История иконы троеручица: Икона Божией Матери «Троеручица» / Патриархия.ru
Содержание
Зачем Богородице третья рука? | Икона «Троеручица»
ivuspsobor.blogspot.com
Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.
Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.
Икона Троеручица
В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».
Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.
Троеручица, деревенская икона XIX века
Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».
Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.
Троеручица, монастырь Хиландар, Афон
Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение
Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.
Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.
Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона
Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.
Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.
Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.
Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.
Читайте также: Икона. Как создается чудо
Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.
Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.
За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.
Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.
Троеручица, современная икона
Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.
Читайте также: Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев
Вы прочитали статью Зачем Богородице третья рука? | Икона «Троеручица». Читайте также:
- Иоанн Дамаскин
- Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи
- Почему иконы не улыбаются
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Икона Божией Матери «Троеручица»: какие чудеса творит и что у нее просят
Именно перед этой иконой молилась семья последнего российского императора
Особенность этой иконы — третья рука у Божией Матери. Фото saveoursouls.ru
Верующие во многих странах мира ежедневно приходят помолиться к чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица», празднование которой приходится на 25 июля.
Особенность этой иконы в том, что на ней изображена Богоматерь с Богомладенцем на правой руке, а чуть ниже ее руки – изображение человеческой кисти.
История появления иконы
Появление чудотворной иконы «Троеручица» связывают с именем Иоанна Дамаскина, которого по ложному доносу обвинили в измене, отрубили кисть правой руки и в назидание другим повесили на городской площади.
Святой Иоанн к вечеру выпросил у халифа свою отрубленную руку и всю ночь усердно молился у иконы Божией Матери, прося ее исцелить его увечье. На рассвете святой задремал, во сне к нему пришла Богородица, а утром он проснулся с целой рукой. Про увечье напоминал лишь небольшой шрам. В знак благодарности проповедник написал благодарственную песнь «О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь», а к иконе приложил серебряную руку. Отсюда и пошло название иконы «Троеручица».
Долгое время святой образ хранился в Иерусалиме, затем, в 13 веке, он был подарен святому Савве, будущему архиепископу Сербскому.
ИконаБожией Матери «Троеручицы». Фото drvinum.ru
Чудесное спасение иконы и ее деяния
Во время османского нашествия сербы всеми силами пытались спасти икону, потому решили доверить ее судьбу самой Царице Небесной. Для этого они привязали икону к спине осла и выпустили животное из города. Осёл самостоятельно пришел к воротам Хиландарского монастыря на горе Афон, где ее с почетом приняли иноки и поставили на алтаре.
С иконой «Троеручица» связано много чудес. Например, однажды она выступила миротворцем иноков одного монастыря, которые никак не могли выбрать новую главу монастыря. Проспорив всю ночь, утром они пришли в храм и увидели, что икона оказалась на игуменском месте. Вернули монахи икону на прежнее место, запечатали двери монастыря, но и на следующий день икона вновь чудесным образом вернулась на алтарь. И приснилась инокам Богородица, которая сказала, что раз они сами не могут выбрать нового игумена, она будет вместо него.
С того времени в Хиландарской обители игумена не выбирают, назначают лишь иеромонаха-наместника, а мир и лад в монастыре хранит икона Божией Матери «Троеручица».
Где в России можно увидеть чудотворную икону с древних списков
Первая копия (список) чудотворной иконы в Россию попал в 1661 году и долгое время хранился в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В 1854 году с нее был сделан список, который и сегодня хранится в обители. А вот сам образ пропал.
Также древние списки иконы Божией матери «Троеручица» можно увидеть в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря (список в 17 столетия), в Успенском храме Болгарского подворья, в екатеринбургском Храме-на-Крови. Есть в России и обитель, названная в честь иконы – монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица».
Храм иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово. Фото russuia-church.ru
Что просят у чудотворной иконы «Троеручица»?
К этой иконе обращаются с молитвами, в которых просят:
1. Избавить от тоски и горестных мыслей;
2. Защиты от врагов;
3. Исцеления от болезней глаз и суставов;
4. Увеличения благосостояния и мира в доме;
5. Здоровья как физического, так и душевного;
6. Содействия в ремесленном деле или рукоделии;
7. Защиты от людей с недобрыми помыслами;
8. Выздоровления близких.
Икону «Троеручица» размещают не только в храмах, но и дома, ведь эта икона помогает всем, кто верит и усердно молится. Кстати, именно перед иконой Божией Матери «Троеручица» перед своей гибелью молилась в Ипатьевском доме Царская семья, позже причисленная к лику святых.
Иконка
OLPH — История и значение | Церковь Богоматери Неустанной Помощи
Это конкретное изображение Пресвятой Богородицы можно проследить как минимум до 1495 года, но, возможно, оно возникло раньше. По преданию, икона была украдена из церкви на Крите (остров в Греции) купцом, оказавшимся в Риме. Когда купец смертельно заболел, он открыл другу-смотрителю правду об иконе и умолял его вернуть ее в церковь. Хотя друг обещал это сделать, он нарушил свое обещание, потому что его жена не хотела отпускать такое сокровище. Друг в конце концов умер, так и не вернув икону в церковь. Затем Пресвятая Богородица явилась юной дочери этой семьи и велела ей сказать своей матери, что изображение Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи должно быть помещено в церкви Святого апостола Матфея, расположенной между базиликами Святой Марии Великой. и св. Иоанн Латеранский в Риме. Это произошло 27 марта 149 г.9. Икона осталась там и почиталась следующие 300 лет.
Когда в 1798 году церковь была разрушена войсками Наполеона, икону забрали монахи-августинцы, которые были смотрителями церкви. Когда эти монахи переехали в близлежащий монастырь Санта-Мария-ин-Постерула в Италии, они взяли икону с собой. Там он канул в безвестность на 60 с лишним лет.
Брат Августин Орсетти, один из монахов, переведенных в монастырь, однако, был молодым монахом в церкви св. Матфея во время хранения иконы. Он узнал икону, к которой питал большую привязанность, и часто говорил одному из прислужников, которых он обучал, Михаилу Марчи, что икона была древним чудотворным образом. Он сказал Майклу никогда не забывать об этом. В конце концов Михаил стал священником.
В январе 1855 года редемптористы купили участок земли, на котором когда-то стояла церковь Святого Матфея. В мае 1855 года началось строительство новой церкви. Он был посвящен святому Альфонсу Лигуори, основателю их конгрегации. Он также служил местом, где размещались молодые люди, начавшие послушничество. Одним из таких мужчин был Майкл Марчи, вступивший в Конгрегацию в декабре 1855 года.
Икона была упомянута однажды о. Марчи другим священником, услышавшим в проповеди известного проповедника-иезуита о. Франческо Блози, что икона Пресвятой Богородицы когда-то находилась в церкви, стоявшей на том же участке земли, где они находились. Потому что о. Марчи часто видел икону, особенно в 1850-1851 годах, когда был студентом, он знал не только сам образ, о котором идет речь, но и знал, где он хранится – в монастыре августинцев. Он вспомнил, что сказал ему брат Августин об иконе.
Услышав это, редемптористы обратились к своему генеральному настоятелю, о. Николя Морона, чтобы получить икону от августинцев, чтобы они могли поставить ее в своей церкви, которая теперь стояла на месте церкви св. Матфея. о. Затем Маурон получил аудиенцию у Папы Пия IX и рассказал ему историю иконы. Папа был убежден, что икона должна быть публично почитана в месте, указанном Пресвятой Богородицей, поэтому он связался с настоятелем августинского монастыря в Санта-Марии и попросил, чтобы икона была возвращена на место, указанное Богоматерью. Он сказал редемптористам: «Сделайте ее известной всему миру!»
26 апреля 1866 года икона была доставлена в церковь св. Альфонса в торжественной процессии, за которой последовало трехдневное празднование, включавшее мессу, благословение и особые богослужения. Сразу же стали происходить чудесные исцеления, и молва об иконе быстро распространилась. Верующие приходили сотнями, чтобы увидеть и поклониться образу Богоматери. Икона находится в этой церкви и по сей день.
Преданность Богоматери Вечной Помощи быстро распространилась в Соединенных Штатах, и последовали чудесные исцеления. Только в период с 1871 по 1884 год более 300 чудесных исцелений были зарегистрированы священником-редемптористом, живущим в районе Бостона, где его орден основал миссионерскую церковь под названием «Богоматерь Неустанной Помощи».
Со временем почитание Богоматери Неустанной Помощи начало распространяться в крупных городах (Сент-Луис, Новый Орлеан, Детройт и Чикаго). В некоторых местах тысячи людей нередко посещали еженедельные богослужения, что требовало строительства больших церквей. Вскоре обычай проводить еженедельные богослужения в честь Богоматери Неустанной Помощи распространился по всему миру.
Икона связана с особыми милостями и многочисленными чудесными исцелениями, большинство из которых носит медицинский характер. Изображение настолько важно, что его почитали многие папы.
Детали значка
Это византийская икона, написанная на дереве, высотой около 20 дюймов. На ней изображена Пресвятая Богородица под именем «Богородица», держащая на руках младенца Иисуса. Изображение принадлежит к классу икон, известных как кардиотисса. , от греческого слова kardia , что означает «сердце». Этот тип икон изображает милосердие, сострадание и нежность, потому что Пресвятая Богородица держит младенца Иисуса близко к своему сердцу.
Иконы должны быть не просто физическим изображением предмета, а художественным изображением вечных истин. В этом случае у художника младенец Иисус созерцает видение Своей будущей страсти, и в Своей тоске Он бежит к Своей матери за утешением. Обратите внимание, что Его левая сандалия свисает с Его ноги, потому что это указывает на поспешность, с которой Он бежал к Своей матери.
Богоматерь Неустанной Помощи — самая известная икона в мире.
Значение символов
Центральный образ, конечно же, Дева Мария. Греческие буквы MP и ƟY в верхней части изображения — это сокращения от Meter Theou , что означает «Богородица». Мария носит цвета девственницы (красный) и материнства (синий), но это также и королевские цвета. Ее лицо безмятежно и достойно, но она печальна. Ее взгляд направлен не на Сына, а на нас, зрителей, как бы для того, чтобы напомнить нам, что грех — это то, что стало причиной страданий ее Сына. В то же время, как Она утешает Своего Сына, так и нас утешает во времена наших скорбей, потому что Она наша духовная мать. Мы всегда можем обратиться к ней в случае необходимости, чтобы получить ее помощь. Ее главная цель – привести нас к своему Сыну. Следовательно, ее глаза также наполнены состраданием и любовью.
Восьмиконечная звезда на покрывале Марии напоминает нам о том, что Она — заря, возвещающая о пришествии Христа, Морская Звезда, которая ведет нас к Своему Сыну.
Рот Марии мал, чтобы указать на ее дух молчания и молитвы. Ее глаза большие, ибо они видят все наши беды и нужды и всегда обращены к нам.
Ребёнок — это Иисус, который изображается как взрослый в миниатюре, а не как ребёнок. Это может указывать на бесконечное божественное знание Иисуса как Бога. Буквы рядом с Ним, IC XC, являются аббревиатурой от 9.0026 Iesous Christos , греческая форма имени «Иисус Христос». Хотя Бог во плоти, но в человечестве Своем Он все еще чувствует тоску о предстоящей страсти, и потому Он бежит за утешением к Своей матери и хватает ее за руку.
Руки Христа, обращенные ладонями вниз к Его Матери, указывают на то, что Он поместил на ее хранение милости Искупления. Рука Богоматери не сжимает руки Ее Сына, но остается открытой, приглашая нас вложить свои руки в ее руки вместе с руками Иисуса.
На изображении два ангела, несущие орудия страстей Христовых. Сокращения рядом с ними определяют, кто они. Святой Михаил находится слева с копьем, пропитанной вином губкой и терновым венцом. Святой Гавриил справа, несущий крест и гвозди. Их руки покрыты тканью, очень похожей на ткань (плечевая вуаль), используемая священником во время благословения, когда он благословляет прихожан Святым Причастием, содержащимся в дароносице (металлическая подставка, обычно имеющая форму звезды).
Золотой цвет является символом воскресения и Небес, где теперь во славе правят Иисус и Мария. Следовательно, он используется в качестве цвета фона и цвета туники Иисуса. Также золотые короны или ореолы вокруг Иисуса и Марии, указывающие на их триумф как Царя Царей со Своей Королевой-Матерью. Так что, хотя икона изображает предчувствие страданий Христа, она также передает Его победу над грехом и смертью.
Мы очень благодарны следующим источникам информации об истории и значении этой иконы:
Веб-сайты Redemptorist: redemptorist. net и cssr.news
Старшая Мэри Агата, CMRI
www.catholiccompany.com
Icon — Wikiwand
- Introduction Icon
- HistoryEmergence of the iconTheodosius to JustinianLuke’s portrait of MaryIconoclast period
- Acheiropoieta
- Stylistic developments
- Symbolism
- Miracles
- Eastern Orthodox teaching
- Icon painting tradition by regionByzantine EmpireCreteRussiaRomaniaSerbiaEgypt и ЭфиопияАлеппо
- Западное христианство. сходство») — религиозное произведение искусства, чаще всего картина, в культурах восточно-православной, восточно-православной, римско-католической и восточно-католической церквей. Это не просто произведения искусства; «икона — это священный образ, используемый в религиозном богослужении» [1]. Наиболее распространенными сюжетами являются Христос, Мария, святые и ангелы. Хотя этот термин особенно ассоциируется с изображениями в портретном стиле, сосредоточенными на одной или двух главных фигурах, он также охватывает большинство религиозных изображений в различных художественных средствах, созданных восточным христианством, включая повествовательные сцены, обычно из Библии или жизни святых.
Икона «Лестница Божественного восхождения» , изображающая монахов, восходящих к Иисусу на небеса, вверху справа. 12 век, монастырь Святой Екатерины.
Иконы чаще всего пишут на деревянных панелях яичной темперой, но они также могут быть отлиты из металла, вырезаны из камня, вышиты на ткани, выполнены мозаикой или фреской, напечатаны на бумаге или металле и т. д. Сопоставимые изображения из западного христианства могут быть классифицированы как «иконки», хотя «иконка» также может использоваться для описания статического стиля религиозного изображения. В греческом языке для обозначения иконописи используется то же слово, что и для «письма», и православные источники часто переводят его на английский язык как 9.