Иоанн дамаскин преподобный точное изложение православной веры: Точное изложение православной веры — преподобный Иоанн Дамаскин
Содержание
Точное изложение православной веры. Книга 1 — читать онлайн | Точное изложение православной веры. Книга 1
Настройки
Проекты «Правмира»
- Pravmir.ru
- Матроны.RU
- Не инвалид.RU
- pravmir.com
- Форум
- Книги
- Лекторий
- Благотворительность
По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я
По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я
Рубрикатор
- Священное Писание
- Богословие
- История
- Монастыри и монашество
- Подвижники благочестия
- Богослужение
- О жизни христианской
- Церковно-богословские науки
- Церковные искусства
- Церковь и современный мир
- Научная литература
- Художественная литература
- Книги для детей
- Свидетели истории
- Книги на церковнославянском языке
- Справочные материалы
- Православная семья
- Акафисты и каноны
- Афон
- О молитве
- Аудиокниги
Новости
02. 10
Жизнь в присутствии зла. Иеромонах Иоанн (Гуайта)
14.11
При пожаре в московской многоэтажке погиб мужчина
14.11
«Бойся, я с тобой». Истории людей, которых преследует сталкер
14.11
Запечатленный ангел. Майя Кучерская — о Татьяне Лесковой, правнучке писателя
Все новости
Богословие
» Догматическое богословие
|
Богословие
» Патрология и Патристика
|
Богословие
» Апологетическое (основное) богословие
|
История
» История Древней Церкви
преподобный Иоанн Дамаскин
Бога никтоже виде николиже. Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда. Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец.
Читать онлайн
Скачать:
EPUBFB2MOBIPOCKETHTML
Код вставки на сайт
Содержание
- Глава I. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами
- Глава II. О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание
- Глава III. Доказательство, что Бог есть
- Глава IV. О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть
- Глава V. Доказательство, что един есть Бог, а не многие
- Глава VI. О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума
- Глава VII. О Духе Святом; доказательство из разума
- Глава VIII. О Святой Троице
- Глава IX. О том, что приписывается Богу
- Глава X. О Божественном соединении и разделении
- Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом
- Глава XII. О том же
- Глава XIII. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо
- Глава XIV. Свойства Божеского естества
Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia.by
Читать книгу «Точное изложение Православной веры» онлайн полностью📖 — Иоанна Дамаскина — MyBook.
ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
(ИС Р 14-410-1100)
Текст приводится по изданию:
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – Москва, 1992. – Репринт Полного собрания творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1. СПб.: Изд. Имп. С.-Петербургской Духовной Академии, 1913.
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Благовест, 2014
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014
Предисловие
Преподобный Иоанн Дамаскин – византийский богослов, философ и гимнограф – родился около 675 года в христианской арабской семье. Он получил энциклопедическое образование. В период иконоборчества выступил в защиту почитания святых икон. Иконоборческий собор 754 года подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский Собор подтвердил верность его учения. Скончался он около 753 года (по другим данным около 780 года) и был погребен в лавре св. Саввы Освященного.
Творение «Точное изложение православной веры», написанное преподобным Иоанном Дамаскиным и представляющее собой систематическому изложению православного вероучения, православной догматики, является одним из важнейших святоотеческих творений – по своему содержанию и огромному значению, каким оно всегда пользовалось и пользуется в Православной Христианской Церкви.
Данное творение преподобного Иоанна Дамаскина состоит из 100 глав, причем последовательность изложения материала в них соответствует Никео-Цареградскому Символу веры: главы 1-14 посвящены учению о Боге и Пресвятой Троице; главы 15–44 – невидимому и видимому сотворенному миру; главы 45–81 – учению о Христе и Его спасительном подвиге; в главах 82–99 рассматриваются различные вопросы христианской веры и благочестия – говорится о крещении, св. мощах и иконах, о молитве, о Богородице, о Священном Писании, об антихристе и т. д.; гл. 100 посвящена учению Церкви о воскресении мертвых.
Таким образом, преподобный Иоанн дает нам систему христианского вероучения, изложенную словами отцов и учителей Церкви и Вселенских Соборов.
«Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина до настоящего времени является значимым и авторитетным изложением учения Православной Церкви.
Андрей Плюснин
Книга первая
Глава I
О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами
Бога никтоже виде нигдеже. Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18). Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец (Мф. 11, 27). Также и Дух Святой ведает Божие, подобно тому как дух человеческий знает то, что в человеке (см. 1 Кор. 2, 11). Кроме же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он Сам открыл, – никто не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих, говорю, Херувимов и Серафимов.
Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества (см. Прем. 13, 5).
Сверх того, Бог, сперва через закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. Поэтому все, что предали нам закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем[1]; а выше того ничего не испытываем. Ибо если Бог благ, то Он и податель всякого блага, и непричастен ни зависти, ни другой какой страсти[2], ибо зависть не сродна естеству Божию как бесстрастному и единому благому. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал. Этим мы и должны быть довольны, в этом пребывать и не преступать пределов вечных (см. Притч. 22, 28) и предания Божия.
Глава II
О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание
Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его Домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное – выражаемое словом, так как иное дело говорить, а другое – знать. Таким образом, многое из того, что мы неясно познаем о Боге, не может быть выражено во всем совершенстве; но как нам свойственно, так мы и бываем принуждены говорить о том, что выше нас; так, говоря о Боге, мы [приписываем Ему] сон, гнев, беспечность, руки, ноги и тому подобное[3].
Что Бог безначален, бесконечен, вечен, присносущен, несоздан, неизменяем, непреложен, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неограничен, беспределен, неведом, непостижим, благ, праведен, всемогущ, Вседержитель, Всевидец, Всепромыслитель, Всевладыка и Судья, – это мы и знаем, и исповедуем, равно как и то, что Бог есть един, т. е. одно Существо; что Он познается и есть в трех ипостасях (лицах), т. е. в Отце, и Сыне, и Святом Духе; что Отец, и Сын, и Дух Святой суть едино по всему, кроме нерождения, рождения и исхождения; что Единородный Сын, и Слово Божие, и Бог, по благоутробию Своему, ради нашего спасения, по благоволению Отца и содействием Святого Духа, бессеменно зачавшись, нетленно родился от Святой Девы и Богородицы Марии через Духа Святого и соделался из Нее совершенным Человеком; и что Он вместе есть и Бог совершенный, и Человек совершенный, из двух естеств, Божества и человечества, и (познается) из обоих естеств, одаренных умом и волею, деятельных и самовластных, кратко сказать, совершенных по определению и понятию каждого, т. е. Божества и человечества, но в одной сложной ипостаси. Что Он, сверх того, и алкал, и жаждал, и утруждался, и распялся, и действительно принял смерть и погребение, и воскрес тридневен, и взошел на небеса, откуда к нам приходил и опять придет, – об этом свидетельствует и Божественное Писание, и весь собор святых.
Что же есть существо Божие, или как Он есть во всем, или каким образом Единородный Сын и Бог, уничижив Себя, соделался человеком из девственных кровей, т. е. иным сверхъестественным законом, или, как Он ходил по водам немокрыми ногами, – того мы не знаем и изречь не можем. Итак, мы не можем ни сказать чего-либо о Боге, ни даже подумать, кроме того, что Самим Богом нам изречено, сказано или открыто в Божественных Писаниях Ветхого и Нового Завета[4].
Св. Иоанн Дамаскин: Писания
Не бойся
Ориген
•
11 ноя, 2022
И я бы с уверенностью сказал, что благодаря молитве Иисуса к Отцу за учеников, они ничего не терпели, когда море и волна и встречный ветер подвизались против них.
Заявление о культурной свободе
У. Х. Оден
•
11 ноя, 2022
Различия существуют — наверное, очень желательно, чтобы они были, — и честный разговор требует, чтобы все стороны были о них откровенны. Но истинный дискурс требует определенных правил дебатов, наиболее существенными из которых, как мне кажется, являются следующие:0005
Сестры Софии представляют Люси Певенси 15 ноября
Эрин Дум
•
11 ноя, 2022
Сестры Софии соберутся на праздник Менас Египетский, Anno Domini 2022, 15 ноября. Меган Франко представит Люси Певенси. Люси Певенси со страниц «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса ведет нас через вымышленную страну чудес реальных добродетелей. От послушания и прощения к доверию и надежде Люси открывает дверь в великое христианское приключение. Сестры Софии Когда Каждый третий вторник Где The Ladder 2836 E Дуглас, Уичито Парковка доступна за расписанием книг восьмого дня Еда, напитки и общение в 18:30 Собрание восьмого дня и лекция в 19:20 Требуется ли членство? Нет, но подумайте о присоединении к сообществу ЗДЕСЬ!
Зал мужчин представляет Освальда Чемберса 10 ноября
Эрин Дум
•
07 ноября, 2022
Зал Людей соберется вечером в четверг, в день памяти святого Ореста, мученика Каппадокийского, Anno Domini 2022, 10 ноября. Директор Дум представит преподобному Освальду Чемберсу. Освальд Чемберс, шотландский баптистский евангелист и учитель начала двадцатого века, наиболее известен своим ежедневным религиозным учением под названием «Мое самое лучшее для Его высочайшего». Менее известна роль его жены «Бидди» в публикации этого популярного религиозного повествования, а также тридцати других книг, опубликованных посмертно. После краткого обзора жизни Освальда и жизненно важной роли его жены Бидди в сохранении его работы для потомков, это размышление и тост сосредоточатся на учении Освальда о Святом Пророке Иове и сотворении людей и святых. Если вы не видели католика, послушайте историю жизни Джона Уэсли; если вы не видели, как протестант узнает о Евагрии Понтийском; и если вы не видели православных, католиков и протестантов, сидящих вместе за столом и болтающих о теологии до полуночи… . . то вам нужно прийти в Зал Людей. Когда День памяти святого Ореста Мученика Каппадокийского, Anno Domini 2022, 10 ноября Где Лестница в 2836 E. Douglas, Wichita, KS 67214 Расписание Двери открываются в 19:00. Еда подается в 19:30. Восьмой день созыва в 8:00: 15:00 Презентация и тост Эрин Дум сразу после собрания Требуется членство? Нет, но подумайте о присоединении к сообществу! Узнайте больше и присоединяйтесь сегодня здесь.
Крест Николая Бердяева
Николай Бердяев
•
02 ноя, 2022
Нигилизм не понимает тайны Креста, смысла страданий, а потому терпит неудачу как религия.
Ребенок посреди
Джордж Макдональд
•
28 окт, 2022
Жизнь — это не череда случайностей с несколькими провидениями, разбросанными между ними для поддержания справедливой ошибочной веры, а одно провидение Божие; и не долго проживет человек, как сама жизнь напомнит ему, может быть, в муках души, о том, что он забыл. Когда он молится об утешении, ответ может прийти в смятении, ужасе и отвращении лица Отца; ибо сама любовь, ради любви, отвратит лицо от того, что некрасиво; и ему придется прочесть написанные на темной стене его заключенной в тюрьму совести слова ужасные и славные: «Наш Бог есть огонь поядающий».
Фантастическое воображение
Джордж Макдональд
•
20 окт, 2022
by George MacDonald Праздник святой Матроны Праведной Хиосской Anno Domini 2022, 20 октября
Джордж Макдональд
К. С. Льюис
•
19 окт, 2022
К. С. Льюис День святого Космы Святогорца Anno Domini 2022, 14 октября
Функция страха
Джордж Макдональд
•
14 октября 2022 г.
by George MacDonald День святого Космы Святогорца Anno Domini 2022, 14 октября
Идти своим путем
Джордж Макдональд
•
14 октября 2022 г.
by George MacDonald День святого Космы Святогорца Anno Domini 2022, 14 октября
Джон Дамаск и перихорез- CPRC
Rev. Angus Stewart
(слегка модифицированная из статьи, впервые опубликованной в British Reformed Journal )
Иоанн Дамаск (C.675-) около 750 г.), хотя и малоизвестный большинству на Западе сегодня, вероятно, является самым известным богословом за последние 1500 лет существования Восточной церкви. Он родился в знатной семье и получил образование у Космы, ученого сицилийского монаха. Как и его дед и отец до него, Джон служил высокопоставленным чиновником при дворе мусульманского халифа Омейядов в Дамаске. Позже Иоанн удалился в святой Савва, монастырь у берега Мертвого моря, примерно в десяти милях к юго-востоку от Иерусалима. Хьюз Олифант Олд пытается уловить значение хода Джона:
Для министра финансов халифа уйти на пенсию в Сент-Савва может быть примерно аналогично американскому министру финансов, уезжающему из Вашингтона, чтобы стать студентом теологии в Принстоне. 1
Иоанн Дамаскин — интересная и важная фигура по нескольким причинам. Во-первых, он последний из греческих отцов и их способный резюмирующий. Во-вторых, его «Изложение православной веры » является одним из самых ранних «систематических богословий» и многие века использовалось в качестве учебника в Восточной церкви. 2 В-третьих, Иоанн имел большое влияние не только на Востоке, но и на западную церковь, особенно благодаря латинским переводам своих произведений в двенадцатом и тринадцатом веках. В своих знаменитых предложениях (1150) Петр Ломбард (ок. 1095–1169) двадцать семь раз обращался к Дамаскину. В середине тринадцатого века западная наука произвела согласование с «Изложением православной веры» Иоанна . Иоанн был основным источником восточного богословия для Запада, и, поскольку Иоанн использовал аристотелевскую философию в своих богословских трудах, он, безусловно, является одним из факторов подъема западного схоластического богословия — синтеза латинского богословия и аристотелевских методов и интересов. В 1890 Папа Лев XIII даже объявил Иоанна «Учителем Церкви». В-четвертых, Иоанн интересен не только своим влиянием на церковь, как на Востоке, так и на Западе, но и своими отношениями с исламом. Мухаммед умер в 632 году, а Иоанн — один из первых ученых критиков ислама. Однако в своих ответах на критику мусульманами практики и богословия Восточной церкви Иоанн не увидел необходимости в реформах, а вместо этого оправдал многие отклонения церкви в богослужении и учении.
Этот последний пункт частично объясняет некоторые ошибки Иоанна Дамаскина. Иоанн не только развил некоторые из ложных учений в церковной традиции, но и сделал это отчасти в ответ на действия мусульман. Например, мусульмане выступали против вечного сыновства Христа. Иоанн, по сути, сказал, что у Бога есть не только Сын, но и мать! Утверждения Иоанна о блаженной Деве Марии — ибо так Она названа в Луки 1:28, 42, 45, 48 — отходят от трезвости Писания и впадают в марионетку (напр., 9).0087 ИЗ 3.12; 4.14). Иоанн учил, что рождение Марии было чудесным, и он сделал заявления, которые позже использовались в поддержку непорочного зачатия Марии, ее рождения без греха. 3 В своих проповедях о погребении Марии Иоанн дает «особенно раннее изложение успения Богородицы. Никто еще не излагал эту историю так поэтично и элегантно». 4
Мусульмане высмеивали использование изображений исповедующими христианство, и Иоанн встал на защиту изображений, особенно в его знаменитых трех Речи . Олд утверждает, что Дамаскин, сильно опиравшийся на неоплатонические идеи Дионисия Ареопагита, был «первым, кто разработал» «богословие икон». 5 Филип Шафф добавляет: «[Н]и один не изложил дело лучше». 6 Поэтому неудивительно, что Иоанн пропагандирует почитание святых, их мощей и креста ( OF 4.11, 15-16).
Взгляд Иоанна на Вечерю Господню приближается к пресуществлению: «сам хлеб и вино суть превратил в тело и кровь Бога». Он прямо и настойчиво отрицал, что элементы — это «просто фигур тела и крови Христовых (не дай Бог!)» ( ИЗ 4.13). Иоанн, похоже, не понимал, что Христос присутствует духовно в Вечере Господней.
Ложное представление Иоанна о благодати Божией является не только развитием неправильных представлений, заложенных в церковной традиции, но и вытекает из его аристотелизма ( OF 2.12, 25). Джон — стойкий сторонник самой неприкрытой формы свободы воли. По его словам, Бог не властвует ни над человеческим выбором, ни над смертью (9). 0087 ИЗ 2.28). То, что «в нашей власти», утверждает он, «находится вне сферы Провидения и в сфере нашей свободной воли» ( OF 2.29). Богословие свободы воли Иоанна приводит его к богословию свободного предложения: «Божья предшествовавшая воля и воля» заключаются в том, «чтобы все спаслись и пришли в Его Царство» ( OF 2.29; ср. 4.19). Бог не определяет будущее; Он просто знает будущее через Свое « предвидение » (понимаемое в арминианском смысле простого предвидения того, что человек будет делать). Именно здесь Иоанн вводит «последующую волю и разрешение Бога», которые «исходят из нас». Если мы верим, Бог спасет нас; если мы не верим, Он накажет нас ( ИЗ 2.29). Иоанн даже принимает последствия своего богословия по свободной воле и добровольному предложению: Христос « благодарен тем, кто принимает» Его спасение ( ИЗ 4.4)! Это логически следует, ибо если Христос хочет, чтобы спасли всех, а человек «соединился с Богом по [своей] собственной воле» ( ИЗ 4. 15), то Господь должен быть благодарен тем, кто позволяет Ему спасти их. . 7
Позиция Иоанна относительно исхождения Святого Духа также является развитием в неправильном направлении, поскольку он — более явно, чем любой другой греческий писатель — выступал против filioque , учение о том, что Святой Дух выдыхается Отцом и Сыном . Герман Бавинк отмечает, что Иоанн « определенно отвергает идею о том, что Дух происходит от (из) Сына и существует от (из) Сына, и он относит Сына и Духа «к одной первопричине». Это осталось учением греческой церкви». 8
Явно позиция Иоанна Дамаскина в отношении Марии, икон, реликвий, Вечери Господней, благодати и свободной воли, а также filioque все стоят в развитии лжеучения. Таким образом, возникает вопрос: зачем изучать Иоанна Дамаскина в серии статей о развитии истинного учения и, в частности, зачем рассматривать Иоанна в нашем рассмотрении развития учения о завете, если он не рассматривал его как богословский предмет?
Ответ заключается в развитии Иоанном учения о perichoresis (греч. ) или обрезания (лат.), учения о взаимном пребывании Отца и Сына и Святого Духа в блаженной Троице. Иоанн не был первым, кто заявил эту истину. Например, перихорезису учили восточные отцы четвертого века Василий Великий, Григорий Назианзин и Дидим Слепой 9 .0100 9 , а Райнхольд Зееберг пишет, что Августин (354-430) на Западе писал о «взаимном взаимопроникновении и сосуществовании» трех Лиц в Троице. 10 Джон, однако, яснее и полнее, чем все его предшественники.
Иоанна Изложение православной веры , как и следовало ожидать, является наиболее богатым и ортодоксальным в его трактовке Святой Троицы (книга 1) и Воплощения Сына (книга 3), ибо эти предметы были подробно изучены в ранней церкви и извлекла из вселенских соборов вероучения.
Бог, пишет Джон, есть
Несотворенный, безначальный, бессмертный, бесконечный, вечный, невещественный, добрый, творческий, справедливый, просветляющий, непреложный, бесстрастный, неограниченный, неизмеримый, безграничный, неопределенный, невидимый, немыслимый, ни в чем не нуждающийся, являющийся Его собственным правилом и авторитетом, все -управляющий, дающий жизнь, всемогущий, обладающий безграничной силой, содержащий и поддерживающий вселенную и обеспечивающий всех ( OF 1. 14).
Для Джона этот истинный Бог всегда Триединый Бог: «И когда говорю Бог, то ясно, что имею в виду Отца и Сына Его Единородного, Господа нашего, Иисуса Христа, и всесвятого Духа Его, единого Бога нашего» ( ИЗ 2.1). Иоанн был тринитарным мыслителем, укорененным в вере, изложенной в писаниях отцов церкви и экуменических символах веры, и стремился развить ее.
Символ веры, составленный в Никее (325 г.), объявил, что Сын был homoousios (одной и той же сущности, или природы, или существа) с Отцом. Позже Святой Дух также исповедовался как имеющий одну и ту же сущность, или природу, или существо с Отцом и Сыном. Поскольку все три божественные Личности обладают единым бесконечным существом Бога, они должны взаимно проникать друг в друга и всецело пребывать друг в друге. Таким образом, homoousios ведет к перихорезу .
Переформулируя аргумент: (1) Бог един в Своем Бытии; (2) все три Личности обладают всем божественным Существом; (3) следовательно, все три Личности полностью пребывают друг в друге. Отец (как Отец со Своими личными свойствами как нерожденный и неисходящий) пребывает в Сыне и в Духе. Сын (как Сын со Своими личными свойствами как рожденный, а не исходящий) пребывает в Отце и в Духе. Дух (как Дух с Его личными свойствами как не рожденный, но исходящий) пребывает в Отце и в Сыне. Таким образом, perichoresis является логическим следствием учения о Святой Троице и обязательно вытекает из него.
Иоанн Дамаскин понял это. Он часто говорит об отношениях между первым и вторым Лицами. Сын «всегда пребывает [s] в Отце» ( OF 1.8) и «всегда сущностно присутствует» с Ним ( OF 1.13). Сын находится «в лоне» Отца ( OF 3.1) и Он воплотился, «не покидая лона Отца» ( OF 3.7). Иоанн описывает отношения между вторым и третьим Лицами как дружеские. Те, кто «узнали о Духе Божьем», «созерцают» Его как « спутника Слова» ( ИЗ 1.7). Третье Лицо есть связь между Первым и вторым Лицами: «Святой Дух есть Бог, пребывающий между нерожденным и рожденным, и соединил с Отцом через Сына» ( ИЗ 1. 13). Позже он описывает отношения между тремя Лицами с точки зрения второй Личности: Слово есть «9».0087 с Отцом и Духом без начала и в вечности» ( ИЗ 3.12).
Иоанн использует определенные глаголы для описания perichoresis божественных личностей: расщепление ( OF 1.8, 14), пребывание ( OF 1.8), обитание ( OF 1.8) и обитание ( OF 9.088 4) . Он настаивает на том, что в этом сокровенном союзе не происходит смешения, смешения, слияния или смешения Личностей ( OF 1.8, 14). Предлог перихорез — это не просто «с», но и «внутри». 11 Это «единство и общность» в Святой Троице означает, что три Лица, «одинаковые во власти, силе и благости», имеют совершенное «согласие ума» ( OF 1.8).
Иоанн резюмирует свою позицию в конце трактовки Троицы в своем Изложении православной веры :
Сущности [т. е. три Лица] пребывают и прочно утверждаются друг в друге. Ибо они неотделимы и не могут отделиться друг от друга, но следуют своим отдельным течениям один в другом, не сливаясь и не смешиваясь, но прилепляясь друг к другу. Ибо Сын в Отце и Духе, и Дух в Отце и Сыне, и Отец в Сыне и Духе, но нет ни слияния, ни смешения, ни смешения. И есть одно и то же движение: ибо есть один импульс и одно движение трех субстанций, которого нельзя наблюдать ни в какой сотворенной природе (9).0087 ИЗ 1.14).
Одной поразительной чертой богословия Иоанна, которая тесно связана с его учением о перихорезе , является его размышление о пространстве. В своем описании ангелов Иоанн говорит нам, что они «описаны» ( OF 2.3). В своей главе о небе (включающем атмосферное небо, астрономическое небо и небесное небо) он утверждает, что это «окружность созданных вещей, как видимых, так и невидимых» ( OF 9).0088 2.6). Говоря о воздухе и ветрах, он утверждает, что «место ветра — в воздухе», прежде чем объяснить, что «место — это окружность тела» и что это «воздух», который «окружает тела» ( OF). 2.8). Человеческая природа Христа «описана» ( OF 3.3), а правая рука Бога не является «действительным местом» ( OF 4.2). «Бог пронизывает и наполняет вселенную» ( OF 1.4) и «Он — место Свое» ( OF 1.13). Итак, если Бог — это «Своё место», а Отец, Сын и Дух — каждый истинно Бог, то место каждого — друг в друге. Следовательно, у нас есть перихорез .
Но Иоанн Дамаскин приходит к perichoresis не только логическими выводами из церковного учения о Святой Троице и размышлениями об идее места. Иоанн видит perichoresis как библейское учение: «Ибо сущности [т. [Иоанна 14:11]» ( ИЗ 1.8). Позже он пишет, что Писания «провозглашают пребывание сущностей друг в друге, как Я в Отце, и Отец во Мне [Иоанна 14:10]» (9).0087 ИЗ 4.18). 12
Иоанн видит аналогию между perichoresis трех божественных личностей и отношениями между человеческой и божественной природой Христа ( OF 3. 5). Он переходит к описанию воплощения Христа в терминах союза и пребывания в :
.
… в Воплощении … Слова Святой Троицы мы полагаем, что в одной из своих ипостасей природа Божества полностью и совершенно соединяется со всей природой человечества, а не часть соединяется с частью. Божественный Апостол воистину говорит, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно [Кол. 2:9] ( ИЗ 3.6).
Иоанн говорит о «взаимном обмене» ( OF 3.19), «общении» ( OF 3.3), «общении» ( OF 4.18) и «общении» ( OF 3.19) между двумя природами Христа. и «тесное общение» между Его двумя волями и между Его двумя энергиями ( OF 3.14).
В Раю Всевышний создал человека «по образу Божию» в «общении с Собой» (ОФ 2.30). Через грехопадение мы стали «злыми» и «лишились общения с Богом (ибо что общего у света с тьмою [2 Кор. 6:14])» (9).0087 ИЗ 4.4). В воплощении «новый Адам» принял истинную и совершенную человеческую природу, чтобы спасти нас Своей смертью на кресте ( OF 3. 20), воссоздав нас по Своему образу ( OF 4.13) и дав нам « познание Бога» ( OF 4.4). В связи с этим Иоанн повторяет известную аксиому ранней церкви: «Что не принято, то не исправимо» ( OF 3.18; ср. 3.6, 20).
Верующие — это «друзья Христа», «друзья Бога» и «сыны и наследники Бога» ( ИЗ 4.15). 13 Через Иисуса Христа «Божество в целом имеет общение с нами в одном из Своих ипостасей». Иоанн заявляет, что это «глубокое знание божественных вещей» ( OF 3.6). Ясно, что общение со Святой Троицей является вершиной спасения для Иоанна Дамаскина! «Нам… ходящим духом, — пишет Иоанн, — принадлежит «духовное служение и общение с Богом» ( OF 4.23).
Только в одной главе своего Изложения православной веры Иоанн упоминает слово «завет», и это в его цитате слов Христа о новом завете в Его крови на Вечере Господней ( OF 4.13). Однако он говорит о реальности завета в своем описании церкви как жилища Божия: «О Церкви… говорится как о месте Божием: ибо мы отделили ее для прославления Бога, как своего рода посвященную место, где мы также беседуем с ним» ( OF 1. 13). Однако здесь Иоанн ошибочно принимает церковь за число 9.0087 место , где встречается народ Божий, а не сам народ Божий. Позже Иоанн ясно определяет человек из как «жилище Бога». Он цитирует известную формулу завета: «Ибо Я буду обитать в них, сказал Бог, и ходить в них, и буду их Богом» ( OF 4.15). Иоанн пишет, что « душ праведников находятся в руке Божьей», и добавляет: «Бог обитал даже в их телах духовно». В доказательство он цитирует Павла: «Разве не знаете, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 3:16) и «Кто разрушит храм Божий, того погубит Бог» (1 Кор. 3:17). Верующие, заключает Иоанн, — это «живые храмов Божьих» и «живых скиний Божьих» ( ИЗ 4.15). Но Иоанн говорит не о верующих, а о «святых», которые сейчас находятся на небесах, где они (якобы) «ходатайствуют за нас перед Богом» ( ИЗ 4.15). Таким образом, развитие Иоанном перихореза в Троице и пребывания Сына во плоти (Кол. 2:9) не приводит к ясному и последовательному учению о богатом общении с Богом — завете! — для всех верующих, но только для некоторых, «святых».
Можно задаться вопросом, нет ли чего-то в гипотезе Олда — если в самом деле полемика Иоанна с мусульманами не обратила его разум также к богатству Троицы, перихорезису и живому общению и общению с Богом через воплощенный Сын. Олд пишет: «Монолитный подход к божественному единству, за который выступал ислам, оставлял мало места для… общения с Богом», личным Богом, который есть Отец, Сын и Святой Дух. 14 Учение о Троице (включая perichoresis ) заключенный в завете дружбы между Богом и человеком во Христе наносит смертельный удар всему унитаризму (мусульманскому, иудейскому и «христианскому») как в доктринальном, так и в практическом плане.
Очевидно, что роль Иоанна Дамаскина в развитии учения о завете неоднозначна. В трактовке Иоанном перихореза есть положительное развитие основополагающего учения о Троице, заложенного отцами церкви. Однако Иоанн также развил ложное учение, противоречащее другому учению, лежащему в основе завета, — суверенной, особой благодати, разработанной Августином. Более того, Иоанн не только смешивает свою свободную волю с истиной perichoresis , он также примешивает к нему дальнейшее развитие некоторых отбросов ранней церкви — мариолатрии, иконопочитания, реликвий, представления о двух слоях христиан и т. д. перихорез и развитие учения о завете. перихорез устанавливает природу завета. Реформатские и пресвитерианские богословы не довольствовались тем, что говорили о завете как о чем-то просто временном. Они говорили, что Бог навечно установил Свой завет с человеком, и говорили о Завете искупления внутри Троицы между первым и вторым Лицами. Этот инстинкт, несомненно, правильный. Завет коренится в вечности и даже в самом Божестве. perichoresis описывает жизнь Бога как жизнь совершенного пребывания и общения. Перихореза (а не сделка или контракт) является образцом для нашего общения завета. Отец, Сын и Дух пребывают друг в друге в общении завета ( perichoresis ), и, таким образом, Божье обещание общения завета с нами состоит в том, что Он будет «пребывать» в нас (2 Кор. 6:16; ИЗ 4.15). ). В этом суть завета. 15
Endnotes
1 Hughes Oliphant Old, Чтение и проповедование Священных Писаний в поклонении христианской церкви , vol. 3 (Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1999), с. 21.
2 Иоанн Дамаскин, Изложение православной веры , пер. SDF Salmond, в г. Никейские и постникейские отцы г., вторая серия, ред. Филип Шафф и Генри Уэйс, том. 9 (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, repr. 1989). В дальнейшем эта работа будет сокращена OF , за которым следует книга и глава, например, OF 2.11.
3 Старый, Оп. цит. ., с. 26.
4 Там же ., с. 28.
5 Там же . , с. 29.
6 Филип Шафф, History of the Christian Church , vol. 4 (США: Хендриксон, отчет 1996 г.), с. 627.
7 Иоанн, писавший в более библейском ключе, позже невольно противоречит свободной воле: «мы скованы узами греха» ( ИЗ 4.18).
8 Герман Бавинк, Учение о Боге , пер. Уильям Хендриксен (Великобритания: Banner, переиздание 1991 г.), с. 315; курсив мой.
9 Дж. Н. Д. Келли, Раннехристианские доктрины (США: HarperSanFrancisco, ред. 1978), с. 264.
10 Райнхольд Зееберг, Учебник истории доктрин , пер. Чарльз Э. Хэй (Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер, 1954), том. 1, с. 239.
11 См. «всегда [Сын] был с Отцом и в Нем» ( ИЗ 1.8; ср. 4:18).
12 Важно отметить, что здесь Христос учит нас, что perichoresis является объектом веры: «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне» (Иоанна 14:11).