Исповедь мытарства блаженной феодоры: Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах

Разное

Мытарства блаженной Феодоры. Исповедь в порядке 20 мытарств. С иллюстрациями Посадский Н.С.

Таинство Исповеди называется иногда вторым Крещением. «Исповедь, — говорит свт. Григорий Палама, — выкапывает и исторгает [из сердца] тайные и дурные страсти и делает его приготовленным к принятию священных семян и благоприятным для плодоношения и возделывания добродетелей». Неудивительно поэтому, что подготовка к этому таинству занимает важное место в жизни христианина. Такой цели служит и эта книга. Она представляет собой опыт построения исповеди по так называемым мытарствам блаженной Феодо-ры и предназначена всем готовящимся к таинству Исповеди, а также и тем, кто хочет испытать свою совесть и глубже заглянуть в себя.


Год издания 2016
Страниц 77
Издательство (Производство) Сибирская Благозвонница
Формат 60х90/32 (145х105 мм)
ISBN 978-5-906793-72-0
Автор Посадский Н. С. — составитель
Артикул 01-5095
Бумага Офсетная
Переплет Мягкий глянцевый

Читать онлайн «Мытарства Блаженной Феодоры» – ЛитРес

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах (Правосл. Исповед., ч. 2, отв. на вопр. 25). Сущность учения о мытарствах излагает свт. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей – демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его – преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.

Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.

Вот о чем поведала блаженная Феодора, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию (Ч. М. 26 марта).

«Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили. Тогда один из Ангелов строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите вы приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Бесы неистово закричали и начали показывать записи о злых делах, от юности мной сделанных, говоря: «Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она ли творила их?» – крича таким образом, они выжидали смерти моей. И вот из уст моих излетел последний вздох, светлые Ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что тело мое лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на тело свое и очень удивлялась этому. Между тем как Ангелы держали меня, бесы окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!» Святые Ангелы собирали все, что я сделала когда-либо доброго, малейшие добрые дела, одно за другим, Ангелы собирали и готовили, чтобы положить против злых моих дел. Бесы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время внезапно явился преподобный отец Василий (у которого по смерти мужа жила в услужении преп. Феодора, посвятившая себя на служение ближним и молитву и пред кончиной своей принявшая иночество) и сказал Ангелам: «Святые Ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился о ней Богу, и Бог даровал ее мне».

Films Media Group — Темные века и тысячелетие: христианство в IX и X веках

Святые иконы в Константинополе (04:50)

БЕСПЛАТНЫЙ ПРЕДПРОСМОТР

Святые иконы находятся в центре поклонения в Восточном православном христианстве. Значение святых икон приобрело идолопоклоннический оттенок в восточном христианстве Константинополя IX века.

Иконоборчество в Византии (04:02)

В 815 году император Лев запретил религиозные иконы на всей территории Византийской империи. За указом последовало безудержное уничтожение религиозных икон, и иконоборчество раскололо Восточную Церковь.

Византия возвращается к иконам (02:05)

В 842 году умер иконоборец Феофил и к власти пришла его жена императрица Феодора. Она восстановила почитание религиозных икон, что вызвало всеобщее признание.

Правила религиозного искусства (02:27)

В середине IX века Церковь разрешила спор о роли икон. Были установлены стандартизированные правила создания новых икон, и в Византии процветало искусство.

Божественный закон в Западной церкви (03:03)

Западное христианство 9 века уделяло особое внимание божественному закону. Церковь презирала почитание икон, характерное для восточного христианства.

Карл Великий и Церковь устанавливают законы (02:24)

Карл Великий установил законы по всей своей империи в попытке создать идеальное христианское общество. После его смерти Церковь продолжала предписывать законы христианского поведения в христианском обществе.

Церковь соблюдает свои законы (02:33)

9Христианская церковь 19-го века применяла свои законы через систему исповеди, покаяния и жестоких испытаний. Она утвердилась на всех уровнях общества, и люди признали ее авторитет.

Христианство расходится (01:30)

Гибкость Восточной церкви резко контрастировала с авторитаризмом Западной церкви. По мере развития 9 века соперничество привело к расколу между западным и восточным христианством.

Крах общественного порядка в Европе (02:25)

Голод, болезни, жестокость и смерть характеризовали Европу в 10 веке; многие видели в этом признаки приближения конца света. Хаос в общественном строе и внутри церкви оставил простых людей в страхе.

Религиозные реликвии (01:51)

С падением общественного порядка европейцы 10-го века рассчитывали на мощи святых для защиты. Мощам приписывались огромные сверхъестественные силы.

Религиозные паломники в поисках реликвий (02:31)

В 10 веке паломники стекались в те церкви, в которых хранились самые важные религиозные реликвии Европы, принося богатство местным общинам. Реликвии стали настолько ценными, что их стали воровать монахи.

Молитва святым и мощам (01:51)

В Европе X века мощам молились о мире и избавлении от страданий. Они верили, что святые в Судный день восстанут и поведут добродетельных на Небеса.

Ад в 10 веке (03:51)

Идея ада приобрела новую силу в Европе 10-го века и нашла свое выражение в драматических и ужасающих произведениях искусства. Часто смертельное состояние, вызванное заплесневелым хлебом, эрготизм, вероятно, способствовало ярким видениям ада.

Признаки конца света (01:59)

Голод охватил Европу в 10 веке. Повсеместная смерть от голода и другие зловещие предзнаменования заставляли многих средневековых европейцев ожидать, что конец света наступит в 1000 году.

Святое видение Оттона III (03:12)

Оттон III унаследовал Священную Римскую империю Карла Великого, веря, что сможет помочь вернуть Христа на Землю. Он работал над тем, чтобы сделать Рим новым Иерусалимом, но римляне устали от его авторитарной тактики и свергли его.

Религиозная реформа в аббатстве Клюни (04:51)

Аббатство Клюни во Франции стало центром монашеской реформы и одним из самых важных монастырей христианского мира в 10-м и 11-м веках. Клуни вдохновил популярное движение обновления под названием «Мир Божий».

Чтобы узнать о дополнительных цифровых возможностях аренды и покупки, свяжитесь с медиа-консультантом по телефону 800-257-5126
(нажмите вариант 3) или напишите по адресу [email protected].

Святая Феодора – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

On Автор DavidLeave a comment

В предыдущем посте я обсуждал тип иконы «Страшный суд», изображающий второе пришествие Иисуса. И я упомянул, что общий мотив великана Змея мытарств/ Змея Муитарств — «Змей Испытаний», с «мытарскими домами» в виде колец на теле, изначально не входил в тип, но появился позже. По-видимому, он был добавлен к русским иконам «Страшного суда» во второй половине 1400-х годов.

Неудивительно, что это было более позднее дополнение, потому что технически это не часть Страшного суда, а скорее изображает последовательность «малых судов», которые, по мнению простых русских верующих, должна была претерпеть душа , пройдя через череду «воздушных мытарств», поднимаясь в небо после смерти.

Эти платы называются τελώνια/ Telonia (единственный τελώνιον/ Telonion ) на греческом) и MыTARSTVA/ MuitArstva (Singular hystwastwna .

Основной текстовый источник для воздушных домов (греческий τα εναέρια τελώνια /ta enaeria telonia, или τελώνια τοῦ ἀέρος /telonia eros ), который российцы называют τρος /telonia tous ).0081 — сомнительный документ под названием Житие Василия Младшего , предположительно написанный учеником Василия Григорием. Однако есть веские основания полагать, что Бэзил — в значительной степени, а возможно, и полностью вымышленный персонаж, использованный автором «Жизнь » в качестве предлога для представления своего взгляда на загробную жизнь и другие вопросы. В любом случае, документ, похоже, датируется второй половиной 10 века.

Что это за мытарства? Считается, что они представляют собой барьеры в порядке возрастания, через которые душа должна подняться и пройти после смерти. В каждом мытарстве демон допрашивает душу об определенных видах поведения, считающихся грехами, и требует оплаты. Если у души не хватает «наличности» в виде добрых дел и благочестия — «наличности», засвидетельствованной сопровождающим ангелом, то душа не может подняться дальше, а низводится в ад, чтобы ожидать там Страшного суда. Второе пришествие Иисуса.

Что все эти демоны делают в небе со своими маленькими мытарями? Откуда взялось это представление о демонах в небе? Ну, это происходит от понятия, популярного в первые дни христианства. К тому времени как в иудаизме, так и в христианстве существовала вера в то, что вселенная подобна многоэтажному зданию, в котором один уровень расположен над другим. Уровень между Землей и Луной считался самым низким. С христианской точки зрения, когда сатана и его ангелы были изгнаны с Небес, они взяли в качестве своего царства «подлунный» слой или сферу, которая простирается от земли до Луны. Следовательно, раннее христианство получило представление о том, что мир и воздух над ним наполнены демонами, пытающимися создать проблемы и склонить людей к злу. Подлунный («подлунный») уровень считался самым нечистым и загрязненным уровнем. Наверху были более высокие уровни, и Бог жил на самом верху, как богатый человек в пентхаусе.

На некоторых иконах, таких как эта иллюстрация XIX века, изображающая смерть и немедленную загробную жизнь святой Феодоры, мытарства изображены в виде лестницы, каждая из которых имеет имя соответствующего греха:

Сказание о Феодора и мытарства даны в Житии Василия Младшего.  Внизу слева мы видим умирающую Феодору с ангелом, принимающим ее душу в образе младенца. Справа от ангела Смерть. Вне здания справа мы видим прибывающую Смерть, восседающую на льве, точно так же, как это изображается на иконах типа «Единородный Сын». Лестница с управляемыми демонами ступенями мытарства на Небеса находится справа.

Другие примеры могут просто показывать душу верующего в форме ребенка в сопровождении ангела, останавливающегося на восходящих облаках, причем каждое облако является мытарством отдельного демона или демонов.

Вот фрагмент из 20 изображений мытарств в монастыре св. Иоанна Рильского в Болгарии:

Слева сопровождающий ангел, а рядом с ним христианская душа. Справа демоны держат свитки, показывающие грехи, исследованные в этом мытарстве. Белая надпись вверху по центру гласит:
МЫТАРСТВО    Г
Муитарство         3 (помните, что буквы кириллицы можно использовать как цифры).

Муитарство означает «мытарство» (множественное число мытарства — муитарства ).

Итак, на этой иллюстрации изображена мытарская палата №3. Слово на свитке красного демона — СРАМОСЛОВИЕ ( Срамословие ) говорит нам, что он проверяет нецензурную лексику, а свиток серого демона читает на предмет глупой речи — БУЕСЛОВИЕ — ( Буесловие ).

Количество пунктов взимания платы зависит от значка. И, конечно, восходящее расположение с демонами, блокирующими продвижение, напоминает икону типа «Лествица Иоанна Лествичника» (Климакос) — но это тема для отдельного разговора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts