Избиение младенцев: Избиение младенцев

Разное

Избиение младенцев

5 ступеней веры

  • Для чего Бог попу­стил изби­е­ние мла­ден­цев свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Почему Хри­стос при Своем рож­де­нии попу­стил, чтобы из-за Него про­изо­шло изби­е­ние мла­ден­цев? свт. Фотий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский
  • Изби­е­ние мла­ден­цев Б.И. Глад­ков
  • Святые муче­ники 14000 мла­ден­цев от Ирода в Виф­ле­еме изби­ен­ные
  • Бег­ство в Египет. Изби­е­ние мла­ден­цев. Воз­вра­ще­ние в Наза­рет арх. Авер­кий (Таушев)

Избие́ние младе́нцев – эпизод ново­за­вет­ной исто­рии, опи­сан­ный в Еван­ге­лии от Матфея (Мф.2:16–18), и повест­ву­ю­щий об убий­стве царём Иродом мла­ден­цев в Виф­ле­еме и окрест­но­стях, пред­по­ла­гав­шим, что среди них ока­жется Мессия.

Хотя еван­ге­лист Матфей не уточ­няет моти­вов этого зло­де­я­ния, исто­рики много пишут о том, что Ирод очень боялся поте­рять свою власть, видя сопер­ни­ков даже среди бли­жай­ших род­ствен­ни­ков. Из-за этого он казнил жену и несколь­ких сыно­вей. Кроме того счи­та­ется, что царь стра­дал тяже­лой формой ате­ро­скле­роза, от чего был под­вер­жен при­сту­пам ярости и безу­мия.

У рим­ского писа­теля Мак­ро­бия (V в.) сохра­ни­лось такое сви­де­тель­ство: «Так как он (импе­ра­тор Август – ред.) услы­шал, что среди маль­чи­ков двух­ле­ток, кото­рых при­ка­зал истре­бить в Сирии царь иудеев Ирод, ока­зался даже его сын, сказал: “Лучше быть сви­ньей Ирода, чем сыном”» (Saturn. IV,14).

С древ­но­сти виф­ле­ем­ские мла­денцы почи­та­ются муче­ни­ками, невинно постра­дав­шими не только за Христа, но вместо Него. Наи­бо­лее раннее сви­де­тель­ство их почи­та­ния как святых муче­ни­ков содер­жится в сочи­не­ниях  сщмч. Иринея Лион­ского († 202 г.) (Против ересей. III,16,4) и сщмч. Кипри­ана Кар­фа­ген­ского († 258 г.) (Письма. 58,6). Их цер­ков­ная память впер­вые появ­ля­ется в Сакра­мен­та­рии свт. Льва Вели­кого (ок. 485 г.) и в Кар­фа­ген­ском кален­даре (ок. 505 г.). В гре­че­ском и рус­ском цер­ков­ном кален­даре их память отме­ча­ется 29 декабря по ново­юли­ан­скому и юли­ан­скому стилю соот­вет­ственно.

Хотя еван­ге­лист не назы­вает ника­ких цифр, в более позд­ней тра­ди­ции мы их нахо­дим. Так бла­жен­ный Иеро­ним пишет, что в Виф­ле­еме было убито «много тысяч» мла­ден­цев (Тол­ко­ва­ние на книгу про­рока Исайи. 7,15). В визан­тий­ской тра­ди­ции (откуда это пред­став­ле­ние пришло на Русь) назы­ва­ется 14 тысяч, в сирий­ских источ­ни­ках – 64 тысячи, а в ряде запад­ных мар­ти­ро­ло­гов – 144 тысячи мла­ден­цев. Однако, есть мнение, что такие круп­ные цифры можно при­нять только в сим­во­ли­че­ском зна­че­нии (ср. Мф.2:18 и Быт.46:22), но не исто­ри­че­ском. По под­сче­там неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей насе­ле­ние Виф­ле­ема было 300‑1000 чело­век. «Если все насе­ле­ние было 1000, с коэф­фи­ци­ен­том рож­да­е­мо­сти 30 детей в год, то мла­ден­цев муж­ского пола двух лет и ниже с трудом насчи­ты­ва­ется более 20» (Brown R. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in the Gospels of Matthew and Luke. 1999. Р. 204).  При этом пре­ступ­ле­ние Ирода не умень­ша­ется и не уве­ли­чи­ва­ется от того, убил ли он два­дцать или четыр­на­дцать тысяч мла­ден­цев, и оста­ется оди­на­ково позор­ным и бес­че­ло­веч­ным.

«Неко­то­рые недо­уме­вают, почему неспра­вед­ливо убитые за Христа мла­денцы были остав­лены в пре­не­бре­же­нии, тогда как Он Сам пред­при­нял бег­ство. Таким мы скажем, что хотя многие неспра­вед­ливо посту­пают, но никто не стра­дает неспра­вед­ливо. Всякий, кто по-види­мому неспра­вед­ливо стра­дает, стра­дает или для того, чтобы омыть свои пре­гре­ше­ния, и посему не испы­ты­вает зла, а скорее бла­го­де­я­ние, – или для того, чтобы иметь при­чину полу­чить венец, и тоже бла­го­де­тель­ству­ется, полу­чая за пере­не­се­ние вре­мен­ного несча­стья вечное успо­ко­е­ние. Итак, нано­ся­щий дру­гому обиду, конечно, при­чи­няет эту обиду, – но для пре­тер­пе­ва­ю­щего она не служит несча­стьем. Так как эти мла­денцы убиты не ради очи­ще­ния своих грехов, то ясно, что они постра­дали, чтобы быть увен­чан­ными, и посему не стра­дали неспра­вед­ливо. Может быть, эти мла­денцы и не были бы полез­ными. Если Бог даже греш­ни­ков удер­жи­вает в жизни, ожидая их обра­ще­ния, то гораздо более нужно верить, что ника­ким обра­зом Он не лишил бы жизни тех, кото­рые должны быть вели­кими в доб­ро­де­тели. И немного спустя после убий­ства мла­ден­цев, Ирод потер­пел нака­за­ние за насиль­ствен­ное убий­ство, окон­чив жизнь горь­кою смер­тью, как пишет Иосиф [Флавий]» (Евфи­мий Зига­бен. Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия от Матфея, состав­лен­ное по древним свя­то­оте­че­ским тол­ко­ва­ниям).

«Одна из цар­ских кре­по­стей, Иро­дион, нахо­ди­лась в пре­де­лах види­мо­сти из Виф­ле­ема, и, воз­можно, Ирод послал воинов оттуда. Иудеи рас­це­нили дето­убий­ство как чудо­вищ­ное язы­че­ское пре­ступ­ле­ние; этот метод, при­ме­няв­шийся рим­ля­нами по отно­ше­нию к мла­ден­цам с врож­ден­ными урод­ствами, служил также для огра­ни­че­ния роста пора­бо­щен­ного насе­ле­ния (Исх. 1:16;1Мак.1:60,61;2Мак.8:4). Как и Моисей, Иисус избе­жал участи других мла­ден­цев муж­ского пола (Исх.1-2:10), а такого про­рока, «как Моисей», ожи­дали многие иудеи (Втор.18:15,18)» (К. Кинер. Биб­лей­ский куль­турно-исто­ри­че­ский ком­мен­та­рий. Новый Завет).

  • 728 0