Владимир тоготин: «Путь к священству». Священник Владимир Тоготин

Разное

Содержание

Иерей Владимир Тоготин ответил на вопросы в телепрограмме «Беседы с батюшкой» — Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве

В московской студии телеканала  «Союз» на вопросы телезрителей отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

– Сегодня шестая Неделя по Пасхе, когда вспоминается чудо, совершенное Спасителем над слепым. Две недели назад мы вспоминали похожее чудо, совершенное над расслабленным. В чем разница между этими чудесами? Почему в итоге расслабленный стал гонителем Христа, а слепой исповедником и святителем?

– Когда Христос пришел к купели Вифезда, то увидел слепого, который лежал там много лет и не мог попросить помощи. То ли стеснялся, то ли у него была какая-то внутренняя неприязнь к людям. Это странно. В купели раз в году совершалось чудо: кто-либо из людей исцелялся.

В Евангелии, которое мы читаем сегодня, была другая картина. Христос спросил слепого, хочет ли он прозреть. Человек согласился и потом отблагодарил Господа своей преданностью, стал проповедовать Евангелие. Расслабленный же отнесся к исцелению как-то странно, не оценил это и не благодарил Христа. Слепой был таким от рождения, он не получил слепоту в результате какой-то болезни. Он вообще никогда не видел света, для него это был шок.

Ученики спросили Христа, почему Бог его так наказал: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?Иисус ответил: «Это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Это важный момент. Часто, встречая несчастных, отверженных, мы смотрим на них искоса: дескать, Бог их наказал, значит, так и надо. Это неправильное, не христианское устроение. Христос в этом месте показывает, что никого не надо судить и осуждать. Люди думают: если человек богатый, значит – благословенный; если бедный, значит – проклятый. У Христа не так. Евангельская парадигма совершенно другая.

Люди отвели исцеленного слепого к фарисеям, которые очень долго допрашивали его, Кто его исцелил, и утверждали, что этот Человек грешник. Слепой отвечал: «Какой же Он грешник? Если бы Он был грешник, то не творил бы чудеса, а сделал бы что-нибудь плохое. А Он сотворил чудо – дал мне зрение».

Допрашивали несколько раз, еще вызывали родителей. В те времена люди побаивались фарисеев, потому что те могли кого-то отлучить от Церкви или наложить прещение. Родители перевели стрелки на сына: «Он взрослый человек, сам за себя отвечает. Мы свидетельствуем, что он был слепым от рождения и получил зрение». Многие удивлялись: ведь это противоестественно… Все видели, как он просил милостыню долгие годы, и вдруг прозрел. Люди сомневались, он ли это. Родители подтвердили. Исцеленный устал от допросов и говорит: «Что вы меня так пристрастно допрашиваете? Хотите быть учениками Христа?» Фарисеи возмутились: «Мы не Его ученики, мы ученики Моисея». Затем они его прогнали, так как у них кончились аргументы. Слепой был благодарен Христу за то, что получил такой великий дар. Он видел, что Иисус не простой человек, а пророк. Об этом он сказал фарисеям. Исцеленный не понимал, что это Господь Иисус Христос, Вторая Ипостась Святой Троицы, но он стал предан Ему и проповедовал Евангелие.

Расслабленный же, наоборот, оказался неблагодарным человеком и наябедничал на Христа: «Он исцелил меня в субботу». Господа нужно благодарить за любые Божественные проявления: и положительные, и отрицательные. Конечно, мы не хотим воспринимать какие-то отрицательные явления: болезни, плохие происшествия, которые с нами случаются. Мы начинаем роптать на все подряд, даже на плохую погоду. Сейчас ропщем, что холодно; станет тепло, начнем роптать, что жарко. Человек так устроен. Слепой оказался благодарным, заступился за Христа, Которого хотели подловить на том, что Он исцеляет в субботу.

Сейчас происходит то же самое. Людям показывают белое, они говорят, что это черное. Показывают черное, они говорят, что это белое. Это какой-то фанатизм. Как было 2 000 лет назад, так осталось и сейчас. Люди не хотят видеть правду Божию, чудеса Божии, пытаются как-то это осквернить, очернить. Времена не меняются. Есть люди с открытым сердцем, они со Христом. А есть люди, которые постоянно завидуют, осуждают. Эти страсти, как камни, тянут вниз, затмевают человеческое зрение. Это самая главная проблема.

Про что эта притча? Про человеческое зрение. Человек или увидел, или не увидел свет Божий. Одному и читаешь, и говоришь, и рассказываешь, и доказываешь, и даже приводишь исторические факты, а он говорит: «Нет, не верю». У него какое-то упрямство, не верит и не хочет. А у другого сердце открытое, он как плодородная почва: посадил семечко – и сразу выросло дерево. Трудно размышлять, почему это происходит. Скорее всего человек имеет какое-то благое расположение к людям, доброту. А страсти, которые мы впускаем в себя, губят нас. Почему фарисеи ловили Христа? Ведь они даже натравили на Него Понтия Пилата, который хотел Его отпустить: «Я не вижу в Нем вины».  Но лейтмотивом звучало: «Распни Его!» Это все фанатизм, который рождается от гордыни и тщеславия.

– Вопрос телезрителя: «Господь говорит: хочешь прозреть и увидеть свет? После смерти человек находится там, где ему нравится. У Бога нет мертвых, все живые.  Значит, души тех, кто жил раньше, присутствуют с нами в храме на службе?»

– Трудно рассуждать про усопших. В Евангелии говорится, что человеческие души неуничтожимы, но мы не знаем, где они пребывают… Хотя у нас есть некоторые откровения. Многим святым было дано видеть, как люди отходят ко Господу. У преподобного аввы Дорофея есть «Душеполезные поучения», где описывается случай, когда молодой человек, пришедший в монастырь, уже в 16 лет стяжал благодать – и Господь забрал его к Себе. Святые старцы духовным зрением увидели, что Он его забрал, увидели этого юношу с венцом. Не всем дано видеть, попал человек в рай или в ад. Но многие имеют какую-то связь с потусторонним миром. Для этого нужно быть святым человеком. Например, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский имели возможность видеть будущее, предсказывать его благодаря своему духовному опыту и чистому сердцу. Мы же, простые люди, знаем только то, что если человек любил жить по заповедям Божиим, то он окажется со Христом.

Буквально вчера или позавчера читали Евангелие, где Господь говорит: «Кто хочет быть со Мной, пусть соблюдет Мои заповеди». Это достаточно просто: старайся жить по заповедям, исполняй их, и Христос тебя возьмет. Он также говорит: «Я и Отец одно. Кто будет исполнять заповеди Мои, того и Отец возьмет», то есть этот человек попадет в Царство Божие. Все христиане хотят туда попасть. И тот, кто выполняет заповеди, будет там. В этом нет никакого сомнения.

– Вопрос телезрителя Константина: «Почему Недели о слепом и расслабленном установлены Церковью именно в пасхальный период? С чем это связано?»

– Что такое Пасха? Это Воскресение. Что такое Воскресение? Если вкратце, то это исцеление греховной человеческой природы. Для чего воскрес Христос? Чтобы исцелить человеческую природу в Самом Себе. На протяжении всех пасхальных седмиц мы видим проявления, связанные с исцелениями и водой. Неделя о самаряныне тоже косвенно связана с водой. Когда Христос пришел в Самарию, Он увидел женщину, которая стояла у колодца Иакова. Она попросила у Него воды, у них завязался диалог. Он сказал: «Я дам такую воду, что не будешь жаждать вовек». Эта женщина восприняла Христа, как и слепой, поверила Ему. Потом она пошла в свое селение и сказала: «Я нашла Мессию».

Христос и фарисеям проповедовал, даже воскресил Лазаря, который четыре дня лежал в гробнице и уже смердел. Но фарисеи все равно не поверили Ему. А самарянка поверила. Одна беседа сделала ее из блудницы святой женщиной. Так Господь воздействует на сердца людей. Он спросил ее про мужа. Она честно ответила, что у нее его нет, не стала лукавить. Он говорит: «Правду сказала, нет у тебя мужа. И этот не муж тебе». Она была настоящей блудницей с точки зрения христианского понимания. До этого мужчины у нее было еще пятеро. По каноническому праву Русской Церкви третий брак критический. Наша Церковь не разрешает четвертый брак. А у самарянки пять мужей и шестой любовник. И вдруг Христос ее избирает. Она идет в селение и рассказывает про Мессию. Самаряне были чистые сердцем, пригласили Его пожить с ними несколько дней. Господь согласился. Они полюбили Его. И потом она пошла с Ним и проповедовала Евангелие. За проповедь была казнена.

Везде лейтмотивом идет вода. Вода – исцеление, вода – Воскресение. Водой исцеляется плоть человеческая. Для чего пришел Христос? В чем смысл Его жертвы? В чем смысл Воскресения? Человек настолько слаб, настолько подвержен страстям, грехам, что сам не может с этим справиться. Мы все время хотим как лучше, составляем планы, но получается как всегда. Так происходит потому, что всё делаем без Бога. А если быть со Христом, то достаточно сделать один шажок, и Господь поможет, и случится чудо.  

Сегодня в храме одна женщина спросила, какие у нас бывают чудеса. Я ответил, что у православных каждый день совершаются чудеса. Они бывают разные: и большие, и маленькие. Бывают исцеления. Или человек отчаивается и думает, что все пропало. Но достаточно прийти в церковь, и вдруг происходит что-то непонятное, и Господь все устраивает. Мне часто говорят: «Батюшка, мне было так плохо, я помолилась, и все вдруг получилось хорошо. Это чудо!» Я сталкивался с людьми, которые приходили в храм в состоянии страшных болезней, перед операцией, в состоянии исступления. Любой священник может рассказать множество таких случаев. Я всегда говорю: «Господь благословит. Дай Бог, чтобы у Вас операция прошла хорошо. Обязательно выздоравливайте, а потом придите расскажите». И люди приходят. Много таких случаев, что люди исцелялись. Я им говорю: «Теперь благодарите Бога». Самая первая наша ошибка в том, что мы получаем исцеление и забываем поблагодарить Бога, начинаем приписывать это таблеткам или врачам. Врачи, конечно, стараются, несут свой подвиг. Но самое главное – это не таблетки, не врачи, не мы сами, а Господь. Он творит чудеса. Природа человеческая слаба и грешна. Господь отдал Своего Сына, Который пришел на землю, воплотился, стал Человеком, оставаясь полноценным Богом. Он исцелил человеческую природу в Самом Себе и воскресил ее.

Через несколько дней праздник Вознесения Господня. Для многих христиан это грустное событие. Было 40 дней Пасхи, радость. Каждый день людей кропили святой водой, все кричали «Христос воскресе! Воистину воскресе!» И вдруг всё, Он от нас вознесся. Но это не грусть, а радость, ведь данное событие оставило наследие – исцеленную природу человеческую, которую Господь вознес на небо, к Своему Отцу, и обожил ее. Лейтмотив воды на протяжении всего пасхального времени подтверждает это. Очень разумно наши святые отцы составили службы, чтобы вспоминать эти события.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что Христос Богочеловек. На кресте умерла и затем воскресла только человеческая природа Христа или Божественная тоже? Что было с Божественной природой Христа в этот момент?»

– Божественная природа неподвижна, с ней ничего не может случиться. Она была, есть и будет. Мы не можем ее оценить своим рациональным умом. Наши познания и способности намного ниже. Именно поэтому в Церкви не разрешается изображать Бога Отца, ведь Его никто никогда не видел. Христос полноценный Человек, поэтому мы Его изображаем. Бог Отец сделал Своего Сына Человеком. Христос воспринял человеческую природу в Самом Себе и исцелил ее. Но Его Божественная природа не умерла. Бог есть совершенный Дух, Вездесущий. Он не может ни умирать, ни рождаться.

«В раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Это тема исцеления человеческой природы во Христе. Господь, будучи распят, спустился во ад и вывел оттуда всех грешников и праведников. Некоторые святые отцы говорят, что с Ним пошли все, кто захотел. Люди откликнулись на призыв Христа и пошли с Ним. Но были и те, кто не захотел идти к любви, свету, радости, красоте. Они остались ждать чего-то другого.

– Видимо, нового мессию.

– Лжемессию. Мессия уже есть. Возвращаемся к фарисеям. Гордость, упертость, тщеславие – страшные человеческие качества. Они тянут любого человека вниз, как камни, привязанные к ногам.  И казалось бы, пришел Сам Христос позвать праведников из ада. Что может быть радостнее? Но нашлись такие, которые остались. Это страшно. Вкус ада кому-то нравится. Такие вещи непостижимы для человеческого ума.

Разбойник стал первым в раю. Это образ величайшего грешника, который всю жизнь делал злодеяния. И вдруг он первый в раю. Это противоречит здравому смыслу. Для неверующего человека непонятно, как разбойника наградили раем, когда некоторые праведники, начетчики, книжники пошли в ад на муку вечную. Все перевернуто. А если разбираться по-христиански, то все правильно. Грешник, который опустился до дна, увидел всю свою человеческую природу. И он сказал другому разбойнику, который хулил Христа: «Зачем ты Его хулишь? Мы с тобой достойное по делам приемлем, а Он Человек невинный, Его распяли за добродетели». За эти слова разбойник был награжден. Господь сказал ему: «Ты первый будешь в раю».

Есть умилительное церковное предание. Когда Святое семейство бежало от Ирода, они оказались в пустыне и на них напали разбойники, которые собирались их убить. Главарь шайки вдруг открыл пелену, где лежал Младенец Иисус, и с ним произошло что-то невообразимое. И он сказал: «Не трогайте их, отпустите». Произошло чудо: ни Богоматерь, ни Иосифа, ни Спасителя Христа не тронули. И есть предание, что именно этот разбойник и встретился с Ним на кресте. Это апокрифическое сказание, но оно очень трогательное. Может, так и было. Я в это верю. Разбойник оказался первым, несмотря на то, что был убийцей и негодяем. Он признался во всем, покаялся. А можно быть «праведником», но задирать всех, считать хуже себя.

Евангельская история противоестественная, нерациональная, в ней ничего не сходится. Но когда человек начинает жить по-христиански, то получается полная гармония и все сходится.

Если неверующему сказать, что надо поститься, он ответит: «Зачем? Кому это надо?» Один мужчина спросил у меня: «Разве Богу будет хорошо от того, что я в пятницу не съем сосиску?» Он не понимает простых вещей. Христиане любят пост, ведь это оружие, очищение, радость. В Прощеное воскресенье люди настраиваются поститься, читают богослужебные тексты, поют стихиры. Это позитивные впечатления. И в понедельник первой седмицы поста поются не грустные, минорные песнопения, а мажорные. В храме радость, поклоны. Люди поздравляют друг друга с началом поста. Это великий праздник и радость на душе. А неверующий этого не понимает. Умом этого не понять.

Если подумать рационально, то зачем себя мучить? Хочется тебе сосиску – почему бы ее не съесть? А если с кетчупом – еще вкуснее. А мы не едим сосиски по средам и пятницам, потому что хотим быть со Христом. И мы знаем, что для нас это два скорбных дня: среда, когда Иуда предал Спасителя, и пятница, когда Христа распяли. Соблюдением поста в эти дни мы причисляем себя к христианам. То есть можно проверить, настоящий ли ты христианин: постишься в среду и пятницу – значит, настоящий христианин, а если не постишься – значит, пока только идешь ко Христу или не хочешь идти.

Это очень важно. Поэтому нужно все это сердцем постигать, одним разумом все понять невозможно. Только полнота человеческая может постичь это. А человек, как мы знаем, состоит из души, духа и тела.

– Вопрос телезрителя: «На протяжении своей жизни я все время получаю помощь по молитвам Пресвятой Владычицы Богородицы, чувствую на себе Ее материнскую любовь. Она никогда не оставляет в беде, всегда помогает. Меня спрашивают, почему я не обращаюсь к Богу напрямую. Как это лучше объяснить, как донести до людей?»

– Я Вас прекрасно понимаю, потому что действительно Божия Матерь всем помогает, Она наша Заступница, Ходатаица перед Богом. Но я Вам советую: к Богу тоже надо обязательно обращаться. Я думаю, что Вы, наверное, читаете Иисусову молитву. Если не читаете, то обязательно надо читать и обращаться напрямую к Богу.

Но я Вас прекрасно понимаю, потому что Божия Матерь по Своей природе очень добрая, Она всегда откликается. Мы знаем: стоит чуть-чуть помолиться – и Божия Матерь все устраивает.

Я служу в храме, который посвящен Покрову Божией Матери. И всегда мы с прихожанами молимся: «Пресвятая Владычице, покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». И всегда Божия Матерь откликается. Она как будто антиядерный щит воздвигает над нами, чтобы нас не достигли все стрелы лукавого. Вы всё правильно делаете.

Можно также молиться и святым, потому что они тоже ходатайствуют за нас пред Богом. А у нас на Руси очень много святых. Не знаю ни одной Церкви, где было бы столько святых, почитаемых народом: и преподобный Серафим, и преподобный Сергий… Если открыть церковный календарь, там очень много святых. И сейчас мы обрели еще новомучеников. Наша Церковь самая счастливая.

Были страшные казни, убийства, когда людей свозили на полигоны для расстрела. Мы недавно служили на Бутовском полигоне, где были расстреляны эти несчастные люди. Мы-то их считаем несчастными, а они счастливые, им Господь дал венцы. Теперь мы им молимся – и они нам помогают. Как Господь все преломил: кошмар, грех, страшные убийства – в радость. Вот как Господь может из отрицательного делать положительное, из ничего делать красоту, из греха – добродетель. А мы, к сожалению, делаем все наоборот, пытаемся все испортить, куда ни ступит наша нога.

Спрашиваешь некоторых: что такое грех? Любой грех – это просто перевернутая добродетель. Взяли добродетель и перевернули – получился грех, извращение. Поэтому, конечно, надо молиться и Божией Матери, и Спасителю, и святым, у нас очень много святых, и они помогают. Любой православный христианин знает: даже один святитель Николай сколько добрых дел делает, сколько помогает… Или Ксения Блаженная. Стоит ей помолиться, она сразу откликается. И Матрона, наша московская святая.

Была такая распря в процессе канонизации, когда очень многие были против канонизации блаженной Матроны и Царственных страстотерпцев. Относились к этому скептически, рационально. Я знаю одного человека, который был категорически против канонизации матушки Матроны, считал, что все это народное поверье, когда земельку брали на Даниловском кладбище. Он говорил, что такие люди не христиане, а язычники.

И вдруг с ним происходит такое чудо: он рукополагается, Господь дает ему священный сан, и его определяют на служение в Покровский монастырь, где находятся мощи святой Матроны. Вы не представляете, как он преобразился. Он мне звонит и говорит: «Матушка реально помогает (а он такой скептик был), по ее молитвам совершаются чудеса!» Он стал истинным свидетелем этого. Причем он молится и за людей, которые об этом просят, и сам – и она ему помогает.

Я знаю многих, которые к Царственным страстотерпцам относились скептически. Их можно понять. Представляете, всю жизнь старшему поколению внушали, что Николай II был олицетворением зла. «Кровавая печать», Кровавое воскресенье все время вспоминаются. А на самом деле события исторически совершенно извращены, нам всё по-другому преподали. Была обычная провокация, но приписывают произошедшее Николаю II. Были люди против его канонизации. А когда канонизировали Царственных страстотерпцев, люди стали им молиться. Многие поняли, что помогают молитвы этим святым, они были действительно достойные люди. У государя, конечно, были недостатки, как у всех нас. Но начинают подкапываться, искать какие-то грехи: Николай II в карты играл, курил. Но забывают, какую боль и страдания он претерпел за Россию и как сейчас молится за Россию со своими родственниками. Поэтому никогда не надо делать какие-то преждевременные выводы, всегда нужно все испытывать и разумом, и сердцем. И тогда Господь обязательно даст ответ.

– Когда мы говорим про святых, подразумеваем, что они ходатайствуют за нас. Мы даже обращаемся к святым, например, так: «Блаженная мати Матроно, моли Бога о нас». Как здесь понять правильно, кем совершается чудо, кто оказывает помощь?»

– Конечно, помощь оказывает Господь по молитвам святых. Но они стоят близко к Нему, и Он слышит их. В силу наших грехов не всегда Господь может нас услышать. Или мы, в силу своей инертности, не всегда можем так истово молиться, как святые. А к святым можно обратиться, в этом ничего плохого нет. И они реально помогают. Но помогает в итоге Господь, Он Творец, Он все для нас делает из ничего.

Человеческому разуму это просто невозможно понять. Скажите какому-нибудь неверующему физику, что из вакуума, в котором нет материи, сделали такую красоту: моря, горы, красивые реки, дубравы. Сама природа – как Евангелие. Не верит человек, что можно из ничего все это создать. А Господь все создает из ничего. В том-то и тайна мироздания. Начинают какие-то теории выдвигать: большой взрыв… Ничего подобного: Господь все творит из ничего. А как творит – это уже Его дело, не надо нам лезть в эту технологию творения.

Даже после грехопадения человека наш мир так красив, что глаз не оторвать. Иногда приедешь куда-нибудь, увидишь снег на горе, а внизу море, плещутся волны – и не можешь оторвать глаз от такой красоты. Это потрясающее Божественное чудо, которое тоже сделано из ничего. Поэтому Господь все может, Он Всемогущ, Всеведущ. И, конечно, надо к Нему обращаться, не смущаться этого и не стесняться.

– Еще одну тему хотел бы затронуть. В Евангелии, в эпизоде о слепом, ученики спрашивают, кто виноват: он или родители его? А могли родители быть виноваты? Соответственно, если переносить это на нашу реальность, могут ли родители быть виноваты в болезни ребенка? Они, вероятно, подозревали, что слепой наказан этой слепотой. Может ли Господь наказать детей за грехи родителей?

– Господь не может наказывать за грехи родителей. Он сразу ответил на этот вопрос ученикам. Так получилось, что человек слепой для того, чтобы явить милость Божию, чтобы люди увидели это чудо. Чтобы показать людям тайну исцеления, тайну воскресения. Для нас это образ воскрешения природы человеческой.

Но мы знаем родовой грех. Это немного другое. Дети страдают за родителей, это мы знаем наверняка. Но это не их вина. Некоторые предлагают: давайте каяться за грехи наших предков. Как мы можем каяться в грехах предков, если мы в них не виноваты, их не совершали? Человек может каяться только в своем личном грехе.

Точно так же и дети. Если вы будете постоянно пить, употреблять наркотики, курить, у вас может родиться не совсем здоровый ребенок. Виноват он в этом? Нет, конечно. В 30-е годы были такие люди, которые были увлечены коммунистической идеей, по своей гордости они расстреливали своих близких, рушили храмы, а потом просто сходили с ума. И действительно, до седьмого колена происходило такое нарушение рода. Это даже не наказание, а родовой раскол. Рождались дети с уже помраченным умом или с какими-то уродливыми болезнями, с синдромом Дауна или умирали. Ни в коем случае нельзя никого осуждать.

Но мы знаем, что человек страдает до седьмого колена от грехов своих предков. Но он страдает не за их личные грехи, в грехах рода он не виноват. Надо четко понимать: человек виноват только в своих делах, и каяться он может только за свои грехи. А страдать может. Например, кто-нибудь взорвет бомбу – и мы будем страдать, и последующие поколения. В Хиросиме и Нагасаки американцы взорвали бомбу, а люди до сих пор страдают, рождаются с онкологией. Кто виноват? Те, кто сделал зло, и из-за них страдают невиновные. Так и люди, которые живут непотребно, не хотят соблюдать элементарные духовные заповеди, которые нам даны в Евангелии, подвергают опасности не только себя, но и все свое потомство.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

«Союз»

Иерей Владимир Тоготин: Главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена

Главная → Номера → №13 (1150) → Иерей Владимир Тоготин: Главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Иеромонах Аркадий (Логинов): Великопостные богослужения

Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Зазвонов: Тема прощения – краеугольный камень нашей духовной жизни

Идет Великий пост – почти не читаются Евангелия и Апостол, зато читается Книга Бытие и Книга Притчей Соломоновых. Сегодня мы слышали замечательный отрывок из Книги Бытие об изгнании Адама и Евы из рая. Это событие – одно из основополагающих в христианской истории, поскольку именно из-за грехопадения на землю пришел Сам Бог, став Человеком.

В сегодняшнем чтении Бог говорит: Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. В чем выражается подобие Адама Богу? Мы знаем, что дьявол искушал Адама, убеждая его вкусить от запретного древа, чтобы тот стал как Бог. Стал ли Адам как Бог?

– Конечно, не стал. Эти библейские строки – прекрасная притча, модель для нашей христианской жизни: было указание не вкушать от древа познания добра и зла, но Адам, к сожалению, решил ослушаться Бога, что привело к фатальным последствиям.

Самая главная задача всего мироздания, нашей жизни, Божественной задумки – чтобы мы жили в любви, мире, радости, счастье. Наши слова, конечно, очень слабые и не подходят к Царству Божию – там все совершенно иное: как говорил апостол, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… тогда же лицом к лицу.

В Писании даны образы, притчи, по которым мы можем учиться и совершенствоваться. С данной притчи начинается человеческая жизнь на земле. Мы видим историю: как первенец Каин дает в жертву Богу растительные плоды, которые он взрастил на поле, а младший сын Авель – животные плоды. Я думаю, главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена. Мы знаем, что Каин принес жертву с окаменелым сердцем: родители научили его, что надо приносить Богу жертву, и он сделал ее автоматически, формально. У Авеля же было горящее сердце. Господь видел его горящее сердце и тут же показал это: на жертву Авеля сошел огонь, а жертва Каина осталась нетронутой.

Что происходит? Просыпается человеческая зависть. Каин не может этого вытерпеть: он считает себя старшим сыном, и вдруг Бог принимает жертву брата, а его – нет. Он убивает своего брата – это страшное злодеяние, смертный грех, как мы сейчас говорим.

Для нас это прекрасная модель поведения всего человечества впоследствии. То же самое происходит и в нашей жизни: мы пытаемся делать доброе, но, к сожалению, скатываемся в пропасть зависти, когда видим, что наш брат, сослуживец или друг имеет больший успех, большее продвижение по службе. Появляется зависть в сердце – она мешает нам жить, и в конце концов мы теряем то, что дал нам Господь.

Что от нас требуется, чего от нас ждет Господь? Искоренения страшных страстей – таких, как зависть. Если возвратиться к Адаму, он был изгнан из рая. Ему казалось, что, вкусив плод, он познает добро и зло и станет как Бог. Этого не случилось потому, что он нарушил послушание. От нас Господь требует именно послушания, согласия, любви, чтобы мы соглашались с теми заповедями, которые нам дает Господь в Писании: есть прекрасные заповеди в Евангелии, Писании Ветхого Завета. Мы поучаемся на Притчах Соломона, Книгах Моисея – они даны, чтобы мы брали из них опыт.

Мы знаем из Евангелия, что в конце истории произойдет спасение рода человеческого и дьявол будет посрамлен. Получится так, что человек все равно станет богом: Господь пошлет Сына Своего Единородного, Который взойдет на Крест, искупит все грехи. Дьявол пытался обмануть человека, разрушить его природу, и вроде бы у него получилось. Ничего подобного. Господь все равно призывает человека в рай, и происходит его обожение восшествием Христа на Крест, тридневным Воскресением, вознесением человеческой природы.

Такая история дается нам в Ветхом Завете: есть над чем поразмышлять. Главное – понимать, что зависть – страшный грех. Мы не должны погружаться в болото зависти, соперничество, но должны иметь рассуждение. Если что-то не получается – не получается по определенным причинам. Мы должны найти в себе корень зла и исправить его, а не пытаться исправить свои проблемы за счет других, что мы и пытаемся делать.

В чем наша проблема? Не получается – мы тут же ищем виноватых. Сосед, друг, брат – все виноваты, а когда начинаешь рассматривать ситуацию, то видишь: «Я же сам поступаю неправильно, ошибаюсь».

Прекрасная притча про Адама и Еву, их детей Каина и Авеля, про жертвы, и Господь говорит о том, чтобы мы имели правильное осмысление мироздания и не поддавались таким страстям, как зависть, что приводит к фатальным последствиям (в частности, привело к первой человеческой смерти).

Вопрос телезрителя: «Когда Адам пал, Господь в раю сказал: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Как понять, что у Господа есть добро и зло? У Него одна любовь. Стал как один из Нас потому, что беседа идет со всей Святой Троицей, – но разве Господь знает зло?»

– К сожалению, есть понятие «зло». Оно бывает через людей и злых духов. Мы знаем, что злые духи сотворены задолго до человека (у Бога нет времени – мы рассуждаем по-человечески). Дьявол сподвиг на зло человека, и тот действительно познал добро и зло.

Как нет зла? Мы сами встречаемся с ним, хотя знаем: есть Господь, Который нам помогает, есть чудеса (сейчас, кстати, началось мироточение икон – это явление совершенно не поддается физике, ученые его не могут объяснить; это противоестественное явление нам дает Господь, чтобы мы осознали свои грехи, могли покаяться и прийти в правильное русло).

Человеку, наверное, нужно было зло, чтобы пройти какую-то школу. Представьте, что рождается маленький ребенок: он зла не знает – для него все добрые, родители его любят. Когда он встречается с обидой (обидят сверстники или получит болевой эффект), он начинает познавать зло. Дети, в сущности, как ангелы, – чистые и непорочные. Но со временем даже ребенок заражается злом и познает его так же, как Адам.

Адам – проекция, модель человека. Он был непорочный, не знал зла, а потом сделал преслушание. Тот же маленький ребенок – ему говорят: «Не ходи туда, пожалуйста», – а он не слушается, трогает горячую сковородку и получает ожог. Папа дает ему по пятой точке, наказывает – тот плачет. Папа делает правильно, чтобы предостеречь его от зла, и приходит опыт.

Я думаю, что зло попускается Господом, чтобы нас воспитать, чтобы мы знали, в каком направлении идти. Господь говорит в Евангелии: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Что такое совершенство? Познание добра и зла на своем опыте и отрицательном опыте жизни других. Не будет никакой жизни, если все будет одно добро и любовь. Мы живем в мироздании, которое создал Господь, – естественно, мы должны любить Бога и слушаться Его, но получается, что мы отходим от Него. Зло идет от самого человека.

Первое зло пошло от ангелов: когда Господь создал их, самый первый ангел отвернулся от Него и захотел быть как Бог. Он поставил против Бога треть ангелов, которые превратились в бесов. Это первый акт зла. Знал ли это Господь? Я думаю, знал, но попустил это.

Сейчас мы знаем, что есть зло и добро. Многие неверующие люди говорят: «Где же ваш Бог? Происходит много зла: детей убивают, в детские дома отдают». Господь попускает нам зло, когда мы отходим от Бога, не слушаемся Его: когда мы уходим из Божественной сферы, то оказываемся в сфере зла. Непослушание, отход от Бога – зло, его нам попускает Господь для нашего же воспитания и совершенства, чтобы душа возрастала и мы потихоньку, по лестнице, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, восходили к Богу. Мы призваны к обожению, и, думаю, для этого все и существует: такова сложная система мироздания.

Классическое определение зла – отсутствие Бога. Человек осознанно или по попущению Бога выбирает путь туда, где Его нет. Поскольку Бог Вездесущ, человек выбирает путь отказа от Бога – закрывается от Него и оказывается в состоянии зла. Вопрос: почему человек, находясь в таком состоянии, часто считает, что оно хорошее? Почему кажется, что жить без Бога хорошо?

– На самом деле это иллюзия. Нормальный человек, оказываясь без Бога, понимает, что это плохо: он остается один на один с опасностями, бедами.

Простейший пример. Когда мы живем, отказываясь от Бога, нам кажется: «Как хорошо, я свободный! Буду делать что хочу, не буду себя ни в чем ограничивать, буду жить по полной, безлимитно». И к чему мы приходим? Человек возвращается обратно в Церковь и говорит: «Батюшка, я больше не могу так жить». Потому что тут же на него падает метеоритный дождь житейских проблем. Он не хочет жить по духовным законам, живет без Бога, но в результате возвращается обратно к Богу и понимает, что с Ним хорошо: он находится под защитой, в любви, свете, радости.

Вспоминается преподобный Серафим Саровский. Наши русские святые – прекрасный пример. Им не надо было говорить много слов. Человеку, который приходил к преподобному Серафиму, живущему свято, ничего не надо было: он приходил, причащался Духа Святого и уходил утешенным. Если человек отходит от святости, он все равно рано или поздно, получая отрицательный опыт вкушения зла, возвращается к Богу, понимая: без Бога жить нельзя.

Особенно это касается церковных, верующих людей. Когда человек еще не вкусил Божественной любви, не пребывает в Церкви – Господь его мягко призывает, защищает. А если, будучи в лоне Церкви, уходит из нее, то из собственного опыта мы знаем, что получаются страшные вещи: человек пропадает – на него накидываются бесы. Когда Дух Святой в сердце, он вкушает благодать, Божественную радость. Но когда вдруг по каким-то причинам решается идти своим путем, отрицает Бога, уходит из Христовой Церкви – на него нападают семь злейших духов, и случаются страшные вещи.

Я видел очень много людей, которые служили, трудились, воцерковлялись, а потом вдруг что-то их смущало, была сделана подножка. Они уходили и пытались жить сами по себе. С ними случались страшные вещи – ни с одним светским человеком, который еще не познал Бога, такие вещи не случаются. Господь не трогает того, кто еще не пришел к Нему – Он его потихоньку призывает.

От Бога нельзя уходить – это очень опасно. Духовный закон из Евангелия работает железно: уходящий из Церкви получает семь злейших духов и не всегда может вернуться обратно. Чтобы вернуться в Церковь, ему надо проделать большой путь покаяния.

Что случается с церковным человеком, если он покидает Церковь? Почему Бог это попускает, отпускает овечку из Своего стада на съедение волкам?

– Господь в Евангелии говорит: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Мы знаем: Господь есть – и Он есть любовь. Господь создал человека и приглашает его к Себе. Тот сознательно отрицает Его, и получается хула на Духа Святого. Многие люди родились в другой традиции, религии – они не вкусили той любви и церковной сладости, что мы знаем из наших богослужений, православной культуры. Господь рано или поздно их и их родных призовет. А если вкусивший это променял дар, который ему дал Господь, на чечевичную похлебку – это непростительно.

Чтобы покаяться, нужно проделать большой труд в своей душе. Имейте любовь Божию и никогда ее не теряйте. Кто бы вас ни смущал, ни отвращал от Бога – имейте жемчуг, который надо хранить до конца жизни. Тогда получите брачную одежду и будете со Христом в вечности.

Ближайшие три субботы родительские, заупокойные. Один из вопросов по этой теме пришел нам в сетях: «Перед родительскими субботами в пятницу – вечернее заупокойное богослужение. Скажите, пожалуйста, если пойти на эту службу, заменит ли она службу утра родительской субботы? Могу ли я сходить на службу в пятницу, а в субботу уже не ходить?»

– Можете делать что хотите, но нас батюшка учил, что надо вечером приходить на службу, чтобы подготовить себя к службе утренней. Все-таки доминанта – утреннее богослужение: это Литургия, и как раз на Литургии совершается великое таинство Евхаристии – соединение со Христом, Причащение Святых Христовых Таин.

Если вы придете на службу вечером – это прекрасно. Но вечер для чего? Вечером мы читаем, например, 17-ю кафизму и другие псалмы, чтобы подготовить нашу душу: омыть этими прекрасными псалмами Давида свое сердце, вспомнить своих сродников, помолиться за них, ведь молитва за сродников – великое дело: наши усопшие сродники живы, и мы общаемся с ними посредством молитвы. И Господь как раз очень любит, когда мы молимся за своих сродников, ведь наша молитва – это первое выражение любви к ближнему.

Любовь – как раз цель, которую нам дал Господь. Первая заповедь какая? Возлюби Господа. И вторая заповедь, подобная ей, – возлюби ближнего своего. Когда мы приходим на службы, молимся за усопших, исполняется большая заповедь о любви к нашим ближним – бабушкам, дедушкам, которые умерли.

По поводу утренней службы… Бывает, некоторым тяжело приходить в храм дважды – тогда лучше придите утром, подготовьтесь, прочитайте молитвы перед Причащением и все-таки причаститесь и помяните своих сродников. Этим вы выразите любовь к ним. И та благодать, которую вы получите в таинстве Причащения, косвенно перейдет и на них.

У нас есть праздник Радоница: на 9-й день Пасхи мы поминаем усопших сродников. Многие спрашивают: «А почему этот праздник называется Радоница?» Мы приходим в храм на Литургию, причащаемся Святых Христовых Таин, поминаем наших ближних, и они радуются, ибо благодать переходит на их души тоже. Мы за них молимся, и Господь слышит эти молитвы, приближает души усопших к Царству Небесному, очищает их от греха – ведь там уже каяться невозможно. Мы каемся как бы за них на земле, и это опять-таки выражение любви: мы каемся за их грехи, просим их простить, и Господь слышит эти молитвы и удовлетворяет их – для умерших это радость.

В субботу будет малая Радоница, если вы придете причаститься Святых Христовых Таин: не просто записки написать, свечечки поставить, а именно причаститься – вкусить Тела и Крови Христа. Тогда радость будет и у вас, и у ваших сродников во всей полноте.

Мы говорим, что нужно пойти в храм. И я вспомнил, что в начале беседы мы говорили еще и о Каине и Авеле, об их таких разных жертвах, о том, что Каин приносил жертву с одним состоянием духа, а Авель с другим. Не похоже ли состояние Авеля на то, с которым мы должны идти в храм? Нужно ли идти в храм, если не чувствуешь в себе некоего горения? Просто должен пойти – думаешь: «Я же хожу каждое воскресенье, как сейчас не пойду?» С таким настроем нужно ли вообще идти в храм, если он подобен Каинову?

– Я понимаю вашу мысль.

В храм все равно идти нужно. Я всегда говорю своим прихожанам: «Помните, была хорошая сказка про барона Мюнхгаузена: как он себя вытаскивал из болота – брал за волосы?» Так же, конечно, и мы должны себя брать за шкирку и идти в храм, ведь мы солдаты – воины Христовы.

Если мы будем ждать вдохновения, то вообще перестанем в храм ходить. Мы должны возгревать в сердце любовь ко Христу. Вы думаете, воцерковленные, скажем так, христиане, которые постоянно ходят в храм, каждый раз идут туда с горящим сердцем? Нет, конечно: у нас у всех болячки, немощи.

Вот в субботу надо идти на всенощную. Почему? В начале беседы мы вспоминали Книгу Бытие. Одни из первых слов в ней, когда описывается, как Господь творил землю: И был вечер, и было утро. То есть наш церковный день начинается с вечера, поэтому Церковь установила такую традицию, что всенощное праздника служится вечером. Например, воскресная всенощная уже вся посвящена Пасхальным событиям – читается пасхальное воскресное Евангелие, поются пасхальные тропари, 8 гласов, читаются каноны: все, что поется и читается в субботу вечером, посвящено Пасхе, Воскресению. Пропускать это негоже христианину.

У каждого болячки: кто-то плохо себя чувствует, у кого-то зуб болит, у кого-то почки – все равно нужно себя отрывать от дивана, от кресла, от телевизора, от интернета: вставать и идти искать вдохновения в храме – молиться: «Господи, дай мне силы, дай мне силы помолиться». И Господь обязательно затронет вашу душу, затронет ваше сердце.

Царствие Небесное нудится – слова из Евангелия. Без труда не вынешь и рыбку из пруда, поэтому отрывайте себя от компьютеров, телевизоров, диванов и идите в храм: в храме хорошо. Помолитесь, и Господь даст вам благодать – и вы там под защитой будете, и все поменяется в вашей жизни. Христиане это знают.

Службы православных христиан – самые умилительные. Те, кто вкусил православное богослужение хотя бы раз, уже не могут жить без него, не могут жить без поста…

Кстати, вот мы сейчас соблюдаем пост, 1-я неделя прошла. И многие подходили и говорили: «Батюшка, мне стало лучше» (например «я болела, постилась, и мне стало лучше – здоровье поправилось»). Я вам честно про себя скажу. Не так давно я болел омикроном. После него постоянно у меня то глаза болят, то сердце, то еще что-то… Начался пост, и недели поста мне хватило, чтобы забыть про все это – я как раз постом исцелился. Поэтому всем советуем: не гнушайтесь постом, пост – это радость, пост – это хорошо.

Спасибо, но я напомню, что консультироваться с врачом все равно важно и нужно, чтобы пост не пошел во вред. Мне кажется, что Ваш ответ на последний вопрос прозвучал как прекрасный итог нашей программы. Спасибо, что были сегодня с нами!

Записали:
Софья Горбачева
и Мария Иваровская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Рябков: К чему нас призывает Воскресение Христово?

Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: У христианина не должно быть врагов

Беседы с батюшкой

Протоиерей Кирилл Сладков: Любовь – не наказание или хомут на шее, она – источник радости и вдохновения

 

10 книг, таких как Building the Japanese House Today (выбрано более 6000 авторов)

По
Лен Брэкетт,
Пегги Ландерс Рао,
Ая Брэкетт (фотограф)

Вот 10 книг, авторы которых лично рекомендовали , если хотите
Строительство японского дома сегодня.
Shepherd — это сообщество из более чем 6000 авторов, которые делятся своими любимыми книгами со всем миром.

Shepherd поддерживается читателем. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем веб-сайте, мы можем получать партнерскую комиссию.
(учить больше).

По
Ясуо Накахара,
Хидео Сато,
Коичи Пол Нии (переводчик)

Эта книга, впервые опубликованная в 1995 году, представляет собой подробное практическое руководство, отвечающее на множество вопросов о том, как в современной Японии занимаются столярным делом. Чертежи и планы невероятно информативны. Он не фокусируется на использовании инструмента как таковом, но прекрасно передает структурную логику и рассуждения, лежащие в основе самих соединений и соединений. Я держу его под рукой в ​​качестве справки.

По
Ясуо Накахара,
Хидео Сато,
Коичи Пол Нии (переводчик)

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Полная японская столярка
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Эта книга чистая, в отличном состоянии. ПРИОРИТЕТ ОТПРАВКИ USPS. БЫСТРОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ!!


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Японские столярные изделия

  • Япония

  • Строительство

  • Деревообработка

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Хайно Энгель,

Эта классическая книга представляет собой прекрасный информативный отрывок из более длинной и обширной книги автора « Японский дом: традиция современной архитектуры» , который давно не выпускается. Чертежи и планы замечательны и освещают планировку японского дома, модульность, пропорции и многие структурные и декоративные детали. Мне особенно нравится визуальная обработка белого на черном, используемая для многих планов.

По
Хайно Энгель,

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Измерение и строительство японского дома
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Замечательная классическая работа над традиционной японской архитектурой и ее общим интегративным качеством, упорядоченностью пространства и формы, гибкостью перегородок и функций помещения и другими важными или уникальными качествами. Автор подробно и с многочисленными архитектурными планами и чертежами описывает влияние анатомии человеческого тела японцев на традиционные единицы измерения и на жилищное строительство. Эта работа представляет собой не просто описание особенностей японского дома, но и «приглашение исследовать возможности использования этого архитектурного достижения японцев… в современной жизни и строительстве», согласно…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Японские столярные изделия

  • Архитектура

  • Япония

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин. org

  • Амазонка

По
Тосио Одатэ,

Это полная книга на английском языке о японских ручных инструментах для деревообработки. Любой, кто использует или собирается использовать японские ручные инструменты — и я настоятельно рекомендую вам еще раз взглянуть на них, если вы еще этого не сделали, поскольку некоторые из них превосходят по своим характеристикам западные аналоги, — должен ознакомиться с эта книга.

По
Тосио Одатэ,

Почему я должен это читать?

2
авторы выбрали
Японские деревообрабатывающие инструменты
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Классическая работа с инструментами и духом японского мастера.

В Японии столяр тратит годы на то, чтобы научиться пользоваться своими инструментами с большой скоростью и мастерством. Только после того, как он доказал свое мастерство, он может с гордостью называть себя шокунином, мастером-ремесленником.

Японские инструменты для обработки дерева привносят традиции и обучение сёкунинов в западный мир. Используя собственное ученичество в качестве татегу-ши (производителя раздвижных дверей) и 40-летний опыт работы с деревом, Тошио Одатэ предлагает здесь полное руководство по японским инструментам: тонкие пилы, которые режут на ходу, ламинированные стамески с выемками…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Японские столярные изделия

  • Япония

  • Плотницкие работы

  • Деревообработка

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Киёси Сейке,

Эта книга подсадила меня на японское столярное дело, когда я учился в колледже в конце 1970-х. Объяснений на самом деле не так много, но черно-белые фотографии передают чистую красоту японских столярных изделий вызывающим воспоминания и убедительным образом. Рисунки разрешают часть загадок.

По
Киёси Сейке,

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Искусство японского столярного дела
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Это живое введение в японское столярное дело не только с любовью раскрывает уникальную историю и развитие японского столярного дела, но и раскрывает многие секреты японского столярного дела. Представляя 48 соединений, выбранных из нескольких сотен известных и используемых сегодня, эта визуально захватывающая книга порадует любого, кто когда-либо был тронут чистой красотой дерева.

Благодаря четким изометрическим проекциям, дополняющим 64 страницы потрясающих фотографий, даже плотник выходного дня может воспроизвести эти наследства от традиционного японского плотника, которые могут быть применены к таким большим проектам, как здания, для которых большинство из них было…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Японские столярные изделия

  • Япония

  • Древесина

  • Деревообработка

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин. org

  • Амазонка

По
Джон Родерик,

Minka — это реальная история американского корреспондента AP, который поначалу с неохотой купил за бесценок 250-летний традиционный японский фермерский дом (он находился в районе, который вскоре был затоплен из-за строительства плотины), разобрав его, перевезя и перестроен на окраине Токио.

Это взгляд на две стороны Японии; во-первых, сельская, ремесленная сторона, поскольку Родерик дружит с семьей из Гифу и использует многих сельских жителей префектуры для их плотницких навыков, а во-вторых, это дает нам интересный взгляд на некоторые представители высшего общества, с которыми Родерик смешивается, будучи эмигрант с хорошими связями (Хилари Клинтон однажды посетила его дом!).

Родерик пишет с изрядной долей юмора, а его любовь и знание Японии делают его желанным проводником, когда он знакомит нас с причудами и курьезами Японии 60-х и 70-х годов. В…

По
Джон Родерик,

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Минка
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

В 1959 году журналист Джон Родерик присоединился к токийскому бюро Ассошиэйтед Пресс. Там он подружился с японской семьей Такиситас. Небрежно подумав, что он хотел бы однажды иметь свой собственный дом в Японии, семья без ведома Джонсета исполнила его желание. Они нашли Родерику 250-летнюю минку, или фермерский дом ручной постройки, с соломенной крышей, полностью скрепленный деревянными колышками и столярными изделиями. Его вот-вот смоет наводнением, и он предлагался всего за четырнадцать долларов. Родерик любезно купил дом, но про себя был встревожен перспективой жить…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Архитектура

  • Япония

  • Дом

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Майк Лайдон,
Энтони Гарсия,

Я помню, как разговаривал с видным городским активистом о тактическом урбанизме и был встречен насмешками. — Ты не можешь быть серьезным, — сказал он. Я абсолютно! Небольшие проекты как способ демонстрации идей и продвижения вперед — проверенный временем подход. Я видел миллионы реальных исследований, потраченных впустую на двусмысленность очевидного. Мы должны тратить эти деньги, как предлагают Лайдон и Гарсия: проверять, работает ли что-то.

По
Майк Лайдон,
Энтони Гарсия,

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Тактический урбанизм
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Краткосрочные общественные проекты — от временных парков до инициатив открытых улиц — стали мощным и адаптируемым новым инструментом городских активистов, планировщиков и политиков, стремящихся добиться долгосрочных улучшений в своих городах и за их пределами. Эти быстрые, часто недорогие и креативные проекты составляют суть движения тактического урбанизма. Будь то создание оживленных площадей, казалось бы, за одну ночь, или переосмысление парковочных мест в качестве мест сбора местных жителей, они предлагают способ заручиться общественной и государственной поддержкой для инвестирования в постоянные проекты, вдохновляя жителей и общественных деятелей на новый опыт и формирование городских пространств. Тактический урбанизм, написанный Майком…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Архитектура

  • Политическая наука

  • Публичная политика

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Джозеф Рикверт,

Я рекомендую книгу Джозефа Рикверта «Соблазнение места 9».0063 за замечательные размышления Рикверта об отношениях между людьми и их городами и о существенных вопросах, почему города преуспевают или почему они не могут успешно работать на своих жителей.

По
Джозеф Рикверт,

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Соблазнение места
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Выдающийся историк архитектуры Йоспе Рикверт рассматривает сложную историю города со времен промышленной революции. Он опирается на социологию, социальную, экономическую и политическую историю и их сложные взаимодействия с историей архитектуры. Знания Рикверта о городах мира замечательны, и книга будет опираться на Шанхай так же, как на Лос-Анджелес, Рио, а также Лондон, Мельбурн и Париж, как при рассмотрении прошлых событий, так и при моделировании будущего. Его книга также является своевременным прославлением столичных ценностей, которые в последнее время были очернены: толерантность, либерализм, культурная жизнеспособность, плюрализм. Это важный…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Архитектура

  • Мехико

  • Города

  • Городское планирование

  • Париж

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Ян Гейл,

Ключом к пониманию городов является также знание того, как их воспринимают люди. Датский архитектор и городской дизайнер Ян Гейл, живущий за тысячи миль, но всего через несколько лет после манифеста Джейкобса, увлекательно описывает, как люди живут в городах и ведут себя в них. Мы можем использовать психологическую и эмпирическую линзу Гейла для улучшения нашей городской среды, проектируя здания и города не только для того, чтобы успокоить других дизайнеров, политиков или разработчиков, но и для реальных конечных пользователей. Оригинальная работа Гейла была переведена на десятки языков и превратилась в одну из ведущих мировых фирм по городскому дизайну. Книга Гейла, как городского дизайнера и исследователя, каждый день напоминает мне, что нужно сначала сосредоточиться на людях, затем на пространстве и только потом на зданиях.

По
Ян Гейл,

Почему я должен это читать?

2
авторы выбрали
Жизнь между зданиями
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Первая версия этой книги на датском языке, опубликованная в 1971 г. , во многом была протестом против преобладавших в тот период функционалистских принципов планирования городов и жилых районов. Книга содержала призыв проявлять заботу о людях, которые должны были перемещаться между зданиями, и призывала к пониманию тонких, почти не поддающихся определению, но определенных качеств, которые всегда были связаны с взаимодействием людей в общественных местах, и он указывал на жизнь между зданиями как на измерение архитектуры, к которому нужно относиться осторожно. Сейчас, 40 лет спустя, многие…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Архитектура

  • Защита окружающей среды

  • Городское планирование

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Ллойд Кан (редактор),
Боб Истон (редактор),

Ллойд Кан долгое время был лидером в области строительства домов своими руками и писал для Каталог всей Земли в период расцвета контркультуры. Приют до сих пор вдохновляет читателя фотографиями и описаниями самодельных домиков и альтернативных жилищ со всего мира; диапазон используемых техник и материалов впечатляюще широк.

По
Ллойд Кан (редактор),
Боб Истон (редактор),

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Приют
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Укрытие — это много вещей: визуально динамичный, негабаритный сборник органической архитектуры прошлого и настоящего; книга с практическими рекомендациями, содержащая более 1250 иллюстраций; и справочник типа Whole Earth Catalog для жизни в гармонии с землей с использованием всех мыслимых материалов. Книга «Убежище», впервые опубликованная в 1973 году, остается источником вдохновения и изобретений. Включая основные аспекты строительства, книга охватывает такие темы, как жилища от хижин железного века до бедуинских палаток и домов Того из жести и соломы; кочевые убежища от типи до «домашних вагонов»; и купола, купольные города, дерновые иглу и даже дома на деревьях.
Авторы рассказывают личные истории об альтернативных…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Архитектура

  • Защита окружающей среды

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин.org

  • Амазонка

По
Сара Сусанка,
Кира Оболенски,

Не зря эта книга стала бестселлером, когда вышла в 1998: Он полон мудрости о том, как создать глубоко личный дом, размер которого соответствует вашей жизни. Интерьеры в книге «Не такой уж большой дом » кажутся немного устаревшими почти 25 лет спустя (и не в моем личном вкусе, который искажает более современный стиль), но я по-прежнему считаю эту книгу обязательной к прочтению для всех, кто строит или ремонтирует небольшой дом. дом. Я также люблю книгу Сары за ее сообщение о качестве, а не количестве, которое помогло сместить разговор о домах, когда она дебютировала. У меня есть все книги Сусанки, и они заполнены стикерами, потому что на них часто ссылаются.

По
Сара Сусанка,
Кира Оболенски,

Почему я должен это читать?

1
автор выбрал
Не такой уж большой дом
как одна из их любимых книг, и они делятся
почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Это название вдохновляет домовладельцев и строителей от ведущего архитектора. С 1998 года было продано более 500 000 копий «The Not So Big House». В нем есть четкие указания, в которых упор делается на качество, а не на количество. Это юбилейное издание включает 32 дополнительные страницы и новое введение. Теперь доступное в мягкой обложке, расширенное 10-летие издания Сары Сусанки «Не такой уж большой дом» готово вдохновить целое новое поколение домовладельцев и строителей. Хотя прошло десятилетие, ее обманчиво простое послание остается таким же действенным, как и прежде: когда дело касается наших домов, качество всегда должно…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Архитектура

  • Предварительный просмотр

  • Книжный магазин. org

  • Амазонка

5 списков книг, которые, как мы думаем, вам понравятся!

Лучшие книги по японскому столярному делу и строительству

Лучшие книги по внутренней архитектуре и повторному использованию существующих зданий

Лучшие путеводители о жизни в Японии

Лучшие книги по архитектуре для не-архитекторов

Лучшие книги о том, что делает город великим, и в частности о том, что делает Париж великим городом

Увлекающийся
архитектура,
японское столярное дело,
а также
Япония?

Более 6000 авторов порекомендовали свои любимые книги и то, что им в них нравится.
Просмотрите их подборку лучших книг о

архитектура,

японское столярное дело,
а также

Япония.

Архитектура

Исследуйте 41 книгу об архитектуре

Японские столярные изделия

Изучите 5 книг о японском столярном деле

Япония

Исследуйте 354 книги о Японии

ПОБЕДИТЕЛИ

Списки составлены в начале 2005 г.

Российская Федерация Зарубежье

Центральная Россия

Дальний Восток

Северо-Запад

Сибирь

Юг

Урал

Поволжье

Belgorod Region 12345 Bryansk Region 10546 Ivanovo Region 9100

Kaluga Region 8762 Kostroma Region 5825 Kursk Region 9701

Lipetsk Region 10759 Moscow 91877 Moscow Region 55617

Орловская обл. 6256 Рязанская обл. 12660 Смоленская обл. 9053

Тамбовская обл. 11900 Тульская обл.0526 Тверская область 17690

Владимирская область 11587 Воронежская область 24801 Ярославская область 11282

Алфавитный список:

3 А

Б

С

Д

Е

Ф

грамм

я

К

л

М

Н

О

п

р

С

Т

U

В

Д

Z

Таб-Тав

Таз-Тим

Тин-Тол

Том-Попробуй

Ца-Тур

Тус-Тю

Т

Тинтулова Клавдия Никифоровна, р. 20.05.1922

Тиняков Алексей Петрович, р. 26.02.1925

Типерский Владимир Александрович, р. 21.02.1921

Тишаев Николай Григорьевич, р. 12.01.1922

Тишин Никола Григорьевич, 1999 г.р. 12.02.1921

Титанова Антонина Ивановна, р. 05.09.1931

Титаров Иван Константинович, 1931 г.р. 01.07.1921

Титенкова Мария Николаевна, р. 10.07.1921

Титоров Тимофей Иванович, р. 06.03.1924

Титов Александр Сидорович, р. 07.09.1923

Титов Алексей Александрович, 1999 г.р. 18.09.1927

Титов Алексей Васильевич, р. 19.03.1927

Титов Анатолий Александрович, р. 08.10.1926

Титов Дмитрий Сергеевич, р. 05.11.1923

Титов Геннадий Алексеевич, р. 27.07.1931

Титов Геннадий Петрович, 1999 г.р. 05.10.1925

Титов Ким Сергеевич, 1999 г.р. 31.12.1925

Титов Никола Иванович, р. 13.10.1926

Титов Сергей Борисович, р. 10.04.1919

Титов Сергий Павлович, 1919 г.р. 01.10.1926

Титов Спартак Сергеевич, р. 07.11.1924

Титов Василий Тихонович, р. 30.12.1917

Титов Виктор Алексеевич, р. 25.09.1922

Титов Виктор Николаевич, р. 10.06.1924

Титов Евгений Алексеевич, р. 14.09.1925

Титова Александра Ивановна, р. 23.04.1921

Титова Александра Ивановна, р. 27.07.1921

Титова Лидия Матвеевна, р. 12.02.1925

Титова Нина Степановна, р. 31.10.1921

Титова Екатерина Ильинична, р. 26.11.1924

Титова Екатерина Емельяновна, р. 18.05.1917

Титова Зоя Федоровна, р. 21.11.1925

Титяков Никола Семенович, 1999 г.р. 13.12.1926

Тиунова Светлана-Маргарита Павловна, р. 30.07.1924

Ткач Анна Сергеевна, р. 15.10.1919

Ткаченко Александра Васильевна, р. 31.05.1921

Ткаченко Мария Пантелеевна, р. 31.03.1923

Ткаченко Неонила Владимировна, р. 18.09.1926

Ткачев Анатолий Иванович, р. 04.05.1935

Ткачева Зоя Михайловна, р. 26.10.1922

Ткачук Зинаида Николаевна, р. 30.04.1925

Точенов Александр Иванович, р. 28.10.1915

Точигин Юрий Владимирович, р. 05.07.1921

Тодесон Мария Ивановна, р. 24.02.1925

Тоготин Иван Николаевич, р. 15.01.1923

Тоготин Владимир Павлович, р. 08.05.1922

Токарев Александр Иванович, р. 25.02.1926

Токарев Анатолий Васильевич, р. 06.05.1925

Токарев Сергей Андреевич, 1999 г.р. 22.08.1923

Токарева Анна Ивановна, р. 08.08.1922

Токовенко Галина Федоровна, р. 29.12.1919

Толченицына Мария Ануфриевна, р. 11.01.1927

Толчин Владимир Андреевич, р. 16.07.1924

Толенов Борис Иванович, р. 23.12.1925

Толиков Иван Федорович, р. 26.09.1920

Толина Любовь Павловна, р. 16.07.1925

Толкачева Полина Андреевна, р. 08.10.1922

Толмачев Анатолий Васильевич, р. 28.10.1925

Толмачев Иван Николаевич, р. 15.08.1923

Толмачев Леонид Александрович, р. 24.07.1915

Толмачева Галина Николаевна, р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts