История города царьград: ЦАРЬГРАД — Древо

Разное

История Царьграда: Запад против столицы Православия

Историк Павел Кузенков об истории Царьграда-Константинополя

В программе «Радио Кузичев» кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ и Сретенской духовной семинарии Павел Владимирович Кузенков рассказал историю великого Царьграда-Константинополя, а также о причинах упадка столицы и роли Запада в этом процессе.

Загадка Комнинов

Анатолий Кузичев: Возьму на себя смелость такого обобщения, что с окончанием династии Комнинов начался и конец Византии как империи, могучей, сильной, гигантской. Почему падение стало возможным?

Павел Кузенков: Очень интересная тема. Потому что она перекликается и с современными проблемами, в том числе и российской государственности. И династия Комнинов уникальна тем, что она возродила империю. Потому что к концу XI века империя уже почти исчезла, и лишь героическими усилиями основателя династии Алексея Комнина империя вернулась к своему политическому бытию и даже, в общем-то, окрепла и стала действительно могучей.

Но парадокс заключается в том, что именно при этой династии империя фактически впала в то состояние, которое сделало возможным события 1204 года. То есть взятие Константинополя горсткой участников Четвертого крестового похода, когда огромная империя с миллионной армией была фактически разрушена отрядом рыцарей.

А.К.: Извините, это важно. Это все-таки фактор внутреннего разложения?

П.К.: Конечно. Внутреннего разложения, которое казалось всем незаметным. Всем казалось, что империя могучая — как всегда. И более того, как никогда. И что эти ребята, может быть, что-то разграбят в лучшем случае, но никаких шансов у них нет. А произошло прямо противоположное. Погибла империя, на ее руинах было создано целое соцветие этих, так сказать, латинских государств — Латинская Романия. И фактически даже после того, как империю удалось восстановить через 60 лет, она так и не пришла в себя, и в дальнейшем уже существовала как полностью зависимая от тех или иных политических сил, слабое региональное государство.

Вот, собственно, загадка Комнинов в том, что произошло в это время. И причем, что интересно, эта загадка была поставлена уже самим византийцам. Они уже сами размышляли: что происходит в нашем государстве?

А.К.: В процессе, или по факту, или в 1204 году они…

П.К.: В процессе. Они видели, что происходит что-то не то.

Причина упадка – отступление от классической модели государства

А.К.: Все-таки какие-то были проявления внутреннего упадка?

П.К.: Самое яркое проявление — отступление от классической модели государства. Классическая модель государства, как она понималась в Римской империи, да и, в общем-то, понимается везде. Это когда чиновники служат государству. Когда они не просто работают, а служат. Вот это понятие госслужбы, которое сохраняется и в нашем русском языке, поскольку это именно служение: это не бизнес, это не способ сделать какую-то карьеру или заработать деньги — это вещь, которая сопоставима с военной службой, с церковным служением и так далее. То есть это действительно то, что создает государство, вот эта верность. Верность своему делу и своему государю, своему народу.

А.К.: Вы говорите, что уже к этому времени этот корень, который в слове «госслужба», в слове «служба», он был немножечко забыт и искажен? Правильно?

П.К.: Искажен настолько, что наблюдатели писали, что фактически государства-то у нас уже и нет. В частности, об этом писал знаменитый канонист XII века, как раз современник Комнинов, Иоанн Зонара, один из самых знаменитых толкователей церковного права.

В одном из своих трактатов он как раз пишет, что «фактически сейчас то, что мы имеем сейчас, это уже не Империя, поскольку наши вельможи путают свой карман с государственным». И фактически они уже не служат государству, они служат сами себе. Создается некое сословие, которое использует государство, как это по-русски сейчас называется, чтобы зарабатывать. И возникает отчуждение, все углубляющее отчуждение между народом и элитами и властью. Такое отчуждение, которое приводит, с одной стороны, к срастанию высшей элиты с иностранными капиталистами, дельцами, предпринимателями, поскольку у них появляются общие интересы — коммерческие, торговые и так далее. И в конечном счете к тому отчуждению, которое привело к феномену 1204 года, когда никто не захотел воевать за императора. Правда, это уже был не Комнин, ну не важно. Сама по себе империя уже разложилась.

А.К.: Это была вина кого-то из Комнинов, что девальвировалось это прежде важнейшее понятие, понятие служения государству? Понятие вообще государства?

П.К.: Я бы так сказал, что это была некая тенденция, которая пришла с Запада, феодализация. Что такое феодализм? Феодализм — это когда нет никакого государства. А есть элита, которая контролирует ресурсы, то, что называется аристократией и так далее.

О крестоносцах

А.К.: Какое формальное основание было у крестоносцев захватывать Константинополь и бить христиан?

П. К.: Самое смешное, что формальное основание было нарушение договора самими византийцами. Крестоносцы были наняты на службу одним из претендентов на византийский престол. Был составлен официальный договор, согласно которому при победе претендент должен был выплатить определенную сумму. После того как крестоносцы его действительно воцарили в Константинополе, возникли проблемы с выплатой денег. Никому не хотелось скидываться на такое недоброе, так сказать, дело, на гражданскую войну по сути, и впоследствии произошло что-то вроде патриотического переворота, во главе которого стоял человек, сказавший, что «мы не будем платить этим людям, они вообще чужаки и мы их не звали».

И кончилось все тем, что как раз воспользовавшись этим юридическим моментом, крестоносцы сначала собрались и поделили друг с другом империю, а потом, уже поделив, это важно, европейцы ничего не делают, так сказать, не договорившись друг с другом, потому что иначе они друг друга перебьют просто. Они уже атаковали Константинополь и впоследствии уже поделили. То есть здесь как раз вся специфика именно европейского подхода к делу: если уж вы нас наняли, извольте платить, и нам плевать, христиане вы или кто-то другой.

А.К.: А почему же поход тогда все-таки назывался крестовым?

П.К.: Потому что они направлялись в Египет для войны с мусульманами. И вот этот договор был известен только верхушке. Рядовые рыцари не знали про это.

А.К.: Вот карта того, во что превратилась прежде цельная Империя Византийская. Вот те самые куски, княжества…

П.К.: Ну, она распалась на несколько кусков. И надо сказать, что потом все-таки удалось императорам восстановить, срастить, так сказать, разные части. Причем большинство военной энергии пришлось не на крестоносцев, а на своих же. Потому что гражданская война — это самая тяжелая из всех войн. Как раз вот империя Великих Комнинов не вошла в это новое государство, она так и осталась самостоятельной. И, так сказать, империи произошел распад на две. Но важно, что именно крестоносцы уничтожили ту Византию, которая была сверхдержавой, империей, в подлинном смысле этого слова.

А.К.: Великая империя, она же великая не только в смысле площади, в смысле богатств своих и в смысле количества подданных. Но и, наверно, предполагается, в смысле армии и мощи военной. А что делала армия? Значит, приходит отряд крестоносцев. Что в это время делала могучая армия Византии?

П.К.: Очень интересно читать воспоминания участников этого похода со стороны как раз западных. Робер де Клари, был такой рыцарь. И он описывает очень такой характерный момент, когда император решился вывести свою армию. И крестоносцы вдруг увидели, что они будто утопают в море греков. И пишет Робер: «Даже если бы греки просто ничего не делали бы, они моли б просто нас задавить». Но что происходит? Греческая армия стоит, не двигаясь. Не двигаясь! Она не вступает в бой. А на следующее утро вдруг все видят, что дворец пуст. Император сбежал с казной, опасаясь переворота. То есть он настолько был непопулярен, что сам боялся своей армии.

Вот, собственно говоря, что помогло крестоносцам захватить Константинополь. А потом, как это ни обидно, но именно патриотический переворот привел к полному краху империи. Потому что если бы все-таки они, смирились бы с тем, что, да, они зависят от западного мира — ну, придется заплатить, таковы правила игры. Но нет же. Они вспомнили вдруг, что они Великая империя, и кончилось все это уже полным крахом. Вот в этом тоже определенный урок. Урок, который показывает, что, как говорится, если уж ты не смог удержать высокую планку, то ты должен ждать удобного момента. Шапкозакидательские настроения приведут к тому, что тебя просто добьют и уничтожат.

А.К.: И важно не испытывать иллюзий, что, может, не добьют. Как только дадите повод, конечно же, добьют всегда.

П.К.: Сразу добьют и будут правы юридически, вот что важно.

Иностранное засилье в Византии

А. К.: Вы сказали про зависимость — вы же имели в виду — от капиталов западных? Как сейчас это назвали бы?

П.К.: Да. Как раз то, что элита отделилась от народа, сделало возможным такую печальную, к сожалению, тенденцию. Императоры пытались с этим бороться, надо им отдать должное. Они всеми силами пытались…

А.К.: Деофшоризацию проводили?

П.К.: …проводили, да, деофшоризацию. Но штука в том, что они не смогли перебороть как раз этот контакт элит. Феодальная Европа нащупала общие интересы с феодализирующейся византийской знатью. А феодализм как раз, как я уже говорил, это горизонтальный интерес. Интерес некоего общественного слоя, аристократического сословия, да. Интерес, который никакого отношения не имеет ни к государству, ни к народу. Это именно корпоративный интерес элиты. <…>

По крайней мере, феодальный мир — это мир власти. Власти, находящей общие интересы с людьми, у которых есть деньги. И в этом, как правило, как раз и была главная трагедия. То есть итальянские, прежде всего генуэзские, венецианские, ну и другие купцы, они были заинтересованы в том, чтобы проникнуть на византийские рынки, воспользоваться местной инфраструктурой для того, чтобы свою транснациональную торговлю развивать. Греки им мешали как конкуренты. Как их устранить? И фактически, как это ни удивительно, но был достигнут некий баланс интересов, но не государственных, а именно групповых. И этот баланс привел к тому, что итальянцы были пущены на рынок. И местное купеческое сословие было уничтожено, поскольку не выдержало конкуренции.

А.К.: Понятно. Это были генуэзцы и венецианцы в основном или…?

П.К.: Причем византийцы пытались маневрировать, чтоб не зависеть от одной какой-то республики, от Венеции например, они призвали и генуэзцев. Чтобы не зависеть от генуэзцев, они призвали пизанцев. То есть фактически создали некий комплекс разных бизнес-элит на своей территории. А потом в Константинополе вспыхнул бунт против иностранного засилья.

Как Запад уничтожил столицу православного мира

Этот бунт привел к тому, что Византия стала нерукопожатной, против нее скооперировалась уже вся Европа. И как ни пытались потом последующие императоры это дезавуировать, сказав, что это народ, это не мы. А была резня, реальная резня, когда погибло несколько тысяч иностранцев. Были разграблены их магазины, лавки. То есть, действительно, фурункул лопнул, что называется. Народный гнев прорвался. И после этого как раз и началась подготовка того самого похода 1204 года, прежде всего венецианцами. Для того чтобы, с одной стороны, отомстить, а с другой — показать, поставить на место Византийскую империю. Показать ей, что не она диктует повестку дня. И здесь императоры оказались фактически беспомощными. Потому что они уже получили плохую прессу, что называется. У них была фатально подмочена репутация. 

А.К.: Понятно.

П. К.: Собственно, этот общеевропейский поход как раз и был, с одной стороны, и коммерческим, потому что они хорошо заработали, но с другой — он был идеологически оформлен как некое отмщение за те бесчестья, которые совершили греки по отношению к ним. Но все это накладывалось еще и на религиозную рознь, понятно. И хотя Папа открыто и не одобрил этот поход, но после взятия Константинополя прямо объявил грекам, что Господь их наказал тем самым. И, соответственно, дал санкцию на все эти завоевания. И в конечном счете Запад уничтожил столицу православного мира. Причем сделал это очень жестоко и неумно. Неумно так, что вызвал к себе очень глубокую антипатию, которая живет до наших дней. 

Полную версию смотрите в видеоверсии передачи «Радио Кузичев»

Читайте также:

Деньги приносит тараканище: Тайный бизнес Невзорова в России
Очень дорогая история: Во сколько обошёлся прогрессивный Горбачёв
В России готовят удар по Китаю: Секретная спецоперация США

Почему Константинополь назывался Царьградом? Эпоха величия и упадка

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда — Стамбул.

Содержание:

  • Как был основан Византий
  • История Константинополя
  • Благодарные шаги на пути к величию
  • Отчего Русь предпочла христианство
  • Город, где живет «царь»
  • Этимологическая справка
  • Конец Византийской империи

 Как был основан Византий

История основания Византия отражена в античной мифологии. По преданию, возлюбленная верховного бога Зевса – красавица Ио (дочь речного бога и царя города Аргос Инаха), скрываясь от преследования мстительной Геры, укрылась в окрестностях бухты Золотой Рог. Здесь у нее родилась дочь Кероэсса.

От союза Кероэссы и бога Посейдона родился сын Визант, ставший впоследствии первым царем основанного им города Византия. Произошло это в 667 году до нашей эры. По обычаю тех лет, прежде чем приступить к воплощению какого-либо серьезного замысла, следовало получить напутствие Дельфийского оракула.

Оракул дал совет «поселиться напротив слепых». Тщательно исследовав местность, Визант счел, что основать город лучше всего напротив поселения Халкидон, поскольку только «слепыми» могли быть люди, не заметившие полуострова, расположившегося на берегу пролива Босфор, Мраморного моря и бухты Кривой Рог.

Место, выбранное для города, давало ему возможность контролировать перемещение потока товаров, следовавших как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, что являлось надежным источником пополнения государственной казны. Кроме того, торговля в самом Византии процветала, что способствовало развитию города.

В то же самое время удачность географического и стратегического расположения являлась причиной частых вооруженных нападений на Византий.

 История Константинополя

324 год стал новой вехой в истории Византия. После ряда междоусобных войн римский император Константин Великий начал грандиозную перестройку города. В очень скором времени вокруг города было начато возведение крепостных стен, в нем появились новые дворцы, колоссальная церковь Апостолов, была осуществлена перестройка ипподрома.

В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия. Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина.

 Благодарные шаги на пути к величию

Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:

1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.

2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.

3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.

4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.

После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.

Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима.

 Отчего Русь предпочла христианство

Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.

Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.

В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.

Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне — сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.

Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».

 Город, где живет «царь»

Титулом «царь» древние славяне называли императоров, правивших Римом и Византией, а поскольку столица Римской империи была перенесена в Константинополь, произошло перенесение понятия на название самого города. «Царьград» — город, где живет император – «царь» (наверное, многим любопытно было бы узнать, почему Новосибирск назвали Новосибирском).

  • Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

  • Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

  • Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

 Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

 Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Сказка о Царьграде (Константинополь) — История русской литературы

В рубрике ::: 15 век, 2 пол. 15 Интересным образцом исторического повествования является «Слово о Царьграде», автор которого скромно называет себя «многогрешным и своенравным Нестором-Искандером». В XVI веке «Повесть» вошла в дополнительный раздел «Русского летописца» 1512 года; но он также сохранился отдельно.

В «Сказании о Царьграде» рассказывается о крупном событии мировой истории XV века — окончательном распаде Византийской империи и взятии ее столицы Царьграда (Константинополя) турками в 1453 году. Автор «Сказания» говорит о себе, что еще ребенком он был схвачен турками и обращен в магометанство. Он описывает осаду как бы с двух точек зрения. Сцены, происходящие в турецком лагере, чередуются со сценами в осажденном городе. Трудно сказать, что из того, что автор говорит о себе, является правдой, но раннее происхождение повести (вторая половина XV века или начало XVI) не подлежит сомнению.

Характерными чертами «Сказки о Царьграде» являются динамичность и напряженность повествования. Автор сводит рассказ об осаде, длившейся полгода, к нескольким кратким сценам, описанию пяти-шести самых напряженных дней ее обороны.

Повествование начинается с описания штурма города, который произошел на четырнадцатый день осады. Турки обстреляли город и штурмовали стены. Был рукопашный бой. Бой продолжался до наступления темноты, когда турки вынуждены были отступить, а измученные защитники уснули мертвым сном.

Турки снова готовились к штурму города, но на помощь его защитникам появились новые силы, а именно итальянец по имени Юстиниан со своим войском (Нестор-Искандер называет их «600 храбрецов»), единственный, кто откликнулся на призыв императора Константина обращение за помощью. Он становится истинным лидером греков во время второго штурма. Огромная пушка, на которую рассчитывали турки, пробивает брешь в самой уязвимой части городской стены, которую защищает Юстиниан. Ночью Юстиниану удается заблокировать брешь, построив деревянный барьер. На следующее утро турки снова обстреливают это место и разрушают барьер, но Юстиниан «прицеливается из своей пушки», отвечает на их огонь и уничтожает казенную часть большой пушки турок. Разъяренный султан кричит ягму (заряд!) и заранее делит город на разграбление. Опять рукопашный бой, и снова осаждающие отступают, и защитники города спят как убитые.

Третий штурм города снова начинается с обстрела большой пушкой, окованной железными полосами, но после первого же выстрела она «разлетелась на множество частей». Осаждающие засыпают рвы и закатывают тараны, но в этот момент горожане подрывают несколько мин и отбрасывают турок. Эта неудача заставляет султана пасть духом и он решает «отступить и вернуться домой», но тогда греки делают султану предложение мира, обнаруживая тем самым свою слабость, и боевые действия возобновляются.

Во время четвертого штурма туркам удается разрушить большой участок стены. На этот раз защитники не могут исправить повреждения; им удается построить только башню за разрушенным участком. Некоторые турки врываются и чуть не убивают Юстиниана, которого спасает греческий генерал. Но как только турки собираются ворваться в город с победными криками, греки начинают стрелять из пушек, «скрытно» размещенных в башне. Сам император вступает в битву. В одиночку «с мечом в руке» он прогоняет врага через пролом и из города.

Разгневанные неудачей четвертой попытки, турки готовят новый штурм. В этот момент происходит событие, предвещающее скорую гибель столицы: огонь вырывается из окон собора Святой Софии и поднимается к небу. Патриарх объясняет императору, что это означает, что Святой Дух покинул Константинополь. Когда наступает пятый штурм, все кажется проигранным, но император и Юстиниан не считают битву оконченной, «ибо час суда еще не близок».

Туркам удается разрушить воздвигнутую Юстинианом башню, а когда он снова пытается ее возвести, получает пушечное ядро ​​в грудь. Но врачам удается поставить его на ноги, и не успел он выздороветь, как снова приступает к строительству башни. В него снова попало шальное пушечное ядро. Император оплакивает умирающего Юстиниана, но не падает духом и в последний раз изгоняет турок из города.

Даже накануне краха города его разрушение не кажется неизбежным. Султан снова подумывает о снятии осады. Но над городом сгущается «великая тьма» и проливается кровь — знак того, что Константинополь вот-вот падет.

Наступает день падения Константинополя. Несмотря на увещевания придворных покинуть город, император бросается в решающую битву на улицах Константинополя и гибнет под мечами турок, тем самым исполняя давнее предсказание о Константинополе: «Он основан Константином и с Константином это закончится». (Первым императором, правившим в Константинополе, был Константин Великий и последний Константин XI.) Повесть заканчивается описанием триумфального въезда султана в город и напоминанием о пророчестве об освобождении Константинополя русым жезлом, который может интерпретироваться как светловолосые люди или русские.

Повесть о Царьграде богата фактическими подробностями и, очевидно, основана на достоверных воспоминаниях очевидца или очевидцев (в связи с этим заслуживают внимания рассказы автора о себе как о участнике этих событий).

В то же время, однако, в сказке заметно влияние русских военных сказок, «Сказания о взятии Рязани Батыем» и других. Здесь мы находим характерные для этих сказок стилистические словосочетания («великий и страшный был бой», кровь лилась «ручьями» и т. д.), хотя, в отличие от большинства русских сказок, в изображении воюющих сторон, отсутствие прямого осуждения «неверных» (турок) и резкое противопоставление их христианам (греки). Автор уважительно относится к обеим сторонам. По жанру «Слово о Царьграде» есть произведение историко-повествовательное и в то же время беллетристическая повесть, подобная тем, которые, как мы увидим, занимают важное место в русской литературе второй половины XV века.

« Агиография ||| The Russian Chronograph »

Подсанкционный телеканал российского бизнесмена, входящего в большую сеть злонамеренного влияния

Российский олигарх Константин Малофеев находится под санкциями США, ЕС и Канады с 2014 года за оказание финансовой поддержки поддерживаемым Россией сепаратистам в Украине. После вторжения России в Украину в начале этого года США и Великобритания ввели санкции против его медиакомпании «Царьград» и аналитического центра «Катехон», а также других связанных с ними организаций.

Царьград и Катехон распространяют пропаганду и дезинформацию в поддержку правительства России, включая ложные утверждения о том, что Украина разрабатывает программу биологического оружия.

Малофеев Поддержка российской агрессии в Украине

Константин Малофеев (также пишется Малофеев) — российский бизнесмен, который стал участвовать в российской политике в качестве лидера монархических и православных политических организаций, поддерживающих президента Владимира Путина. В 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и начала поддерживать сепаратистские движения в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины, Малофеев был видным политическим и финансовым сторонником российских марионеток в спорных районах. США, ЕС и Канада наложили санкции на Малофеева за эти действия в 2014 году, в то же время США также ввели санкции против его инвестиционной группы Marshall Capital Fund.

После конфликта 2014 года на Украине Малофеев основал телеканал «Царьград» и множество связанных с ним организаций. К этим организациям относятся Аналитический центр «Катехон» (также пишется «Катехон»), московский аналитический центр, и Общероссийская общественная организация «Общество содействия историческому развитию России «Царьград» (Царьградское общество), политическая организация.

Царьград

9ООО «0002 Царьград» является центром малофеевской сети СМИ и политических организаций. Московская компания, основанная в 2015 году, управляет «Царьград ТВ» (Телеканал «Царьград») и является материнской компанией других аффилированных с Малофеевым компаний, включая «Катехон».

Царьград ТВ занимается распространением антизападной пропаганды и дезинформации, выступая в качестве представителя российского государства, согласно отчету Государственного департамента США от августа 2020 года. В отчете описывается сеть официальных, прокси и неавторизованных каналов и платформ связи, которые Россия использует для создания и распространения ложных нарративов, состоящая из пяти основных столпов: официальные правительственные коммуникации, финансируемый государством глобальный обмен сообщениями, культивирование прокси-источников, превращение социальных сетей в оружие. средства массовой информации и дезинформация с помощью киберпространства.

Часть участия «Царьград ТВ» в этой сети была в качестве одного из «постоянных партнеров» Patriot Media Group, медиаконсорциума, созданного в октябре 2019 года, как ранее сообщал Харон. Организатором Patriot Media Group было Федеральное агентство новостей, организация, на которую США наложили санкции в декабре 2018 года за ее роль в кампаниях российского вмешательства в мировые политические системы и выборы.

YouTube заблокировал «Царьград ТВ» на своей платформе в июле 2020 года. «Царьград» в ответ подал в суд на Google, материнскую компанию YouTube, в России. «Царьград» получил решение российского суда от 2021 года, предписывающее YouTube разблокировать аккаунт «Царьграда» или столкнуться с ежедневными штрафами. Малофеев и Царьград объявили в марте этого года, что намерены подать иски в США и третьих странах, чтобы взыскать с Google более 1 млрд рублей штрафов, наложенных российским судом.

Когда Россия вторглась в Украину в конце февраля этого года, «Царьград ТВ» распространял сообщения, которые соответствовали пропаганде и дезинформации российского правительства. В Facebook «Царьград ТВ» публиковал десятки сообщений в день, среди которых:

  • Утверждения, что Украина угрожает России ядерным оружием, которого Украина не имеет (25 февраля)
  • Дезинформация о существовании в Украине лабораторий биологического оружия (26 февраля)
  • Ложные заявления о базе НАТО в Украине (27 февраля)

Когда в марте федеральный судья раскрыл обвинительный акт бывшему продюсеру Fox News в нарушении санкций, Малофеев и Царьград ТВ были центральными фигурами уголовных обвинений. Продюсер якобы нарушил санкции США, работая на Малофеева над «несколькими телепроектами в течение нескольких лет», включая «Таарград ТВ», в России, Болгарии и Греции. Согласно пресс-релизу Министерства юстиции, в обвинительном заключении впервые говорится о нарушениях санкций США, вытекающих из конфликта 2014 года на Украине.

Сам Малофеев, как выяснилось 6 апреля, является фигурантом уголовного дела о нарушении санкций в отношении Царьград ТВ. Минюст объявил, что Малофееву предъявлено обвинение в заговоре с целью нарушения санкций США и нарушениях санкций США в связи с наймом американского новостного продюсера. Малофеев якобы вступил в сговор с целью незаконного перевода инвестиций в размере 10 миллионов долларов, сделанных в банке США, деловому партнеру в Греции в нарушение санкций против него.

Царьградское общество

Малофеев возглавляет Царьградское общество, зарегистрированную в России политическую организацию, которая ранее называлась Обществом двуглавого орла, в честь символа Российской Федерации и Российской империи. Общество «Царьград» отстаивает идеи Малофеева о том, что Россия должна вернуться к монархическому правлению и расшириться на историческую территорию Российской империи, включая Украину. YouTube также заблокировал аккаунт Общества «Царьград» в 2020 году.  

Катехон

ООО «Аналитический центр Катехон» (ООО «Аналитический центр Катехон») является дочерней компанией ООО «Царьград», основанной в 2016 году. свой веб-сайт, работающий на пяти языках. Его возглавляют лица, имеющие явные связи с российским государством и российскими спецслужбами. В более широкой российской дезинформационной и пропагандистской экосистеме Катехон играет роль поставщика предположительно независимых аналитических материалов, ориентированных в основном на европейскую аудиторию».

Веб-сайт Katehon не публиковал контент на русском языке с 2017 года, хотя активно публиковал материалы, ориентированные на иностранную аудиторию, на английском, испанском, французском, немецком и арабском языках, согласно отчету Госдепартамента за 2020 год.

Одной из ведущих фигур Катехона является Александр Дугин, который в 2015 году попал под санкции США за роль лидера российской организации, поддерживающей сепаратистов на Украине. Дугин также сосредоточил свои усилия на обращении к маргинальным сторонникам теории заговора в США и других западных странах. Например, статья Дугина, которую Катехон опубликовала в Facebook 22 марта 2021 года, имитирует язык и концепции QAnon, призывая к «Великому пробуждению» и осуждая «Великую перезагрузку» глобалистских элит.

Дугин и Катехон также сотрудничали с иранской организацией, связанной с Корпусом стражей исламской революции — Qods Force, названной организацией «Новый горизонт», как сообщал Харон в 2019 году. Украина, объявив действия операцией по прекращению геноцида русских в Украине.

 

Обозначение санкций США и Великобритании

Министерство финансов США включило ООО «Царьград», Общество «Царьград» и Катехон в список санкций в отношении более 40 физических и юридических лиц в глобальной сети уклонения от санкций Малофеева и «экосистеме злонамеренного влияния» на 20 апреля этого года. 4 мая Министерство финансов Великобритании также назначило ООО «Царьград», «Катехон» и общество «Царьград» вместе с 60 другими физическими и юридическими лицами.

Обозначения США и Великобритании усилили использование санкционных органов для борьбы с российской пропагандой и дезинформацией, и в настоящее время продолжаются дальнейшие действия против российских СМИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts