Иоанна мироносица святая: Иоанна Мироносица — житие святой, икона, именины и имя Иоанна (Яна) в православии

Разное

Иоанна Мироносица — житие святой, икона, именины и имя Иоанна (Яна) в православии

Такая малоизвестная мироносица! Она упоминается гораздо реже, чем Мария Магдалина, ее не укоряют, как мать сынов Зеведеевых, в неуместном материнском ходатайстве за сыновей, чтобы им «сесть справа и слева» от Христа, грядущего на Крестный путь… О ней, собственно, рассказывает только Лука, упоминая ее дважды (Лк. 8:3; 24:10). Другие евангелисты молчат о жене, по имени Иоанна. Иоанна, что означает — благодать Божия, или — «Бог сжалился»…

В православной среде с ее именем отчего-то связаны предрассудки и предубеждения. Сколько раз меня переспрашивали, православное ли это имя! Сколько раз говорили, что именно от такого имени и беды у таких девочек — ибо негоже мужскими именами называть не-монахинь. На слова о том, что это имя мироносицы, недоверчиво качали головой и потуже завязывали платок…

И обратно — есть упорное неузнавание этого имени в его белорусской, украинской, болгарской, сербской, чешской и других славянских формах. Да — Яна, Янка, Яня, Янечка и Яночка — все это не «собачьи клички», как выразилась однажды одна благочестивая монахиня, а народные формы древнего еврейского имени Иоанна. Ведь и имя «Юрий» — не кличка собаки, хотя произошло от имени «Георгий»!

Иоанне и Иоаннам определенно не везет!

Бедные Яны порой крестятся с другими именами (они, кстати, часто выбирают имя «Нина», как бы вторую половину имения польского варианта имени Яна — «Янина»), так как им строго говорят, что имя «Яна» — «неправославное».

***

Мироносица — будущая мироносица Иоанна — была женщиной высокого социального статуса. Она не общалась с теми нищими и бездомными людьми, что следовали за Иисусом Христом, с оставленными мужьями женами, что вынуждены были заниматься проституцией. Она была вполне респектабельна — ее удачно выдали замуж за Хузу, придворного царя Ирода. Она была «придворной дамой», как сказали бы в позапрошлом веке. Все есть — еда, одежда, дом полная чаша, единственный сын подрастает… да, подруги, посиделки, конечно, молитва — как же иначе?

Но горе пришло в дом. Заболел сын. Лихорадки в Малой Азии жестокие — он уже был при смерти, когда его отец в отчаянии прибежал к проходящему мимо Проповеднику — все остальные средства придворных врачей были испробованы. Хуза, возможно, не знал о том, что Предтеча — близкий родственник и близкий друг Иисуса из Назарета, и поэтому не понимал, отчего странствующий нищий проповедник не хочет идти во дворец — ведь это почетно для Него! Иисус не идет во дворец, где казнен был Его Предтеча…

«Приди, пока не умер сын мой!» — кричит, умоляя Хуза, видя, что Иисус не торопится, и, более того, словно упрекая, говорит ему, царедворцу — «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48). И Спаситель, будучи выше всякой личной мести и всякой человеческой злобы, исцеляет сына царедворца — сына человека того сытого и бесстыжего мира, мира, что ради забавы отнял жизнь у Его единственного близкого друга. Он великодушен, Иисус из Назарета. Он незлопамятен…

В колебании и волнении идет Хуза домой, чувствуя себя пристыженным, и сам не понимая, отчего, — а уже слуги, посланные бдящей над постелью умирающего ребенка Иоанной, принесли ему радостную весть — «сын твой здоров!»

И только потом стало им известно — и Хузе, и Иоанне — к Кому они обратились за помощью. Очевидно, стало известно и их окружению, и самому Ироду. Вспомнили, что жена Хузы, Иоанна, часто слушала Крестителя, что, возможно, она тайком похоронила его главу — которую не отдали для погребения ученикам.

Над домом Хузы нависла угроза. Ирод был скор на гнев.

Что же могло случиться потом? Испуганный Хуза поспешил развестись со своей женой и выгнать ее из дома — чтобы не навлечь гнев иудейского царька Ирода? Развестись мужчине-иудею с женой в ту пору было просто — причина могла быть любая, до самой простой бытовой — пересолила суп. И женщина, до этого имевшая даже высокий социальный статус, сразу его теряла. Хорошо, если у нее были живы родители. А если нет?

Изгнал ли Хуза Иоанну — благо, пример правителя Ирода в том, как можно жениться на молодых и красивых после того, как изгонишь жену постылую, был перед глазами. Или сама она ушла, чтобы не принести беды в дом, ушла к родителям, у которых были хоть какие-то средства к существованию?

Нам неизвестно, как она оказалась в толпе простых, бедных, почти нищих, порой с сомнительным прошлым, женщин, что следовали за Христом. Она пришла ко Христу, потому что Он — это всё, что осталось у нее, Он — незлопамятный Проповедник, ожививший ее сына.

Ему она была благодарна, и если ее изгнали из дому и отняли исцеленного сына-то к кому идти, как не к целителю его? Уже ни о чем не прося, просто слушая и внимая тому новому, что рождалось в ее душе — бывшей фрейлины, а теперь нищей странницы, в новом мире, открывавшемся ей, в мире сирот, и вдов, и брошенных женщин, и нищих — слушающих Проповедника Царства Божия для всех обездоленных.

Если раньше она думала, что благосостояние ее мужа — знак Божия благоволения, то теперь она увидела, что Бог во Христе — с отверженными и несчастными. О, радость! Она-то думала, что все потеряла, что Бог разгневался на неё, и ей не быть в Царстве Мессии, разведённой брошенной жене — но Иисус Христос говорил, что Бог и Царство Его сияет не в роскоши дворцов и царских чертогов.

Она оказалась в чужой среде, но ее приняли не со злорадством — «вот, теперь и ты побудешь в нашей шкуре, бывшая богачка! Узнаешь, что такое наш, бедняцкий хлеб и наш ночлег на камнях, с камнем вместо подушки!» С ней разделили хлеб и сказали — «не плачь и не бойся!»

А потом Иоанна продала все те немногие драгоценности, что были на ней, которые берегла на черный день, чтобы «служить Иисусу» — накормить простыми лепешками и рыбками тех нищих и голодных женщин, что следовали за Ним. Продала и совсем смешалась с толпой этих женщин — да так, что никто из евангелистов, кроме Луки, жалевшего женщин за их тяжкую долю и радовавшегося тому, что Иисус Христос принес им радость, — не заметил ее. Уж не она ли — образованная и смелая — воскликнула из толпы: «Блаженно чрево, носившее Тебя! Как счастлива Твоя Мать, Проповедник, говорящий духом Божиим!» А у нее уже не было ни семьи, ни сына…

Спаситель отвечал ей, зная глубину ее сердца и глубину ее скорбей — как знал Он глубину сердца и скорби всякого, кто приходил к Нему и приходит. Счастье и тебя коснулось, и коснется, дочь Авраама — ибо грядет на великую скорбь Крестную Сын Мариин. И потому — радость небывалая, иная, радость будущего Крестного торжества со слезами на глазах, радость любви Божией грядет. Бог умилосердился, сжалился, Бог «не терпит видеть мучащегося человека», Он пришел разделить их, не скорби, жена оставленная всеми.

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27–28).

Мария, Мать Иисусова, нашла для нее тепло Своего материнского сердца, как для попавшей в беду дочери, и плакала с нею об оставленном сыне, и радовалась, что сын ее исцелен, и снова плакала, что не может более Иоанна увидеть его.

Так они будут скоро вместе плакать и о Сыне Мариине.

***

…Века золотая порошинка
Меж столпов державного пилона,
Иоанна, каверза, смешинка,
Глубине и выси непоклонна.

Мне туда не к спеху, — там в укропах
Долгий вздох о Тире и Сидоне,
Где на одуванчиковых стропах
Иоанну свеяло с ладони.

Что ни шаг теперь уже, то с толком…
Книгочейка, дерзкое созданье,
В бытии увязла ты — осколком
Юного зерцала ожиданья:

Сколь ни бей, оно пределом детства
Застывает в дождевых потёках, —
Кто постиг, в нечаянности бедства,
Чья тоска по нас в его потёмках?..

(Тина Арсеньева)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Праведная Иоа́нна мироносица

Праведная Иоа́нна мироносица

Православный Церковный календарь

Святцы:

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ш
Э
Ю
Я

Дни памяти

19 мая

 – Неделя свв. жен-мироносиц

10 июля

Житие

Жизнь и труды апостолов – Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова

Свя­тая Иоан­на Ми­ро­но­си­ца, су­пру­га Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля ца­ря Иро­да, бы­ла од­ной из жен, сле­до­вав­ших за Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом во вре­мя Его про­по­ве­ди, и слу­жи­ла Ему. Вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми по­сле Крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля свя­тая Иоан­на при­хо­ди­ла ко Гро­бу, чтобы по­ма­зать ми­ром Свя­тое Те­ло Гос­по­да, и слы­ша­ла от Ан­ге­лов ра­дост­ную весть о Его слав­ном Вос­кре­се­нии.

Развернуть

Проповедь дня

  • Прот. Родион Путятин.

    В Неделю святых жен-мироносиц.

  • Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 

    Слово в Неделю жен-мироносиц

  • Митр. Сурожский Антоний.

    Воскресенье жен-мироносиц, Мк.15:43–16:8.

  • Свт. Димитрий Ростовский. 

    Слово в неделю святых жен мироносиц, Мк.16:6.

  • Прот. Валериан Кречетов.

    Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Мк. 15:43–16:8.

  • Прот. Димитрий Смирнов.

    Память жен-мироносиц, в неделю 3-ю по Пасхе.

  • Еп. Виссарион (Нечаев).

    Богоугодность добрых намерений и обещаний, неисполненных по независящим обстоятельствам. Поучение в неделю жен мироносиц.

  • Свящ. Иоанн Павлов.

    Неделя святых жен-мироносиц.

  • Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.

    Святые жены мироносицы.

  • Митр. Макарий (Булгаков).

    Слово в неделю св. жен мироносиц.

  • Прот. Евгений Горячев.

    Слово в Неделю жен-мироносиц.

  • Прот. Василий Михайловский.

    Неделя жен-мироносиц.

  • Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).

    Неделя жен мироносиц.

  • Прот. Вячеслав Резников.

    О безрассудной верности. Неделя жен-мироносиц.

Перейти в раздел «Проповеди» 

Случайный тест

Иоанна, Мария и Саломея, жены-мироносицы – Епископальная церковь

Сбор:

Обряд I:
Всемогущий Бог, открывший воскресение Твоего Сына Иоанне, Марии и Саломее как они верно пришли с миром к его гробу: Даруй и нам ощутить присутствие воскресшего Господа среди боли и страха и выйти, возвещая Его воскресение; который  живет и царствует с Тобой и Святым Духом, единым Богом, ныне и во веки веков. Аминь.

Ритуал II:
Всемогущий Бог, открывший воскресение Твоего Сына Иоанне, Марии и Саломее, когда они верно пришли, неся миро к его могиле: Даруй, чтобы и мы могли ощутить присутствие воскресшего Господа посреди боли и страха, и идите, провозглашая Его воскресение; который  живет и царствует с вами и Святым Духом, единым Богом, ныне и во веки веков. Аминь.

Первый урок: Деяния 2:29–36

29  «Собратья израильтяне, я могу с уверенностью сказать вам о нашем предке Давиде, что он и умер, и был похоронен, и его гробница с нами до сего дня. 30  Поскольку он был пророком, он знал, что Бог клялся ему, что он посадит одного из его потомков на свой престол. 31  Предвидя это, Давид  говорил о воскресении Мессии, говоря:

     «Он не был оставлен в аду,
       , и его плоть не подверглась тлению».

32  Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33  Поэтому, быв вознесен [d] одесную Бога и приняв от Отца обетование Святого Духа, Он излил то, что вы и видите, и слышите. 34  Ибо Давид не восходил на небо, но сам говорит:

    «Господь сказал Господу моему:
     «Седи одесную Меня,
35       , доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

36 «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Псалом: Псалом 50 боги, сказал; *
       он назвал землю от восхода солнца до
                                             
2 Из Сиона, совершенного в своей красоте, *
       Бог являет себя во славе.
3 Бог наш придет и не умолкнет; *
       перед ним пожирающее пламя,
       и вокруг него бушующая буря.
4 Он призывает небеса и землю свыше *
       быть свидетелями суда над Его народом.
5 «Собери передо мной моих верных последователей, *
       тех, кто заключил со мной завет
       и скрепил его жертвоприношением».
6 Пусть небеса объявят правоту его дела; *
       ибо сам Бог судья.
7 Слушай, народ мой, и я скажу:
   «Израиль, я буду свидетельствовать против тебя; *
       ибо Я Бог, ваш Бог.
8 Я не обвиняю вас за ваши жертвы; *
       ваши подношения всегда передо мной.
9 Я не возьму из ваших стойл бычков, *
       и козлов из ваших загонов;
10 Ибо все лесные звери мои, *
       стада тысячами на холмах.
11 Я знаю каждую птицу в небе, *
       и звери полей предо мною.
12 Если бы я был голоден, я бы не сказал тебе, *
       ибо весь мир принадлежит мне и все, что в нем.
13 Думаешь, я ем мясо быков, *
      или пить козлиную кровь?
14 Принеси Богу жертву благодарения *
       и исполните свои обеты Всевышнему.
15 Призови меня в день скорби; *
       Я избавлю вас, и вы почтите меня».
16 Но нечестивому Бог говорит: *
       «Почему вы читаете постановления Мои,
       и принимаете завет Мой устами своими;
17 Поскольку вы отказываетесь от дисциплины, *
       и отбрасываете мои слова за спину?
18 Когда вы видите вора, вы делаете его своим другом, *
       и связываете свою судьбу с прелюбодеями.
19 Ты развязал уста свои на зло, *
       и запряг свой язык на ложь.
20 Ты всегда злословишь своего брата *
       и клевещете на сына своей матери.
21 То, что вы сделали, и я остановился, *
       и вы подумали, что я подобен вам».
22 «Я выдвинул обвинение; *
       Я привел в порядок свое дело на ваших глазах.
23 Хорошо подумай об этом, забывающий Бога, *
       , чтобы я не разорвал вас, и не было никого, кто бы избавил вас.
24 Всякий, кто приносит мне благодарственную жертву
                                 , чтит меня; *
       но тем, кто стоит на моем пути, я покажу
                               спасение Божие».

Евангелие: Марка 16:1–8

1  По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Саломия купили ароматы, чтобы пойти помазать Его. 2  И очень рано, в первый день недели, когда взошло солнце, пошли ко гробу. 3  Они говорили друг другу: «Кто отвалит нам камень от входа в гробницу?» 4  Подняв глаза, они увидели, что камень, очень большой, уже откат. 5  Когда они вошли в гробницу, то увидели юношу, одетого в белую одежду, сидящего с правой стороны; и они были встревожены. 6  Но он сказал им: «Не тревожьтесь; вы ищете Иисуса из Назарета, распятого. Он был поднят; Его нет здесь. Смотри, вот место, куда его положили. 7  Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он идет впереди вас в Галилею; там ты увидишь его, как он сказал тебе». 8  Они вышли и побежали от гроба, ибо ужас и изумление объяли их; и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Эта страница доступна на:
Испанский

Святые мироносицы Иоанна, Сусанна и Мария Клеопские

Понедельник, 25 мая 2020 г.

Поскольку период Пасхи подходит к концу, мы решили взглянуть на трех менее известных Мироносиц: Иоанну, Сусанна и Марию Клеопскую. Все трое основаны на их жизнях, собранных известным исследователем Нового Завета Ричардом Бокхэмом в его книге « Евангельские женщины ».

Джоанна была богатой, утонченной и независимой. Она родилась в богатой еврейской семье. Когда она достигла половой зрелости, ее выдали замуж за Хузу, набатейского дворянина, который был министром финансов правителя Ирода Антипы. (Чуза обратился в иудаизм, чтобы жениться на ней.) Став его женой, Джоанна стала частью романизированной культуры в их городе Тверия. Хотя она, кажется, была частью круга, который серьезно относился к еврейским религиозным обычаям, ее латинизация и богатство дали ей более независимую и активную жизнь, чем большинству еврейских женщин.

Иисус стал известен как целитель и экзорцист в районе к северу от Тверии. Хотя Иисус и его ученики избегали Тивериады, члены двора вышли навестить его, в том числе и Иоанна, так как она срочно нуждалась в исцелении. «Джоанна знала, что Иисус был не просто харизматическим целителем, но что его исцеления были неотъемлемой частью видения грядущего Царства Божьего. Ее собственное исцеление привело ее к растущему участию в этом видении, которое включало в себя бескомпромиссный призыв к покаянию, соответствующее действие преобразующего Божьего прощения и включение всех видов маргинальных и отверженных людей…». Она использовала свое богатство, чтобы поддерживать Иисуса и его учеников (и их семьи). Она также путешествовала с ними и была у креста, когда был распят Иисус, и у могилы, чтобы засвидетельствовать его воскресение. После этого она занялась миссионерской карьерой со своим мужем в Риме.

Святая Иоанна, молись о нас!

Если мы мало знаем о святой Иоанне, то о святой Сусанне мы знаем еще меньше, кроме того, что она была ученицей Христа. В Новом Завете есть только одно упоминание о ней — Луки 8:3. Однако мы можем сделать несколько разумных предположений о ней как об одной из учениц Иисуса. Книга Ричарда Баукмана « евангельских женщин » также может здесь помочь. (Если вы хотите сами прочитать его открытия, см. страницы 110–115.)

В тщательном разборе Луки 8:1–3 Баукман выявляет контекст, в котором двигались Иисус и его ученики. Сусанна была одной из женщин (и других учеников), которых Иисус исцелил от демонов или других недугов. Лука ясно дает понять, что эти женщины-ученицы были постоянными спутницами Иисуса с самого начала его служения в Галилее. Их ученичество, как и у мужчин, состояло в том, чтобы сопровождать его и быть свидетелями его учений и чудес.

Иисус и его последователи жили без обычных средств к существованию. Никто из его окружения, ни женщины, ни мужчины, не занимался экономически производительным трудом. Вряд ли они могли сколько-нибудь последовательно рассчитывать на гостеприимство такой большой группы. Лука указывает, что их финансовые нужды удовлетворялись ученицами.

Сусанна была бы такой же, как и другие женщины, у которых либо были независимые средства, либо не было ни мужей, ни родственников-иждивенцев. Если бы они действительно оставили семьи, они бы оставили их на экономическом обеспечении со стороны членов семьи мужского пола. Ученики-мужчины, с другой стороны, оставили свои семьи, чтобы вести хозяйство без них, что не могло быть легким, или дали им возможность взять с собой много денег. Двенадцать, оставивших все, и женщины, в том числе Сусанна, отдавшие свои материальные средства на общее содержание общины учеников, по-разному иллюстрировали учение Иисуса о собственности.

Святая Святая Сусанна, молись о нас!

Святая Мария Клеопская — для нас сегодня — еще одна загадочная фигура среди жен-мироносиц. В то время она была бы очень известна. Она была замужем за Клеопой (греческая версия его имени Клеопа), братом предполагаемого отца Иисуса, Иосифа. Ее сын Симеон был одним из самых известных и давних лидеров ранней церкви в Иерусалиме, вплоть до своей мученической смерти при императоре Траяне. Следовательно, она была невесткой Богородицы и тетей Иисуса.

Если вы хотите узнать больше о том, как мы можем узнать о ней эти вещи, я бы еще раз отослал вас к Ричарду Бокхэму, Евангелистские женщины , страницы 204-217.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts