История князя владимира красное солнышко: ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО | Наро-Фоминский городской округ

Разное

Содержание

Владимир Красное Солнышко (947–1015). Государственные и духовные лидеры

Владимир Красное Солнышко (947–1015)

Великий князь Киевский Владимир Святославич – Великий Святой, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь. Известен также как «Креститель Руси». Он придал христианству на Руси статус государственной религии.

Владимир – сын великого князя Киевского Святослава I Игоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира княжить в Новгороде по просьбе новгородцев в 969 г.

Мать Владимира по преданию – ключница княгини Ольги Малуша.

Во время междоусобной войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом, закончившейся смертью Олега, Владимир испугался властолюбия старшего брата и бежал «за море» к варягам. Вернулся в 980 г. во главе варяжской дружины с целью вернуть потерянное. Задачу свою выполнил: взяв Киев, выманил из него с помощью предателя Ярополка на переговоры и убил его.

Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.

Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов – племена, жившие на западе нынешней Белоруссии. Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах – по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу.


В 995 г. Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева. В 997 г., когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Он воевал с Волжской Болгарией. Известны также его войны с Византией и поход на Польшу в 992 г.

Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников.

Великий князь Владимир Красное Солнышко. Гравюра Н. Матюшина

По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, то первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна. Однако постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. Мусульмане – Аллаху, иудеи – Иегове, христиане – христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными. Поэтому выбрать какую-то одну из вер оказалось очень непросто.

Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, т. е. именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру.

По преданию, князь Владимир пригласил в 986 г. послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру.

Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен рассказом тех, кто побывал в Византии и был очарован «небесной» красотой тамошнего богослужения. Попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков».

Князь Владимир выбирает веру. Худ. И. Эггинг

Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь.

Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т. е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II.

В 988 г. Владимир взял Херсон (Корсунь). Крещение князя состоялось в 987–989 гг. именно в Херсоне, при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника.

Ольга – (в крещении – Елена) – киевская княгиня, жена князя Игоря, мать Святослава, бабка Владимира, приняла крещение в 955 г., первой среди русских князей.

Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы – деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы. В эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).

Крещение Руси. Худ. В. Лебедев

Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добролюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов, заселяя с этой целью южные рубежи, и противоборствовать Польше в Галиции.

На содержание Десятинной церкви Владимир ввел отчисления из княжеских доходов (десятую часть – десятину). Отсюда и пошло название этой церкви.

При большом количестве жен и наложниц у Владимира было немало детей. История упоминает следующих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Святослава, Станислава, Позвизда, Бориса, Глеба, Мстислава, Судислава и Святополка.

В 995 г. Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление сыновьям. Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных, которая впоследствии привела к раздроблению Руси на отдельные княжества и междоусобице.

После крещения возросла внешнеполитическая активность киевского князя. Были установлены дипломатические связи со многими европейскими странами.

Крещение князя Владимира. Худ. В. Васнецов

Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви в Киеве. Любимый герой народных былин, Владимир Красное Солнышко был канонизирован как святой.

Владимир основал новые города: в их числе – Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Белгород, Васильев. Он начал лить свои золотые и серебряные монеты.

Крещение Руси Худ. В. Васнецов

Щедрость и хлебосольство князя Владимира, богатство его пиров и празднеств вошли в былины. Народ прозвал его Владимиром Красное Солнышко.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Красное Солнышко. Семантика титула

2. Красное Солнышко. Семантика титула
Отождествление правителя с Солнцем – одно из самых ходовых в мировой истории. Оно восходит к седой древности Сынов Солнца – фараонов Египта и продолжается вплоть до «короля-солнца», Людовика XIV и тому подобных фигур придворного

Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко)

Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко)
Внебрачный сын великого князя Святослава, его матерью была ключница княгини Ольги Малуша, сестра воеводы Добрыни. И хотя отец признал ребенка, многие называли его «сыном рабыни». Год рождения князя неизвестен. Считается, что это

Раздел I Война между сыновьями Владимира Красное Солнышко

Раздел I
Война между сыновьями Владимира Красное Солнышко
Глава 1
Сколько было сыновей у князя Владимира
Со времени пришествия варягов в 862 г. борьба за власть на Руси сводилась к убийству конкурентов. При этом соперникам удавалось избегать полномасштабных боевых

2. Красное Солнышко. Семантика титула

2. Красное Солнышко. Семантика титула
Отождествление правителя с Солнцем — одно из самых ходовых в мировой истории. Оно восходит к седой древности Сынов Солнца — фараонов Египта и продолжается вплоть до «короля-солнца», Людовика XIV и тому подобных фигур придворного

Князь Владимир Красное Солнышко

Князь Владимир Красное Солнышко
Мифологизированный образ князя в русских былинах.
Владимир. Гравюра из старопечатной книги. XVII е.Большинство исследователей считают, что историческим прототипом былинного образа был князь Владимир Святославович (?—1115). Он правит в

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Борьба с печенегами стала в X веке насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям и открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц

Владимир Красное Солнышко, Крещение Руси и пришествие на нашу землю Слова Божия и грамотности

Владимир Красное Солнышко, Крещение Руси и пришествие на нашу землю Слова Божия и грамотности
Он родился в семье князя-язычника, который имел нескольких жен. Матерью Владимира была ключница его бабушки, княгини Ольги, ее рабыня, Малуша Любечанка. Она-то и родила князю

Великий князь Киевский Владимир Святой — Креститель Руси Годы жизни? — 1015 Годы правления 980–1015

Великий князь Киевский Владимир Святой — Креститель Руси
Годы жизни? — 1015
Годы правления 980–1015
Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира — сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко
Сначала Владимир был князь, как князь. Воевал, пил, пировал, убил брата; вообще вел себя по-княжески. Но с течением времени он больше и больше превращался в Красное Солнышко.Началось с того, что Владимир крестил свой народ и сам принял православие.

980–1015 Правление Владимира Красное Солнышко

980–1015 Правление Владимира Красное Солнышко
Оказавшись у власти, Владимир взялся за привычное дело отца и деда: усмирять славянские племена (вятичей и радимичей) да «успокаивать» соседей – ходил на Волжскую Булгарию, воевал с польским королем Мешко I. Но тяжелее всего

Глава 9. Владимир Красное Солнышко

Глава 9. Владимир Красное Солнышко
Существует много версий, почему князю Владимиру дали такое прозвище. До того как князь крестил Русь, он был верховным жрецом Даждьбога – бога солнца. Поэтому такое прозвище могло быть отголоском языческого прошлого. С другой стороны во

Великий князь Киевский Владимир Святой — Креститель Руси Годы жизни? — 1015 Годы правления 980–1015

Великий князь Киевский Владимир Святой — Креститель Руси
Годы жизни? — 1015
Годы правления 980–1015
Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира — сыновей Святослава, еще при жизни раздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
(г. р. неизв. — ум. 1015)Великий князь (980-1015). Сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Любечанки. С помощью дяди Добрыни Владимир Святославович в 969 г. стал князем в Новгороде. После смерти Святослава в 977 г. участвовал

Князь Владимир Красное Солнышко — Русская историческая библиотека

Содержание:

Владимир-язычник

Сказание об испытании вер

Крещение Руси

Владимир-христианин

Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Князь Владимир Святославович – краткая биография

Владимир-язычник

При жизни своей Святослав разделил Русскую землю на три части, или уделы, и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший, получил Киевскую область и звание великого князя; Олег – землю Древлянскую, а Владимир, которому народ позже дал прозвание «Красное Солнышко» – Новгородскую. Недолго братья ладили между собою. Случилось раз, что Олег Древлянский на охоте убил Люта, сына престарелого Свенельда, главного советника Ярополка. Озлобленный отец стал подбивать своего князя к войне: «Пойди на брата твоего Олега и отними у него волость».

Тот послушался, начал войну с братом и победил его. Олег во время битвы погиб: он упал в ров с моста, на котором теснились его бегущие воины. Тело его потом едва могли найти под грудою мертвых. Горько плакал Ярополк: он вовсе не хотел смерти своего брата. Узнал о печальном событии младший из братьев – Владимир, князь новгородский, и поспешил с дядею Добрынею, руководителем своим, к варягам, чтобы набрать там войско и отомстить старшему брату за смерть Олега, как требовал обычай. Ярополк присоединил Новгород к своим владениям; но Владимир скоро вернулся из-за моря с хорошею ратью, занял снова свой удел, завоевал Полоцк, умертвил князя полоцкого Рогвольда и двух сыновей его, женился на дочери его Рогнеде, невесте Ярополка, против ее воли; затем двинулся на Киев. У Ярополка войска было немного, но он сначала оборонялся, а потом, по совету своего вероломного боярина, сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина поразили мечами Ярополка в то время, когда тот шел к нему мириться.

Снова соединилась вся Русская земля в руках одного князя. Немало пришлось Владимиру вести войн с соседями: воевал он с поляками и отнял у них несколько городов (часть нынешней Галиции), два раза ходил на вятичей, которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; овладел землею хищного племени ятвягов, западных соседей Русской земли, живших по верховьям Немана; ходил и на волжских болгар и победил их.

Удачны были походы эти, и всякий раз Владимир Красное Солнышко возвращался в Киев с большой добычей. Было чем поделиться с удалой дружиной! Начинались тут пиры и веселья: раздавались веселые песни, гудела музыка: крепкие меды туманили головы удалых дружинников; турий рог наполнялся вином заморским и обходил ряды пирующих. Обильны были пиры Владимира и яствами и питьями. Случилось раз, говорит летописец, захмелевшие дружинники стали корить князя: «Горе головам нашим! – дают нам есть ложками деревянными, а не серебряными».

Услышал это князь и велел исковать им серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, – сказал он, – а с удалою дружиной найду серебро и золото».

Понимал Владимир, что без храброй и сильной дружины и власти бы у него было немного: у соседей добычи ему не промыслить бы, да и с народа своего не собрать бы дани. Понимал все это князь и высоко ценил дружину, жил с нею душа в душу.

Ласковый к дружине, склонный к веселым пирам и разгулу, Владимир был сначала плохим семьянином: он был многоженец. Тогда было в обычае держать по нескольку жен; у Владимира же их было несколько сот. Вот что говорит предание об одной из жен его, Рогнеде. Жила она с маленьким сыном Изяславом близ Киева, в своем тереме. Давно уже Владимир не видался с нею, и она горевала, что он позабыл ее для других. Раз, возвращаясь с охоты, он случайно заехал к ней. Задумала она из ревности убить его. Когда он уснул, она взяла нож и хотела уже поразить его; но он внезапно проснулся и успел схватить ее за руку.

– Полюбила я тебя, – сказала Рогнеда, – хоть ты убил и отца моего, и мать, и братьев; но теперь ты охладел и ко мне, и к младенцу моему.

Владимир решился сам казнить Рогнеду за преступный замысел. Он велел ей одеться в княжеское платье, как была она одета в день свадьбы, сесть на богато убранном ложе и ждать его. Вошел он с мечом, но вдруг явился маленький Изяслав и сказал: «Отец, ты не один здесь!» (Так сделать научила его мать.) Владимир не решился при сыне убить мать; он велел позвать своих бояр, рассказал им все как было и просил у них совета. Бояре посоветовали ему пощадить мать ради сына; Владимир послушался их и даже дал Изяславу с матерью Полоцкую область во владение.

Владимир был сначала очень ревностным язычником: с первых лет своего княжения стал он ставить в Киеве на видных местах, на холмах, кумиров, или идолов (т. е. изображение языческих божеств). Идол главного бога Перуна был сделан из дерева, голова серебряная, а усы золотые. Поставили также кумиры Даждьбога, Стрибога и других. Перед этими идолами совершались языческие обряды, жертвоприношения; приносили иногда в жертву даже людей.

Вот какой случай рассказывает наш летописец. После удачного похода на ятвягов старцы и бояре сказали:

– Бросим жеребей на юношей и девиц; на кого падет он, того и принесем в жертву богам.

Жребий пал на сына одного варяга, христианина, жившего в Киеве. Посланы были люди взять обреченного на жертву отрока. Отец его стал противиться.

– Ваши боги – дерево, – говорил он, – сегодня стоят, а завтра сгниют; они не едят, не пьют; они сделаны руками людей. Есть единый истинный Бог, которого почитают греки, который сотворил землю и звезды, луну и солнце; Он сотворил и человека. Ваши же боги что сотворили? Они сами деланные! Не дам сына своего бесам!

Народ рассвирепел, толпами, с оружием в руках, ринулся на двор варяга, разметал забор. Несчастный отец стоял на крыльце своего дома и заслонял сына.

– Отдай сына твоего в жертву богам! – кричал ему народ.

– Если они боги, то пусть пошлют одного из среды своей, пусть он возьмет у меня сына моего, а вы зачем требуете?

Язычники в ярости с дикими криками бросились на жилище несчастного варяга, подрубили сени, на которых стоял отец с сыном, и оба они погибли.

Это были первые и последние мученики-христиане в Киеве (Федор и Иоанн).

 

Сказание об испытании вер

Видеть такие случаи и слышать такие речи приходилось Владимиру, вероятно, не раз. В Киеве жило много христиан, было немало их и в дружине. Владимир Красное Солнышко при его уме легко мог задуматься о том, где же истина, – в том ли язычестве, которому он сначала ревностно служил, или в христианстве.

Нетрудно было умному князю почувствовать высоту христианского учения сравнительно с грубым язычеством, – и стал он колебаться в своей вере. Об этом, конечно, проведали и в соседних странах. В Киеве, как в торговом городе, сходились купцы со всех сторон; они разносили молву по своим землям обо всем, что видели и слышали. Стали пытаться соседние народы обратить Владимира в свою веру: каждому из них хотелось сделать такого сильного князя своим единоверцем. Вот как передает наш летописец сказание об этом. В 986 г. пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали ему:

– Ты – князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету.

– Какая же ваша вера? – спросил Владимир.

– Веруем мы в единого Бога, – отвечали болгары, – а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.

Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магометов, будут вечно наслаждаться. Рассказ о будущей жизни пришелся Владимиру по душе, но запрет есть свинину и особенно пить вино совсем не понравился.

– Руси веселье есть питье, не можем без него быть! – сказал он.

Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы (римского патриарха). Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.

– Отцы наши не принимали вашего закона, – сухо сказал он им.

Приходили и евреи из земли Хазарской.

– Слышали мы, – сказали они, – что были у тебя послы от магометан и христиан и проповедовали каждый свою веру. Христиане верят в того, кого мы распяли; мы же верим в единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова.

– В чем состоит закон ваш? – спросил Владимир.

– Свинины не есть и субботу чтить, – сказали евреи.

– Где же ваша земля? – спросил князь.

– В Иерусалиме, – отвечали они.

– Там ли? – переспросил Владимир.

– Бог разгневался на отцов наших, зазнались евреи, и рассеял нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан.

– Как же вы других учите, – сказал Владимир, – когда сами отвергнуты Богом и расточены по разным странам за грехи ваши? Если бы Бог любил вас и веру вашу, то не рассеял бы вас по чужим землям. Хотите ли, чтобы и с нами было то же?

Прислали к Владимиру и греки человека красноречивого и ученого (философа). Стал он говорить Владимиру о заблуждениях магометан, об ошибках западных христиан, подчиненных папе. Владимир с любопытством слушал красноречивого грека.

– Приходили ко мне евреи, – сказал он, – и говорили, что в того, кого они распяли, немцы и греки веруют, как в Бога. Правда ли это?

– Если хочешь послушать, – сказал философ, – я расскажу тебе все сначала, ради чего сошел Бог с неба на землю.

– Рад послушать, – сказал Владимир Красное Солнышко.

И начал греческий проповедник рассказывать о том, как Бог сотворил весь мир и первых людей, как блаженствовали они в раю, как нарушили заповеди и лишились рая, как люди потом погрязли в грехах и наказаны были Всемирным потопом. Рассказывал дальше проповедник об истории евреев, пребывании их в Египте, о том, как Моисей вывел их оттуда, как стали управлять евреями цари, как народ стал забывать заповеди Божий, как Бог посылал пророков, чтобы образумить заблуждающихся и предсказать рождение Спасителя.

Внимательно слушал Владимир чудный рассказ проповедника.

– Сбылось ли то, что предсказали пророки, или теперь сбудется? – спросил он.

И рассказал проповедник о рождении Христа, об учении Его, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо; объяснил, ради чего пострадал Христос, какую жизнь заповедал христианам.

– Настанет день, – сказал проповедник в заключение, – когда Бог, сойдя с неба, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведным даст царство небесное, красоту неизреченную, радость без конца и жизнь вечную; грешникам – мучения бесконечные. Такие же мучения будут и тем, кто не верует в Бога нашего Иисуса Христа. В огне будут мучиться те, кто не крестится.

При этом проповедник показал Владимиру картину Страшного суда Господня, указал праведников на правой стороне, которые с радостью шли в рай, и грешников на левой стороне, идущих в муку. И рассказ проповедника, и картины сильно подействовали на князя. Вздохнул он и сказал:

– Добро этим, что на правой стороне, и горе тем, что на левой!

– Если хочешь стоять с праведниками на правой стороне, – сказал проповедник, – то крестись.

– Подожду еще немного, – сказал Владимир после раздумий.

Хотелось ему разузнать хорошенько о всех верах. Щедро одарив красноречивого проповедника, князь с великим почетом отпустил его от себя.

Созвал после этого Владимир Красное Солнышко бояр своих и городских старцев и сказал им:

– Приходили ко мне болгары, предлагали принять их веру; потом были немцы, и те хвалили свой закон; после них пришли евреи. Наконец, приходил ко мне посол от греков. Он порицает все законы, а свой хвалит. Много говорил он о начале мира. Чудны эти рассказы; всякому любо слушать их. Сказывал, что и другой свет есть; кто вступит в греческую веру, тот, говорит, если и умрет, то снова воскреснет и не умрет уже вовеки, а кто другую веру примет – гореть тому на том свете в вечном огне. Что вы мне посоветуете? Что скажете?

– Сам знаешь, князь, – сказали бояре и старцы, – всякий свое хвалит, а не хулит. У тебя есть мужи; пошли их разведать, как служат Богу разные народы.

Совет этот понравился Владимиру; выбрал он десять лучших и смышленых мужей и послал их к болгарам, немцам, грекам разведать, как у них совершается церковная служба.

Послы эти побывали у болгар и у немцев; не понравилось им богослужение этих народов. Наконец прибыли послы в Царьград. Узнал царь, с какою целью явились они, принял их с большой честью и послал сказать патриарху, чтобы он совершил богослужение как можно торжественнее для русских, «да видят славу Бога нашего».

Повели княжеских послов в церковь. Храм сиял огнями. Блистали на иконах золотые ризы и драгоценные камни. Шла торжественная архиерейская служба. Раздавалось прекрасное пение певчих. Благовониями курились кадильницы. Русские послы были поставлены на удобном месте, так что могли видеть всю службу. Ничего подобного они никогда не видывали!.. Они были поражены великолепием и торжественностью службы. На прощание их богато одарили и с большой честью проводили.

Когда вернулись они в Киев, созвал Владимир снова бояр своих и старцев и сказал:

– Вот пришли посланные нами мужи: послушаем, что скажут они.

– Ходили мы, – рассказывали послы, – к болгарам, смотрели, как они молятся в своих храмах (в мечетях): стоят они без пояса; поклонившись, сядут и глядят и туда и сюда, словно бешеные. Нет красоты в служенье их; нехорош их закон. Ходили мы и к немцам, были у них в храмах, – красоты никакой не нашли. Когда же пришли мы к грекам и когда ввели нас во храм, где служат Богу своему, мы не знали, на небе ли мы были или на земле. Нет на земле такого вида и такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем: знаем только то, что там Бог пребывает с людьми и служба их лучше всех стран. Мы не можем забыть той красоты: всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет после вкушать горького, так и мы не хотим здесь быть.

– Если бы худ был закон греческий, – сказали Владимиру бояре, созванные на совет, – то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей.

– Где же мы примем крещение? – спросил Владимир.

– Где тебе угодно, – отвечали бояре.

 

Крещение Руси князем Владимиром

(См. в отдельной статье Крещение Руси князем Владимиром.)

 

Владимир-христианин

Владимир, по словам летописца, совсем переменился после крещения. Из князя жестокосердного и разгульного он стал кротким, человеколюбивым и умеренным: он не хотел даже казнить смертью разбойников; сами епископы стали убеждать его строже карать преступников.

Владимир Красное Солнышко высказывал большую охоту строить церкви и украшать их; пожелал он построить во имя Богоматери храм в Киеве, подобный Корсунскому. Семь лет трудились греческие мастера над постройкой церкви; соорудили ее на том месте, где пролита была кровь христиан-варягов. Владимир отдал в эту церковь все, что привез из Корсуня: иконы, сосуды, кресты и определил на содержание ее десятую часть доходов от всего имения и городов своих, потому и назвали ее Десятинной церковью.

Склонность к войне у него после принятия христианства видимо ослабела: больших походов на соседей он уже не предпринимал; только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу. Владимир еще в начале своего княжения построил много городов по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне для обороны своей земли со стороны степей. Но все-таки орды печенегов, кочевавших в привольных южных степях, то и дело врывались в Русскую землю и беспощадно опустошали ее.

Вот что говорит предание об одной войне с печенегами. Русские встретились с ними на реке Трубеже. Наши стояли по одну сторону реки, печенеги – по другую; ни те ни другие не решались перейти реку. Тогда подъехал к берегу печенежский князь и предложил Владимиру кончить дело единоборством.

– Выставим – ты своего воина, а я своего, пусть сразятся, – сказал он. – Если твой одолеет моего, то мы не будем воевать три года; если же мой победит, то мы будем три года опустошать твою землю.

Послал Владимир бирючей (вестников) по войску клич кликать: «Нет ли охотника на поединок с печенегом?» Никто не отозвался. Закручинился князь…

Но вот приходит к нему один старый воин и говорит:

– Князь, вышел я на войну с четырьмя сыновьями, а есть у меня меньшой сын дома. С самого детства никто не мог его одолеть. Раз я забранил его – а мял он в ту пору воловью кожу, – осерчал он на меня и в досаде разорвал кожу руками.

Обрадовался князь, услышав о таком силаче, послал за ним и рассказал ему, в чем дело.

– Не знаю, – сказал тот, – смогу ли… Пусть сперва испытают мою силу. Нет ли большого и сильного быка?

Привели огромного быка. Разъярили раскаленным железом, и рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача; тот изловчился, ухватил быка за бок и вырвал у него куски мяса с кожею, сколько захватила рука.

– Ты можешь бороться с печенегом, – сказал Владимир.

На другой день произошло единоборство. Выступили оба борца друг против друга. Печенежский богатырь был громадного роста и страшен на вид. Вышел и русский боец. Печенег-великан, завидев его, стал смеяться над его небольшим ростом. Размерили место между обоими войсками.

Началась борьба. Крепко обхватили бойцы друг друга; русский силач задавил печенега руками и ударил его мертвого оземь. Радостный крик вырвался у русских, а печенеги бежали. Русские гнались за ними, рубили их и далеко загнали их в степи. Рад был Владимир победе и тут же на месте борьбы, по преданию, заложил город и назвал его Переяславль. (Назван так город, объясняет летописец, потому, что русский боец переял славу у печенежского витязя.)

Три года спустя печенеги снова напали на Русскую землю. Владимир не успел собрать много ратной силы, вышел с небольшим отрядом. Враги одолели, князь едва спасся от плена. Через два года после этого степные хищники сделали новый набег. Эти беспрестанные нападения заставили Владимира подумать об укреплении границ со стороны степей, с юга и востока. Он велел строить новые города по южным окраинам Русской земли.

Много пришлось потрудиться княжей дружине, отражая врагов. Любил Владимир Красное Солнышко своих дружинников, всегда советовался с ними о военных делах и о мирных.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

 

Был он щедр: ничего не жалел для них, тешил их часто веселыми пирами; не забывал при этом и меньшую братию. Слова Евангелия: «Блажен милостивии, яко тии помиловании будут» и «Продайте имения ваши и дадите нищим» – глубоко запали ему в сердце. Приказывал он всякому нищему, всякому убогому приходить на княжий двор и брать все нужное из княжеских запасов: питье, пищу; раздавались и куны (деньги). Мало того. «Немощные и больные не могут дойти до двора моего», – сказал он и велел возить по городу на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Княжьи люди останавливались у дворов и спрашивали: «Где здесь больные и нищие, что ходить не могут?» – и щедро оделяли их всем нужным. Кроме больших праздников, каждую неделю по воскресным дням устраивались в княжеской гриднице пиры: бояре, все дружинники, старшие и младшие, и лучшие люди из горожан собирались сюда и пировали при князе и без него.

 

Князь Владимир Красное Солнышко умер в 1015 г.

 

КОРНЕЙ И КРЫЛЬЕВ с Борисом Бурдой: Владимир Великий — князь киевский, крестивший Русь (Часть I. Языческая) | Huxleў

 

КРАСНОЕ СОЛНЦЕ

Писать о персонаже, который на протяжении веков был героем фольклора, к тому же практически детской сказки. Лично я достаточно хорошо знал о нем уже в дошкольном возрасте – хочу ли я узнать о нем что-то новое? Я уже все знаю об этой личности.

Причем известно в основном хорошее и очень хорошее. Мы живем в довольно холодной местности, а не в тропиках — что плохого у нас может быть связано с прозвищем «Красное Солнышко»? Явно не изнуряющей засухой – скорее благодатным теплом.

Князь Владимир – мультипликационный персонаж

Местом действия, на котором разворачивается действие, связанное с этим персонажем, обычно являются роскошные покои, чаще всего богатый стол, за которым он угощает богатырей, выполняющих его приказы, — прежде всего Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Повинуясь его приказам, герои с легкостью уничтожают различных противников – как вражеских королей, вроде Калины и Идолища Поганого, так и монстров вроде Змея Горыныча и Соловья-Разбойника. Вот и показан Владимир в былинах как мудрый предводитель великих воинов – что лучше?

Есть у него и неприятные черты – сам не борется, только приказывает героям, несправедливо сажает в тюрьму Илью и Добрыню… Но в решительный момент все улаживается, герои спасают столицу Киев-град от очередного недруга, а Владимир оказывается снова стать великим правителем.

Виктор Васнецов. Герои. 1881-1898

 

ГЕРОЙ ЛЕГЕНД

 

Ну, с былинами понятно: сказка – она и есть сказка. Но есть у нас и какой-то легендарный образ исторического князя Владимира. В первую очередь потому, что данных о нем мало и они недостоверны. Даже даты рождения и смерти известны с возможной погрешностью в две цифры года.

Сама историческая роль крестителя страны очень способствует созданию легенд. К тому же легенды об обстоятельствах перемены веры обычно не очень удобно опровергать — победившая вера может сильно разозлиться, особенно во время создания о ней документов.

Кто из читателей «Повести временных лет» пару сотен лет назад заметил бы, что вера германцев, по этой легенде, одна, а вера греков иная? И, кстати, до раскола православия и католицизма было около полувека — очевидно, те сведения, которые мы знаем сейчас, были придуманы позже.

Да и сам образ князя Владимира, по тем же историческим источникам, весьма противоречив — либо стоит задуматься, насколько сильно изменился человек, либо задаться вопросом, тот ли это человек… Понятно, что такой образ просто не вписывается в эпопею, а что было на самом деле?

Повесть временных лет. Преподобный Нестор Летописец. Источник: lavra.com

 

МАЛУША? МАЛК? МАЛ?

 

В самом рождении князя Владимира есть загадка, парадокс и курьез. С отцом великого князя все в относительном порядке – он, как и следовало ожидать, тоже великий князь, да еще такой же колоритный, как Святослав. А вот с матерью все гораздо интереснее.

Сохранилось ее летописное название – Малуша. Она была, по-видимому, служанкой княгини Ольги – то ли экономкой, то ли раздатчицей милостыни (другие историки толкуют слово «благотворительность» просто как «фаворитка» или «душка»). Не самое дно общества, но точно никто не знает.

Конечно, никаких официальных отношений между наследником престола и служанкой его матери не было. Ольга категорически не одобряла ее поведения и даже, узнав о ее беременности, наказала ее ссылкой в ​​село Будутин (возможно, Будятичи на Волыни).

В этом селе родился и вырос внебрачный сын князя Владимира. Важную роль в его воспитании сыграл его дядя, брат Малуши, с именем Добрыня, хорошо известным нам по былинам. Никто не сомневается, что часть его биографии является первоисточником былин о Добрыне Никитиче.

Непонятно другое — если брат Никитич, то почему ее отцом считается Малк Любечанин? А откуда этот Малк – из Любеча под Черниговом или Любека ганзейского, как пишет Татищев? Не говоря уже о гипотезе, что ее отцом является древлянский князь Мал, наказанный Ольгой за убийство Игоря… Вряд ли.

Но если Владимир внебрачный сын, то почему он унаследовал престол? Все согласны с тем, что в языческие времена законность рождения не была так важна, как в христианском мире. То есть Владимир сам установил порядок, при котором он бы не вступил на престол? Интересно получается…

 

КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ

 

Когда ребенок немного подрос, отец увёз его в Киев, где он был при дворе под надзором дяди – то есть сам Святослав не отвергал его и в какой-то степени узнал его. Но, отправляясь в поход, он оставил себе на престоле, что и понятно, старшего сына от законной жены – Ярополка.

Олег оставил младшего сына Святослава управлять древлянами. И ни Ярополк, ни Олег не хотели идти в очень важное Новгородское княжество. Недовольные новгородцы даже говорили, что если так, то они найдут себе князя, но им предложили Владимира, и они согласились.

Так Владимир стал князем, причем в очень нежном возрасте – ему было лет 12-14. Конечно, дядя Добрыня действительно справлялся, но он набирался опыта. Вскоре Святослав погиб в битве с печенегами, но долгое время его сыновья мирно уживались друг с другом.

Баланс был нарушен в 975 году, когда сын Ярополкова, воевода Свенельд Лют, и князь Олег не поделили охотничьи угодья под Киевом, а князь Олег убил Люта. Свенельд жаждал мести, активно подталкивал Ярополка к нападению на Олега и в конце концов добился своего — брат воевал против брата.

Ярополк выиграл битву, в которой погиб Олег, и захватил его владения. Услышав об этом, Владимир поступил не так рыцарски — он испугался, что старший брат доберется до него, и бежал за море в Швецию. Ярополк захватил бесхозный Новгород и стал княжить один.

В.П. Верещагин. Великий князь Ярополк. 1896

 

COUNTER ATTACK

 

Казалось, вопрос о престолонаследии после Святослава был полностью закрыт – старший сын получил все, младший и незаконный ничего не получил, а апеллировать было не к кому и некуда это приговор истории. Но все оказалось не так просто и закончилось совершенно иначе.

Владимир в Швеции не собирался сидеть тихо, как мышь под метлой — он набрал немалое войско из местных викингов, готовых ради богатой добычи и на больший риск. Вряд ли он обладал большими средствами — ему явно верили, что он окупится после победы.

Выяснилось, что должности Ярополка в Новгороде совершенно не существовало — его посадника без особого труда выгнали из города. Это будет только первый из пяти конфликтов между Новгородом и Киевом за власть над Русью в домонгольские времена – Новгород побеждал все пять раз.

Конечно, это было не только противостояние между ними — волей-неволей в него были вовлечены и другие города. Например, древнейший город Беларуси Полоцк, расположенный примерно на полпути между Новгородом и Киевом — пока его не пройдешь, все равно не воевать.

 

Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство

Вступи в клуб друзей

 

ЛЮБОВЬ КНЯЗЕЙ …

 

Князь Рогволод правил в то время Полоцком. У него была дочь по имени Рогнеда. Впрочем, вполне возможно, что его звали Рагнвальд, а ее — Рагнхильд. Это обычные норманнские имена, и их нормандское происхождение вполне вероятно. У историков нет единого мнения по этому поводу.

Летописи сообщают, что Владимир сватался к Рогнеде, но она отказала ему в оскорбительной форме, сказав: «Не хочу разуваться с Робичича (сына раба), хочу разувать Ярополка» (на в брачную ночь жене пришлось разуться с мужа). Она не отвергала сватовства Ярополка и считалась его невестой.

Столь оскорбительный намек на низкий социальный статус его матери Малуши явно не прибавил Владимиру симпатии к Полоцку, особенно если учесть, что тот уже решил воевать с Ярополком — при первой же возможности захватил город и взял в плен Рогволода и Рогнеду.

«Повесть временных лет» пишет, что Владимир приказал убить Рогволода и его сыновей. В ряде других источников все было еще хуже – Владимир по совету Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах у ее отца и братьев, а уже потом приказал убить их, и женился на Рогнеде, язычнице кан…

А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770

 

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

 

После взятия Полоцка положение Ярополка резко ухудшилось. Но еще хуже было то, что его доверенное лицо со скандинавским именем Блуд («кровавый», вот что это значит) решило, что Ярополк не выдерживает и нужно менять хозяина.

Для начала он стал внушать князю, что киевляне в тайном сговоре с Владимиром и выдадут его своему сводному брату – тот выслушал его и отправился в крепость Родня. И тут Блуд стал пугать Ярополка, что в крепости голод и все равно не устоять – пришлось смириться.

Ярополк согласился и отправился на переговоры в Киев, уже занятый Владимиром. Блад заранее предупредил Владимира, и тот принял меры. Когда Ярополк вошел в свой дворец, Блуд закрыл за собой двери, и два варяга «подняли его под пазухой с мечами» — таков был конец войны.

Жену Ярополка, гречанку, Владимир тоже взял в наложницы, а когда у нее родился сын, то либо усыновил его, либо просто относился к нему, как к своему (это не обязательно означает хорошо). История его запомнила – это тот самый Святополк Окаянный, братоубийца.

Б. А. Чориков. Убийство Ярополка.

 

КНЯЗЬ-ЯЗЫК

 

Татищев говорит, что Владимир убил Блуда — мол, зачем мне убийца князя, если я сам князь? Кажется, это сказка – Блуд потом сражался вместе с князем Владимиром против польского короля Болеслава Храброго, насмехался над его полнотой, потерпел поражение и был убит.

Поскольку Ярополк довольно симпатизировал христианству, неудивительно, что свое княжение Владимир начал с усиления язычества. Он воздвиг великолепный храм главным языческим богам, а в «Повести временных лет» есть даже то, что при нем приносились человеческие жертвы.

Язычество предоставило ему ряд возможностей, которые не дало бы ему христианство – например, многоженство. Летописи приписывают ему до 800 жен — пишут об известных в истории сыновьях: «от Чехина», «от грека», «от болгарки»: в этом вопросе он был интернационалистом…

Часто драться не в упрек князю-язычнику. Владимир воевал с поляками, покорял ятвягов и радимичей, облагал данью вятичей и хазар, отбивал набеги печенегов. Посмотрите на карту его походов — она похожа на хищного паука, распускающего во все стороны щупальца…

Карта походов князя Владимира. Источник: poznaemvmeste.ru

 

ПОИСК

 

Но расцвет язычества в княжестве как-то не устраивал Владимира. Другие страны выбрали другие пути, Европа стала христианской, монотеизм вытеснил политеизм — заметим, что все религии, о которых пойдет речь далее, были монотеистическими.

Как на самом деле шли мысли Владимира — ему виднее. В летописи все было представлено как диалог Владимира с проповедниками разных религий (точнее, с представителями разных народов), которые предлагали присоединиться к их выбору.

Сначала булгары-мусульмане предложили свою религию Владимиру. Женолюбивый Владимир долго слушал о многоженстве, но обрезание, отказ от свинины и, главное, трезвость категорически отверг знаменитую фразу «Руся радостная: нам без нее нельзя».

Потом пришли из Рима (почему-то немцы — в смысле тупые, по-нашему не говорят). Но и они были отвергнуты – якобы из-за отсутствия строгости в соблюдении поста им было сказано: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли». Отцы вообще придерживались старой веры — и что?

Ничего не обломались и хазары-евреи. Владимир легко заставил их признаться, что они за свои грехи рассеяны по разным странам, и просил их: «Если бы Бог возлюбил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или вы хотите того же для нас?

Только тогда появился греческий философ. Владимир долго беседовал с ним, практически выслушав от него Священное Писание в коротком, на полстраницы, пересказе, преподнес ему щедрые дары и отпустил — уже склоняясь на его сторону, но желая все прояснить до конец.

Радзивилловская летопись, л. 49в., XV век. Беседа князя Владимира с греческим философом о христианской вере.

Владимир донес свои мысли до боярского двора, и они решили посмотреть на все своими глазами. Побывали они и у булгар, и у хазар, и у римлян, но им понравилось все только у греков, «и не знали, на небе ли мы, или на земле: ибо нет такого зрелища и такой красоты на земле». На том и решил.

Читать часть II

Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство

Вступи в клуб друзей

Дай Бог нам Ума Князя Владимира — Новости — новости Православия

Новости

29 июля 2015 22:46

Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в связи с Крещением Руси и тысячелетием кончины святого князя Владимира равноапостольного

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня День памяти Святого равноапостольного князя Владимира Великого, Крестителя Руси. Мы также отмечаем тысячелетие его благословенной кончины. Святой князь Владимир вписал яркую страницу в нашу историю, будучи сильным и праведным человеком. Рожденный в язычестве, он искал правильный путь в жизни; он искал правильного Бога. Это продолжалось не один день и не один год. — спросил он, пытаясь выяснить, что такое истинная вера на земле. Посетив Константинополь, послы князя Владимира сказали: «Мы уже не знали, на земле ли мы или на небе, так красиво и торжественно было там, и мило нам».

По слову своих служителей, святой Владимир сам крестился в Православной Церкви, приняв образ христианина, последователя Христа. И как правитель, как глава великого государства, он позаботился о том, чтобы всех своих подчиненных привести ко Христу. Так он крестил свой народ и свою землю Русь. Днепр был той купелью, в которой наши предки возродились к вечной жизни. Так началась новая страница в истории нашего края и нашей страны. В то время Киевская Русь включала в себя земли нынешней Украины, Белоруссии и большую часть России. Но племена, населявшие эту местность, враждовали друг с другом, враждовали друг с другом. И когда святой Владимир принес евангельский закон и написал его на скрижалях не только своего сердца, но и на скрижалях государственного закона, люди стали жить по этому закону. Не только великий князь каждый гражданин своего государства руководствовался святыми заповедями. Благодаря евангельскому закону стало возможным объединить тех, кто веками враждовал друг с другом, примирить тех, кто давно не имел мира между собой. Так Днепровская купель положила начало великому, единому государству – новой, Святой, Руси со столицей в Киеве. За века, прошедшие с того времени, наш народ хранил закон, правила жизни, освященные Законом Святого Евангелия. Эта духовная мудрость всегда учила людей находить выход из самых критических обстоятельств и самых сложных жизненных ситуаций. И мы, дорогие братья и сестры, пришли к полному разделению и величайшей культурной традиции, и правил жизни, установленных Святым равноапостольным князем Владимиром.

А сегодня всем предстоит помериться фигурой святого князя Владимира. Живем ли мы все и каждый из нас по завещанию князя Владимира, как он нас учил, как он сам жил? Князь Владимир совершенно изменился после своего крещения: из жестокого, авторитарного правителя он превратился во Владимира «Красное Солнышко», а значит, прекрасного. Все ли мы последователи своего Крестителя и Просветителя? Наверное, каждый из нас, если объективно сравнить личность святого князя Владимира, найдет мало сходства с тем образом, которому мы должны соответствовать. Но Святое Евангелие открыто для всех. Из него мы можем узнать, как поступать в жизни, чем нам следует руководствоваться в своих делах, потому что святые законы ведут к святости. А закон греховный ведет к пороку и греху, следствием чего являются страдания, тоска и конец святости спасения в Боге.

Да даст нам Господь, предстательством святого князя Владимира, разум, чтобы мы жили так, как он жил и учил жить свой народ!

Да примирит Господь, предстательством святого князя Владимира, враждующие стороны и ниспошлет благословенный мир нашей украинской земле, чтобы люди перестали умирать; так что мы обнимаем друг друга в любви Христа; так что мы прощаем друг другу во имя Христа все ошибки, когда-либо сделанные!

Да благословит Господь, предстательством святого князя Владимира, нашу землю, наше украинское государство и весь его народ! Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts