Из чего сделана церковь покрова на нерли: что мы не знаем о нем? – Православный журнал «Фома»
Содержание
что мы не знаем о нем? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 8 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.
Каменных дел мастера: кто построил?
Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Строительство за год: когда построили?
Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?
Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь Давид
На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.
Лев
Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Разливы: почему именно в этом месте?
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.
Фото Алексея Пичугина
когда возникла церковь, кем воздвигнута
Скромный белокаменный храм, стоящий на высоком берегу Нерли, удивительным образом оказался в числе самых знаменитых объектов русского зодчества. Популярность церкви связана не только с ее красотой, примечательна история создания и наречения храма Покрова на Нерли. Каждый год в маленький поселок Боголюбово, что в Суздальском районе Владимирской области, стекаются тысячи паломников, чтобы полюбоваться церковью, красоту которой сравнивают с юной девушкой.
Содержание
История церкви Покрова на Нерли
Поселок Боголюбово — некогда резиденция Андрея Боголюбского, основанная в 1158 году. Именно князь был тем, кто основал храм на Нерли. Выбор места для резиденции не случаен. Согласно легенде, князь возвращался из Киева с иконой Богородицы. Вдруг обоз остановился, лошади заупрямились. И тут перед князем возник образ Святой Девы, которая сказала, что на этом месте необходимо построить город.
Князь начал строительство города, который хотел сделать таким же значимым центром православия, каким в то время был Киев. Существуют две версии, почему Андрей Боголюбский выбрал для создания храма именно то место на Нерли, где он сейчас стоит:
- Это была «парадная» церковь, предваряющая резиденцию. Она первой «встречала» гостей, прибывающих во Владимирское княжество по воде, то есть по Клязьме и Нерли. Позже князь построил при храме монастырь, но действовать он начал лишь с 16 века. Церковь на Нерли, как все княжеские храмы того времени, имела хоры, но функция их была иной: там княжеская семья причащалась, а также сидела во время служб.
- Вторая версия возникновения — храм на Нерли был не «парадным», а монастырским. Некоторые историки полагают, что монастырь при церкви действовал с самого начала. В те годы Андрею Боголюбскому было не до «парадности»: княжеству угрожали булгары с Волги. Причем церковь стояла на границе княжества и вражеских территорий, и при нападении булгар первая подверглась бы разрушению. Из чего историки сделали вывод, что церковь и монастырь при ней были хорошо укреплены. Правда, археологических доказательств присутствия на этом месте защитных укреплений найти не удалось.
Монастырь при церкви на Нерли упоминается в письменных источниках конца 16 века как домовое патриаршее владение. Вторая половина 17 века была периодом расцвета монастыря. Постепенно монастырские доходы падали. В 1784 году игумен монастыря в Боголюбово получил разрешение разрушить церковь Покрова, чтобы использовать ее камень для строительства колокольни. Но денег было так мало, что их не хватило даже на разрушение храма.
В 1992 году храм Покрова на Нерли включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А луг в Боголюбово, где стоит церковь, обозначен как особо охраняемая природная территория.
В 1803 году церковь Покрова обрела нынешний вид: на куполе установили железную «луковицу». Сейчас сам храм на Нерли и территория вокруг архитектурного памятника, являясь региональным историко-ландшафтным комплексом, принадлежит Русской православной церкви, входит в комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сама церковь Покрова — архитектурная часть Богородице-Рождественского монастыря, принадлежащего Владимирской митрополии.
Строительство
Сказать точно, кем был построен храм Покрова на Нерли, невозможно. Известно лишь, что затеял строительство Андрей Боголюбский, и, скорее всего, пригласил зарубежных зодчих. Об этом можно прочитать в письмах Василия Татищева, датированных 18 веком. Историк пишет, ссылаясь на некую не сохранившуюся до нашего времени летопись, что римский император Фридрих Барбаросса отправил к Андрею Боголюбскому строителей, тех приняли сначала во Владимире, затем в Боголюбове.
Высока вероятность, что римские зодчие действительно работали во Владимирском княжестве, так как все белокаменные храмовые постройки, относящиеся к периоду до прихода монголов, выполнены в романском стиле, бывшем тогда основным в Священной Римской империи.
Точно неизвестно и то, когда был возведен храм Покрова на Нерли. В этом вопросе мнение историков делится надвое:
- Согласно мнению историка Татьяны Тимофеевой, Андрей Боголюбский возвел храм в 1158 году. Править во Владимирских землях он начал годом раньше — в 1157-ом. Согласно летописным источникам, на своих землях князь возвел две церкви: Покровскую, о которой идет речь, и Рождественскую. Вторая сейчас — архитектурная часть Боголюбского монастыря и руин княжеской резиденции, она подверглась значительной переделке в 18 веке.
- Известный археолог и церковный историк Николай Воронин имеет другое мнение: князь Андрей Боголюбский возвел храм в 1165 году в честь своего сына Изяслава и других воинов, павших в борьбе с булгарами. Свою версию историк основывает на житие князя, а также на результатах собственных археологических раскопок.
В летописях указано, что церковь Покрова на Нерли возвели всего за год. Хотя обычно в то время на строительство храмов отводилось 3–4 года. Этот факт легко объясним: храм Покрова небольшой и довольно простой в архитектурном плане, тогдашние зодчие вполне могли справиться за год.
Наречение храма
Наречение церкви в честь Покрова Богородицы — нехарактерное для того исторического периода явление. В византийской церковной культуре не было празднования Покрова, эту традицию, как принято считать, ввел князь Андрей Боголюбский. Первые письменные упоминания об этом празднике датируются 13 веком, нет ни одного источника, указывающего на отношение князя к популяризации этого библейского события. В церковных летописях домонгольского периода указано, что церковь на Нерли посвящена просто Богородице. Поэтому с высокой вероятностью наречение в честь Покрова храм получил веком позже.
Праздник Покрова — память о чуде, произошедшем в Константинополе в 10 веке. Когда город находился под осадой мусульман, его жители собрались в храме, чтобы воззвать о спасении. В храме находился юродивый, который заметил среди молящихся саму Богородицу. Она сняла с головы свой покров, накрыла прихожан. Это был символ заступничества. Город не сдался под натиском арабских кочевников.
Андрей Боголюбский с особым почтением относился к Богородице, практически все храмовые постройки периода его владычества посвящены ей. В значительной степени это было связано с произошедшим в его жизни чудесным событием. В военные походы князь непременно брал крест, иконы Богоматери и Спаса. Во время очередной битвы с булгарами эти иконы внезапно засияли, это оказалось предвестием победы княжеского войска.
Но храм на Нерли — первый в русской истории, носящий имя не самой Богородицы, а ее Покрова. Причем в течение двух столетий он оставался единственным храмовым строением, посвященным чудесному происшествию в Константинополе. Возведение Покровских церквей на Руси началось лишь в 14 веке.
Архитектура
Уникальность храма Покрова не столько в его архитектуре, сколько в месте расположения. Строение высится на пойменном лугу. Вокруг заливаемая в половодье низменность, а сам храм стоит на небольшой возвышенности, имеющей не природное, а рукотворное происхождение. Высота искусственного холма примерно 3 м, в древности на нем стояло несколько монастырских строений.
Раньше берег, где стоит церковь, был точкой слияния Нерли и Клязьмы. Сегодня реки текут по другим руслам, а возле храма осталась старица.
Строительная и стилевая основа типична для русской архитектуры того периода. Фундамент ленточный, составленный из необработанного камня разной формы, укрепленного известью. Он находится на 1,6 м под землей, а продолжают его стены 3,7 м, закрытые суглинками искусственной возвышенности. То есть общая глубина фундамента превышает 5 м. Склоны холма имели белокаменную облицовку. Такая конструкция фундамента делала храм неуязвимым для речной воды, поднимавшейся при разливах на высоту почти 5 м.
От изначальной архитектуры 12 века мало что сохранилось. Но основа осталась неизменной: небольшая 4-гранная главная часть храма в форме квадрата со стороной примерно 10 м, квадратный подкупольник со стороной 3,2 м, 3 апсида и одна главка.
Храм Покрова относится к крестово-купольным, аркатурно-колончатым. Стены направлены вертикально, но визуально кажутся чуть наклоненными к куполу, благодаря чему церковь выглядит более высокой, стремящейся ввысь. Ощущение возвышенности отмечается и в интерьере, несмотря на его компактность, это благодаря сужающимся к куполу крещатым колоннам.
Стены со стороны юга и севера разделены на сегменты неодинаково. С восточной стороны сегменты узкие. Но суммарно боковые аспиды и сегменты восточной стены по ширине почти соответствуют среднеразмерным сегментам, благодаря чему в композиционном плане церковь смотрится гармонично. Пилястры на внешних сторонах стен аналогичны лизенам, что находятся внутри. По толщине они превышают стены в 1,5 раза.
Интерьер
Как был украшен храм Покрова на Нерли изначально, узнать уже никогда не удастся. Интерьерный декор был уничтожен при обновлении церкви в 1877 году. Известно лишь, что в изначальном варианте пол покрывали плиты из майолики, а внутренние стены были декорированы росписью и фресками.
А вот фасадный декор в значительной степени сохранился со времени постройки. Его нельзя назвать роскошным, если сравнивать с белокаменными храмами последующих периодов. Но, несмотря на простоту, внешний декор церкви на Нерли весьма символичный. Основу его слагают множественные барельефы:
- сидящий на троне царь Давид с псалтырем в левой руке — центральный образ на фасадах с 3-х сторон храма, почитается в православии как мудрый и благочестивый правитель;
- львы, окружающие царя Давида, — личный символ Владимирских и Суздальских князей, в том числе Андрея Боголюбского;
- голуби с двух сторон от царя Давида — олицетворение Святого Духа;
- грифон с оленем в лапах — олицетворение Спасителя, несущего христианскую душу;
- женские маски, опоясывающие стены храма, — традиционный декор романской храмовой архитектуры, хотя в отношении церкви на Нерли могут символизировать лик Богородицы.
Археологические раскопки и находки
Благодаря раскопкам, археологам удалось выяснить многое из того, как выглядел храм Покрова изначально. Церковь была окружена галереей, склоны холма были облицованы белой плиткой, а к речному берегу можно было спуститься по лестнице, которая тоже была сделана из белого камня. Это самый вероятный из нескольких вариантов реконструкции изначального вида храма, предложенных археологами и историками.
В 19 веке археолог Николай Артлебен обнаружил на расстоянии больше 2 м от стен белокаменные остатки, из чего сделал вывод, что это постройки, которые не сохранились. Спустя век Николай Воронин подтвердил это предположение, организовав масштабные раскопки, в результате которых обнаружил фундаменты белокаменных галерей, примыкавших к церкви с юга, севера и запада.
Также при раскопках были обнаружены скульптурные львы. Где они находились изначально, сказать уже невозможно. Археологи предполагают, что львы стояли либо на причале, к которому спускалась храмовая лестница, либо непосредственно у входа в храм Покрова.
Церковь Покрова на Нерли описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Боголюбово. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеЦерковь Покрова на Нерли, «поэма в камне», по праву считается одним из главных символов России. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, известен повсюду, а его красоту стоит увидеть хотя бы раз. История храмаВ 12 веке расцвет Владимиро-Суздальского княжества . Он становится центром русских земель и закладывает основу для развития его преемника, Московского княжества. Активное строительство во Владимире и его окрестностях связано с именем князя Андрея Боголюбского – именно в годы его правления княжество достигло небывалого могущества и богатства. Он обнес Владимир новой стеной, построил там новый Успенский собор и основал свою резиденцию недалеко от города — в Боголюбове. Князь много воевал: в 1169 г.взял Киев, в 1170 г. осадил Новгород и в результате заключил выгодный для себя мир, ходил походами в Волжскую Булгарию. Во вторую поездку он взял с собой старшего сына — Изяслава . Был ранен и по возвращении во Владимир умер от ран. Это было в память о юном князе, который умер, не дожив до восемнадцати лет, и была построена церковь Покрова на Нерли . В летописях сказано, что он был построен всего на один сезон, поэтому чаще всего датой его постройки считают 1165 — год смерти Изяслава Андреевича. Однако другие ученые называют несколько более поздние даты — 1166 или 1167 год, а некоторые считают, что он был построен на несколько лет раньше, вместе со всем комплексом боголюбовских построек. Храм освящен в честь праздника Покрова . Считается, что этот праздник начали массово отмечать в России при Андрее Боголюбском — он его любил. Дело в том, что этот праздник связан с именем Святой Андрей-юродивый — небесный покровитель князя. Это была св. Богородица, явившаяся когда-то Андрею, простирая Свое покрывало на молящихся, просивших у Нее покровительства. При князе Андрее Боголюбском византийский праздник стал особо отмечаться на Руси и вскоре стал одним из самых любимых в народе. Однако, по другим версиям, этот праздник появился позже, и первоначально церковь была просто посвящена Богородице. Дело в том, что все остальные Покровские храмы и все иконы Покрова Богородицы, дошедшие до нашего времени, относятся к более позднему времени. Церковь когда-то находилась в самом устье реки Нерли — там, где она впадала в Клязьму. С тех пор русло сместилось, и здание оказалось стоящим возле живописной старицы. И тогда оно было на самом видном месте — как раз там, где купеческие суда поворачивали к Боголюбову, и как бы встречали всех проходящих мимо. Когда-то вокруг этого храма был небольшой Покровский монастырь . В 17 веке он был даже довольно богат, но в середине 18 века был упразднен. Это было в 1764 году, а сама церковь была приписана к соседней Боголюбский монастырь . Но он стоял в отдалении и почти не приносил дохода, так что в 1784 году его даже чуть не снесли в камень. Официальное разрешение на это было получено, но на анализ тоже нужны средства — а в Боголюбском монастыре их не нашлось, поэтому храм чудом уцелел. Научные исследования церкви начались в середине 19 века. Архитектор-реставратор Артлебен Н. начинает изучение Владимиро-Суздальского зодчества. Он создает проект реставрации Золотые ворота во Владимире , а в 1858 году ведутся раскопки вокруг Покровской церкви. В 1877 году церковь реставрировали и довольно неудачно — из-за этой реставрации, например, полностью утрачена первоначальная фресковая роспись. Храм действует до 1923 года, затем закрыт. В 1950-е годы начались новые раскопки под руководством Н. Воронина. С 1992 года храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас церковь действующая, доступ к ней открыт для всех. Фрески не реставрировались , поэтому внутри все совершенно просто и светло, и не менее впечатляюще, чем снаружи. Поэма в камнеАртель, которую Андрей Боголюбский нанял для строительства, состояла из мастеров из разных стран. Например, известно, что знаменитый император Фридрих Барбаросса прислал за ней к Андрею нескольких мастеров. Сооружение было не очень простым: место в самом устье реки могло быть затоплено, поэтому сначала был насыпан искусственный холм по самой передовой технологии того времени. Был заложен глубокий фундамент, на нем сооружены каменные стены высотой в четыре метра, они составили основу холма и засыпаны землей, а сверху еще обложены камнем. К настоящему времени холм несколько ослиный — его высота всего три метра. Но так или иначе, церковь построена настолько прочно, что разливы ей не грозят и сейчас. Нынешний вид церкви, которая кажется нам такой красивой и гармоничной, не совсем то, что думали и видели перед собой люди в 12 веке. От первоначального вида сохранился только основной том с одной главой . Сейчас храм имеет луковичное завершение, но в те времена, скорее всего, купол был шлемовидным. При этом, скорее всего, церковь окружали широких галерей . Их останки были найдены при раскопках. Но, к сожалению, точной датировки появления этих галерей нет. Во всяком случае, они были построены на столь же прочном фундаменте, а их высота составляла пять с половиной метров. Следы их сохранились в самом облике церкви: если присмотреться, то видно, что ее окна на южном фасаде несимметричны. Когда-то здесь была внутренняя лестница, и с галереи можно было сразу попасть на хоры церкви. Существует не один, а несколько вариантов воссоздания первоначального вида храма. Основными сведениями мы обязаны архитектору-реставратору Н. Воронину, проводившему исследования в 1950-х гг. Именно он создал первую реконструкцию галерей. Но на самом деле мы не знаем, были ли эти галереи открытыми или закрытыми, как именно они выглядели и из чего были сделаны — полностью деревянными или частично каменными. Главное украшение церкви Покрова-на-Нерли является «визитной карточкой» владимиро-суздальского зодчества этого времени — великолепный белокаменная резьба … Изображения царя Давида свидетельствуют о том, что церковь была «княжеской». Изображения львов — символов силы — типичный мотив древнерусской резьбы. Изображенные на стенах птицы могут быть голубями, символами мира и простоты, а могут быть орлами — символами высоты духа. Встречаются изображения грифонов с оленями: в христианской символике переосмыслена классическая «сцена мучений». Грифоны символизируют Христа, ловящего души. Несмотря на то, что на стенах одинаковые изображения: царь Давид, львы, грифоны, птицы — нет ни одного похожего . Считается, что они выполнялись по одной и той же схеме, но разными мастерами. Женские лица вообще загадка — их сохранилось девятнадцать по всему периметру церкви. Все они имеют разные черты лица, возможно, даже с портретным сходством с какими-то неизвестными девушками. Считается, что они символизируют не саму Богородицу, а шествие сопровождающих ее праведных дев. Резной пояс в виде арок и полуколонн с фигурными консолями имеет прямые параллели в итальянской архитектуре — возможно, выполнен западными мастерами. Все консоли разные, иногда красивые, иногда гротескные, и об их значении можно догадываться бесконечно. Но, во всяком случае, в западных средневековых соборах тоже любили изображать странных химер и прочих чудовищ. Рядом со знаменитой Покровской церковью есть еще одна — Церковь Трех Святителей 1884 года постройки . Сейчас он используется как сувенирный магазин и сторожка. Интересные факты
Примечания
|
‘Лебединый храм’ Церковь Покрова на Нерли (Россия)
Недалеко от города Владимира -Суздальское княжество, в свое время самое могущественное на Руси — там храм, несмотря на междоусобицы князей и монголо-татарское иго, удивительным образом сохранившийся с XII века. Церковь Покрова на Нерли, несомненно, является крупнейшей жемчужиной среди «белокаменных памятников Владимира и Суздаля», которые с 19 века включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.92.
Пожалуй, самой устойчивой ассоциацией среди всех, что могут возникнуть при слове «памятники древнерусского зодчества», будет словосочетание «Храм Покрова на Нерли». Белокаменный храм на зеленом холме стоит в полутора километрах от города-крепости Боголюбов. Он был построен в честь Великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы и в память Изяслава Андреевича — сына князя Андрея Боголюбского, одержавшего убедительную победу над булгарами в середине XII века. Князь Изяслав отошел ко Господу от ран, полученных в бою. В память о сыне Андрей Боголюбский решил воздвигнуть храм на заливных лугах — там, где встречаются воды Нерли и Клязьмы.
Имена тех, кто был строителями этого удивительного храма, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Но, несомненно, это были очень опытные архитекторы, использующие самые передовые для своей эпохи технологии. Сначала для церкви сделали искусственный холм из камней, которые скрепили между собой глиной. Стены храма были углублены на пять метров, а все его помещения отделаны каменными плитами. Благодаря такому конструктивному решению даже в самые глубокие речные разливы в подвале храма сухо.
Храм Покрова на Нерли – первый храм на территории России, освященный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до начала его строительства во Владимиро-Суздальской Руси было установлено это празднование — причем с региональным колоритом: как воспоминание об особой милости Пресвятой Богородицы к Владимирской земле. Интересно, что главный храм Владимира был освящен во имя Царицы Небесной — чего не было в ту эпоху ни в Новгороде, ни в Киеве, ни в Пскове.
Многое было сказано о красоте храма на протяжении веков. Церковь Покрова на Нерли уподоблялась искусствоведами разных времен то стихам, запечатленным в камне, то легкой мелодии, летящей ввысь. Такие параллели невольно возникают при созерцании высоких, светлых сводов церкви, возвышающихся на четырех сужающихся кверху опорных столбах.
Фрески на стенах храма изображали пророка и псалмопевца Давида, восседающего на царском троне в окружении парящих в воздухе голубей, а также грифонов и львов у его ног. Три женских лика на фресках – символические изображения Царицы Небесной.
В бурном восемнадцатом веке, когда молодой России, двигавшейся на запад, было не до памятников седой старины, церковь Покрова на Нерли была утеряна почти безвозвратно. Крыша рушилась, купол грозил обрушиться, сильно пострадали резные барельефы. Состояние уникального храма было настолько запущенным, что настоятель Боголюбовского мужского монастыря просил у иерархов разрешения разобрать храм, чтобы использовать его камень в качестве строительного материала для строительства новой монастырской звонницы! По воле Божией этого не произошло: за демонтаж храма рабочие запросили такие баснословные деньги, что епархия решила не только оставить храм в покое, но и провести в нем реставрационные работы.
К сожалению, от некогда яркой росписи церкви Покрова на Нерли до наших дней ничего не сохранилось. Последняя часть уникальной росписи была отколота во время ремонта храма в 1877 году. Пол храма был покрыт яркими майоликовыми плитками, цвета которых как бы составляли единый узор с росписью стен.
В середине прошлого века вокруг храма проводились археологические исследования, позволившие сделать много интересных открытий. В частности, были найдены части фундамента еще одного здания – как предполагают археологи, оно принадлежало галерее, которая тянулась вдоль трех сторон церкви и соединялась с хорами церкви специальной лестницей. В архивах Владимирских земель удалось найти описания узоров, украшавших галерею и лестницу: на белом камне были вырезаны грифоны и другие мифологические существа, а главным элементом орнамента были прыгающие барсы — символ княжеская власть.
Сегодня храм Покрова на Нерли – один из красивейших храмов России. Не будет преувеличением сказать, что этот храм является одним из признанных во всем мире символов страны. Церковь находится на территории музея-заповедника, который ежегодно посещают тысячи туристов.