Ислам после смерти душа: Где будет душа, и что с ней будет происходить после смерти и до захоронения человека?
Содержание
Где будет душа, и что с ней будет происходить после смерти и до захоронения человека?
Хвала Аллаху.
Во-первых, имам Ахмад[1] передал хадис от аль-Бараа ибн ‘Азиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с лицами белыми, как солнце. Они приносят с собой саван и благовония из Рая и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит Ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: „О прекрасная душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха“. Душа правоверного покидает тело подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда. Ангел смерти забирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. После этого она начинает благоухать так, как благоухает самый прекрасный мускус, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят ее на небеса, и когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: „Чья это прекрасная душа?“ Им отвечают: „Такого-то, сына такого-то“. Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. (И так происходит), пока они не достигают мирского неба, они просят открыть врата, и те отворяются. Приближенные ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: „Впишите запись о Моем рабе в верховьях Рая. И верните его на землю, ибо Я создал их из нее, в нее их возвращу и из нее их выведу еще раз“. Его душа возвращается на землю, а потом к нему приходят два ангела, которые садятся рядом….
После этого он рассказал о вопросах в могиле, потом о взятии души неверующего, а после сказал: И ангелы уносят ее в небо. Когда же они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: „Чья это скверная душа?“ Им отвечают: „Такого-то, сына такого-то“. Они называют его самыми дурными именами, которыми его звали при жизни, пока не достигают мирского неба. Они просят открыть врата, но те не отворяются. Затем Посланник Аллаха прочел аят:
لا تُفَتَّحُ لَهُمْ أَبْوَابُ السَّمَاءِ وَلا يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى يَلِجَ الْجَمَلُ فِي سَمِّ الْخِيَاطِ
Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко[2], и сказал: Тогда Великий и Могучий Аллах скажет: „Впишите запись о нем в сиджжин, что находится в земле низшей“. После этого его душу бросают вниз. Затем он прочел аят:
وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَكَأَنَّمَا خَرَّ مِنْ السَّمَاءِ فَتَخْطَفُهُ الطَّيْرُ أَوْ تَهْوِي بِهِ الرِّيحُ فِي مَكَانٍ سَحِيقٍ
А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место[3]. После он упомянул о вопросах в могиле.
Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:
В этом хадисе сказано, что душа остается после расставания с телом, что противоречит заблуждениям „последователей каляма“. Душа возносится и спускается, что противоречит заблуждениям философов, и она возвращается в тело, и умерший будет спрошен, а после или станет пребывать в наслаждении, или будет испытывать мучения[4].
Ибн Маджа[5] передал хадис Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К умирающему приходят ангелы, и, если был он человеком праведным, ему говорят: „Выйди, о благая душа, что обитала в теле благом, выйди, достойная хвалы, и радуйся — ожидает тебя отдохновение и благоухание, и Господь, Который не гневается“. Так говорят они, пока душа не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса, и им будут открыты (небеса). Им говорят: „Кто это?“ Они отвечают: „Такой-то“. Те говорят: „Добро пожаловать, о, благая душа, что обитала в благом теле. Войди, достойная хвалы, и радуйся — ожидает тебя отдохновение и благоухание, и Господь, Который не гневается“. Так говорят ей, пока не поднимутся они к тому небу, где Всевышний Аллах…
А если он был скверным человеком, ему говорят: „Выйди, о, душа, скверная, что обитала в скверном теле. Выйди, достойная порицания, и знай, что ждёт тебя кипяток и гной, и другие виды подобных мучений“. Так говорят ему, пока душа его не выйдет. Затем они поднимаются вместе с ней на небеса, но им не открывают. Им говорят: „Кто это?“ Они отвечают: „Такой-то“. Тогда те говорят: „Нет места душе скверной, что обитала в скверном теле. Возвращайся, достойная порицания! Не откроются для тебя врата неба!“ И её отсылают с небес, и она отправляется в могилу…».
В этих двух хадисах разъясняется, что происходит с душой после смерти и до погребения. И если это душа верующего, то ангелы до того, как забрать её, радуют прощением и довольством Аллаха. Её умащают благовониями, и поднимают, счастливую, к Господу её, пречист Он. Великий и Всемогущий Аллах говорит: Впишите запись о Моем рабе в верховьях Рая. И верните его на землю, и тогда душа возвращается в тело, в котором она пребывала, и после человеку задают вопросы в могиле, а Аллах укрепляет его твердым словом, и могила его расширяется настолько, насколько простирается взор.
Если же это душа неверующего, то ангелы сообщают ему об Огне и гневе Аллаха, поднимаются с ней, скверной, униженной и пребывающей в страхе, но врата неба не открываются ей. И после душу неверующего бросают на землю, и она возвращается в свое тело. Неверующий в своей могиле будет подвергнут мучениям, а могила станет сжиматься вокруг него, и он будет ощущать пекло Огня и самум.
Период между взятием души, её погребением и вопросами могилы для верующего будет первым счастливым путешествием в вечности, когда ему сообщат о Рае и вечной неге, а книга его будет записана в верховье Рая. Здесь душа его возрадуется, ощутит счастье и никогда не будет несчастной.
Для неверующего же это будет первым путешествием мучений в вечности, на нем будет гнев Аллаха и ему не будут открыты ни врата неба, ни врата милости, а книга его будет записана в сиджжин. И здесь душа его ощутит полное несчастье, она никогда не почувствует счастья.
Шейх Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:
И остальные достоверные хадисы, удовлетворяющие условию таватур, указывают на возврат души в тело. Некоторые ученые сказали, что вопрос связан с телом, без души, и это мнение отвергли большинство ученых. И вопрос будет задан душе, не телу, как сказал Ибн Майсара и Ибн Хазм, и если бы дело обстояло таким образом, то не упоминалось бы отдельно о душе в могиле[6].
Смотри также Фатауа нурун ‘аля-д-дарб (Т. 4. С. 310-311) шейха Ибн База, да помилует его Аллах.
Во-вторых, эти вопросы относятся к знаниям от нас сокрытым /гайб/, которые мусульман должен признать, не задавая вопросов как. Никто, кроме Аллаха, не знает, что происходит в Барзахе, и какова его сущность.
Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос:
Если умер человек, то есть если душа вышла из его тела, то, когда его погребают, возвращается ли душа его в тело, или куда она уходит? И если она возвращается в тело в могиле, то как это происходит?
Он ответил: «От Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно передается, что душа умершего возвращается в могилу, и там ей зададут вопросы о Господе, о религии и о пророке. И Аллах укрепит верующих твердым словом и в этой жизни, и в жизни последующей. И верующий ответит: „Господь мой – Аллах, религия моя – ислам, а пророк мой — Мухаммад“. Что касается неверующего или лицемера, то, когда ему задут вопросы, он скажет: „М-м-м, я не знаю… Я слышал, что люди говорили что-то, и говорил также“.
Этот возврат души в тело в могиле не подобен вхождению души в тело человека, как это происходит при жизни. Так как мы не знаем сущности жизни в Барзахе, так как нам не было сообщено о сущности её. И во всех тех вопросах, о которых у нас нет знания, о которых нам не сообщено, мы обязаны остановится, так как Всевышний Аллах сказал:
وَلا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً
„Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу“[7]»[8].
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Имам Ахмад. Аль-муснад, хадис № 17803; аль-Альбани в Сахиху-ль-джами‘ (№ 1676) сказал, что хадис достоверен.
[2] Коран. Сура Преграды 7:40.
[3] Коран. Сура Паломничество 22:31.
[4] Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 4. С. 292.
[5] Ибн Маджа. Ас-сунан, хадис № 4262; аль-Альбани в Сахих Ибн Маджа сказал, что хадис достоверен.
[6] Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 5. С. 446.
[7] Коран. Сура Ночной перенос 17:36.
[8] Ибн ‘Усеймин. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 4. С. 2. Нумерация по библиотеке Аш-шамиля.
Жизнь после смерти в Исламе.
Барзах и могильные муки
Пророк Мухаммад ﷺ рассказывал о том, что Джибриль (архангел Гавриил), явившись к нему, сказал ему жить так, как он желает, поскольку все равно суждено умереть в конечном счете, и любить того, кого он желает, ведь все равно когда-то придется умереть и покинуть их. Джибриль сказал Мухаммаду ﷺ делать то, что он считает приятным для себя, поскольку все равно ему придется умереть и в загробном мире заплатить за все свои земные радости. «Знай, что ночная молитва — честь верующего, а его гордость состоит в том, чтобы не быть иждивенцем» — сказал тогда Джибриль Пророку Мухаммаду ﷺ.
Ислам (Islam) учит, что в человеческой жизни только то можно считать определенным, что рано или поздно жизнь подойдет к концу и мусульманин умрет, наступит смерть. И поэтому большинство людей занимает вопрос о том, что же по Исламу ожидает человека после смерти, какова будет жизнь вечная и каков загробный мир. С точки зрения физиологии, каждому наблюдателю понятно, как умирает человек – из человеческого тела уходит жизнь, перестает биться сердце, легкие перестают вдыхать воздух, дыхание останавливается, клетки человеческого тела от недостатка кислорода и голода крови обречены на гибель. После физической смерти кровь прекращает поступать к внешним конечностям, конечности становятся бледными, какое-то время дыхание клеток продолжается автоматически, молочная кислота производится и это приводит к отвердениям мышц трупа, затем начинают разлагаться клетки, жесткость конечностей уменьшается. После смерти у трупа высовывается язык, падает температура тела, цвет кожи меняется, а сама плоть начинает гнить. В результате деятельности паразитов от человеческого тела остаются только высушенные кости и зубы. Однако, у человека остается живая, вечная душа, которая продолжает жизнь, в ином, невидимом мире.
О том, какое путешествие совершает человеческая душа мусульманина после смерти в загробный мир и что представляет собой вечная жизнь, доподлинно неизвестно человеку, поскольку научным путем исследовано и засвидетельствовано быть не может, точно также как не может быть исследована человеческая душа даже во время его жизни, а уж тем более после смерти, поскольку не поддается человеческому контролю. Все, что относится к загробному миру, вечной жизни после смерти, Судному Дню и воскресению, а также всему, что приходится переживать человеческой душе во время и после смерти, относится к вопросам веры Ислама. Единственный способ узнать хоть что-то об этой незримой стороне жизни и смерти, это прислушаться к Божественному откровению, которое Господь передает через своих Посланников.
Возможно вам также будет интересно узнать как проходят похороны у мусульман и отмечают ли мусульмане 52 дня после смерти покойного?
О загробном мире говорится во всех священных писаниях – и в Торе, и в Псалмах, и в Евангелиях, которые были низведены ранним пророкам. Но полную картину о том, какова жизнь после смерти в Исламе и каков загробный мир, мусульманину можно узнать только в одном месте — из того откровения, которое было ниспослано последнему Пророку Всевышнего в Исламе Мухаммаду ﷺ. Священная книга Всевышнего Коран останется навсегда текстом, который не исказили и не изменили человеческие руки, и именно один Коран, а также достоверные хадисы Пророка Мухаммада ﷺ дают нам представление и истинную информацию о будущей жизни.
Положение людей в барзахе
Промежуточная жизнь после смерти в исламе называется барзах. Люди в нем находятся в трех состояниях:
- состояние богобоязненного верующего;
- состояние неверующего и лицемера;
- верующие грешники, совершившие большие грехи.
Жизнь в барзахе подобна саду из садов Рая или подобна яме из ям Ада.
Вопросу о том, что случается с мусульманином когда он умирает, сопутствует в Исламе вопрос о том, с какой целью и для чего создан человек. Эти вопросы сопутствуют друг другу, и не могут существовать отдельно. Жизнь человека имеет хоть какой-то смысл только в том случае, если он признает, что за нашим созданием стоит Создатель, и этот создатель будет судить человека за то, как он проживает свою земную жизнь, которую Он подарил нам, после того, как человек умрет. В Коране сказано: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (сура Аль-Муминун (Верующие), 115-116-й аяты).
Путешествие души после смерти в загробный мир представляет собой удивительную историю, которая была ниспослана Всевышним Пророку Мухаммаду ﷺ в виде Откровения – в нем было дано однозначное и всестороннее описание образа смерти и загробной жизни человека.
Начинается путешествие человека в загробный мир с того, что с неба спускаются ангелы, которые приносят ему вести о смерти: «О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» (сура Аль-Фаджр (Заря), 27-28-й аяты).
Душа богобоязненного верующего
И с того момента верующий начинает с нетерпением ожидать смерти и встречи с Всевышним. Пророк Мухаммад ﷺ поясняет, что при приближении времени смерти верующий получает хорошие вести о том, что Господь доволен им, и с этой минуты ничего не является для него более важным и дорогим, чем образ того, что его ожидает после смерти. С этой минуты он жаждет встретиться в Богом, а Бог желает встретиться с ним в Ахирате (Вечной Жизни).
Душа покидает человеческое тело во время смерти мирно и так, как капля покидает поверхность воды. Человеческую душу, подхватывают ангелы, извлекая ее мягко из тела. Ангелы говорят человеку не бояться и не печалиться и сообщают радостную весть о Рае, который обещан верующим. Ангелы сообщают человеку, что становятся его опекунами в настоящей жизни и будущей, и что в будущей жизни человека ожидает благодать от Милосердного и Всепрощающего Господа.
Душу праведного человека ангелы оборачивают саваном, который пахнет мускусом, а затем поднимают ее до небес в загробный мир. Для принятия праведной души раскрываются Небесные Врата, и когда праведник проходит в это место через них, ее приветствуют ангелы. Затем праведную душу называют самыми красивыми и приятными именами, какими человека называли при жизни, заполняя «книгу» этой души, после чего душа возвращается в могилу, где ожидает Судного Дня. Эту душу посещают два ангела внушающих страх, которых зовут Накир и Мункар, они спрашивают строго душу о ее вере, о пророке и о Боге. Отвечая ангелам, душа верующего человека сидит в могиле вертикально, поскольку для этого Бог придает ей сил.
На вопрос, какой он религии, верующий отвечает, что исламской. На вопрос, кто его Господь, он отвечает, что Аллах. Затем ангелы спрашивают, кто его пророк, и он отвечает, что Мухаммад ﷺ. Также ангелы спрашивают, как узнала душа об этом, и она отвечает, что узнала об этом, прочитав Книгу Аллаха и уверовав. Такое испытание проходит верующий, и после этого с Небес раздается голос: «Мой раб сказал правду, окружите его райскими благами, дайте одеяния из Рая и откройте для него врата Рая«.
С этой минуты могила верующего мусульманина наполняется пространством и светом, и ему каждый день начинают демонстрировать Ад и картину того, какие мучения принимал бы он, будь он грешником и окажись в Аду. После этого ему показывают, где он будет находиться в Раю. С того момента верующий начинает с нетерпением спрашивать, когда же наступит тот самый день воскрешения, и его даже попросят успокоиться.
Рассказано, что подавляющим и ужасающим будет Час Воскресенья, но верующий в Исламе все равно будет рад, представ на Суд Божий, поскольку Всевышний внушит ему радость и спокойствие.
Души неверующих и грешных верующих, их дальнейший путь
Неверующие же, ощущая приближающийся жар огня Ада, будут умолять вернуть их из загробного мира на землю, чтобы исправить свои ошибки и прожить свою жизнь заново, но эти мольбы уже не будут услышаны. Момент смерти неверующих и злых людей отличается от момента смерти праведников: злая душа, когда ей придет час умереть, покидает тело труднее, злую душу подхватывает Ангел смерти (Азраил), наступает агония смерти — тяжкий момент расставания с этим миром, к которому человек был привязан и любил. Эту душу называют самыми ужасными и оскорбительными именами, а после доставляют на нижайшее небо, и на ее запрос о том, чтобы врата открылись, отвечают отказом. По приказу Всевышнего Аллаха о душе делают запись в книге Сиджжин, после чего душа низвергается назад в могилу.
Такую душу тоже возвращают в тело, и также ангелы Накир и Мункар являются к ней для допроса, но грешник не может ответить на их вопросы. Ему откроют дверь Рая, показывая Рай и сообщив, что это было бы его место, если бы он уверовал, затем закроют и никогда больше не откроют. Голову неверующего после того, как он провалит испытание, поражают железным молотом, и после дно его могилы загорается, а сама могила сжимается так, что тело сжимается и превращается в уродливое существо. Затем неверующему показывают, какова бы была его участь, если бы он попал в Рай, а затем показывают, куда именно он должен попасть – ему демонстрируют все муки Ада. Неверующий будет обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху пощадить его, но его молитвы не будут приняты.
Уже в этом состоянии неверующий и лицемер начинает подвергаться могильным мукам. Также верующие грешники, совершившие большие грехи будут подвергнуты могильным мучениям, среди них есть те, кто совершал чрезмерность в совершении грехов, а также есть те, кто не проявлял чрезмерности, но они находятся под волей Аллаха, если пожелает Аллах накажет их, а если пожелает — простит. Совершившие большие грехи, кто-то из них будет, возможно, наказан в могиле, столько по времени, сколько это будет достаточно, чтобы очиститься от совершенных грехов, а затем они будут наслаждаться в могиле ожидая Судного Дня. Будут такие, кто будет наказан в могиле и их наказание продолжиться до Судного Дня, а затем они войдут в Ад, чтобы получить наказание в нем, чтобы очиститься, а затем их выведут из Ада введя в Рай. Наказание в могиле смягчает наказание в Аду.
Судный День для праведника
Все люди, которые рождались когда-либо на земле, будут собраны вместе, они встанут все вместе, будучи необрезанными и голыми, посреди огромной равнины загробного мира под палящим жестоким солнцем на Суд Всевышнего, но некоторая часть людей, среди которых будут особо набожные женщины и мужчины, будут укрыты от солнца тенью от Трона Господня. Как рассказывал Пророк Мухаммад ﷺ, эти удачливые души будут принадлежать таким категориям людей, как справедливые правители, не злоупотреблявшие властью и судившие при жизни людей по Божьему Закону в Исламе, молодые люди, которые выросли в вере Ислама и поклонении Всевышнему, которые сдерживали свои желания, чтобы сохранить свое целомудрие. Среди таких душ будут люди, кто был привязан сердцем к Исламу и мечети, кто стремился туда возвратиться с того самого момента, как покидали их. Среди них были такие люди, кто во имя Всевышнего возлюбил своего брата, кто удержался от прегрешения, будучи соблазненным обольстительными красивыми женщинами, и те, кто по секрету давал милостыню во имя Аллаха. Также среди таких душ были те, что из страха перед Богом плакал, будучи наедине.
Людей в такой день спасут такие поступки и действия поклонения, как стремление к уменьшению горя страждущего, как стремление помочь нуждающемуся. Среди поступков и действий на земле, которые способны смягчить судьбу мусульманина в загробном мире в Судный День, также проявление мягкости к должнику, проявление справедливости к своей семье, а также проявление бесстрастности в тех делах, которые им поручены. Также по Исламу будет помилован тот, который на земле имел привычку сдерживать свой гнев и призывал на молитву, кто регулярно и тщательно совершал омовения вуду. В Судный День от палящего солнца также будут спасены мученики.
Весы Судного Дня
Все перечисленные праведные души будут приближены Богом к Себе, по Исламу они будут защищены Господом и укрыты им в загробном мире. Затем Господь спросит о грехах его, и когда его грехи будут подтверждены и мусульманин уже подумает, что обречен, Господь скажет ему, что скрыл эти грехи от посторонних и прощает верующего за них. За свои недостатки он будет осужден, но после ему будет вручена Книга его хороших дел в его правую руку. Эту книгу будут дотошно взвешивать, чтобы определить, перевешивает ли она количество плохих дел этого праведного мусульманина, и от этого определят, справедливо ли отмеряны наказание и награда.
Водоем Пророка ﷺ
У праведных верующих будет возможность утолить свою жажду из водоема, который посвящен Пророку Мухаммаду ﷺ: все, кто из этого водоема выпьет воды, никогда больше жажду испытывать не будет, вода в нем сладка и прекрасна на вкус, этот источник велик и красив.
Мост над Адом
Верующие праведные мусульмане останутся на огромной равнине – и набожные, и греховные, и лицемеры, и праведники, но неверующие будут все отправлены в Ад. От Рая их отделит длинный мост, который пересечет Адский огонь, уходя в темноту. Верующие праведные, проходя через этот мост, будут сильны и спокойны, и идти они будут на свет, который Господь пошлет им, чтобы указать дорогу в вечный дом в загробном мире. Пройдя через этот мост, праведные верующие будут очищены перед вхождением в Рай – между ними не останется ни разногласий, ни недовольства друг другом.
День Возмездия для неверующего
В ожидании Суда и жуткого возмездия неверующий будет воскрешен из могилы в Судный день, когда его будет ждать наказание от Аллаха, заслуженное им. Трижды неверующие будут представать на Суд перед Аллахом нагими и необрезанными, какими были рождены, и они будут в первый раз защищаться, вступая в бесполезный спор с Аллахом, но Бог прикажет не спорить с Ним, ибо Слово Аллаха неизменно. Затем душе грешника будет вручена Книга деяний, и в книге этой не будет пропущено ничего. После грешника Аллах осудит перед всем человечеством. Неверующий понесет наказание не только за свои грехи, но и за грехи тех людей, которых он одурачил в своей земной жизни до момента смерти. Они понесут наказание в виде физической боли, но их наказанием также станет чувство отрешенности, одиночества и обреченности. И если у всех верующих будет заступник в лице Пророка Мухаммада ﷺ, то у неверующих никакого заступника не будет.
После того, как участь неверующего будет решена, его отправят в Ад, который встретит его ревом и яростью. Неверующие будут скованны и повязаны цепями, а потом протащены и повергнуты в Ад. Они будут просить воды у тех, кто в Раю, но те должны отказать им, поскольку Аллахом будет наложен запрет на то, чтобы помогать неверующим. Вся еда, которая будет им подаваться, будет напоминать тернистые ветки и удушать, а одежда их будет состоять из смолы и огня.
Наказание, которое будет наложено на них, будет зависеть от их степени неверия, а также от других грехов и плохих деяний.
Когда кто-то умирает в исламе – хадис о смерти близких
Что делать, когда умирает любимый человек
Смерть близкого человека может изменить жизнь. У каждого человека, переживающего потерю любимого, есть своя уникальная боль или ряд обстоятельств, с которыми нужно бороться. Это может быть время больших трудностей и, в то же время, большое утешение, поскольку мы часто получаем халва (уединение) с Аллахом SWT.
В исламской традиции мусульман призывают каждый день размышлять о своей смерти и смерти тех, кого мы любим. Однако, как бы некоторые из нас ни были готовы, это все равно может быть очень сложным временем, когда мы боремся с реальностью того, что больше не находимся с теми, кто нам дорог.
Ислам богат на тему смерти. Есть много глубоко сострадательных учений о том, как мы должны понимать и относиться к смерти — в основе каждого учения лежит понимание того, что мы возвращаемся к нашему Создателю.
Мусульмане верят, что когда человек умирает, его душа возвращается к своему создателю в ожидании Судного Дня. В исламе мы можем найти утешение в том, что будем едины с теми, кого любим, и что смерть — это только начало пути к нашему постоянному дому в загробной жизни.
Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) пережил бесчисленное количество моментов горя на протяжении всей своей жизни, теряя самых дорогих ему людей почти на каждом этапе своей жизни. У всех пророков Аллаха (СВТ) есть моменты горя, задокументированные в Коране и хадисах, показывающие нам, что в этом очень реальном человеческом опыте мы не одиноки.
Важно помнить, что горе является естественной реакцией на потерю близкого человека и может ощущаться в разное время у всех по-разному — скорбь — это нелинейный процесс. Часто нет конечной даты, есть только разные способы справиться. Аллах (СВТ) благословил нас множеством способов понять смерть и наше горе, которые могут принести нам покой в трудные времена.
Хадис о смерти близких
Когда мусульманин умирает, он больше не может совершать добрые дела в надежде на вознаграждение в будущей жизни. Тем не менее, хадис, который приносит утешение многим мусульманам, когда любимый человек переходит на тот свет, следующий:
«Когда человек умирает, его добрые дела заканчиваются, кроме трех: постоянной благотворительности, полезных знаний, и праведного ребенка, который будет молиться за него».
Хадис | Сахих Муслим
Этот хадис учит нас, что мы все еще можем совершать добрые дела от их имени ради Аллаха (СВТ). Это также способ показать наше Sabr (терпение) и нашу любовь к тем, кто вернулся к Аллаху (СВТ).
Дуа за усопшего
Когда мы узнаем о смерти брата-мусульманина, нам рекомендуется сказать следующее: Аллаху мы принадлежим и к Нему мы все вернемся.
Есть много разных дуа, которые вы можете произнести за умершего, и те, которые сделаны от сердца, имеют особый приоритет. Просить Аллаха (СВТ) о прощении для умершего, о защите от могилы и унижения в Судный день, а также о Джанне (небесах) — это обычные вещи, о которых просят, когда кто-то скончался.
Вот здравый и распространенный пример:
Транслитерация:
Аллаахуммагфир ли (имя человека) варфа’ дараджатаху фил-махдиййена, вахлуфху фи ‘акибихи фил-гаабирина, вагфир-лана ва лаху яа Раббал, ааламина вафса лаху фи кабрихи ва наввир лаху фиехи
Перевод:
О Аллах, прости (имя человека) и возвысь его положение среди тех, кто следует прямым путем. Пошли его по пути тех, кто был раньше, и прости нас и его, о Господь миров. Расширь ему его могилу и просвети его в ней.
Садака за умершего
Садака (благотворительность) является важной составляющей чьего-либо наследия после его ухода. Умерший человек мог пожертвовать вакуфов или садака джарийя 9.0008 в течение их жизни, что является постоянной благотворительностью, которая приносит пользу им в загробной жизни и приносит пользу людям, которые остаются.
Пожертвование Садака от имени ушедшего из жизни человека, которого вы любите, — это способ почтить его наследие в этой жизни. Когда это делается искренне ради поиска довольства Аллаха (СВТ), это принесет им вознаграждение, в то время как они больше не могут делать это сами. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призвал мусульман пожертвовать Садака от имени тех, кто ушел:
«Когда человек умирает, его добрые дела прекращаются, за исключением трех: постоянной благотворительности, полезного знания и праведного ребенка, который будет молиться за него».
Хадис | Сахих Муслим
Забота о себе
Потеря близкого человека может быть невероятным испытанием. Разбитое сердце, чувство опустошенности или отчаяния — все это обычные реакции на потерю любимого человека, и хотя нам не рекомендуется подавлять свое горе, нас предостерегают от чувства отчаяния, поскольку оно может быть саморазрушительным во время период печали. Как мусульмане, наши тела имеют над нами право, и наша обязанность — заботиться о наших сердцах, душах, разуме и теле как можно лучше во всех делах.
Халва (уединение) с Аллахом (СВТ) используется для описания психического или физического состояния, когда вы находитесь с Аллахом (СВТ) в поклонении и созерцании. Это может принести большое утешение тому, кто скорбит. Тем не менее, полагаясь на свою сеть поддержки, чтобы помочь вам в трудных или повседневных задачах, таких как приготовление пищи или уборка, а также напомнить вам об учениях Аллаха (СВТ) и словах утешения верующим, вы можете иметь большое значение в период вашего горя. Не стесняйтесь опираться на своих собратьев, сестер и братьев, мы все призываемся помогать друг другу избавить нас от наших печалей.
В основе благополучия тех, кто потерял близких, лежит понимание того, что не существует «правильного» способа скорбеть и что нет срока, в течение которого вы можете скорбеть.
Пророк Якуб (Иаков) (АС), отец Юсуфа (АС), так сильно плакал, когда узнал о очевидной смерти Юсуфа, что ослеп. В своей печали он обратился к Аллаху (СВТ), и этому не пришел конец, пока он и Юсуф (мир им обоим) наконец не воссоединились годы спустя. Аллах (СВТ) никогда не запрещал его горе, а скорее использовал его как пример нашей глубокой способности любить Аллаха (СВТ) и наших собратьев.
Уважайте эмоции, которые приходят вместе с горем, находите время для полноценного отдыха. Убедитесь, что вы питаете свое тело питательной пищей и окружаете себя тем, что приносит вам комфорт и напоминает вам об Аллахе (СВТ).
Если кто-то из ваших знакомых страдает от потери любимого человека, не стесняйтесь почаще навещать его и заботиться о его потребностях до тех пор, пока ему это удобно. Помощь в облегчении печали верующего – это чрезвычайно щедрый поступок, который приносит большую награду от Аллаха (СВТ).
Подготовка к смерти в исламе
В исламе мусульман поощряют размышлять о смерти каждый день, чтобы создать отношения с этой очень определенной частью жизни. Само по себе это подготовка к смерти.
Вот некоторые другие важные вещи, которые следует учитывать, думая о подготовке к смерти:
- Шахада: рекомендуется смачивать язык провозглашением веры (Шахада) вплоть до момента, когда душа покидает тело.
- Покаяние: Тауба (покаяние) является неотъемлемой частью поклонения на протяжении всей нашей жизни. После того, как мы умерли, мы больше не можем каяться в наших больших и малых грехах, поэтому, делая это регулярной частью нашего ежедневного ибадата (поклонения), мы делаем все возможное, чтобы отчитаться за себя перед смертью.
- Садака: Садака (благотворительность), в частности Садака Джария и Вакф , которые являются постоянными формами благотворительности, приносят пользу человеку после того, как они прошли, зарабатывая вознаграждение за пределами жизни здесь, в этом мире.
3 деяния, которые продолжаются после смерти
В следующем хадисе описываются три деяния, которые продолжаются после смерти:
«Когда человек умирает, его добрые дела прекращаются, за исключением трех: постоянной благотворительности, полезного знания, и праведного ребенка, который будет молиться за него».
Хадис | Бухари
Мусульманин может подготовиться к смерти, совершив одно, два или все три из этих очень полезных дел в течение жизни.
Узнайте все, что нужно знать об уходе из благотворительной организации.
Составление исламского завещания
Все мусульмане обязаны готовиться к смерти. Создание завещания означает, что в этой жизни и в следующей жизни о ваших делах позаботятся. Одна из уникальных мудростей этого заключается в том, чтобы облегчить жизнь тем, кто остался позади, что оказывает усугубляющее воздействие на остальную часть общества. Мы заботимся о земле и друг о друге.
В известном хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Никакому мусульманину, у которого есть что завещать, не разрешается оставаться на две ночи без последней воли и завещания написано и хранится у него наготове».
Хадис | Бухари
Здесь вы можете узнать все, что вам нужно знать о создании своей исламской воли.
Что происходит после смерти в исламе
Исламская традиция хранит много информации о том, что происходит с человеком после его смерти. Ислам учит, что есть загробная жизнь, и что жизнь, которую мы живем в этой Дуня (мир) только временно. Верующие проводят всю свою жизнь, поклоняясь Аллаху (СВТ), Единому Богу, и верят в Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), а также во всех посланников Аллаха – вся наша цель – поклоняться Аллаху (СВТ). Таким образом, смерть — это конец испытания и начало испытания (Судного дня), которое приведёт людей либо в джаннам (небеса), либо в джаханнам (ад).
Судный день ( Qiyamah ), день, который продлится 50 000 лет, является днем ответственности. В этот день все человечество будет судить по своим делам и намерениям только Аллах (СВТ). Ни одному живому существу не известно, когда наступит Судный день, даже пророки (мир им всем) не знали.
Существует 14 стадий загробной жизни, описанных в Коране и Сунне, начиная с момента погребения. Вот обзор 14 стадий загробной жизни:
- Барзах: Барзах — невидимое царство, барьер между жизнью и смертью. В тот момент, когда человека хоронят, его душу спрашивают два ангела, заряженных Аллахом (СВТ). Их душа остается в Барзахе и ждет судного дня.
- Труба: Труба трубит ангелом Израфелем по команде Аллаха (СВТ), она трубит дважды.
- Апокалипсис: Первый удар трубы начинает апокалипсис и уничтожает все живое, включая самого Израфеля.
- Воскрешение: после периода, известного только Аллаху (СВТ), Аллах (СВТ) сначала вернет Исрафила к жизни и прикажет ему во второй раз трубить в трубу, чтобы воскресить все человечество в Судный день.
- Собрание: Все человечество воскреснет из своих могил, прежде чем соберется на одной ровной равнине в ожидании суда от Аллаха (СВТ) – суд начинается.
- Выдана книга подвигов: Каждому человеку будет предоставлена его книга подвигов.
- Отчетность: Аллах (СВТ) привлечет своих рабов к ответственности за их добрые дела и проступки. Он Самый Справедливый.
- Расплата: Деяния человека будут взвешены на весах, определяющих ход его загробной жизни.
- Фонтан Каутар: вода из этого фонтана взята из одной из райских рек. Здесь Пророку Мухаммеду (мир ему и благословение) будет позволено предоставить немного своей воды верующим, чтобы утолить их жажду.
- Сират: Сират (мост) пересекает адское пламя в рай, и всему человечеству суждено пройти по нему.
- Заступничество: здесь многие будут просить пророков просить Аллаха (СВТ) о прощении от их имени в надежде, что их заступничество будет удовлетворено.
- Чистилище: Чистилище разделяет рай и ад. Здесь человечество будет отвлечено к месту своего упокоения.
- Ад: Считается, что даже те, кто уверовал в Аллаха (СВТ) и его посланника, могут быть обречены на короткое время в аду за некоторые из своих грехов.
- Рай: В конце концов, местом упокоения для всех станет рай, кроме тех, кто не раскаялся в своем ширке. Там все будут наслаждаться миром и спокойствием навечно.
- «За умершим, которого несут в могилу, следуют трое, двое из которых возвращаются (после его погребения) и один остается с ним: его родственник, его имущество и его дела следуют за ним; родственники и его имущество возвращаются, а дела его остаются с ним». (Бухари Том 8: № 521)
- «Воистину, Аллаху принадлежит владычество над небесами и землей; Он дает жизнь и вызывает смерть. И нет у тебя, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника». (Сура Тауба, аят 116)
- «Не убивайте душу, которую Аллах сделал священной, кроме как по праву справедливости. Тому, кто несправедливо убит, Мы дали власть наследника, но пусть он не переходит границы в лишении жизни». Сура Аль-Исра стих33
. Считается, что Аллах решает, когда человек умирает, и умершие остаются в могиле до Судного дня или Яум ад-дин, который является последним днем, когда Аллах судит их в соответствии с тем, как они жили. В этот день человека поднимают из могилы и предстают перед Аллахом, чтобы судить за его дела. Эта вера называется воскресением тела.
В исламской традиции смерть — это отделение души от тела и начало загробной жизни. Существуют различные подробные дискуссии об этом процессе, и школы мысли (три традиционные школы в исламе) имеют разные выводы по этому поводу. Основным источником, который есть у мусульман, является Коран и исламские повествования. В Коране сказано: «Ни одна душа не может умереть, кроме как с позволения Аллаха. Срок устанавливается письменно». Коран 3:145
Люди, совершившие в течение жизни несколько добрых дел, попадают в Джанну (Рай). В этом месте нет боли, болезней или печали, тогда как те, кто совершает плохие поступки в своей жизни, попадают в Джаханнам (Ад). Это место, где человек терпит физические и духовные страдания. Но мусульмане верят, что не все плохие действия или решения наказуемы, поскольку Аллах прощает и сострадателен. Он простит тех, кто сожалеет о своих действиях и совершил определенные добрые дела в своей жизни.
В Коране сказано: «Из того добра, что они делают, ничто не будет отвергнуто ими; ибо Аллах хорошо знает тех, кто поступает праведно. Те, которые отвергают веру – ни их имущество, ни их (многочисленное) потомство не помогут им против Аллаха; они будут спутниками огня, пребывая в нем вечно». Коран 3:115- 1:116
Этапы жизни после смерти в исламе
Согласно исламу, после того, как человек был похоронен или съеден животным, начинается жизнь после смерти. В исламе есть четырнадцать стадий жизни после смерти. Он состоит из таких этапов, как Барзах, Кияма, Воскресение, Расплата, объявление ада или рая и несколько других промежуточных. Дать более описательное объяснение каждой стадии; вот 14 стадий жизни после смерти.
1. Барзах
В исламе считается, что когда человек умирает, душа входит в состояние ожидания, также известное как Барзах, до Судного Дня. Это переходный период между миром и загробной жизнью. Это барьер или завеса между нашим миром и миром мертвых. Даже если тело человека сожжено дотла или съедено животным, его жизнь в Барзахе начинается.
2. Трубный звук
Чтобы начать апокалипсис, Сур или труба трубит ангелом Хазратом Исрафелем. Он дважды дует в инструмент и воскрешает людей, чтобы отвести их к месту сбора.
3. Апокалипсис или Кияма
Это подъем умершего человека и его или ее продвижение к месту сбора. В одном из аятов Корана Аллах говорит о кияме, : «О люди! бойся твоего Господа! Ибо конвульсия Часа (Судного суда) будет вещью ужасной! В тот день, когда ты увидишь это, каждая мать, кормящая грудью, забудет своего грудного ребенка, и каждая беременная женщина сбросит свою ношу (несформировавшуюся): ты увидишь человечество, как в пьяном бунте, но не пьяном: но ужасен будет Гнев. Аллаха». (Аль-Хадж, 1-2.)
4. Воскрешение после смерти
Согласно Корану сказано, что воскресение происходит разными способами. На этом этапе мертвых поднимают из могил и предстают перед Аллахом, чтобы судить за их дела. Кроме того, концепция воскресения после смерти является как телесной, так и духовной, и не только возможна, но и очень проста для Аллаха.
5. Место сбора
Следующий этап — сбор, где собираются все воскресшие души. Место, где они собираются вместе, называется местом сбора. Они ждут там, чтобы получить Книгу Деяний. Этот этап упоминается в Коране, а также в хадисах.
6. Получение Книги Деяний
На этом этапе души собираются вместе, чтобы получить Книгу Деяний. В этой книге есть записи об их хороших и плохих делах, и точная форма записи неизвестна, поскольку она нигде не упоминается явно. На этом этапе воскресшие души могут вернуться к делам своей жизни.
7. Расплата
После того, как они получат книгу, они будут судимы одинаково и в соответствии с их делами. Им задают вопросы об их жизни, на основании которых выносится суждение. Относительно этого этапа в Коране сказано: 9.0028 «В тот день каждой душе воздастся за то, что она заработала; не будет несправедливости в тот день, ибо Аллах скор в расчете». (аль-Мумин, 17.)
8. Весы или Мизан
Это этап, на котором измеряется вес деяний. Если добрые дела человека имеют больший вес, чем дурные, то он получает спасение, а если добрые дела легче дурных, то он несет наказание. Также говорят, что верующие, попавшие в ад, также могут быть отправлены в рай после отбытия наказания.
9. Река и бассейн Каутар
Это бассейн, в котором течет вода реки Рая. Вода собирается в этом бассейне в Судный день, и когда собираются воскресшие люди, Пророку Хазрату Мухаммаду дается бассейн Каусар. Считается, что тот, кто первым достигнет бассейна, станет пророком.
10. Сират
Это мост через ад, и каждый должен его пересечь. Она тянется через ад в рай и строится по добрым и злым делам человека. Считается, что разные души пересекают этот мост с разной скоростью.
11. Заступничество
На этом этапе люди, совершившие определенные грехи, просят у ученых и пророков прощения у Аллаха, а те, у кого нет греха, просят подняться на более высокий уровень.
12. Чистилище
Также известное как Араф, это место, разделяющее рай и ад. Аллах решает, кто войдет в рай и ад.
13. Ад
Это место, куда попадает человек, совершивший худшие поступки, где его пытают и наказывают за его грехи. В исламе он известен как Джаханнам, и грешные души наказываются по-разному. Однако наиболее распространенной формой наказания в Джаханнаме является сожжение в огне.
Рекомендуем прочитать: Семь уровней Джаханнама, также известного как врата ада в исламе
14. Рай
Это место, куда человек, совершивший добрые дела, входит и живет комфортной жизнью в вечности. В этом месте нет печали, боли, чрезмерного тепла или холода. Рай или джанна в исламе имеют разные уровни. Согласно Корану, в исламе существует семь уровней рая.
40 дней после смерти В исламе
В исламе, когда человек умирает, семья и друзья собираются вместе через семь дней, чтобы провести поминальные молитвы и сделать благотворительность и пожертвования в память об умершем. То же самое происходит через 40 дней и один год после смерти человека. Они читают Коран, занимаются благотворительностью и совершают как можно больше добрых дел в память об усопшем. Имамы (руководители исламского богослужения) предполагают, что после смерти, когда душа человека отделяется от тела, душа продолжает жить и навещает близких на седьмой и 40-й день после смерти. Душа также посещает их после одного года прохождения.
Аль-Муид – Аллах, который возвращает души к жизни после смерти, чтобы отправиться в вечность.
Жизнь после смерти в исламе
По мнению многих мусульман, после смерти человека его душу забирает ангел смерти Азраил. Затем к могиле приходят два ангела — Мункар и Накир и задают вопросы о том, как они вели свою жизнь. После смерти человека все, что от него остается, является его наследственным имуществом. Мусульмане рассматривают для наследования только тех родственников, которые связаны с умершим по мужской линии, к которым относятся сын сына, дочь сына и мать отца. Наследники имеют общую долю в имуществе.
Хадис о 3 деяниях, которые продолжаются после смерти
Согласно хадису есть одно из 3 деяний, которые продолжаются после смерти:
«Когда человек умирает, все его действия прекращаются, за исключением одного из трех способов : непрекращающийся акт милосердия, полезный вклад в знания и послушный ребенок, который молится за него».
– Абу Дауд, Муслим, Аль-Нассайе и некоторые другие
Траур в Коране
«А те из вас, кто умер и оставил вдов, должны ждать четыре месяца и десять дней. Затем, когда они отработали свой срок, на вас нет вины за то, что они делают с собой в соответствии с нормами [общества]. Аллаху хорошо известно о том, что вы делаете. И на вас тоже нет вины, если вы молчаливо посылаете этим женщинам предложение руки и сердца или держите его в сердце. Аллах знает, что ты обязательно поговоришь с ними. [Сделайте это], но не заключайте тайный договор. Конечно, вы можете сказать что-то в соответствии с нормами [общества]. И не решайтесь жениться, пока закон не достигнет своего срока. И знайте, что Аллах знает о том, что в ваших сердцах; поэтому бойтесь Его и знайте, что Аллах — Прощающий и Терпимый».
— Коран 2:234–235
Концепция перерождения в исламе
Хотя большинство школ ислама не продвигают идею перерождения, в исламе есть некоторые суры и хадисы, свидетельствующие о перерождении.
«Аллах дал тебе жизнь. Тогда это заберет вашу жизнь там. Тогда он снова даст тебе жизнь». – Коран Маджид, Сура Аль Бакра 2 стих 28
«То, как Аллах создал творение (хилкит) в прошлом, он повторит это снова». – Сура-Ар-Рум 30-11
Цель жизни в Исламе
Единственная цель человека в Исламе – молиться Аллаху и вести по указанному Им пути. Кроме того, материалистический мир и проблемы, связанные с ним, — это всего лишь экзамен, чтобы решить, как будет выглядеть загробная жизнь этого человека. В зависимости от деяний, совершенных на земле, человек будет жить в раю или в аду.
Исламские цитаты о жизни и смерти
Жизнь после смерти в исламе — важная и продуманная концепция, интригующая мусульман всего мира. Задается много вопросов, а ответы ищутся в самых надежных источниках исламских традиций – священном Коране и хадисах Пророка. С этими двумя путеводными огнями путь в загробную жизнь кажется более ясным и определенным.
Часто задаваемые вопросы
Почему мусульмане верят в загробную жизнь?
Говорят, что мусульманин, верящий в загробную жизнь, является одним из шести символов веры в исламе (также известный как аркан аль-иман). Мусульмане верят, что Аллах является судьей их жизни, и поскольку они находятся на этой земле очень короткое время, они должны подготовиться к жизни после смерти. Мусульмане рассматривают свою жизнь как испытание и изо всех сил стараются совершить как можно больше добрых дел. Они хотят войти в Джанну и выполнить свои исламские обязательства.
Как Коран описывает Небеса?
В Коране Небеса описываются как дом мира и сад вечного блаженства.
Кто такой Ангел Азраил?
Когда человек умирает, его или ее душу забирает Ангел Смерти, Азраил.