Иоанна валаамского письма: Письма валаамского старца — преподобный старец Иоанн Валаамский (Алексеев), схиигумен
Содержание
Письма валаамского старца — преподобный старец Иоанн Валаамский (Алексеев), схиигумен
Содержание
Святейший Патриарх Алексий II о Валааме
От составителя
Из истории Валаама
Предисловие редактора первого финского издания 1992 года
Предисловие автора жизнеописания
Жизнеописание старца
Детство и юность
На Валааме и в Петербурге
Монастырь преподобного Трифона
Настоятельство в Печенгском монастыре
В Предтеченском скиту
Зарождение дружбы
Новый Валаам
Келлия старца
Воспоминания об игуменах
Монастырские будни
О необычном
Задушевная беседа
Наставник скорбящих
Духовное родство
Другие духовные чада
Елена Акселевна в Новом Валааме
Отец Иоанн в Хельсинки
Настоящее Православие – в России
Как же не ехать на родину?
«Письма валаамского старца»
Свеча жизни догорает
Кончина старца
На родине отца Иоанна
Письма
Благословение старца
Письма духовным чадам
Письма Елене Акселевне Армфельт
Письма Инне и Титу Коллиандер
Письма Клавдии Корелиной
Письма Галине
Письма монахине Марии (Анне Александровне Вырубовой)
Письма священнику Павлу Олмари
Письма монахине Платониде (Павле Максимовне Шмальц)
Письма князю Алексею Васильевичу Оболенскому
Письма рабе Божией X.
Письма священнослужителям и монашествующим
Письма и публикации разных лет
О Святых Христовых Тайнах
О Пресвятой Богородице
[О внутреннем мире]
[О прелести бесовской и прозорливости святых]
О сновидениях
[О гимнах святого Симеона Нового Богослова и созерцательной жизни]
[О смирении]
[Видеть свои грехи]
[О пагубности похвал]
[Духовная наука]
[О молитве, смирении, душевных и телесных страстях]
[Ум заключи в слова молитвы]
[Иметь память Божию]
[О милосердии]
[Чтобы молитва привилась к сердцу]
[Горевать не надо]
[Беседы со святыми отцами]
[О скорбях]
[О молитве]
[По вере нашей]
[Отчаиваться не будем]
[О душе, вечной жизни, поисках Бога]
[О примирении]
[О молитве]
[О слепоте сердечной]
[Об осуждении]
[Об осуждении священнослужителей]
[О свободе воли]
[Господь судит за намерение…]
[Послание заграничным иерархам]
[О Евангелии в новом переводе]
[О существовании бесов]
[О тщеславии и святоотеческом писании]
[О монастырях и о пользе для мирян, посещающих монастыри]
[О молитве]
[В кратких словах о духовной жизни]
[О помыслах]
[О чтении Святого Евангелия]
[О грехе осуждения]
Наблюдение о помыслах
[О воплощении Бога Слова]
О помыслах
[Суды Божии]
[Совет монаху]
[О гордости и смирении]
[Благодатные дары]
[Застарелая привычка]
О Святом Евангелии
[Долг наш]
[Объяснение притчи об управителе]
[ Об Иисусовой молитве]
[О молитве]
[Об Иисусовой молитве]
Мои думы
Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге
Литература
Фотоальбом
Валаамский старец схиигумен Иоанн (1873–1958) провел почти всю свою жизнь в монастыре, был настоятелем Трифоновой Печенгской обители, что на берегу Северного Ледовитого океана (теперь это Мурманская область), последние два десятилетия своей жизни был духовником Валаамского монастыря в Финляндии. Множество писем старца разошлось из иноческой келлии по всему миру. Еще при жизни отца Иоанна его духовные чада собрали эти письма и выпустили сборник, который с тех пор не раз переиздавался на русском, финском и других языках. Данная книга значительно расширена по сравнению с другими изданиями. В сборник включены редкие фотографии, рисунки схиигумена Иоанна, использованы материалы из архивов Валаамского монастыря в Финляндии, Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Православного церковного музея Финляндии (г. Куопио) и частных коллекций. Составитель книги побывал на родине отца Иоанна (Алексеева) в Тверской области. Впечатления от встреч с земляками старца завершают его жизнеописание.
Второе издание дополнено новыми материалами к жизнеописанию схиигумена Иоанна, письмами, фотографиями, биографическими данными сподвижников старца.
Составитель Виталий Дегтерёв
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, верстка, 2014
Святейший Патриарх Алексий II о Валааме
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, именно на Валааме он почувствовал призвание идти по пути служения Церкви Христовой. Еще отроком Алексей вместе со своими родителями дважды – в 1938 и 1939 годах – приезжал на богомолье в Валаамскую обитель. Эти паломнические поездки произвели на чуткого отрока огромное впечатление. Впоследствии Святейший Патриарх писал в своих воспоминаниях: «На меня, девяти- и десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа Северного края, духоносные старцы и насельники обители: их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость – все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь.
Из насельников обители особенно запомнились ее духовники – схиигумен Иоанн и иеросхимонах Ефрем
1. Много раз мы были в Смоленском скиту, где нес свой подвиг иеросхимонах Ефрем, ежедневно совершавший Божественную литургию и особо поминавший воинов, на поле брани убиенных. Однажды, в 1939 году, мы с родителями побывали в Иоанно-Предтеченском скиту, который отличался строгостью монашеской жизни. Туда повез нас на весельной лодке схиигумен Иоанн. Весь день прошел в общении с этим замечательным старцем. Запечатлелся в сердце схимонах Николай, живший в Коневском скиту и всякий раз встречавший самоваром, за которым велись душеспасительные беседы. Помню гостиника, игумена Луку, внешне сурового, но душевного пастыря, а также любвеобильного иеромонаха Памву, неоднократно приезжавшего в Таллин. Особые отношения сложились с архивариусом, монахом Иувианом, человеком исключительной начитанности и эрудиции…
Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наши, приснопоминаемии!»
Алексей Ридигер (шестой справа в нижнем ряду), будущий Патриарх, с братией Валаамского монастыря, игуменом Харитоном и паломниками. Фото 28 июля 1939 г.
Пристань Валаамского монастыря на Ладоге
От составителя
В 2001 году по европейской программе подготовки управленческих кадров меня направили на трехмесячную стажировку в Финляндию. Имея свободную неделю от учебы и практики, впервые побывал в Валаамском монастыре, где узнал об отце Иоанне (Алексееве). Митрополит Пантелеймон и настоятель монастыря архимандрит Сергий благословили меня издать книгу об отце Иоанне. Письма старца оказались близки мне по духу. Работая над сборником, несколько раз побывал на родине старца, в селе Губка Тверской области, говорил с внучатой племянницей отца Иоанна Людмилой Сергеевной Баштрыковой. В Знаменском храме села Ильинского познакомился с его настоятелем отцом Сергием.
Со временем побывал на Святой Горе Афон. Там, в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря, хранятся фотоальбомы о Валааме и старцах Валаамского монастыря.
В течение нескольких лет неоднократно ездил в Финляндию. Был в Православном музее города Куопио. В Хельсинки встречался с духовными чадами отца Иоанна.
Очень благодарен всем тем, кто помог выпустить эту книгу.
***
Жизнь схиигумена Иоанна (Алексеева) удивительна. Будучи настоятелем, а впоследствии духовником нескольких монастырей, он виделся с десятками и сотнями людей, знал их внутреннее устроение, утешал и помогал обрести мир в душе.
Письма отца Иоанна обращены к разным лицам: к тем, кто не верит и пока не встретил Бога, к верующим, воцерковленным, живущим духовной жизнью людям.
Книга состоит из двух частей – жизнеописания схиигумена Иоанна, написанного митрополитом Пантелеймоном (епархия Оулу, Финляндия), которое впервые было издано на финском языке, и в дальнейшем его перевели на русский, оно вышло в 1992 году под названием «Отец Иоанн». И вторая часть – письма отца Иоанна.
Митрополит Пантелеймон (в миру – Петри Сархо) родился в 1949 году в Виеремя. В 1972 году закончил Православную семинарию в Финляндии. В 1977 году получил степень кандидата богословия в Ленинградской Духовной академии, по пострижении в монашество получил сан иеромонаха, зачислен в число братии Валаамского монастыря в Финляндии. В 1979 году назначен настоятелем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. В 1986 году возведен в сан архимандрита. Настоятельство в Валаамской обители продолжалось до 1997 года, когда Собор Финляндской Православной Церкви избрал архимандрита Пантелеймона в викарные епископы (епископ Йоенсуу). В митрополиты епархии Оулу он избран 1 апреля 2002 года. В настоящее время находится на покое и проживает в Финляндии.
Содержание книги значительно расширено по сравнению с другими изданиями. Вошедшее в первую часть биографическое повествование составлено на основе писем старца. В настоящий сборник включены практически все его письма, хранящиеся в Валаамском монастыре в Финляндии. При их публикации сохранен стиль автора, сделаны минимальные сокращения. Над письмами помещены рисунки, сделанные рукой старца. Редакторская правка, пояснения составителей, а также сокращения заключены в квадратные скобки.
Виталий Дегтерёв
Из истории Валаама
Валаамский архипелаг, расположенный в северо-западной части Ладожского озера, насчитывает около пятидесяти мелких островов общей площадью 36 квадратных километров. Площадь самого большого острова Валаам – 30 квадратных километров. Расстояние до материка – 22 километра, до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 километра, до Санкт-Петербурга – более 220 километров.
С 1812 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндия. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финляндской Православной Церкви, ставшей в 1921 году автономной и через два года под давлением правительства перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Во время финской войны монастырь подвергся жесточайшим бомбардировкам с советской стороны. Казалось, обитель должна была быть стерта с лица земли. Но, милостью Божией, бомба, упавшая в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора, не взорвалась. Уцелела и редчайшая библиотека под тридцать тысяч томов. 5 февраля 1940 года по приказу финского командования насельники обители во главе с игуменом Харитоном были эвакуированы вглубь Финляндии. Это, как оказалось, была лишь репетиция исхода монахов, когда, с подписанием мирного договора, Карелия (вместе с Валаамом) отошла к СССР, и, опасаясь гонений, братия вынуждены были покинуть родную обитель. Двести пять человек: монахи, послушники, трудники монастыря – перешли с Валаама на территорию Финляндии. Подходящим местом для размещения общины посчитали расположенное в сельской местности Хейнявеси небольшое поместье Папинниеми (теперь оно называется Новым Валаамом – Uusi Valano по-фински). Первоначально монастырь состоял из выходцев с ладожского Валаама.
Позднее, в 1943 году, к ним прибавилось шесть иноков из Печенгского монастыря, затем девять иноков из Коневецкого монастыря. Валаамскую обитель в Финляндии, действующую до сегодняшнего дня, часто называют Нововалаамским монастырем.
В помещениях ладожского Валаамского монастыря в советское время разместили сначала школу боцманов и юнг, затем – дом инвалидов. Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года, на русский Валаам вернулась монашеская жизнь.
Предисловие редактора первого финского издания 1992 года
Валаамский монастырь в Финляндии основан валаамскими иноками, вынужденными оставить родную обитель во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Ни одному из них не было суждено вернуться на Валаам. Большинство из более чем ста пятидесяти монахов, покинувших монастырь (среди которых был и отец Иоанн), покоятся на кладбище Нового Валаама; семеро окончили свои дни в Псково-Печерском монастыре. Но Валаамский монастырь в Финляндии не умер, и его новые насельники – финны, среди которых много молодых людей, – поддерживают светоч Православия в лютеранской стране, и светит всем в доме (Мф.5:15). В том, что монастырь живет, а Финляндская Православная Церковь в последние годы даже стала расти, есть заслуга и отца Иоанна. Духовное влияние этого старца распространяется не только в церковной среде, но и среди людей, даже еще не пришедших к Православию. Причины этого явления становятся понятны, если обратиться к письмам отца Иоанна. Некоторые из них были опубликованы в сборнике «Письма валаамского старца», а другие легли в основу настоящей книги.
Отец Иоанн не был высокообразованным человеком. Но в его посланиях к духовным детям виден несомненный литературный талант, глубокий ум, такт, чувство юмора и, главное, – евангельская простота. Старец писал, как говорил, и в книге, по возможности, сохранен его своеобразный стиль. Незначительные поправки вносились лишь там, где разговорные обороты затемняли смысл написанного.
Предисловие автора жизнеописания
В ноябре 1984 года Валаамский монастырь в Финляндии получил ценное пожертвование: жительница Хельсинки Елена Акселевна Армфельт передала в обитель хранившееся у нее собрание из почти трехсот подлинных писем схиигумена Иоанна. Некоторые из них были ранее опубликованы в сборнике «Письма валаамского старца», который впервые был издан еще при жизни отца Иоанна и затем несколько раз переиздавался, в том числе на английском и на финском языках.
Систематическую работу над письмами я начал в декабре 1984 года. В тиши келлии я углублялся в их смысл, и это чтение все больше захватывало меня. Я был покорен глубоко духовными и неподдельно человечными словами старца.
Тогда же я случайно обнаружил новые документы о прошлом Валаамского монастыря и о самом отце Иоанне. И я подумал, что если наставления старца можно найти в уже изданной книге, то как личность он мало кому известен. Поэтому возникло желание составить его жизнеописание, воспользовавшись подаренными монастырю письмами как первоисточником. Результат этой работы – перед вами.
Но вначале о тех, кто был адресатами многих писем старца, кто долгие годы хранил их как бесценное сокровище.
В 1984 году, вскоре после Рождественских праздников, я отправился в Хельсинки специально с этой целью. Мне дали адрес: улица Лапинлахти, 21. Дом я нашел легко. Уже внизу мне бросилось в глаза неважное состояние здания. Старый лифт поднял меня на пятый этаж. В коридоре при сумеречном освещении я с трудом разглядел на дверной табличке надпись маленькими буквами: «E.Armfelt». Позвонив, почувствовал легкое волнение.
Три женщины поспешили мне навстречу: две пожилые и молодая. Первая – невысокая и совершенно седая – сердечно приветствовала меня, в то время как вторая – темноволосая, повыше ростом – с дружелюбным любопытством разглядывала гостя. Третья, младшая, была мне знакома – Марина Лачинова, организатор издания писем отца Иоанна на финском языке. Маленькая седая женщина и была сама хозяйка квартиры – Елена Акселевна. Другая – Павла Максимовна, ее верный друг, прожившая вместе с ней уже много лет.
Павла Максимовна Шмальц (слева) и Елена Акселевна Армфельт в своей квартире в Хельсинки. Фото 1984 г.
Сняв пальто, я длинным извилистым коридором прошел в гостиную. По пути, бросив взгляд через открытую дверь кухни, я заметил, что к моему визиту готовились.
В этом доме можно было сразу же почувствовать, что вы, покинув атмосферу финского города, окунулись в русский мир, словно бы очутились в обстановке типичной ленинградской квартиры. В гостиной это чувство еще более усилилось. Все было в точности так, как обычно бывает в русском доме. Комната загромождена мебелью: столы, стулья, кресла и две большие кровати. Стены сплошь увешаны разной величины картинами и бесчисленными фотографиями в рамках. Красный угол со множеством икон свидетельствовал о ревностной вере хозяек.
В комнате царил некий уютный беспорядок. Холодный педантизм западного мира отступал, согретый душевным теплом русского человека. Посреди гостиной красовался накрытый обеденный стол.
Я предполагал, что, поскольку бабушки старые и слабые, угощение ограничится парой чашек чаю. Но я ошибся: стол в гостиной буквально ломился от яств. Мы помолились, и любезные хозяйки пригласили к столу. Обедали мы по русскому обычаю: было несколько перемен блюд, между ними подавалось вино. Получилось, что мы провели за обедом несколько часов – все то время, что я пробыл в гостях. И все это время мы беседовали; естественно, по-русски.
Елена Акселевна в последние годы почти совсем ослепла, но поверить в это было трудно, глядя на ее живое, выразительное лицо. Ей тогда уже исполнилось восемьдесят три года, а Павла Максимовна была на четыре года старше. Старость и болезни ослабили Елену Акселевну, но сознание оставалось совершенно ясным. Помогая друг другу, старушки еще могли управляться сами в своей квартире. Это было бы невозможно, если бы не доктор Виир Рагнер, их домашний врач, дальний родственник Павлы Максимовны, эстонец по происхождению. Он снимал комнату в квартире старушек и ухаживал за ними, как за своими родными бабушками
2. Кроме того, им помогало множество друзей, среди которых круглолицая, ясноглазая, всегда доброжелательная Марина.
За обедом Елена Акселевна рассказала о себе. Она родилась 15 декабря 1900 года в Кронштадте. В то время этот город был особенно знаменит тем, что в нем служил протоиерей Иоанн Сергиев, известный своими проповедями и даром чудотворения [святой праведный Иоанн Кронштадтский]. Его называли «всероссийским пастырем», и к нему – в кронштадтский собор святого апостола Андрея Первозванного – стекались десятки тысяч паломников. Мать Елены Акселевны часто бывала там на службах. Однажды знаменитый пастырь благословил и маленькую Елену.
Род Армфельтов – известный в России род финских шведов, принадлежавший к военному сословию. Представители одной из ветвей этого рода, к потомкам которых относилась Елена Акселевна, служили в русской армии со времен Екатерины II и занимали высокие посты. В романе «Война и мир» генерал Армфельт упомянут как приближенный императора Александра I. Следующие поколения Армфельтов служили в русском Военно-морском флоте.
Дед Елены Акселевны был адмиралом, а отец, Аксель Александрович, – капитаном первого ранга. Мать, Юлия Оскаровна Энквист, родом из Кронштадта, происходила из знатной семьи. Из ближайших родственников только бабушка нашей хозяйки со стороны матери была русской. Вся остальная родня – шведы. И все-таки Елена Акселевна считает себя русской. Она говорит: «Русская бабушка всех победила».
Когда Елене было семь лет, ее родители развелись. Эта новость через родственников, приближенных ко двору, дошла до государя. Он не одобрил развода и в наказание отправил бывшего главу семейства в Сибирь, на Амур, служить во флоте.
Елена Армфельт в годы отрочества. Санкт-Петербург
Елена Акселевна Армфельт
Благодаря своему происхождению Елена была принята в знаменитый Смольный институт, где могли учиться только девочки из знатных семейств. Жили воспитанницы в самом институте, домой их отпускали только по большим праздникам и на август. Смольный часто посещали знатные особы, в том числе и сам государь, а также митрополит Санкт-Петербургский. Елене Акселевне особенно запомнились прекрасные глаза и доброе лицо государя. В 1917 году большевики закрыли Смольный институт, а воспитанниц выслали из Петербурга на Дон, в Новочеркасск, где Елена Акселевна и заканчивала институт.
После революции Елена и ее мать, как и многие русские эмигранты, оказались в Хельсинки, где жили хотя и скромно, зато в безопасности. Мать вела их небольшое хозяйство, а Елена до самой пенсии работала бухгалтером в оптовой фирме ÖRYM. Мать и дочь были ревностными прихожанками небольшой Никольской церкви при кладбище Хиетаниеми. Обе они участвовали в основании и строительстве православного храма, в котором и сейчас богослужения совершаются на церковнославянском языке и по старому стилю. Несмотря на возраст, Елена Акселевна находит еще силы ходить в церковь.
Жизнь верной спутницы и друга Елены Акселевны, Павлы Максимовны Шмальц, не менее богата событиями. Родилась она в городе Йоэнсуу в Восточной Финляндии. Ее отец работал бухгалтером в одной английской фирме, которая импортировала из России лен. Отец был наполовину француз, наполовину немец, но считал себя русским, поскольку большую часть жизни провел в России. Мать была русской, православной, родом из Архангельска.
Позже семья переехала в Эстонию, а затем в Петербург, который запомнился Павле спектаклями Мариинского театра. После революции перебрались в Финляндию, а во время Второй мировой войны Павла со своим сыном снова поехала в Эстонию. Там она была арестована и отправлена в концлагерь в Казахстан, так как не имела эстонского паспорта. Во время четырехлетнего заключения в ссылке умер ее сын. Пережитое до сих пор свежо в памяти этой женщины.
После войны Павла Шмальц вернулась в Финляндию. С Еленой Акселевной она впервые встретилась в церкви. Та любила шляпы с широкими полями и надевала их даже в храм, что и привлекло внимание Павлы. Ей не нравились шляпы – «аэродромы» Елены Акселевны, но дружбе это не помешало. Позднее, предчувствуя близкий конец, мать Елены попросила Павлу переехать к ним в дом. Мать считала, что ее непрактичная дочь одна не справится с трудностями жизни.
Павла так и сделала. Подруг объединяли любовь к Церкви, совместные поездки в Валаамский монастырь и духовное окормление со стороны монастырского старца отца Иоанна.
Митрополит Пантелеймон
Митрополит Пантелеймон
Письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева) † Наследие Валаамского монастыря
О чтении Святых Отцов
Великое благо для нас, грешных, оставили Святые Отцы, ибо они писали не от рассудка, а от чувств, просвещенные Духом Святым. Они прошли тернистую дорогу в царство небесное и нам оставили указания, как идти.
ФотоВидео 8224
О переменах (в жизни)
Иногда нападает такое недоброе чувство, просто хоть в голос кричи, и всегда, почти каждый день бывают изменения: то печаль, то радость, подобно как в воздухе то солнце светит, то находит туча и льет дождь, сияет молния и гром гремит.
ФотоВидео 7684
Благодатные дары
Некий иеродиакон сказал мне следующее: «В воскресенье во время соборного служения на Литургии у одного иеромонаха по принятии Святых Христовых Таин лицо озарилось, как у преподобного Серафима Саровского. Я смотрел на него и не мог оторваться от его лицезрения, так мне было приятно глядеть на него».
ФотоВидео 6956
О чтении Евангелия
Святые Отцы советуют читать св. Евангелие ежедневно. Если очень недосужно, все же прочти хоть одно зачало. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл твои сердечные очи уразуметь силу святого благовествования Христова.
ФотоВидео 7464
О Иисусовой молитве
Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые Отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочие добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует.
ФотоВидео 9886
Об оставлении своей воли
Особенно важно оставить свою волюшку позади себя, да, и нелегко это сделать, но зато это могущественное врачевство против дьявольской гордости — гордости, которой свойственно настаивать на своем в разговоре, чтобы ее всегда был верх, другому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения.
ФотоВидео 8076
О божественном предопределении
Тебе непонятно у святого апостола Павла следующее: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
ФотоВидео 8621
О молитве
Твое почтенное письмо получил, прочел с любовию и порадовался, что ты ревнуешь о молитве. Бог благословит — трудись, ибо молитва в духовной жизни — главное делание, однако знай: насколько она высока и полезна, но достается дорогой ценой, т. е. большими трудами.
ФотоВидео 8384
О молитве Иисусовой
Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы.
ФотоВидео 12037
О бесполезности монашества
Получил Ваше письмо, где Вы укоряете монашество в том, что оно бесполезно для общества: замкнулись и живут только для себя, и называете нас просто эгоистами.
ФотоВидео 9286
Приложение «Валаам»
Дневник трудницы
Интервью с монахом Лаврентием
Фотогалерея на Тверском бульваре
Освящение памятника Александру I в городе Сортавала
Часовни Валаама
Записки уставщика Старо-Валаамского монастыря
12 дней на «Острове открытий»
Леса Валаама
Первая смена «Острова открытий»
Предыдущий
Следующий
Другие фото
Последний день
Фрагмент фильма памяти монаха Георгия, финальная часть первой серии
9:32
Многая и благая лета архимандриту Мефодию
24 мая Православная Церковь чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Поздравляем архимандрита Мефодия с днем его тезоименитства. Многая и благая лета!
2:19
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
❗️ ТК Союз нуждается в поддержке: https://tv-soyuz.ru/aboutchannel/assistance
Группа ВК ► https://vk.com/tvsoyuz_ru
МузСоюз ► https://www.youtube.com/channel/UCWg33oqNCarMChHoxbt0loQ
Instagram ► https://www.instagram.com/tv_soyuz/
TikTok ► https://www.tiktok.com/@soyuztv
Яндекс Дзен ► https://zen.yandex.ru/id/6131ed239dc8461947ef6903?country_code=ru&lang=ru&referrer_place=multisearch&from_page=other_page
Также рекомендуем вам посмотреть:
Святейший Патриарх Кирилл:https://www.youtube.com/playlist?list=PL7B9FBFB733B087CE
Лекции профессора А. И.Осипова:https://www.youtube.com/playlist?list=PL4B38A44AE8B9964A
Церковный календарь:https://www.youtube.com/playlist?list=PLJysY26LKbBRZ3gMtHt9EVsODTDQbzVHQ
Читаем Евангелие вместе с Церковью:https://www.youtube.com/playlist?list=PLJysY26LKbBQ2Q5dKHDGeOsoFv9rxnrjj
Читаем Апостол:https://www.youtube.com/playlist?list=PLJysY26LKbBQbDKs2FZpq2Cslx3xFC7Lf
Беседы с батюшкой:https://www.youtube.com/playlist?list=PLJysY26LKbBR_B8V6DRrpKzyl73fl3ARK
Стихи над миром:https://www.youtube.com/playlist?list=PLJysY26LKbBRZ-KhBpB520Ec0GveF97tC
МузСоюз:https://www.youtube.com/channel/UCWg33oqNCarMChHoxbt0loQ
3:16
Награждение добровольной пожарной команды острова Валаам
1:01
Рождество Пресвятой Богородицы | Слово иеромонаха Наума | Валаамский монастырь
9:57
Митрополит Феогност о Любви архимандрита Мефодия к нам всем | Валаамский монастырь
5:12
Сергей Трофимов — Родина | Исполняет Елизавета Арнис | Валаамский монастырь
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова — Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play:
https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC/id1457201692
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.valaam.android.guide&hl=ru
***
Валаамский монастырь в соцсетях:
Вконтакте — https://vk.com/valaam
FaceBook — https://www.facebook.com/Valaaminok/
Instagram: https://www.instagram.com/valaam.ru/
Яндекс-дзен: https://zen.yandex.ru/valaam
Twitter: https://twitter.com/ValaamMonastery
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии!
3:43
Молитва ко Пресвятой Богородице | поёт архимандрит Мефодий
1:44
Освящение поклонного креста на острове Рыбачий | Валаамский монастырь
4:50
Орловские дайверы намерены продолжить поиски утраченных церковных ценностей на дне Ладоги
10:27
Предыдущий
Следующий
Другие видео
-5°
сегодня в 09:48
Ветер
1. 8 м/с,
В
Осадки
0.0 мм
Давление
772.1 мм рт. ст.
Влажность
95%
Свято-Троицкая Семья — Дума
Святой Иоанн Алексеев: 29 ноября 2018 г.
Святой и Священный Синод Вселенского Престола, записанный в Агиологионе
Православная церковь преподобного Иоанна Валаамского (1873-1958). Джон родился
14 февраля 1873 года в Тверской губернии в крестьянской семье. Он
окончил церковно-приходскую школу села Ильинское.
Картина Святого Иоанна г. Валаам (Алексев). |
В 1889 г. он
поступил в Валаамский монастырь. Проведя четыре года в скиту св.
Герман Валаамский, он был призван в армию еще на четыре года.
Освобожденный от военной службы, он временно возвращался на родину перед возвращением,
в 1901 г. на Валаам. Иоанну было дано послушание на два года на подворье св.
Валаамский монастырь в Санкт-Петербурге. Позже он писал, что в городе было плохо.
влияние на него и что он, слабый духом, не мог приспособиться к городской
суета.
В 1906 году Джон
стал послушником Валаамского монастыря и 22 мая 1910 года принял постриг в
монах по имени Гиацинт. После неоднократных прошений Гиацинт вернулся в
монастырь и жил сначала в Ильинском скиту, затем в
Иоанно-Предтеченский скит. 19 октября 1921 года назначен игуменом
Свято-Трифоно-Печенгский монастырь. Затем 13 ноября он был рукоположен в сан
иеродиакон, а 15 ноября иеромонах. В то время монастырь был
на территории новой независимой Финляндии.
В 1932 г.
Гиацинт вернулся на Валаам и в 1933 году был пострижен в великую схиму с
имя Иоанн и стал уединенно жить в скиту святого Иоанна Богослова.
Креститель. В 1938 году избран духовником обители.
В 1940 г. о.
Иоанн был эвакуирован с другими братьями в Финляндию во время Зимней войны.
между Советским Союзом и Финляндией.
Старший
скончался 5 июня 1958 года в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.
Христос
среди нас!
В твоей
В последнем письме вы рассказали о том, что снова испытали то же самое. Но теперь, спасибо
Господи, они закончились. Если бы не было печали, не было бы и
спасения, говорили святые отцы. Печали имеют два применения: первое — это усердие
к Богу и искренней благодарности. Второй доставляется из
напрасные заботы и заботы. Из писаний святых отцов видно, что
они тоже, как и мы, приуныли и малодушны, и даже пошли
через опыт, который они не хотели записывать, чтобы не
должны беспокоить тех из нас, кто неопытен в духовной жизни и
довести нас до отчаяния. Конечно, Господь попускает скорби по нашим
силы, в количестве, которое каждый может вынести. Эти испытания смиряют нас. У нас есть
своего рода уверенность в себе, мы хотим преуспеть в духовной жизни своими силами
и именно в таких скорбях мы учимся смирению, что наши усилия не могут
достичь своих целей без помощи Божией. Наши усилия должны быть направлены на
добродетель; но успех даже в добродетели зависит от благодати, а благодать дается от Бога
и только смиренным. Никто не становится смиренным без смиренных событий.
мудрая духовная жизнь была точно объяснена святыми отцами в их
сочинения, но то, что они написали, лучше всего можно понять, прожив их. если ты
работай над тем, чтобы освободить свое сердце от страстей, тогда все будет яснее
и более понятно. Святые отцы, молите Бога о нас, грешных, и отверзите
маленькие умы, чтобы понять ваши письма.
Схимонах Иоанн Алексеев перед монастырем в Финляндии. |
Ты
напишите, что ваши обязанности отвлекают вас от молитвы. Работая, храни память
Бога; это тоже молитва. Хорошо, что у вас есть это стремление к
духовной жизни и для молитвы. Это уже половина спасения, и Бог
помочь вам идти дальше. Только не унывай и малодушничай; пусть
Господи помоги.
Ты
также напишите, что вы даже не дошли до начала. Это чувство хорошо
вещь; это ведет к смирению. По закону духовного знания,
духовная жизнь должна быть такой. Чем ближе человек подходит к Богу, тем больше
он видит свои недостатки и свою греховность. Господи, избавь человека от зрения
себя как праведника. Да поможет тебе Господь и спасет от вечных
страдания.
я
получил вашу записку и отвечаю на нее, но примите мой совет не как приказ или
закона, а просто как совет. Вам не нужно принимать это, если вы чувствуете, что это
противоречат Священному Писанию и учению Святых Отцов.
Не надо
возбуждаться; не стремись к высшему преждевременно. В
духовная жизнь не идет семимильными шагами; оно должно быть постепенным, т.
терпение. Вы уже начали частично замечать, что не хорошо для
вы: мирские книги, политика и ненужное хождение среди людей. Да, все это
вредно для бдительного человека. Правилен твой способ борьбы со страстями.
Работайте против любых страстей, которые вы замечаете в себе, но не только
своими силами, но с божьей помощью. Однако самое пристальное внимание уделяйте главному
страсть, та, которая беспокоит вас больше всего. Помните также, что работа должна быть
наше, но успех зависит от благодати, и благодать дается не за дело,
а для смирения, каждому в меру его смирения. И эта способность к
упорство в добродетели зависит не от нас, а от благодати.
Ты
следует также знать, что человек не может постоянно находиться в одном состоянии; изменения приходят как
погода. Хорошо быть на Фаворе, но иногда надо быть на Голгофе.
Бдительный и трезвый человек найдет много возможностей понять
это. Как хорошо говорит об этом святой Исаак Сирин в своей 46-й (72) главе.
Ты
написать: «Мало надежды, что я попаду туда, куда и ты». Верните те
слова. Мы не знаем суда Божьего и того, куда кто-либо пойдет. Это
хорошо, что вы помирились с N. Всегда поступайте так, хотя
это не повод для вражды с вашей стороны. Оптинские старцы духоносны.
Они пропитаны духом святых отцов. я их очень уважаю и
почитать их. В заключение я хотел бы сказать: «Носите бремена друг друга,
и так исполните закон Христов» (Гал. 6:2). То, что вы не хотите, чтобы сделали
ты, не делай другим; это золотое правило. Почаще напоминайте себе о
час смертный и никогда никого ни в чем не осуждай, ибо что бы ты ни
осуждай других, ибо впадешь в те же грехи; иначе никогда не бывает.
Я звоню
Божьего благословения на вас.
Ссылка:
Христос посреди нас. Отец Иоанн.(1961).
Финская церковь отмечает канонизацию старца Иоанна Валаамского
Источник: Православие
Команда Правмир.ком | 04 июня 2019
azbuka.ru
29 ноября Священный Синод Константинопольского Патриархата объявил о решении прославить в лике святых схи-старца Иоанна Валаамского (1873-1958) по предложению Финляндской Православной Церкви, автономный орган в составе Патриархата.
Литургическое провозглашение этого прославления было совершено в субботу в Спасо-Преображенском Ново-Валаамском монастыре в Хейнявеси митрополитом Хельсинкским и всея Финляндии Львом в сослужении нескольких других иерархов Финляндской Церкви, а также представителей Эстонской Апостольской Церкви. Православная церковь при Константинопольском патриархате, сообщает сайт Финской церкви.
ort.fi
В богослужении приняли участие православные верующие со всей Финляндии и из-за границы.
После чтения Евангелия и архиерейской проповеди за Литургией было прочитано житие старца Иоанна. После Литургии верующие прошли по территории Нового Валаама с иконой новопрославленного святого и отслужили ему молебен. Именно на Новом Валааме старец Иоанн провел последние годы своей жизни и стал известен как духовный наставник для многих как в Финляндии, так и за границей, написав письма своим духовным чадам, изданные на нескольких языках.
После крестного хода протоиерей Эстонской Церкви Мадис Палли передал Ново-Валаамскому монастырю поздравления и икону Новомучеников Эстонской Церкви, восемь из которых также недавно были канонизированы Константинополем, в марте.
Во второй половине дня также был прочитан акафист святому Иоанну.
Библиотека культурного центра монастыря подарила также несколько реликвий, которыми старец Иоанн пользовался в своей повседневной жизни: иконы, Евангелие, книги, четки и перо, которым он писал письма своим духовным чадам.
Одновременно с канонизацией старца Иоанна Валаамского Константинополь канонизировал святого мученика и исповедника Иоанна Иломантского (1884-1918).
ort.fi
***
Жизнеописание святителя Иоанна с сайта Сербской Церкви :
Родился 14 февраля 1873 г. в крестьянской семье в Тверской губернии. . Окончил церковно-приходскую школу села Ильинское.
В 1889 году поступил в Валаамский монастырь. Проведя четыре года в скиту преподобного Германа Валаамского, он был призван в армию еще на четыре года. Освобожденный от военной службы, он временно возвращался на родину перед возвращением, в 1901, на Валаам. Иоанн был отдан на послушание на два года на подворье Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге. Позднее он писал, что город плохо на него влиял и что он, слабый духом, не мог приспособиться к городской суете.
В 1906 году Иоанн стал послушником Валаамского монастыря и 22 мая 1910 года был пострижен в монахи с именем Гиацинт. После неоднократных прошений Иацинф вернулся в монастырь и жил сначала в Ильинском скиту, а затем в Иоанно-Предтеченском скиту.
19 октября 1921 года назначен настоятелем Свято-Трифоновского Печенгского монастыря. Затем 13 ноября рукоположен во иеродиакона, а 15 ноября во иеромонаха. В то время монастырь находился на территории новой независимой Финляндии. В 1932 году Иацинф вернулся на Валаам, а в 1933 году принял великую схиму с именем Иоанн и стал уединенно жить в Иоанно-Предтеченском скиту. В 1938 году избран духовником обители.
В 1940 г. о. Иоанн был эвакуирован с другими братьями в Финляндию во время Зимней войны между Советским Союзом и Финляндией. Преставился старец 5 июня 1958 года в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.
Раз уж вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.
В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей,
еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера.