Император ираклий википедия: Император Ираклий I | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь

Разное

Император Ираклий I | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь

Император Ираклий I (610-641) был самой выдающейся личностью из императоров, занимавших византийский престол после смерти Юстиниана. Человек энергичный и дальновидный, он восстановил Империю, раздробленную в царствование убийцы Фоки (602—610). Основатель Ираклийской династии, он на столетия остался в памяти народа, как герой и политический победитель, человек, который пытался сделать для империи все. Ираклий стал героем литературных сочинений и легенд в самых разных странах мира. Средневековый рыцарский роман «Ираклий» появился во Франции в XII в., его автором был Готье из Арраса. Написанная в начале XVIII века в современной Кении эпическая поэма на суахили «Книга об Ираклии» изображает бой византийцев с арабами-мусульманами при Тамбуке и стала одним из крупнейших произведений литературы Чёрной Африки.

Кроме политических побед, императору так же не были безразличны вопросы веры. Известно повествование о том, что сам Ираклий нес Крест в Иерусалимский храм на своих плечах после изгнания персов, но был остановлен невидимою силой и не мог сдвинуться с места. В удивлении он спросил у патриарха:

«Что это?» Патриарх ответил: «Ты идешь по тому пути, по которому Иисус Христос выходил из Иерусалима, но Он выходил в терновом венце, в одеждах, обагренных Его кровью! А ты идешь в царской короне, украшенной драгоценностями».

Тогда император Ираклий облекся в рубище, снял обувь и босыми ногами пошел в Иерусалимский храм, неся Крест. И уже беспрепятственно вошел в церковь.

После смерти императора Маврикия (602 г.), его друг и зять персидский царь Хозрой II объявил себя отмстителем и начал войну против Византии. Почти сразу он добился самых серьезных успехов. Император Фока (бывший полковник-центурион) оказался не в силах ничего предпринять. Византийские войска терпели одно поражение за другим. В 610 г. глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю.

Ираклий, родом каппадокийский армянин, был сыном известного полководца Ираклия, экзарха Африки. Ираклий и прибыл с флотом в Константинополь. В это время Крисп, эпарх города и зять императора, был враждебно настроен по отношению к Фоке. Поэтому он во всем содействовал Ираклию. Переворот совершился быстро и легко. 5 октября 610 г. Фока был низвергнут. Сразу же после казни Фоки Ираклий был коронован и взошел на царский престол.

Несмотря на способности, молодость и энергичность нового императора, его положение выглядело чрезвычайно тяжким. Пустая казна, деморализованная армия и напор двух смертельно опасных врагов: аваров и персов. Ираклий предложил Хозрою мир на самых выгодных для того условиях, но гордый перс отказался. Император был вынужден продолжать вести войну, которая длилась без перерыва 19 лет.

В 610 г. положение столицы было настолько отчаянным, что Ираклий думал о возвращении в более стабильный Карфаген, но патриарх Сергий (610-638) проявил твердость и связал Ираклия торжественной клятвой в Св. Софии, что он останется, несмотря ни на что cлавянские и аварские племена оккупировали практически весь Балканский полуостров, оставив под имперским контролем лишь изолированные отдельные города. Персы наступали, в течение 12 лет Империя отчаянно защищалась.

Одна персидская армия заняла Анатолию, другая оккупировала Сирию. Антиохия пала в 611 г., Дамаск — в 613 г. Весной 614 г. персидский генерал Шахрвараз вошел в Палестину. Через три года персидская армия вошла в Египет, а еще через год, в 618 г., страна была завоевана. С захватом Египта Константинополь лишился источника своего хлеба. В 617 г. персидская армия стояла в Халкидоне. Из двух врагов — аваров и персов — нужно было избрать одного. Ираклий решил договориться с аварами.

В 619 г. он заключил мир с аварами. Славяне с радостью восприняли возможность мирно поселиться на имперских землях. Именно тогда осели на Балканах сербы и хорваты. В 622 г. Ираклий начал свое знаменитое контрнаступление. Церковь пожертвовала ему свои сокровища. Ираклий оставил Константинополь под управлением патриарха Сергия, назначенного им главой регентского совета, а сам отбыл на войну.

Он пошел на дальний обход. Флот Ираклия совершил глубокий десант в Киликии в тыл персам, стоящим под Константинополем. Тем пришлось отступить, и Малая Азия была очищена. Другим десантом с Черного моря со стороны Армении и Закавказья Ираклий начал пробиваться в Персию. Тут ему помогали северокавказские тюрки и хазары, а также христианские царства лазов, абазгов (абхазов) и иверийцев (грузин).

В 627 г. византийская армия вторглась в Персию, разгромила армию Хозроя II близ Ниневии, а в 628 г. заняла его резиденцию Дастагерд. Хозрой убит своим сыном Кавад-Широе, который поспешил подписать мирный договор с победителем. Армения, Месопотамия, Сирия, Палестина и Египет были возвращены Империи. Византия пребывала лишь в немного более лучшем положении. Казна опустела, от армии осталась едва ли половина, лучшие области были разорены.

Обе стороны рассматривали войну как религиозное сражение между двумя мировыми религиями: христианством и зороастризмом. Ираклий постоянно подчеркивал религиозный характер этой войны, в чем ему помогал его постоянный советник и близкий друг патриарх Сергий. Патриарх происходил из Сирии, из яковитских кругов (он принял халкидонское православие в молодости). Эта дружба и сотрудничество определяли и ход войны, и религиозную политику императора. Впервые византийская армия шла на персов, неся впереди иконы Христа и Богородицы, как знаки небесной помощи.

Религиозный символизм войны особо усилился из-за особой роли, придаваемой обеими сторонами Честному Кресту, почитаемому в Иерусалиме со времени его обретения св. Еленой, матерью императора Константина. В 614 г., когда персы захватили Иерусалим, они вырезали его население, взяли в плен патриарха Захарию и поднесли Крест в подарок царю Хозрою. Драгоценный Крест был вновь внесен в Иерусалим Ираклием после победы Ираклия, скорее всего в марте 631 г.

Более того, Ираклий ввел в употребление новый титул для византийских императоров — Πίστος εν Χριστω βασιλευς (верный во Христе царь), вместо традиционного римского «император» (греч. Αυτοκράτωρ). Βασιλευς — царь — библейский и мессианский термин: в Новом Завете Христос — единственный и истинный Царь, так что император, будучи «верным во Христе», теперь соотносил себя с царским служением Христа. В конце концов императоры стали соединять оба титула — религиозный и светский, называя себя «верный во Христе Боге царь и император римлян» (εν Χριστω τω θεω πιστος βασιλευς και αυτοκράτωρ Ρωμαίον).

Персидские походы Ираклия, возвратившие империи монофизитские области, Сирию, Палестину и Египет, снова поставили на очередь вопрос об отношении византийского правительства к монофизитам. Еще во время походов Ираклий уже вступил в переговоры с монофизитскими епископами восточных провинций, чтобы путем известных догматических уступок сделать возможным церковное примирение. Последнее казалось достижимым, если православная церковь согласится признать в Иисусе Христе при двух естествах одно действование или одну волю. От последнего греческого слова и самое учение о единой воле получило название монофелитства. Антиохия и Александрия в лице своих назначенных Ираклием патриархов-монофизитов готовы были пойти навстречу подобному примирению. Константинопольский патриарх Сергий должен был также способствовать выполнению этого плана.

Но против монофелитского учения восстал живший в Александрии палестинский монах Софроний, слова которого производили большое впечатление и угрожали нарушением примирительной политики Ираклия. Папа римский Гонорий, признавая вообще опасными споры о догматических вопросах, нерешенных вселенскими соборами, тем не менее признал правильным учение о единой воле.

Между тем Софроний, возведенный в сан иерусалимского патриарха и получивший таким образом возможность иметь еще более сильное и широкое влияние, в своем синодальном послании к константинопольскому епископу со всей богословской ученостью доказывал несостоятельность монофелитского учения. Видя надвигавшуюся церковную смуту, Ираклий в 638 году издал составленный в христологической части патриархом Сергием указ, так называемый «экфесис» или «Изложение веры», который, как полагал император, мог бы примирить православных с монофизитами. «Экфесис» признавал в Иисусе Христе при двух природах одну волю.

Однако, эта императорская мера не достигла желаемых результатов. С одной стороны, новый папа не одобрил «экфесиса» и, защищая в Иисусе Христе две воли и два действования, признал монофелитское учение ересью, что вносило совершенно неожиданную остроту в отношения императора к папе. С другой стороны, по самому времени опубликования «Изложение веры» уже не могло иметь того значения, на которое рассчитывал Ираклий. Главной целью императора было примирить восточные монофизитские провинции с православием.

Но в 638 году, когда появился указ Ираклия, Сирия, Палестина и византийская часть Месопотамии уже не принадлежали Византии и находились во власти арабов. Оставался Египет, но и его дни были сочтены. Таким образом, монофизитский вопрос уже терял для Византии свою государственную важность, а вместе с этим терял значение и указ Ираклия; тем более, что подобные попытки религиозных компромиссов, при упорной неуступчивости большинства обеих сторон, никогда не давали удовлетворительных результатов и, конечно, вопроса не решали.

Прошло совсем не много времени, и новый, гораздо более опасный враг, явился на восточных границах империи. Летом 634 г. арабы взяли Газу и всю страну вокруг нее. Летом 636 г. халиф Омар разбил 40-тысячное римское войско на берегу Йармука. Арабы перешли Иордан и разбили лагерь в Иерихоне. В ту же ночь жители Иерусалима, спасая Крест Господень и всю церковную утварь, на кораблях морем отправили все это в Константинополь, после чего тоже сдались Омару. Арабы разделили свое войско на три отряда. Один они отправили на Египет, другой — на север в Сирию, третий — против персидского царства.

При первом известии о вражеском вторжении, Ираклий с женой и сыном Ираклием выехал в Восточные области. Но очень скоро, когда очевидны стали все размеры трагедии, он покинул войско. Погруженный в меланхолию, император жил во дворце Иерия и не показывался в Константинополе. Бездействие его в эту тяжелую минуту, в особенности после его успехов в предыдущей войне, вызывало изумление и современников, и потомков. Неудовольствие знати вылилось в крупный заговор, в котором замешаны были сын и племянник Ираклия. Всем виновным император велел отрезать носы и правые руки.

В 638 г. арабы овладели Антиохией. В 639 г. пала Эдесса и покорилась вся Месопотамия. Стратиг Иоанн, посланный против арабов в Египет, погиб вместе со всем войском. Захватчики овладели Египтом до самой Александрии. Последние два года своей жизни Ираклий провел, запершись в своем дворце. Незадолго до смерти он короновал кесарем Ираклия, третьего сына Мартины(своей племянницы, на которой женился после смерти первой жены). Ираклий составил завещание: согласно его воле, Ираклий-младший и Константин, сын императора от первого брака, получили равную власть, а Мартина должна была ими почитаться как мать.

Во внешней политике Ираклий, естественно, один из лучших императоров Византийской империи. Победа над персами, спасла империю на время, но с другой, более серьезной агрессией императору не суждено было справится даже только в силу возраста. Лучшие умы Церкви в течение более двадцати лет доверяли политике Сергия и Ираклия, вполне понятно радуясь великой победе над персами и надеясь на новые шаги к единению. В конце жизни легендарный герой, победитель персов, стал дряхлым стариком, страдавшим от болезней.

Наверное, перед смертью ему вспоминались ставшие пророческими слова убитого им узурпатора Фоки: «Посмотрим, как ты будешь управлять империей лучше».

П. С.

Император Ираклий | это… Что такое Император Ираклий?

Запрос «Ираклий» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Ираклий — византийский император (5 октября 610—11 февраля 641), основатель правившей 100 лет династии, так называемой династии Ираклия.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Ираклий в литературе
    • 2.1 Рыцарский роман
    • 2.2 Африканский эпос
    • 2.3 Легенда о шкатулке Ираклия
  • 3 Литература
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Биография

Родом каппадокийский армянин, сын известного полководца Ираклия, экзарха Африки.

В 610 глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю. Тогда правители Ливии, братья Ираклий и Георгий, договорились снарядить каждый свою армию и послать их в столицу под командованиями своих сыновей. Призванный византийскими вельможами против императора Фоки, Ираклий-старший вооружил большие силы и поручил начальство над ними Ираклию, своему сыну (род. 575).

Последний низверг тирана и был провозглашен императором. Блестяще одаренный, энергичный и воинственный император реформами в управлении и в войске восстановил на время могущество Византии.

Император Ираклий поддерживал близкие дружеские отношения с болгарским ханом Кубратом. Последний вырос вместе с Ираклием в Константинополе в императорском дворце и был крещен в 12 лет. После того как Кубрат объединил болгарские племена и создал государство Великая Болгария, он подписал мирный договор с Византией и заключил дружественный союз, по которому оба государства должны были помогать друг другу.

Теснимый с 611 персами, завоевавшими Сирию и Египет и утвердившимися в 617 в самом Халкедоне, и угрожаемый аварами, которые в 619 достигли даже окрестностей Константинополя, Ираклий должен был отказаться от большей части испанских владений и купить у аваров мир (620), после чего вступил в сношения с болгарами, основавшимися между Днестром и Дунаем, чтобы найти в них противовес против аваров; он согласился и на поселение хорватов и сербов между далматинским побережьем и западными Балканами.

Зато ему удалось с 622 в целом ряде блестящих походов отразить нашествие персов и отбросить их (несмотря на новое нападение аваров в 626 на Константинополь, окончившееся для них совершенным поражением) в 628 в Месопотамию. О драматических событиях 627 года подробнее см. Взятие Тбилиси (627) и Битва при Ниневии.

В своих попытках (с 630) примирить учение православной церкви с монофизитским посредством монофелитства Ираклий потерпел неудачу.

Также безуспешна была его борьба с арабами: в период 632—641 г. арабы завоевали много земель империи: Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет.

Император Ираклий вернул Животворящий Крест в Иерусалим — одну из главных святынь христианства, который был захвачен персидским царём Хозроем.

Ираклий в литературе

Ираклий стал героем литературных сочинений и легенд в самых разных странах мира.

Рыцарский роман

Средневековый рыцарский роман «Ираклий» появился во Франции в XII в., его автором был Готье из Арраса. Детали биографии императора в нём почти полностью вымышлены.

Африканский эпос

Написанная в начале XVIII века в современной Кении эпическая поэма на суахили «Книга об Ираклии» изображает бой византийцев с арабами-мусульманами при Тамбуке и стала одним из крупнейших произведений литературы Чёрной Африки.

Легенда о шкатулке Ираклия

В арабских и византийских источниках сохранилась история об арабском посольстве ко двору Ираклия, в ходе которого на тайной аудиенции мусульманских послов с императором Ираклием, последний продемонстрировал прибывшим посланникам шкатулку с изображениями пророков со времён библейского пророка Даниила, вышитых белыми нитками на тёмных шёлковых лоскутках. Среди изображенных был и пророк Мухаммед. Со времён Ираклия шкатулка больше нигде не проявляется.

Литература

  • Drapeyron, «L’empereur Héraclius et l’empire byzantinau VII siècle» (Париж, 1869).
  • Кулаковский Ю. А. История Византии. Том 3. 602—717 годы. Серия «Византийская библиотека». Издательство «Алетейя». (1996).

ISBN 5-89329-005-4

  • Успенский Ф. И. История Византийской империи. «Издательство АСТ», «Издательство Астрель». (2001).

ISBN 5-271-03363-5

См. также

  • Осада Константинополя (626)

Ссылки

  • Ираклий I (Византийский император)
  • Все монархи мира
  • Ираклий I, hrono.info

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Предшественник:
Фока
Византийский император
610–641
Преемник:
Константин III и Ираклон

Ираклий | Византийский император | Британика

Ираклий

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
ок. 575
Каппадокия
Турция
Умер:
11 февраля 641 г.
Стамбул
Турция
Должность/Офис:
император (610-641), Византийская империя

Просмотреть весь связанный контент →

Ираклий , (род. ок. 575, Каппадокия — ум. 11 февраля 641, Константинополь), император Восточной Римской империи (610–641), реорганизовавший и укрепивший имперскую администрацию и имперские армии, но который, тем не менее, потерял Сирию, Палестину, Египет и Византийскую Месопотамию арабским мусульманам.

Ираклий родился в восточной Анатолии. Его отец, вероятно, армянского происхождения, был губернатором римской провинции Африки, когда из Константинополя пришел призыв спасти Восточную Римскую империю от террора и некомпетентности императора Фоки. Губернатор снарядил экспедиционный корпус и поставил его во главе своего набожного сына, светловолосого и сероглазого Ираклия.

В октябре 610 г. Ираклий бросил якорь у Константинополя, сверг Фоку и был коронован императором разваливающегося государства, оккупированного захватчиками и раздираемого внутренними раздорами. Славяне наводнили Балканский полуостров. Персы заняли обширные части Анатолии. Тюркские авары, властвовавшие над славянскими и другими племенами, занимавшими область между Доном и Альпами, взимали дань. С ее разрушенной экономикой, дезорганизованной администрацией, истощенной и деморализованной армией, ее фракциями, вовлеченными в междоусобицы, ее крестьянами, ослабленными чрезмерными поборами, ее религиозными инакомыслящими, отчужденными преследованиями, и ее властью, бросаемой могущественной аристократией, империи не хватало силы. необходимо изгнать захватчиков и, возможно, даже выжить.

В 614 году персы завоевали Сирию и Палестину, взяв Иерусалим и то, что считалось Крестом Христа, а в 619 году оккупировали Египет и Ливию. Пытаясь умилостивить аваров, Ираклий встретил их во фракийской Гераклее (617 или 619). Они пытались схватить его, и он бешено поскакал обратно в Константинополь, преследуемый всеми силами. Не обращая внимания на их вероломство, он, наконец, заключил с ними мир и смог перейти в наступление на персов.

В 622 году, одетый как кающийся и неся священный образ Богородицы, он покинул Константинополь, когда из его многочисленных святилищ вознеслись молитвы о победе над персидскими зороастрийцами, возвращении Креста и завоевании Иерусалима. Фактически он возглавил первый крестовый поход. Действительно, в последовавших военных действиях один благочестивый поэт противопоставил танцующих девушек в шатре персидского полководца псаломщикам в шатре императора. В блестящей кампании он вывел персов из Анатолии и предложил персидскому монарху перемирие. Это предложение Хосров II с презрением отверг, называя себя возлюбленным богами и владыкой мира, Ираклия — своим жалким и слабоумным рабом, а Христа — неспособным спасти империю. Помня о пропагандистской ценности ответа Хосрова, Ираклий обнародовал его.

Следующие два года он посвятил походам в Армению, людские ресурсы которой были жизненно важны для империи, и опустошительному вторжению в Персию. В 625 году Ираклий удалился в Анатолию. Он расположился лагерем на западном берегу реки Сар, когда персидские войска появились на противоположном берегу. Многие из его людей стремительно бросились через мост, попали в засаду и были уничтожены врагом.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Выйдя из своего шатра, Ираклий увидел торжествующих персов, переходящих мост. Судьба империи висела на волоске. Схватив свой меч, он побежал к мосту и поразил вождя персов. Его солдаты сомкнули шеренгу позади него и отбили врага.

В 626 году персы двинулись к Босфору, надеясь присоединиться к аварам в штурме сухопутных стен Константинополя. Но римляне потопили примитивный аварский флот, который должен был переправить персидские части через Босфор, и отразили неподдерживаемый аварский штурм. Ираклий снова вторгся в Персию и в декабре 627 г., после похода через Армянское нагорье на равнину Тигра, встретил персов у руин Ниневии. Там, верхом на своем знаменитом боевом коне, он убил в единоборстве трех персидских генералов, ворвался в ряды врага во главе своих войск, убил персидского полководца и рассеял персидское войско.

Месяц спустя Ираклий вошел в Дастагирд с его колоссальными сокровищами. Хосров был свергнут своим сыном, с которым Ираклий заключил мир, потребовав лишь возвращения Креста, пленников и завоеванных римских территорий. Вернувшись в Константинополь с триумфом, его приветствовали как Моисея, Александра, Сципиона. В 630 г. он лично восстановил Крест в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

С 4-го века, когда римские императоры приняли христианство, они стремились сохранить единую теологическую веру и, особенно в Египте, Сирии и Армении, преследовали тех, кто отличался христологическими взглядами. Возникшая таким образом враждебность облегчила персидское завоевание, и Ираклий стремился примирить несогласных с учением о единой воле Христа (монотелитизм). Он потерпел неудачу.

Однако было уже слишком поздно. Объединенные исламом, арабы устремились со своей засушливой родины в Сирию (634 г.). Сломленный телом и духом болезнью, долгими годами государственных забот, ранами и переживаниями 100 битв, Ираклий не принял личного командования армией, хотя вид его в боевых доспехах воодушевил бы войска и заставил замолчать ссорящихся генералов. Византийцы потерпели поражение в великой битве на Ярмуке (636 г.). Вскоре Сирия, а затем и Египет перешли к арабам. Ираклий вернулся на север, неся «священное дерево», когда-то предмет его величайшей славы, а теперь спутник его глубочайшей печали. Опасаясь воды, он провел год на азиатском берегу Босфора, прежде чем, набравшись смелости, переправиться в Константинополь по понтонному мосту, скрывающему воду листвой.

Первая жена Ираклия, Евдокия, умерла в 612 году. Год спустя он женился на своей племяннице Мартине, тем самым оскорбив религиозные сомнения многих своих подданных, которые считали его второй брак кровосмесительным, а Мартину — проклятой. Очевидно, это был счастливый брак: Мартина сопровождала его в его походах и родила ему девять детей. В последние годы своей жизни Ираклий, по-видимому, страдал от увеличения предстательной железы, задержки мочи и последующего воспаления. После сильных спазмов он умер в феврале 641 года, завещав империю двум своим старшим сыновьям, чахоточному Константину III от первого брака и Гераклеону, своему сыну от Мартины.

Хотя Ираклий обладал глубокой христианской верой и приписывал свои успехи Богу, некогда широко распространенное мнение о нем как о вдохновленном провидце, способном на высшие, но скачкообразные усилия и чудесные достижения, когда он действовал по божественным побуждениям, казалось бы ложным. .

Без сомнения, он был вдохновляющим военачальником, который питал свою армию религиозным рвением и чья личная отвага, изобретательная тактика и постоянная забота о своих людях вызывали у них любовь и преданность. Но он также был осторожным и расчетливым стратегом, который без колебаний использовал религию в своих военных целях. Таким образом, когда в 623 году его победоносные воины захотели проникнуть глубже в Персию, вопреки его плану отступить, он передал дело Богу. После того, как его войска постились и молились три дня, он открыл Библию в их присутствии, по-видимому, наугад, и прочитал отрывок, который можно было истолковать только как божественное повеление отступить. Более того, хотя он и воспитывал дух крестоносцев, он вел войну менее бесчеловечно, чем большинство его современников. Он не порабощал и не убивал жителей завоеванных городов и хорошо обращался со своими военнопленными, отпуская их, а не убивая, когда не мог их накормить. Его милосердие резко контрастировало с резкостью Хосрова и, вероятно, ускорило его победу в Персии.

Будучи государственным деятелем, его сложно назвать просто религиозным фанатиком. Конечно, он внушил угнетенному и безнадежному народу новый дух веры, служения и самопожертвования; но человек, восстановивший государство, тонущее под ударами междоусобиц и иноземных нашествий, и придавший ему силу выдерживать натиски ислама в течение четырех столетий, возможно, даже способствовавший его выживанию до 1453 г., должен был обладать сильной волей, большой организаторской силой. способность, исключительные примирительные полномочия и глубокое понимание потребностей как государства, так и подданных. Обладая острым чувством реальности, он приспособил империю к потребностям 7-го века, отделив крупные государственные учреждения и заменив латынь греческим в качестве официального языка.

Большинство ученых теперь согласны с тем, что именно Ираклий инициировал милитаризацию Анатолии, известную как система фем (военных округов), которая была развита и расширена его преемниками. Он передал анатолийские провинции военным губернаторам и предоставил земельные наделы не только пограничным солдатам, но также солдатам и крестьянам во внутренних районах при условии наследственной военной службы. Эффекты были революционными. Гибкая защита, развитая в глубину; возникло свободное военизированное крестьянство; возродилось сельское хозяйство; и государство было освобождено от большей части бремени жалованья солдатам. Неуправляемых наемников в значительной степени заменили местные солдаты, лично заинтересованные в защите империи. Действительно, в течение четырех столетий, пока система фем оставалась неизменной, империю можно было победить, но не завоевать. Византия выдержала свирепые натиски ислама и приютила зарождающуюся европейскую цивилизацию. Тем не менее, нет никаких известных записей о зарождении системы фем, и скорее из-за его эпической борьбы с Персией и извлечения дерева, которое, как считается, было с Креста Христа, Ираклий стал героем средневековой легенды.

Энно Франциус

Византийская империя | История, география, карты и факты

Собор Святой Софии: мозаика

Смотреть все СМИ

Основные события:
Падение Константинополя
Битва при Манцикерте
Битва за Косово
Осада Антиохии
Осада Рима
Ключевые люди:
Константин I
Юстиниан I
Диоклетиан
Эдвард Гиббон
Ираклий
Похожие темы:
Восточное православие
римское право
Купол Скалы
Византийское искусство
монофизит
Похожие места:
Римская империя
Стамбул
Иерусалим
древний Египет
Сицилия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда существовала Византийская империя?

Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском турок-османов в 15 веке.

Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?

Византийская империя была восточной половиной Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.

Как Византийская империя получила свое название?

Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.

Где находилась Византийская империя?

В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земель, окружающих Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.

Византийская империя исповедовала христианство?

Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Византийская империя , восточная половина Римской империи, просуществовавшая тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства, и которая окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 году.

Само название Византийская иллюстрирует заблуждения, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г., когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.

Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г. ) или 12-й) Константин. Обстоятельства последней защиты также наводят на размышления, поскольку в 1453 году древний, средневековый и современный миры, казалось, ненадолго встретились. Последний Константин пал, защищая новый Рим, построенный первым Константином. Стены, прочно державшиеся в раннем Средневековье против германцев, гуннов, аваров, славян и арабов, были в конце концов прорваны современной артиллерией, секретам которой европейские техники научили самых успешных из центральноазиатских захватчиков: турок-османов.

Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, многие названия, казалось бы, греческие, маскируют другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.

Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли поддерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.

Империя до 867

Римское и христианское происхождение

Единство и разнообразие в поздней Римской империи

Римская империя, прародительница Византии, удивительным образом сочетала в себе единство и разнообразие, первое из которых более известно, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую ​​защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Римская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем Средиземноморском мире сработала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности, которое в то время должно было умножаться. Завоевание привело к тому, что регионы с разнообразным прошлым оказались под властью римлян. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.

Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.

Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись правители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря осознавали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных последствий. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.

На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимающих императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной ткани греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.

Ни одно из предположений неверно. Опустошение было случайным, и одни регионы пострадали, а другие нет. На самом деле экономика и общество империи в целом в тот период были самыми разнообразными, какими они когда-либо были.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts