Город болгар протоиерей владимир головин: Владимир Головин | Главная
Содержание
Читать онлайн «О посте», Протоиерей Владимир Головин – ЛитРес
© Фонд поддержания духовно-нравственных ценностей «Тренды и традиции», 2017
* * *
Передавая личный духовный опыт отца Владимира, мы постарались максимально сохранить живое слово батюшки, звучащее на его проповедях и в беседах со своими духовными чадами и паломниками.
Предисловие
Данная книга создана на основе проповедей почётного настоятеля Свято-Авраамиевской церкви г. Болгар – протоиерея Владимира Головина. В ней собраны особенно яркие слова духовного пастыря о посте, о его смысле. Помогает найти ответы на такие вопросы, как: почему пост так важен для современного человека, какие посты обязательные, послабления во время него, о многодневных постах и их значениях для человека, а также многое другое. Данное издание станет очень полезным для тех, кто глубоко заблуждается в том, что пост – не настоль важная составляющая жизни православного христианина. Книга наполнена духовным смыслом, который раскрывается в доступной и понятной форме для каждого читателя.
В чём смысл поста?
Смысл поста многоплановый. Одной из целей соблюдения его считается укрепление воли. Очень важно, что Господь одарил человека свободной волей, которую он не ломает. Своей свободной волей мы принимаем то или иное решение и направление жизни, в конечном итоге выбирая дорогу либо в ад, либо в рай. Предшествовать этому на земле может страдание, когда в ад идём, или радость, если идём в рай. Страдания и радости земные когда-нибудь закончатся, поэтому, кто по-моложе, слышит по-особому это. А кто, как я, одной ногой в могиле, по-другому воспринимает эти слова. С возрастом мы всё больше понимаем и осознаём, что жизнь очень коротка, что радости земные не стоят того, чтобы за ними гоняться, а скорби земные не стоят того, чтобы их бояться. Вечное – это вечное.
Я помню один интересный факт. В церкви ко мне подошёл один молодой человек с вопросом, по-моему, про курение: грех, мол, невеликий? Я ему сказал:
– Ну, да, грех не велик. Но если на корабле большом маленькая пробоина, ведь всё равно утонет? Оно, курение, может, и не большой грех и другие грехи небольшие, осуждение, например, но за этим идёт другой грех. Если я осуждаю людей, значит, считаю себя лучше, а это уже гордость. Грех и добродетель не стоят на месте, потому что они либо растут, либо уменьшаются. Если с грехом не бороться, то он обязательно будет как метастазы по душе – расти всё больше и больше.
Укреплять свою волю очень важно, а пост – это, как станок, укрепляющий волю. Я много раз говорил о том, какое у нас дома любимое занятие, особенно, в выходной день – это прогулки до холодильника. Когда в Великий пост мы открываем холодильник, то возникает вопрос: не что пожевать, а что можно? У нас дома, например, накануне масленицы, в воскресенье, что-то осталось мясное, я бабушке говорю:
– Отдай коту, у него пока ещё масленица, потом ведь Великий пост и у кота настанет, а масленица закончится, в воскресенье вечером, куда всё девать?
Моя бабушка покойная говорила:
– Надо отдать поганый кусок.
Это мне запомнилось очень хорошо – «поганый кусок». Раньше на Руси в первый день Великого поста специально в тазике жгли уксус, чтобы даже запаха мяса не было. Замечательное явление для православного устроения – это, когда человек может задать себе вопрос: что можно, а что нельзя? Мне шестой десяток, а я до сих пор себе говорю: это можно, а это – никогда. Такое в душе должно быть всю жизнь у каждого, иначе я – размазня, если мне всё можно. В году треть времени занимает пост, который помогает нам тренировать волю.
Кроме этого, в посте какой смысл ещё есть? Для православного это – память своего крещения, время покаяния и выделение священного времени. Есть очень важный момент, о котором я хочу рассказать. Когда мы слышим заповедь Божию, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20:8–11), – то обычно мы воспринимаем первую фразу, как заповедь о празднике, но в ней про праздник не сказано. Дословный перевод слова – «освящённый», «выделенный» – если взять первоисточник, Библию на еврейском языке. При храме совершают служение освящённые, то есть выделенные из общества (например, я с огорода фрукты собрал и несу в церковь освятить, то есть выделил из этого, чтобы отдать на дело Божие). Освящение, например, плодов – это не когда читают молитву и святой водой кропят, а это есть сам факт: взять то, что у тебя есть, и отдать на дело Божие. При этом совершается освящение, а молитва и кропление святой водой – это, вообще, очень позднее явление в истории Церкви. Молитва – она, как свидетельство того, что я это выделение совершил. Освящённое время – это выделенное время, выведенное из простого времени.
«Дорежут, с евангельской любовью»: Священник Головин о сговоре Феофана, голубом лобби и киллерах
5 сентября 2018
Казанский репортер
Штатный клирик Чистопольской епархии в городе Болгар, протоиерей Владимир Головин выпустил многочасовое обращение, заявив о гонениях в свой адрес. Несколько дней назад Головина обвинили в заработке на молитве и глумлении над Христом, а накануне он был временно отстранен от служения указом епископа Чистопольского и Нижнекамского. Сам протоиерей уверен, что стал жертвой интриг.В ролике Владимир Головин объясняет свою позицию по каждому из пунктов вынесенного заключения Чистопольского епархиального управления. Однако самой одиозной частью заявления стали его обвинения в адрес церковных чинов. Среди затеявших гонения Головин называет митрополита Феофана, митрополита Тверского и Кашинского Савву, в том числе, служащего в статусе первого заместителя управделами Московской патриархии, а также президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Дворкина. В заявлении Головина, претендующем на собственное расследование протоиерея, есть «чемоданы с деньгами» для Москвы, «голубое лобби» и даже «профессиональные внутрицерковные киллеры». ПРОПАГАНДА «ОСОБОЙ ЧУДОДЕЙСТВЕННОЙ СИЛЫ» Скандал вокруг Владимира Головина раскручивается несколько месяцев. Предметом спора, в первую очередь, стала так называемая «соборная молитва по соглашению в Болгаром». Сила молитвы достигается при ее совместном совершении с Владимиром Головиным, что в епархии вызвало «пастырскую обеспокоенность». В управлении полагают, что участники практики противопоставляют себя всей полноте Русской Православной Церкви, а Головин вводит людей в заблуждение, заявляя о древности молитвы — в епархии считают, что это авторская практика протоиерея, созданная в качестве товара. Кстати, паства у Головина большая, в первую очередь, благодаря активной работе в сети. Дело в том, на чтение акафиста можно записаться электронно, а затем ежедневно молиться вместе со священнослужителем – Головин в церкви Болгара, а прихожане – где удобно. «При этом складывается впечатление, что результативность молитвы ставится в зависимость от количества молящихся, синхронизации молитв с центром в г. Болгар и от внесения определенной платы», — заключили в управлении, отметив, дополнительная плата позволяет «усилить молитву». Тариф в управлении описывают так: он предполагает упоминание заказанного имени «некими людьми в неких известных храмах и монастырях». Протоиерей настаивает, что молитва в обязательном порядке «дарует просимое тому, кто ее практикует», в епархии же его заявления описывают, как «выполненные в стилистике рекламы страховых компаний или банковских услуг», недоумевая, что результаты обещаются сугубо материальные. «Есть основания полагать, что продвижение «молитвы по соглашению с Болгаром» является сложной финансовой инициативой, замкнутой на членов семьи прот. Владимира Головина и его ближайших последователей», — отмечают в епархии.Православные из числа поклонников Головина с такой оценкой не согласны. А после выхода в свет заявления Чистопольской епархии в сообществе протоиерея Вконтакте (оно, к слову, насчитывает почти 90 тысяч человек), они призвали к массовой «соборной молитве по соглашению». «Страсти вокруг батюшки Владимира достигли своего пика. В связи с этим он сейчас остро нуждается в нашей молитвенной поддержке, — говорилось в заявлении на прошлой неделе. — Будем молиться о том, чтобы Господь укрепил отца Владимира и духовно, и телесно. То, что сейчас переживает батюшка, мало кому доводилось переживать. Но при всем при этом всегда нужно помнить, что с нами Бог! Обратимся к Нему и к святым Его о милости и об укреплении в перенесении трудных обстоятельств». Понимая, что паства болгарского священнослужителя будет противиться решениям Церкви, в епархии отдельно акцентировали внимание на вере в Бога и вере в конкретного Владимира Головина. Церковь призвала учеников и последователей по-новому оценить действия пртоиерея – «что для вас важнее — прот. Владимир Головин или Церковь и Ее глава Христос?» Если, отвечая на этот вопрос, братья и сестры выбирают Головина, в епархии полагают, протоиерей привел верующих не в Церковь, а к самому себе. 12 ПУНКТОВ, СТОИВШИХ СЛУЖБЫ Все спорные с точки зрения Русской церкви тезисы епархиальное управление разбирает в 12 пунктах. Мы постарались, как можно более кратко сформулировать претензии, помимо заработка на молитве. В Церкви считают, что изречения протоиерея «идут вразрез с вероучительными догматами, утвержденными святыми отцами Вселенских Соборов». В то же время, оценивающие не склонны обвинять Головина в ереси – «высказывания встречаются в проповедях бессистемно, что позволяет определить их скорее, как следствие богословской безграмотности проповедника». Жестче оцениваются выступления, «граничащие с кощунством и глумлением над Христом». «В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления, — отмечено в заявлении. — Но, что хуже всего, протоиерей Владимир Головин приложил данную тему к образу Господа Иисуса Христа, чем вызвал потрясение и справедливое возмущение множества православных людей». Запись с подобными высказываниями о «физиологических отправлениях» была удалена с сайта проповедника. Однако в епархии не считают шаг признанием ошибки и напоминают о других спорных призывах Головина – «совет смотреть непристойные фильмы тем женщинам, чьи мужья их смотрят» или «публичное пастырское консультирование женщин о выборе фасона нижнего белья». Идея воспевания богослужебного гимна во время близости с супругой епархии также не понравилась. Наконец, кощунственными называют сравнение военного подвига с самоубийством – Головин осуждал действия героя России Романа Филиппова, погибшего в ходе операции ВКС России в Сирии и летчика Николая Гастелло, отдавшего жизнь в годы Великой Отечественной войны. Негативно оценивают неканонический чин «духовного лечения» и отзывы Головина о монашестве, церковной жизни и священноначалии, выдержанные в «грубой и пренебрежительной манере». Указанные пункты претензий и вылились в решение о временном отстранении штатного клирика Чистопольской епархии в городе Болгар, протоиерея Владимира Головина от служения. В течение трех месяцев клирику запрещено не только служение в Болгаре но и, по всей видимости, проповедование на личном канале в сервисе YouTube. Там на Головина, к слову, подписаны 166,5 тысяч человек. «МИТРОПОЛИТ КАЗАНСКИЙ ФЕОФАН ЧЕМОДАНАМИ ВОЗИТ ДЕНЬГИ В МОСКВУ» Протоиерей Владимир Головин в более чем трехчасовом обращении опровергает тезисы епархиального управления и выдвигает собственные обвинения. Он настаивает: проверки велись в течение нескольких месяцев, однако реальных заседаний комиссий не было. «Я никогда не был ознакомлен ни с протоколами, ни с текстами решений никаких комиссий. Пользуясь возможностью, хочу сказать только о двух фактах: первое, действительно, в Москве была потуга провести заседание одной из комиссий . Но и председатель и члены этой комиссии отказались обсуждать вопрос о моем недостоинстве. И причина оказалась очень простой: эта комиссия, которая работает в Москве, является в непосредственном подчинении патриарших структур. А заседание хотел спровоцировать митрополит Казанский Феофан (Ашурков), который, в общем, не имеет права командовать решением», — говорит Головин. Именно митрополита Феофана протоиерей считает заказчиком «дела». Правда, в обвинениях он ссылается на третьих лиц, которые «приехали и сказали». «Митрополит Казанский Феофан (Ашурков) в силу своего возраста скоро должен будет написать заявление об отчислении за штат. Как говорят те, кто его знает, и специально приезжали сказать об этом, он это не может пережить. Поэтому он усиленно рвет все силы: слова этого человека «чемоданами отправляет деньги в Москву» — повторяюсь, это не мои слова, для того, чтобы все-таки сделать карьеру, не уйти на покой. А карьеру, ни много ни мало, (хочет строить) в Москве, в Синоде, и, как тоже один человек сказал, это не конечная его точка. Без комментариев, без обсуждений – так это или не так, но слишком многие об этом говорят», — говорит Головин. Протоиерей считает, что Феофан пытается «быстро сделать карьеру». Именно для этого он заявил о реставрации Казанской духовной академии, но затем, «поняв сложность проекта», переключился на Собор Казанской иконы Божией матери. «Собор – это разово, стены. Академия – это кадры, это постоянное внимание, это очень сложно. А серьезных кадров педагогических для академии духовной не так много. И он быстро перепрофилировался на собор, — размышляет в своем обращении Головин. — Предупреждаю, что в данном случае, на него очень негативно смотрят находящиеся у рычагов власти в Татарстане. Они бы тоже хотели, чтобы он скорее из Казани уехал». Впрочем, с властями Татарстана, по версии Головина, владыка Феофан, все же, смог договориться. И предметом торга якобы стал Болгар. «Они (власти Татарстана – ред.) содействуют, но при этом есть некоторые условия. Например, строится этот собор, но Болгар должен быть заповедником ислама чересчур активная жизнь православных не вписывается у некоторых националистов в их планы. Поэтому Болгар нужно загасить, задавить. Такое некое соглашение. Одна сторона помогает другой, и получается, что митрополит Феофан, дай ему Бог доброго здоровья и душевного спасения, как-то подписался под этим: загасить православие в Болгаре, ну, Бог ему судья. Но это не сегодня было решено, а план осуществляется и сегодня – так мне было сказано». ГОЛУБОЕ ЛОББИ И КИЛЛЕРЫ Среди других «заказчиков» скандала, Владимир Головин, в том числе, называет митрополита Тверского и Кашинского Савву и президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Дворкина. «…позже к плану действий был привлечен Савва Михеев – тогда епископ, ныне митрополит Тверской. Человек своеобразный, конечно, эрудированный, умный, посчастливилось слышать его. Про него рассказывают вообще вещи очень сложные. Все мы знаем, сейчас отец Андрей Кураев об этом много говорит. Ну, есть в нашей церкви, к сожалению, такое тяжелое явление, как голубое лобби. Не мне судить, кого бы то ни было, но между ними есть связь. Они подтягивают своих к власти, это не ново», — отмечает Головин. Тему «голубого лобби» он упоминает будто бы вскользь, но подчеркивает: слухов о владыке Савве так много, что «хоть ушеньки затыкай». Сам же он считает тверского митрополита «молодым, амбициозным» человеком, который «активно идет во власть». И в этой связи его цели совпали с позицией митрополита Феофана, считает протоиерей. Дворкин же стал исполнителем, продолжает Головин. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, как утверждает протоиерей, «рекламирует себя как профессиональных внутрицерковных киллеров». «Тот же Дворкин. И те, кто около него. То, что они сейчас на самом деле заняты созданием расколов и сект внутри православия при этом, они рекламируют себя, как профессиональных внутрицерковных киллеров. Они якобы могут выполнить любой заказ, это же не просто так делается». В завершение опальный священник отмечает: ему хотелось бы верить в лучшее, но, факты показывают, что окончательное решение уже принято.