Из чего поливали святой водой в обряде крещения у ранних христиан: Святая вода в православии
Содержание
Святая вода в православии
Вода… Влага, несущая жизнь, и стихия, сметающая все на своем пути. Вода благословения и потопа. Какие виды святой воды существуют в православной христианской традиции и для чего они нужны?
Вода в Библии
Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. Водой называется неоформленная материя в самом начале творения мира: после того как Бог «в начале» сотворил небо и землю, «Дух Божий носился над водою». Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного «из праха земного», вода тоже играет очень важную роль.
Человек – часть этого мира. Принадлежа душой к миру небесному, духовному, своим телом человек всецело принадлежит миру материальному, — миру, в котором так важна вода, которая присутствует везде, где встречается жизнь любом ее проявлении. Поэтому первый аспект религиозной символики воды – это вода как начало, несущее жизнь.
Но вода может стать и грозной стихией, стать символом разрушения и смерти. Таинственная черная глубина воды способна убить и уничтожить, стереть с лица земли города и цивилизации, стать образом иррациональной и неуправляемой стихии. Первый человеческий мир, как рассказывает первая книга Библии, погиб в водах потопа. Такой способ избрал Бог, чтобы уничтожить мир, в котором зло стало абсолютно преобладать над добром. Не знак ли это того, что когда человек живет во зле, сам мир, созданный Богом для того чтобы быть в гармонии с человеком, восстает против своего «повелителя»? Христиане веруют, что грехопадение первых людей повредило не только самому человеку, но внесло дисбаланс во все мироздание: образ отношения людей друг с другом и с миром стал иным, не таким, каким задумал его Бог. И теперь вода, некогда бывшая началом жизни, становится стихией, несущей смерть.
Но став разрушительной, вода как символ приобретает еще одно измерение: она очищает. Воды потопа по велению Божию очистили мир от тотального засилья греха. Чистота, возрождение и обновление – третий аспект символики воды в библейской культуре. Вода смывает грязь, очищает тело, одежду и жилище. Эта символика воды – основанная на ее самых естественных свойствах — пронизывает всю Библию.
Великое освящение воды
Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление. Весь мир, вода как его часть, человек как его «венец» — сотворены Богом изначально добрыми, «благими» в своей сущности. Но та же материя, «добрая» в своей основе, послужила орудием падения человека, что привело его к рабству греху и смерти. Но во Христе – Боге воплотившемся – и Его властью вещество может снова стать символом Божия присутствия и Его славы, стать материей таинства, соединяющего человека с Богом.
Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды. Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, — это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, — в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире.
Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А способный благодарить, человек становится свободным по отношению как к Богу, так и к миру.
«Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», — молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа.
Малое освящение воды
Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью.
Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено.
Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения.
В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» — по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия.
Зачем это нужно?
Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели — обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
зачем и как освящают воду, мифы и суеверия
Содержание статьи
- Освящение воды
- Зачем освящают воду?
- Как освящают крещенскую воду?
- Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?
- Как пользоваться святой водой?
- Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?
- Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
- Бывает ли, что святая вода «не помогает»?
- Действительно ли вода всю неделю является крещенской?
- Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае?
- Почему святая вода может испортиться?
- Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?
- Вопросы и ответы о святой воде
Освящение воды
Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье!
Зачем освящают воду?
Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.
В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».
Как освящают крещенскую воду?
Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».
Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.
Как пользоваться святой водой?
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?
– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.
Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.
Священник Михаил Михайлов.
Читайте также — Зачем освящение воды совершается дважды?
Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
Бывает ли, что святая вода «не помогает»?
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др. , включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему».Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
Действительно ли вода всю неделю является крещенской?
Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.
архимандрит Амвросий (Ермаков)
Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае?
Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, — скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.
протоиерей Максим Козлов
Почему святая вода может испортиться?
Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…
Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…
Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.
Священник Михаил Михайлов.
Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?
С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.
Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине.
А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.
Протоиерей Максим Козлов.
Вопросы и ответы о святой воде
Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла
Алла!
Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?
С уважением
Свящ.Алексий Колосов
Подскажите пожалуйста, в который день брать святую воду, 18 или 19 января?
Здравствуйте, Николай!
Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? Благодарю. Игорь.
Здравствуйте, Игорь! В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.
Читайте также — Святая вода в православии
В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик? С уважением Александр.
Здравствуйте, Александр!
Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена
Здравствуйте, Елена!
Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др. ) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?
Здравствуйте, Лена!
При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать? Марина
Здравствуйте, Марина!
В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.
С уважением, священник Александр Ильяшенко.
Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи. Благодарю за ответ. Елена
Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.
Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии
Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария.
Здравствуйте, Мария!
Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр.
Здравствуйте, Александр!
Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.
С уважением, свящ. Дионисий Свечников.
С использованием материалов сайтов Саратовской епархии, Татьянин день, Православие.ру
Читайте также:
- Вода святая, вода крещенская: мифы и суеверия
- Крещенский сочельник: очистит ли нас святая вода?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как практиковалось крещение в ранней Церкви? —Aleteia
Прежде чем Иисус вознесся на Небеса, он повелел ученикам: « Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Мф. 28:19).
В первые века существования Церкви это велось по примеру Иисуса. Он был крещен в реке Иордан святым Иоанном Крестителем, и в результате христиане предпочли крещение в местах с легкодоступной проточной водой.
Дидахе , анонимный христианский трактат, датируемый периодом между 65 и 80 годами, дает конкретные указания относительно того, где должно происходить крещение.
А что касается крещения, то крестите так: Сказав все это прежде, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Но если у вас нет живой воды, крестите в иной воде; а если нельзя в мороз, то в тепло. А если и того и другого не имеете, трижды излейте воду на голову во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но перед крещением пусть постится и крестящий, и крещаемый, и все, что могут другие; но прикажи крещеным поститься за один или два дня до того.
В этом раннем наставлении объясняется, что крещение можно было совершать полным погружением в реку или другую «живую воду» или просто трижды поливая голову водой. Обе формы были действительными и использовались в зависимости от ситуации. Пост, как видно из приведенной выше цитаты, также был важной частью подготовки к крещению и включал в себя как «крестителя» (то есть священника или диакона), так и того, кто «крестился».
Древний текст III века под названием Апостольское Предание, обычно приписываемое Ипполиту Римскому, объясняет, как обряд крещения был окружен многими другими церемониями. Ниже приводится краткое руководство по основным частям крещения в ранней Церкви ( Примечание: это не включает каждую мельчайшую деталь, а только основы. )
Экзорцизм
Церкви), которым предшествовало несколько мелких «экзорцизмов», когда священник или епископ возносил молитвы над оглашенными, готовившимися к крещению, освобождая их от всякой привязанности к греху.
Подробнее:
Эти мощные экзорцизмы совершаются в приходах каждый год
Всенощное бдение
Согласно чтение и обучение». Крещение стало серьезным изменением в жизни этих первых новообращенных, и Церковь хотела убедиться, что они были хорошо подготовлены.
Исповедь веры и отречение от греха
Перед совершением крещения оглашенные должны были исповедовать свою веру перед священником/епископом и отказаться от прежнего образа жизни. Католическая энциклопедия объясняет, как практиковалось это отречение и исповедание.
Оглашенный, стоящий лицом на запад , что символизировало обитель тьмы, и протягивающий руку, а иногда и выплевывающий, вопреки и отвращение к дьяволу, имел обыкновение произносить это отречение. Также было принято после этого, чтобы кандидат на крещение давал явное обещание послушания Христу. Это называлось греками syntassesthai Christo , отдача себя под контроль Христа. Св. Иустин Мученик свидетельствует, что крещение совершали только те, кто вместе со своим исповеданием веры давал обещание или обет, что они будут жить в соответствии с христианским кодексом… Во время этого заявления о привязанности к Иисусу Христу человек, подлежащий крещению повернулся на восток, как к области света.
Помазание маслом
Подлежащие крещению были помазаны маслом до и после крещения. Первое масло было «маслом экзорцизма», а второе масло после крещения символизировало их помазание на тройную миссию «священника, пророка и царя». Нынешняя формула помазания новокрещенных объясняет этот символизм: «Как Христос был помазан Священником, Пророком и Царем, так и вы всегда можете жить как член Его тела, разделяя вечную жизнь».
Снять старое, чтобы облечься в новое
Апостольское Предание объясняет, как крестящиеся должны «снять одежду» и войти в воду «нагими». Ученые спорят о том, в какой степени крещение было «нагим» и означало ли оно просто верхнюю одежду или всю одежду. В любом случае это духовно представляло особую «смерть» для старого «я» и твердый уход от греха. Это было физическое напоминание о том, что они должны были родиться новым человеком в крещении и должны были сбросить свои старые пути, сбросить свои старые одежды, чтобы облечься в новую жизнь во Христе.
Сразу после крещения новокрещенные надевали белую одежду, которая символизировала очищение от грехов и чистоту души, заново рожденной в купели крещения.
Текущий обряд крещения в католической церкви иллюстрирует этот символизм.
Ты стал новым творением,
и облекся во Христа.
Увидьте в этой белой одежде внешний признак вашего христианского достоинства.
С семьей и друзьями, чтобы помочь вам словом и примером,
принеси это достоинство незапятнанным
в вечную жизнь на небесах.
Во многих отношениях католическая церковь добросовестно поддерживает ранние практики крещения, которые наиболее полно проявляются в Ритуале христианского подражания для взрослых, но также могут быть замечены в сжатой форме в крещении младенцев.
Крещение – прекрасное таинство, которое навеки запечатлевает душу христианина.
Подробнее:
Библейская причина, по которой католики крестят младенцев
Подробнее:
Знаете ли вы дату своего крещения?
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святая Вода
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого сайта в виде мгновенной загрузки. Включает «Католическую энциклопедию», «Отцов церкви», «Сумму», Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…
Использование святой воды в ранние дни христианской эры подтверждается документами сравнительно позднего времени. «Апостольские постановления», редакция которых восходит примерно к 400 году, приписывают апостолу св. Матфею завет употребления святой воды. Письмо, написанное от имени папы Александра I, жившего во втором веке, апокрифично и относится к более позднему времени; следовательно, первое историческое свидетельство не восходит к пятому веку. Однако допустимо предположить в качестве аргумента, что в самые ранние христианские времена вода использовалась для искупительных и очистительных целей, аналогично тому, как ее применяли в иудейском законе. Поскольку во многих случаях вода, используемая для Таинства Крещения, была проточной, морской или речной водой, она не могла получить такое же благословение, как вода, содержащаяся в баптистериях. В этом конкретном вопросе ранняя литургия неясна, но два недавних открытия представляют большой интерес. Понтификал Серапиона Фумисского, епископа четвертого века, а также «testamentum Domini», сирийское сочинение, датируемое пятым-шестым веками, содержат благословение маслом и водой во время мессы. следует: «Мы благословляем эти создания во Имя Иисуса Христа, Твоего Единородного Сына; мы призываем на этой воде и этом масле Имя Того, Кто пострадал, Кто был распят, Кто воскрес из мертвых и кто сидит одесную Даруй этим созданиям силу исцелять, пусть все лихорадки, всякий злой дух и все болезни будут обращены в бегство тем, кто либо выпьет эти напитки, либо помазается ими, и да будут они лекарством во Имя Иисус Христос, Твой единственный Сын». Уже в четвертом веке в различных писаниях, подлинность которых не вызывает сомнений, упоминается употребление воды, освященной либо только что упомянутым литургическим благословением, либо личным благословением какого-либо святого человека. Св. Епифаний (Contra haeres., lib. I, haer. xxx) сообщает, что в Тивериаде человек по имени Иосиф облил водой сумасшедшего, предварительно перекрестившись и произнес над водой такие слова: «Во имя Иисуса Христа из Назарета, распятого, отойди от этого несчастного, дух адский, и да исцелится!» Иосиф был обращен и впоследствии использовал ту же процедуру для преодоления колдовства; тем не менее, он не был ни епископом, ни клириком. Феодорит ( Church History V.21) рассказывает, что Марцелл, епископ Апамейский, освятил воду крестным знамением и что Афраат вылечил одну из лошадей императора, напоив ее водой, освященной крестным знамением («Hist. relig. .», c. viii, в PG, LXXXII, col. 1244, 1375). На Западе делаются аналогичные аттестации. Григорий Турский («О славе исповеди», ок. 82) рассказывает об отшельнике по имени Евситий, который жил в шестом веке и обладал способностью излечивать четырехдневную лихорадку, давая ее жертвам пить воду, которую он благословил; мы могли бы упомянуть много других примеров, хранимых этим же Грегори («De Miraculis S. Martini», II, xxxix; «Mirac. S. Juliani», II, iii, xxv, xxvi; «Liber de Passione S. Juliani»; «Vitae Patrum», ч. IV, п. 3). Известно, что некоторые верующие верили, что святая вода обладает целебными свойствами при некоторых заболеваниях, и что это относится к особому способу крещенской воды. В некоторых местах его бережно хранили в течение всего года и, поскольку его использовали при крещении, считали непорочным. Эта вера распространилась с Востока на Запад; и едва было совершено крещение, как люди венчали себя всевозможными сосудами и уносили воду, одни бережно храня ее в своих домах, а другие поливая ею свои поля, виноградники и сады («Ordo rom. I» , 42, в «Муз. итал.», II, 26).
Однако крещенская вода была не единственной святой водой. Некоторые из них постоянно оставлялись у входа в христианские церкви, где клирик окроплял верующих, когда они входили, и по этой причине назывался гидрокомет или «водопроводник», название, которое появляется в надписи письма Синезия. в котором делается намек на «светлую воду, помещенную в притворе храма». Эта вода, возможно, освящалась по мере необходимости, и церковные обычаи в этом отношении могли различаться. Вальсамон говорит нам, что в греческой церкви «делали» святую воду в начале каждого лунного месяца. Вполне возможно, что согласно правилу 65 Константинопольского собора 69 г.1, этот обряд был установлен с целью окончательно вытеснить языческий праздник новолуния и предать его забвению. На Западе Дом Мартен заявляет, что до девятого века ничего не было найдено относительно благословения и окропления воды, которое происходит каждое воскресенье во время мессы. В то время папа Лев IV приказал, чтобы каждый священник каждое воскресенье освящал воду в своей церкви и окроплял ее. люди с ним: «Omni die Dominico, ante missam, aquam benedictam facite, unde populus et loca fidelium aspergantur» (PL, CXV, столбец 679).). Хинкмар из Реймса дал следующие указания: «Каждое воскресенье перед мессой священник должен освящать воду в своей церкви, и для этой святой цели он должен использовать чистый и подходящий сосуд. Люди, входя в церковь, , должны быть окроплены этой водой, и те, кто желает, могут унести некоторые из них в чистых сосудах, чтобы окропить свои дома, поля, виноградники и скот, и корм, которым эти последние питаются, а также выбросить свою собственную пищу» («Capitula synodalia», гл. V, в PL, CXXV, кол., 774). С тех пор в целом соблюдалось правило освящать воду от клеветы на воскресной мессе, но точное время, установленное Львом IV и Хинкмаром, не везде соблюдалось. В Туре благословение совершалось в субботу перед вечерней; в Камбре и Арасе его должны были давать без церемоний в ризнице перед чтением прайм-часа; в Альби в пятнадцатом веке церемония проводилась в ризнице перед Терцией; и в Суассоне, на самой высокой из ступеней святилища, перед Терцией; тогда как в Лаоне и Санлисе в четырнадцатом столетии это происходило на хорах до часа Терции. Есть два воскресенья, в которые вода не освящается и, кажется, никогда не освящается: это Пасхальное воскресенье и Пятидесятница. Причина в том, что накануне этих двух праздников вода для крещенских купелей освящается и освящается, и перед смешиванием ее со святым миром верующим разрешается взять часть ее к себе домой и оставить для употребления на время. необходимости.
Sources
BARRAUD, De l’eau benite et des vases destines a la contenir в Bulletin Monumental, 4-я серия, том. VI (1870), с. 393-467; PFANNENSCHMIDT, Weihwasser im heidnischen und christlichen Cultus (Ганновер, 1869 г.).
Об этой странице
Цитата APA. Леклерк, Х. (1910). Святая вода. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/07432a.htm
Ссылка на MLA. Леклерк, Анри. «Святая вода.» Католическая энциклопедия. Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 19 лет.10.