Иностранцы о загадочной русской душе: о русской душе в дикой Европе
Содержание
о русской душе в дикой Европе
Всем нам с детства известны знаменитые строчки Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить». И многие иностранцы, которые бьются на протяжении многих лет, пытаясь «умом понять» загадочную русскую душу, думаю, могут согласиться с поэтом: эти странные русские никак не поддаются их пониманию!
Описывая русскую душу, можно подобрать много красочных прилагательных, которые уже давно стали определением этому «феномену»: загадочная, широкая, бескрайняя, необъятная и всеобъятная русская душа. Душа, которую изучают уже не первое столетие вдоль и поперек, но мало кто может дать сегодня точный ответ на вопрос: какова душа русского человека?
Если попытаться начать объяснять природу этого чуда, стоит сказать, что душа действительно широкая. Это Вам может сразу сказать каждый русский человек. А чем же она «широкая»? И что вообще это значит? А вот что: любого иностранца вводит в недоумение способность русского человека отдаваться всему до фанатизма, до предела. Русский человек, если он чему-то радуется – он радуется этому со всей своей семьей, которая разбросана от Москвы до Владивостока. А грустить русский человек в одиночестве вообще не умеет – если у товарища случается, не дай Бог, какое-то горе, то через час в доме собирается «группа поддержки» и так называемая «грусть» растягивается как минимум на неделю. Как говорится, русские все стараются сделать «с душой», они открыты и готовы на подвиги.
О «широте» русской души знает весь мир, что нередко находит свое отражение в литературе. Например, в романе «Преступление и наказание» встречается такое высказывание: «Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному». Следует сказать, что «русский человек широк» не как его земля, а скорее из-за того, что это земля его такая широкая.
Именно поэтому русский человек всегда стремится к свободе – душа требует. Все началось с момента становления государства, когда поселения русских людей были расположены очень далеко друг от друга, а климат был настолько страшен, что каждая «поездка к товарищам» оказывалась очень непростым событием. Кстати, именно это и повлияло на сплоченность русской нации (сложно не заметить, что русские всегда стараются объединиться «со своими» на отдыхе за границей).
Стремление к свободе продолжается и до сих пор, а все почему? Да потому что территория страны очень просторная – есть где разгуляться, особенно, когда есть такая возможность из одного конца страны доехать на поезде до другого за 7 суток.
Суровый климат, иноземные вторжения, трудности в быту – все это повлияло на характер русского человека: появилась так называемая «русская смекалка», которая позволяла справляться с трудностями, появился сильный волевой характер. И именно это воспитало у русских умение сочувствовать и сострадать, стремление помочь всем и всегда.
Русские люди – это очень суеверные люди. Они обязательно присаживаются на дорожку перед путешествием, муж переносит невесту через порог, а в новую квартиру первой должна зайти кошка. Такие традиции сложились у русского человека еще в древности. Например, кошка, по поверью, привлекала на себя злых духов, чтобы они потом не беспокоили новых хозяев. Жених «вносил» невесту в новую жизнь, потому что считалось, что девушка умирала для своей старой семьи (а белый цвет платья был траурным). Присесть на дорожку означало подумать перед предстоящей дорогой – стоит ли вообще уезжать? И затягивалось это мероприятие на несколько часов.
Стоит сказать и о поразительной способности русского человека (которая присуща только ему)– делать все в последний день. Дай русскому человеку месяц для подготовки – он начнет выполнять работу в последний (в лучшем случае – в предпоследний) день. Один француз-плотник, приехавший однажды в Россию строить дом, поражался: «У нас было две недели для работы, и 13 дней я строил один. Я пытался говорить своим русским товарищам, мол, мы не успеем, а они просто от меня отмахивались. В последний день я, не чувствуя ног от усталости, предвкушал, как же недоволен будет нами начальник – больше половины работы не было доделано. Но на смене я не поверил своим глазам: два русских мужика с поразительно скоростью выполняли свою работу! За день эти люди построили в два раза больше, чем я за все время!».
И эта русская особенность имеет свои исторические корни. Раньше, когда на Руси люди активно занимались сельским хозяйством, зима была очень суровой и длилась больше полугода. Все это время крестьянин мог расслабленно валяться на печи (чем он и занимался), а затем должен был напрячься и за два-три месяца вырастить и собрать урожай. Именно поэтому русский человек ждет до последнего.
Французский критик Вогюэ Эжен — Мельхиор как-то написал: «Русская душа. Это котел, в котором смешиваются самые разные субстанции: печаль, безумства, героизм, слабость, мистика, здравомыслие, и вы можете выудить оттуда все, что угодно, даже то, чего меньше всего ожидаете. Если бы вы знали, как низко эта душа может пасть! Если бы вы знали, как высоко она может подняться! И как ее швыряет из стороны в сторону».
Действительно, русскую душу «швыряет из стороны в сторону» и по сей день. Это очень непонятный, уникальный и необъяснимый феномен – именно этой таинственностью и привлекателен русский человек. Его не стоит пытаться понять, в него «нужно только верить».
Показать больше
Читайте также новости партнеров:
Back to top button
«За Садовым кольцом — там Россия» Можно ли понять «загадочную русскую душу» с помощью науки? Отвечает ученая: Общество: Россия: Lenta.ru
Для иностранцев все россияне за границей — «русские», будь то дагестанцы, евреи или чукчи. Стоит ли за этой генерализацией что-то, кроме общего географического происхождения и языка? Какие ценности присущи всем россиянам? Существуют ли загадочная русская душа и российская ментальность? Об этом «Лента.ру» поговорила и поспорила с доктором социологических наук, проректором по развитию Вятского государственного университета Екатериной Митягиной, которая по сути и занимается изучением той самой «русской души» — она руководит исследованием русского культурного кода через «большие данные» и цифровые следы россиян в интернете.
«Лента.ру»: Почему вы решили заняться этой темой?
Митягина: Тема культурного кода изучалась рядом кафедр нашего университета давно. Сейчас просто появились новые источники данных. Не то что мы так — раз! — и придумали тему. Нет, мы давно это изучаем. Сейчас уже собрали данные по живописи, по комментариям относительно кинофильмов, по историческим вещам… Это очень большой блок информации.
Понимаете, современная наука — это две группы. Я их называю белыми и синими воротничками. Белые разрабатывают теоретические модели, а синие — это те, которые, получив эти данные, занимаются их разметкой для нейросети.
Но какую проблему призвано решать ваше исследование?
Все научное знание делится на два блока: фундаментальное знание (то есть сбор данных, методология) и практическое применение.
Что я пока вижу в практическом применении: если у нас будут данные о тех ценностях, о том, что волнует современного россиянина, мы дальше сможем думать о способах, с помощью которых можно доносить правильные и позитивные посылы до душ современников.
Как пример того, чем мы занимаемся, — мы собрали данные о супружеском насилии и сделали чат-бот, который автоматически выявляет в интернете жертв насилия и связывается с ними. Там очень сложно было выявить именно просьбу о помощи, но мы к этому все равно пришли.
Здесь же, на основе этого материала, мы хотим создать портал, где будут собраны те произведения искусства, которые наиболее трогают душу русского человека и наиболее для него ценны. Пока мы поставили такую практическую задачу.
Плюс, что мне кажется очень важным для дальнейшего развития науки, мы сейчас пытаемся все эти данные нанести на карту России с определенной географической привязкой. И понимая, скажем, что у нас есть данные по ментальности, мы можем огромный объем данных другого уровня наложить и сопоставить. Например, сопоставить ментальность того или иного региона с фактами супружеского насилия, их количеством и статистикой.
В то же время важно понимать, что есть и фундаментальная наука. Не надо каждый раз требовать: покажите мне решение какой-либо проблемы.
В новости о вашей встрече с президентом вы говорите то о россиянах, то о русском культурном коде. [Елена Митягина — победитель конкурса «Лидеры России». На втором заседании Наблюдательного совета АНО, которое прошло в пятницу 26 марта 2021 года, она рассказала президенту Владимиру Путину о своем исследовании русского культурного кода — прим. «Ленты.ру»] Но русский — это национальность, а россиянин — гражданство. Можно подробнее о том, какой же все-таки культурный код исследуется?
Мне кажется, я ни разу не говорила о «русском» культурном коде. Я говорила о «культурном коде, ментальности и загадочной русской душе». Я прекрасно понимаю эту грань.
Фото: Геннадий Гуляев / «Коммерсантъ»
«Мы сейчас изучаем (…) русскую душу». Это я вас цитирую.
Все-таки «русскую» сказала..? Конечно же, я имела в виду россиян. Я понимаю, что мы не можем говорить только о русском культурном коде. Но здесь все же есть привязка — речь шла о литературных произведениях на русском языке. Мне это кажется важным — только через этот язык мы и можем понять наши ценности. Мы пробовали и на английском языке, но тут пока не все получается с точки зрения автоматической обработки данных.
Термин «загадочная русская душа» все-таки придуман не иностранцами, а нами, для того чтобы попытаться как-то нас отличить от других.
Действительно не иностранцами? Я вот, скажем, не задумывался над этим всерьез, но всегда казалось, что это именно от них пошло.
Я читала несколько исследований на эту тему, и их авторы пытаются показать, что это именно наш термин — мы его придумали, и нам важно обозначать при помощи него свою идентичность и самобытность.
А почему тогда душа-то загадочная? Мы ее сами не понимаем?
Я бы больше использовала термин «противоречивая», потому что мы находим в себе достаточно много и положительных, и отрицательных моментов.
И очень часто мы противоречим себе. Например, у нас есть очень сильная жажда справедливости во что бы то ни стало. Но в то же время есть и моменты безответственности. Как это сочетается в нас — большой вопрос. Есть некоторые противоречия в нашей ментальности
У нас, например, очень сильно выходит на первый план чувственное восприятие мира, зачастую вразрез рациональному объяснению поступков. Это прослеживается везде в России. Также есть мощная идея страдания — «тяжело, но мы справимся». И она также присутствует на большей части географии нашей страны.
Получается, все мы страдаем, преодолеваем и жаждем справедливости?
В нашей ментальности заложена возможность собраться в трудный момент и достаточно быстро решить жизненные проблемы. Это важно. И все это пересекается с названными вами ценностями. Идея страдания присуща нам отчасти из-за трагичности российской истории. В ней есть много моментов, в итоге сплачивавших нацию, но принесших много проблем.
Мы еще не делали географическую разбивку информации здесь. Но, скажем, мы в период пандемии изучали распространение фейковых новостей и получили очень сильные различия по регионам. В одном регионе одни, в другом — другие. Понимаешь, что людей волнуют совершенно разные проблемы.
Можно примеры?
Не назову конкретные места, но, скажем, для одних очень важны советы о том, что поесть-попить, чтобы точно не заразиться коронавирусом. А в других регионах, например, — конспирологические теории относительно вышек сотовой связи 5G и введение чипа через прививку. Мы пытались отследить первоисточники таких новостей. Это было сложно, потому что изначального источника зачастую уже не было. Но там, где нам это удавалось, прослеживались сильные региональные различия, специфика.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Любовь к конспирологии — в культурном коде россиян? Мы больше, чем другие, склонны верить в чипирование и прочие подобные теории, пить какие-нибудь волшебные настои для профилактики от коронавируса, и так далее?
Я бы так не сказала. Мне кажется, что это общечеловеческая проблема сейчас. Информации слишком много, и мы не можем ее обрабатывать. Я думаю, это свойственно всем людям, а не только российской ментальности.
Тогда логичен другой вопрос: россиянину присуще критическое мышление или это скорее не наша черта?
Я вам уже говорила, что мы ориентированы больше на чувственное восприятие мира. Для нас это важная составляющая.
«Нравится нам наша русская деревня, покосившиеся домики»
Еще не так давно была «новая общность — советский человек», с ней вроде все более-менее понятно. А вот россияне — кто мы? Как себя самоидентифицируем?
В нашей российской ментальности есть столбовые ценности, идущие еще со времен летописца Нестора, проходящие через ключевые точки российской истории. Мы должны понимать, что наша ментальность — наследница тысячелетней истории. Это стремление к справедливости, ностальгия по героическому прошлому, вера — порой утопическая — в наше будущее, наше коллективное сознание. Но было бы глупо говорить, что культурный код не меняется. Если бы это было так, мы бы с вами не салат оливье и винегрет на Новый год ели. У нас же есть картошка и квашеная капуста — будьте любезны, по традиции.
Да что картошка — где репа и брюква? Я брюкву-то, по-моему, вообще ни разу не видел.
Вот именно, если уж говорить о неизменных традициях. Или, например, в наших традициях это семья формата «мама-папа-трое детей». Много у нас сейчас таких?
Мы должны понимать, что культурный код достаточно изменчив, и в нем, в особенности в современности, в условиях развития цифровых тенденций появляется много нового с ориентацией на глобальные общечеловеческие ценности. И здесь кроется опасность потери нами этой идентичности.
Когда мы делали исследование, то понимали, что у молодых людей есть проблемы с чтением — не читают. Например, отзывы [на текстовые произведения] оставляют люди в основном среднего возраста, а молодежь, если и делает это, — то на экранизированные произведения художественной литературы. Посмотрели — потом почитали. Или на аудиокниги. Чтобы донести до молодежи правильные ценности, надо развивать у нее интерес к русской литературе, культуре.
Названные вами ценности россиян — не прикладные. Они подходят для того, чтобы копаться в себе, заниматься саморефлексией, а не для решения жизненных проблем. Конструировать свою сказку. Почему, если эти ценности исчезнут, будет плохо? Кому станет хуже? Может быть, условная немецкая практичность лучше? Вы же говорите, что молодежь переходит к «общечеловеческим ценностям».
Научная интеллигенция выступает в первую очередь за то, чтобы сохранялись такие ценности, как любовь к родине, к природе, к своей малой родине… Нравится нам наша русская деревня, покосившиеся домики. В то же время, поймите, я не имею ничего против общечеловеческих ценностей. Огромное их количество заложено в глобальной повестке.
Но потеряв какие-то наши посылы, мы можем потерять свою идентичность. Это очень важно улавливать, и именно эти ценности делают нас теми, кто мы сейчас есть. Они позволяют нам противостоять вызовам.
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Если условных чукчу, дагестанца и коренного москвича назовут за границей русскими, причина в их культурном коде или просто в том, что они из России и говорят по-русски?
Хотелось бы, чтобы их так назвали именно потому, что они являются носителями нашего культурного кода и нашей ментальности. Я понимаю, что есть такое понятие, как «мягкая сила», когда сила доказывается не при помощи оружия, а когда большое количество иностранцев понимают элементы нашего культурного кода, наши произведения. Когда они становятся его носителями и говорят: да, это здорово, круто. Это ключевая задача нашей работы: чтобы наши посылы, передаваемые произведениями нашей культуры, распространялись не только на территории России, но и за ее пределами. В этом и есть посыл гуманитарных, социальных наук.
Я знаю очень много элементов, связанных с русским зарубежьем. Очень многие писатели и художники сознательно живут за границей, но говорят на русском, пишут на русском. Это важно. Это то, что должно быть.
Я и говорю: язык и страна происхождения. Все-таки не какой-то общий культурный код.
Когда я общаюсь со своими зарубежными коллегами, то очень часто слышу фразу, что «ты счастливый человек — можешь читать Толстого и Достоевского на родном языке». Разве это географическая привязка? Только русский язык? Или все-таки тот набор ценностей, посылов, которые они несут? Это разные вещи.
У вас, кстати, эти посылы сводятся к классикам русской литературы XIX века…
Потому что это в свое время был мой профиль.
Если их убрать, что останется?
У нас было 157 произведений с 2000 по 2020 год, которые получили различные премии. Мои любимые авторы — это Водолазкин, Прилепин… Если мы вообще хотим почитать о нашей ментальности — то это Патриаршая премия. Чаще всего именно ее лауреаты пишут на тему, о которой мы говорим.
Кстати, детям в школе очень сложно читать классиков XIX века. Они не живут в XIX веке, это время слишком далеко от них. Я сам, будучи ребенком в советской школе, с огромным трудом их читал. Не пора ли в основную программу по литературе вводить больше современных произведений? Не строить ее исключительно на Тургеневе, Толстом или Достоевском (которого я, кстати, до сих пор терпеть не могу).
Не самый любимый ваш автор?
Мягко сказано!
Да, я бы ввела в программу те произведения, которые набирают, скажем, большое количество отзывов, которые трогают людей, являются для них интересными. Это мое понимание. Но я всегда апеллирую к классикам — вот «Анну Каренину» я сейчас читаю уже в четвертый раз, и то, что я читала в школе, и сейчас имеет совершенно иные смыслы и понимание.
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Классиков XIX века лучше понимаешь, когда тебе 40, у тебя есть какой-то багаж знаний и жизненного опыта, а также интерес к пониманию других эпох. Но когда ты ребенок, интересно то, что тебе ближе. И да, тебе нужно читать произведения на серьезные темы, но мне кажется, что они должны быть связаны с современностью. Согласимся в этом?
Я часто говорю, что если мы хотим, чтобы поколения слушали друг друга, то должны устранить разрыв между уровнями образования. Например, когда человек приходит из дошкольного учреждения в школу, его приходится переучивать заново, из школы в университет — опять. А после университета работодатель говорит: «Вас там плохо научили, давайте мы вас переучим».
Если говорить в плане книг, которые бы я посоветовала… Классика может восприниматься сейчас немного по-другому. Например, произведение Бондарева «Батальоны просят огня» было написано достаточно давно, мы понимаем, что это советский классик. Но премию за него он получил только в 2012 году. То есть даже тот опыт в этом преломлении он тоже интересен и важен. И нельзя сказать, что нам нужно полностью отказаться от классических произведений.
«Главный вопрос: нам всегда нужен враг за воротами для сплочения?»
А что насчет «широкой русской души»?
Мне кажется, под ней понимается обилие различных ценностей, заложенных в нас.
Давайте я проиллюстрирую, как я ее понимаю (и, думаю, многие). В 1989 году мою маму, которая была помощником представителя японской нефтяной компании, отправили в командировку в Японию. Там она увидела, как мотоциклист врезался в столб, и когда вернулась домой, причитала: «Представляешь, он лежит, а никто к нему не подходит, не пытается помочь, вызвать скорую, спросить хотя бы, как он!» Подразумевалось, что у нас бы все было по-другому.
Я эту черту называю «коллективное сознание» — коллективизм и умение объединиться в критический момент. Вы правильно говорите: мотоциклист пострадал, и нужно, чтобы все приняли в его судьбе участие. Для нас важно, чтобы мы все, как единое целое, сплотились и попытались решить эту проблему. То, насколько мы ее решили, не так уж важно, но то, что мы делали это вместе, для нас это критически важно.
Получается, сплотиться мы можем только в критической ситуации?
Это самый главный вопрос, который задается во многих исследованиях сейчас: нам всегда нужен враг за воротами для сплочения или все-таки мы можем в других моментах проявлять элементы сплочения?
В этом и заключается необходимость нашей работы, донесения наших ценностей, которые помогут обществу сплачиваться не во время кризиса. Очень часто у нас говорят: почему русские не объединяются в диаспоры за рубежом, когда нет критического момента? Все это — большой вопрос, и вы правильно его задаете, но я не знаю на него ответа.
Фото: Михаил Почуев / ТАСС
То есть мы можем сделать выводы, что атомизация общества, о которой говорят все социологи, лечится в России только мобилизационными мерами?
Есть у нас такая особенность.
Печальный вывод получается.
С другой стороны, мы объединились, чтобы сделать это исследование и поднять эту тему. Много ученых и представителей бизнеса — казалось бы, люди несовместимые. Может быть, мы способны объединиться и не только когда враг у ворот?
Кстати, вы исследуете супружеское насилие — это часть нашего культурного кода?
Я никак пока не сравнивала эти темы.
Но это проблема в России?
Конечно. Но давайте уж не связывать это с нашим культурным кодом. Это проблема в России, о которой часто не говорится, которая замалчивается. Самое сложное — попытаться автоматически выявить какие-то просьбы о помощи. Люди зачастую даже не понимают, что это насилие, что насилие — это не только когда тебя бьют.
Есть и другие формы. Самая тяжело выявляемая — это психологическое насилие или экономическое насилие, когда тебя никуда не пускают, не дают денег, не дают работать. Многие не осознают, что в этих ситуациях нужна помощь, что этому нужно противостоять.
Почему?
Мне кажется, нет культуры… Можно об этом поразмышлять в ключе коллективного сознания. У нас должна быть видимость, что в нашей семье все хорошо, это для нас очень важно, иначе что скажут другие? Для нас важно мнение окружающих, не то, что мне конкретно хорошо, а как меня воспримут, что будут думать обо мне другие.
Я вижу два решения проблемы: либо развитие здорового индивидуализма, либо изменение коллективного восприятия семьи. На ваш взгляд, с какой стороны подходить лучше? И, главное, каким образом? Спускать сверху? Действовать с помощью общественных организаций?
У нас вообще мало информации о насилии. Мы не могли найти серьезной статистики по этому вопросу. Если в других странах есть конкретные статистические данные, то в России они очень скудные. У нас не сформировано вообще понимание этого феномена. У нас же как говорят: «бьет — значит любит». Или я встречаю такие высказывания: «Если муж бьет по морде, то виноват не муж, а морда». Такое вот оправдание насилия.
Фото: Степан Кулинич / «Коммерсантъ»
Я считаю, что нужно действовать через общественные организации, через работу с этой проблематикой. Просто сказать сверху: давайте у нас не будет насилия… Я во многих регионах на эту тему выступала, есть регионы, где насилие очень развито, и коллеги мне противостояли и говорили, что это элемент нашей культуры! Мы это даже не воспринимаем как насилие!
Вот, «элемент нашей культуры». Так я и говорю, если у нас такие ценности, может быть, лучше, чтобы их и вовсе не было? Я не представляю, как это искоренить через общественные организации. «Бьет — значит любит», «не надо выносить сор из избы» — это же все часть нашего культурного кода, мне кажется. Ведь вы же сказали, что что-то делать мы начинаем, когда «враг у ворот». А там уже не до разборов, кто кого бьет, а кто — любит. Да и «древнерусская тоска» тоже не способствует решению сиюминутных проблем.
Я такого не говорила.
Конечно, нет. Это исключительно мои выводы. Есть и другие важные проблемы, которые, как мне кажется, тоже записаны в нашем культурном коде?
Я не зря сказала президенту, что если мы хотим как-то нивелировать наши негативные культурные особенности, то образовательные центры должны появляться в регионах. Потому что нельзя все делать только в Москве, где сильные центры, а регионы при этом, бывает, страдают.
Я считаю, что критически необходимо поддерживать книгоиздательство. Нужно поддерживать писателей, которые здесь, на местах, пишут о проблемах этой земли, этого региона. Мне кажется, именно они могут донести очень большую часть этого правильного, позитивного посыла, в том числе обострить обсуждение проблемы супружеского насилия там, где она сильно развита.
То есть, если писатель пишет о супружеском насилии в Москве, в Вышнем Волочке это не воспримут?
В Вышнем Волочке — это еще близко. А где-нибудь подальше — да. Это другое понимание, другое восприятие этой проблемы. Я специально вырываю из своей речи тезис относительно книгоиздателей, художников, краеведов. Не будет жителя далеких сел волновать, как в Москве это решается. Да, хорошо, что в Москве так, но у меня-то не так, и некуда мне обратиться с этим.
Москва — не Россия?
Но все туда хотят. Меня часто спрашивают: вы так болеете за регионы, а сами-то в Москву хотите? Все в итоге оказываются в Москве.
Да, страна-то большая, а все в Москве да в Питере…
Кстати, наука не может быть ни возрастной, ни специальной. А у нас есть восприятие столичных вещей, столичной науки и туземной, провинциальной. Что они там придумать, мол, могут? Это неправильно. Вот что нужно искоренять в нашем восприятии и ментальности.
Нужно заглядывать за пределы Садового кольца — там Россия.
Химера Загадочной Русской Души: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Россияне любят задавать два жизненно важных вопроса о жизни: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Химера загадочной русской души (1997). Фото: Лена Аид
Эти вопросы также являются названиями двух русских романов, написанных в XIX веке двумя русскими журналистами и литературоведами, Александром Герценом и Николаем Чернышевским, позже (в 1902) на эти вопросы пытался ответить Владимир Ленин, известный русский революционер, сыгравший ведущую роль в Октябрьской революции 1917 года.
Попробуем ответить на эти вопросы.
Кто виноват?
Вероятно, ошибочна сама постановка вопроса. Это значит искать и находить виновных. Когда люди живут в нищете, когда им не хватает образования и ума (в то же время я знаю, что отсутствие образования совершенно ничего не говорит об уме людей!), они ищут того, кто может привести их к лучшей жизни. Как говорит Ницше: «Не пастух, а одно стадо! Все хотят одного и того же, все одинаковы: кто чувствует себя иначе, тот добровольно попадает в сумасшедший дом».
Объявление
«Не пастух, а одно стадо! Все хотят одного, все одинаковы: кто чувствует себя иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом». Фото: Лена Аид
Постоянно ищущие пастыря, большинство россиян не могут набраться смелости, чтобы постоять за себя. Обучение может быть их единственным выходом, но они всегда выбирают кровавое восстание. Думаю, ответ на вопрос «Кто виноват?» быть «рабским» сознанием россиян. Это сознание сверхсиловое по форме, но рабское по содержанию.
Что делать?
Когда российские лидеры дают убедительные обещания, русские люди им следуют. Коммунисты обещали рай на земле, они заменили религиозную веру атеизмом и коммунистическими идеологиями. Но реальность оказалась слишком далека от обещаний — людей ждали политические репрессии, трудовые лагеря и массовые расстрелы. В то же время советская пропаганда на протяжении многих десятилетий внушала людям обратное, убеждая людей быть счастливыми, живя в Советской России. Что надо сделать? Улучшить систему образования! России нужны инвестиции в образование для повышения образовательного уровня, России нужно обновить программное обеспечение русской души…
Химера загадочной русской души
Картину маслом «Химера загадочной русской души» я создал в 1997 году, 19 лет назад. Я попытался расшифровать загадочную русскую душу, ее дихотомия доминирует в дискурсе о русской идентичности — дихотомия между Востоком и Западом, Европой и Азией, «святостью и грехом». В сегодняшней России актуальна дихотомия «Святость и грех» — более половины россиян одобряют роль Православной церкви в государственной политике.
Объявление
Химера загадочной русской души (фрагмент). Фото: Лена Аид
На протяжении всей истории идея «русской души» воплощалась в русской философии и литературе. Итак, на картине изображен «чудище» русской Души, держащее в руках игрушки: топор, бутылку водки, роман Достоевского, спутник («спутник»), гармошку и анти- Семитский баннер. Двуглавая Химера в ушанке (русская шапка-ушанка) и кокошнике (традиционный русский головной убор, который носили женщины и девушки несколько столетий назад) стоит в снегу, ноги Химеры обуты в валенки (традиционный русский зимний валенки).
Топор Химеры
Русский топор — символ бунта, «русского бунта, кровавого и беспощадного». В наши дни интенсивные военные пропагандистские кампании по захвату сердец и умов масс в прессе и на телевидении во многом повлияли на взгляды россиян на Украину и другие страны.
Химера загадочной русской души (фрагмент). Фото предоставлено: Лена Аид
Ницше назвал культуру «всего лишь тонкой кожурой яблока над пылающим хаосом». Сейчас культурная «кожура» становится все тоньше и тоньше и есть риск, что пылающий хаос войны заполонит весь мир…
Бутылка водки Химеры
Как известно, русские пьют много водки. Некоторые люди связывают предполагаемую экстраординарную способность русских пить много водки с генетикой. Впрочем, сами русские говорят, что эта способность уходит корнями в русские традиции, они считают, что водка действительно согревает. Кстати, по данным Всемирной организации здравоохранения, каждый пятый мужчина в РФ умирает по причинам, связанным с алкоголем. Вот почему у Химеры Загадочной Русской Души красный нос, небритое лицо и зажатая в руках бутылка водки. Также пьяный монстр курит сигарету и держит в руках топор.
Том Химеры Достоевского
Очевидно, что Достоевский — один из главных знатоков русской души. По его словам, «самая основная, самая рудиментарная духовная потребность русского народа есть потребность в страдании, вездесущем и неутолимом, везде и во всем».
Реклама
Химера загадочной русской души и старый антисемитский лозунг царских времен (фрагмент). Фото: Лена Аид
Другой крупный знаток психологии русского народа Николай Бердяев писал в своей книге «Душа России»: «Великая Россия еще целиком оставалась обособленной провинцией в европейской и мировой жизни, ее духовная жизнь была отчуждена и замкнута.Россия еще совсем не знает мира, искаженно воспринимает его образ и ложно и поверхностно судит о нем.Духовные силы России еще не стали врожденными для культурной жизни европейского человечества.Для западной культурной человечества, Россия все же остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, который манит своей таинственностью, но отталкивает своим варварством».
Баннер Химеры с лозунгом «Бей евреев и спасай Россию!»
Это старый антисемитский лозунг царских времен. Вы знаете, что такое погром? Погром — русское слово, означающее нападение, сопровождавшееся грабежами и кровопролитием против евреев в России. Евреи России были жертвами трех волн массовых погромов, они происходили с 1881 по 1884 год, с 1903 по 1906 год и с 1917 по 1921 год. Эти погромы проходили под этим лозунгом… Антисемитизм существует как в своей «традиционной» форме и в латентном состоянии. Антисемитизм в российском обществе сейчас находится в латентном состоянии.
Роман Абрамович от Лены Аид. Фото: Лена Аид
Но российские ультранационалисты часто говорят, что евреи виноваты во всех их бедствиях, в их лени и бездействии, в их алкоголизме. Русские ультранационалисты всегда ищут виновных в своих несовершенствах.
В 2010 году Управление Следственного комитета по Басманному району г. Москвы возбудило в отношении меня, Лены Аид, предварительное дело. Следствие было возбуждено «по заявлению группы граждан», подавших жалобу на меня в 2007 году. «В июле 2008 года басманные следователи провели предварительную проверку жалобы и отказали в возбуждении уголовного дела, городские следователи назначили новое предварительное рассмотрение жалобы», — писала The Moscow Times 22 июня 2010 г.
Реклама
И газета продолжила: «Хадес заявила, что ультранационалистические лица и группы подали около 300 жалоб на ее спину в 2008 году и связали расследование с кампанией против нее, которая была начата в блогосфере ультранационалистами, надеющимися использовать ее дело для продвижения 282 УК о возбуждении межнациональной розни, которая часто применяется против ультранационалистов, инициировали кампанию Наталья Холмогорова, исполнительный директор ультранационалистического Русского общественного движения, и Анастасия Иванова, писатель ДПНИ. .org, веб-сайт такого же ультранационалистического Движения против нелегальной иммиграции.Холмогорова подтвердила по телефону в воскресенье, что ультранационалисты «активно обсуждали» идею использования искусства Аида в качестве предлога для начала кампании против статьи 282. Иванова сказала, что кампания была направлена бороться с «дискриминационным» подходом, когда «антисемитов и ультранатов сажают в тюрьму». ионистов, но не сажайте русофобов».0003
Спутник Химеры
Или «спутник» по-русски. Спутник-1 был первым в мире искусственным спутником Земли, он был выведен на эллиптическую низкую околоземную орбиту 4 октября 1957 года. Это было одно из важных достижений советской России в аэрокосмической технике, проект был завершен коллективом ракетчиков под руководством главного ракетчика Сергея Королева, которого часто называли «отцом практической космонавтики». Королев Сергей Павлович, 19 года рождения.07 и умер в 1966 г., Главный конструктор ракетно-космической техники, Создатель и начальник Особого конструкторского бюро №1, академик АН СССР, Дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии и — внимание! — он стал жертвой политических репрессий и был сослан на Колыму еще до «блестящей научной карьеры». На самом деле он всю жизнь проработал в «сталинской шарашке» — так неофициально называлось Особое конструкторское бюро №1 и другие секретные научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории в советском ГУЛАГе… Главный ракетчик Сергей Павлович Королев был узником ГУЛАГа. !
«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», — писали Карл Маркс и его помощник Фридрих Энгельс. Я их слегка поправил — «Химера бродит по миру — Химера загадочной русской души», мой вопрос ко всем этим людям, называющим русскую душу таинственной: так не таинственна ли душа итальянцев? Или души немцев? Их души обычные, ничем не примечательные души, души неважные, не так ли? Называть душу россиян «таинственной» — это расизм и акт дискриминации. Может быть, русские националисты «мутят воду, чтобы она казалась глубокой», как говорит Ницше. Истину нетрудно догадаться.
Related
antisemitismRussiaRoman AbramovichgulagFriedrich Nietzsche
Before You Go
ARTIST
Popular in the Community
You May Like
Trending
Newsletter Sign Up
Entertainment
Don’t miss a beat . Ваша шпаргалка по культуре и развлечениям.
Успешная регистрация!
Реальность доставлена на ваш почтовый ящик
Вводя адрес электронной почты и нажимая «Зарегистрироваться», вы разрешаете нам отправлять вам персонализированные маркетинговые сообщения о нас и наших рекламных партнерах. Вы также соглашаетесь с нашими Условиями обслуживания и Политикой конфиденциальности.
Постижение «загадочной русской души» – жизнь в России
Русская община
Именно русская крестьянская община сыграла большую роль в истории России и развитии ее культуры. Таким образом, значение российских ценностей во многом является той самой нитью, которая проходит через всю русскую общность и связывает их воедино.
Общественные интересы
Сама общность, являясь основой и предпосылкой существования, вытесняет личность и представляет собой код, издревле заложенный в культуре. Личность представляет большую ценность только в той мере, в какой она служит обществу. Жертвоприношение является основой, и ожидается, что каждый человек отдаст все, даже свою жизнь, ради общества. История России длинная и бурная, она постоянно живет на грани войны, голода, порабощения или чего-то похуже. Именно из-за этих жертв, подчинения личных интересов, которые служили обществу, оно сохраняло людей свободными и независимыми от иностранного порабощения.
Хотя западная культура оказала влияние на Россию, она по-прежнему ставит интересы общества выше личных. Таким образом, планы, цели и интересы человека легко подавляются. Взамен русский человек рассчитывает на поддержку «мира». Я испытал это на собственном опыте, путешествуя с моей женой. Русское коммунистическое мышление состоит в том, что с невзгодами, невзгодами и заботами жизни приходится сталкиваться не в одиночку, а вместе с обществом. Так что во многих отношениях это становится своего рода совместной ответственностью. В результате русский человек может согласиться с отказом от своих личных дел ради общей цели, что может привести к непосредственной выгоде человека. Он основан на почти бессознательном убеждении, что условия социального единства важнее личных вещей. Их надо сначала проработать и вылечить, и тогда это общее «благополучие» начнет работать на пользу человеку. Эта глубоко укоренившаяся соборность существует для того, чтобы соединить русских людей с их общиной в меньшем масштабе и со всем обществом в большем масштабе. Симбиотические отношения между личностью и обществом вознаграждаются теплом, вниманием и поддержкой обоих. Чтобы стать личностью, русский человек должен стать личностью соборной.
Правда и Справедливость
Справедливость – еще одна важная ценность русской культуры, необходимая для жизни в обществе. Первоначально оно понималось как социальное равенство людей и основывалось на экономическом равенстве мужчин по отношению к земле. Эта ценность инструментальна, но она стала мишенью в русском сообществе. Члены общины имели право на равную долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. В знаменитом споре Истины и Справедливости побеждает последняя. Русского человека заботит не столько то, как оно было или есть на деле, сколько то, каким оно должно быть. Мысли и поступки людей оценивались и истолковывались с точки зрения вечных истин, которые были истинами справедливости для России. Это то, что имеет значение; в противном случае никакие результаты и никакие преимущества не смогут их избавить. При этом не большая проблема, если проект не получился; ведь цель была добродетельной.
Отсутствие свободы личности
Отсутствие свободы личности определялось тем, что в русской общине с ее равными земельными участками, которые периодически переделывались, индивидуализм просто не мог проявиться. Человек не был собственником земли, не имел права ее продавать и не был свободен даже в плане посевов и урожаев, выбора, что на этой земле сажать. В таких условиях нельзя было проявить индивидуальные способности.
Привычка к эмерджентной массе
Привычка к эмерджентной массовой активности (как в уборочной кампании) воспитана тем же отсутствием индивидуальной свободы. Здесь причудливо сочетались трудолюбие и праздничное настроение. Вероятно, праздничная атмосфера была своеобразной компенсацией, позволявшей легче справляться с тяжелым трудом и отказываться от личной свободы в хозяйственной деятельности.
Богатство не могло стать ценностью
Богатство не могло стать ценностью при условии господства идеи равенства и справедливости. Недаром известная русская пословица гласит: честь и прибыль не в одном мешке. Стремление к капитализации считалось грехом. Так, в русской северной деревне уважали торговцев, искусственно тормозивших объемы торгов.
Труд как таковой не был в России ценностью решающей (по сравнению, например, с протестантскими странами). Конечно, труд никогда не отвергался и его полезность просто нельзя было не заметить, но он не считался средством, автоматически обеспечивающим выполнение человеком своего предназначения. Поэтому в системе российских ценностей труд занимает подчиненное место: «Работа все равно будет».
Образ жизни, не приспособленный к труду, давал свободу духа (хотя и отчасти иллюзорную) русскому человеку. Это всегда стимулировало человеческое творчество. Оно не могло выражаться в постоянном кропотливом труде, направленном на накопление богатства, а легко трансформировалось в эксцентричность или удивительные изобретения (такие, как крылья, деревянный велосипед, вечный двигатель и пр.), т. е. действия, не имевшие особого смысла. для экономии. Наоборот, экономия часто подчинялась этой изобретательской идее.
Уважение сообщества нельзя заслужить, просто разбогатев. Только подвиг, жертвование собой ради общего блага мог принести славу.
Терпение и страдание во имя общества
Терпение и страдание во имя общества (но не личный героизм) – еще одна ценность русской культуры. Иными словами, цель подвига не могла быть личной: она всегда должна была быть вне личности. Хорошо известна русская пословица: «Бог потерпел и нам велел». Не случайно первые канонизированные русские князья Борис и Глеб стали святыми; они стали мучениками, но не сопротивлялись своему брату, князю Святополку, который хотел их убить. Гибель за Родину принесла герою неувядающую славу. Интересно, что на медалях в царской России были надписи: «Не нам, не нам, но имени Твоему».
Терпение и страдание — главные базовые ценности русского человека. Они стоят вместе с последовательным воздержанием, самоограничением и постоянным жертвоприношением в пользу других людей. Без него нет человека, и нет ни статуса, ни уважения окружающих. Отсюда извечная склонность русских людей к страданию, проистекающая из стремления к самореализации, обретению внутренней свободы, необходимой для обогащения и взращивания доброты. Ведь мир существует и движется вперед с помощью жертвенности, терпения и самоограничения. В этом секрет терпения, свойственный русскому человеку, который может многое (особенно материальные трудности) вынести, если знать, зачем это нужно.
Склонность к какому-то высшему, трансцендентному смыслу
(Бессмертный полк)
Ценности русской культуры постоянно указывают на ее склонность к какому-то высшему, трансцендентному смыслу . Для русского человека нет ничего более волнующего, чем поиск этого высшего смысла. Ради этого некоторые люди могут даже покинуть дом и семью и стать отшельниками или юродивыми, которых почитали на Руси.
Русская культура в целом находит такой смысл в русской идее, на осуществление которой русский человек направляет свой образ жизни. Поэтому исследователи говорят о чертах религиозного фундаментализма, присущих сознанию россиян. Идея могла меняться (идея Москвы как третьего Рима, идеи имперские, коммунистические, евразийские и др.), но ее место в ценностно-вероведческой структуре оставалось неизменным. Кризис, который сейчас переживает Россия, во многом связан с тем, что люди утратили объединяющую их идею, и непонятно, ради чего мы должны страдать и терпеть.