История раскола христианства на православие и католицизм: католичество и православие — все самое интересное на ПостНауке

Разное

Содержание

Православие и католицизм — краткая история раскола — Вера

В статье изложена краткая история раскола Христианской Церкви на Православие и Католицизм. Великая Схизма 1054 года была настоящей трагедией, которая разделила христианский мир на восток и запад, но что ей предшествовало? Автор рассматривает причины возвышения Римской Церкви, а также четыре этапа ее отделения от Православия.

Одной из самых страшных трагедий в истории христианства является раскол Церкви на православных и католиков в 1054 году. Раскол можно сравнить с разводом – в нем много ненависти, интриг, лжи, боли и обиды. Единство — это признак любви, желания слышать друг-друга. Те, кто еще вчера клялись в любви друг другу, сегодня даже есть за одним столом не будут. Особенности церковного раскола в том, что он далеко не всегда проходит со временем. Он принципиальный. И, конечно, за прошедшие 1000 лет история обросла мифами и стереотипами, которые буквально въелись в сознание обывателя и даже вошли в учебники. Любая попытка избавить от этих мифов и кратко изложить причины расхождения воспринимается некоторыми как предательство или отступничество от веры. Ты обязательно должен сыпать проклятиями и злостью.

Иногда мне кажется, что ненависть к католикам является неотъемлемым атрибутом православного человека. Причем, объяснить, чем именно мы отличаемся от «них» и в чем причины этого Раскола мало кто сможет. Чаще всего, люди перечисляют стереотипы и гордо констатируют факт, что «католики злые еретики, которые нас предали, просто потому что они – такие». В этой статье я предлагаю вам без эмоций, штампов и стереотипов краткую историю расколы Единой Церкви на православных и католиков, а также попробовать подумать, кто же и от кого откололся. Для вашего удобства я разбил все на 4 шага.

Как Римская Церковь получила первенство?

Первая половина I века. Ближний Восток. Горстка учеников Иисуса Христа начинает проповедовать новое учение о прощении грехов и воскрешении из мертвых через Богочеловека Мессию Иисуса из города Назарет. Первых христиан мало, их жизнь полна опасностей, у них нет политического влияния, нет союзников и кажется, что весь мир против них. Но уже через пару десятилетий весь греко-римский мир наполнится христианскими общинами. Поначалу они были независимыми друг от друга. Они управлялись епископом или поставленным им пресвитером. Никакой единой структуры в виде Поместных Церквей или Римо-Католической жесткой вертикали власти в первые годы еще нет. Только епископ/пресвитер и община. На заре истории Церкви условный центр находился в Иерусалиме. Оттуда шла миссия в диаспоры, и именно там собирались апостолы – свидетели жизни, учения и воскрешения Иисуса Христа. Конечно, они следят за порядком в Церкви, рукополагая епископов и наставляя общины, но их контроль не тотальный. Да и сложно себе это представить в I веке.

В 60-х годах I века все резко меняется. Начинаются гонения на христиан. Одновременно с этим, националистические настроения среди евреев в Иерусалиме достигли пика. Начался открытый бунт против оккупации Рима. Как вы понимаете, это восстание было обречено на провал, т.к. небольшие силы восставших не шли ни в какое сравнение с военной машиной Римской империи. Итог, думаю, вам известен. Иерусалим окружили. Там начался голод, приведший к каннибализму. Через некоторые время город взяли штурмом и сравняли с землей. Центр христианского мира был уничтожен, и Церковь была вынуждена учиться выживать в новых условиях.

В таких условиях начинает выделяться община города Рим. Тому есть ряд причин:

  1. Задумывались ли вы, как общины общались друг с другом? Вот, к примеру, община Карфагена впала в ересь и отошла от Церкви. Это значит, что с ней нельзя общаться. Но как об этом узнают христиане из общин Египта или Малой Азии? Пока новости (в разных вариациях) дойдут до удаленных уголков, пройдет очень много времени. Все дороги ведут в Рим. Именно столица всего Греко-Римского мира может быстрее всего реагировать на проблемы и вызовы этого мира и сообщать остальным. Скажу даже больше, римский папа очень быстро стал третейским судьей в спорах остальных общин христианского мира.
  2. Рим был городом императора и сената. Это центр политической жизни. В христианских общинах Римской Церкви было множество тайных христиан из самой верхушки власти (военные, сенаторы и даже родственники императора). Папа Римский обладал таким большим влиянием, что даже мог спасти от казни плененных христиан.
  3. Рим был местом последней проповеди и мученической смерти первоверховных апостолов Петра, Павла и множества других великих учителей Церкви. Это, в свою очередь, гарантировало чистоту ее веры.
  4. Римская Церковь никогда не была обличаема в ереси. Да-да, я не ошибся. Вот закройте на секунду глаза и просто представьте себе мир глазами христианина первого тысячелетия. На востоке постоянно бушуют споры, гремят проклятия, рождаются ереси. То Александрия, то Антиохия и даже Константинополь то и дело «пачкались» в этих спорах. Догматические споры часто приправлялись обильно политическими интригами византийского двора. Короче, на востоке кипит жизнь и споры. На фоне всего этого спокойно стояла Римская Кафедра, которую охотно воспевали в своих письмах некоторые восточные религиозные деятели в типичном византийском льстивом стиле. Там не рождаются ереси. Рим всегда стоит на стороне Православной веры (возьмите хотя бы папу Льва Великого, который был главным защитником Православной веры на IV Вселенском соборе). Да, так есть учение о примате римского папы, да там есть Чистилище и пр. Но они все время оставались местным преданием и Церковь никогда не обличала их на соборе, хотя и восторга по этому поводу было мало.

Это все только самые очевидные причины, которые привели к тому, что сразу после падения Иерусалима в кратчайшие сроки Римская кафедра занимает лидирующее положение в Церкви. НО! Мы можем точно сказать, что, не смотря на уважение, влияние и авторитет папа римский никогда не считался выше остальных собратьев (по крайней мере, на востоке, в древних общинах). Он не мог сместить другого епископа, назначить или отменить решение поместного собора. Да, он мог метать громы и молнии, разрывать общение, но, если вся остальная Церковь считала это лишь его капризами, никто на это не обращал внимание (возьмите, к примеру, конфликты с Константинопольским патриархатом где римские папы разрывали общение и низлагали патриархов и получали полный игнор со стороны всех христиан востока, словно никто этих проклятий не замечает). Впоследствии эти функции у него появились на западе среди новых общин, но об этом позже.

Шаг первый: перенос столицы из Рима в Константинополь

Римская Церковь была хоть и не главной, но особенной именно в силу своего расположения и близости к императору. Но в IV веке при св. равноапостольном императоре Константине происходит событие, которое, на мой взгляд, заложило «бомбу замедленного действия» в отношения востока и запада.

Дело в том, что император Константин решил основать новый Рим и перенести столицу туда. Сказано – сделано, и вот на берегу Мраморного моря возвысился новый город. Какое отношение это имеет к расколу церкви, спросите вы? Я отвечу вам вопросом на вопрос: «А почему епископ Рима имел первенство чести?». С возникновением нового Рима возникает и новый епископ, близкий к императору и сидящий в столице империи. Логично, что он, как имеющий непосредственный доступ к императору, должен помогать тому решать внутрицерковные вопросы (да, тогда любые церковные нестроения часто приводили к волнениям во всей империи, поэтому император был заинтересован в их быстром и безболезненном разрешении). К этому моменту в Римской Церкви уже формируется видение своей исключительности на фоне остальных Поместных Церквей. Возвышение Константинопольского епископа рассматривается ими уже как посягательство на их исключительное положение. Римские папы начинают очень болезненно реагировать на любые попытки оформить новую систему и признать особый статус кафедры Константинополя. Но, несмотря на все протесты пап и обвинения в попытке узурпировать власть в Церкви, на II и IV Вселенских соборах окончательно оформляется новый порядок, который учитывал не только древность кафедры, но и политические реалии империи.

Стоит отметить, что логику римских пап легко переняли сторонники идеи «Москва — Третий Рим».

Шаг второй: Разделение Римской империи и политический кризис на Западе

Римская империя была слишком огромной. Управлять ей становилось все сложнее. Поэтому после смерти императора Феодосия Великого в 395 году она была разделена на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. И это событие также повлияло на грядущий раскол. Если раньше все христианские общины находились в рамках одной империи и в одинаковых условиях, то теперь они четко делятся на две стороны.

На Востоке древние общины долгое время существовали в условиях сильной власти императора и относительного мира. Церковная самостоятельность там была сильно подавлена. На Западе дела обстояли совсем иначе. Там царили политический хаос и постоянная борьба за власть. В итоге, глубокий политический и экономический кризис привел к тому, что в V веке варварские народы просто уничтожили ее, разделив между собой и основав новые государства. В таких условиях единственным источником стабильности была Римская Церковь, по-прежнему связывающая запад в единое целое. Поместные церкви запада в таких условиях сплачиваются вокруг Римского папы и полностью теряют свою независимость, де-факто превращаясь в назначенных им управляющих.

В новых условиях Римская Церковь полностью переориентируется в политическом плане на новые варварские государства, все дальше удаляясь от Византийской империи и пытаясь выжить в меняющемся мире. Это очень хорошо заметно в VII – VIII веках. Там произошло сразу два политических скандала, связанных с Римской Поместной Церковью.

Карта папского государства до его ликвидации

Возникновение папского государства

В 756 году на карте Европы возникает уникальное государство – Папская область. Король франков, уставший постоянно защищать Рим от набегов варваров, подарил Римской Церкви целую провинцию в центре Италии. Таким образом, епископ Рима стал не просто главой всех Поместных Церквей запада, а правителем Рима. Восточная Римская Империя не признала этого, т.к. считала, что эти земли по праву принадлежат ей, а римский папа вступил в сговор с варварами-захватчиками.

Коронация Карла Великого императором

В 800 году в базилике св. Петра папа Лев III короновал Карла Великого императором Рима. Вы представляете, какую реакцию это вызвало у Византии? Епископ по своему желанию дает императорский титул, да еще и кому?! Варвару! Захватчику! Стоит ли говорить, что теплоты в отношения востока и запада это не добавило? Однако, это привело к другим последствиям.

Шаг третий: разное устройство Церкви

Как я уже говорил, первоначально, Православная Церковь была семьей равных независимых Поместных Церквей. Поместные Церкви, в свою очередь, были объединениями общин данной области во главе с епископом самого крупного (или древнего) города. Империя хоть и внесла особенности в это устройство постоянным вмешательством в дела Церкви, но кардинально ничего не изменила. Все поместные Церкви равны, независимы и отличаются лишь почтением (уважением).

Но, в силу написанного мною выше, Римская Церковь на западе рождает новую, ранее неизвестную на востоке, модель устройства Церкви. В Центре ее стоит Рим. Епископ Рима, как наместник апостола Петра обладает абсолютной властью над Вселенской (Кафолической/Католической) Церковью и стоит выше всех прочих епископов. Конечно, на востоке никто не признавал это нововведение, но на западе дела шли иначе. Там постепенно образовался свой мир. Причем, стоит отметить, что нормального общения между древними Поместными Церквями Востока и Поместными Церквями Запада не было. Весь запад представляли посланники папы римского. Подозреваю, что это нежелание общаться было взаимным.

Это новое учение о Церкви, в сочетании с нарастающим конфликтом с патриархом Константинополя и политическим кризисом Востока и Запада, и стало, в итоге, главной причиной раскола 1054 года. Начиная с папы Льва I с каждым столетием папы все меньше считали себя равными прочим патриархам, и все больше считали себя особенными, обладающими абсолютной властью в Церкви. В итоге, это привело к серии конфликтов между Римом и Константинополем. Последним из которых стала схизма 1054 года. Конечно, никогда не подчинявшиеся Римской Церкви древние общины востока и в этот раз отказались ей подчиняться. Весь восток поддержал патриарха Константинополя. Лишившись общения с восточными Церквями, Римская кафедра осталась в своей вселенной, где она была центром всего христианского мира и уже никто не мог претендовать на ее место. Можно сказать, что Римо-Католическая Церковь окончательно сформировалась именно во второй половине XI века, когда они разорвала все контакты с христианами востока и осталась вариться в собственном соку. В итоге, учение о первенстве Римского Папы продолжало эволюционировать. При таких папах как Иннокентии III Римские епископы фактически правили всей Европой. К сожалению, чем выше росла власть Римского епископа тем больше он отдалялся от восточных собратьев, которые по-прежнему не считали его выше себя.

Шаг четвертый: открытая агрессия

Самое удивительное, что схизму 1054 года первоначально никто не воспринимал как конец света. Да, было разорвано общение и начались ожесточенные споры, но в сознании многих христиан запада и востока еще оставалась память о потерянном единстве. Это хорошо показывают династические браки православных и католических правителей, а также воспоминания св. Марка Эфесского, участника Ферраро-Флорентийского собора. К примеру, Жена императора Священной Римской Империи Генриха IV Евпраксия была сестрой Владимира Мономаха, православной.

Хорошо, но когда же настал окончательный разрыв, если не в 1054 году? Ответ прост: он был постепенным.

Первым «звоночком» стали Унии – т.е., поглощение Поместной Православной Церкви. Формально сохраняя богослужение и традиции, Поместная Церковь признавала главенство Римского папы и принимала вероучение Католической Церкви. Часто принятие Унии сопровождалось длительными политическими интригами, а также договорами с местной знатью и правящими кругами. Нежелание Рима обсуждать вопросы, навязывание своей воли убедило многих православных в том, что Рим настроен враждебно и не считает их больше братьями.

Далее последовали Крестовые походы. Конечно, они начались по просьбе Византийской империи, которая терпела поражения от мусульман. Всю Европу охватил ажиотаж. Святая Земля рисовалась в головах людей раем на земле, где течет молоко и мед. Десятки тысяч людей, от детей и нищих до профессиональных солдат целыми армиями шли на Восток, помогать восточным христианам. Проблема заключалась в том, что в освобожденных городах крестоносцы начали ставить своих епископов, а не возвращать местных. Это тоже было сигналом к тому, что никто ни с кем договариваться не собирается.

Еще одним доказательством того, что за братьев восточных христиан уже не считают стало разграбление Константинополя в 1204 году. Участники IV Крестового похода захватили и разграбили столицу Византии, установив там Латинскую Империю. В сознании многих поколений православных это стало символом агрессии и желания уничтожить Православие.

Православные и Католики

Почему я считаю, что именно Римская Церковь отпала от Православия, а не наоборот? Ответ простой, христианство распространялось именно с востока на запад. Вся богословская жизнь зарождалась и кипела именно на востоке. Да, Рим не отпадал в ересь до раскола 1054 года, но отчасти это было продиктовано именно низким уровнем развития богословия (оно начало развиваться позже, в XI веке с приходом схоластики). Это было объективным следствием того упадка, который господствовал на западе с крушением Западной Римской Империи в течение нескольких столетий. Постепенно, Рим обособлялся от всех остальных восточных церквей, создавая новый церковный порядок на западе, центром которого был Рим. В итоге, это привело к конфликту со «старыми» церквями, которым это новое учение не было свойственно.

История раскола христианского мира на православие и католицизм — это трагедия, которая не может быть преодолена уже почти 1000 лет. Я не утверждаю, что указал все причины. Но, я хотел лишь обратить внимание на то, что за любой трагедией кроется длинная история, в которой тесно переплетается множество факторов. Люди часто становятся лишь жертвами обстоятельств и большой игры политиков.

Автор: священник Александр Данилов

7.1. Раскол христианства (православие и католицизм). История религии : конспект лекций

7.1. Раскол христианства (православие и католицизм)

Уже в начальный период своего существования христианство не представляло собой единую в административном отношении церковь. Процесс утверждения Символа веры на Вселенских соборах продемонстрировал серьезные расхождения между западным христианством (католицизмом) и восточным христианством (православием). На территории западной части Римской империи существовала единственная Римская католическая церковь, обязанная своим основанием деятельности апостола Петра, проповедовавшего в Риме и нашедшего там свою мученическую кончину. Во главе этой церкви стоял римский папа (от лат. pappas – отец, отче), в I–II вв. выполнявший небезопасные функции священника римской христианской общины (несколько римских пап были казнены или погибли от рук солдат императора). Позже папа стал римским епископом, а впоследствии получил в свои руки власть над громадными территориями Италии, Галлии, Германии и Англии. В VII в. представителями католической церкви была изготовлена фальшивая грамота (так называемый «Константинов дар»), в которой будто бы римский император Константин I (306–337) в благодарность за духовное наставление и избавление от мучившей его проказы передавал в дар римскому папе в церковное управление всю западную часть империи.[35]


Зародившись в восточной части Римской империи, православие в отличие от католицизма не подверглось жесткой централизации, а представляло собой конгломерат (совокупность) нескольких отдельных церквей, возглавляемых отдельными патриархами. Наиболее уважаемыми и старыми из этих церквей были четыре: Константинопольская (ее патриарх формально продолжал считаться главой всей Восточной церкви), Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская (являвшаяся самой древней патриархией на том основании, что первым епископом иерусалимской общины бы Иаков, брат Иисуса). Но просветительская деятельность этих церквей привела к тому, что во многие страны Восточной Европы христианство проникало именно в его православной трактовке. К числу таких стран относились Сербия (кон. IX в.), Болгария (865 г.), Румыния (IV–V вв.) и др. Таким образом, можно говорить о том, что православному крещению подвергались не отдельные страны, а племена, проживавшие на территории будущих суверенных (независимых) государств. Формально эти племена считались независимыми, но признание церковного авторитета одной из православных церквей (как правило, речь шла о Константинопольской патриархии) делало их подвластными, пусть даже в церковном вопросе, Византии. Такая позиция, устраивавшая вождей этих племен на начальной стадии взаимоотношений, переставала их удовлетворять в дальнейшем, когда на племенных территориях начинали складываться отдельные государства, предпочитавшие и в отношении вероисповедания придерживаться независимости. Воспользовавшись кризисом Константинопольской патриархии, связанным с нашествием турок на территорию Византии в XIII–XIV вв., Болгария, а вслед за ней и Сербия предпочли объявить свои церкви автокефальными (независимыми) от остальных церквей православного толка.

Трения между основными направлениями христианского вероучения возникли вскоре после VII Вселенского собора (787 г.), который официально признается сторонниками православной церкви последним Вселенским собором. В основе церковных противоречий лежат не только разночтения чисто догматического характера, основным из которых является дополнение католиками к Символу веры «filioque» (в переводе с лат. – «и от сына»). Смысл этого дополнения состоит в том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Важным фактором окончательно разрыва церквей явились политические причины. Их суть заключалась в противоборстве итальянских правителей и Византийской империи, некоторое время успешно осуществлявшей экспансию на территорию Апеннинского полуострова.

Первым шагом к разрыву стала схизма (церковный конфликт) 862–870 гг., спровоцированная действиями византийского императора Михаила III, который низложил константинопольского патриарха Игнатия и возвел на его место Фотия, бывшего по своим убеждениям абсолютно светским человеком. Римский папа Николай I счел этот момент удобным для доказательства своего могущества и выступил с осуждением нового патриарха и требованием возвращения на патриарший престол Игнатия. Фотий, возмущенный вмешательством римского папы во внутренние дела Константинопольской патриархии, созвал в 867 г. собор, который выступил с осуждением инициативы папы Николая I. Но в этот момент ситуация резко изменилась, поскольку покровитель патриарха Фотия византийский император Михаил III был убит, а взошедший на престол Василий I произвел «рокировку», поменяв действующего патриарха на его предшественника Игнатия (870 г.). Однако и эта кандидатура не устроила римского папу, чему способствовало очередное обострение отношений из-за церковного подчинения Болгарии, которая приняла христианство в его православном варианте, но находилась в сфере интересов католической церкви. Через несколько лет Игнатий умер (879 г.), а на его место вновь взошел Фотий, вынужденный согласиться на взаимовыгодный обмен: римский папа Иоанн VIII отменял анафему (отлучение от церкви), наложенную на Фотия, но взамен получал в свое подчинение Болгарию. Выполнение оговоренных условий договора оказалось односторонним. Фотий с большими торжествами вновь взошел на патриарший престол, но отдавать Болгарию под юрисдикцию римского папы не торопился. В 880 г. на Константинопольском соборе, объединившем патриархов всех восточных церквей, Фотий был оправдан по всем пунктам обвинения, предъявленного римской католической церковью, и был официально признан в патриаршем звании. Этот конфликт, не вылившийся в долгое противостояние, стал «первым звонком» неутихающих противоречий, окончательное обострение которых произошло в 1054 г. и завершилось официальным разделением церквей, отныне разделивших христианство на два различных направления.[36]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. 4. Католицизм

6. 4. Католицизм
Католицизм – в основном, на Западе. Наиболее удалившийся от первичного сдержанного культа XI века.Некоторое время существовал в форме греко-римского пантеона богов с элементами вакхического оргиастического культа. Вследствие распространения вакхической

Глава 2 ЧТО ТАКОЕ КАТОЛИЦИЗМ?

Глава 2
ЧТО ТАКОЕ КАТОЛИЦИЗМ?
Посол племени ютов (Рим, 810 год):
— А если мы не подчинимся решениям Папы? Кардинал:
— Тогда вы будете обречены убивать друг друга снова и снова.
Из анналов Ватикана
РОЖДЕНИЕ КАТОЛИЦИЗМАЧтобы понять, как мог бы прийти католицизм на Русь,

Глава 3 КАК КАТОЛИЦИЗМ ШЕЛ ПО ЕВРОПЕ

Глава 3
КАК КАТОЛИЦИЗМ ШЕЛ ПО ЕВРОПЕ
Карл велел зарезать все восемь тысяч пленных саксов. После этого саксы поняли, что должны почитать Христа и платить императору дань.
Из Бертинских анналов
В РИМСКОЙ ИМПЕРИИМы очень мало знаем о крещении язычников в самой Римской

Католицизм и Реформация

Католицизм и Реформация
С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с ее свободомыслием. Правда, церковная традиция, культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной

15. Храм святой Ирины — один из первых храмов-базилик апостольского христианства, сменивших прежние храмы-цирки родового христианства

15. Храм святой Ирины — один из первых храмов-базилик апостольского христианства, сменивших прежние храмы-цирки родового христианства
Сегодня все мы хорошо знаем, что алтари христианских церквей направлены на восток. Надо сказать, что для многих старых храмов это

35. КАТОЛИЦИЗМ ПЕРЕХОДИТ В АТАКУ

35. КАТОЛИЦИЗМ ПЕРЕХОДИТ В АТАКУ
Во Франции, несмотря на казни и гонения, число протестантов умножалось. Ко времени гибели Генриха II у них насчитывалось 2 тыс. молельных домов — в одних местах тайных, в других они действовали открыто под покровительством местных властей и

Обращение в католицизм Иоанна V

Обращение в католицизм Иоанна V
К шестидесятым годам XIV столетия турки являлись обладателями Малой Азии, Галлипольского полуострова в Европе и постепенно стали продвигаться по Балканскому полуострову, грозя окружить Константинополь. Иоанн V всю надежду на избавление от

ПРОТЕСТАНТИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

ПРОТЕСТАНТИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
Тезис Макса Вебера о связи между религиозными идеями Реформации и формированием капиталистического порядка стал общим местом исторической литературы. Протестантизм легализовал стремление к прибыли, но одновременно

Как победил католицизм?

Как победил католицизм?
В 1534 году испанский дворянин Игнатий Лойола основал Орден Иисуса, целью которого являлось противодействие Реформации. В ВКЛ иезуиты появились в 1570 году — благодаря Люблинской унии. В 1608 году была учреждена Литовская провинция Ордена.В борьбе с

КАТОЛИЦИЗМ (1)

КАТОЛИЦИЗМ (1)
РЕШЕНИЕ «РИМСКОГО ВОПРОСА». ВНОВЬ — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВОС начала XX в., убедившись в том, что ему не удастся вернуть себе позиции, которые он занимал до 1870 г. (до ликвидации самостоятельной Папской Области), Ватикан начинает искать пути соглашения с

КАТОЛИЦИЗМ И НАУКА

КАТОЛИЦИЗМ И НАУКА
Католическая церковь встретила в штыки все открытия науки XIX в. , которые могли поколебать ортодоксально-католическую догматику. Не удовлетворяясь отдельными определениями по этим вопросам, обращениями, энцикликами, «консисторскими аллокуциями»,

Возвращение в католицизм

Возвращение в католицизм
Наибольшее число переходов в другую веру после 1905 года пришлось на обращение из православия в католицизм. Среди перешедших было много бывших униатов, «воссоединенных» с православием бюрократическим путем в 1839 и 1875 годах. Апрельский указ

Католицизм и Реформаторство

Католицизм и Реформаторство
В предыстории католицизма было одно очень важное событие, которое существенным образом повлияло на его последующую историю. В 756 г. король франков Пипин Короткий (так его прозвали за маленький рост: 1 метр 37 сантиметров) подарил папе Стефану III

Что такое Великий раскол 1054 года?

Говоря о расколах и разделениях в церковной истории, вы действительно должны указать, какие именно. Была протестантская Реформация в 16 веке, папский раскол в 14 веке и раскол между Востоком и Западом в 11 веке, также известный как Великий раскол 1054 года. Раскол 1054 года был поистине великим, потому что он разделил христианское церковь, которая в то время простиралась от верхних уголков Ирландии до Египта. Некогда единая церковь была разделена на:

  • Восточная православная церковь Византийской империи на востоке и
  • Римско-католическая церковь Священной Римской империи на западе.

Великий раскол 1054 года был единичным событием во времени, но он также назревал давно, обнаружив годы напряженности между христианами на западе и христианами на востоке. Вера в Господа Иисуса Христа должна была глубоко объединить верующих любой нации, народа или языка (Откровение 7:9-10). Так как же церковь Иисуса могла разорвать узы, как это произошло во время Великого раскола 1054 года?

Сегодня, почти 1000 лет спустя, у историков достаточно задним числом, чтобы оглянуться назад и заметить некоторые из ранних сигналов и долговременных последствий того, что произошло, не запутавшись, находясь прямо посреди такой бури с сильным скрытым эмоциональным течением. Что произошло до 1054 года, и чему может научиться церковь, чтобы избежать еще одного подобного раскола?

Что такое Великий раскол 1054 года?

К 330 году Римская империя уже разделилась на две части: Византийскую империю и Западную Римскую империю. На западе в основном говорили на латыни, а на востоке — на греческом. Но церковь по-прежнему была по большей части единой. То, что начиналось как географические, политические и языковые различия между восточной и западной церковью, на протяжении многих лет также включало богословские и эсхатологические различия, кульминацией которых стало то, что каждая сторона называла других еретиками, которым нельзя было доверять или терпеть.

В 1054 году Лев IX, епископ Рима на западе, отлучил от церкви Михаила Керулария, епископа Константинополя на востоке. Взамен Михаил Керуларий также издал отлучение. Великий раскол 1054 года стал результатом борьбы за власть между этими епископами и различий в том, как они побуждали христиан исповедовать церковь и смотреть на Бога. После того, как они разорвали связи, церковь стала Восточной православной церковью и Римско-католической церковью.

Выяснение причин и результатов Великого раскола 1054 года похоже на попытку разобраться в сегодняшней церковной борьбе. Вам придется вернуться на десятилетия назад для контекста и иметь под рукой крупицу соли, исследуя различные точки зрения на то, что и почему произошло.

Три причины Великого раскола 1054 года

1. Борьба за власть между епископами.

Римская империя была огромной. На пике своего развития в начале второго века он занимал площадь более 5 миллионов квадратных миль. Чтобы разжечь ваше воображение, все Соединенные Штаты составляют 3,8 миллиона квадратных миль. Императоры в Риме изо всех сил пытались сохранить власть над такой большой территорией, поэтому в 330 году император Константин разделил империю на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, или Византийскую империю. Он также сделал Константинополь новой столицей.

После вторжения варварских племен с запада и падения Рима в 395 г. епископ Рима пользовался все большей властью. Но с 537 по 752 год епископы, даже епископ Рима, не были официальными без одобрения византийского императора. Это ограничение власти было снято в 8 веке, когда Византийская империя начала бороться сама с собой, особенно когда новая религия, ислам, распространилась в этом районе. В то время Западная Римская империя снова набирала силу. Епископ Рима короновал Карла Великого как нового императора. С тех пор епископ Рима дал окончательную печать одобрения римским императорам, а не наоборот.

Епископ Рима неуклонно набирал силу и стремился распространить ее на четырех других главных епископов Александрии, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. К тому времени, когда Лев IX был епископом Рима, Михаил Керуларий, епископ Константинополя, сопротивлялся досягаемости Льва. В Византийской империи восточная церковь имела более локализованную структуру власти, опираясь на священника конгрегации и местного епископа. Церковная власть и власть в Западной Римской империи была более централизованной, опираясь на епископа Рима.

Помимо силовых структур, в настоящих церквях западный способ ведения церкви отличался от восточного способа ведения церкви.

2. Разногласия и разобщенность в церкви.

География и культура : Когда церковь утратила политическое единство после того, как император Константин в 330 году разделил империю на Западную и Восточную Римскую империю, и Рим пал перед варварскими племенами, западная церковь была вынуждена обратиться за стабильностью к епископу Рима. и безопасность. Христиане на западе и востоке тогда были политически разделены, у них были разные лидеры и языки. На востоке говорили по-гречески, а на западе — по-латыни. Все меньше и меньше людей говорили и на латыни, и на греческом, поэтому они не разговаривали друг с другом и не учились друг у друга.

Богословие и эсхатология : Вопрос почитания икон долгое время был больной темой в церкви. Лидеры Востока прошли через несколько периодов запрета икон и замены их крестами, а затем снова разрешили их в церквях. На западе церковь всегда была за них.

Восточная и западная церкви различались по нескольким другим пунктам в том, как они практиковали церковь и относились к Богу.

  • На востоке священники могли жениться, но на западе священники должны были соблюдать безбрачие.
  • Хлеб для причастия на востоке должен быть только заквашенным с добавлением дрожжей. На западе же священники могли причащаться опресноками.
  • Прихожане на востоке иногда макали свой заквашенный хлеб в вино для причастия, чего никогда не делали прихожане на западе.

Этих практических различий было достаточно, чтобы вызвать скепсис у обеих групп. Но переломным моментом для церкви на востоке стало то, что епископ Рима отредактировал Никейский символ веры без сотрудничества с восточными епископами. Неуважение к другим епископам было не единственной проблемой. Правка, внесенная епископом Львом IX, указывала на существенное богословское различие.

  • Никейский символ веры до: «Верую в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего».
  • После редакции Льва (как и сегодня): «Верую в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца и Сына ».

Восточные епископы видели в этом умаление Бога Отца, от которого, по их словам, произошли Бог Сын и Бог Дух Святой. Принимая во внимание, что епископ Рима отредактировал заявление о вере, сказав, что Дух исходит как от Отца, так и от Сына. Эти различия в том, как две группы смотрели на Бога и практиковали церковь, привели к глубокому разобщению.

3. Юрисдикция епископов.

На фоне этих различий епископ Лев IX и епископ Михаил Керуларий следили за своими территориями, особенно в середине своих карт, где церковные обычаи и идеи, скорее всего, смешивались.

Восточным церквям в Италии, говорящим на греческом языке, было приказано вести дела по западному, латинскому пути. А некоторые церкви в Константинополе предпочли церковную практику по западному пути, чего не одобрял епископ Константинопольский Михаил Керуларий. Этим церквям было приказано адаптироваться или закрыться. Епископ Лев IX направил письма в их защиту. Епископ Михаил Керуларий отправил письма в ответ Льву, который затем отправил делегацию людей с другим письмом, которое было проигнорировано восточным епископом, когда он обиделся, увидев, что письмо было открыто и распространено.

Напряжение росло взад и вперед. Затем, наконец, делегация епископа Рима ворвалась на богослужение в храм Святой Софии в Константинополе и положила свое последнее письмо на алтарь. Это письмо отлучило от церкви епископа Михаила Керулария. Он ответил своим указом об отлучении от церкви.

Четыре результата Великого раскола 1054 года

1. Разорванная церковь.

После того, как лидеры церкви на западе и востоке отлучили друг друга от церкви в 1054 году, они разделились на две отдельные церкви: Римско-католическую церковь и Восточную православную церковь. На крики о воссоединении никто не отвечал до 19 лет.62 во время Второго Ватиканского Собора, когда Папа, также известный как епископ Рима, признал таинства Восточной Православной Церкви. А затем в 1965 году Папа Павел VI и Константинопольский Патриарх отменили отлучение после 911 лет разорванных отношений.

2. Уполномоченное папство.

Епископ Рима уже обладал властью на западе, но после Великого раскола 1054 года он был единственным законным епископом в глазах западных христиан. Папа постоянно рос во власти до следующего раскола в 14 веке — западного раскола, также известного как папский раскол. Восточные епископы в Константинополе, Антиохии и Александрии боролись с богословскими спорами и подъемом ислама, что ослабило их власть

3. Ослабленная Византийская империя.

Великий раскол 1054 года был драматичным и последовательным, но большая часть столкновений велась между высшим начальством — епископами и их делегациями. В тот день, когда церковь раскололась в 1054 году, многие обычные христиане могли этого не заметить. Это может быть похоже на то, как если бы церковные лидеры в наши дни столкнулись с непримиримым теологическим разногласием на съезде или конференции. Борьба будет значительной, но может пройти некоторое время, прежде чем она просочится в жизни большинства прихожан.

Однако существовало достаточно различий и точек разъединения, чтобы две стороны могли видеть друг друга как «других». Западные христиане, возможно, подняли свой нос на тех странных христиан на востоке, которые окунают свой хлеб для причастия и имеют священников, которые женаты. У восточных христиан могла быть своя критика.

Но в 1204 году «другой» стал «врагом». Во время четвертого крестового похода воины-христиане с запада направлялись, чтобы отвоевать Иерусалим у мусульман. По пути они жестоко захватили Константинополь из-под власти православных христиан. Согласно Британнике, «тысячи православных христиан были убиты, церкви и иконы осквернены, между Востоком и Западом возникла вечная вражда». Конечно, новость об этом нападении распространилась быстрее и ударила сильнее, чем новость об отлучении епископа.

После этого опустошения Византийская империя отвоевала Константинополь в 1261 году, но они уже не были так сильны, как когда-то. Менее чем через 200 лет (1451 г.) Константинополь попал под власть мусульман через Османскую империю. Христианская церковь когда-то процветала в Турции, стране, где находился Константинополь. Апостол Павел был оттуда. Церковь Эфеса, среди других церквей, упомянутых в Библии, была там. Но сейчас осталось около 171 000 христиан, и их свет верно горит в тени ислама.

4. Уменьшенный свидетель мира.  

Иногда церковные расколы случаются из-за разногласий, имеющих решающее значение для Евангелия. Как и в случае с Реформацией, когда протестантская церковь возникла в результате отделения от Римско-католической церкви, было хорошо, что Мартин Лютер противостоял коррумпированным церковным лидерам, чтобы они столкнулись с их неправильными, вредными доктринами, такими как продажа ваучеров богатым, которые тщетно пытались расплачиваться за свои грехи. Но когда христиане спорят о том, макать или не макать хлеб причастия, полезно помнить, что единство в разнообразии всегда было Божьим сердцем для Своего народа. На протяжении всего Слова Божьего он подчеркивает важность единства.

  • «Как хорошо и приятно, когда народ Божий живет вместе в единстве!» (Псалом 133:1 NIV)
  • «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга». (Иоанна 13:35 CSB)
  • «Я молюсь, чтобы все они были едино, как Ты и Я одно — как Ты во мне, Отец, и Я в тебе. И пусть они будут в нас, чтобы мир поверил, что ты послал меня». (Иоанна 17:21 NLT)

Единство церкви, сосредоточенное на Иисусе Христе и усиленное Святым Духом, так важно для Бога, потому что оно является могущественным свидетелем потерянного мира. Он показывает миру, насколько истинен, могущественен и прекрасен Бог — иначе как группа людей из всех наций, племен и языков могла бы объединиться для чего-либо?

Несмотря на то, что до и после Великого раскола 1054 года среди Божьего народа существовали разногласия, будущее Божьей церкви так же определено, как и Его Слово. Когда Господь вернется, чтобы привести Свою невесту домой, Откровение 7:9-10 обещает, что «великое множество людей из всех племен, колен, народов и языков» будут поклоняться Ему вместе.

Такое единство осуществится на небесах, но оно также возможно и прямо сейчас, потому что «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет мужчины и женщины, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Галатам 3:28 ЕСВ). Как и все кажущиеся невыполнимыми указания Иисуса о святой жизни, это возможно не силой христиан, а Божьей благодатью. «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». (2 Коринфянам 12:9).

Фото: ©Getty Images

Эмили Холл редактирует, чтобы зарабатывать на жизнь, и пишет, чтобы получать от этого удовольствие. Она пишет новый ежемесячный информационный бюллетень Hindsight History, в котором рассказывается о создании ее предстоящего романа, историко-биографического художественного романа о Лотти Мун, баптистской миссионерке в Китае. Подпишитесь на Историю ретроспективы здесь. Когда она не печатает, ей нравится совершать длительные прогулки со своим ребенком, а затем вознаграждать себя хорошим шариком теста для печенья!

Объяснение Великого раскола

Объяснение Великого раскола

Что произошло в 1054 году?
Это был год, когда христианство разделилось на две ветви — православную и католическую. Раскол был оформлен, когда духовные лидеры двух конкурирующих ветвей отлучили друг друга и свои церкви.

Что привело к расколу?
Переезд последовал за веками ухудшения отношений. Дела пошли под откос в 800 году, когда папа Лев III короновал Карла Великого, короля франков, как императора Священной Римской империи. Это разозлило Византийскую империю, потому что сделало их императора излишним. Более того, этот шаг был оскорблением для Византийской империи, которая после падения Рима в 476 г. противостояла вторжениям варваров и веками отстаивала веру. Великий раскол разделил христианство на две конкурирующие ветви: одну на востоке, базирующуюся в Византии, и другую на западе, базирующуюся в Риме. По этой причине его также часто называют расколом между Востоком и Западом.

Так в чем же разница?
Многие различия между восточной и западной ветвями христианства можно проследить до их происхождения. Восточное богословие уходит своими корнями в греческую философию, в то время как большая часть западного богословия основывалась на римском праве. Результатом стали богословские споры, например, по поводу употребления опресноков для обряда причастия. Для востока использование квасного хлеба символизировало Воскресшего Христа, но для латинян на западе пресный хлеб использовался так же, как Иисус на Тайной вечере. Были также споры о том, распространялась ли власть папы, духовного лидера в Риме, на патриархов, религиозных лидеров на востоке.

Шансы на примирение
Взаимные отлучения случались и раньше, но никогда не заканчивались постоянными расколами. Первоначальные надежды исправить раскол со временем угасли. В частности, греки были возмущены захватом Константинополя латинянами в 1204 году. Призывы Запада к воссоединению (на западных условиях), например, на Лионском соборе (1274 г.) или Ферраро-Флорентийском соборе (1439 г.), были отклонены. византийцами. Более 900 лет спустя, в 1965 году, Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор I отменили взаимные отлучения, но две ветви христианства остаются разделенными и сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts