Иван грозный и софья палеолог: ПОРТРЕТ СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ | Наука и жизнь

Разное

Содержание

ПОРТРЕТ СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ | Наука и жизнь

Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкой
археологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описанием
события, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописи
в тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепным
памятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимся
в культурном слое города. И за всем этим стоят люди, имена которых далеко
не всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья.
Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешься
представить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того,
что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половине
XVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русских
князей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев,
воинов и ремесленников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

Но иногда удачное стечение обстоятельств
и энтузиазм исследователей помогают нашему современнику словно воочию встретиться
с человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластической
реконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурный
портрет великой княгини Софьи Палеолог, второй жены великого московского
князя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почти
пять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имя
нам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.

И давние события невольно ожили, заставляя
мысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгини
и на эпизоды, связанные с нею. Жизненный путь этой женщины начался между
1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Зоя Палеолог была
племянницей последнего византийского императора Константина XI (в 1453
году Византия пала под ударами турок, а сам император погиб при защите
столицы своего государства) и, рано осиротев, воспитывалась вместе с братьями
при дворе римского папы. Это обстоятельство и решило судьбу представительницы
некогда могущественной, но угасающей династии, утратившей и свое высокое
положение, и все материальные богатства. Папа Павел II в поисках пути усиления
своего влияния на Русь предложил овдовевшему в 1467 году Ивану III заключить
брак с Зоей Палеолог. Переговоры по
этому поводу, начавшиеся в 1469 году, затянулись на три года — против этого
брака резко выступил митрополит Филипп, которого не вдохновляла женитьба
великого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римско-католической
церкви.

И все же в начале 1472 года послы Ивана
III выехали в Рим за невестой. В июне того же года Зоя Палеолог в сопровождении
большой свиты отправилась в долгий путь на Русь, в «Московию», как называли
иностранцы тогда Московское государство.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу
с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой
гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры.
Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки -
серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга
вручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабль
с путешественниками взял курс на Колывань — так называли тогда русские
источники современный город Таллинн, но прибыл туда лишь через одиннадцать
суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне
город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

Однако заключительный переход был несколько
омрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в голове
обоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвало
небывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город,
то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католической
веры не могла не беспокоить и великого
князя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуаций
находить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны.
Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняя
поручение князя, просто-напросто силой отнял «крыж» у папского священника,
встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позиция
главы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнее
традиций дипломатии и законов гостеприимства.

Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября
1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Так
в русскую историю вошла византийская принцесса, гречанка по происхождению,
Зоя Палеолог — великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называть
ее на Руси. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатов
ни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз для
борьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельную
политику, Иван III увидел в контактах
с итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различных
областях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италию
великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов
и врачей, ювелиров и мастеров-денежников,
специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая
и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической
службе; многие из них осели на Руси.

Какое-то время Софья Палеолог поддерживала
связи со своей семьей. Дважды в Москву с посольствами приезжал ее брат
Андреас, или Андрей, как называют его русские летописи. Приводило его сюда
прежде всего желание поправить свое материальное положение. И в 1480 году
он даже выгодно выдал замуж свою дочь Марию — за князя Василия Верейского,
племянника Ивана III. Однако жизнь Марии Андреевны на Руси сложилась неудачно.
И виновата в этом оказалась Софья Палеолог. Она подарила своей племяннице
драгоценности, которые когда-то принадлежали первой
жене Ивана III. Не знавший об этом великий князь собирался, оказывается,
одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого (от
первого брака). И в 1483 году разразился большой семейный скандал: «…восхоте
князь великий дарити сноху первой своей великой княгини саженьем, и просил
у той второй княгини великой римлянки. Она же не даст, понеже много истеряла
казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много…»,
— так, не без злорадства, описали многие летописные своды это событие.

Разгневанный Иван III потребовал от Василия
Верейского вернуть сокровища и после того, как последний отказался сделать
это, хотел заключить его в тюрьму. Князю Василию Михайловичу ничего не
оставалось, как вместе с женой Марией бежать в Литву; при этом они едва
ушли от посланной за ними погони.

Софья Палеолог допустила очень серьезный
промах. Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения
московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.
Летописи и в дальнейшем допускали не очень доброжелательные отзывы в адрес
великой княгини Софьи. Видимо, иноземке было трудно постигать законы новой
для нее страны, страны со сложной исторической судьбой, со своими
традициями.

И все же приезд этой западноевропейской
женщины в Москву оказался для столицы Руси неожиданно интересным и полезным.
Не без влияния великой княгини-гречанки и ее греко-итальянского окружения
Иван III принял решение о грандиозной перестройке своей резиденции. В конце
XV — начале XVI века по проектам приглашенных итальянских зодчих был перестроен
Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и
Казенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец,
монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такими
же, какими они были при жизни Софьи Палеолог.

Интерес к личности этой женщины объясняется
еще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие в
сложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Еще в
1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна из
которой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого.
Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобы
наследником стал ее сын Василий (всего в браке с Иваном III у нее было
двенадцать детей), а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок Ивана
Молодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499
году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немало
трудностей.

Скончалась Софья Палеолог 7 апреля 1503
года. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского
монастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, и
саркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палату
Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство,
а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистам
воссоздать ее облик. Работа была проведена в Московском бюро судебно-медицинской
экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления.
Отметим только, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных
методик, имеющихся сегодня в арсенале российской школы антропологической
реконструкции, основанной М. М. Герасимовым.

Исследование останков Софьи Палеолог показало,
что она была невысокой — около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались,
и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в
возрасте 55-60 лет и что греческая принцесса… Здесь хотелось бы остановиться
и вспомнить о деонтологии — науке о врачебной этике. Наверное, необходимо
ввести в эту науку и такой раздел, как посмертная деонтология, когда антрополог,
судебно-медицинский эксперт или патологоанатом не вправе сообщать широкой
общественности то, что ему стало известно о заболеваниях умерших — даже
и несколько веков назад. Так вот, в результате исследований останков было
установлено, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и
имела нисколько не портившие ее усики.

Пластическая реконструкция (автор — С.
А. Никитин) была осуществлена с помощью мягкого скульптурного пластилина
по оригинальной методике, проверенной на результатах многолетней оперативной
работы. Изготовленная затем в гипсе отливка была тонирована под каррарский
мрамор.

Вглядываясь в восстановленные черты лица
великой княгини Софьи Палеолог, невольно приходишь к мысли, что только
такая женщина и могла быть участницей тех сложных событий, о которых мы
рассказали выше. Скульптурный портрет княгини свидетельствует о ее уме,
решительном и сильном характере, закаленном и сиротским детством, и сложностями
адаптации к непривычным условиям Московской Руси.

Когда перед нами предстал облик этой женщины,
лишний раз стало ясно, что в природе не бывает ничего случайного. Речь
идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука — царя Ивана IV,
подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского
антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича,
отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз
с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.

Недавно у исследователей возникла интересная
идея — сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то,
что создала сама природа — черепа двух этих людей. И тогда было проведено
исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом
теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции
портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько
много было выявлено совпадений. Их можно видеть на фотографиях (стр. 83).

Сегодня именно Москва, Россия, располагает
уникальным портретом-реконструкцией принцессы из династии Палеологов. Попытки
обнаружить прижизненные живописные изображения Зои в молодые годы в музее
Ватикана в Риме, где она когда-то жила, успехом не увенчались.

Так, исследования историков и экспертов-криминалистов
дали возможность нашим современникам заглянуть в XV век и ближе познакомиться
с участниками тех далеких событий.

Иван III и Софья Палеолог. Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве

Иван III и Софья Палеолог

Иван III Васильевич был великим князем московским с 1462 по 1505 год. В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. Иван Васильевич создал государство, которое стало основой России вплоть до современности.

Первой женой великого князя Ивана была Мария Борисовна, дочь тверского князя. 15 февраля 1458 года в семье великого князя родился сын Иван. Великая княгиня, обладавшая кротким характером, умерла 22 апреля 1467 года, не достигнув и тридцатилетнего возраста. Великая княгиня была похоронена в Кремле, в Вознесенском женском монастыре. Иван, находившийся в это время в Коломне, на похороны жены не приехал.

Через два года после ее смерти великий князь решил жениться вновь. После совещания со своей матерью, а также с боярами и митрополитом он решил дать согласие на недавно полученное от папы римского предложение вступить в брак с византийской царевной Софьей (в Византии ее называли Зоей). Она была дочерью морейского деспота Фомы Палеолога и приходилась племянницей императорам Константину XI и Иоанну VIII.


Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин XI погиб в 1453 году во время взятия Константинополя. Спустя 7 лет, в 1460 году, Морея была захвачена турецким султаном Мехмедом II, Фома бежал с семьей на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре скончался. Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешел в католицизм. Зоя и ее братья — 7-летний Андрей и 5-летний Мануил — переехали в Рим 5 лет спустя после отца. Там она и получила имя Софья. Палеологи поступили под покровительство кардинала Виссариона, который сохранил симпатии к грекам.

Зоя превратилась с годами в привлекательную девушку с темными блестящими глазами и нежно-белым цветом кожи. Ее отличали тонкий ум и благоразумие в поведении. По единодушной оценке современников Зоя была обаятельной, а ее ум, образованность и манеры были безукоризненны. Болонские хронисты в 1472 году восторженно писали о Зое: «Воистину она очаровательна и прекрасна… Невысокого роста, она казалась лет 24; восточное пламя сверкало в глазах, белизна кожи говорила о знатности ея рода».

В те годы Ватикан искал союзников, чтобы организовать против турок новый крестовый поход, намереваясь вовлечь в него всех европейских государей. Тогда по совету кардинала Виссариона папа и решил выдать Зою за московского государя Ивана III, зная о его стремлении стать наследником византийских василевсов. Константинопольский патриарх и кардинал Виссарион пытался возобновить унию с Русью с помощью бракосочетания. Тогда-то великому князю сообщили о пребывании в Риме преданной православию знатной невесты — Софьи Палеолог. Папа обещал Ивану свою поддержку в случае, если тот захочет посвататься к ней. Мотивы для женитьбы на Софье у Ивана III, конечно, были связаны со статусом, блеск ее имени и слава предков сыграли свою роль. Иван III, претендовавший на царский титул, полагал себя преемником римских и византийских императоров.

16 января 1472 года московские послы отправились в далекий путь. В Риме москвичи были с честью приняты новым папой Сикстом IV. В подарок от Ивана III послы преподнесли понтифику шестьдесят отборных соболиных шкурок. Дело быстро пошло к завершению. Папа Сикст IV отнесся с отеческой заботливостью к невесте: он дал Зое в приданое, кроме подарков, около 6000 дукатов. Сикст IV в соборе святого Петра совершил торжественную церемонию заочного обручения Софьи с московским государем, которого представлял русский посол Иван Фрязин.

24 июня 1472 года, простившись с папой в садах Ватикана, Зоя направилась на далекий север. Будущая великая московская княгиня, лишь только очутившись на русской земле, еще находясь на пути под венец в Москву, коварно предала все надежды папы, немедля забыв все свое католическое воспитание. Софья, по-видимому, встречавшаяся в детстве с афонскими старцами, противниками подчинения православных католикам, в глубине души была глубоко православной. Она сразу же открыто, ярко и демонстративно показала свою преданность православию, к восторгу русских прикладываясь ко всем иконам во всех церквах, безукоризненно ведя себя на православной службе, крестясь, как православная. Планы Ватикана сделать принцессу проводником католичества на Русь потерпели провал, поскольку Софья немедленно продемонстрировала возвращение к вере предков. Папский легат был лишен возможности въехать в Москву, неся перед собой латинский крест.

Ранним утром 21 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, чтобы не прекращать богослужений, государь обвенчался с ней. Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Великий князь был молод — всего 32 года, хорош собой, высок и статен. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи». И прежде Иван Васильевич отличался крутым характером, а теперь, породнившись с византийскими монархами, он превратился в грозного и властного государя. В том была немалая заслуга его молодой жены.

Софья стала полноправной великой княгиней Московской. Сам факт, что она согласилась поехать искать счастья из Рима в далекую Москву, говорит о том, что она была смелая, энергичная женщина.

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял герб византийского двуглавого орла — символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти. Приданым Софьи была легендарная «либерия» — библиотека (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Софья привезла с собой и несколько православных икон.

С приездом в 1472 году в столицу России греческой принцессы, наследницы былого величия Палеологов, при русском дворе образовалась довольно большая группа выходцев из Греции и Италии. Многие из них заняли со временем значительные государственные должности и не раз выполняли важные дипломатические поручения Ивана III. Все они возвращались в Москву с большими группами специалистов, среди которых были архитекторы, врачи, ювелиры, мастера монетного дела и оружейные мастера.

Великая грекиня принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе — некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением. Многое из сохранившегося ныне в Кремле было построено именно при великой княгине Софье.

В 1474 году Успенский собор, возводимый псковскими мастерами, рухнул. К восстановлению его были привлечены итальянцы под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти. При ней выстроили церковь Ризположения, Грановитую палату, названную так по случаю отделки ее в итальянском стиле — гранями. Сам Кремль — крепость, охранявшая древний центр столицы Руси — рос и создавался на ее глазах. Спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать Московский кремль по-европейски «замком», ввиду обилия в нем каменных строений.

Так стараниями Ивана III и Софьи Палеолог Ренессанс расцвел и на российской земле.


Однако прибытие Софьи в Москву не понравилось некоторым из придворных Ивана. По натуре Софья была реформатором, участие в государственных делах было смыслом жизни московской княгини, она была решительным и умным человеком, и это очень не нравилось тогдашней знати. В Москве ее сопровождали не только почести, оказываемые великой княгине, но также враждебность местного духовенства и наследника престола. На каждом шагу ей приходилось отстаивать свои права.

Лучшим способом утвердить себя было, конечно, деторождение. Великий князь хотел иметь сыновей. Желала этого и сама Софья. Однако, на радость недоброжелателям, она родила подряд трех дочерей — Елену (1474 год), Елену (1475 год) и Феодосию (1475 год). К несчастью, девочки вскоре после рождения умирали. Потом родилась еще одна девочка, Елена (1476 год). Софья молила Бога и всех святых о даровании сына. Существует легенда, связанная с рождением Софьей сына Василия, будущего наследника престола: будто бы во время одного из богомольных походов к Троице-Сергиевой Лавре, в Клементьеве, великой княгине Софье Палеолог было видение преподобного Сергия Радонежского, который «вверже в недра ея отроча младо мужеска пола». В ночь с 25 на 26 марта 1479 года на свет появился мальчик, нареченный в честь деда Василием. Для матери он всегда оставался Гавриилом — в честь архангела Гавриила. Вслед за Василием у нее родились еще два сына (Юрий и Дмитрий), затем две дочери (Елена и Феодосия), потом еще три сына (Семен, Андрей и Борис) и последней, в 1492 году, — дочь Евдокия.

Иван III любил свою жену и заботился о семействе. Перед нашествием хана Ахмата 1480 года, ради безопасности, с детьми, двором, боярынями и княжеской казной Софья была отправлена сначала в Дмитров, а потом на Белоозеро. Владыка Виссарион предостерегал великого князя от постоянных дум и излишней привязанности к жене и детям. В одной из летописей отмечается, что Иван запаниковал: «Ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро».

Главным значением этого брака было то, что женитьба на Софье Палеолог способствовала утверждению России преемницей Византии и провозглашению Москвы Третьим Римом, оплотом православного христианства. После брака на Софье Иван III впервые отважился показать европейскому политическому миру новый титул государя всея Руси и заставил признать его. Иван именовался «государем всея Руси».

Неизбежно возникал вопрос о будущей участи потомства Ивана III и Софьи. Наследником престола оставался сын Ивана III и Марии Борисовны Иван Молодой, у которого 10 октября 1483 года в браке с Еленой Волошанкой родился сын Дмитрий. В случае кончины отца он не замедлил бы тем или иным способом избавиться от Софьи и ее семейства. Лучшее, на что они могли надеяться, — ссылка или изгнание. При мысли об этом гречанку охватывали ярость и бессильное отчаяние.

В течение всех 1480-х годов положение Ивана Ивановича как законного наследника было вполне прочным. Однако к 1490 году наследник престола Иван Иванович заболел «камчюгою в ногах» (подагрой). Софья выписала из Венеции лекаря — «мистро Леона», который самонадеянно пообещал Ивану III вылечить наследника престола. Тем не менее все старания врача оказались бесплодны, и 7 марта 1490 года Иван Молодой скончался. Врач был казнен, а по Москве поползли слухи об отравлении наследника. Современные историки относятся к гипотезе об отравлении Ивана Молодого как к непроверяемой за недостатком источников.

4 февраля 1498 года в Успенском соборе в обстановке большой пышности прошла коронация княжича Дмитрия Ивановича. Софью и ее сына Василия не пригласили.

Иван III продолжал мучительно искать выхода из династического тупика. Сколько боли, слез и непонимания пришлось испытать его жене, этой сильной, мудрой женщине, которая так стремилась помочь мужу строить новую Россию, Третий Рим. Но проходит время, и стена ожесточения, которую с таким рвением возводили вокруг великого князя его сын и сноха, рухнула. Иван Васильевич утирал слезы жены и сам плакал с ней. Как никогда раньше он почувствовал, что свет белый ему не мил без этой женщины. Теперь замысел отдать трон Дмитрию не казался ему удачным. Иван Васильевич знал, насколько всепоглощающе любила Софья сына Василия. Он иной раз даже ревновал к этой материнской любви, понимая, что сын всецело царит в сердце матери. Великому князю стало жалко своих юных сыновей Василия, Юрия, Дмитрия Жилку, Семена, Андрея… Да и с княгиней Софьей он прожил вместе четверть века. Иван III понимал, что рано или поздно сыновья Софьи поднимут мятеж. Предотвратить выступление можно было только двумя способами: либо уничтожить вторую семью, либо завещать престол Василию и уничтожить семью Ивана Молодого.

11 апреля 1502 года династическая схватка подошла к своему логическому завершению. По словам летописи, Иван III «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену». Через три дня Иван III «пожаловал сына своего Василия, благословил и посадил на великое княженье Володимерьское и Московское и всеа Руси самодеръжцем».

По совету жены Иван Васильевич выпустил Елену из заточения и выслал к отцу в Валахию (нужны были добрые отношения с Молдавией), но в 1509 году «в нужи, в тюрме» умер Дмитрий.

Через год после этих событий, 7 апреля 1503 года, Софья Палеолог умерла. Тело великой княгини было погребено в соборе кремлевского Вознесенского монастыря. Иван Васильевич следом за ее кончиной пал духом, серьезно заболел. Видимо, великая грекиня Софья давала ему необходимую энергию для строительства новой державы, ее ум помогал в государственных делах, ее чуткость предупреждала об опасностях, ее всепобеждающая любовь давала ему силы и мужество. Оставив все дела, он отправился в поездку по монастырям, но замолить грехи не удалось. Его разбил паралич: «…отняло у него руку и ногу и глаз». 27 октября 1505 года он скончался, «быв на великом княжении лет 43 и 7 месяц, а всех лет живота его 65 и 9 месяц». 

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

13. Софья Парнок

13. Софья Парнок
Году в 1923-м я передала сборник стихов в издательство «Недра», где его рецензировала Софья Парнок. Она отвергла мою книгу, сказав: «Если сравнить ваши стихи с букетом цветов, то он уж слишком разнороден: кашка рядом с пионом, жасмин с ландышем».Выглядела она

ПЕРОВСКАЯ СОФЬЯ ЛЬВОВНА

ПЕРОВСКАЯ СОФЬЯ ЛЬВОВНА
(род. в 1853 г. – ум. в 1881 г.)
Революционерка-народница, активный член организации «Народная воля». Первая из женщин-террористок, осужденная по политическому делу и казненная как организатор и участница убийства императора Александра II.
Первые

Дельвиг Софья Михайловна

Дельвиг Софья Михайловна
Софья Михайловна Дельвиг (1806–1888), баронесса — дочь М. А. Салтыкова и швейцарки французского происхождения, жена (с 1825) А. А. Дельвига (1798–1831), а затем — С. А. Баратынского, брата поэта Е. А. Баратынского.Софья Михайловна — натура незаурядная,

Урусова Софья Александровна

Урусова Софья Александровна
Софья Александровна Урусова (1804–1889) — старшая из трех дочерей А. М. и Е. П. Урусовых, фрейлина (с 1827), фаворитка Николая I, жена (с 1833) флигель-адъютанта князя Л. Л. Радзивилла.В конце 1820-х годов в доме Урусовых в Москве «были три грации, дочери

Софья Милькина, режиссер

Софья Милькина,
режиссер
Когда наш Зяма был еще худеньким юношей и уже очень талантливым, интересным человеком искусства, мы с ним работали и учились в московском театре-студии под руководством Валентина Плучека и Алексея Арбузова. Знаменитый «Город на заре», спектакли

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская
• Софья Васильевна Ковалевская (урожденная Корвин-Круковская) (3 (15) января 1850, Москва – 29 января (10 февраля) 1891, Стокгольм) – русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук.• Первая в России и в

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547)

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ.
ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО.
КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ.
КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ.
КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ.
ГЛИНСКИЕ
(1533–1547)
После смерти

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская
Принцесса математикиЕе биография вобрала в себя все сложности того странного времени. Она стала ученым тогда, когда женщин всеми силами не допускали в науку. Более того – она стала известным математиком в те времена, когда считалось, что женщина в

Царевна Софья и стрельцы

Царевна Софья и стрельцы
Келия Новодевичьего монастыря. Озаряемые тихим сиянием лампадки, из киота кротко глядят иконные лики. Ласковый полумрак лег на стены, закрыл углы… Тихо кругом. Только издалека слабо доносится ночной сторожевой стук да, заглушаемое толстыми

Иван III и Софья Палеолог: создатели Третьего Рима

Иван III и Софья Палеолог: создатели Третьего Рима
В один из дней февраля 1469 года великий князь московский Иван III Васильевич держал совет со своими ближними. В княжьих палатах собрались братья государя – Юрий, Андрей и Борис, доверенные бояре и мать Ивана III – княгиня Мария

Софья Толстая

Софья Толстая
Бениславская понимала, что ее мечта о создании для Есенина спокойного семейного быта не сбылась. Она жаждала большой любви, но не знала, как за нее бороться. Сергей Есенин беспощадно рубил связывающие их нити. В присутствии сестры Екатерины он

СОФЬЯ ПИЛЯВСКАЯ

СОФЬЯ ПИЛЯВСКАЯ
Первый год моей службы в Школе-студии в 1954 году совпал с приходом Евгения Евстигнеева на 3-й курс, руководимый Павлом Владимировичем Массальским.Я хорошо помню: подтянутый, худощавый, всегда аккуратный, внешне спокойный, Евстигнеев внимательно и

Софья Петровна и Левитан

Софья Петровна и Левитан
Кроме домов театральных, одним из первых домов, где я начала бывать в Москве и откуда, как из озера, вытекают по всем направлениям речки, много у меня завязалось знакомств, из которых некоторые превратились в дружбу — длящуюся и до сего дня, — был

Софья в «Хождении по мукам»

Софья в «Хождении по мукам»
Отдельной большой темой является присутствие Софьи (и ситуаций, пережитых вместе с нею) в романе «Хождение по мукам». И круг общения, и сцены у Смоковниковых, и их квартира и вкусы — все точно и подробно отражает конец петербургского периода, то

Canadian-American Slavic Studies Volume 52 Issue 2-3 (2018)

Abstract

Брак Софии Палеологиной и Ивана III Московского был предметом многочисленных спекуляций о России и Византии, но мало анализа реальности ее роли. в русской истории. Мы очень мало знаем о ее деятельности как жены великого князя, хотя это может быть связано с характером летописных источников. В отношениях Москвы и Литвы по поводу бракосочетания ее дочери Елены с великим князем Александром ее роль просматривается за протоколом, возможно, потому, что источниками являются дипломатические записи. После ее смерти София приобрела еще одну роль: легенда о чудесном рождении Василия III была одной из основополагающих историй ежегодного паломничества русского двора к Троице-Святой Троице. Сергиев монастырь.

Заголовок:

София Палеологина в жизни и легенде

Тип статьи:

исследовательская статья

DOI:

https://doi. org/10.1163/22102396-05202003

Язык:

Английский

Страницы:

158–180

Ключевые слова:

София Палеологина;

Иван III;

Рим;

Византия;

Литва;

великий князь Александр;

Свято-Троицкий Сергиев монастырь;

паломничество;

династия;

Василий III

В:

Канадско-американские славистики

В:

Том 52: Выпуск 2-3

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

2210-2396

Распечатать ISSN:

0090-8290

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 310 96 6
Полнотекстовые просмотры 56 2 1
Просмотры и загрузки PDF 66 10 3

Abstract

Брак Софии Палеологиной и Ивана III Московского был предметом многочисленных спекуляций о России и Византии, но мало анализировался ее роль в русской истории. Мы очень мало знаем о ее деятельности как жены великого князя, хотя это может быть связано с характером летописных источников. В отношениях Москвы и Литвы по поводу бракосочетания ее дочери Елены с великим князем Александром ее роль просматривается за протоколом, возможно, потому, что источниками являются дипломатические записи. После ее смерти София приобрела еще одну роль: легенда о чудесном рождении Василия III была одной из основополагающих историй ежегодного паломничества русского двора к Троице-Святой Троице. Сергиев монастырь.

Заголовок:

София Палеологина в жизни и легенде

Тип статьи:

исследовательская статья

DOI:

https://doi. org/10.1163/22102396-05202003

Язык:

Английский

Страницы:

158–180

Ключевые слова:

София Палеологина;

Иван III;

Рим;

Византия;

Литва;

великий князь Александр;

Свято-Троицкий Сергиев монастырь;

паломничество;

династия;

Василий III

В:

Канадско-американские славистики

В:

Том 52: Выпуск 2-3

Издатель:

Брилл | Шёнинг

E-ISSN:

2210-2396

Распечатать ISSN:

0090-8290

Предметы:

История,

славяноведение и евразийство

Метрики содержания

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 310 96 6
Полнотекстовые просмотры 56 2 1
Просмотры и загрузки PDF 66 10 3

Humanities Matter Blog

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War and Мир

Вклад

Человек и самодержец Василий III в материалах Президентской библиотеки

25 марта 2019 года исполнилось 540 лет со дня рождения великого князя Московского Василия III.

Исторически этому правителю России отводится довольно скромное место в произведениях ученых и беллетристов, а по количеству портретов он заметно проигрывает другим князьям и царям. Тем не менее, Василий оставил свой след в истории — причем очень значительный — его называли «последним собирателем земли русской». Часто упоминалось, что он, как никакой другой государь, был человеком… Доказательством тому служат обширные цифровые коллекции Президентской библиотеки. Копии многих редких изданий, посвященных царствованию Василия III, доступны на портале учреждения.

Василий родился в 1479 году в семье Ивана III Великого и византийской принцессы Софьи Палеолог. После смерти в 1490 году наследника престола Иван Молодой включился в борьбу за великокняжеский престол и, одержав победу, стал соправителем отца до самой его смерти.

Василий Иванович посвятил свою жизнь продолжению родительского дела — объединению еще частично раздробленной России вокруг Москвы и укреплению вертикали власти. Во-первых, начав править самостоятельно, молодой великий князь уверил фавориток Ивана III в благосклонности к ним своего сына. Вот что пишет Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» (1842 г.), электронная версия которой доступна на портале Президентской библиотеки.

За годы своего правления Василий III окончательно ликвидировал систему удельных княжеств. В результате в состав России вошли псковские, волоцкие, рязанские и новгородско-северские князья. Объединяя земли, великий князь, казалось, сознавал всю ответственность за предпринятые шаги и лично вникал во все тонкости, которые касались государственных преобразований. Например, подчинив Псков воле Москвы, он провел своеобразное перемешивание населения: переселял псковичей целыми семьями в другие земли, а в свою очередь присылал псковичей из других областей страны. Об этом подробно рассказывается в книге известного писателя, историка и журналиста Николая Полевого «История русского народа».

Решая непростые вопросы внутренней политики, Василию III пришлось вести искусную политическую игру с западными соседями — Польшей и Литвой, издревле посягавшими на русские земли. И в этом случае московского великого князя можно с уверенностью назвать новатором: он хотел предотвратить войны и кровопролития весьма необычным для того времени способом — путем объединения стран в одно государство под своей властью. При этом Василий Иванович пообещал уважать право народов исповедовать за них свою католическую веру.

Но было еще два серьезных противника, которых русскому государю нужно было постоянно сдерживать — Крымское и Казанское ханства. Время от времени татары совершали разорительные набеги на наши земли. Война с ними велась с переменным успехом. Однако военные неудачи только закалили Василия Ивановича. Известие о провале одного из походов в Казань его ничуть не расстроило. Великого князя огорчало совсем другое обстоятельство: «Василий имел совершенное хладнокровие, узнав все обстоятельства похода; он был даже зол на немца, который, спасая свои орудия, не защитил себя. «Людей знающих больше, чем пушек», — говорил он», — пишет Николай Полевой.

Говоря о личных качествах Василия III, стоит отметить его отношение к политическим соперникам: очень часто, наказывая их, он быстро прощал. По мнению исследователей, это было связано с любовью к женщине, смягчившей сердце великого князя. Он был дважды женат. Первая супруга Соломония Сабурова, брак с которой был бездетным, хоть и не любил ее, но питал к ней теплые дружеские чувства. Настоящее всепоглощающее чувство Василий Иванович испытывал к княгине Елене Глинской. Именно она заставила государя развестись — процесс тяжелый и осуждающий по тем временам. Это отражено в «Истории русского народа» Полевого.

Так или иначе, именно этот союз, с Еленой, стал счастливым: в 1530 году в семье московского князя родился наследник — Иван. Тот самый, которого потом назовут Грозным… Через два года княгиня родила второго сына Юрия.

Василию III не суждено было воспитывать своих детей. В 1533 году он умер. Причиной смерти, по некоторым данным, стал подкожный абсцесс. Ряд ученых предполагают, что это была последняя стадия рака, но тогда в России об этом заболевании не догадывались. Елена Глинская, известная своим крутым нравом и стальным неженственным характером, узнав о смерти мужа, наверное, впервые публично показала свои глубокие чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts