себе череп. У него было еще несколько близких испытаний, но Бог пощадил его жизнь, предвидя для него нечто лучшее (Евреям 11:40).

После смерти отца в 1809 году Александр поступил на работу к купцу Карпищеву в Москву, у которого работали и его старшие братья. В Москве он прожил всего три года, но расположение всех городских святынь и чудотворных икон запомнил на всю жизнь.

2 сентября 1812 года пытался бежать из Москвы во время нашествия Наполеона, но бежать было поздно. Поляк верхом наставил на Александра пистолет и украл его деньги. Позже французские солдаты отняли у него часы и большую часть одежды и продержали в плену десять дней. В заточении он утешал себя словами святителя Иоанна Златоуста, который говорил, что худшие страдания на земле ничто по сравнению с малейшими страданиями в аду.

Узнав, что русские солдаты находятся под Москвой, 12 сентября под дождем Александр сбежал. Он нашел группу россиян, в том числе нескольких своих родственников. Ночью они шли по лесам и болотам, а днем ​​прятались от французов. В конце концов, Александр приехал в гости к родственникам в Ростов. Не зная, что сталось с его братьями, он устроился на работу, аналогичную той, что была у него в Москве.

Александр любил бывать в Свято-Иаковском монастыре в Ростове, где покоятся мощи святителя Димитрия Ростовского (память 28 октября). К концу 1815 года обстоятельства наконец позволили ему уйти от мира. Однако сначала он устроил женитьбу своего старшего брата Василия, выбрав для него подходящую и благочестивую невесту.

В конце 1815 года Александр отправился в Москву, чтобы посетить различные церкви и монастыри. Он молился Пресвятой Богородице и всем святым, прося благословить его намерение стать монахом. Из Москвы он отправился в Калугу, а затем в Рославльские леса Смоленской губернии, где около пяти лет жил его брат отец Моисей.

Александр посоветовался с братом о своем желании поступить в Саровский монастырь и решил остаться у отца Моисея до весны. Он был сделан послушником 15 января 1816 года. Весной Александр решил, что останется еще некоторое время. Через несколько месяцев он отправился с отцом Моисеем в паломничество в Киев. На обратном пути братья останавливались в нескольких монастырях, беседуя со многими старцами о духовной жизни. Однако Александр не собирался вступать ни в одну из них.

Вернувшись в рославские леса, Александр понял, что не хочет оставлять брата. Он приехал лишь с кратким визитом, но в итоге остался с отцом Моисеем на следующие двадцать четыре года.

Несмотря на многочисленные детские болезни, Александр был наделен большой физической силой и посвятил себя, казалось бы, невыполнимым подвигам. Братья вставали в полночь и без пропусков читали круг богослужений, и так Александр познакомился с церковным Типиконом. Он переписывал святоотеческие тексты от руки и помогал брату составлять выдержки из различных источников, чтобы составить систему правил христианской жизни. Из почтения к этим духовным книгам братья стояли, когда читали или переписывали их. Александр провел так много времени, стоя на ногах, что повредил ноги, что причиняло ему боль на всю оставшуюся жизнь.

Как самый молодой член сообщества, Александр должен был встать раньше остальных, чтобы разбудить их. Он рубил дрова, носил воду, работал в огороде и все же выполнял свое ежедневное правило молитвы.

После четырехлетнего испытательного срока Александр был пострижен отцом Афанасием 2 февраля 1820 года и получил имя Антоний. Он также находился под духовным руководством отца Моисея.

В 1821 году епископ Калужский Филарет (впоследствии митрополит Киевский) решил основать в Оптиной пустыни скит для опытных подвижников, желающих жить в безмолвии. С отцом Моисеем он познакомился в Оптиной в 1820 году, где их познакомил игумен Даниил. Епископ предложил ему возможность переехать в свою епархию и основать скит в Оптиной, и отец Моисей согласился.

3 июня 1821 года отец Моисей вышел из Рославльских лесов с отцом Антонием и иноками Иларионом и Савватием. Старцы Афанасий и Дорофей решили остаться до полной готовности скита. Всю оставшуюся жизнь отец Антоний с особой радостью вспоминал свои пять лет в рославских лесах.

6 июня преподобный Антоний прибыл в Оптину с другими монахами. Место для скита выбрали в 400 ярдах от восточной стороны монастыря. Они очистили землю от деревьев и построили келью и церковь во имя святого Иоанна Крестителя. Святитель Моисей был поставлен игуменом, а 24 августа 1823 года Антоний рукоположен во диакона.

Преподобный Антоний был назначен начальником скита, когда его брат был поставлен настоятелем Оптиной пустыни в 1825 году. Следующие четырнадцать лет скит процветал при Антонии. Мудрых старцев и опытных подвижников привлекала в исихастский скит слава отца Моисея. Преподобный Леонид (память 11 октября) прибыл из монастыря преподобного Антония Свирского с пятью своими учениками в 1829 году. Преподобный Макарий (память 7 сентября) прибыл из Площанского монастыря в 1834 году по приглашению отца Моисея.

С помощью отца Леонида и отца Макария, отец Моисей и отец Антоний внедрили древнюю монашескую традицию старчества в скиту и монастыре. Святой Антоний был примером послушания другим. Хотя он и был настоятелем скита, но никогда не принимал никаких решений и не отдавал никаких распоряжений без благословения своего родного старца, отца Моисея.

Поначалу жизнь в скиту была очень трудной. Монахов на всю работу не хватало, поэтому отец Антоний носил воду и дрова сам. Он также работал на территории, расчищал дорожки, по очереди служил в церкви и встречал посетителей. Тяжелая работа заставила его оценить простую пищу, подаваемую в трапезе. Иногда благотворитель жертвовал для братии пшеничные хлебы, но чаще всего они ели черный хлеб.

Отец Антоний всю жизнь страдал от разных недугов. У него болели ноги из-за того, что он постоянно стоял. У него также были проблемы со зрением, и он даже потерял зрение на короткое время. В 1836 году, спеша в монастырь по лесной тропинке на полунощную пасхальную службу, отец Антоний ушиб правую ногу о пень. Его ноги уже болели от многолетнего стояния, а теперь на них появились открытые язвы. Воспаление в ногах не позволяло ему покидать камеру в течение шести месяцев.

Все эти испытания он переносил с терпением и смирением, веря, что болезни иногда даются нам Богом для исцеления душевных недугов. Когда с ним случалось что-нибудь неприятное, он оставался кротким и спокойным. Он благодарил Бога за то, что его болезнь дала ему больше времени для чтения духовных книг для пользы его души.

30 ноября 1839 года епископ Калужский Николай вызвал отца Антония и поставил его игуменом Малоярославецкого монастыря. Он надеялся остаться в скиту на всю оставшуюся жизнь, но, несмотря на свою скорбь по поводу отъезда из Оптиной, послушно пошел к своему новому назначению.

По милости Божией трое братьев Путиловских служили теперь игуменами монастырей: Моисей в Оптиной, Антоний в Малоярославце и Исайя в Сарове. Отец Моисей, казалось, с наименьшим трудом переносил скорби и труды своего служения. Остальным иногда было трудно выполнять свои обязанности и обеспечивать нужды монастыря.

После пяти лет в лесу и восемнадцати лет в скиту отцу Антонию жизнь в Малоярославецком монастыре показалась похожей на жизнь посреди шумного города. Монахи не разделяли такого единомыслия, как оптинские монахи. Кроме того, отец Антоний был так болен, что не мог наблюдать за происходящим в монастыре, и ему приходилось отдавать свои распоряжения через других. Всего через несколько дней он впал в депрессию из-за своего положения. Однажды ночью ему во сне явился святитель Митрофан Воронежский (память 23 ноября) и благословил его. Он сказал: «Ты был в Раю и знаешь это. Теперь работай, молись и не ленись». С этого времени отец Антоний чувствовал себя под особым попечением святителя.

Отец Антоний ревностно посвятил себя улучшению духовной жизни монастыря, но не был там счастлив. Не раз он писал епископу и просил отпустить его на покой. Однако епископ и слышать об этом не хотел. Отец Антоний также написал отцу Моисею, чтобы выразить свою скорбь и желание быть освобожденным от своих обязанностей. Отец Моисей сказал ему, что не может отказаться от своих обязанностей, ибо это оскорбит монастырь, а также огорчит епископа и самого отца Моисея. Он наказывал брата, говоря, что, ища избавления от скорбей, Антоний противопоставляет свою волю воле Божией.

Отец Антоний принял упрек отца Моисея и научился с кротостью нести свой крест и всецело уповать на Бога. Наконец, в 1853 году епископ Калужский Григорий освободил отца Антония от его обязанностей и разрешил ему удалиться в Оптину.

Отец Антоний вернулся в свою любимую Оптину 12 февраля 1853 года и получил келью у отца Моисея. Хотя он продолжал страдать от физических недугов, но переносил их с образцовым терпением. Он ходил в церковь на все службы и трапезничал с братией. Поскольку он продолжал длительное стояние, его ноги покрылись язвами. Писатель И.В. Киревский сказал отцу Антонию, что он исполнил слова Писания: «Кого любит Господь, того наказывает» (Евреям 12:6). Отец Антоний возразил: «Много бичей грешнику» (Пс. 31/31:10).

Он никогда не жаловался на свои страдания, хотя они неделями не позволяли ему покидать камеру. Если он не мог быть на церковных службах, то читал свое молитвенное правило в своей келье в то самое время, когда совершались службы.

Только сами опытные в духовной жизни могли понять, какие духовные дары Бог даровал отцу Антонию, которые он старался скрыть от всех. Есть основания полагать, что он видел видения и достиг больших духовных высот. Когда он служил Литургию, его лицо как будто излучало такую ​​благодать, что те, кто только смотрел на него, чувствовали, как преображались их души.

После служб в храме и молитв в келье отец Антоний предался любимому занятию – чтению. Он любил Священное Писание и творения отцов, а также другие книги духовного или исторического характера. Он отдал в монастырскую библиотеку более 2000 своих книг, и все до единой прочел. Он делал заметки о прочитанном, а также переписывал отрывки из книг и журналов для пользы своих духовных чад.

Старейшина был наделен замечательной памятью. Мало того, что он мог помнить все, что читал много лет спустя, он также помнил, кто приходил к нему в тот или иной день и о чем был их разговор.

Святой Антоний умел сочетать строгость с некоторой долей сострадания к человеческой слабости. Однако он не благословлял никого на отход от церковных норм. Он был очень строг в духовных делах вообще, и особенно в учении и канонах Церкви. Он сам верил в учение Церкви и соблюдал ее заповеди, и такой же веры и послушания требовал от своих духовных чад.

Уединение отца Антония в Оптиной длилось двенадцать лет. Когда отец Моисей скончался в 1862 году, отец Антоний был убит горем. Первые сорок дней он уединился в своей келье, постоянно читая Псалтирь для своего новопреставленного брата. Около года он, как мог, избегал людей и молился за отца Моисея. Он отказывался говорить кому-либо о тайной духовной жизни отца Моисея, но он открыл нескольким людям, что он оставался в духовной связи со своим братом даже после его смерти.

В 1863 году отец Антоний совершил паломничество для поклонения мощам новопрославленных святителей Тихона Задонского (память 13 августа) и святителей Митрофана Воронежского. Он также посетил несколько других монастырей и несколько семей, которые любили его. По возвращении в Оптину отец Антоний стал готовиться к своему уходу из мира сего и 9 марта 1865 года, в возрасте семидесяти лет, принял схиму.

24 июня 1865 года, в день Рождества Иоанна Предтечи и праздника скита, игумен Антоний в последний раз присутствовал на Литургии в скитском храме. День ото дня он слабел, а в июле начал болеть брюшным тифом. В результате он мог спать только в течение коротких периодов времени. Тем не менее, он продолжал принимать посетителей, давая советы и наставления и сообщая некоторым, что он вот-вот умрет.

21 июля старец совершил Святое Соборование и причащался каждый день. В последние дни своей жизни он просил окропить его святой водой из Богоявления, а также просил окропить его постель и комнату. Это принесло ему большое утешение. Он сказал: «Как необходимо это окропление. Благодать Божия присутствует».

Преподобный Антоний не боялся смерти, а ожидал ее в духе радости и мира, отдаваясь воле Божией. Он просил, чтобы его схима и другие одежды, в которых он хотел быть погребенным, были разложены и готовы. Он также начал раздавать свои вещи другим на память.

После Литургии 6 августа к нему в келью пришли некоторые из братии, чтобы спеть тропарь и кондак на Преображение. На следующий день он попросил облечь его в полные одежды схимонаха. Однако из-за его слабости сделать это было невозможно. Наложили на него схиму, и это его удовлетворило.

В тот вечер святой Антоний попросил встречи с настоятелем и испросил у него благословения на последний путь. Отец Исаак благословил его и простился с ним. Тогда старец попросил отца Исаака трижды позвонить в колокол. В монастырях это обычно делается после того, как кто-то умер, поэтому его просьба показалась довольно необычной. Однако в 1863 году преподобный Антоний составил сборник молитв о неизлечимо больных с молитвами об усопших. В этом сборнике он предусмотрел, чтобы в колокол звонили три или более раз, «чтобы объявить братии, что больной брат уходит», чтобы они могли помолиться за него.

Ему был прочитан Канон Ухода Души, и когда он был закончен, он некоторое время замолчал. Вдруг он угрожающе посмотрел направо и налево и даже поднял левый кулак. Присутствующие испугались, так как думали, что он видел что-то, чего не могли видеть их глаза. Возможно, они вспомнили, что многие из святых видели демонов незадолго до своей смерти. Один из духовников монастыря трижды благословил его наручным крестом. Святой старец трижды вздохнул и отошел ко Господу.

Похороны состоялись 10 августа, на них присутствовало много людей. Хотя святой Антоний хотел быть погребенным на новом кладбище, архиепископ приказал похоронить его рядом со своим братом святым Моисеем в приделе монастырского собора (католикона).

Московская Патриархия разрешила местное почитание Оптинских старцев 13 июня 1996 года. 24 июня/7 июля 19 года началось дело обретения мощей святителей Леонида, Макария, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Варсонофия и Анатолия II.98 и был заключен на следующий день. Однако из-за церковных праздников (Рождества Иоанна Предтечи и др.), связанных с фактическими датами обретения мощей, Патриарх Алексий II назначил 27 июня/10 июля датой празднования этого события. Мощи святых старцев ныне покоятся в новом храме Владимирской иконы Божией Матери.

Оптинские старцы прославлены Московской Патриархией для всеобщего почитания 7 августа 2000 года.

Источник:

https://oca.org/saints/lives/2017/08/07/148992-venerable-anthony-of-optina

yonena, pemphero ndi chidwi mfundo

Му Введенский Оптина апума реликварий войера амене анахала исповедник лаликулу ла Россия la XIX atumwi. Ие аналибе улему капена епископу архимандрит ндипо санали нгакхале настоятель. Амвросий ва Оптина — вамба ммонке. Kukhala kudwala, iye anaimirira kuti chinthu chapamwamba amonke woyera. Исповедник анахала иеросхимонах. Чончо удиндо уву анапита ква Амбуйе. Леро, нгати зака zambiri zapitazo, анту kumupempha kuti kupembedzera нди тандизо pemphero. Возле зоцалира одвала просыпаются тахирицидва матенда осачирицика.

Амвросия ва Оптина: мойо

Св. Амвросия му дзико дзина озера Александром Гренковым. Ие анабадва 23 ноября 1812 г. кучигаво Тамбов, м’мудзи ва Большая Липовица. агого аке анали вансембе, атате — Гренков Михаил Федорович — анатумикира монга сакристан па мпинго. дзина майио анали Марта Николаевна. Ankasamalira ана анга eyiti. Мва нджира, мвана ва Александр анали чимодзи. ависи анафа али аанг’оно. Ana ankakhala banja la agogo ake.

Па зака хуми нди авири а Александр, дзина лейк полемекеза Александра Невского, анатумизидва ку Тамбовская семинария. Акамализа мю 1830 г., нди мапхунзиро абвино, анатумизидва ку Тамбовской семинарии. Kweneko iye anadwala kwambiri ndipo analumbira kuti ngati Ambuye adzatumiza machiritso ake, iye postrizhetsya mmonke. Кома, кути куфуника нди мапхунзиро в семинаре мю 1836 г., йе анали му палибэ мофулумира нди монашество. Чоямба, Александр анахала намкунгви и вамалонда волемера. Кенако анатенга чипхунзицо Чигирики му Махачкала зачипэмбедзо сукулу.

Лумикизани монашество

Кома матенда сионека качивири анапанга лоха анамва. Нди мнзаке Павлом Покровским анакачеза Утату-Сергиевой Лавры нди затворник мкулу Илларион ку мудзи Троекурово. Iye anamulangiza kupita Optina chipululu, chifukwa iye anali ofunika kumeneko. Му кугва ква 1839, Александр мобиса зимапита ква яке войера мкулу комвеко. Далицо ла М’буса Оптина акулу, Бамбо Лео, ийе анаямба кухала му Хотела мабайбуло и «Очимва чипулумуцо» греческого ммонке Агапита Ланда. M’nyengo yozizira ya 1840 anasamukira ku moyo mu obisika a. Ндипо м’чака, памбуйо кутхетса нхондо за чинсинси ча кутха ква сукулу Махачкала, аматенгедва нгати послушник а. Сокамерник Чоямба анатумикира монга, ндийено оверенга па мкулу Лео. Ndiye ine ntchito pa ophika buledi ndi. Kenako kunditumiza ku wothandizira khitchini.

Нгахале памене мунту вакале Леон нди мойо 1841, анангомуламбалала кумвера нди мкулу Макарий Бамбо. Нди монга мва чифуниро чаке м’чилимве ча цици оз. лоямба кудула рассофор, нди м’дзинджа 1842 ие анавала зовала дзина оз. полемекеза Святого Амвросия Медиоланского. Chaka chotsatira, iye anadzozedweratu dikoni, ndi chiyambi cha dzinja mu 1845 iye anadzozedweratu kuti unsembe Kaluga. Paulendo uwu iye anagwira chimfine zoipa, zimene anapereka Vuto ziwalo mkati. Котеро изо сизиканатха.

wothandizira mkulu

Mu chilimwe 1846 anaikidwa wothandizira kwa ansembe духовничество mkulu Макарий. Koma matenda pa nthawi ina anali oopsa chinthu moyo wa St. Ambrose. Inali nthawi imeneyi, iye amatenga chithunzithunzi chachikulu popanda kusintha dzina. мапето аке ку ндодо. Ндипо ийе амахала амадалира обисика а. Pang’onopang’ono thanzi pang’ono. Kamodzi zapita kwa bambo Ambuye Makarii Ambrose amatenga vuto kusokonezeka maganizo. Преподобный zonse anadwala matenda alionse: ali гастрит anamukwiyira kukula, ndiye anayamba kusanza, ndiye matenda mantha, chimfine ndi kuzizira kapena malungo. Mu 1862 iye anatenga nkono ntchafu. Озеро Читандизо Али Квамбири Кучичепетса Танзи. Ие анасия купита кукачиси кути куламбира, кенако саканахоза кутулука хунгу лейк.

матенда

Му 1868, куначитица кути зиронда нди магази геморрой. Аббат Ндие Исаак акуфунса кутсоголера ку мудзи ва зозизвица читхунзи ча амайи в Мулунгу Калуга. Му село акулу анатумикира молебен акафист Богородице, ндийе атате Амвросий мосавута квамбири. Комабе, матенда силинате забвино. Iye nthawi retsedivirovala mpaka imfa yake.

Mkulu Ambrose mphotho anakhala golide pectoral mtanda — chosowa kwambiri pa nthawi kukwezedwa. Св. Амвросий му 1884 г., анахала воямбитса ва агулупа акази, йомве или пафупинди Оптина, м’мудзи ва Шамордино. Ие анадалица шимонахини София куцоголера вамкази дера. Кенако ийе аналандира удиндо ва агулупа (1 октября 1884 г.), памене мпинго воямба анали опатулидвира, оленгедва мва нтчито купйолера мапемферо а бамбо аке Амвросий. Мю 1912, sisitere wina wa agulupa anali Мария Николаевна Толстая — млонго Льва Толстого, анали анафема кути чалитчи ча Русская православная мю 1901. Пали анамвалира патапита чака, адатенга масику атату асанамвалире малонезо аке куменэ кумахала Амонке.

чивембу золембалемба

Св. Амвросия анафа Шамордино комвеко. Изо зинахитика 10 октября 1891 г. Ие анаикидва му Оптина м’чипулулу, пафупинди манда а бамбо аке Макарий. Pamaliro anabwera kuchokera konsekonse chiwerengero chachikulu cha anthu. Ндипо пано из зири — нхани я Мкулу Зосима му «Абале Карамазов» нди Достоевский. Komabe, nthawi iyi wolemba anamwalira kalekale. А масику ангапо а м’чилимве ча 1878 Ф. М. Достоевский нди мнзаке нди мнзаке Владимиром Соловьевым анахала му Оптина. Misonkhano ndi ansembe aganiza wolemba kulenga chithunzi cha Mkulu Zosima. Достоевский, нгати Лев Толстой, анали нди мгонеро пафупи ваузиму нди мкулу войера Амвросий, амене, ндитуди, анасия куфуфуза овала му митима я запамвамба квамбири русский.

Кома кубверера ку манда мунту вокаламба. Pa chiyambi cha lonse mtembowo m’thupi mwadzidzidzi anayamba kufalitsa fungo lolemera. О nthawi yomweyo anachenjeza Mkulu Ambrose pa moyo wake kuti adzasauka chakuti analandira ndalama zapadera ulemu kwakukulu. Зинали мумамва кутентха. Koma m’kupita kwa fungo la kuvunda anamuchokera. Ндипо анаямба куфалица фунго зачилендо, зочокера малува нди учи ацопано.

утумики ена

Амвросий ва Оптина анадзиперека кутумикира ена. Анту амандиконда ндипо мосамала, котеро янкхо квамбири улему нди. Мю 1988 ку Бунгве ла Мпинго Православный Русский Местный канонизирован. Преподобный Мкулу Амвросий Оптинский анати вина нди йосавута кумва, молондола нди нтхабвала забвино. Капена ахоза куперека майанхо амбири апхунзира нди отчука анту антави. Akhoza zingachepetse kukwiya osaphunzira wamba mkazi amene anadandaula kuti iye adapha Турция, нди дона кумбуйо akhoza ngakhale kutulutsa wake ku bwalo.

Амвросий ва Оптина: чипхунзицо

Войера АМРОС бамбо анапхунзитса кути антху акхале нгати гудуму купота, амене ина вохудза падзико лапанси, нди кита чиричонсе зимакупангитсани м’мвамба. Iye anapitiriza kundiuza mfundo zimenezi:

  1. Ифе макамака нгати заляжем ндипо сангахозе куимирира.
  2. Коди анджело махандиреди куменеко, ндипо памене зодабвитса, палибе.
  3. Wamunthu iri yoipa kuyambira zimene amaiwala kuti pali Mulungu pamwamba pa iye.
  4. Нгати мунту аганиза квамбири, кути нди чиначаке чимене адзаутая.

Малинга нди Св. Амвросия, м’пофуника кухала косавута мойо, чифуква бвино. Musapphwanye pachithandara ubongo wanu, chinthu chachikulu — kupemphera kwa Mulungu, angakonze zonse, choncho palibe chifukwa nze nokha kusinkhasinkha zimene ndi momwe chirichonse. Zonse ziyenera kupita momwe zikuyenera kuchitika — iso akutanthauza moyo mosavuta. Нгати муфуна кумва чиконди, куленга чиконди, нгакхале поямба ндипо санали кумва изо. Tsiku lina bambo ake Ambrose anati nayenso akungoti. Iye anayankha kuti kuphweka anapempha Mulungu kwa zaka makumi awiri. Амвросий ва Оптина анали вахитату кучокера мкулу лолемекезека Лев ндий Макарий. Iye anali mwana wawo, anakhala wotchuka kwambiri ndipo umachitika wa onse akulu Optina.

ofesi

Святой Василий Вамкулу анаперека тантаузо озеро ва мунту. Ие ананена кути кукхала wosaoneka. Mlingo wapamwamba wa inakwaniritsidwa anthu auzimu monga Mkulu Ambrose. Ena amaona yekha otchedwa ndondomeko ya moyo wake kunja, ndipo ife tikhoza ndikuganiza za dziko lamkati. Bukuli lili pa chosadzikonda chintchito pemphero nthawi zonse maso anthu a Poyembekezera pamaso pa Ambuye.

Служба kawirikawiri ikuchitika kukumbukira masiku oyera. Св. Амвросий ва Оптина имапатулиридва. Купита ква анту амбири. Nthawi zonse kuwerenga Акафист кути Св. Амвросий ва Оптина. Imfa ya mkulu woyera linasokonekera chifukwa anthu amene ali ndi mudakali pemphero lawo ndi zodabwitsa chithandizo machiritso. Улемереро ва Св. Амвросия ва Оптина лимаямба нди маву акути: «ква кухутирица иве, М’буса Атате Амвросий…». Mpingo amakumbukira dzina la St. 10 октября – цику лаймене анаперекедва памасо па Амбуйе, па 27 июня – цику ла купеза зинту закале нди 11 октября па Собор ва акулу Оптина. Пемферо Св. Амвросий ва Оптина лимаямба нди маву акути: «О квамбири вовума нди угодниче Мулунгу, Атате вату, М’буса Амвросий . ..».

Охулупирира нди антху амене амафуна амаламбира зоцалира войера ва св. Амвросия нди купемфера нди чихулупиро чозама чофуника куландира мачирицо. Mkulu ndikupempha icho kuchokera kwa Ambuye. Podziwa ichi, anthu nthawi zonse mofulumira mu Optina chipululu thandizo ndi chitetezo.

Пали уламулиро ва пемферо ва Св. Амвросия ва Оптина. Ndizoonekeratu ку imodzi mwa makalata ake daze wake wauzimu. Iye analemba kuti tiyenera kukhulupirira ndi chiyembekezo chifundo cha Ambuye, kuchotsa munthu aliyense ndi machenjera za mdani. Ndiyeno ananena kuti masalimo a Davide amene anapemphera mu ora la kuzunzidwa ndi Aiwo wake. Изи 3, 53-я, 58-я, 142-я. Iye analemba kuti anasankha maganizo oyenerera pa mawu ake ndipo kuwerenga kawirikawiri, nthawi zonse kwa Mulungu kudzichepetsa ndi chikhulupiriro. Ндипо памене адзаукира мдима, нудзаза мойо нди чисони зосамвецецека, ндие аналангиза куверенга Салмо 101.

бома

Озеро ммонке аначита кхунгу нди чиверенгеро чачикулу ча антху. Anthu ambiri akhamukira kwa iye kuchokera ku Россия. Iye anadzuka m’mawa kwambiri — pa anayi m’mawa. Асану капуста отчедва Келейников. Ндиено анаямба м’мава уламулиро. Чончо Адаитана Йеха. Нди маола асану нди анайи пхвандо анаямба — поямба ачипембедзо, ндипо памбуйо паво — вамба. Izo zikutsiriza tsiku pa 11 koloko, pamene tikuwerenga yaitali madzulo ulamuliro. Нди усику, мунту вакале, поцириза, панали вина. нданданда уву унали му макуми аке мочедва. Ndipo tsiku lililonse anapanga ft chake chachikulu. Памасо Святого Амвросия akulu sanamvere akazi m’chipinda wake. Anakumana nawo, monga mphepo zing’wenyeng’wenye zawo. Чончо, ндипо анахала кенако аватандизе бвинобвино нди воямбитса ва агулупа я азимайи ку Шамордино.

зозизвица

Мкулу, чифуква пемферо маганизо, анали нди пфацо йочокера ква мулунгу — чудотворная нди проницательность. Amadziwika kwambiri milandu opezeka pa mawu anthu. Mayi wina wa ku Воронеж анатайя нхаланго, умене унали мтунда асану кучокера обисика а. Ндипо мвадзидзидзи анаона мунту вокаламба, амене хок ананена нджира дзаке. Malinga ndi iye, iye anapita kwa obisika mphanga Mkulu Ambrose. Памене ийе анабвера пафупи, анатулуцидва мвадзидзидзи сокамерница анамупемфа али Авдотья ку Воронеж? Мпхинди хуми нди зисану кенако, ийе анатулука мунту вакале кулира нди рыдает. Ndipo iye anati Ambrose — uyu ndi munthu amene anamuuza kuti njira yoyenera mu nkhalango.

Panali chinthu china chodabwitsa, pamene wantchito anabwera Optina m’chipululu cha dongosolo ndi ndalama kupanga иконостас lapansi. Asanachoke, анаганиза kupempha далитсо ла акулу. Koma iye anati kunali koyenera kudikira kwa masiku atatu. Мастер анкаганиза кути «свистун» ийе засунгидва аво, кома мветсерани ммонке акале. Kenako, anaona kuti, popanda dalitso motalika, munthu wakale Linapulumutsadi kuimfa. Ndipotu, masiku awa atatu kuphunzira wake ndimamuyang’ana iye pansi pa mlatho, kulanda ndi kupha. Только памене иво апита, нди духовник анатенга мбуйе ндипо млекени апите.

Ндипо памене М’буса Амвросий Оптинский кутцимутса кавало вакуфа ва мунту вамба осаука амене анали кулира чифуква ча изо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Почему плачет новорожденный: основные причины и способы успокоить ребенка

Почему новорожденный часто плачет. Как определить причину плача младенца. Что делать, если грудничок постоянно плачет. Как успокоить плачущего новорожденного. Когда плач ребенка является поводом для

Разное

Задания по развитию речи для дошкольников: эффективные упражнения и игры

Как развить речь ребенка дошкольного возраста. Какие задания и упражнения помогут расширить словарный запас, улучшить грамматический строй речи и связную речь дошкольника. Игровые методики для